Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тверской области от 10.12.1997 № 701

                             ГУБЕРНАТОР
                         ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


10.12.97 г.                  г. Тверь                            N 701



                                      Утратилo силу - Постановление
                                      Губернатора Тверской области
                                        от 16.10.2003 г. N 140-пг

О повышении устойчивости функционирования
территорий и объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях

     Во  исполнение закона Российской Федерации N 68-ФЗ от 21.12.94 г.
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного   характера"  и  в  целях  совершенствования   проведения
мероприятий   по  повышению  устойчивости  функционирования   Тверской
территориальной    подсистемы    единой    государственной     системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1.   Утвердить   Общие   требования  по  повышению   устойчивости
функционирования  территорий  и  объектов  экономики  в   чрезвычайных
ситуациях (прилагаются).
     2.  Председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации
области Плешакову В.А. в 2-х месячный срок создать из состава комиссии
рабочую  группу,  на которую возложить организационные  и  контрольные
функции  по  реализации  Общих требований  по  повышению  устойчивости
функционирования  территорий  и  объектов  экономики  в   чрезвычайных
ситуациях.
     3. Рекомендовать главам муниципальных образований:
     возложить  организационные и контрольные  функции  по  реализации
Общих требований по повышению устойчивости функционирования территорий
и   объектов  экономики  в  чрезвычайных  ситуациях  на  комиссии   по
чрезвычайным ситуациям администраций районов (городов);
     при   планировании  и  осуществлении  мероприятий  по   повышению
устойчивости  функционирования  территорий  и  объектов  экономики   в
чрезвычайных   ситуациях   руководствоваться   утвержденными    Общими
требованиями:
     включать  мероприятия по повышению устойчивости  функционирования
в  чрезвычайных  ситуациях  в  программы  по  социально-экономическому
развитию территорий:
     осуществлять  контроль  за планированием и выполнением  объектами
экономики  мероприятий  по повышению устойчивости  функционирования  в
чрезвычайных ситуациях.
     4.Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя Губернатора области Плешакова В. А.


     Губернатор
     Тверской области В.И. Платов



                                           Приложение
                                           к постановлению Губернатора
                                           области
                                           от 10.12.97 г. N 701


    Общие требования по повышению устойчивости функционирования
     территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

     Настоящие  Общие  требования содержат  принципиальные  положения,
которыми  должны  руководствоваться органы управления территориальных,
функциональных   и  ведомственных  звеньев  Тверской   территориальной
подсистемы  единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  при  разработке и  осуществлении  мероприятий,
направленных   на   повышение  устойчивости  их   функционирования   в
чрезвычайных ситуациях.
     Эти    требования   должны   конкретизироваться   и   дополняться
действующими  и  разрабатываемыми нормативными правовыми,  нормативно-
техническими и методическими документами в области защиты населения  и
территорий   от   чрезвычайных  ситуаций  природного  и   техногенного
характера.

