Расширенный поиск
Постановление Губернатора Тверской области от 25.11.1998 № 803ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25.11.98 г. Тверь N 803 Утратилo силу - Постановление Губернатора Тверской области от 16.10.2003 г. N 140-пг О работе по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций Во исполнение закона Тверской области от 30.07.98г. N 26-03-2 "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеры и с целью дальнейшего совершенствования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о работе территориальных органов исполнительной власти Тверской области по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. 2. Главам муниципальных образований в своей работе по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера руководствоваться настоящим положением. 3. Главному управлению по делам ГО и ЧС Тверской области в срок до 25 декабря 1998 года спланировать выборочные проверки территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы РСЧС на 1999 год. Результаты проверок представлять ежеквартально заместителю Губернатора - председателю КЧС области. 4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области Плешакова В.А. Вице-Губернатор Тверской области Ю.М.Краснов Утверждено постановлением от 25.11.98 N 803 Положение о работе территориальных органов исполнительной власти Тверской области по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций Положение о работе территориальных органов исполнительной власти Тверской области по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) является нормативно- методическим документом, регламентирующим работу органов исполнительной власти Тверской области, органов местного самоуправления и администраций объектов экономики (далее - территориальные органы исполнительной власти) по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на областном, местном и объектовом уровнях. Положение разработано на основании Федерального закона от 21.12.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и во исполнение закона Тверской области от 30.07.98 г. N 26-03-2 "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Его действие распространяется на органы управления Тверской областной подсистемы РСЧС областного, местного и объектового уровней. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Используемые термины и определения. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - заблаговременное определение вероятности возникновения негативных последствий чрезвычайных ситуаций на основе анализа и прогноза источников природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их поражающего воздействия на население и территорию. Риск возникновения источников чрезвычайных ситуаций - вероятность (частота) реализации в течение определенного промежутка времени источника чрезвычайных ситуаций с фиксированными параметрами поражающего фактора. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций - вероятность возникновения неблагоприятных (негативных) последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций - минимизация вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций путем: проведения комплекса организационных, инженерно-технических, санитарно- эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на снижение риска возникновения источников чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий их воздействия на население и территории. Последствия чрезвычайных ситуаций - социальный и экономический ущерб в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию. Ущерб - потери и издержки, которые нанесены (могут быть нанесены) обществу в результате чрезвычайных ситуаций. Социальный ущерб - ущерб, нанесенный жизни, здоровью и благополучию людей и выражающийся в росте смертности, заболеваемости, утрате трудоспособности, снижении уровня жизнеобеспечения, а также проявлении озабоченности и тревоги у индивидуума по поводу возможного нарушения здоровья. Экономический ущерб - материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной и непроизводственной сферы экономики и нарушениями производственно- кооперационных связей. Смягчение последствий чрезвычайных ситуаций - минимизация негативных последствий чрезвычайных ситуаций путем проведения комплекса правовых, организационных, экономических, инженерно- технических, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно- эпидемиологических и специальных мер по защите населения и территорий от воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций. Рациональное размещение производительных сил и населенных мест на территории - комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по размещению потенциально опасных объектов экономики и населенных мест на территории региона с учетом риска возникновения на нее источников природных и техногенных ситуаций. Рациональное природопользование - система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. Инженерная защита территории - комплекс заблаговременных проводимых инженерных мероприятий, направленных на предотвращение (смягчение последствий) воздействия поражающих факторов источников природных чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и окружающую среду. Локализация зон воздействия поражающего фактора чрезвычайных ситуаций - комплекс заблаговременных и оперативных мероприятий, направленных на смягчение последствий воздействия поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и окружающую природную среду. Подготовка объектов экономики к работе в чрезвычайных ситуациях - комплекс заблаговременно проводимых мероприятий, осуществляемых на объекте экономики с целью обеспечения его устойчивой работы при воздействии источников чрезвычайных ситуаций, защиты производственного персонала и населения, проживающего вблизи объекта, уменьшения экономического ущерба и создания условий для эффективных действий органов управления, сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оперативная подготовка к природным чрезвычайным ситуациям - комплекс оперативных мероприятий по защите населения и территории от воздействия поражающих факторов источников природных чрезвычайных ситуаций по данным краткосрочного прогноза, а также подготовка органов управления, сил и средств РСЧС к ликвидации их последствий. