Расширенный поиск
Постановление Администрации Тверской области от 18.11.2003 № 388-паАДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 18.11.2003 г. Тверь N 388-па Утратилo силу - Постановление Администрации Тверской области от 08.05.2007 г. N 132-па Об утверждении Положения об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области В целях совершенствования правовых отношений в сфере потребительского рынка, регулирования деятельности мелкорозничной торговой сети и рынков на территории Тверской области, обеспечения прав потребителей на безопасность и качество товаров и услуг Администрация Тверской области постановляет: 1. Утвердить Положение об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной сети на территории Тверской области (прилагается). 2. Рекомендовать главам муниципальных образований области принять к руководству Положение об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной сети на территории Тверской области. 3. Департаменту продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области обеспечить консультативную поддержку введения Положения об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной сети на территории Тверской области. 4. Настоящее постановление направить для официального опубликования в газету "Тверская жизнь". 5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Первый заместитель Губернатора области И.П.Райдур Утверждено постановлением Администрации Тверской области от 18.11.2003 N 388-па Положение об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области I. Общие положения Настоящее Положение об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области (далее - Положение) определяет основные требования к работе и содержанию рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области. Положение рекомендовано для соблюдения на территории Тверской области всеми государственными органами, общественными организациями, муниципальными органами, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами. Мелкорозничная торговая сеть является внемагазинной формой продажи товаров. Субъекты торговой деятельности должны знать и соблюдать основные нормативные правовые акты и документы, регламентирующие вопросы торговли, ассортимент, способы выкладки товара, условия и сроки годности реализуемых товаров, артикулы и маркировку товаров, виды брака, правила бракеража, гарантийные сроки, установленные на товары. II. Порядок организации работы рынков (торговых комплексов) 1. Термины и определения Рынок - имущественный комплекс, предназначенный для свободных торгов между продавцами и покупателями. Рынок состоит из земельного участка, изолированного от прилегающих территорий и расположенных на нем объектов стационарной и мелкорозничной торговой сети и услуг, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны. Территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно - складская, хозяйственная, стоянка для автотранспорта. Торговую деятельность и предоставление услуг на рынке осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, а также физические лица, реализующие сельскохозяйственную и другую продукцию в порядке, установленном настоящим Положением. Универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. Специализированный рынок - рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольственный, сельскохозяйственный, зооботанический, вещевой, авторынок и другие). Торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих специализированный или универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Управляющая компания - субъект предпринимательской деятельности, организующий работу рынка в соответствии с установленными требованиями и осуществляющий функции хозяйственного обслуживания. Ярмарка - мероприятие, организованное в установленном месте на краткосрочной основе для дополнительного привлечения товаропроизводителей и торгующих организаций на потребительский рынок для осуществления торговой деятельности. Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных организационно-правовых форм (торговые организации), осуществляющие торговую деятельность, объединения торговых организаций и граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в установленном порядке, а также граждане, реализующие продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве (включая садовые и огородные участки) и граждане, реализующие непродовольственные товары, бывшие в употреблении. Уполномоченные представители субъектов торговой деятельности -физические лица, уполномоченные субъектами торговой деятельности осуществлять торговлю от имени субъекта торговой деятельности, полномочия которых подтверждаются соответствующим документом. Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары или оказывающие услуги покупателю по договору купли - продажи. Покупатель - юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары или услуги. 2. Требования к размещению и функционированию рынков (торговых комплексов) 2.1. Рынки (торговые комплексы) организуются решением органов местного самоуправления: - в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, а также проектами детальных проработок их планировки и благоустройства; - по согласованию в установленном порядке с территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (при организации торговли продуктами питания), противопожарной службы, внутренних дел, охраны окружающей среды и природных ресурсов, по земельным ресурсам и землеустройству, другими компетентными органами (Межведомственными комиссиями). 2.2. Функционирование рынков (торговых комплексов) осуществляется после приемки их в эксплуатацию государственной комиссией, назначаемой органами местного самоуправления. 2.3. После ввода в эксплуатацию рынка (торгового комплекса) субъект, осуществляющий управление рынком (торговым комплексом), составляет паспорт рынка (торгового комплекса) установленного образца. 