Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тверской области от 25.11.1998 № 803

                             ГУБЕРНАТОР
                         ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


25.11.98                     г. Тверь                            N 803



                                      Утратилo силу - Постановление
                                      Губернатора Тверской области
                                        от 16.10.2003 г. N 140-пг

О работе по снижению риска и смягчению
последствий чрезвычайных ситуаций

     Во  исполнение закона Тверской области от 30.07.98г. N 26-03-2 "О
защите   населения  и  территорий  области  от  чрезвычайных  ситуаций
природного   и   техногенного  характеры   и   с   целью   дальнейшего
совершенствования   мероприятий   по   предупреждению   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории области
                           ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1.  Утвердить  прилагаемое  Положение  о  работе  территориальных
органов  исполнительной власти Тверской области по  снижению  риска  и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
     2.   Главам   муниципальных  образований  в   своей   работе   по
предупреждению   чрезвычайных  ситуаций  природного   и   техногенного
характера руководствоваться настоящим положением.
     3.  Главному управлению по делам ГО и ЧС Тверской области в  срок
до   25   декабря   1998   года   спланировать   выборочные   проверки
территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы РСЧС  на
1999  год.  Результаты проверок представлять ежеквартально заместителю
Губернатора - председателю КЧС области.
     4.  Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на
заместителя Губернатора области Плешакова В.А.


     Вице-Губернатор
     Тверской области          Ю.М.Краснов



                                             Утверждено постановлением
                                             от 25.11.98 N 803


                             Положение
      о работе территориальных органов исполнительной власти
          Тверской области по снижению риска и смягчению
                 последствий чрезвычайных ситуаций

     Положение о работе территориальных органов исполнительной  власти
Тверской   области   по   снижению  риска  и   смягчению   последствий
чрезвычайных   ситуаций  (далее  -  Положение)  является   нормативно-
методическим     документом,    регламентирующим    работу     органов
исполнительной    власти    Тверской   области,    органов    местного
самоуправления   и   администраций   объектов   экономики   (далее   -
территориальные   органы  исполнительной  власти)  по   предупреждению
чрезвычайных   ситуаций   техногенного  и  природного   характера   на
областном, местном и объектовом уровнях.
     Положение   разработано  на  основании  Федерального  закона   от
21.12.94  г.  N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  природного и техногенного характера" и во исполнение  закона
Тверской  области  от  30.07.98 г. N 26-03-2  "О  защите  населения  и
территорий  области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера".   Его  действие  распространяется  на  органы   управления
Тверской  областной подсистемы РСЧС областного, местного и объектового
уровней.

