Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 25.03.2003 № 511-П-3

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


25.03.2003                    г. Тверь                       N 511-П-3

О законодательной инициативе
Законодательного Собрания
Ульяновской области по внесению
изменений в Федеральный закон
"О плате за пользование водными
объектами"

     Законодательное Собрание Тверской области постановляет:

     1.   Поддержать   законодательную   инициативу   Законодательного
Собрания Ульяновской области по внесению изменений в Федеральный закон
"О плате за пользование водными объектами".

     2.  Направить  настоящее  постановление  в  Государственную  Думу
Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательное  Собрание
Ульяновской области.

     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          М.Ж. Хасаинов



           ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    от 30.01.2003          г. Ульяновск              N 64/29

    О законодательной инициативе
    Законодательного Собрания
    Ульяновской области по внесению
    изменений в Федеральный закон
    "О плате за пользование
    водными объектами"

    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Законодательное Собрание области постановляет:
    Внести в порядке законодательной инициативы в  Государственную
Думу    Федерального    Собрания   Российской   Федерации   проект
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный  закон  "О
плате за пользование водными объектами".
    1. Обратиться  к  законодательным  (представительным)  органам
государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации,  на
территориях которых расположены водохранилища, созданные для целей
гидроэнергетики, с просьбой о поддержке законодательной инициативы
Законодательного Собрания Ульяновской области.
    2. Просить   Президента   Российской   Федерации  о  поддержке
законодательной инициативы Законодательного  Собрания  Ульяновской
области   и   о   содействии  в  решении  проблемы  финансирования
содержания и реконструкции гидротехнических сооружений.
    3. Просить депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от Ульяновской области Орлова В.И. и поручить
председателю    комитета    по   природопользованию   и   экологии
Законодательного  Собрания  Ульяновской  области  Куманяеву   А.В.
представлять   названную   инициативу   в   Федеральном   Собрании
Российской Федерации.
    4. Просить  депутатов  Государственной  Думы  и  членов Совета
Федерации Федерального Собрания  Российской  Федерации  поддержать
законодательную  инициативу  Законодательного Собрания Ульяновской
области.


     Председатель
     Законодательного Собрания           Б.И.ЗОТОВ



                                Вносится Законодательным Собранием
                                               Ульяновской области

                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

             О внесении изменений в Федеральный закон
            "О плате за пользование водными объектами"

    Статья 1.  Внести в Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ
"О    плате    за   пользование   водными   объектами"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2067; 1999,
N 14, ст. 1652; 2001, N 33, ст. 3414) следующие изменения:
    1. В подпункте 3 пункта 1 статьи 4 слова "4,0 -  20,0  рублей"
заменить на "80,0 - 100,0 рублей".
    2. В статье 8:
    абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
    "При пользовании    водными   объектами,   расположенными   на
территории  двух  или  более   субъектов   Российской   Федерации,
указанные  суммы  платы  вносятся  в  бюджет  субъекта  Российской
Федерации  по  месту  регистрации  плательщика  с  последующим  их
распределением   (не   позднее,  чем  через  один  квартал)  между
бюджетами  тех  субъектов  Российской  Федерации,  на  территориях
которых находятся такие водные объекты.  При этом доля поступлений
сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации
пропорциональна относящемуся к ним размеру водного зеркала данного
водного  объекта  и  устанавливается   Правительством   Российской
Федерации";
    абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
    "Поступления сумм    платы   направляется   на   осуществление
мероприятий по восстановлению и охране водных  объектов  в  полном
объеме".

    Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля
2003 года.