2.4. Изменение специализации, проведение реконструкции, модернизации и перепланировки застройки территории рынка (торгового комплекса) по инициативе субъекта, управляющего рынком (торговым комплексом), осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления. 2.5. После проведения реконструкции рынка (торгового комплекса), ликвидации объектов мелкорозничной сети на его территории и строительства торгового центра его деятельность осуществляется в соответствии с правилами, установленными для предприятий розничной торговли. 3. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка (торгового комплекса) 3.1. При входе на территорию рынка (торгового комплекса) должна быть размещена вывеска (на русском языке) с указанием его названия, специализации, режима работы, наименования организации, управляющей рынком. 3.2. На доступном для обозрения месте устанавливаются: - указатели торговых зон по специализации; - стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, демонстрационного помещения или стенда, государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора на рынке (торговом комплексе) при реализации продукции животного и растительного происхождения, контрольных весов, автостоянки, туалета и других объектов; - схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций; - информационный стенд для сведения продавцов и посетителей рынка, где вывешиваются: - Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 N 2- ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ); - Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, Oравила, регламентирующие торговую деятельность рынка (торгового комплекса); - перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания; - информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке (торговом комплексе), о местонахождении книги отзывов и предложений по работе рынка; - наименование, адреса и телефоны вышестоящих и контролирующих органов. 3.3. На рынках (торговых комплексах), где торговые операции между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм, прошедших ежегодную поверку и имеющих оттиск клейма госповерки. Весы и другие средства измерения должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы наглядно (визуально) обеспечивался процесс взвешивания товара, определения стоимости и отпуска товаров. Субъектам, осуществляющим торговлю, и продавцам запрещается пользоваться бытовыми весоизмерительными приборами. 3.4. Размещение торговых зон, павильонов, торговых рядов, прилавков, столов производится в соответствии с требованиями санитарных и противопожарных правил и должно обеспечивать удобства и свободный проход покупателей к торговым местам. 3.5. Рынки (торговые комплексы) оборудуются системой громкой связи и оповещения. 3.6. На территории рынка (торгового комплекса) в специально отведенных местах размещаются: - объекты массового питания; - сервисного обслуживания; - контрольные весы; - туалеты. 3.7. Расстояние от рынка (торгового комплекса) до жилых зданий должно быть не менее 50 м. 3.8.Территория рынка (торгового комплекса) и примыкающая к ней по периметру территория благоустраивается и содержится в чистоте. 3.9.Территория рынка (торгового комплекса) должна быть оборудована ливневой канализацией с соответствующим уклоном, поливочными кранами для уборки территории. 3.10. На территории рынка (торгового комплекса) запрещается: - организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденных схемой размещения объектов; - распространение и проведение различных лотерей; - использование при реализации товаров потребительского спроса емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов; - реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, за исключением специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.), имеющих разрешительную документацию на вид деятельности; - нахождение легкового и грузового автотранспорта в период работы рынка (торгового комплекса) кроме специализированных рынков по продаже стройматериалов и крупногабаритных товаров, а также при торговле с автомашин на специально отведенных площадках; - реализация товаров, запрещенных к свободной продаже действующим законодательством; - торговля всеми видами товаров и пользование торговым местом без оплаты услуг по предоставлению торгового места, помещений для хранения товаров, необходимого торгового оборудования, инвентаря, санитарной одежды, а также в случае отсутствия у субъекта, осуществляющего торговлю или продавца, соответствующих документов для торговли. 4. Требования к организации торгового процесса 4.1. Организация торгового процесса на рынке (торговом комплексе) должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров. Завоз товаров осуществляется до начала работы рынка. 4.2. Погрузка, разгрузка пищевых продуктов производится персоналом в чистой санитарной одежде, с соблюдением правил личной гигиены; шофер-экспедитор (экспедитор), шофер-грузчик (грузчик), а также рубщики мяса должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца. 4.3. Вход посетителей и въезд автотранспорта для завоза товаров на территорию рынка бесплатный. 4.4. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь: -накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе приложения к ним; -документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, подлежащих обязательной сертификации, в том числе сертификаты соответствия со ссылкой на реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения или декларации о соответствии, зарегистрированные в установленном порядке; -контрольно-кассовый чек или платежное поручение об оплате услуг по предоставлению торгового места, или счет-фактура с квитанцией к приходному кассовому ордеру. 