Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27.06.2002 № 211-П-3ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 27.06.2002 г. Тверь N 211-П-3 О Послании Губернатора Тверской области В.И. Платова Законодательному Собранию Тверской области (О положении в области и основных направлениях социально-экономической политики) Заслушав Послание Губернатора Тверской области В.И. Платова Законодательному Собранию Тверской области, Законодательное Собрание Тверской области постановляет: 1. Принять Послание Губернатора Тверской области В.И. Платова Законодательному Собранию Тверской области (О положении в области и основных направлениях социально-экономической политики) к сведению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Законодательного Собрания Тверской области М.Ж. Хасаинов ПОСЛАНИЕ Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области (О положении в области и основных направлениях социально - экономической политики) Уважаемые депутаты Законодательного Собрания! Вместе со всеми регионами России Тверская область прожила еще один непростой год. Да, он был нелегким, но во многом знаменательным и памятным для нас. Если посмотреть на карту Тверской области, то можно заметить ее сходство с картой России. Так и жизнь людей нашей области во многом схожа с жизнью людей всей России. Как бы ни складывалась социально - экономическая ситуация, наши цели оставались неизменными. О них очень четко сказано в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное - повышение уровня жизни нашего народа. Будет правильно именно с позиций достижения этих целей оценить год минувший и определить задачи на предстоящий период. 1. Удержать ситуацию Главной задачей прошлого года было обеспечение перехода от стабилизации к развитию области. Без этого нельзя рассчитывать на успех в повышении уровня жизни наших граждан. Сегодня можно сказать: экономика области медленно, но верно выходит на траекторию роста. В том, что это так, смогли убедиться самые большие скептики. За последние четыре года объем промышленного производства в области возрос более чем на 32 процента. Важно подчеркнуть, рост обеспечен не отдельными отраслями и предприятиями, а практически всеми отраслями и большинством предприятий промышленного комплекса области. В последнее время много говорится о затухании темпов экономического развития. Основания для этого есть. По-другому, думается, и быть не могло, если вспомнить, что последние три года российская экономика росла за счет высоких цен на нефть и девальвации, да и стартовали с низкой базы. Эти факторы отработали свое. Все это применимо в большей или меньшей степени и к промышленности нашей области. Более того, если принять во внимание тот факт, что "экономическое здоровье области" определяют полтора, максимум два десятка крупнейших промышленных предприятий, ориентированных на строго определенный рынок, станет ясно, что всякий сбой в их работе тут же сказывается на общей экономической картине. Это относится и к энергетике, и к машиностроению, и к химической отрасли, да и другим отраслям промышленности области. Тем не менее, складывающаяся ситуация с темпами роста нас не может не тревожить. Чтобы постоянно наращивать уровень жизни населения, мы должны не только удержать ситуацию, но и обеспечить куда более высокие темпы роста промышленного производства. Исключительную важность для экономики области имеет аграрный сектор. Можно сказать, что и здесь наметились позитивные сдвиги. Всеми категориями хозяйств в прошлом году значительно больше предыдущего года получено зерна, льноволокна, картофеля и овощей. Значительно укреплена кормовая база, что позволило увеличить продуктивность молочного стада, сократился падеж скота. Стабилизировалась работа птицеводческого комплекса, комплексов по откорму скота и свиней, базовых хозяйств области. Как следствие, начинают выходить из кризиса и наращивать объемы производства предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Понятно, что это только первые признаки стабилизации работы агропромышленного комплекса. Проблемы, которые десятилетиями копились здесь, кризисное состояние села никуда не делись. Потребуются годы и годы, чтобы возродить этот важнейший сектор экономики области. Важно не ослаблять усилий по выводу села из кризисного состояния, придать большую энергию положительным изменениям в сельском хозяйстве. Реальные подвижки в лучшую сторону наблюдаются на транспорте, в строительном комплексе, в связи, других отраслях экономики. Улучшение экономической ситуации положительно сказалось на формировании и исполнении доходной части бюджета области. Доходы консолидированного бюджета в 2001 году возросли более чем в 1,4 раза, увеличились поступления денежных средств из федерального бюджета. Все это позволило в целом сохранить всю бюджетную сеть области, ввести в эксплуатацию ряд важнейших объектов социального назначения, без серьезных срывов провести зимний отопительный сезон, принять меры по сокращению задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, детских пособий. Путем предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек, инвестиционных налоговых и бюджетных кредитов оказывалась поддержка реальному сектору экономики. Есть, хотя и небольшие, достижения в повышении уровня жизни населения области. Рост реальных денежных доходов населения составил 108,2%, при этом реальная заработная плата возросла на 123,3%. У людей появилось больше возможностей приобретать потребительские товары длительного пользования, улучшать структуру и качество потребляемых продуктов питания. Конечно, этого мало. Бедность по-прежнему истощает силы и здоровье более трети населения области. Крайне обострилась эпидемиологическая ситуация по туберкулезу. Иначе, как критической, нельзя назвать ситуацию с наркотоксикоманией. Причем бурными темпами идет "омоложение" больных этой страшной болезнью. Сложной остается криминогенная обстановка в области. Перечень социальных болезней и язв можно продолжить и далее. В этой связи должен сказать: жизнь в условиях демократического общества оказалась намного сложнее, чем это представлялось нам ранее. Тем горше должны быть уроки, которые она нам преподает. Вот почему нам необходимо удерживать ситуацию под постоянным контролем, не дать ей обрести непредсказуемый и хаотичный характер. Отсюда - задачи на предстоящий период. 2. Задание на год Уважаемые депутаты! Всем нам ясно, что без оздоровления финансов, без адресности бюджетных расходов нам не обеспечить социальную защиту населения области. Многое в этом направлении удалось сделать: принята программа оздоровления финансов Тверской области; введены налог с продаж, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес; полностью упразднена практика бюджетных взаимозачетов; повсеместно внедрен адресный принцип оказания социальной помощи, в том числе - выплаты детских пособий, единовременной материальной помощи, жилищных субсидий. Налицо и эффект от предпринимаемых мер. На федеральном и областном уровнях принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на снижение налогового бремени, дерегулирование экономики. Есть общее понимание дальнейших действий. Но почему же так трудно пробивает себе дорогу деловая инициатива, почему предприниматели с большой осторожностью вкладывают деньги в экономику своей области? Выше я уже говорил об экономических и социальных рисках. Но, видимо, дело не только в этом. Как это не покажется странным, но сегодня серьезным препятствием на пути бизнеса, особенно малого и среднего, стал чиновник, слепо уверовавший в силу ведомственной инструкции, в свою непогрешимость. Именно действиями чиновников "экономическое освобождение" от государства превратилось на деле во "внешнеэкономическое принуждение" бизнеса поступать и действовать как того хочет бюрократ. А это дезорганизует экономику и активизирует теневые структуры. Особенно в зависимом положении оказались предприятия, имеющие "шлейф" долговых обязательств. С одной стороны, они не могут сформировать собственные оборотные средства, привлечь инвестиции, а с другой - над ними постоянно витает угроза быть обанкроченными. Причем исходит она в основном от территориальных структур федеральных органов власти. Последние, часто по формальным основаниям, не считаясь с мнением органов исполнительной власти области, вводят режим внешнего управления или конкурсного производства. Хорошо бы "управляющие" были на деле управляющими. Чаще всего к управлению приходят так называемые управленцы, прошедшие двух-, трехнедельное обучение. А возьмите разрешительно - согласовательные процедуры, получение лицензий, сертификатов соответствия... Кто хоть однажды прошел через это, тот не забудет этого никогда. Сформировалась система, подчеркиваю - система, административных барьеров на входе в предпринимательскую деятельность. Система защищает свои права, находит себе оправдание в платности предоставляемых услуг. Недовольство предпринимателей растущей стоимостью услуг санэпидемнадзора, госветнадзора, пожарной службы и других органов принимает уже характер протеста. Отсюда одна из важнейших задач - устранить эти барьеры, облегчить вход на предпринимательское поле. Сейчас готовится постановление Губернатора области о первоочередных мерах по устранению административных барьеров, создана межведомственная комиссия при Администрации области, в компетенции которой - защищать права предпринимателей. Речь идет скорее не о количестве существующих государственных институтов, а о том, что их работа организована так, что предприниматель не может вести цивилизованный бизнес, не может выстроить стратегические ориентиры своего поведения. Администрацией области разработан План мероприятий по реализации Послания Президента РФ. Дух и пафос Плана - дать экономическую свободу предпринимательской инициативе, дать возможность людям зарабатывать деньги и вкладывать их в экономику области. Ставится задача, чтобы в течение первых трех лет своей деятельности малое предпринимательство вообще не сталкивалось с контролирующими и надзирающими органами. Мне уже приходилось говорить, что задача заключается не только в придании