                        1. Основные понятия

     Чрезвычайная  ситуация  (ЧС)  - это  обстановка  на  определенной
территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного
явления,  катастрофы,  стихийного или иного  бедствия,  которые  могут
повлечь  или  повлекли  за собой человеческие жертвы,  ущерб  здоровью
людей  или окружащей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Техногенная  чрезвычайная  ситуация - состояние,  при  котором  в
результате  возникновения источника техногенной ситуации  на  объекте,
определенной  территории или акватории нарушаются  нормальные  условия
жизни  и  деятельности людей, возникает угроза их  жизни  и  здоровью,
наносится  ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей
природной среде.
     Природная  чрезвычайная  ситуация  -  состояние,  при  котором  в
результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации  на
определенной   территории  нарушаются  повальные   условия   жизни   и
деятельности  людей,  возникает угроза их жизни и здоровью,  наносится
ущерб  имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной
среде.
     Биолого-социальная  чрезвычайная  ситуация   -   состояние,   при
котором   в   результате  возникновения  источника  биолого-социальной
чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные
условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных
животных  и произрастания растений, возникает угроза жизни и  здоровью
людей,   широкого   распространения  инфекционных   болезней,   потерь
сельскохозяйственных животных и растений.
     Источник  чрезвычайной ситуации - это опасное  природное  явление
или  антропогенное  происшествие, широко распространенное  заболевание
людей, животных и растений, а также современное средство поражения,  в
результате   применения  которого  возникла   или   может   возникнуть
чрезвычайная ситуация.
     Риск   возникновения  чрезвычайной  ситуации  -  это  вероятность
возникновения   чрезвычайной   ситуации,  измеряемая   соответствующим
показателем риска.
     Предупреждение чрезвычайной ситуации - это комплекс  мероприятий.
проводимых  заблаговременно и направленных  на  максимально  возможное
уменьшение  риска  возникновения чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья  людей,  снижение  размеров  ущерба   окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Ликвидация  чрезвычайной  ситуации - это аварийно-спасательные  и
другие  неотложные  работы, проводимые при возникновении  чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение  размеров  ущерба окружающей природной среде  и  материальных
потерь,  а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение
действия характерных для них опасных факторов.
     Устойчивость    функционирования   территории   в    чрезвычайныж
a(bc  f(oe  -  это  способность  территориальных  народнохозяйственных
структур  нормально  функционировать в  условиях  риска  возникновения
чрезвычайных ситуаций, противостоять воздействию поражающих  факторов,
предотвращать  или  ограничивать угрозу жизни и здоровью  населения  и
вероятный  ущерб  объектам экономики, а также обеспечивать  ликвидацию
чрезвычайных  ситуаций в минимально короткий срок  на  соответствующей
территории.
     Устойчивость  функционирования объекта экономики  в  чрезвычайных
ситуациях  -  это способность предприятия, учреждения и  (или)  другой
народнохозяйственной  структуры предупреждать возникновение  аварий  и
катастроф,  противостоять  воздействию  поражающих  факторов  с  целью
предотвращения  или  ограничения угрозы жизни и здоровью  персонала  и
проживающего  вблизи  населения  и  материального  ущерба,   а   также
обеспечивать  восстановление  нарушенного  производства  в  минимально
короткий срок.
     Подготовка   территории   к   функционированию   в   чрезвычайных
ситуациях  -  это комплекс экономических, организационных,  инженерно-
технических  и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых  на
территории  республики в составе Российской Федерации,  края,  области
или   другого  административно-территориального  образования  с  целью
обеспечения безопасности населения и объектов экономики в чрезвычайных
ситуациях.
     Подготовка  объекта экономики к функционированию  в  чрезвычайных
ситуациях  -  это комплекс заблаговременно проводимых организационных,
экономических,  инженерно-технических, технологических  и  специальных
мероприятий,  осуществляемых на предприятиях, в  учреждениях  и  (или)
других народнохозяйственных структурах с целью обеспечения их работы с
учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций создания условий  для
предотвращения  производственных аварий или катастроф,  противостояния
воздействию поражающих факторов, предупреждения или уменьшения  угрозы
жизни  и  здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения
материального ущерба, а также оперативного проведения неотложных работ
в зоне чрезвычайной ситуации.
     Повышение   устойчивости  функционирования  (ПУФ)  территории   в
чрезвычайных   ситуациях   -   это   мероприятия   по   предупреждению
чрезвычайных  ситуаций,  предотвращению или снижение  угрозы  жизни  и
здоровью  населения  и материального ущерба при  их  возникновении,  а
также  подготовке  к  проведению неотложных работ  в  зонах  вероятной
чрезвычайной ситуации.
     Повышение  устойчивости  функционирования  объекта  экономики   в
чрезвычайных  ситуациях  -  это  мероприятия  по  предотвращению   или
снижению  угрозы  жизни  и здоровью персонала  и  проживающего  вблизи
населения  и  материального ущерба в чрезвычайных ситуациях,  а  также
подготовке к проведению неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
     Аварийно  химически опасное вещество (АХОВ) - опасное  химическое
вещество,  применяемое  в  промышленности и  сельском  хозяйстве,  при
аварийном   выбросе  (разливе)  которого  может  произойти   заражение
окружающей   среды   в   поражающих  живые   организмы   концентрациях
(токсодозах).