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     1.1. Используемые термины и определения.
     Чрезвычайная   ситуация   -   это  обстановка   на   определенной
территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного
явления,  катастрофы,  стихийного или иного  бедствия,  которые  могут
повлечь  или  повлекли  за собой человеческие жертвы,  ущерб  здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Предупреждение  чрезвычайных  ситуаций  -  комплекс  мероприятий,
проводимых  заблаговременно и направленных  на  максимально  возможное
уменьшение  риска  возникновения чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья  людей,  снижение  размеров  ущерба   окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Источник  чрезвычайной  ситуации  -  опасное  природное  явление,
авария  или  опасное техногенное происшествие, широко распространенная
инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и  растений,
а  также  применение современных средств поражения, в результате  чего
произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
     Прогнозирование    чрезвычайных   ситуаций   -   заблаговременное
определение    вероятности   возникновения   негативных    последствий
чрезвычайных   ситуаций  на  основе  анализа  и  прогноза   источников
природных   и  техногенных  чрезвычайных  ситуаций  и  их  поражающего
воздействия на население и территорию.
     Риск    возникновения   источников   чрезвычайных   ситуаций    -
вероятность  (частота)  реализации в течение определенного  промежутка
времени  источника чрезвычайных ситуаций с фиксированными  параметрами
поражающего фактора.
     Риск    возникновения   чрезвычайных   ситуаций   -   вероятность
возникновения  неблагоприятных  (негативных)  последствий  воздействия
источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.
     Снижение  риска возникновения чрезвычайных ситуаций - минимизация
вероятности  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  путем:  проведения
комплекса     организационных,    инженерно-технических,    санитарно-
эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на снижение
риска  возникновения  источников  чрезвычайных  ситуаций  и  смягчение
последствий их воздействия на население и территории.
     Последствия  чрезвычайных ситуаций - социальный  и  экономический
ущерб  в  результате воздействия источников чрезвычайных  ситуаций  на
население и территорию.
     Ущерб   -  потери  и  издержки,  которые  нанесены  (могут   быть
нанесены) обществу в результате чрезвычайных ситуаций.
     Социальный   ущерб   -  ущерб,  нанесенный  жизни,   здоровью   и
благополучию  людей и выражающийся в росте смертности, заболеваемости,
утрате  трудоспособности,  снижении уровня жизнеобеспечения,  а  также
проявлении  озабоченности и тревоги у индивидуума по поводу возможного
нарушения здоровья.
     Экономический ущерб - материальные потери и затраты, связанные  с
повреждениями     (разрушениями)    объектов    производственной     и
непроизводственной  сферы  экономики  и  нарушениями  производственно-
кооперационных связей.
     Смягчение   последствий  чрезвычайных  ситуаций   -   минимизация
негативных   последствий   чрезвычайных  ситуаций   путем   проведения
комплекса   правовых,   организационных,   экономических,   инженерно-
технических,   экологозащитных,  санитарно-гигиенических,   санитарно-
эпидемиологических и специальных мер по защите населения и  территорий
от воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций.
     Рациональное  размещение производительных сил и  населенных  мест
на  территории  - комплекс заблаговременно проводимых  мероприятий  по
размещению  потенциально опасных объектов экономики и населенных  мест
на  территории региона с учетом риска возникновения на нее  источников
природных и техногенных ситуаций.
     Рациональное    природопользование   -   система    деятельности,
призванная  обеспечить  экономную эксплуатацию  природных  ресурсов  и
условий  и  наиболее  эффективный режим их  воспроизводства  с  учетом
перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья
людей.
     Инженерная   защита   территории  -   комплекс   заблаговременных
проводимых  инженерных  мероприятий,  направленных  на  предотвращение
(смягчение  последствий)  воздействия поражающих  факторов  источников
природных  чрезвычайных  ситуаций на население,  объекты  экономики  и
окружающую среду.
     Локализация  зон  воздействия  поражающего  фактора  чрезвычайных
ситуаций   -  комплекс  заблаговременных  и  оперативных  мероприятий,
направленных на смягчение последствий воздействия поражающих  факторов
источников  техногенных чрезвычайных ситуаций  на  население,  объекты
экономики и окружающую природную среду.
     Подготовка  объектов экономики к работе в чрезвычайных  ситуациях
-  комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, осуществляемых  на
объекте  экономики  с  целью  обеспечения его  устойчивой  работы  при
воздействии источников чрезвычайных ситуаций, защиты производственного
персонала   и  населения,  проживающего  вблизи  объекта,   уменьшения
экономического  ущерба  и  создания условий для  эффективных  действий
органов   управления,  сил  и  средств  при  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций.
     Оперативная  подготовка  к  природным  чрезвычайным  ситуациям  -
комплекс  оперативных мероприятий по защите населения и территории  от
воздействия  поражающих  факторов  источников  природных  чрезвычайных
ситуаций по данным краткосрочного прогноза, а также подготовка органов
управления, сил и средств РСЧС к ликвидации их последствий.
     Информирование  населения о чрезвычайных ситуациях  и  подготовка
его   к   действиям  в  условиях  чрезвычайных  ситуаций  -   комплекс
заблаговременно проводимых мероприятий по информированию  населения  о
возможных  источниках  и масштабах последствий чрезвычайных  ситуаций,
мерах  по  смягчению их последствий и обучению населения действиям  по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Управление  техногенным и природным риском чрезвычайных  ситуаций
-  разработка  и реализация оптимальных программ деятельности  органов
представительной и исполнительной власти по снижению риска и смягчению
последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население,
объекты экономики и окружающую природную среду.
     Правовое   регулирование   процесса  управления   техногенным   и
природным  риском - создание необходимой и достаточной законодательной
и  нормативной правовой базы, составляющей юридическую основу  решения
задач по управлению техногенным и природным риском.
     Примечание:   основу   нормативной   правовой   базы   составляют
законодательные и подзаконные нормативные и правовые акты федерального
и территориального уровней.
     Экономическое  регулирование процесса  управления  техногенным  и
природным  риском  -  создание действующего экономического  механизма,
составляющего  нормативную  правовую  основу  финансового  обеспечения
мероприятий по управлению техногенным и природным риском.
     Примечание:    основу    экономического   механизма    составляют
источники,   объекты   и   условия   финансирования   мероприятий   по
предупреждению   чрезвычайных   ситуаций.   К   основным    источникам
финансирования   мероприятий  относятся:   бюджетные   и   небюджетные
источники,  формируемые за счет налогообложения,  штрафных  санкций  и
льгот, специализированных фондов и страхования.
     Нормативно-методическое   регулирование    процесса    управления
техногенным  и  природным риском - создание необходимой и  достаточной
нормативно-технической  и нормативно-методической  базы,  составляющей
единую   информационную  и  методическую  основу  решения   задач   по
управлению техногенным и природным риском.
     Примечание:   основу  нормативно-технической   базы   составляют:
СНИПы,   ГОСТы,  Положения,  Руководства  и  т.п.  Основу  нормативно-
методической базы - методические рекомендации, методики и т.п.
     1.2.   Основными   направлениями  снижения   риска   чрезвычайных
ситуаций являются:
     мониторинг  окружающей  природной среды и  диагностика  состояния
зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
     прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
     повышение    технологической   и   эксплуатационной    надежности
производственных процессов.
     1.3.  Основными направлениями смягчения последствий  чрезвычайных
ситуаций являются:
     защита   населения   и  его  первоочередное  жизнеобеспечение   в
условиях чрезвычайных ситуаций,
     рациональное  размещение производительных сил и  населенных  мест
на территории области;
     рациональное природопользование;
     инженерная защита территории и населенных мест;
     локализация   зон  воздействия  поражающих  факторов   источников
чрезвычайных ситуаций;
     подготовка   объектов   экономики   и   систем   жизнеобеспечения
населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
     подготовка   к   проведению   аварийно-спасательных   и    других
неотложных работ; создание фонда страховой документации;
     подготовка  системы управления, сил и средств  территориальных  и
функциональных   подсистем  РСЧС  к  ликвидации  последствий   аварий,
катастроф и стихийных бедствий;
     информирование  населения  о возможных чрезвычайных  ситуациях  и
подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
     1.4.   Основными  направлениями  работы  территориальных  органов
исполнительной  власти  по  снижению  риска  и  смягчению  последствий
чрезвычайных ситуаций являются:
     организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных  ситуаций;
оценка риска чрезвычайных ситуаций;
     организация   государственной   экспертизы   в   области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     организация государственного надзора и контроля в области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     участие   в   лицензировании  видов  деятельности,  связанных   с
обеспечением  безопасности  населения и территорий  и  декларированием
безопасности объектов;
     организация  планирования и осуществление комплексов превентивных
мероприятий  по  основным  направлениям  снижения  риска  и  смягчения
последствий чрезвычайных ситуаций;
     создание  и совершенствование нормативно-правовой базы в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     экономическое  регулирование деятельности  по  снижению  риска  и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
     создание   резервов  финансовых  и  материальных   ресурсов   для
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

