Расширенный поиск

Постановление Правительства Тверской области от 01.08.2012 № 459-пп

 



                            ПРАВИТЕЛЬСТВО                            
                           ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ                           

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                      


01.08.2012                                                    N 459-пп
                              г. Тверь

Об утверждении Программы подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без попечения родителей
     (В  редакции  Постановления  Правительства  Тверской  области  от
17.12.2013 г. N 648-пп)

       (В редакции Постановлений Правительства Тверской области
        от 04.12.2012 г. N 736-пп; от 17.12.2013 г. N 648-пп)

     В   соответствии   со   статьей  6  закона  Тверской  области  от
20.09.2001   N   173-ОЗ-2   "Об   основах   деятельности  по  опеке  и
попечительству" Правительство Тверской области постановляет:
     1.  Утвердить  Программу  подготовки  лиц,  желающих  принять  на
воспитание  в  свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(приложение 1).
     2.  (Утратил  силу - Постановление Правительства Тверской области
от 17.12.2013 г. N 648-пп)
     3.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу с 1 сентября 2012
года и подлежит официальному опубликованию.


     Губернатор области          А.В.Шевелев



                                                          Приложение 1               
                                         к постановлению Правительства
                                                      Тверской области            
                                                от 01.08.2012 N 459-пп      


     Программа подготовки  лиц,  желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

       (В редакции Постановления Правительства Тверской области
                      от 04.12.2012 г. N 736-пп)

                               Раздел I                                                            
                       Учебно-тематический план                                            

|———|———————————————————————————|————————|—————————————————————|————————|
| N |           Темы            |  Всего |  Количество часов   |  Форма |
|п/п|                           |        |                     |контроля|
|   |                           |        |                     |        |
|   |                           |        |—————————————————————|        |
|   |                           |        |     в том числе     |        |
|   |                           |        |————————|————————————|        |
|   |                           |        | лекции |  семинары- |        |
|   |                           |        |        |  тренинги  |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 1 |Введение  в курс подготовки|    2   |        |      2     |Структу-|
|   |лиц,  желающих  принять  на|        |        |            |рирован-|
|   |воспитание   в  свою  семью|        |        |            |   ное  |
|   |ребенка,   оставшегося  без|        |        |            |интервью|
|   |попечения  родителей (далее|        |        |            |        |
|   |- подготовка граждан)      |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 2 |Представление             о|    4   |    2   |      2     |        |
|   |потребности        развития|        |        |            |        |
|   |приемного     ребенка     и|        |        |            |        |
|   |необходимых    компетенциях|        |        |            |        |
|   |приемных родителей         |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 3 |Этапы развития ребенка     |    6   |    6   |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 4 |Особенности    развития   и|    2   |        |      2     |        |
|   |поведения          ребенка,|        |        |            |        |
|   |оставшегося  без  попечения|        |        |            |        |
|   |родителей,  подвергавшегося|        |        |            |        |
|   |жестокому        обращению.|        |        |            |        |
|   |Диспропорции       развития|        |        |            |        |
|   |ребенка                    |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 5 |Последствия  от  разрыва  с|    2   |    2   |            |        |
|   |кровной      семьей     для|        |        |            |        |
|   |развития           ребенка,|        |        |            |        |
|   |оставшегося  без  попечения|        |        |            |        |
|   |родителей        (нарушения|        |        |            |        |
|   |привязанности,  особенности|        |        |            |        |
|   |переживания  горя и потери,|        |        |            |        |
|   |формирование    личной    и|        |        |            |        |
|   |семейной идентичности)     |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 6 |Адаптация         приемного|    4   |        |      4     |        |
|   |ребенка и приемной семьи   |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 7 |Трудное           поведение|    4   |        |      4     |        |
|   |приемного  ребенка,  навыки|        |        |            |        |
|   |управления          трудным|        |        |            |        |
|   |поведением ребенка         |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 8 |Обеспечение    безопасности|    2   |        |      2     |        |
|   |ребенка.       Меры      по|        |        |            |        |
|   |предотвращению       рисков|        |        |            |        |
|   |жестокого    обращения    и|        |        |            |        |
|   |причинения  вреда  здоровью|        |        |            |        |
|   |ребенка                    |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 9 |Особенности        полового|    4   |        |      4     |        |
|   |воспитания        приемного|        |        |            |        |
|   |ребенка                    |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 10|Роль  семьи  в  обеспечении|    4   |        |      4     |        |
|   |потребностей   развития   и|        |        |            |        |
|   |реабилитации ребенка       |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 11|Основы     законодательства|    2   |    2   |            |        |
|   |Российской   Федерации   об|        |        |            |        |
|   |устройстве           детей,|        |        |            |        |
|   |оставшихся   без  попечения|        |        |            |        |
|   |родителей,  на воспитание в|        |        |            |        |
|   |семьи граждан              |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 12|Взаимодействие     приемной|    2   |        |      2     |        |
|   |семьи  с  органами  опеки и|        |        |            |        |
|   |попечительства    и   иными|        |        |            |        |
|   |организациями,             |        |        |            |        |
|   |предоставляющими     услуги|        |        |            |        |
|   |детям и семьям             |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 13|Подведение  итогов освоения|    2   |        |      2     | Собесе-|
|   |курса      подготовки     в|        |        |            |дование |
|   |приемные          родители.|        |        |            |        |
|   |Итоговая аттестация        |        |        |            |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|
| 14|Всего                      |   40   |   12   |     28     |        |
|———|———————————————————————————|————————|————————|————————————|————————|