     2.     Основные    направления    по    повышению    устойчивости
функционирования
        территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

     2.1. Предотвращение (снижение риска) возникновения ЧС.
     Предотвращение (снижение риска) возникновения ЧС предполагает:
     выявление источников ЧС;
     прогнозирование последствий возможных ЧС;
     уменьшение количества источников ЧС;
     совершенствование основных фондов и производственных процессов;
     разработку   (уточнение)   и   соблюдение   требований   и   норм
безаварийности производств;
     эффективный  контроль  за  состоянием  основных  производственных
фондов (ОПФ) и режимов производства;
     проведение  регулярного технического обслуживания и ремонта  ОПФ:
повышение    квалификация,   персонала   в   области    безаварийности
производств.

     2.2.  Защита производственного персонала (населения) и подготовка
системы его жизнеобеспечения.
     В  случае  невозможности полностью исключить  риск  возникновения
ЧС, необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
     своевременного  оповещения персонала об аварии и (или)  стихийном
бедствии (угрозе) (создание объектовой системы оповещения: поддержание
систем оповещения в постоянной готовности);
     создания  и  подготовки  сил и средств  для  защиты  персонала  в
условиях: ЧС (создание объектовых формирований для проведения СиДНР;
     обеспечение   формирований  необходимой  техникой  и  имуществом:
подготовка  к  обеспечению их продуктами питания и  предметами  первой
необходимости в условиях ЧС: обучение действиям в условиях ЧС;
     поддержание формирований в необходимой степени готовности);
     обучения  персонала  способам  защиты  в  условиях  ЧС  (изучение
поражающих  факторов ЧС: изучение способов защиты  от  ЧС:  проведение
тренировок и учений):
     подготовки  к  оказанию  первой  медицинской  помощи  (накопление
медицинских   средств   защиты  и  подготовки   к   их   рациональному
использованию);
     подготовки  системы  жизнеобеспечения  к  работе  в  условиях  ЧС
(организация  коммунально-бытового обслуживания персонала  в  условиях
ЧС;
     защита  продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения  от
порчи, заражения (загрязнения);
     создание   резервных   источников  хозяйственного   и   питьевого
водоснабжения:  подготовка  временных  (стационарных  и   передвижных)
средств очистки воды;
     определение режимов деятельности людей в зависимости  от  степени
радиоактивного и химического заражения: организация дозиметрического и
химического контроля;
     подготовка   технических   средств   к   проведению   работ    по
обеззараживанию  территорий,  сооружений,  оборудования,   транспорта,
сырья и материалов;
     подготовка  техники  и инвентаря к проведению  работ  в  холодное
время года;
     подготовка мест и создание условий для нормального отдыха  людей,
занятых ликвидацией последствий ЧС;
     организация информационного обеспечения персонала в условиях  ЧС:
морально-психологическая подготовка персонала к действиям в ЧС).

     2.3. Рациональное размещение объектов.
     Рациональное   размещение   объектов   предполагает:   размещение
объектов  и  выбор  площадок  для размещения  их  элементов  с  учетом
рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенность
местности:
     исключение   (ограничение)  размещения   элементов   объекта   на
локально неблагоприятных участках местности;
     рассредоточение  элементов крупных объектов и  их  разукрупнение,
ограничение расширения крупных производств;
     ограничение   размещения  опасных  объектов   в   зонах   опасных
природных  явлений  и размещение их на безопасном удалении  от  других
объектов;
     строительство    базисных   складов   для    хранения    вредных,
взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами  территории
объекта в загородной зоне.

     2.4. Снижение тяжести последствий ЧС.
     Мероприятия  по  снижению  тяжести  последствий  ЧС  должны  быть
направлены  на  уменьшение  ущерба  персоналу  и  населению,  снижение
экономического   ущерба   и   ограничение   (исключение)   негативного
воздействия на окружающую среду.
     Снижение   тяжести   последствий   ЧС   может   быть   достигнуто
проведением:
     мероприятий   по   защите   основных   производственных    фондов
(повышение  физической стойкости ОПФ: установка пожарной сигнализации,
систем   пожаротушения;  внедрение  технологий,  конструкций   зданий,
оборудования,  обеспечивающих снижение вероятности  возникновения  ЧС:
защита  уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации
и др.);
     природоохранных мероприятий (очистка стоков, газов:  герметизация
оборудования,  трубопроводов:  снижение  использования  в  технологиях
веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы и др.).

