Расширенный поиск

Постановление Правительства Тверской области от 08.04.2015 № 160-пп

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

08.04.2015

 

№ 160-пп       

 

г. Тверь

 

 

Об утверждении региональной

программы Тверской области

"Детство без жестокости и насилия"

 

В целях совершенствования системы социального обслуживания семей с детьми, снижения социального сиротства в Тверской области Правительство Тверской области постановляет:

1. Утвердить региональную программу Тверской области "Детство без жестокости и насилия" (далее - Программа) (прилагается).

2. Определить:

а) координатором и ответственным исполнителем Программы Министерство социальной защиты населения Тверской области;

б) соисполнителями Программы:

Министерство здравоохранения Тверской области;

Министерство образования Тверской области.

3. Министерству социальной защиты населения Тверской области:

а) осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, выделенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), на реализацию Программы и информировать Фонд о результатах контрольных мероприятий;

б) направлять Фонду финансовые и аналитические отчеты о выполнении Программы:

ежеквартальные отчеты о целевом использовании выделенных Фондом денежных средств (в течение 20 рабочих дней с начала квартала, следующего за отчетным);

ежегодные отчеты о целевом использовании выделенных Фондом денежных средств (в течение 20 рабочих дней с начала года, следующего за отчетным);

итоговый отчет о целевом использовании выделенных Фондом денежных средств (в течение 25 рабочих дней со дня завершения выполнения мероприятий Программы и окончания срока финансирования Программы Фондом).

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области Вержбицкую С.В.

Отчет об исполнении Постановления представлять ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

 

 

        Губернатор области                                                   А.В. Шевелев

 

 

 

Приложение

к Постановлению Правительства

Тверской области

от 8 апреля 2015 г. N 160-пп

 

 

Региональная программа Тверской области

"Детство без жестокости и насилия"

 

Тверь, 2015

 

Паспорт

региональной программы Тверской области

"Детство без жестокости и насилия"


 

Наименование региональной программы

"Детство без жестокости и насилия" (далее - программа)

Основание для разработки программы (подпрограммы)

Поручение заместителя Председателя Правительства Тверской области от 28.07.2014 N 02/7

Нормативный правовой акт, которым утверждена программа (для утвержденных программ), или госпрограмма, в рамках которой разработана и представляется на конкурс программа (подпрограмма)

Постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 609-пп "О государственной программе Тверской области "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы"

Орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы (подпрограммы)

Министерство социальной защиты населения Тверской области

Основные разработчики и исполнители программы

Министерство социальной защиты населения Тверской области - ответственный исполнитель;

государственное бюджетное учреждение "Тверской областной Центр социальной помощи семье и детям" - грантополучатель (далее - ГБУ "Областной Центр "Семья");

Министерство здравоохранения Тверской области - соисполнитель;

Министерство образования Тверской области - соисполнитель;

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области - соисполнитель (по согласованию)

Срок реализации программы

2015 - 2017 годы

Цель программы

Улучшение качества жизни детей и семей с детьми посредством формирования в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия к детям; совершенствование системы социальной работы с семьей в области профилактики социального сиротства;

создание оптимальных условий и обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, пострадавших от жестокого обращения в семьях

Задачи программы

1. Проведение анализа агрессивного поведения в подростковой среде и факторов риска жестокого обращения с детьми в семьях.

2. Внедрение эффективных социальных технологий и методик терапевтической работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия).

3. Открытие новых структур в учреждениях, деятельность которых направлена на психосоциальную помощь детям, подвергшимся жестокому обращению и/или психофизическому, сексуальному насилию в семьях, профилактику агрессивного поведения в среде детей и подростков, обеспечение развития реабилитационной среды.

4. Организация работы по методическому обеспечению и сопровождению специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьями.

5. Организация предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального насилия, реабилитационная работа с детьми и подростками, склонными к агрессивному поведению.

6. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и организации психосоциальной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

7. Повышение образовательного уровня родителей и иных граждан путем их обучения и информирования о признаках и формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предупреждения преступных посягательств.