       2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
            ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ
           ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
     2.1.   Организация  мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных
ситуаций на территории области.
     Мониторинг  и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории
области:  мониторинг  окружающей природной  среды,  опасных  природных
процессов и явлений;
     прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций;
     мониторинг   состояния   безопасности   зданий,   сооружений    и
потенциально опасных объектов;
     прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
     Основными задачами территориальных органов исполнительной  власти
по   организации  мониторинга  окружающей  природной  среды,   опасных
природных процессов и явлений и прогнозирования природных чрезвычайных
ситуаций являются:
     координация  работ  учреждений и организаций СНЛК  на  местном  и
территориальном  уровнях по сбору и обмену информацией  о  результатах
наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды;
     создание   информационно-коммуникационной  системы  для   решения
задач мониторинга и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций;
     создание    информационной   базы   с   данными   об   источниках
чрезвычайных ситуаций, последствиях природных чрезвычайных ситуаций  и
связанных с ними техногенных аварий (катастроф);
     совершенствование  нормативной,  правовой  и  методической   базы
мониторинга и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций;
     формирование и обеспечение деятельности соответствующих  органов,
координирующих  работу  учреждений  и  организаций,  решающих   задачи
мониторинга и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций.
     Основными задачами территориальных органов исполнительной  власти
по организации мониторинга состояния безопасности зданий, сооружений и
потенциально   опасных   объектов   и   прогнозирования    техногенных
чрезвычайных ситуаций являются:
     координация   работ   ведомственных  и  территориальных   органов
надзора  по  сбору  и  обмену информацией о результатах  наблюдения  и
контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;
     создание   диагностических  комплексов  по  оценке   устойчивости
зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
     развитие   систем   наблюдения   за   опасными   технологическими
процессами;   создание  базы  данных  об  имевших  место   техногенных
чрезвычайных   ситуациях   на   территории   области   и   аналогичных
чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории соседних областей;
     совершенствование  нормативной,  правовой  и  методической   базы
мониторинга и прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций;
     формирование  и  обеспечение деятельности органов, координирующих
работу  ведомственных  и областных учреждений и организаций,  решающих
задачи прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций.
     2.2. Оценка риска чрезвычайных ситуаций.
     Основными этапами оценки риска чрезвычайных ситуаций являются:
     выявление   и  идентификация  возможных  источников  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера на территории области;
     оценка    вероятности    (частоты)    возникновения    источников
чрезвычайных    ситуаций;
     прогнозирование   возможных    последствий   поражающих  факторов
источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.
     На  первом  этапе  анализу  подвергаются  источники  чрезвычайных
ситуаций, в результате возникновения и развития которых:
     существенно  нарушаются нормальные условия жизни  и  деятельности
людей на территории административных районов области;
     возможны   человеческие  жертвы  или  ущерб   здоровью   большого
количества людей;
     возможны значительные материальные потери;
     возможен значительный ущерб окружающей природной среде.
     При   выявлении   источников  чрезвычайных  ситуаций   наибольшее
внимание  необходимо уделять потенциально опасным  объектам.  Перечень
объектов   и   административно-территориальных   звеньев,   подлежащих
первоочередному  рассмотрению  при  анализе  возможной  обстановки  на
территории области, приведен в Приложении 1. Анализ обстановки следует
проводить   с   использованием,  в  том  числе,  и   данных   Паспорта
безопасности территории.
     На    последующем    этапе   производится   оценка    вероятности
возникновения  источников чрезвычайных ситуаций и масштабов  возможных
последствий чрезвычайных ситуаций.
     Вероятность   возникновения  источника   и   масштабы   возможных
последствий  чрезвычайной  ситуации характеризуют  риск  возникновения
чрезвычайной ситуации.
     Под  масштабами  (показателями масштабов)  чрезвычайных  ситуаций
следует понимать:
     прямые  потери,  в  том  числе: количество  погибших,  количество
пострадавших, величину прямого материального ущерба;
     затраты   на  проведение  аварийно-восстановительных   и   других
неотложных работ;
     объем   эвакомероприятий  и  затраты,  связанные   с   эвакуацией
населения;
     затраты  на  ликвидацию чрезвычайной ситуации и восстановительные
работы;
     косвенные  потери (недовыпуск промышленной продукции, затраты  на
пенсию и пособия и т.д.) и др.
     При   определении   риска   чрезвычайных  ситуаций   используется
статистическая  информация, накапливаемая в  банках  данных,  а  также
содержащихся   в  Паспорте  безопасности  и  Декларациях  безопасности
опасных производственных объектов.
     Оценка   вероятности   возникновения  и  масштабов   чрезвычайных
ситуаций,   вызванных   авариями  на  объектах  экономики   проводится
администрацией этих объектов.
     Оценка  вероятности и масштабов чрезвычайных ситуаций,  вызванных
авариями,  катастрофами  и  стихийными  бедствиями,  происходящими  на
территории области (районов) администрацией области (органами местного
самоуправления).
     Территориальные    органы   исполнительной   власти    организуют
проведение исследований по оценке вероятности возникновения источников
чрезвычайных  ситуаций и по оценке масштабов чрезвычайных  ситуаций  с
использованием   соответствующих   специалистов   научных   учреждений
области.
     Результаты  оценки вероятности возникновения аварий, катастроф  и
стихийных  бедствий  и  масштабов их последствий  служат  основой  для
создания   сил  и  средств,  планирования  действий  при  чрезвычайных
ситуациях  и принятия решений на проведение первоочередных мероприятий
по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
     Выполнение   работ   по   оценке  рисков  чрезвычайных   ситуаций
предполагает наличие статистических данных о чрезвычайных ситуациях. С
этой   целью  органы  исполнительной  власти  организуют   работу   по
формированию  соответствующих банков данных, в  том  числе  в  системе
Госстатотчестности.
     2.3.  Организация  государственной экспертизы  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Государственной экспертизе подлежат:
     градостроительная   документация,   проектная   документация   на
строительство,  расширение, реконструкцию, техническое перевооружение,
консервацию  и  ликвидацию  потенциально  опасных  объектов,  объектов
обеспечивающих  защиту  населения от чрезвычайных  ситуаций  и  важных
объектов жизнеобеспечения населения;
     технические  устройства,  применяемые  на  потенциально   опасных
объектах;
     здания и сооружения на потенциально опасных объектах.
     Государственная   экспертиза   градостроительной   и    проектной
документации производится с целью:
     выявления  степени соответствия установленным нормам,  стандартам
и  правилам  предполагаемых  для  реализации  проектов  и  решений  по
градостроительству,  по  объектам  производственного   и   социального
назначения,   на  которых  могут  возникнуть  источники   чрезвычайных
ситуаций,  или  по  объектам,  которые  могут  влиять  на  обеспечение
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     соблюдения  при разработке градостроительной документации  и  при
проектировании  указанных объектов норм и правил инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны, т.е. оценки:
     защиты населения и его первоочередного жизнеобеспечения;
     рационального  размещения производительных сил и населенных  мест
(городов, крупных населенных пунктов) на территории;
     рационального природопользования;
     инженерной  защиты  территории и населенных мест  от  поражающего
воздействия возможных источников чрезвычайных ситуаций;
     локализации   зон  воздействия  поражающих  факторов   источников
чрезвычайных ситуаций на территории;
     подготовки  объектов  экономики к устойчивой  работе  в  условиях
поражающего воздействия на них источников чрезвычайных ситуаций;