5. Управление рынком (торговым комплексом). Права, обязанности и ответственность организации, управляющей рынком (торговым комплексом) 5.1. Управление рынком (торговым комплексом) осуществляется субъектом предпринимательской деятельности (организацией, управляющей рынком), являющимся арендатором или владельцем земельного участка, выделенного для организации рынка. 5.2. Оперативное управление рынком (торговым комплексом) осуществляется администрацией, назначаемой субъектом, осуществляющим управление рынком (торговым комплексом). 5.3.Организация, управляющая рынком (торговым комплексом), имеет право: - в установленном порядке определять стоимость оказываемых услуг; - предоставлять дополнительные услуги на договорной основе; - расторгать договоры о предоставлении торгового места, помещения (площади) в случае нарушения условий данного договора субъектом, осуществляющим торговую деятельность на рынке (торговом комплексе). 5.4. Организация, управляющая рынком (торговым комплексом), обязана: - организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарно- эпидемиологическими и ветеринарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности, и обеспечивающими охрану окружающей среды, санитарно-эпидемиологическую, эпизоотическую и экологическую безопасность в районе его расположения; - принимать меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны, обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, в том числе по энерго-, тепло-, водоснабжению; - предоставлять торговые места юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на договорной основе для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке; - содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие; - обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей к рынку территории; - заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, различного вида тары с предприятиями, занимающимися данным видом деятельности; - выделить и за свой счет оборудовать на специализированном рынке: - помещение для размещения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации пищевых продуктов животноводства), с необходимым оборудованием и средствами связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию; - помещение (включая помещение - изолятор, оборудованное холодильной камерой) для временного хранения продукции, от которой отобраны пробы для лабораторных исследований, а также изъятых из оборота товаров, в том числе изъятых контролирующими органами; - помещение для разруба мяса; - камеру хранения; - помещение для хранения дезинфицирующих средств; - пункт проката тележек для доставки товара до торговых мест; - средства пожаротушения и средства оповещения населения на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций; - стоянки для автотранспортных средств торгующих и покупателей, общественные туалеты, водопровод; - в хозяйственной зоне рынка оборудовать в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил площадку для сбора мусора и отходов; - навесы для хранения тары. 5.5. Организация, управляющая рынком (торговым комплексом), обеспечивает: - потребности продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании и инвентаре, которые соответствуют техническим требованиям, санитарным нормам и правилам; - принятие оперативных мер по добровольному урегулированию конфликтных ситуаций, возникающих при обслуживании покупателей; - наличие книги отзывов и предложений, зарегистрированной в администрации района (города), которая выдается покупателю по первому требованию. 5.6. Организация, управляющая рынком (торговым комплексом), не несет ответственности по сделкам, заключенным между субъектами торговой деятельности и покупателями. 6. Порядок предоставления торговых мест 6.1. Торговые места предоставляются субъектам торговой деятельности при обязательном предъявлении ими документа о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. 6.2. Предоставление торговых мест (объектов) осуществляется: - на период от 1 до 10 дней - по устному соглашению между управляющей рынком компанией и продавцом, зарегистрированным в специальном журнале: - на период более 10 дней - на основе договора, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его предоставления, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты. Оплата торгового места производится до начала торговли в наличной или безналичной форме. Получение денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины. 6.3. Передача торгового места третьему лицу возможна с согласия организации, управляющей рынком, при условии представления данным лицом документов, установленных пунктом 6.1. 6.4. Продавцы, осуществляющие торговую деятельность на рынке (торговом комплексе), помимо документов, указанных в пункте 6.1, обязаны в течение всего периода работы иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ), а также личные медицинские книжки установленного образца с данными медицинских обследований (при торговле продукцией, перечень которой предусматривает их наличие). Уполномоченный представитель субъекта торговой деятельности обязан иметь документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность. Продавцы, граждане иностранных государств, осуществляющие торговую деятельность на рынке (торговом комплексе), обязаны при себе иметь документы, удостоверяющие личность, а также документальное подтверждение права заниматься предпринимательской и трудовой деятельностью на территории Российской Федерации. 6.5. Размеры взимаемой на рынке (торговом комплексе) арендной платы по договорам предоставления во временное владение и пользование торговых мест и другого оборудования определяется субъектом, осуществляющим управление рынком (торговым комплексом) по согласованию с органами местного самоуправления. 7. Режим работы рынка (торгового комплекса) 7.1.