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций - комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по информированию населения о возможных источниках и масштабах последствий чрезвычайных ситуаций, мерах по смягчению их последствий и обучению населения действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Управление техногенным и природным риском чрезвычайных ситуаций - разработка и реализация оптимальных программ деятельности органов представительной и исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и окружающую природную среду. Правовое регулирование процесса управления техногенным и природным риском - создание необходимой и достаточной законодательной и нормативной правовой базы, составляющей юридическую основу решения задач по управлению техногенным и природным риском. Примечание: основу нормативной правовой базы составляют законодательные и подзаконные нормативные и правовые акты федерального и территориального уровней. Экономическое регулирование процесса управления техногенным и природным риском - создание действующего экономического механизма, составляющего нормативную правовую основу финансового обеспечения мероприятий по управлению техногенным и природным риском. Примечание: основу экономического механизма составляют источники, объекты и условия финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. К основным источникам финансирования мероприятий относятся: бюджетные и небюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования. Нормативно-методическое регулирование процесса управления техногенным и природным риском - создание необходимой и достаточной нормативно-технической и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач по управлению техногенным и природным риском. Примечание: основу нормативно-технической базы составляют: СНИПы, ГОСТы, Положения, Руководства и т.п. Основу нормативно- методической базы - методические рекомендации, методики и т.п. 1.2. Основными направлениями снижения риска чрезвычайных ситуаций являются: мониторинг окружающей природной среды и диагностика состояния зданий, сооружений и потенциально опасных объектов; прогнозирование чрезвычайных ситуаций; повышение технологической и эксплуатационной надежности производственных процессов. 1.3. Основными направлениями смягчения последствий чрезвычайных ситуаций являются: защита населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций, рациональное размещение производительных сил и населенных мест на территории области; рациональное природопользование; инженерная защита территории и населенных мест; локализация зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; создание фонда страховой документации; подготовка системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; информирование населения о возможных чрезвычайных ситуациях и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. 1.4. Основными направлениями работы территориальных органов исполнительной власти по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций являются: организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; оценка риска чрезвычайных ситуаций; организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участие в лицензировании видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности населения и территорий и декларированием безопасности объектов; организация планирования и осуществление комплексов превентивных мероприятий по основным направлениям снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; экономическое регулирование деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2.1. Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории области: мониторинг окружающей природной среды, опасных природных процессов и явлений; прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций; мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов; прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций. Основными задачами территориальных органов исполнительной власти по организации мониторинга окружающей природной среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций являются: координация работ учреждений и организаций СНЛК на местном и территориальном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды; создание информационно-коммуникационной системы для решения задач мониторинга и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций; создание информационной базы с данными об источниках чрезвычайных ситуаций, последствиях природных чрезвычайных ситуаций и связанных с ними техногенных аварий (катастроф); совершенствование нормативной, правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций; формирование и обеспечение деятельности соответствующих органов, координирующих работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования природных чрезвычайных ситуаций. Основными задачами территориальных органов исполнительной власти по организации мониторинга состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов и прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций являются: координация работ ведомственных и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах; создание диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений и потенциально опасных объектов; развитие систем наблюдения за опасными технологическими процессами; создание базы данных об имевших место техногенных