     подготовки  к  проведению  аварийно-восстановительных  и   других
неотложных работ;
     подготовки  системы управления сил и средств областной подсистемы
РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
     информирования  населения о чрезвычайных ситуациях  и  подготовки
его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
     Государственная экспертиза проводится по всем указанным  объектам
независимо   от  источников  финансирования,  видов  собственности   и
принадлежности   объекта   на   всех   стадиях   (этапах)   разработки
документации.
     Государственная экспертиза осуществляется внештатными органами  и
экспертными  комиссиями,  образованными из специалистов  подразделений
органов управления по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям
области  и  других учреждений, в полномочия которых входят функции  по
защите населения и территорий.
     Государственной     экспертизе,    осуществляемой     экспертными
комиссиями,  подлежит  документация, относящаяся к  градостроительству
строительству объектов на территории области, а именно:
     схемы планировки административно-территориальных образований;
     генеральные  планы  городов с численностью  населения  менее  500
тыс.чел.;
     проекты   строительства   объектов   промышленности   и    систем
жизнеобеспечения населения;
     проекты   строительства  убежищ  и  противорадиационных  укрытий,
кроме типовых и экспериментальных проектов и др.
     Государственная   экспертиза  в  области   защиты   населения   и
территорий  от чрезвычайных ситуаций проводится в качестве специальной
экспертизы. Заключения экспертных комиссий входят в качестве составной
части    в    сводные    экспертные    заключения,    подготавливаемые
территориальными органами Государственной вневедомственной экспертизы.
     При  необходимости  экспертные комиссии  могут  взаимодействовать
установленным  порядком  с  экспертными  органами  Минприроды   России
(Государственной      экологической     экспертизой),      экспертными
подразделениями  отраслевых  министерств,  территориальными   органами
исполнительной власти, надзорными органами.
     Экспертные комиссии имеют право:
     привлекать    для    проведения   экспертиз    специализированные
экспертные организации или отдельных экспертов;
     запрашивать   и  получать  в  установленном  порядке  информацию,
необходимую для выполнения стоящих перед ними конкретных задач;
     пользоваться системой информационного обеспечения экспертизы;
     вносить   предложения  в  любые  кредитно-финансовые   органы   о
прекращении      финансирования     проектирования,     строительства,
реконструкции,  расширения,  технического перевооружения  потенциально
опасных объектов, осуществляемых по проектно-сметной документации,  не
прошедшей экспертизу на предмет соблюдения специальных требований;
     обеспечивать  связь  с общественностью, подготавливать  материалы
по результатам экспертиз для опубликования их в печати.
     Экспертные  комиссии  несут ответственность  за  объективность  и
достоверность   оценок   рассмотренных   проектов   строительства    и
документов,  обоснованность рекомендаций по их утверждению,  доработке
или  отклонению,  а  также  за проведение экспертизы  в  установленные
сроки.
     По  результатам проведения государственной экспертизы  в  области
защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций  составляется
экспертное  заключение,  содержащее оценку соответствия  рассмотренной
документации  требованиям  действующей нормативной  базы  и  выводы  о
допустимости  и  возможности  принятия решения  о  реализации  объекта
экспертизы  с  позиций  защиты населения, предупреждения  чрезвычайных
ситуаций  и  снижения тяжести их последствий. Положительное экспертное
заключение  является  обоснованием  для  открытия  финансирования  или
кредитования и реализации соответствующих проектов.
     Финансирование  работ  по  проведению государственной  экспертизы
проводится за счет средств:
     республиканского  бюджета  Российской  Федерации   по   объектам,
строящимся за счет бюджетных средств;
     заказчиков     объектов,    которые    строятся    предприятиями,
учреждениями и организациями за счет собственных средств.
     Наряду  с  государственной экспертизой в области защиты населения
и   предупреждения   чрезвычайных   ситуаций   может   проводиться   и
общественная экспертиза. Общественная экспертиза проводится в  тех  же
целях, что и государственная экспертиза и осуществляется по инициативе
общественных  объединений, зарегистрированных в порядке, установленном
законодательными  актами Российской Федерации и  Тверской  области,  а
также  по  инициативе научных учреждений и населения.  При  проведении
общественной экспертизы научные учреждения и общественные  объединения
вправе получать необходимую информацию от органов управления областной
подсистемы РСЧС и органов местного самоуправления.
     По   решению   территориальных  органов   исполнительной   власти
специалисты  экспертных  комиссий  могут  привлекаться  к   проведению
экспертизы  технических устройств зданий и сооружений на  потенциально
опасных объектах, а также жилых и общественных зданий (сооружений).
     2.4.   Организация  и  проведение  государственного   надзора   и
контроля  в  области  защиты  населения и территорий  от  чрезвычайных
ситуаций
     Государственный надзор и контроль защиты населения  и  территорий
от    техногенных    чрезвычайных   ситуаций    осуществляют    органы
государственной  власти  области  и  органы  местного  самоуправления.
Указанные  органы осуществляют контроль в области защиты  населения  и
территорий  от  техногенных чрезвычайных ситуаций на  основе  принципа
разделения   властей   в  пределах  компетенции,  предоставленной   им
законодательными актами, определяющими их статус.
     Задачами  Государственного надзора и контроля  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
     обеспечение  исполнения действующего законодательства  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     соблюдение  федеральных  и  областных  требований  (установленных
норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение   готовности  должностных  лиц,  сил  и   средств   к
действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение  выполнения программ и мероприятий по  предупреждению
чрезвычайных  ситуаций  всеми  органами  государственной   власти   на
соответствующей территории, предприятиями промышленности и транспорта,
независимо  от их подчиненности и форм собственности, их  должностными
лицами и работниками, а также гражданами.
     Постоянно  действующие  органы  управления  областной  подсистемы
РСЧС   (органы  управления  по  делам  ГОЧС,  созданные  при   органах
исполнительной власти области и при органах местного самоуправления):
     организуют  и  проводят  практическую  работу  на  территории  по
государственному надзору в области защиты населения и территорий;
     привлекают   территориальные  структуры   федеральных   надзорных
органов   исполнительной   власти   на   территориях   к   работе   по
государственному надзору в области защиты населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций и координируют их деятельность;
     в  пределах  своих  полномочий организуют и  проводят  работу  по
лицензированию деятельности промышленных и транспортных предприятий на
данной территории;
     Привлечение   территориальных  структур   федеральных   надзорных
органов  к  государственному  надзору в  области  защиты  населения  и
территорий  осуществляется  на  основании  специальных  нормативных  и
правовых актов Тверской области под руководством постоянно действующих
органов  управления областной подсистемы РСЧС, создаваемых при органах
исполнительной  власти  области  и  органах  местного  самоуправления.
Процедуры  участия  привлекаемых территориальных структур  федеральных
надзорных  органов в надзоре в области защиты населения  и  территорий
разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти  области
на основе рекомендаций МЧС России.
     Основными  результатами  проведения  государственного  надзора  и
контроля  в  области защиты населения и территорий является  выработка
рекомендаций  по  мероприятиям,  направленным  на  снижение  риска   и
смягчение  последствий чрезвычайных ситуаций на  территории,  а  также
принятие   обязательных   для  исполнения   решений   по   результатам
расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Механизм  реализации  результатов надзора и  контроля  в  области
защиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается  в
принятии  санкций в отношении граждан, должностных лиц и  организаций,
виновных    в    невыполнении    или    недобросовестном    выполнении
законодательства  Российской  Федерации  и  законодательства  Тверской