устойчивости экономическому росту, но и в придании ему нового качества. А это значит: наращивание производства конкурентоспособной продукции, рост производительности труда, создание новых рабочих мест, внедрение наукоемких инновационных технологий. Понятно, без модернизации, технического перевооружения производства, изменения его структуры добиться нового качества роста невозможно. В связи с этим крайне актуальной остается проблема инвестиций в экономику области. В последнее время в этом направлении предпринимаются определенные шаги. Подготовлена областная программа повышения инвестиционной привлекательности области. Проводятся презентации наших инвестиционных возможностей. Прорабатывается вопрос о порядке компенсации части затрат предприятий, реализующих инвестиционные проекты, по процентным ставкам банков. Однако, по-прежнему инвестиционные риски остаются высокими, банковские кредиты недоступны для большинства предприятий. Решать эту проблему надо всем вместе. Банкиры, на мой взгляд, медлят с внедрением уже получившей широкое распространение формы синдицированного кредитования крупных инвестиционных производств. И Администрация области, и Законодательное Собрание медлят с обновлением областной законодательной базы инвестиционного процесса. Средства массовой информации больше замалчивают, чем говорят об инвестиционных возможностях области. В итоге - страдает дело. Этого можно избежать, если попытки наладить инвестиционный процесс не заканчивать написанием программ и призывами к инвесторам идти к нам в область. Текущий год должен стать годом поворота к серьезной и кропотливой работе всех уровней и ветвей власти по привлечению капитала в экономику области. Иначе мы всегда будем догонять то, что догнать нельзя. На территории области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. По ряду проектов ведутся переговоры. Важно, чтобы каждый инвестор мог общаться и вести переговоры с конкретными должностными лицами, наделенными полномочиями принимать экономические решения. А это предполагает и личную ответственность подведомственных служб. Сохранить энергию роста невозможно без надежного обеспечения товаропроизводителей тепло- и электроэнергоресурсами. В более широком контексте проблема производства тепловой и электрической энергии является наиважнейшей в жизнеобеспечении области. Вместе с тем в последние годы мы живем в условиях постоянных ограничений поставок природного газа, не сходят с повестки вопросы обеспечения твердыми и жидкими видами топлива. Только по поставкам природного газа периодические ограничения достигают 40 процентов. Так называемые естественные монополисты диктуют только им выгодные правила игры и причем делают это через своих посредников. В проблеме энергоресурсов сегодня перекрещиваются и вопросы ценообразования, и налогообложения, и привлечения инвестиций. Решение этих вопросов видится через межотраслевую и межрегиональную координацию действий субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов. Конкретной формой решения этих вопросов могут стать межрегиональные программы совместного использования энергетических потенциалов областей. Мы готовы участвовать в проектах такого масштаба. Более того, уже сейчас нами предложен проект для ряда областей Центрального федерального округа по значительному увеличению торфяной составляющей в топливно - энергетическом балансе наших регионов. Уже в ближайшее время можно увеличить торфяную составляющую в топливном балансе нашей области, сократить потребление природного газа на ТЭЦ более чем на 400 млн. куб. метров. Поэтому нам надо взяться за возрождение нашей торфяной промышленности. Не приступив к этому сегодня, завтра мы столкнемся с экстремальными ситуациями. Если возрождение торфяной промышленности - работа на ближайшую перспективу, то работа по энергосбережению, экономии энергоресурсов - задача нынешнего дня. Основные принципы энергосберегающей политики отражены в Законе "Об энергосбережении". Первоочередное внимание необходимо уделить обновлению инженерных коммуникаций и оборудования объектов жилищно - коммунального хозяйства. Источником финансирования этих работ, кроме бюджета, должны стать и средства населения. Нам никуда не уйти от повышения оплаты жилищно - коммунальных услуг населением. Этого требуют и федеральные стандарты. Тем более, что в консолидированном бюджете области текущего года значительно увеличены суммы на выплату жилищных субсидий семьям. Не задействован и такой резерв, как переход от финансирования отрасли по фактическим затратам к нормативным. В связи с этим уже в ближайшее время необходимо завершить разработку региональных стандартов стоимости коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади. И еще одно неукоснительное требование: все закупки топлива за счет бюджетных средств должны осуществляться исключительно на конкурсной основе. Решить важнейшую задачу текущего момента - подготовить жилищно - коммунальное хозяйство к отопительному сезону - можно только при теснейшем взаимодействии всех органов власти и понимании остроты