чрезвычайных ситуациях на территории области и аналогичных чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории соседних областей; совершенствование нормативной, правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций; формирование и обеспечение деятельности органов, координирующих работу ведомственных и областных учреждений и организаций, решающих задачи прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций. 2.2. Оценка риска чрезвычайных ситуаций. Основными этапами оценки риска чрезвычайных ситуаций являются: выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области; оценка вероятности (частоты) возникновения источников чрезвычайных ситуаций; прогнозирование возможных последствий поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию. На первом этапе анализу подвергаются источники чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения и развития которых: существенно нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей на территории административных районов области; возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей; возможны значительные материальные потери; возможен значительный ущерб окружающей природной среде. При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание необходимо уделять потенциально опасным объектам. Перечень объектов и административно-территориальных звеньев, подлежащих первоочередному рассмотрению при анализе возможной обстановки на территории области, приведен в Приложении 1. Анализ обстановки следует проводить с использованием, в том числе, и данных Паспорта безопасности территории. На последующем этапе производится оценка вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и масштабов возможных последствий чрезвычайных ситуаций. Вероятность возникновения источника и масштабы возможных последствий чрезвычайной ситуации характеризуют риск возникновения чрезвычайной ситуации. Под масштабами (показателями масштабов) чрезвычайных ситуаций следует понимать: прямые потери, в том числе: количество погибших, количество пострадавших, величину прямого материального ущерба; затраты на проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ; объем эвакомероприятий и затраты, связанные с эвакуацией населения; затраты на ликвидацию чрезвычайной ситуации и восстановительные работы; косвенные потери (недовыпуск промышленной продукции, затраты на пенсию и пособия и т.д.) и др. При определении риска чрезвычайных ситуаций используется статистическая информация, накапливаемая в банках данных, а также содержащихся в Паспорте безопасности и Декларациях безопасности опасных производственных объектов. Оценка вероятности возникновения и масштабов чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на объектах экономики проводится администрацией этих объектов. Оценка вероятности и масштабов чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, происходящими на территории области (районов) администрацией области (органами местного самоуправления). Территориальные органы исполнительной власти организуют проведение исследований по оценке вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и по оценке масштабов чрезвычайных ситуаций с использованием соответствующих специалистов научных учреждений области. Результаты оценки вероятности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий и масштабов их последствий служат основой для создания сил и средств, планирования действий при чрезвычайных ситуациях и принятия решений на проведение первоочередных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Выполнение работ по оценке рисков чрезвычайных ситуаций предполагает наличие статистических данных о чрезвычайных ситуациях. С этой целью органы исполнительной власти организуют работу по формированию соответствующих банков данных, в том числе в системе Госстатотчестности. 2.3. Организация государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Государственной экспертизе подлежат: градостроительная документация, проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию потенциально опасных объектов, объектов обеспечивающих защиту населения от чрезвычайных ситуаций и важных объектов жизнеобеспечения населения; технические устройства, применяемые на потенциально опасных объектах; здания и сооружения на потенциально опасных объектах. Государственная экспертиза градостроительной и проектной документации производится с целью: выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений по градостроительству, по объектам производственного и социального назначения, на которых могут возникнуть источники чрезвычайных ситуаций, или по объектам, которые могут влиять на обеспечение населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдения при разработке градостроительной документации и при проектировании указанных объектов норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, т.е. оценки: защиты населения и его первоочередного жизнеобеспечения; рационального размещения производительных сил и населенных мест (городов, крупных населенных пунктов) на территории; рационального природопользования; инженерной защиты территории и населенных мест от поражающего воздействия возможных источников чрезвычайных ситуаций; локализации зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на территории; подготовки объектов экономики к устойчивой работе в условиях поражающего воздействия на них источников чрезвычайных ситуаций; подготовки к проведению аварийно-восстановительных и других неотложных работ; подготовки системы управления сил и средств областной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Государственная экспертиза проводится по всем указанным объектам независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки документации. Государственная экспертиза осуществляется внештатными органами и экспертными комиссиями, образованными из специалистов подразделений органов управления по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям области и других учреждений, в полномочия которых входят функции по защите населения и территорий. Государственной экспертизе, осуществляемой экспертными комиссиями, подлежит документация, относящаяся к градостроительству строительству объектов на территории области, а именно: схемы планировки административно-территориальных образований; генеральные планы городов с численностью населения менее 500 тыс.