в  области по защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций,
создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных
ситуаций,  непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья  людей
при чрезвычайных ситуациях.
     В  случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми
актами   Российской   Федерации  и  Тверской   области,   обязанностью
государственного надзора в области защиты населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций  в  отношении  лиц,  виновных   в   нарушениях
законодательства   в  области  защиты  населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций, является:
     привлечение их к административной ответственности;
     направление  материалов  о привлечении их  к  дисциплинарной  или
уголовной ответственности;
     предъявление исков в суд или арбитражный суд о возмещении  вреда,
причиненного  в  результате их действий жизни  и  здоровью  населения,
окружающей природной среде.
     2.5.  Участие  в лицензировании видов деятельности,  связанных  с
обеспечением  безопасности  населения и территорий,  и  декларировании
безопасности опасных производственных объектов,
     Лицензия  является документом, удостоверяющим право ее  владельца
на  осуществление  определенного вида (видов) деятельности  на  данной
территории  в течение установленного срока при соблюдении  им  заранее
оговоренных требований и условий.
     Порядок   лицензирования   видов   деятельности,   связанных    с
обеспечением безопасности населения и территорий, их перечень, а также
перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности,
устанавливаются  законами и нормативными правовыми  актами  Российской
Федерации и Тверской области.
     При    выполнении    своих   функций   территориальные    органы,
уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, взаимодействуют с
территориальными органами, осуществляющими надзор и контроль в области
защиты населения и территорий.
     При  выдаче территориальными органами, уполномоченными на ведение
лицензионной    деятельности,   лицензии   на   осуществление    видов
деятельности,  связанных  с  обеспечением  безопасности  населения   и
территорий   необходимо   наличие  у  заявителя   помимо   документов,
определяемых  законами  и  другими  нормативными  и  правовыми  актами
Российской Федерации и Тверской области:
     заключение экспертизы в области защиты населения и территорий;
     декларации  безопасности  опасного производственного  объекта  (в
случае,  если есть основания для ее обязательной разработки на  данном
объекте в соответствии с действующим законодательством).
     2.6.   Организация   планирования   и   осуществления   комплекса
превентивных  мероприятий по снижению риска  и  смягчению  последствий
чрезвычайных ситуаций.
     Планирование  превентивных мероприятий  осуществляется  в  рамках
"Планов   действий   по   предупреждению  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций",  разрабатываемых органами управления  областной  подсистемы
РСЧС соответствующего уровня (от объекта до области).
     Целью  планирования превентивных мероприятий по снижению риска  и
смягчению  последствий  чрезвычайных ситуаций  является  разработка  и
обеспечение  выполнения  в  заданные сроки  комплекса  взаимосвязанных
организационных,  экономических,  санитарно-гигиенических,  санитарно-
эпидемических и специальных мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций,  которые  дадут  наибольший  эффект  при  выделении  на   их
реализацию заданного объема ресурсов.
     Под  эффектом,  достигаемым в результате  реализации  планируемых
мероприятий понимается:
     снижение   вероятности   возникновения  источников   чрезвычайных
ситуаций;
     уменьшение  величины  экономического  и  социального  ущербов   в
случае возникновения источников чрезвычайных ситуаций.
     Территориальные    органы   исполнительной   власти    организуют
разработку   и  реализацию  комплексов  превентивных  мероприятий   по
предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе перспективных и годовых
планов  социально-экономического развития или в рамках территориальных
целевых  программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций с отражением
в   них   мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций   на
потенциально опасных объектах и территориях, подверженных  воздействию
опасных природных явлений.
     Обоснование  мероприятий по предупреждению чрезвычайных  ситуаций
для  включения  в  Планы должно осуществляться на  основе  результатов
исследований,   работы   государственных  надзорных,   контрольных   и
экспертных органов.
     Требуемый   объем  мероприятий  по  предупреждению   чрезвычайных
ситуаций  определяется уровнем приемлемого риска чрезвычайных ситуаций
на соответствующей территории.
     При  этом  рекомендуется определять индивидуальный  и  социальный
риск.
     Под   индивидуальным   риском  понимается  вероятность   (частота
возникновения в год) поражающих воздействий определенного вида (обычно
смертельного исхода) для индивидуума в определенной точке пространства
(где   может   находиться  индивидуум),  возникающих  при   реализации
определенной опасности.
     Под  социальным риском понимается вероятность поражения не  менее
определенного числа людей относительно общего числа людей,  попадающих
в  зону  поражающих воздействий определенного вида, и (или)  нанесения
экономического ущерба не менее определенной величины.
     Приемлемые  значения  индивидуального и  социального  рисков  для
области  (административно-территориальной единицы) определяется  двумя
факторами:
     состоянием   безопасности   населения   и   территории    области
(административно-территориальной     единицы),     т.е.     величинами
индивидуального и социального рисков на рассматриваемый момент времени
и     экономическими     возможностями    области    (административно-
территориальной единицы).
     Информационной   базой  выбора  и  обоснования   мероприятий   по
предупреждению   чрезвычайных  ситуаций  является   результат   оценки
состояния  безопасности населения и территорий  (Паспорт  безопасности
административно-территориальных единиц, ГОСТ Р 22.2.03-97).
     Основными  этапами  планирования  мероприятий  по  предупреждению
чрезвычайных ситуаций являются:
     а)   выявление  учреждений  и  организаций,  которые  могут  быть
задействованы  при планировании и организации работ по  предупреждению
чрезвычайных  ситуаций.  К  ним, как правило,  относятся  Комиссии  по
чрезвычайным   ситуациям  администрации  области,   органов   местного
самоуправления  и объектов, а также органы управления  по  делам  ГОЧС
различных уровней;
     б)  оценка  состояния  безопасности  населения  и  территорий   и
заполнение   Паспорта   безопасности   административно-территориальных
единиц;
     в) оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного  и
техногенного характера;
     г)  выявление  наиболее опасных источников чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера;
     д)  выбор  и технико-экономическое обоснование организационных  и
инженерно-технических мероприятий по предотвращению  (снижению  риска)
возникновения   источников   техногенных  чрезвычайных   ситуаций.   К
мероприятиям  этой  группы,  как  правило,  относятся  мероприятия  по
совершенствованию  основных  фондов  и  производственных  процессов  в
интересах  обеспечения безаварийности производства и  локализации  зон
воздействия поражающих факторов;
     е)  выбор  и  технико-экономическое  обоснование  мероприятий  по
смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций  на
население, объекты экономики и окружающую природную среду.
     К  таким  мероприятиям,  в первую очередь, относятся  мероприятия
по:
     защите населения и его первоочередному жизнеобеспечению;
     рациональному  размещению производительных сил и населенных  мест
(городов и крупных населенных пунктов) на территории;
     рациональному природопользованию;
     инженерной  защите  территории и населенных мест  от  поражающего
воздействия возможных источников чрезвычайных ситуаций;
     локализации   зон  воздействия  поражающих  факторов   источников
чрезвычайных ситуаций на территории;
     подготовке  объектов  экономики к устойчивой  работе  в  условиях
поражающего воздействия на них источников чрезвычайных ситуаций;
     подготовке  к  проведению  аварийно-восстановительных  и   других
неотложных работ;
     подготовке   системы   управления,  сил   и   средств   областной
подсистемы РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных
бедствий;
     информированию  населения о чрезвычайных ситуациях  и  подготовке
его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
     ж)  разработка  целевых программ. При этом  может  осуществляться