Режим работы рынка (торгового комплекса) устанавливается субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим управление рынком (торговым комплексом). Органы местного самоуправления могут вносить коррективы в режим работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских и городских (районных) мероприятий. 7.2. Время работы отдельных стационарных объектов торговли регламентируется общим режимом работы рынка (торгового комплекса). 7.3. При закрытии рынка (торгового комплекса) для проведения плановых санитарно-технических дней, ремонта и в других случаях управляющая рынком (торговым комплексом) организация обязана своевременно предоставить продавцам и покупателям информацию о дате и сроках приостановления деятельности рынка (торгового комплекса). 7.4. В случае закрытия обособленного объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка (торгового комплекса) продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно известить об этом управляющую рынком (торговым комплексом) организацию. 7.5. В случае закрытия рынка (торгового комплекса) для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и органов местного самоуправления доводится незамедлительно. 8. Требования к реализации товаров на зооботанических (птичьих) `k-* e 8.1. На зооботаническом (птичьем) рынке разрешается торговля: - живыми животными и птицей, аквариумными рыбами, рептилиями и кормами для них; - яйцами, предназначенными для инкубации; - выделанными полуфабрикатами из пушно-мехового сырья с соответствующей маркировкой (клеймами) с учетом требований п.п. 13, 78- 80 Правил продажи отдельных видов товаров (постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55); - сельскохозяйственными декоративными растениями, их семенами и рассадой; - товарами, предназначенными для разведения, содержания и ухода за домашними и декоративными животными, птицей, аквариумными рыбами, растениями; - товарами, используемыми в спортивно-любительском рыболовстве и охоте: рыболовными снастями и приспособлениями для лова, лодками, моторами, палатками, камуфлированной одеждой и специальной обувью, приспособлениями для охоты, за исключением ружей, сигнальных ракет, боеприпасов и ножей; - садово-огородным инвентарем и сопутствующими товарами: насосами, опрыскивателями, различным инструментом, пилами, скобяными изделиями, теплицами, удобрениями и иными товарами, используемыми в садоводстве и огородничестве; - специальной литературой и иными носителями информации по разведению и уходу за растениями и животными, охоте и рыболовству. 8.2. Торгующие живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями должны иметь ветеринарную справку или ветеринарное свидетельство (Ф. N 1), выданные Государственной ветеринарной службой (срок действия документа - 3 дня), с соответствующими отметками о проведенных клинико-диагностических исследованиях и вакцинациях: - для собак до 3 месяцев - люминесцентная диагностика, дегельминтизация или исследования на гельминтозы; - для собак свыше 3 месяцев - вакцинация против бешенства, лептоспироза, чумы, энтерита, дегельминтизация или исследования на гельминтозы; - для кошек до 6 месяцев - люминесцентная диагностика, дегельминтизация или исследования на гельминтозы; - для кошек свыше 6 месяцев - люминесцентная диагностика, вакцинация против бешенства, дегельминтизация или исследования на гельминтозы и саркоптоидозы; - для птиц - исследования в государственной ветеринарной лаборатории на сальмонеллез; - для птиц отряда куриных - дополнительно вакцинация против болезни Ньюкасла; - для аквариумных рыб - исследования в государственной ветеринарной лаборатории на исключение инфекционных и инвазионных заболеваний по эпизоотологическим и ихтиопатологическим показаниями; - для мелкого рогатого скота - исследования на туберкулез, бруцеллез и лептоспироз, вакцинация против сибирской язвы; - для свиней старше 3-х месяцев - вакцинация против чумы, рожи и лептоспироза; - для кроликов старше 2-х месячного возраста - вакцинация против миксоматоза и вирусной гемморагической болезни; - для плотоядных пушных зверей - вакцинация против бешенства, чумы, энтерита, исследования на саркоптоидозы, люминесцентная диагностика; - для грызунов - люминесцентная диагностика; - перечень обязательных диагностических исследований и профилактических обработок может изменяться в зависимости от эпизадической обстановки. 8.3. Продажа минерально-витаминных подкормок и полнорационных кормов для животных, птиц и аквариумных рыб осуществляется только в закрытых помещениях с температурой не ниже нуля и не выше двадцати пяти градусов. 8.4. Торгующие растительными зернокормами для животных и птиц должны иметь удостоверение о качестве продукции, а при его отсутствии - заключение государственной ветеринарной лаборатории, подтверждающее качество кормов. 8.5. Торгующие живыми и сухими кормами для рыб должны иметь ветеринарную справку или ветеринарное свидетельство (Ф. N 1 или Ф. N 3) с отметками об исследовании в государственной ветеринарной лаборатории на безопасность и качество продукции. 8.6. Торгующие живыми животными, птицами, аквариумными рыбами и рептилиями, полнорационными кормами и растительными зернокормами для животных и птиц, живыми и сухими кормами для рыб на ветеринарных сопроводительных документах и удостоверениях о качестве продукции должны иметь отметку ветеринарного врача территориального ветеринарного участка. 8.7. Торгующие выделанными полуфабрикатами из пушно-мехового сырья должны иметь товарно-транспортные накладные и удостоверения о качестве продукции, оформленной на имя торгующего, а при реализации сырья кустарной выделки - заключение госветнадзора о безопасности товара. 8.8. Торгующие яйцом для инкубации должны иметь ветеринарные свидетельства (Ф. N 1), срок действия документа - 3 дня, оформленные органами госветнадзора по месту выпуска яиц, с отметками об исследовании яйца на сальмонеллез. 