     2.5.  Подготовка к работе в условиях ЧС. Подготовка  к  работе  в
условиях ЧС осуществляется путем:
     обеспечения  выпуска  важнейших видов продукции  (услуг)  (оценка
возможностей выпуска важнейших видов продукции;
     совершенствование   производственных   связей   с   поставщиками;
подготовка  к  независимому  функционированию  отдельных  производств:
подготовка к работе по упрощенной технологии);
     устойчивого    снабжения   материально-техническими    ресурсами,
энергией,  водой  (создание  минимально необходимых  запасов  мат.тех.
ресурсов;
     подготовка   к   использованию  местных   ресурсов;   обеспечение
автономными источниками энерго- и водоснабжения;
     использование кабельных ЛЭП;
     электроснабжение  объекта от двух и более источников:  подготовка
к централизованному отключению отдельных потребителей;
     обеспечение аварийного освещения территории и помещений;
     обеспечение   объектов  системами  оборотного   водоснабжения   и
автономными водозаборами);
     обеспечения    безопасности    наибольшей    работающей     смены
(своевременного  оповещения персонала об аварии и  стихийном  бедствии
(угрозе);
     создания  и  подготовки  сил и средств  для  защиты  персонала  в
условиях ЧС;
     обучения персонала способам защиты в условиях ЧС;
     подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
     подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС).

     2.6.  Подготовка  системы  управления,  сил  и  средств  Тверской
территориальной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий ЧС.
     Подготовка   системы   управления,   сил   и   средств   Тверской
территориальной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий ЧС направлена
на   создание  условий  для  своевременного  оповещения  населения   и
проведение СиДНР. Это достигается путем:
     заблаговременной  подготовки сил и средств ТТП РСЧС  (создание  и
обучение формирований, материально - техническое обеспечение;
     создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических  и
финансовых ресурсов;
     подготовка   к   развертыванию  учреждений  сети   Наблюдения   и
лабораторного контроля (СНЛК);
     подготовка   к   использованию  местных   ресурсов:   обеспечение
автономными энерго- и - водоисточниками;
     создание и сохранность страхового фонда документации);
     подготовка  системы  управления ведомственных  звеньев  ТТП  РСЧС
(разработка  и  постановка  задач  отраслевым  звеньям  на  ликвидацию
последствий ЧС;
     обеспечение     органов     управления     нормативно-технической
документацией;
     создание  СНЛК;  создание  и  поддержание  в  готовности   систем
оповещения;
     создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;
     создание системы пунктов управления: развитие системы связи;
     уточнение  прогнозов возможных ЧС и планов действий на случай  их
возникновения;
     организация многостороннего взаимодействия органов управления;
     подготовка автоматизированных систем управления к работе в ЧС;
     подготовка персонала органов управления;
     обеспечение контроля за безопасным функционированием  объектов  и
их  готовностью: обеспечение проведения научно-исследовательских работ
по проблемам повышения устойчивости).

   3. Основные требования к объектам промышленности, транспорта,
   энергетики и сельскохозяйственного производства по повышению
    устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях.

     3.1.   Основные   требования  к  радиационно  опасным   объектам.
Основные   требования  к  радиационно  опасным  объектам:  обеспечение
производственного   персонала  защитными   сооружениями,   обеспечение
производственного персонала средствами индивидуальной защиты;
     защита  водоисточников,  систем  водоснабжения  от  радиоактивных
веществ:
     создание  систем  оповещения персонала и населения;  контроль  за
радиационной обстановкой на объекте и в санитарно-защитной зоне;
     заблаговременное планирование эвакуационных мероприятий;
     подготовка   к   укрытию   персонала  в   защитных   сооружениях,
отвечающих требованиям норм ИТМ ГО;
     накопление   медицинских   средств  индивидуальной   защиты   для
экстренной профилактики;
     подготовка  к санитарной обработке производственного персонала  и
специальной  обработке  объектов  и  территорий;  обучение   персонала
способам действий при ЧС;
     регулярный    медицинский   контроль   персонала   и   соблюдение
установленных режимов работы;
     создание   санитарно-защитной  зоны  и  зоны  наблюдения   вокруг
объекта;
     внедрение   автоматизированных  систем  контроля  и   обеспечения
безопасности эксплуатации;
     поддержание требуемого уровня пожаробезопасности;
     совершенствование  средств  и  способов  хранения   радиоактивных
отходов, систем очистки;
     непрерывный   контроль   за  безопасностью   функционирования   и
плановый отчет перед полномочными органами государственного надзора  и
контроля;
     рациональный выбор мест хранения отходов с учетом риска;
     строгий   учет   количества,   мест  нахождения   и   перемещения
радиоактивных веществ.