проблемы депутатами всех уровней. Несколько слов об агропромышленном комплексе. Общая задача известна - это, конечно, возрождение села, укрепление экономики сельхозпредприятий, их финансовое оздоровление, повышение отдачи полей и ферм и увеличение производства всех видов сельхозпродукции. Если же ее конкретизировать к условиям нынешнего года, то ставится задача значительного увеличения производства зерна и льноволокна. Необходимо довести производство зерна до 220 тыс. тонн. По производству продовольственной ржи выйти практически на уровень, обеспечивающий потребности предприятий хлебопечения области. Довести производство льноволокна до 11 тыс. тонн или на 12 процентов больше прошлогоднего. Результаты прошедшей зимовки скота дают основания ставить более ответственные задачи и перед животноводами области. В этом году мы должны покончить с печальной статистикой уменьшения численности всех видов скота, стабилизировать поголовье и значительно повысить его продуктивность. Только при этих условиях мы действительно можем говорить о начале подъема сельскохозяйственного производства, приступить к решению сложнейшего комплекса социальных проблем на селе. В ряду других проблем хотел бы обратить ваше внимание на строительство жилья. За 2001 год построено 2950 квартир, что на 5 процентов больше, чем за 2000 год. Для обеспечения всех нуждающихся жильем такими темпами потребуется не менее 25 лет. И дело вовсе не в отсутствии строительных мощностей. Дело в другом - жилье недоступно многим семьям по цене. Сопоставьте две цифры: среднюю заработную плату и стоимость 1 кв. м жилья и станет понятно, что купить жилье или построить его посильно далеко не каждой семье. Факт, что в нынешних условиях рассчитывать на получение бесплатного жилья не приходится. Выход остается один - развивать ипотечное кредитование строительства жилья. Это тот случай, когда даже семьи со средними доходами, получив долгосрочный кредит под приемлемые проценты, могут рассчитывать на покупку жилья. Мировая практика свидетельствует, что это наиболее реальный путь обеспечения семей жильем. Однако механизм запуска ипотеки достаточно сложен. Требуется значительный стартовый капитал. В прошлом году образован Фонд ипотечного кредитования, принята соответствующая областная целевая программа. Первые семьи уже справили новоселья в новых квартирах. Убежден, что это начинание всерьез и надолго. Его успех будет определяться степенью нашей с вами помощи и поддержки этого начинания. Уважаемые коллеги! Понятно, развитие экономики - не самоцель, а средство повышения благосостояния населения. Последнее определяется не только материальными благами, но и состоянием здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта. В конечном итоге об уровне развития судят по состоянию духовного и физического здоровья населения. О ситуации в здравоохранении я упоминал выше. Она сложная и, к сожалению, по многим параметрам имеет тенденцию к ухудшению. Основная проблема здесь - отсутствие современной материально - технической базы. Впрочем, это в равной мере относится и к другим отраслям социальной сферы. Нам пора осознать, что социальная сфера в своем развитии не может ориентироваться только на бюджетное финансирование. Тем более, что внебюджетное финансирование, а точнее - плата за образование, медицинские услуги, за занятие спортом, стало повседневной практикой. Образовался своеобразный, чаще всего - нелегальный, рынок услуг, где все участники действуют на свой страх и риск. Кроме развращения, этот рынок ничего другого обществу не доставляет. Поэтому основная задача здесь - создать четкую правовую и экономическую основу функционирования сферы бесплатных услуг с гарантированным к ним доступом граждан и сферы платных услуг. Другого пути нет. Не менее важная задача - гарантировать людям достойную старость. Демографическая ситуация в области такова, что продолжается естественная убыль населения, возрастает доля людей пожилого возраста, растет нагрузка на трудоспособное население. Несмотря на крайне ограниченные ресурсы, в прошлом году удалось укрепить материально - техническую базу социальных учреждений для престарелых и инвалидов. В области сохранены основные льготы, предоставляемые в соответствии с Законами РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов". Принята областная целевая программа "Старшее поколение". Важной задачей текущего года является отладка и становление новой пенсионной системы в области. Необходимо сохранить стабильность в деятельности областной системы органов социальной защиты и не допустить срывов во вновь созданной единой пенсионной службе. 