долгосрочное  целевое программное планирование комплексов мероприятий;
текущее  (среднесрочное)  планирование  и  реализация  мероприятий  по
отдельным    этапам   целевых   комплексных   программ;    оперативное
(краткосрочное)  планирование  и  реализация  мероприятий  при  угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Разработанные  проекты планов согласовываются с заинтересованными
органами    и    организациями    и   утверждаются    соответствующими
руководителями территориальных органов исполнительной власти.
     Типовой   порядок   организации   планирования   мероприятий   по
предупреждению чрезвычайных ситуаций приведен в Приложении 2.
     2.7.  Создание  и  совершенствование нормативно-правовой  базы  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     Нормативно-правовая база в области защиты населения и  территорий
от  чрезвычайных  ситуаций создается с целью  обеспечения  разработки,
планирования   и   проведения   на  территории   области   необходимых
мероприятий  по  снижению  риска и смягчению последствий  чрезвычайных
ситуаций.
     При   создании   и  совершенствовании  нормативно-правовой   базы
необходимо обеспечить выполнение следующих принципов:
     соответствие  установок и положений законодательных,  нормативных
правовых   актов   Тверской   области   требованиям   законодательства
Российской Федерации и нормам международного права;
     информирование   о   разрабатываемых   (принятых,   утвержденных)
документах   всех  заинтересованных  сторон:  органов  государственной
власти, учреждений, организаций, а также населения;
     плановый характер осуществления нормотворческой деятельности;
     охват  нормотворческой  деятельностью всех  основных  направлений
работ  по  предупреждению чрезвычайных ситуаций и  работ  по  снижению
риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
     учет в нормативных документах особенностей области.
     Первоочередными  задачами территориальных органов  исполнительной
власти являются:
     выявление  наиболее  важных  проблем предупреждения  чрезвычайных
ситуаций, требующих нормативно-правового регулирования и принятия  мер
по организации разработки соответствующих документов;
     изучение   федеральных  законодательных   актов   и   нормативных
правовых     актов    и    разработка    соответствующих    документов
территориального уровня с учетом местных особенностей;
     разработка механизмов реализации подготовленных законов и  других
нормативных правовых актов.
     2.8.  Экономическое регулирование деятельности по снижению  риска
и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
     Для  экономического регулирования деятельности по снижению  риска
и    смягчению    последствий    чрезвычайных    ситуаций    создается
соответствующий   экономический   механизм   (экономический   механизм
управления   риском).   Основная  цель  экономического   механизма   -
обеспечение  рациональных  экономических условий  осуществления  всего
комплекса  мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Этот  механизм
представляет  собой совокупность рычагов (регуляторов),  источников  и
условий  финансирования в интересах снижения природного и техногенного
рисков.
     Система экономических рычагов механизма включает:
     экономическую  ответственность (штрафы  за  нарушение  требований
безопасности, плата за риск);
     стимулирование снижения риска (налоговые механизмы);
     перераспределение риска (страхование и перестрахование);
     централизованное управление риском (безвозмездное  финансирование
или  льготное  кредитование приоритетных мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций).
     Органы   исполнительной  власти  области  организуют   подготовку
нормативно-методической    базы   для   создания,    совершенствования
экономического механизма управления риском.
     Они   создают  и  контролируют  внебюджетные  фонды  для   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, формирующиеся за счет
сумм, полученных от:
     взыскания штрафов за правонарушения в области защиты населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций; добровольных взносов предприятий;
     использования   собственных   средств   фондов   в   деятельности
предприятий, учреждений и организаций в виде дивидендов, процентов  по
вкладам и банковским депозитам;
     целевых кредитов банков и других источников.
     На    осуществление    программы    предупреждения    техногенных
чрезвычайных   ситуаций,   обусловленных   возможными   авариями    на
предприятиях,  банками могут выдаваться льготные  кредиты.  Порядок  и
условия   изменения   налогооблагаемой  базы  банковских   учреждений,
осуществляющих выдачу льготных кредитов предприятиям на  осуществление
программы    предупреждения   чрезвычайных   ситуаций,    определяется
специальными   нормативными  актами  органов  государственной   власти
Тверской области в пределах их компетенции.
     Затраты  на  осуществление программы предупреждения  чрезвычайных
ситуаций включается в себестоимость продукции и не могут превышать  1%
от   объема  реализованной  продукции.  Порядок  и  условия  изменения
налогооблагаемой базы предприятий, осуществляющих реализацию программы
предупреждения   техногенных   чрезвычайных   ситуаций,   определяются
нормативными правовыми актами органов государственной власти  Тверской
области   в  пределах  их  компетенции.  К  затратам  предприятий   на
осуществление    программы   предупреждения   чрезвычайных    ситуаций
относятся:
     затраты  на  научно-исследовательские и  конструкторские  работы,
инженерно-технические   и   организационно-технические    мероприятия,
направленные на защиту населения и территории;
     затраты на подготовку Паспорта безопасности территории;
     затраты  на  подготовку  декларации о  промышленной  безопасности
объектов;
     затраты   на  проведение  государственной  экспертизы  в  области
защиты населения и территорий.
     К  затратам  предприятий на предупреждение чрезвычайных  ситуаций
не   могут  быть  отнесены  средства,  направленные  на  замену  одних
промышленных  технологий и установок другими, а также на  модернизацию
промышленных установок.
     2.9.  Создание и использование резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
     Создание   резервов  финансовых  и  материальных   ресурсов   для
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций является одной  из  основных  задач
органов  исполнительной  власти  Тверской  области,  органов  местного
самоуправления  и  руководителей  объектов  экономики.   Эти   резервы
создаются  заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых
средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Резервы   материальных   ресурсов  для  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций  включают  в  себя  резервы продовольствия,  пищевого  сырья,
медицинского  имущества, медикаментов, транспортных  средств,  средств
связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты
и  других  материальных  ресурсов. Эти резервы формируются  исходя  из
прогнозируемых    видов    и    масштабов    чрезвычайных    ситуаций,
предполагаемого  объема работ по их ликвидации,  а  также  максимально
возможного  использования  имеющихся  сил  и  средств  для  ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Номенклатура  и  объемы резервов материальных ресурсов,  а  также
контроль  за  их  созданием, хранением, использованием и  восполнением
устанавливаются создавшим их органом.
     Резервы    материальных   ресурсов   размещаются   на   объектах,
предназначенных  для  их  хранения  в  тех  местах,  откуда   возможна
оперативная их доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
     Резервы   материальных   ресурсов  для  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций  используются при проведении аварийно-спасательных  и  других
неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни  и
здоровья  людей,  для  развертывания и  содержания  временных  пунктов
проживания  и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной
материальной помощи и других первоочередных мероприятий,  связанных  с
обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
     Финансирование  расходов по созданию, хранению,  использованию  и
выполнению  резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций осуществляется за счет:
     средств бюджета области - резервы материальных ресурсов области;
     средств   местных   бюджетов  -  местные   резервы   материальных
ресурсов;
     собственных  средств  предприятий,  учреждений  и  организаций  -
объектовые резервы материальных ресурсов.
     Порядок   создания  и  использования  материальных   резервов   и
восполнения   использованных   средств  этих   резервов   определяется
законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации
и Тверской области.