8. Обеспечение проведения информационно-просветительской кампании среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения в социуме, а также о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств и сексуального насилия в отношении детей путем проведения акций, распространения рекламной просветительской продукции и т.д.

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе (количественные и качественные характеристики)

Социально неблагополучные семьи в количестве 3500 семей; родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, и несовершеннолетние - 4000 человек; дети - пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, - 968 человек; специалисты, работающие с семьями и детьми, - 65 человек

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

В ходе выполнения программы будут достигнуты следующие конечные результаты:

1. Снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, на 20% (с 27 до 21 человека).

2. Отсутствие случаев лишения родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми.

3. Снижение численности несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера, на 20% (с 909 до 727 человек).

4. Снижение количества семей, состоящих на учете в учреждениях социальной защиты населения, находящихся в социально опасном положении, на 20% (с 2622 до 2097 человек).

5. Снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в учреждениях социальной защиты населения, находящихся в социально опасном положении, на 20% (с 4689 до 3751 человека).

6. Создание условий для проведения успешной психосоциальной реабилитации и адаптации в социуме детей, подвергшихся жестокому обращению, психофизическому насилию в семьях и ближайшем окружении, находящихся в трудной жизненной ситуации.

7. Формирование в подростковой среде способности к эмпатии, толерантности, развитие социальной восприимчивости, способности выхода из конфликтных ситуаций

Объем и источники финансирования программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования)

Программа не является расходным обязательством Тверской области и финансируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по государственной программе Тверской области "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы.

Общий объем - 20498326,0 руб., в том числе за счет средств:

а) областного бюджета Тверской области - 14449818,0 руб.

б) Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), запрашиваемых на реализацию Программы, - 6048508,0 руб.

 

Раздел I

Содержание проблемы жестокого обращения

с детьми и обоснование необходимости ее решения

программно-целевым методом

 

1. Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. В некоторых российских семьях складывается определенный образ жизни, для которого жестокость и насилие, алкоголизм и наркомания становятся нормой поведения и передаются от одного поколения к другому. В таких семьях растет число детей, родители которых пренебрегают нуждами несовершеннолетних и склонны к жестокому обращению. Зачастую пострадавшими становятся и матери несовершеннолетних.

2. Согласно статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации, 40% тяжких преступлений совершаются в семье над женщинами, в 70% случаев от насилия страдают дети.

3. Дети - самая незащищенная и уязвимая часть общества, полностью зависящая от взрослых. Защита детства представляет собой тему, вызывающую постоянное внимание общества и государства, средств массовой информации и правоохранительных органов. На противодействие жестокому обращению с детьми, включающему физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение потребностями ребенка, направлены усилия различных органов государственной власти и иных учреждений и организаций, работающих с семьями и детьми на территории Тверской области.

4. В Тверской области на начало 2014 года проживает 227162 ребенка, в том числе 5186 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большая часть из которых являются социальными сиротами вследствие неблагополучия семей, жестокого и пренебрежительного отношения к детям, ограничения и лишения родителей их прав. Ситуацию, связанную с жестоким обращением с детьми, характеризуют показатели, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1

 

N п/п

Наименование показателя

2010

2011

2012

2013

2014

1

Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей (за отчетный период), чел.

106

98

82

39

27

2

Численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми (за отчетный период), чел.

36

5

3

3

0

3

Число, выявленных случаев жестокого обращения с детьми

11

10

18

18

12

4

Численность несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств (на конец отчетного периода), чел.

1216

1162

1112

968

909

5

Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах, чел.

115

182

86

121

88

6

Численность родителей, привлеченных к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию своих несовершеннолетних детей

4417

4219

4004

3834

3407

7

Число возбужденных уголовных дел по статье 156 УК Российской Федерации за жестокое обращение с детьми

22

11

15

5

6


 

5. В настоящее время насилие, направленное на ребенка, является очень серьезной проблемой, что не может не беспокоить как общественность, так и специалистов, работающих с семьей и детьми. Из общего количества совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений большую часть составляют преступные деяния против жизни и здоровья, на втором месте - преступления против семьи и несовершеннолетних, ежегодно продолжают выявляться факты совершения законными представителями (а также лицами, имеющими определенную степень знакомства с родителями или детьми) в отношении несовершеннолетних преступлений против их половой неприкосновенности и свободы личности.

6. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями личности в достаточно большом количестве семей не только продолжает создавать реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей, самовольно ушедших из семьи и оказавшихся в неблагонадежных компаниях. Так, в 22,1% случаев причиной самовольного ухода детей из дома является семейное неблагополучие, где родители злоупотребляют спиртными напитками, нередко применяют физическую силу в отношении несовершеннолетних.

7. Дети и взрослые, пережившие острый конфликт дома, подвергающиеся физическому, сексуальному, психологическому или моральному насилию, относятся к категории группы риска. Решение имеющихся проблем в сфере детства требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты в Тверской области.

8. С 2010 по 2012 год в Тверской области при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, была реализована региональная программа "Модернизация региональной системы помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (раннее выявление семейного неблагополучия и кризисная помощь)" по направлению "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Основные результаты реализации программы:

- открыта линия "Детского телефона доверия" с единым всероссийским номером 8-800-2000-122, обучен кадровый состав работе на линии. За 2014 год на линию "Детского телефона доверия" поступило 5184 обращения;

- 150 специалистов субъектов профилактики прошли обучение по инновационным социальным технологиям, направленным на определение степени риска и оценки безопасности проживания ребенка в неблагополучной семье. Специалистами учреждений области с использованием технологии "работа со случаем", технологий социальной работы, ориентированных на сохранение кровной семьи ребенка "Социальный патронаж семей", "Социальная гостиная" и др. обслужено 5135 семей, 8921 несовершеннолетний (282667 услуг), снято с патронажа в связи с позитивной динамикой 3347 семей;

- открыты две социальных гостиных. Услуги получили 524 несовершеннолетних;

- оснащены реабилитационным и игровым оборудованием учреждения, входящие в пилотные площадки. Реабилитационными услугами охвачено 5699 детей;

- с 2012 года внедрен в деятельность субъектов профилактики межведомственный механизм раннего выявления семей с детьми, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, оказание им своевременной кризисной помощи.

Во всех муниципальных образованиях Тверской области проведены обучающие кустовые семинары с участием всех субъектов профилактики на тему "Профилактика социального сиротства, алгоритм межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в муниципальных образованиях". В семинарах приняли участие 560 специалистов, работающих с семьей и детьми, заместители глав администраций муниципальных образований по социальным вопросам, представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, руководители районных отделов образования, представители центральных районных больниц и органов МВД.

9. По состоянию на 01.01.2015 на учете в территориальных отделах социальной защиты населения Тверской области состоят 2622 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживают 4689 детей (в 2014 году состояла на учете 3341 семья, находящаяся в социально опасном положении, в которых проживали 5983 ребенка). Снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, является результатом системной работы специалистов социальной защиты населения и системы профилактики.

10. С целью улучшения эффективной работы с семьями, находящимися на ранней стадии семейного и детского неблагополучия, с семьями, находящимися в социально опасном положении, с 01.09.2012 в 45 комплексных центрах социального обслуживания населения открыты отделения по работе с семьей и детьми, в которых работают социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе. Отделения предназначены для комплексного обслуживания семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания современной и квалифицированной социально-реабилитационной, педагогической, психологической, юридической и социально-экономической помощи. Открытие отделений по работе с семьей и детьми позволило увеличить охват обслуживаемых семей, выявленных на ранней стадии семейного и детского неблагополучия. В то же время имеются проблемы, решение которых является приоритетным: оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, подвергшимся насилию, усиление работы по профилактике жестокого обращения в семьях.