3. Задействовать ресурс власти Для реализации поставленных задач принципиальное значение имеет способность власти обеспечить законность и правопорядок, защиту собственности граждан, предсказуемость и прозрачность принимаемых решений и практических мероприятий. В этом, собственно, и состоит миссия власти. На этой основе происходит приближение народа к власти, возникает доверие или недоверие к ее действиям. А это - ключевой фактор и непременное условие подъема области. С удовлетворением отмечаю, что время абсолютизации самостоятельности ветвей власти прошла, создан работоспособный механизм взаимодействия между исполнительными и представительными органами власти. Сегодня могу сказать: сделаны очередные шаги в этом направлении: приведен в соответствие с федеральным законодательством Устав Тверской области; приняты Законы Тверской области "О схеме управления Тверской областью" и "Об Администрации Тверской области". По сути дела, этим положено начало административной реформе. Что это дает? Во-первых, произойдет разграничение функций собственно управления и функций оказания государственных услуг. Такой подход позволит привнести в систему управления областью новые технологии, значительно повысить эффективность управленческих решений при сокращении управленческого аппарата. Во-вторых, Администрация области наделена статусом высшего исполнительного органа власти с большими полномочиями, а значит и большей ответственностью за свои действия. В-третьих, повысится роль и самостоятельность других органов исполнительной власти - департаментов, комитетов, управлений, отделов, в принятии управленческих решений, будет устранен параллелизм и дублирование в работе. Коренному пересмотру будут подлежать функции этих органов. Главное здесь - не потерять в процессе преобразований управляемость областью. В этих действиях надеюсь на ваше понимание и поддержку. В последние годы нам удалось выстроить стройную систему взаимодействия с администрациями муниципальных образований. Созданные на основе Соглашений институты взаимодействия - Совещания Глав муниципальных образований при Губернаторе области, кустовые Совещания - позволяют проводить консолидированную и эффективную политику по решению неотложных социально - экономических проблем и задач в сфере жизнеобеспечения отдельных муниципальных образований и области в целом. Вместе с тем, во взаимоотношениях есть проблемные вопросы, постоянно порождающие конфликтные ситуации. Речь идет прежде всего о межбюджетных отношениях. Именно здесь чаще всего сталкиваются интересы Администрации области и администраций муниципальных образований. Понятно, что в условиях значительных бюджетных ограничений нереально удовлетворить все вопросы по финансовому обеспечению жизненно важных мероприятий. Поэтому на ближайший год важнейшими направлениями бюджетных расходов останутся: - своевременное финансирование текущих платежей за потребленные энергоресурсы; - своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и погашение задолженности по детским пособиям; - финансирование сезонных мероприятий в агропромышленном комплексе; - финансирование отраслей социально - культурной сферы. Что надо сделать уже сейчас в бюджетной сфере, так это разработать прозрачный механизм выделения из областного бюджета субсидий и муниципальных трансфертов и усилить контроль за эффективным использованием бюджетных средств. В основу работы над бюджетом 2003 года должны быть положены среднеобластные минимальные стандарты бюджетной обеспеченности. Иначе нам никогда не избежать конфликта бюджетов. И еще одна чрезвычайно важная проблема бюджетных взаимоотношений - объективно администрации муниципальных образований не заинтересованы в расширении налогооблагаемой базы на своих территориях. Оно и понятно: проще полагаться на трансферты областного бюджета, чем вести повседневную кропотливую работу по наращиванию экономического потенциала своих территорий. На эту проблему надо обратить особое внимание и законодательным, и исполнительным органам власти области. Идея проста - лучшая работа по развитию производственного потенциала территории должна экономически стимулироваться и поощряться. Только при таком распределении ресурсов и налоговых поступлений можно четко разграничить уровни ответственности и обеспечить исполнение взаимных обязательств различных уровней власти. Много нерешимых вопросов остается во взаимоотношениях области с федеральным центром. О конкретных, четких полномочиях центра и области в рамках их совместной компетенции пока приходиться только мечтать. В связи с этим назрела необходимость инвентаризации предметов ведения и полномочий между федеральным центром и областным уровнем управления на основе федеральных законов. И эта задача не терпит отлагательства. При решении экономических и социальных задач важно учитывать общественное мнение, мнение политических партий и движений. Социальная обстановка - это и индикатор, и важнейший фактор развития области. Поэтому хотел бы особо подчеркнуть - сегодня все органы власти обязаны относиться к работе по достижению общественного согласия как к наиважнейшему делу. От того, насколько умело и разумно мы задействуем этот фактор, в конечном итоге будет зависеть успех в решении наших задач. Власть должна работать на людей и для людей. В этом ее истинный смысл и предназначение. Мы должны сделать все, чтобы Тверская область, устремленная в будущее, уже сегодня была зажиточной и процветающей. Спасибо! Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|