8.9. Торгующие продуктами переработки мясоперерабатывающих предприятий (костью, шкуркой, мясной обрезью и пр.), предназначенными для кормления животных, должны иметь на продукцию сопроводительные ветеринарные документы. Продукты переработки должны соответствовать требованиям ТУ. Торговые места должны быть оборудованы охлаждаемыми прилавками, холодильными камерами. 8.10. Управляющая рынком организация предоставляет торговые места лицам, имеющим ветеринарную сопроводительную документацию, с отметками государственного ветеринарного врача территориального ветеринарного участка. 8.11. Торговля собаками должна осуществляться из боксов, оборудованных решетками или сетками безопасности. Собаки старше 6 месяцев должны быть на коротких поводках, исключающих выход животных за пределы бокса, и иметь ветеринарный паспорт с отметками о прививках. 8.12. Организации, торгующие животными, обязаны: - создать для животных условия содержания, отвечающие обязательным требованиям стандартов и общепринятым нормам гуманного обращения с ними; - соблюдать меры предосторожности при предъявлении и продаже животных покупателям, исключающие возможность травмирования потребителя. 8.13. При торговле животными покупателю выдается товарный чек, содержащий следующие сведения: - наименование продавца; - видовое название животного; - количество животных; - цена; - сведения о номере и дате одного из документов, указанных в Правилах продажи отдельных видов товаров; - дата продажи; - подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу животных. Также покупателю передается оформленное в установленном порядке ветеринарное свидетельство (ветеринарная справка), удостоверяющее, что животное здорово. 9. Требования к реализации товаров на сельскохозяйственных рынках 9.1. Участниками торговли на рынке сельскохозяйственной продукцией являются фермеры, владельцы крестьянских и личных хозяйств, садоводы и огородники, другие субъекты частной торговли, предприятия сферы сельскохозяйственного производства, переработки, снабжения и сбыта, торговли и посреднических услуг. На рынке осуществляется собственная торгово-закупочная деятельность службами рынка, в том числе путем приемки от поставщиков продукции (включая услуги по закупке товаров) заготовки и реализации продукции силами рынка и торговли сопутствующими товарами. 9.2. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов должна осуществляться только при наличии работающего холодильного оборудования. 9.3. На рынке запрещается продажа: - маринованных грибов и консервированных продуктов домашнего приготовления (овощи, мясо, рыба, икра и др.), мясных и рыбных рубленых кулинарных изделий и полуфабрикатов, кондитерских изделий с кремом, подкрашенных леденцов и карамели; - дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу, полевых цветов, лекарственных растений; - зерновых, зернообразных и масленичных культур, загрязненных карантинными сорняками; - тропическими фруктами и овощами, поступившими по импортным закупкам, без наличия сертификата соответствия и документов, подтверждающих источник их приобретения; - продуктов, не прошедших в установленном порядке ветеринарно- санитарную экспертизу и не имеющих заключения из государственной ветеринарной лаборатории, разрешающего реализацию этих продуктов. 9.4. При реализации на территории рынка сельскохозяйственной продукции субъект частной торговли должен иметь: - документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком; - заключение государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора, удостоверяющее соответствие реализуемой продукции требованиям ветеринарных правил и норм; - документ об оплате услуг по предоставлению торгового места. Данные документы хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию управляющей рынком компании и контролирующих органов. 9.5. В целях оказания помощи местным товаропроизводителям: сельскохозяйственным предприятиям, фермерам, владельцам крестьянских и личных хозяйств в сбыте сельскохозяйственной продукции управляющая организация предоставляет им торговые места, осуществляет торгово- закупочную деятельность на основе долгосрочных соглашений, разовых договоров, сделок как непосредственно на рынке, так и в местах производства. 10. Требования к реализации непродовольственных товаров, бывших в употреблении 10.1. В целях осуществления социальной защиты малообеспеченных категорий населения Тверской области на действующих рынках выделяются торговые зоны для реализации гражданами области непродовольственных товаров промышленного производства, бывших в употреблении. 10.2. Организации, управляющие рынками, по согласованию с органом местного самоуправления, территориальным органом госсанэпиднадзора определяют места размещения торговых зон на территории рынка, количество торговых мест в торговой зоне. 10.3. Торговые места предоставляются бесплатно при предъявлении малоимущими справки органов социальной защиты населения, пенсионерами - пенсионного удостоверения. 10.4. Запрещается реализация следующих товаров, бывших в употреблении: изделий медицинского назначения, лекарственных средств, предметов личной гигиены, парфюмерно-косметических товаров, товаров бытовой химии, швейных и трикотажных бельевых изделий, чулочно-носочных изделий, посуды разового использования. 10.5. Продажа на рынках товаров, бывших в употреблении, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего личность продавца. 10.6. Товары, реализуемые на рынках, должны быть чистыми, иметь опрятный вид. В случае, если к продаже предлагаются бывшие в употреблении товары, в отношении которых в соответствии с санитарными правилами должны быть проведены санитарно - противоэпидемические мероприятия (чистка, стирка, дезинфекция, дезинсекция), продавец обязан провести указанные мероприятия. 