     3.2. Основные требования к химически опасным объектам
         (производствам).
     Основные     требования    к    химически    опасным     объектам
(производствам):
     обеспечение производственного персонала защитными сооружениями;
     обеспечение      производственного      персонала      средствами
индивидуальной защиты;
     защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;
     создание   автоматизированных  системы  оповещения  персонала   и
населения  вблизи  объекта,  сопряженной  с  автоматической   системой
химического контроля воздуха в рабочей зоне;
     обеспечение  вытяжными  системами и  аспирационными  устройствами
для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;
     подготовка  к  эвакуации  персонала,  не  занятого  работами   по
ликвидации ЧС;
     подготовка   к  обеспечению  укрываемых  в  защитных  сооружениях
продуктами питания и пр.;
     подготовка   к   санитарной   обработке   персонала;   накопление
медицинских средств индивидуальной защиты;
     обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;
     регулярный   медицинский  контроль  и  соблюдение   установленных
санитарно-гигиенических режимов на объекте;
     создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг объекта;
     ограничение  объемов АХОВ, хранящихся на территории  объекта,  до
количеств, необходимых для технологического цикла;
     совершенствование  условий хранения АХОВ (заглубленное  хранение,
обвалование, устройство поддонов и т.п.);
     сооружение защитных оболочек вокруг емкостей со АХОВ;
     герметизация  оборудования и трубопроводов со АХОВ, использования
бесшовных труб и т. п.;
     регулярный контроль состояния оборудования, емкостей со АХОВ;
     своевременное  техобслуживание и  ремонт  элементов  объекта,  их
замена;
     строгий учет количества, мест нахождения и перемещения АХОВ;
     подготовка к дегазации территории, оборудования и транспорта;
     обеспечение  объектовых формирований средствами  для  локализации
устройство ловушек направленных стоков для приема разлившегося АХОВ;
     оснащение    технологических   линий,   трубопроводов    системой
экстренного безаварийного опорожнения;
     внедрение  систем  автоматической нейтрализации АХОВ;  разработка
мер  по  усилению  контроля  за  зараженностью  территории  объекта  и
местности;
     разработка   режимов   работы  персонала  в  условиях   заражения
объекта, регулирование (контроль) импорта и экспорта АХОВ.

     3.3. Основные требования к взрыво-пожароопасным объектам
         (производствам).
     Основные     требования    к    взрыво-пожароопасным     объектам
(производствам):
     обеспечение производственного персонала защитными сооружениями;
     обеспечение      производственного      персонала      средствами
индивидуальной защиты;
     изоляция     взрыво-пожароопасных    зон     прочными     стенами
(изоляторами);
     подготовка к эвакуации персонала не занятого в ликвидации ЧС;
     накопление медицинских средств индивидуальной защиты;
     обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;
     создание во взрыво-пожароопасных зонах инертной среды;
     предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;
     автоматизированный     контроль    я    регулирование     состава
технологических смесей;
     установка  автоматизированных  устройств  для  подавления  взрыва
(обнаружения и тушения пожара);
     разработка  высоконадежных  средств и способов  транспортирования
взрывчатых веществ и ЛВГЖ;
     обеспечение грозозащитными устройствами;
     установка   предохранительных  клапанов  для   сброса   давления;
использование несгораемых конструкций и материалов;
     создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;
     создание  ограждающих  рвов,  обваловки  стенок  для  локализации
ЛВГЖ;
     запрещение взрывных работ вблизи объектов;
     строгое соблюдение Правил пожарной безопасности;
     обеспечение  пожарной  техникой, оборудованием  и  инструментами;
обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения.