чел.; проекты строительства объектов промышленности и систем жизнеобеспечения населения; проекты строительства убежищ и противорадиационных укрытий, кроме типовых и экспериментальных проектов и др. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в качестве специальной экспертизы. Заключения экспертных комиссий входят в качестве составной части в сводные экспертные заключения, подготавливаемые территориальными органами Государственной вневедомственной экспертизы. При необходимости экспертные комиссии могут взаимодействовать установленным порядком с экспертными органами Минприроды России (Государственной экологической экспертизой), экспертными подразделениями отраслевых министерств, территориальными органами исполнительной власти, надзорными органами. Экспертные комиссии имеют право: привлекать для проведения экспертиз специализированные экспертные организации или отдельных экспертов; запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения стоящих перед ними конкретных задач; пользоваться системой информационного обеспечения экспертизы; вносить предложения в любые кредитно-финансовые органы о прекращении финансирования проектирования, строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения потенциально опасных объектов, осуществляемых по проектно-сметной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соблюдения специальных требований; обеспечивать связь с общественностью, подготавливать материалы по результатам экспертиз для опубликования их в печати. Экспертные комиссии несут ответственность за объективность и достоверность оценок рассмотренных проектов строительства и документов, обоснованность рекомендаций по их утверждению, доработке или отклонению, а также за проведение экспертизы в установленные сроки. По результатам проведения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляется экспертное заключение, содержащее оценку соответствия рассмотренной документации требованиям действующей нормативной базы и выводы о допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экспертизы с позиций защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения тяжести их последствий. Положительное экспертное заключение является обоснованием для открытия финансирования или кредитования и реализации соответствующих проектов. Финансирование работ по проведению государственной экспертизы проводится за счет средств: республиканского бюджета Российской Федерации по объектам, строящимся за счет бюджетных средств; заказчиков объектов, которые строятся предприятиями, учреждениями и организациями за счет собственных средств. Наряду с государственной экспертизой в области защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций может проводиться и общественная экспертиза. Общественная экспертиза проводится в тех же целях, что и государственная экспертиза и осуществляется по инициативе общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и Тверской области, а также по инициативе научных учреждений и населения. При проведении общественной экспертизы научные учреждения и общественные объединения вправе получать необходимую информацию от органов управления областной подсистемы РСЧС и органов местного самоуправления. По решению территориальных органов исполнительной власти специалисты экспертных комиссий могут привлекаться к проведению экспертизы технических устройств зданий и сооружений на потенциально опасных объектах, а также жилых и общественных зданий (сооружений). 2.4. Организация и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Государственный надзор и контроль защиты населения и территорий от техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляют органы государственной власти области и органы местного самоуправления. Указанные органы осуществляют контроль в области защиты населения и территорий от техногенных чрезвычайных ситуаций на основе принципа разделения властей в пределах компетенции, предоставленной им законодательными актами, определяющими их статус. Задачами Государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются: обеспечение исполнения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдение федеральных и областных требований (установленных норм, стандартов и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечение выполнения программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций всеми органами государственной власти на соответствующей территории, предприятиями промышленности и транспорта, независимо от их подчиненности и форм собственности, их должностными лицами и работниками, а также гражданами. Постоянно действующие органы управления областной подсистемы РСЧС (органы управления по делам ГОЧС, созданные при органах исполнительной власти области и при органах местного самоуправления): организуют и проводят практическую работу на территории по государственному надзору в области защиты населения и территорий; привлекают территориальные структуры федеральных надзорных органов исполнительной власти на территориях к работе по государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и координируют их деятельность; в пределах своих полномочий организуют и проводят работу по лицензированию деятельности промышленных и транспортных предприятий на данной территории; Привлечение