     3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
             ВЛАСТИ И АДМИНИСТРАЦИЙ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
          В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
     3.1. Территориальные органы исполнительной власти:
     принимают  участие  в  подготовке в соответствии  с  федеральными
законами,  законами и нормативными правовыми актами  Тверской  области
проектов законов и иных нормативных правовых актов Тверской области  в
области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
     осуществляют  организацию  и  координацию  работ  по   управлению
риском природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
     осуществляют подготовку и содержание в готовности сил  и  средств
в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
     организуют   анализ   имевших   место   чрезвычайных    ситуаций,
мониторинг   и  прогнозирование  чрезвычайных  ситуаций  и  заполнение
Паспорта безопасности Тверской области;
     организуют  своевременную  разработку и  реализацию  превентивных
мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
     организуют  информирование  и обучение  населения  действиям  при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
     разрабатывают   предложения  по  финансированию   мероприятий   в
области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
     вносят   предложения   по   созданию   резервов   финансовых    и
материальных ресурсов для локализации аварий и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
     3.2. Руководители объектов экономики:
     анализируют уровень безопасности функционирования объекта;
     прогнозируют возможности возникновения аварий;
     планируют  и реализуют мероприятия по снижению риска и  смягчению
последствий чрезвычайных ситуаций;
     обеспечивают  готовность  органов управления,  сил  и  средств  к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
     организуют   обучение   рабочих   и   служащих   при   угрозе   и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     создают,   в   соответствии   с  действующим   законодательством,
локальную систему оповещения;
     обеспечивают  подготовку  специалистов,  работающих   в   области
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
     финансируют  мероприятия по предупреждению чрезвычайной  ситуации
на объекте;
     представляют органам исполнительной власти информацию  о  степени
опасности объекта (Декларацию безопасности);
     поддерживают связь с общественностью;
     поддерживают  в  постоянной  готовности  находящиеся  на  объекте
защитные сооружения гражданской обороны;
     создают  фонд  средств индивидуальной защиты и другого  имущества
гражданской  обороны, обеспечивают его сохранность и использование  по
назначению.