                              Раздел II                                                           
                            Программа тем                                                       

     Подраздел 1 "Введение в курс подготовки лиц,  желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей",
включающая проведение с  каждым  из  кандидатов  в  приемные  родители
индивидуального  собеседования  (структурированного  интервью) в целях
выяснения мотивов,  ожиданий,  понимания правовых и  иных  последствий
приема  ребенка  на воспитание в семью,  ресурсов семьи (материальных,
социальных  и  психологических  условий   в   семье,   которые   будут
способствовать  воспитанию  ребенка)  и изучение в том числе следующих
тем:
     а) содержание,  цели  и  этапы  проведения  программы  подготовки
кандидатов в приемные родители;
     б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
     выявления и  формирования  воспитательных  компетенций,  а  также
родительских  навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения  родителей  (далее  -  дети,  оставшиеся  без
попечения  родителей),  в  том  числе  для  охраны их прав и здоровья,
создания  безопасной  среды,  успешной  социализации,  образования   и
развития;
     оказания помощи кандидатам  в  приемные  родители  в  определении
своей  готовности  к  приему  на  воспитание ребенка,  оставшегося без
попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в
семью,   в  выявлении  своих  слабых  и  сильных  сторон,  ресурсов  и
ограничений в воспитании приемного ребенка как личных,  так и семьи  в
целом,  в  осознании  реальных  проблем  и  трудностей,  с которыми им
предстоит  встретиться  в  процессе  воспитания   приемного   ребенка,
ответственности приемных родителей;
     ознакомления кандидатов   в   приемные   родители   с    основами
законодательства  Российской  Федерации  в  сфере  защиты  прав детей,
оставшихся без попечения родителей;
     формирования у  кандидатов  в  приемные родители знаний в области
детской психологии,  развития ребенка и  влияния  его  прошлого  опыта
(депривации,   жестокого  обращения,  пренебрежения  нуждами  ребенка,
разлуки с биологической семьей)  на  его  психофизическое  развитие  и
поведение;
     формирования у кандидатов в  приемные  родители  представления  о
семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
     ознакомления кандидатов  в  приемные  родители  с   особенностями
протекания  периода  адаптации  ребенка  в семье,  а также с причинами
трудного поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
     ознакомления кандидатов  в  приемные  родители с обязанностями по
сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
     ознакомления кандидатов   в  приемные  родители  с  существующими
формами профессиональной помощи,  поддержки и  сопровождения  приемных
семей;
     в) понятие   обучающе-психологического    тренинга,    содержание
особенностей   и   порядка   его   прохождения,  а  также  прохождения
психологического  обследования   кандидатов   в   приемные   родители,
осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с
согласия кандидатов в приемные родители);
     г) причины,  по  которым  дети  остаются без попечения родителей,
контингент детей в организациях для детей,  оставшихся  без  попечения
родителей;  процедуры  выявления  ребенка,  оставшегося  без попечения
родителей,  его устройства в организации  для  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
     д) общая характеристика установленных семейным  законодательством
семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     Подраздел 2  "Представление  о  потребностях  развития  приемного
ребенка  и  необходимых  компетенциях  приемных  родителей.  Понятие о
мотивации приемных родителей", включающий в том числе:
     а) изучение    потребностей   развития   ребенка   (безопасность,
здоровье,    образование,    умственное    развитие,    привязанность,
эмоциональное развитие,  идентичность, стабильные отношения в приемной