     3.4. Основные требования к объектам, расположенных в зонах
         опасных природных явлений.
     Основные  требования к объектам, расположенных  в  зонах  опасных
природных явлений:
     создание  необходимой физической стойкости к поражающим  факторам
ЧС;
     создание  укрытий  для  производственного  персонала  в   районах
расположения;
     утепление  рабочих  помещений,  зданий,  сооружений  и   тепловых
сетей;
     обеспечение  персонала объектов спецодеждой  с  учетом  специфики
ЧС;
     создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств;
     установление режима поведения персонала при ЧС;
     размещение  объектов и их элементов с учетом снижения воздействия
поражающих факторов ЧС;
     создание необходимых запасов для ликвидации ЧС;
     защита уникального и особо ценного оборудования;
     локальная защита объектов и небольших участков территорий.

     3.5. Основные требования к объектам нефтяной и газовой отрасли.
     Основные требования к объектам нефтяной и газовой отрасли:
     перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефти и газа;
     создание  перемычек  и  кольцевых магистральных  трубопроводов  с
существующими и строящимися;
     ограничение  объемов транспортирования нефти в одном  техническом
коридоре;
     резервирование подводных переходов через крупные реки;
     применение систем противокоррозионной защиты оборудования;
     размещение  подземных хранилищ нефти и газа вне зон  природных  и
техногенных ЧС;
     подземная прокладка трубопроводов через автомобильные и  железные
дороги;  создание  аварийного,  неснижаемого  запаса  труб  различного
диаметра и запорной арматуры;
     оборудование   объектов  байпасами  и  клапанами-отсекателями   в
защищенных колодцах;
     подземное хранение сжиженных газов;
     регулярный    контроль   за   герметичностью   трубопроводов    и
технологических систем;
     создание   автоматических  систем  обнаружения   утечки   опасных
веществ  и  экстренного  отключения аварийных участков,  магистральных
газопроводов и компрессорных станций.

     3.6. Основные требования к объектам угольной отрасли.
     Основные требования к объектам угольной отрасль:
     оборудование шахт фильтровентиляционными установками;
     обеспечение  непрерывной  работы системы  водоотлива  в  угольных
шахтах;
     повышение   сейсмоударостойкости  оборудования  в   подземных   и
шахтных сооружениях;
     отработка  вариантов  восстановления  добычи  угля  в  шахтах   и
разрезах при срыве электроснабжения;
     заблаговременная   подготовка   к   проведению   профилактики   и
локализации  распространения  подземных  пожаров  и  взрывов   метана,
угольной пыли; обеспечение шахт установками для выработки нейтрального
газа.

     3.7. Основные требования к объектам транспорта.

     3.7.1. Общие требования:
     подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного  состава
(судов)  и  производственно-технической базы  транспорта  к  работе  в
условиях ЧС;
     обеспечение   эксплуатационными,   техническими   материалами   и
энергоресурсами для работы в условиях ЧС;
     подготовка  транспортных  средств  к  перевозке  сил  и  средств,
ресурсов,  необходимых  для ликвидации последствий  ЧС,  а  также  для
проведения эвакомероприятий;
     обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);
     разработка  (уточнение) нормативных документов,  направленных  на
обеспечение   безаварийности  транспортного  процесса   и   достижение
минимального риска возникновения ЧС;
     повышение   эффективности  контроля  за  состоянием  транспортных
средств и режимов перевозочного процесса.

     3.7.2. Для железнодорожного транспорта:
     создание    резерва    локомотивной    автономной     тяги     на
электрифицированных  участках дороги для работы в  условиях  нарушения
электроснабжения;
     создание   запасов  топлива  и  других  ресурсов   для   успешной
эксплуатации локомотивов всех видов;
     подготовка  к  доставке грузов получателям в обход возможных  зон
ЧС;
     подготовка  подвижного состава, находящегося  в  зонах  возможных
крупномасштабных ЧС к эвакоперевозкам;
     подготовка  станций,  входящих во временные перегрузочные  районы
(ВПР), а также погрузочно-выгрузочных (ПВР) для работы в условиях ЧС;
     разработка  норм,  типовых  проектов и  вариантов  восстановления
инженерных сооружений железнодорожного транспорта;
     проектирование и подготовка к строительству временных переправ  и
строительство  подходов  к  мостам-дублерам  и  временным  переправам,
используемым в условиях ЧС;
     осуществление   мероприятий   по   техническому    прикрытию    и
восстановление объектов железнодорожного транспорта.