11. В настоящее время в Тверской области продолжается совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. Реализация региональной программы Тверской области "Детство без жестокости и насилия" (далее - программа) направленной на профилактику жестокого обращения и насилия, оказанию психосоциальной помощи детям и матерям, подвергшимся в семьях жестокому обращению, на основе комплексного межведомственного взаимодействия обеспечит максимально эффективную работу в этом направлении.

 

Раздел II

Цель, задачи, сроки реализации региональной программы

 

12. Целью программы является улучшение качества жизни детей и семей с детьми посредством формирования в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия к детям; совершенствование системы социальной работы с семьей в области профилактики социального сиротства; создание оптимальных условий и обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, пострадавших от жестокого обращения в семьях.

13. Задачи программы:

а) проведение анализа агрессивного поведения в подростковой среде и факторов риска жестокого обращения с детьми в семьях;

б) внедрение эффективных социальных технологий и методик терапевтической работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия);

в) открытие новых структур в учреждениях, деятельность которых направлена на психосоциальную помощь детям, подвергшимся жестокому обращению и/или психофизическому, сексуальному насилию в семьях, профилактику агрессивного поведения в среде детей и подростков и обеспечение развития реабилитационной среды;

г) организация работы по методическому обеспечению и сопровождению специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьями;

д) организация предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального насилия, реабилитационная работа с детьми и подростками, склонными к агрессивному поведению;

е) совершенствование системы межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и организации психосоциальной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению, и преодолению общего неблагополучия семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

ж) повышение образовательного уровня родителей и иных граждан путем их обучения и информирования о признаках и формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предупреждения преступных посягательств;

з) обеспечение проведения информационно-просветительской кампании среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения в социуме, а также о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств и сексуального насилия в отношении детей путем проведения акций, распространения рекламной просветительской продукции и т.д.

14. Обозначенные задачи требуют применения системного комплексного межведомственного взаимодействия, новых подходов к решению проблем профилактики жестокого обращения с детьми, внедрения новых услуг для детей, переживших насилие. Решение поставленных задач возможно только программно-целевым способом.

Планируемые сроки реализации региональной программы: 2015 - 2017 годы.

 

Раздел III

Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

 

15. Программа систематизирована по направлениям:

а) исследование проблемы жестокого обращения с детьми в семьях и эффективности ее решения;

б) подготовка и сопровождение специалистов, работающих в рамках реализации программы на межведомственном уровне;

в) профилактика и раннее выявление жестокого обращения с детьми в семьях;

г) развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб в сфере поддержки семей с детьми, попавших в кризисную ситуацию, в том числе пострадавших от жестокого обращения.

16. Перечень мероприятий приведен в приложении 1 к настоящей программе. Для достижения поставленной цели необходимо решать поставленные задачи в системе программных мероприятий.

Задача 1. Проведение анализа агрессивного поведения в подростковой среде и факторов риска жестокого обращения с детьми в семьях.

Программные мероприятия:

1.1. Проведение исследования агрессивного поведения в подростковой среде и факторов риска жестокого обращения с детьми в семьях на территориях муниципальных образований Тверской области.

Исследование будет проведено в форме фокус-групп во всех муниципальных образованиях области. К участию в фокус-группах будут приглашены многодетные семьи, неполные семьи, семьи, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, несовершеннолетние (10 - 12 лет, 15 - 16 лет), профессиональное сообщество, общественность. Общее количество участников, которые примут участие в социологическом исследовании, - 800 человек.

1.2. Организация и проведение круглого стола на тему "Жестокое обращение с детьми в семье: проблемы и пути решения".

К участию в работе будут приглашены представители исполнительных органов власти, специалисты, работающие с семьей и детьми, органов и учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних, представители общественных организаций. Количество участников - 50 человек.

1.3. Организация и проведение итоговой региональной конференции по результатам реализации программы.

Итоговый анализ результатов реализации региональной программы социально-психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях, будет подведен на региональной конференции.

Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 1 позволит:

- выявить объективные причины и факторы риска проявления психофизической агрессии в подростковой среде и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обозначить основные проблемы и пути их решения.