семье,  социальная адаптация  -  усвоение  социальных  норм  и  правил
поведения,  социальных  ролей,  общение  со  сверстниками и взрослыми,
навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки)  и
понимание   кандидатами   в   приемные   родители   необходимости   их
обеспечивать;
     б) проведение   оценки  кандидатами  в  приемные  родители  своей
способности обеспечить потребности развития ребенка с  учетом  условий
жизни   семьи   (удаленность   от   инфраструктуры   услуг  населению,
материально-бытовые условия,  занятость, доход) и особенности семейной
системы;
     в) проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся  у
них  компетенций  по  воспитанию  ребенка,  поиск путей формирования и
возможности компенсации недостающих компетенций.
     Подраздел 3  "Этапы  развития  ребенка",  включающий  в том числе
изучение следующих тем:
     а) общая  характеристика  основных  возрастных  периодов развития
ребенка (младенчество,  ранний возраст,  дошкольный  возраст,  младший
школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
     б) роль  психологических  потребностей  в  личностном   развитии:
привязанность, безопасность, идентичность.
     Подраздел 4   "Особенности   развития   и   поведения    ребенка,
оставшегося   без   попечения   родителей,  подвергавшегося  жестокому
обращению.  Диспропорции развития ребенка",  включающий  в  том  числе
изучение следующих тем:
     а) виды  жестокого  обращения  (пренебрежение  нуждами   ребенка,
физическое,  психологическое  и  сексуальное насилие) и их последствия
для  физического,  эмоционального,  интеллектуального,  социального  и
сексуального развития ребенка;
     б) диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость"
и "задержка психического развития", их отличия;
     в) семья как  реабилитирующий  фактор  для  ребенка,  пережившего
жестокое обращение;
     г) оценка  кандидатом  в  приемные  родители  своей   возможности
воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
     Подраздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития
ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности,
особенности переживания горя и потери,  формирование личной и семейной
идентичности)", включающий в том числе изучение следующих тем:
     а) потребность   в   привязанности,   идентичности   как   основа
благополучного   развития  ребенка;  роль  биологических  родителей  и
кровных  родственников  в  жизни  ребенка  и  преодоление  стереотипов
мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
     б) причины возникновения,  проявление и последствия эмоциональной
депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
     в) типы   "нарушенной   привязанности"    (понятия    "негативная
(невротическая)    привязанность",    "амбивалентная   привязанность",
"избегающая привязанность", "дезорганизованная привязанность");
     г) понятие  "горя  и  потери"  в  жизни ребенка,  оставшегося без
попечения родителей;  психологические  особенности  и  этапы  процесса
переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение
и недоверие,  отрицание,  стадия гнева и смешения  чувств,  депрессия,
принятие);   последствия   вторичного  отказа  приемных  родителей  от
ребенка.
     Подраздел 6  "Адаптация  приемного  ребенка  и  приемной  семьи",
включающий в том числе изучение следующих тем:
     а) особенности   ожидания   приемных  семей;  страхи,  тревоги  и
разочарования  взрослых  в  разные   периоды   адаптации;   подготовка
родственников к появлению приемного ребенка;
     б) этапы адаптационного периода;  чувства и переживания  ребенка,
приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
     в) тайна  усыновления;  ее  реальные  и  мнимые  преимущества   и
сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
     г) роль специалистов  в  оказании  помощи  приемным  родителям  в
период адаптации ребенка в приемной семье.
     Подраздел 7  "Трудное   поведение   приемного   ребенка,   навыки
управления   трудным  поведением  ребенка",  включающий  в  том  числе
изучение следующих тем:
     а) формы трудного поведения приемного ребенка:  воровство,  ложь,
агрессия,   попрошайничество,   бродяжничество,   избегание    близких
отношений,   амбивалентное  поведение,  аддиктивное  поведение  (прием
алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы
работы с ними;
     б) эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
     в) причины  задержки  усвоения  ребенком  этических  ценностей  и
общественных норм;
     г) понимание  приемными родителями того,  как их собственный опыт
влияет на отношение к детям  с  трудным  поведением,  осознание  своих
слабых  и  сильных  сторон,  понимание каким образом в решении проблем
трудного поведения могут помочь специалисты.
     Подраздел 8    "Обеспечение   безопасности   ребенка.   Меры   по
предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда  здоровью
ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:
     а) создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и  в
обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в
том числе в связи с воспитанием в организации  для  детей,  оставшихся
без   попечения   родителей,   безнадзорностью   в   семье  родителей,
бродяжничеством);
     б) способы  безопасного  поведения  ребенка в ситуациях,  несущих
риск жестокого обращения с ним;
     в) предотвращение   рисков   жестокого  обращения  с  ребенком  в
приемной семье, на улице и в общественных местах;
     г) медицинские   аспекты  ухода  за  ребенком  в  зависимости  от
возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
     Подраздел 9  "Особенности полового воспитания приемного ребенка",
включающий в том числе изучение следующих тем:
     а) возрастные   закономерности  и  особенности  психосексуального
развития   ребенка,   разница   в   проявлениях   нормальной   детской
сексуальности и сексуализированного поведения;
     б) формирование  половой  идентичности  у  ребенка;   полоролевая
ориентация и осознание половой принадлежности;
     в) способы защиты ребенка от сексуального насилия.
     Подраздел 10  "Роль  семьи  в обеспечении потребностей развития и
реабилитации ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:
     а) родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование
личности и характер ребенка;
     б) стабильность   семейных   отношений   кандидатов   в  приемные
родители;
     в) способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
     г) социальные связи семьи кандидата в приемные родители;  система
внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
     д) семья как реабилитирующая среда:  образ жизни семьи,  семейный
уклад, традиции;
     е) понимание всеми членами семьи кандидатов в  приемные  родители
проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
     Подраздел 11 "Основы  законодательства  Российской  Федерации  об
устройстве детей,  оставшихся без попечения родителей, на воспитание в
семьи граждан", включающий в том числе изучение следующих тем:
     а) правовое положение детей,  оставшихся без попечения родителей,
и основания их устройства на воспитание в семью;
     б) формы     семейного     устройства:     усыновление,     опека
(попечительство);  формы опеки (возмездная и безвозмездная);  различия
между формами семейного устройства;
     в) требования,   предъявляемые    законодательством    Российской
Федерации  к  кандидатам  в  приемные родители;  порядок представления
кандидатами в приемные родители документов для получения заключения  о
возможности  гражданина быть усыновителем,  опекуном (попечителем) или
приемным родителем;
     г) порядок  представления кандидатам в приемные родители сведений
о  детях,  оставшихся  без  попечения  родителей,  органами  опеки   и
попечительства,     региональными     и     федеральным    операторами
государственного  банка  данных  о  детях,  оставшихся  без  попечения
родителей;
     д) правила  посещения  организаций  для  детей,  оставшихся   без
попечения  родителей,  обязанности  администрации  такой  организации;
возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