     Президент
     Российской Федерации В.В.ПУТИН

     Москва, Кремль
     "___" _________ 2003 года
     N ___-ФЗ



                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                  к проекту федерального закона
            "О внесении изменений в Федеральный закон
            "О плате за пользование водными объектами"

    В июне 2002 года Законодательное Собрание Ульяновской  области
разработало  и  внесло в Государственную Думу Российской Федерации
законодательную инициативу "О внесении дополнений в Водный  кодекс
Российской   Федерации  и  в  Федеральный  закон  "О  безопасности
гидротехнических  сооружений",  целью   которой   было   возложить
обязанности по финансированию содержания защитных гидротехнических
сооружений   и    проведению    берегоукрепительных    работ    на
водопользователей, в интересах которых образовано водохранилище. В
основном такими водопользователями являются ГЭС. Данную инициативу
поддержало 78 субъектов Российской Федерации.  Это говорит о  том,
насколько важная  проблема  в  ней  затронута.  Именно   благодаря
поддержке субъектов   РФ  данная  законодательная  инициатива  при
отрицательных заключениях Правительства РФ и профильного  комитета
ГД  была внесена в повестку дня заседания Государственной Думы для
принятия в первом чтении.  К  сожалению,  законопроект  не  набрал
нужного  количества  голосов.  Проблема  финансирования безопасной
эксплуатации водохранилищ не нашла  своего  разрешения.  Очевидно,
что  со  временем  данная  проблема  будет только усугубляться.  В
рекомендациях    "круглого    стола"    по    теме    безопасности
гидротехнических сооружений, проходившего в Госдуме 14 ноября 2002
года,  отмечено следующее: "Около 30 тыс. крупных гидротехнических
сооружений,  эксплуатируемых в настоящее время, имеют средний срок
эксплуатации без реконструкции и ремонта 30 - 40 лет.  Кроме того,
большая  их  часть  выработала  свой  ресурс,  а  около 20%  таких
сооружений находится в аварийном состоянии.  По экспертной  оценке
Минприроды  России  для  обеспечения безопасности гидротехнических
сооружений  потребность  в  финансировании  из   всех   источников
составляет  не  менее  20  млрд.  рублей ежегодно".  В федеральной
собственности находятся 388 напорных гидротехнических  сооружений,
однако  целевое выделение средств на их эксплуатацию в федеральном
бюджете не обозначено.
    С целью хоть сколько-нибудь ослабить напряжение в этом вопросе
Законодательное Собрание  Ульяновской  области  предлагает  внести
изменения  в  Федеральный  закон  "О  плате за пользование водными
объектами".
    Согласно второму  абзацу  пункта  1 статьи 8 названного Закона
при пользовании водными объектами,  расположенными на  территориях
двух  или  более  субъектов  Российской Федерации,  суммы платы за
пользование  водными  объектами   вносятся   в   бюджет   субъекта
Российской   Федерации   по   месту   регистрации   плательщика  с
последующим их распределением между бюджетами тех субъектов РФ, на
территории  которых находятся такие водные объекты.  При этом доля
поступлений сумм  платы  в  бюджет  соответствующего  субъекта  РФ
определяется бассейновыми соглашениями между субъектами РФ.
    Названный Закон принят в  1998 году.  Однако до сих пор далеко
не все субъекты РФ  получают  законную  долю  указанного  платежа,
уплачиваемого  ГЭС  по  месту  их  регистрации.  Учитывая то,  что
площадь водного зеркала,  относящегося к тому или  иному  субъекту
РФ, как  правило,  величина постоянная,  доля платы за пользование
водным объектом не требует согласительных процедур  и  может  быть
установлена   Правительством   РФ  по  представлению  Министерства
природных  ресурсов.  К  сожалению,  субъектам   не   может   быть
компенсирована  та  сумма,  которая  должна  была зачисляться в их
бюджеты  с  1998  года.  По  этой  причине  необходима   скорейшая
корректировка ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
    Существующий дисбаланс    интересов    субъектов    Российской
Федерации и водопользователей,  осуществляющих  эксплуатацию  ГЭС,
нуждается  в  скорейшем  разрешении.  С  одной  стороны - субъекты
Российской   Федерации,   на  территориях    которых    образованы