     3.7.3. Для автомобильного транспорта:
     планирование объездов возможных зон ЧС;
     установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ  для
обеспечения   минимального  риска  аварий  и   снижения   тяжести   их
последствий для населения и экономики;
     подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС  к
перевозкам эвакуируемого населения;
     рациональное   размещение  в  зонах  ЧС   производственной   базы
техобслуживания, ремонта и заправки автомобилей;
     разработка  и  подготовка  к  использованию  упрощенных   методов
технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях
ЧС;
     создание  и  хранение  в резерве мобильных  средств  технического
обслуживания и спецобработки зараженной автотехники;
     разработка  и  поставка  потребителям специальных  автомобилей  с
учетом   возможности  их  переоборудования  для  различных   вариантов
использования   (перевозка  пакетированных   грузов,   контейнеров   и
эвакуированной населения);
     накопление  и  хранение резерва запасных частей,  оборудования  и
инструментов;
     совершенствование  системы  технического  прикрытия  автодорог  и
объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в
зонах опасных природных явлений;
     совершенствование    дорожно-строительной   и   мостостроительной
техники и обеспечение ее готовности к ликвидации ЧС;
     разработка  типовых  проектов  решений,  вариантов  и  нормативов
проведения    работ   по   восстановлению   подвижного    состава    и
производственно-технической базы в условиях ЧС.

     3.7.4. На воздушном транспорте:
     подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки районов  и
зон ЧС;
     подготовка  экипажей и воздушных судов для работы  по  ликвидации
последствий  ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации  населения  из
зон ЧС;
     совершенствование   системы  технического  прикрытия   аэропортов
(посадочных площадок).

     3.7.5. На речном транспорте.
     На речном транспорте:
     подготовка    запасных    перегрузочных    пунктов,     причалов,
судоремонтных  баз и стоянок, для плавучих доков к работе  в  условиях
ЧС;
     подготовка  к  использованию в условиях ЧС судов,  которые  могут
работать на малых глубинах и необорудованном побережье;
     подготовка  портов и судов к перевозках эвакуируемого  населения,
раненых и больных из зон ЧС;
     совершенствование   системы   технического   прикрытия   объектов
речного транспорта;
     подготовка  судов для хранения продуктов питания и  использования
их   в   качестве  источников  электро-  и  теплоснабжения  прибрежных
населенных пунктов и важнейших объектов;
     подготовка  речного флота к работе в условиях разрушения  крупных
гидроузлов,   а   также   к  организации  переправ   для   обеспечения
непрерывности перевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте.

     3.7.6. На трубопроводном транспорте:
     реконструкция     и     новое     строительство      стационарных
нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их  в  условиях
ЧС;
     ограничение   наземной   прокладки   трубопроводов   через   зоны
возможных ЧС. исключение такой прокладки через важнейшие автомобильные
и железные дороги;
     создание  и  совершенствование автоматических систем  обнаружения
утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;
     подготовка  к  транспортировке нефтепродуктов в  зонах  возможных
ЧС. в обход компрессорных станций в случаях нарушения их работы;
     заглубленная   прокладка   трубопроводов   в   зонах    возможных
разрушений и вынос головных насосных станций за пределы таких зон;
     создание  базовых  складов резерва материалов и оборудования  для
восстановления    поврежденных   участков   и   прокладки    временных
трубопроводов;
     создание  и  внедрение в эксплуатацию передвижных  перекачивающих
средств (автономных);
     строительство отводов от магистральных трубопроводов к  ближайшим
нефтебазам и транспортным узлам;
     повышение   надежности  электроснабжения  компрессорных   станций
путем дублирования открытых ЛЭП и прокладки подземных кабеле.