10.7. Управляющая рынком организация не несет ответственности по сделкам, заключенным между физическими лицами при реализации товаров, бывших в употреблении. 11. Порядок проведения ярмарок 11.1. Главы муниципальных образований по представлению отделов (комитетов) торговли принимают решение о сроках проведения ярмарок. 11.2. Органы местного самоуправления, совместно с территориальными органами Госсанэпиднадзора и другими заинтересованными организациями осуществляют все необходимые мероприятия по подготовке, проведению и закрытию ярмарок. 11.3. Субъектами торговли на ярмарках выступают товаропроизводители и торгующие организации Тверской области и других регионов Российской Федерации. 11.4. Продажа продукции на ярмарках осуществляется при наличии следующих документов: - товаросопроводительной документации; - документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, оформленных должным образом; - документов, удостоверяющих личность продавца; - медицинских книжек установленного образца (при реализации продовольственных товаров). Данные документы хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию контролирующих органов. 11.5. Ответственность за организацию и функционирование ярмарок несет должностное лицо администрации муниципального образования, в ведении которого находятся проблемы потребительского рынка. 12. Контроль за работой субъектов торговой деятельности на рынках (торговых комплексах) 12.1. Контроль за соблюдением на рынке (торговом комплексе) настоящего Порядка и других требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами, органами местного самоуправления в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством. К проводимым проверкам могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей. 12.2.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, торгующие на рынке (торговом комплексе), ведут журнал учета мероприятий по контролю, установленной формы, прошитый, пронумерованный, удостоверенный печатью предпринимателя. Контролирующие органы в журнале учета мероприятий по контролю производят запись о проведении проверки и ее результатах. 12.3. В соответствии с санитарными правилами на рынке (торговом комплексе) ведется санитарный журнал установленной формы, в который органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах. 12.4. Юридические лица и частные предприниматели без образования юридического лица, допустившие нарушения нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность на рынках (торговых комплексах), несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 12.5. Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в установленном порядке. 13. Приостановление деятельности рынка (торгового комплекса) 13.1. Деятельность рынка (торгового комплекса), торгового объекта на рынке (торговом комплексе) может быть временно приостановлена при наличии следующих нарушений, подтвержденных соответствующими документами, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации: - отсутствие документов, оформленных в установленном порядке, документов на пользование земельным участком, нецелевое использование земельного участка; - нарушение санитарного и ветеринарного законодательства при организации и эксплуатации рынка; - нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынка, экологических требований; - несоблюдение требований пожарной безопасности; - ненадлежащее выполнение архитектурных, градостроительных, строительных норм и правил; - иные нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тверской области. 13.2. При установлении указанных нарушений деятельность рынка (торгового комплекса) временно приостанавливается Главным государственным санитарным врачом (его заместителями), должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, Главным государственным ветеринарным инспектором, Главным государственным инспектором по охране окружающей среды, должностными лицами органов архитектуры и градостроительства, иными должностными лицами в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации. 13.3. Функционирование рынка (торгового комплекса) торгового объекта на рынке) возобновляется после полного устранения допущенных нарушений на основании решения должностного лица, принявшего решение о приостановлении его деятельности. 14. Прекращение деятельности рынка (торгового комплекса) 14.1.Деятельность рынка прекращается: - при прекращении договора аренды земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством; - в случае изъятия земельного участка, выделенного под размещение рынка, для государственных нужд в порядке, установленном федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами; - по заявлению субъекта предпринимательской деятельности; - по решению суда. 15. Обеспечение безопасности населения и предотвращение террористических актов на территории рынков (торговых комплексов) В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, предупреждения террористических актов на территории рынков (торговых комплексов) рекомендовать органам местного самоуправления: - во взаимодействии с правоохранительными органами принимать меры по обеспечению безопасности населения и предотвращению террористических актов; - организовывать через средства массовой информации разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами; - с учетом местных условий вырабатывать обязательные для исполнения субъектами, осуществляющими управление рынками (торговыми комплексами), требования к обеспечению безопасности населения и предотвращению террористических актов и осуществляют контроль за их исполнением; - в случае невыполнения указанных требований принимать меры по приостановлению или прекращению деятельности рынков (торговых комплексов) в установленном порядке. III. Порядок организации работы объектов мелкорозничной торговой сети 1. Основные понятия и определения Мелкорозничная торговая сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления. Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Киоск - строение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавками, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли. Киоски, палатки, торговые автоматы - объекты мелкорозничной торговой сети постоянного местонахождения. Все они (за исключением торговых автоматов) занимают обособленное помещение, расположены вне капитальных зданий и не имеют торгового зала. Лоток - прилавок различной конструкции с навесом и без навеса, имеющий место для товара и тары. 2. Требования к размещению объектов мелкорозничной торговой сети 2.1. Размещение объектов мелкорозничной торговой сети осуществляется на специально отведенных территориях и выделенных местах по решению органов местного самоуправления и по согласованию с центрами Госсанэпиднадзора. Объекты мелкорозничной торговой сети должны размещаться с соблюдением требований п. 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01". 2.2. Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. Размещать объекты мелкорозничной торговой сети следует на расстоянии не менее 10 метров от жилых домов. Запрещается размещать указанные объекты во дворах жилых домов. Промышленные предприятия, на территории которых размещены объекты мелкорозничной торговли, не должны оказывать вредного влияния на объекты торговли. 2.3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие мелкорозничный объект торговли, несут ответственность за своевременное выполнение работ по уборке, благоустройству и очистке прилегающих территорий к объекту торговли в радиусе 5 метров. 2.4. Не допускается размещение стационарных объектов мелкорозничной торговли напитками в розлив в местах, не оснащенных водопроводными и канализационными системами. 2.5. Нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами. 3. Требования к помещениям, их оборудованию и содержанию 3.1. Объект стационарной мелкорозничной торговой сети должен быть типовым, располагать необходимым набором помещений, торговым и холодильным оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи. Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах. 3.2. Планировка и технические возможности объекта должны обеспечивать требуемые условия приема, хранения и реализации товара, соблюдение правил личной гигиены работниками, что должно подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением. Помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и пересечения сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей. 3.3. Применяемые средства измерения должны быть исправны, опломбированы, иметь заводской (инвентарный) номер и своевременно, в установленном порядке предъявляться на метрологическую поверку. 3.4. Помещения (торговые места), предназначенные для реализации скоропортящихся продуктов, должны быть оснащены холодильным оборудованием. 3.5. Хранение тары на прилегающей территории не допускается. Оборотная тара ежедневно, после завершения работы, вывозится организацией мелкорозничной сети. 3.6. Передвижные средства мелкорозничной сети по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке на базовом предприятии. 3.7. Запрещается хранение передвижного и переносного торгового оборудования и реализуемых пищевых продуктов на дому у продавцов. 3.8. В холодный период года температура на рабочем месте продавца в стационарных организациях мелкорозничной сети не должна быть ниже +18 градусов, в летний период - не выше + 26 градусов. Показатели микроклимата в стационарных объектах мелкорозничной сети должны отвечать требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений. 4. Порядок продажи товаров 4.1. Через мелкорозничную торговую сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров. Не подлежат продаже не расфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением товаров, перечень которых утверждается в порядке, установленном Федеральным законом от 02.01.2001 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". 4.2. При осуществлении розничной (разносной) торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах, не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему. 4.3. В палатках, автолавках, автоприцепах допускается реализация комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для их хранения и реализации, перевозки. При наличии в объекте мелкорозничной торговой сети одного рабочего места допускается продажа пищевых продуктов лишь в упаковке изготовителя. Реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских (выпеченных) изделий осуществляется в упакованном изготовителем виде. 4.4. Горячие кулинарные изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или специализированных емкостей, тележек. 4.5. В период массового поступления картофеля и свежей плодоовощной продукции допускается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек и др., а также на открытых овощных базарах. Реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в т.ч. бахчевых, навалом, с земли запрещена. Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается. 4.6. Запрещается размещать товары без подставок непосредственно на мостовой, тротуаре или земле и торговать на загрязненной территории. 4.7. Продажа яйца в мелкорозничной сети осуществляется при температуре воздуха не выше + 20 градусов и не ниже 0 градусов. 4.8. Запрещается торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора, а также повторное использование этой посуды. 4.9. Реализация товаров должна сопровождаться информацией на русском языке. 4.10. Продавец (владелец) мелкорозничной сети обеспечивает: а) содержание палатки, павильона, киоска, автофургона, тележки, лотка, а также окружающей территории в чистоте; б) прием и реализацию товаров с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность; в) соблюдение правил личной гигиены, должен быть опрятно одетым, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), иметь при себе личную медицинскую книжку (при реализации продовольственных товаров), нагрудный (фирменный) знак организации с указанием ее наименования, адреса (местонахождения), а также фамилии, имени, отчества продавца (его представителя). 