     е) порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок
подготовки  и  подачи  заявления  в  суд;   правовые   аспекты   тайны
усыновления;  возможность  и  последствия  изменения  ребенку фамилии,
имени, отчества, даты и места рождения;
     ж) порядок   оформления   органом   опеки   и   попечительства  и
организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов
на  ребенка,  передаваемого  на  воспитание в семью,  в зависимости от
формы устройства перечня документов на ребенка,  передаваемых приемной
семье;
     з) порядок  оформления  (переоформления)  документов  на  ребенка
усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о
передаче ребенка на воспитание в семью;
     и) меры    социальной   поддержки   приемных   семей   и   детей,
воспитывающихся в них,  установленные федеральным законодательством  и
законодательством   Тверской   области;   выплаты,  осуществляемые  на
содержание ребенка,  переданного на воспитание в семью,  в зависимости
от формы семейного устройства;
     к) защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
     л) порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля
за условиями жизни и воспитания  ребенка  в  приемной  семье;  порядок
представления    опекунами    (попечителями),   приемными   родителями
ежегодного    отчета    о    хранении,     использовании     имущества
несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
     м) правовые   последствия   усыновления,    установления    опеки
(попечительства)  -  личные  неимущественные  и  имущественные  права,
обязанности и ответственность усыновителей,  опекунов (попечителей), а
также членов их семей;
     н) порядок  возмещения  ущерба,  нанесенного  ребенком   приемной
семье,  приемной  семьей  ребенку,  третьими  лицами  приемной семье и
ребенку;
     о) последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
     п) порядок обжалования решений органов  опеки  и  попечительства,
федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
     Подраздел 12 "Взаимодействие приемной семьи с  органами  опеки  и
попечительства и иными организациями,  предоставляющими услуги детям и
семьям", включающий в том числе изучение следующих тем:
     а) родительские и профессиональные функции приемной семьи;
     б) взаимодействие   приемной   семьи   с   органами    опеки    и
попечительства,  с  организациями,  оказывающими  медико-социальную  и
психолого-педагогическую помощь таким семьям,  с биологической  семьей
ребенка, а также важность такого взаимодействия;
     в) информирование кандидатов  в  приемные  родители  о  доступной
инфраструктуре  социальных услуг для приемных семей в месте проживания
семьи;
     г) взаимодействие   приемных  семей  с  социальным  окружением  и
родительским сообществом.
     Подраздел 13   "Подведение   итогов   освоения  курса  подготовки
кандидатов в приемные родители", включающий в том числе:
     а) обсуждение  результатов освоения курса подготовки кандидатов в
приемные родители, выполнения домашних заданий;
     б) обсуждение  степени  усвоения  курса  подготовки  кандидатов в
приемные родители;
     в) проведение   самооценки   кандидатов  в  приемные  родители  и
выявление готовности кандидатов в приемные родители к  приему  ребенка
на воспитание;
     г) составление итогового заключения о  готовности  и  способности
кандидатов  в  приемные  родители к приему детей на воспитание в семью
(составляется совместно  с  кандидатами  в  приемные  родители  по  их
желанию).
     (Приложение  1  в  редакции  Постановления Правительство Тверской
области от 04.12.2012 г. N 736-пп)



                                                          Приложение 2              
                                         к постановлению Правительства
                                                      Тверской области          
                                                от 01.08.2012 N 459-пп    


     (Приложение   2   утратило  силу  -  Постановление  Правительства
Тверской области от 17.12.2013 г. N 648-пп)




Информация по документу
Читайте также