Задача 2. Внедрение эффективных социальных технологий и методик терапевтической работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия).

Программные мероприятия:

2.1. Внедрение социальных технологий оказания экстренной помощи детям и их матерям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях: "Куратор случая", "Интенсивная терапия на дому".

Социальные технологии оказания экстренной помощи пострадавшим будут внедрены на пилотных территориях в учреждениях: государственном бюджетном учреждении (далее - ГБУ) "Тверской комплексный центр социального обслуживания населения", ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Бежецкого района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Конаковского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Молоковского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Нелидовского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Ржев и Ржевского района. Обучение социальным технологиям "Куратор случая", "Интенсивная терапия на дому" пройдут 20 специалистов комплексных центров социального обслуживания населения (специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи). Обучение предполагает освоение навыков психологической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которым требуется помощь по выводу из кризиса и эмоционально-психологического ступора. В рамках технологий предполагается профилактическая и реабилитационная работа с семьями и детьми. Будет произведен охват технологиями социальной работы 150 семей и 230 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.2. Направление специалистов для стажировки в регионы, где имеется успешный опыт работы с пострадавшими от жестокого обращения детьми и их матерями.

В рамках мероприятия 6 специалистов, работающих с семьей и детьми, участвующие в программе, посетят учреждения города Нижний Новгород: ГБУ "Областной центр социальной помощи семье и детям "Журавушка", некоммерческая организация "Нижегородский ресурсный центр "Детство без насилия и жестокости" для ознакомления с современными практиками работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семьях, а также с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 2 позволит:

- повысить профессиональную компетентность 26 специалистов, работающих с семьей и детьми, за счет овладения эффективными реабилитационными технологиями и инновационными практиками социальной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия);

- внедрить в практику работы учреждений, работающих с семьей и детьми, апробированные эффективные социальные технологии работы.

Задача 3. Открытие новых структур в учреждениях, деятельность которых направлена на психосоциальную помощь детям, подвергшимся жестокому обращению и/или психофизическому, сексуальному насилию в семьях, профилактику агрессивного поведения в среде детей и подростков, обеспечение развития реабилитационной среды.

Программные мероприятия:

3.1. Открытие и организация работы отделений профилактики детского и семейного неблагополучия.

Работа 7 отделений профилактики детского и семейного неблагополучия в учреждениях: ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Тверь, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Вышневолоцкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Ржев; ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Бежецкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Конаковского района, ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пос. Молоково), ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Нелидовского района, в которых организовано раннее выявление, профилактика семейного неблагополучия и кризисная помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия).

3.2. Организация работы служб кризисной помощи на базе отделений профилактики детского и семейного неблагополучия с применением эффективных методов терапевтической работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семьях "Метод психодрамы в работе с семьями", "Рациональная индивидуальная психотерапия с девиантными детьми".

Обучение методам кризисной помощи пройдут 12 психологов 7 пилотных учреждений Тверской области: 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Тверь, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Вышневолоцкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Ржев; ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Бежецкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Конаковского района, ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пос. Молоково), ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Нелидовского района) и ГБУ "Областной Центр "Семья".

Обучение предполагает освоение навыков психологической работы со сложными категориями клиентов, которые находятся в состояниях пост-травмы, имеют тенденции к депрессии и суицидальным мыслям и которым требуется помощь в развитии адаптационных механизмов социализации. В рамках методов терапевтической работы предполагается реабилитационная работа с семьями и детьми. Будет произведен охват методами психотерапевтической работы 120 семей и 200 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3.3. Открытие службы "Кабинет психолога".

Открыто 8 кабинетов психолога в 8 пилотных учреждениях 7 муниципальных образований (ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Тверь, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Вышневолоцкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Ржев; ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Бежецкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Конаковского района, ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пос. Молоково), ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Нелидовского района и ГБУ "Областной Центр "Семья") и 1 мобильный кабинет психолога (в ГБУ "Областной Центр "Семья"), в которых будет организована системная диагностическая работа, в том числе выездная, по определению психоэмоциональных состояний не менее чем 200 несовершеннолетних, относящихся к категории пострадавших от жестокого обращения и психофизического насилия, детей группы суицидального риска, а также их матерей. Закупка диагностического инструментария и терапевтических пособий производится в Институте практической психологии "Иматон", город Санкт-Петербург.