                                              Приложение 1 к Положению


                                 ПЕРЕЧЕНЬ
             объектов и административно-территориальных звеньев,
             подлежащих первоочередному рассмотрению при анализе
                источников чрезвычайных ситуаций на территории
                               Тверской области

---------------------------T-------------------------------------¬
¦         Виды объектов    ¦ Группы объектов и территориальных   ¦
¦         (звеньев)        ¦ звеньев, подлежащих первоочередному ¦
¦                          ¦ рассмотрению                        ¦
+--------------------------+-------------------------------------+
¦1. Потенциально опасные   ¦ Все объекты,   находящиеся  в  зонах¦
¦   объекты                ¦ опасных природных явлений.          ¦
¦1.1. Радиационно опасные  ¦ 1. Атомные станция.                 ¦
¦     объекты              ¦ 2. Предприятия    по    изготовлению¦
¦                          ¦ ядерного   топлива   и   захоронению¦
¦                          ¦ радиоактивных отходов.              ¦
¦                          ¦ 3. Научно-исследовательские        и¦
¦                          ¦ проектные    организации,    имеющие¦
¦                          ¦ исследовательские  ядерные реакторы,¦
¦                          ¦ критические   стенды,    критические¦
¦                          ¦ сборки.                             ¦
¦                          ¦ 4. Ядерные  энергетические установки¦
¦                          ¦ в транспорте.                       ¦
¦1.2. Химически опасные    ¦ 1. Объекты, подлежащие обязательному¦
¦     объекты              ¦ декларированию безопасности. <*>    ¦
¦                          ¦ 2. Объекты первой, второй и третьей ¦
¦                          ¦ степени по химической опасности.    ¦
¦                          ¦ <**>                                ¦
¦1.3. Взрывоопасные объекты¦ Объекты,  подлежащие  декларированию¦
¦                          ¦ безопасности. <*>                   ¦
¦1.4. Пожароопасные объекты¦ 1. Объекты,              подлежащие ¦
¦                          ¦ декларированию безопасности. <*>    ¦
¦                          ¦ 2. Объекты, имеющие здания категорий¦
¦                          ¦ А и Б. <***>                        ¦
¦1.5. Гидротехнически      ¦ Гидротехнические         сооружения,¦
¦     опасные объекты      ¦ хвостохранилища и шлаконакопители I,¦
¦                          ¦ II,    III    классов,    подлежащие¦
¦                          ¦ декларированию. <*>                 ¦
¦1.6. Транспортные средства¦ 1. Транспортные средства и  маршруты¦
¦     и маршруты  перевозки¦ перевозки  сжиженных  углеводородных¦
¦     (доставки)    опасных¦ газов   и    других    взрывоопасных¦
¦     веществ к объектам  -¦ веществ.                            ¦
¦     потребителям         ¦ 2. Газопроводы и трубопроводы.      ¦
¦                          ¦                                     ¦
¦2.  Административно -     ¦ 1. Территориальные           звенья,¦
¦    территориальные звенья¦ находящиеся    в    зонах    опасных¦
¦                          ¦ природных явлений.                  ¦
¦                          ¦ 2. Города первой,  второй и  третьей¦
¦                          ¦ степени по химической опасности. <*>¦
¦                          ¦ 3. Городские  (сельские)  районы или¦
¦                          ¦ города без районного деления первой,¦
¦                          ¦ второй    и   третьей   степени   по¦
¦                          ¦ химической опасности. <**>          ¦
L--------------------------+--------------------------------------


     *)  Критерии  отнесения  объектов к числу тех,  которые  подлежат
обязательному  декларированию,  приведены  в  федеральном  законе   "О
промышленной  безопасности  производственных  объектов"   и   "Порядке
разработки декларации безопасности промышленного объекта".
     **)  Критерии  отнесения  объектов  (территориальных  звеньев)  к
степеням   опасности  приведены  в  "Методических   рекомендациях   по
проведению  классификации  административно-территориальных  единиц   и
объектов  народного  хозяйства  по химической  опасности"  (утверждены
Директивой Начальника Гражданской обороны СССР от 4.12.90 г.  N  ДНГО-
3).
     ***)  Критерии отнесения зданий к различным категориям  приведены
в   НПБ105-95   "Определение   категорий   помещений   и   зданий   по
взрывопожарной и пожарной безопасности".



                                              Приложение 2 к Положению


                          ТИПОВОЙ ПОРЯДОК
               ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
              ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     1.  Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой  базы
по  организации  и осуществлению мероприятий в области  предупреждения
чрезвычайных ситуаций.
     Определение  практических  мер  по реализации  закона  Российской
Федерации  "О  защите населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций
природного  и  техногенного характера" и закона  Тверской  области  "О
защите   населения  и  территорий  области  от  чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера".
     2.  Определение органов исполнительной власти области, учреждений
и  организаций,  которые  могут быть задействованы  в  планировании  и
проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
     Состав  участников этой работы утверждается Решением комиссии  по
чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня.
     При  этом  должно учитываться, что предложения по планированию  и
проведению мероприятий в области предупреждения чрезвычайных  ситуаций
вырабатываются  и  представляются  органами  управления  всех  звеньев
территориальной подсистемы РСЧС.
     3.   Выявление   возможных   источников   чрезвычайных   ситуаций
природного   и   техногенного  характера.  Разработка   банка   данных
потенциально  опасных объектов и территорий, кадастров (статистических
данных) аварий, катастроф и стихийных бедствий.
     4.   Определение  степени  опасности  выявленных   объектов   для
населения  и территорий (размеров возможных зон чрезвычайных ситуаций,
ущерба и потерь населения при авариях на каждом из этих объектов).
     5.  Выделение  объектов и территорий, представляющих существенную
опасность   для  населения.  Составление  перечня  этих   объектов   и
территорий.
     6.  Оценка  рисков  чрезвычайных ситуаций,  определение  значений
индивидуального и социального рисков.
     7.  Прогнозирование  последствий возможных чрезвычайных  ситуаций
на территории области в планируемый период времени.
     8.  Выбор  и  обоснование рационального комплекса мероприятий  по
основным направлениям снижения риска чрезвычайных ситуаций:
     мониторинг  окружающей  природной среды и  диагностика  состояния
зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
     прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
     повышение    технологической   и   эксплуатационной    надежности
производственных процессов;
     оперативная подготовка к природным чрезвычайным ситуациям.
     9.  Выбор  и  обоснование рационального комплекса мероприятий  по
основным направлениям смягчения последствий чрезвычайных ситуаций:
     защита   населения   и  его  первоочередное  жизнеобеспечение   в
условиях чрезвычайных ситуаций;
     рациональное   размещение  производительных  сил  на   территории
области;
     рациональное природопользование;
     инженерная защита территории;
     локализация   зон  воздействия  поражающих  факторов   источников
чрезвычайных ситуаций;
     подготовка объектов и систем жизнеобеспечения населения к  работе
в условиях чрезвычайных ситуаций;
     подготовка   к   проведению   аварийно-спасательных   и    других
неотложных работ;
     создание фонда страховой документации;
     подготовка   системы   управления,  сил   и   средств   областной
подсистемы РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных
бедствий;
     информирование  населения  о возможных  чрезвычайных  ситуаций  и
подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
     10.  Разработка долгосрочных целевых территориальных программ  по
предупреждению  чрезвычайных  ситуаций с  включением  в  них  наиболее
важных  мероприятий,  требующих существенных  затрат,  материальных  и
финансовых ресурсов и обеспечивающих достижение требуемого (заданного)
уровня приемлемого риска чрезвычайных ситуаций.
     11.  Разработка  Планов предупреждения и ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,   а  также  предложений  в  программу  и  планы   социально-
экономического развития территорий.
     12.   Организация  работы  по  реализации  программ,   планов   и
мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.


Информация по документу
Читайте также