водохранилища для целей гидроэнергетики,  имеющие непомерные долги
перед энергетиками и,  в тоже  время,  вынужденные  закладывать  в
своих бюджетах  средства на содержание гидротехнических сооружений
и   финансирование   берегоукрепительных    и    противооползневых
мероприятий.  С другой стороны - водопользователи,  осуществляющие
эксплуатацию объектов  гидроэнергетики  и  использующие  при  этом
энергию падающей  воды  данных  водохранилищ.  В  настоящее  время
названную    категорию   водопользователей   законодательство   не
обязывает нести  затраты,  связанные  с  безопасной  эксплуатацией
водохранилищ, которые  по  сути  являются  основными  фондами ГЭС.
Субъекты  Российской  Федерации  становятся  как  бы   заложниками
интересов акционерного общества и выступают в роли просителей там,
где  они  имеют  неоспоримые  права.   Затраты   производственного
процесса АО не должны иметь бюджетное финансирование.  В противном
случае  на  вложенные  бюджетами  всех  уровней  средства   должны
начисляться дивиденды от основной деятельности РАО ЕЭС России.
    В настоящее     время     производство    электроэнергии    на
гидроэлектростанциях,  в  отличие  от  ее  реализации,  стоит  вне
рыночных отношений.  В себестоимость вырабатываемой электроэнергии
не  включен  главный  элемент,   обеспечивающий   производственный
процесс,  -  финансирование мероприятий по безопасной эксплуатации
водохранилищ.  Между  тем,  этот  вопрос  в  Российской  Федерации
организационно и законодательно не урегулирован.
    Так, создание и существование Волжского  каскада  водохранилищ
нанесло   и   продолжает  наносить  значительный  экономический  и
экологический ущерб субъектам Российской Федерации, на территориях
которых при постройке ГЭС образовались водохранилища, в частности,
по следующим основным позициям:
    - затоплены сотни тысяч гектаров пойменных плодородных земель;
    - поднят уровень грунтовых вод,  в связи с чем  активизированы
оползневые  процессы,  под  угрозой разрушения оказываются здания,
сооружения   и   коммуникации.   Субъекты   Федерации    вынуждены
закладывать  в  своих бюджетах значительные средства на содержание
гидротехнических сооружений и противооползневые мероприятия;
    - вода водохранилищ, став слабопроточной, лишилась возможности
естественного самоочищения.  Цветение сине -  зеленых  водорослей,
которое  в  средней  полосе  России  начинается уже с начала июля,
лишает акваторию  водохранилища  рекреационной  привлекательности.
Кроме  того,  продукты жизнедеятельности сине - зеленых водорослей
содержат токсины;
    - ценные породы рыб,  идущие на нерест от устья к истоку реки,
не могут преодолеть возведенных человеком плотин.
    Доля стоимости  топлива,  используемого  на  ТЭЦ для выработки
электроэнергии, составляет от 30 до 90 процентов себестоимости. На
ГЭС   используется   энергия  падающей  воды,  однако  ее  доля  в
себестоимости составляет около 4%. При установлении ставки водного
налога  не  учтен  главный  критерий,  ради  которого  этот  налог
вводится:  в рыночных условиях необходимо полностью оплачивать тот
ресурс,   который   используется   в   производстве.  С  принятием
предлагаемых  ставок   доля   водного   налога   в   себестоимости
электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС, будет составлять около 40%.
    Принятие предлагаемого   проекта    закона   позволит   решить
следующие задачи:
    - снизить расходы бюджетов субъектов  Российской  Федерации  и
федерального  бюджета  на  берегоукрепительные работы и содержание
гидротехнических сооружений;
    - повысить уровень безопасности гидротехнических сооружений;
    - в должном объеме проводить берегоукрепительные работы.
    Бюджетное финансирование на цели,  связанные с предупреждением
чрезвычайных  ситуаций,  в  настоящее  время   на   порядок   ниже
потребности.   Чем   дольше   будет  оставаться  неизменным  такое
положение,  тем  несоизмеримо  большую  плату  государство   будет
направлять   на  ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций,  связанных  с
затоплениями и оползнями.


     Председатель комитета
     по природопользованию и экологии
     Законодательного Собрания
     Ульяновской области           А.В.КУМАНЯЕВ


Информация по документу
Читайте также