территориальных структур федеральных надзорных органов к государственному надзору в области защиты населения и территорий осуществляется на основании специальных нормативных и правовых актов Тверской области под руководством постоянно действующих органов управления областной подсистемы РСЧС, создаваемых при органах исполнительной власти области и органах местного самоуправления. Процедуры участия привлекаемых территориальных структур федеральных надзорных органов в надзоре в области защиты населения и территорий разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти области на основе рекомендаций МЧС России. Основными результатами проведения государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий является выработка рекомендаций по мероприятиям, направленным на снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на территории, а также принятие обязательных для исполнения решений по результатам расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций. Механизм реализации результатов надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается в принятии санкций в отношении граждан, должностных лиц и организаций, виновных в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и законодательства Тверской в области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей при чрезвычайных ситуациях. В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области, обязанностью государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении лиц, виновных в нарушениях законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является: привлечение их к административной ответственности; направление материалов о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности; предъявление исков в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного в результате их действий жизни и здоровью населения, окружающей природной среде. 2.5. Участие в лицензировании видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности населения и территорий, и декларировании безопасности опасных производственных объектов, Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Порядок лицензирования видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности населения и территорий, их перечень, а также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, устанавливаются законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области. При выполнении своих функций территориальные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, взаимодействуют с территориальными органами, осуществляющими надзор и контроль в области защиты населения и территорий. При выдаче территориальными органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности населения и территорий необходимо наличие у заявителя помимо документов, определяемых законами и другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации и Тверской области: заключение экспертизы в области защиты населения и территорий; декларации безопасности опасного производственного объекта (в случае, если есть основания для ее обязательной разработки на данном объекте в соответствии с действующим законодательством). 2.6. Организация планирования и осуществления комплекса превентивных мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. Планирование превентивных мероприятий осуществляется в рамках "Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций", разрабатываемых органами управления областной подсистемы РСЧС соответствующего уровня (от объекта до области). Целью планирования превентивных мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций является разработка и обеспечение выполнения в заданные сроки комплекса взаимосвязанных организационных, экономических, санитарно-гигиенических, санитарно- эпидемических и специальных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые дадут наибольший эффект при выделении на их реализацию заданного объема ресурсов. Под эффектом, достигаемым в результате реализации планируемых мероприятий понимается: снижение вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций; уменьшение величины экономического и социального ущербов в случае возникновения источников чрезвычайных ситуаций. Территориальные органы исполнительной власти организуют разработку и реализацию комплексов превентивных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе перспективных и годовых планов социально-экономического развития или в рамках территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций с отражением в них мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и территориях, подверженных воздействию опасных природных явлений. Обоснование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций для включения в Планы должно осуществляться на основе результатов исследований, работы государственных надзорных, контрольных и экспертных органов. Требуемый объем мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций определяется уровнем приемлемого риска чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории. При этом рекомендуется определять индивидуальный и социальный риск. Под индивидуальным риском понимается вероятность (частота возникновения в год) поражающих воздействий определенного вида (обычно смертельного исхода) для индивидуума в определенной точке пространства (где может находиться индивидуум), возникающих при реализации определенной опасности. Под социальным риском понимается вероятность поражения не менее определенного числа людей относительно общего числа людей, попадающих в зону поражающих воздействий определенного вида, и (или) нанесения экономического ущерба не менее определенной величины. Приемлемые значения индивидуального и социального рисков для области (административно-территориальной единицы) определяется двумя факторами: состоянием безопасности населения и территории области (административно-территориальной единицы), т.