4.11. При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. 4.12. Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции. При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Запрещено хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными. Не допускается хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров. 4.13. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: - не соответствуют требованиям нормативных документов; - имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственной надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов материалов и изделий; - не имеют удостоверений качества и документов, подтверждающих безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий; - не имеют документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия); - не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; - не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; - не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными, не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются ответственными организациями в соответствии с требованиями нормативных актов. Информация о продавце, товарах и изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке. 4.14. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг и формы обслуживания определяются продавцами самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности, и должен соответствовать виду и типу торгового объекта. Ассортимент продовольственных товаров должен быть согласован с санитарно-эпидемиологической службой в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами С.П.2.3.6.1066-01. 4.15. Продавец устанавливает свободные розничные цены на все товары, за исключением тех товаров, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен. 4.16. Продавец обязан дать покупателю исчерпывающую информацию о продовольственном товаре и в ненавязчивой форме оказать содействие в выборе товара. 4.17. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Указанные цены должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг. 4.18. Денежные расчеты с населением при продаже товаров в мелкорозничной торговой сети осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением при помощи контрольно-кассовых машин, должны в обязательном порядке выдавать покупателю (заказчику) чек, подтверждающий прием от него наличных денег. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью надрыва. Контрольно-кассовые машины должны быть поставлены на учёт в центрах технического обслуживания контрольно-кассовых машин и налоговых органах по месту регистрации предприятия в установленном порядке. К работе на контрольно-кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации контрольно-кассовых машин в объёме технического минимума и изучившие Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Министерством финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104). 4.19. Без применения контрольно-кассовых машин могут осуществляться денежные расчеты: - при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автопалаток, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; - при разносной мелкорозничной торговле, а также с ручных тележек, из корзин, лотков (в том числе в защищенных от атмосферных осадков каркасах, обтянутых полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.); - при торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; - при торговле из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), овощами и бахчевыми культурами в развал; - при приёме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома; - при торговле в отдаленных или труднодоступных местностях по спискам, определенным органами местного самоуправления на основании закона Тверской области от 29.03.2001 N 142-03-2 "О передаче органам местного самоуправления полномочий по определению перечня труднодоступных и отдаленных местностей, на территории которых организации, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин". 4.20. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров при передаче покупателям текстильных, трикотажных, швейных товаров, обуви, технически сложных товаров бытового назначения и т.д. помимо кассового чека вместе с товаром передается товарный чек с указанием наименования товара и продавца, даты продажи, артикула, сорта и цены товара, а также подписи лица, непосредственно осуществляющего продажу. При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров: мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий) покупателю также передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца. 4.21. Продавец должен иметь достаточное количество разменных денежных средств для расчетов с покупателями. 4.22. По требованию покупателя продавец обязан предоставить документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, соответствие заявленных цен документам. 4.23. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. 4.24. Запрещается доступ посторонних лиц на рабочее место продавца, в помещение для хранения товаров, за исключением специалистов, имеющих на это право по роду своей деятельности. 4.25. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий, зажигалок, спичек, а также товаров, требующих предостережения при их использовании и хранении (взрывоопасных, ядовитых, токсичных и др.). 4.26. В стационарном объекте мелкорозничной торговли должны находиться книга отзывов и предложений для потребителей, Правила продажи отдельных видов товаров, журнал учета мероприятий по контролю. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|