     3.8. Основные требования к объектам энергетики.
     Основные требования к объектам энергетики:
     рациональное   распределение  энергоисточников   по   районам   и
потребителям;
     внедрение  кабельных  сетей  для  электроснабжения  особо  важных
объектов;  кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение  разделения
их на независимо работающие подсистемы;
     организация  технологического  цикла  тепловых  электростанций  с
соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу  и  сбросов
сточных вод в природные водоемы;
     регулирования стока воды из водохранилищ;
     создание  запасов  материалов для укрепления стенок  плотины  ГЭС
(ГРЭС);
     планирование сработки верхнего бьефа плотины в случае  угрозы  ее
прорыва;
     обеспечение   транзитного  пропуска  через   плотины   гидроузлов
прорывной волны от вышестоящего гидроузла;
     подготовка к проведению аварийных работ и предотвращению  прорыва
плотин ГЭС (ГРЭС);
     создание   береговых  устройств  для  приема  электроэнергии   от
судовых установок;
     подготовка     к     оперативному    отключению    второстепенных
потребителей;
     подготовка  энергосистем  к  работе  по  специальным  режимам   в
условиях ЧС;
     подготовка  к  работе на резервных видах топлива за счет  местных
ресурсов;
     обеспечение  возможности  подачи  электроэнергии  к   шлюзам   на
магистральных водных путях, от передвижных источников питания.

     3.9. Основные требования к объектам пищевой отрасли.
     Основные требования к объектам пищевой отрасли:
     обеспечение   объектов   автономными   источниками   энерго-    и
водоснабжения   в  минимально  необходимых  объемах   (для   важнейших
объектов);
     создание  и  внедрение  в  производство закрытых  технологических
линий (защищенных);
     автоматизация  технологических  процессов  от  подачи  сырья   до
упаковки;
     подготовка   объектов   к  временному  переходу   на   упрощенные
технологии;  дублирование  основных видов  продукции  для  обеспечения
потребностей в ЧС;
     организация   хранения   запасов  с   повышенной   герметизацией;
увеличения  выпуска продовольствия, расфасованного в  защитную  мелкую
тару;
     внедрение нетоксичных тароупаковочных материалов;
     совершенствование  существующих  и  разработка  новых  методов  и
способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ  и
бактериологических (биологических) средств;
     обеспечение   объектов   необходимыми  средствами   лабораторного
контроля   загрязнения   (заражения)  радиоактивными   и   химическими
веществами и биотоксинами;
     снижение   взрыво-  и  пожароопасности  мукомольных  предприятий,
подготовка   к   бестарной   приемке  муки,  исключающей   загрязнение
(заражение) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинаки;
     накопление  подвижных средств хлебопечения для  создания  резерва
производственных мощностей и использование их в условиях ЧС;
     оснащение объектов установками для обеззараживажя сточных вод;
     разработка  типовых  стационарных и передвижных  убойных  пунктов
заводов  и  цехов, перечня необходимого оборудования и  инвентаря  для
вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;
     создание  запасов  консервантов и материалов первичной  обработки
мяса в условиях ЧС.

     3.10. Основные требования к объектам сельскохозяйственного
          производства.
     Основные     требования    к    объектам    сельскохозяйственного
производства:
     своевременное   выявление   очагов   инфекционного    заболевания
животных,  а  также  массового распространения болезней  и  вредителей
сельхозрастений;
     формирование  необходимого  резерва  биологических   и   лечебных
препаратов, дезинфицирующих средств и материально-технических ресурсов
для работы в условиях ЧС;
     создание  и  рациональное  использование  резервов  пестицидов  и
других МТС для ликвидации ЧС при заболевании растений;
     заблаговременное       проведение       профилактических        и
противоэпизоотических    мероприятий,   обеспечивающих    ветеринарно-
санитарное благополучие животноводства;
     организация    фитосанитарного   контроля    за    развитием    и
распространением вредителей и болезней растений;
     выдача предложений по ведению растениеводства и животноводства  в
условиях ЧС;
     осуществление     постоянного     контроля      за      качеством
сельхозпродукции.


     Управляющий делами
     аппарата Губернатора области          А.И.Капитонов



Информация по документу
Читайте также