е. величинами индивидуального и социального рисков на рассматриваемый момент времени и экономическими возможностями области (административно- территориальной единицы). Информационной базой выбора и обоснования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций является результат оценки состояния безопасности населения и территорий (Паспорт безопасности административно-территориальных единиц, ГОСТ Р 22.2.03-97). Основными этапами планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются: а) выявление учреждений и организаций, которые могут быть задействованы при планировании и организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций. К ним, как правило, относятся Комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации области, органов местного самоуправления и объектов, а также органы управления по делам ГОЧС различных уровней; б) оценка состояния безопасности населения и территорий и заполнение Паспорта безопасности административно-территориальных единиц; в) оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; г) выявление наиболее опасных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; д) выбор и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения источников техногенных чрезвычайных ситуаций. К мероприятиям этой группы, как правило, относятся мероприятия по совершенствованию основных фондов и производственных процессов в интересах обеспечения безаварийности производства и локализации зон воздействия поражающих факторов; е) выбор и технико-экономическое обоснование мероприятий по смягчению последствий воздействия источников чрезвычайных ситуаций на население, объекты экономики и окружающую природную среду. К таким мероприятиям, в первую очередь, относятся мероприятия по: защите населения и его первоочередному жизнеобеспечению; рациональному размещению производительных сил и населенных мест (городов и крупных населенных пунктов) на территории; рациональному природопользованию; инженерной защите территории и населенных мест от поражающего воздействия возможных источников чрезвычайных ситуаций; локализации зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на территории; подготовке объектов экономики к устойчивой работе в условиях поражающего воздействия на них источников чрезвычайных ситуаций; подготовке к проведению аварийно-восстановительных и других неотложных работ; подготовке системы управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; информированию населения о чрезвычайных ситуациях и подготовке его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; ж) разработка целевых программ. При этом может осуществляться долгосрочное целевое программное планирование комплексов мероприятий; текущее (среднесрочное) планирование и реализация мероприятий по отдельным этапам целевых комплексных программ; оперативное (краткосрочное) планирование и реализация мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Разработанные проекты планов согласовываются с заинтересованными органами и организациями и утверждаются соответствующими руководителями территориальных органов исполнительной власти. Типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций приведен в Приложении 2. 2.7. Создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается с целью обеспечения разработки, планирования и проведения на территории области необходимых мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. При создании и совершенствовании нормативно-правовой базы необходимо обеспечить выполнение следующих принципов: соответствие установок и положений законодательных, нормативных правовых актов Тверской области требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права; информирование о разрабатываемых (принятых, утвержденных) документах всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, учреждений, организаций, а также населения; плановый характер осуществления нормотворческой деятельности; охват нормотворческой деятельностью всех основных направлений работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и работ по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; учет в нормативных документах особенностей области. Первоочередными задачами территориальных органов исполнительной власти являются: выявление наиболее важных проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций, требующих нормативно-правового регулирования и принятия мер по организации разработки соответствующих документов; изучение федеральных законодательных актов и нормативных правовых актов и разработка соответствующих документов территориального уровня с учетом местных особенностей; разработка механизмов реализации подготовленных законов и других нормативных правовых актов. 2.8. Экономическое регулирование деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. Для экономического регулирования деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций создается соответствующий экономический механизм (экономический механизм управления риском). Основная цель экономического механизма - обеспечение рациональных экономических условий осуществления всего комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Этот механизм представляет собой совокупность рычагов (регуляторов), источников и условий финансирования в интересах снижения природного и техногенного рисков. Система экономических рычагов механизма включает: экономическую ответственность (штрафы за нарушение требований безопасности, плата за риск); стимулирование снижения риска (налоговые механизмы); перераспределение риска (страхование и перестрахование); централизованное управление риском (безвозмездное финансирование или льготное кредитование приоритетных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций). Органы исполнительной власти области организуют подготовку нормативно-методической базы для создания, совершенствования экономического механизма управления риском. Они создают и контролируют внебюджетные фонды для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, формирующиеся за счет сумм, полученных от: взыскания штрафов за правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; добровольных взносов предприятий; использования собственных средств фондов в деятельности предприятий, учреждений и организаций в виде дивидендов, процентов по вкладам и банковским депозитам; целевых кредитов банков и других источников. На осуществление программы предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными авариями на предприятиях, банками могут выдаваться льготные кредиты. Порядок и условия изменения налогооблагаемой базы банковских учреждений, осуществляющих выдачу льготных кредитов предприятиям на осуществление программы предупреждения чрезвычайных ситуаций, определяется специальными нормативными актами органов государственной власти Тверской области в пределах их компетенции. Затраты на осуществление программы предупреждения чрезвычайных ситуаций включается в себестоимость продукции и не могут превышать 1% от объема реализованной продукции. Порядок и условия изменения налогооблагаемой базы предприятий, осуществляющих реализацию программы предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций, определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти Тверской области в пределах их компетенции. К затратам предприятий на осуществление программы предупреждения чрезвычайных ситуаций относятся: затраты на научно-исследовательские и конструкторские работы, инженерно-технические и организационно-технические мероприятия, направленные на защиту населения и территории; затраты на подготовку Паспорта безопасности территории; затраты на подготовку декларации о промышленной безопасности объектов; затраты на проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий. К затратам предприятий на предупреждение чрезвычайных ситуаций не могут быть отнесены средства, направленные на замену одних промышленных технологий и установок другими, а также на модернизацию промышленных установок. 2.9. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач органов исполнительной власти Тверской области, органов местного самоуправления и руководителей объектов экономики. Эти резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов. Эти резервы формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, предназначенных для их хранения в тех местах, откуда возможна оперативная их доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и выполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет: средств бюджета области - резервы материальных ресурсов области; средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов. Порядок создания и использования материальных резервов и восполнения использованных средств этих резервов определяется законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области. 3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И АДМИНИСТРАЦИЙ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 3.1. Территориальные органы исполнительной власти: принимают участие в подготовке в соответствии с федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами Тверской области проектов законов и иных нормативных правовых актов Тверской области в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; осуществляют организацию и координацию работ по управлению риском природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; организуют анализ имевших место чрезвычайных ситуаций, мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и заполнение Паспорта безопасности Тверской области; организуют своевременную разработку и реализацию превентивных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; организуют информирование и обучение населения действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывают предложения по финансированию мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; вносят предложения по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для локализации аварий и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3.2. Руководители объектов экономики: анализируют уровень безопасности функционирования объекта; прогнозируют возможности возникновения аварий; планируют и реализуют мероприятия по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечивают готовность органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях; организуют обучение рабочих и служащих при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; создают, в соответствии с действующим законодательством, локальную систему оповещения; обеспечивают подготовку специалистов, работающих в области предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; финансируют мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации на объекте; представляют органам исполнительной власти информацию о степени опасности объекта (Декларацию безопасности); поддерживают связь с общественностью; поддерживают в постоянной готовности находящиеся на объекте защитные сооружения гражданской обороны; создают фонд средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, обеспечивают его сохранность и использование по назначению. Приложение 1 к Положению ПЕРЕЧЕНЬ объектов и административно-территориальных звеньев, подлежащих первоочередному рассмотрению при анализе источников чрезвычайных ситуаций на территории Тверской области ---------------------------T-------------------------------------¬ ¦ Виды объектов ¦ Группы объектов и территориальных ¦ ¦ (звеньев) ¦ звеньев, подлежащих первоочередному ¦ ¦ ¦ рассмотрению ¦ +--------------------------+-------------------------------------+ ¦1. Потенциально опасные ¦ Все объекты, находящиеся в зонах¦ ¦ объекты ¦ опасных природных явлений. ¦ ¦1.1. Радиационно опасные ¦ 1. Атомные станция. ¦ ¦ объекты ¦ 2. Предприятия по изготовлению¦ ¦ ¦ ядерного топлива и захоронению¦ ¦ ¦ радиоактивных отходов. ¦ ¦ ¦ 3. Научно-исследовательские и¦ ¦ ¦ проектные организации, имеющие¦ ¦ ¦ исследовательские ядерные реакторы,¦ ¦ ¦ критические стенды, критические¦ ¦ ¦ сборки. ¦ ¦ ¦ 4. Ядерные энергетические установки¦ ¦ ¦ в транспорте. ¦ ¦1.2. Химически опасные ¦ 1. Объекты, подлежащие обязательному¦ ¦ объекты ¦ декларированию безопасности. <*> ¦ ¦ ¦ 2. Объекты первой, второй и третьей ¦ ¦ ¦ степени по химической опасности. ¦ ¦ ¦ <**> ¦ ¦1.3. Взрывоопасные объекты¦ Объекты, подлежащие декларированию¦ ¦ ¦ безопасности. <*> ¦ ¦1.4. Пожароопасные объекты¦ 1. Объекты, подлежащие ¦ ¦ ¦ декларированию безопасности. <*> ¦ ¦ ¦ 2. Объекты, имеющие здания категорий¦ ¦ ¦ А и Б. <***> ¦ ¦1.5. Гидротехнически ¦ Гидротехнические сооружения,¦ ¦ опасные объекты ¦ хвостохранилища и шлаконакопители I,¦ ¦ ¦ II, III классов, подлежащие¦ ¦ ¦ декларированию. <*> ¦ ¦1.6. Транспортные средства¦ 1. Транспортные средства и маршруты¦ ¦ и маршруты перевозки¦ перевозки сжиженных углеводородных¦ ¦ (доставки) опасных¦ газов и других взрывоопасных¦ ¦ веществ к объектам -¦ веществ. ¦ ¦ потребителям ¦ 2. Газопроводы и трубопроводы. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. Административно - ¦ 1. Территориальные звенья,¦ ¦ территориальные звенья¦ находящиеся в зонах опасных¦ ¦ ¦ природных явлений. ¦ ¦ ¦ 2. Города первой, второй и третьей¦ ¦ ¦ степени по химической опасности. <*>¦ ¦ ¦ 3. Городские (сельские) районы или¦ ¦ ¦ города без районного деления первой,¦ ¦ ¦ второй и третьей степени по¦ ¦ ¦ химической опасности. <**> ¦ L--------------------------+-------------------------------------- *) Критерии отнесения объектов к числу тех, которые подлежат обязательному декларированию, приведены в федеральном законе "О промышленной безопасности производственных объектов" и "Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта". **) Критерии отнесения объектов (территориальных звеньев) к степеням опасности приведены в "Методических рекомендациях по проведению классификации административно-территориальных единиц и объектов народного хозяйства по химической опасности" (утверждены Директивой Начальника Гражданской обороны СССР от 4.12.90 г. N ДНГО- 3). ***) Критерии отнесения зданий к различным категориям приведены в НПБ105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной безопасности". Приложение 2 к Положению ТИПОВОЙ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 1. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Определение практических мер по реализации закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и закона Тверской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". 2. Определение органов исполнительной власти области, учреждений и организаций, которые могут быть задействованы в планировании и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Состав участников этой работы утверждается Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня. При этом должно учитываться, что предложения по планированию и проведению мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций вырабатываются и представляются органами управления всех звеньев территориальной подсистемы РСЧС. 3. Выявление возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разработка банка данных потенциально опасных объектов и территорий, кадастров (статистических данных) аварий, катастроф и стихийных бедствий. 4. Определение степени опасности выявленных объектов для населения и территорий (размеров возможных зон чрезвычайных ситуаций, ущерба и потерь населения при авариях на каждом из этих объектов). 5. Выделение объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения. Составление перечня этих объектов и территорий. 6. Оценка рисков чрезвычайных ситуаций, определение значений индивидуального и социального рисков. 7. Прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций на территории области в планируемый период времени. 8. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям снижения риска чрезвычайных ситуаций: мониторинг окружающей природной среды и диагностика состояния зданий, сооружений и потенциально опасных объектов; прогнозирование чрезвычайных ситуаций; повышение технологической и эксплуатационной надежности производственных процессов; оперативная подготовка к природным чрезвычайным ситуациям. 9. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям смягчения последствий чрезвычайных ситуаций: защита населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производительных сил на территории области; рациональное природопользование; инженерная защита территории; локализация зон воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций; подготовка объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; создание фонда страховой документации; подготовка системы управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; информирование населения о возможных чрезвычайных ситуаций и подготовка его к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. 10. Разработка долгосрочных целевых территориальных программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций с включением в них наиболее важных мероприятий, требующих существенных затрат, материальных и финансовых ресурсов и обеспечивающих достижение требуемого (заданного) уровня приемлемого риска чрезвычайных ситуаций. 11. Разработка Планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также предложений в программу и планы социально- экономического развития территорий. 12. Организация работы по реализации программ, планов и мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|