3.4. Открытие службы "Комната психологической разгрузки".

Открыто 8 комнат в 8 пилотных учреждениях 7 муниципальных образований (ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Тверь, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Вышневолоцкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Ржев; ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Бежецкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Конаковского района, ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пос. Молоково), ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Нелидовского района и ГБУ "Областной Центр "Семья"), в которых будут оказаны реабилитационные услуги не менее чем 160 несовершеннолетним.

3.5. Открытие и организация работы отделения "Социальное убежище".

Организация работы отделения "Социальное убежище" на базе ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пос. Молоково) для матерей с детьми, пострадавших от жестокого обращения в семьях, которое является единственным отделением в Тверской области и будет располагаться в отдельном здании. Открыто 1 отделение "Социальное убежище", состоящее из двух двухкомнатных квартир, где организована реабилитационная среда. В отделении в течение одного года смогут пройти реабилитацию 6 семей Тверской области (матери с детьми, пострадавшие от жестокого обращения).

3.6. Открытие службы "Реабилитация пострадавших от жестокого обращения". Деятельность службы "Реабилитация пострадавших от жестокого обращения" будет осуществляться на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический психоневрологический диспансер", в котором организована служба по оказанию медико-социальной помощи матерям несовершеннолетних, преодолевающим алкогольную зависимость. Предполагается оказание помощи 20 матерям, преодолевающим алкогольную зависимость, у которых есть несовершеннолетние дети (ежегодно).

Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 3 позволит:

- открыть структуры и службы, работа которых направлена на профилактику и преодоление случаев жестокого обращения: структура в 7 учреждениях "Отделение профилактики детского и семейного неблагополучия", структура в 1 учреждении - отделение "Социальное убежище", структура в 1 учреждении отделение "Реабилитация пострадавших от жестокого обращения", служба в 7 учреждениях "Бригада экстренной помощи".

- создать условия для реабилитации, ресоциализации и снижения числа пострадавших детей от жестокого обращения на территории Тверской области с предоставлением услуг в реабилитационной среде "Кабинет психолога", "Комната психологической разгрузки", "Кабинет интенсивной терапии";

- создать команду из 12 обученных и компетентных специалистов, владеющих современными эффективными реабилитационными технологиями и инновационными практиками кризисной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях.

Задача 4. Организация работы по методическому обеспечению специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьями.

Программные мероприятия:

4.1. Внедрение алгоритмов межведомственного взаимодействия по психосоциальной реабилитации детей, подвергшихся жестокому обращению в семьях (в т.ч. сексуальному насилию).

4.2. Создание и работа областного методического совета, координирующего работу специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьями.

Работа областного методического совета обеспечит поддержку и координацию действий специалистов учреждений области, работающих в рамках программы психосоциальной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях.

4.3. Создание и работа областного сообщества психологов для проведения супервизионных, интервизионных сессий и методической поддержки специалистов.

Работа областного сообщества психологов обеспечит поддержку и координацию действий специалистов учреждений области, работающих в рамках программы психосоциальной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях, своевременную диагностику профессионального выгорания.

4.4. Разработка положений: "Отделение профилактики детского и семейного неблагополучия", "Отделение социального убежища", "Служба кризисной помощи".

Открытие и работа отделений и служб будет организована в соответствии со стандартами, определяющими качество услуг.

4.5. Разработка унифицированной формы документа:

"Индивидуальная программа психосоциальной реабилитации и сопровождения детей, пострадавших от жестокого обращения в семьях".

Унифицированная форма обеспечит организацию слаженной межведомственной работы структур и служб по преодолению жестокого обращения с детьми в семьях на территории Тверской области.

Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 4 позволит:

- создать систему методического обеспечения и повышать профессиональное мастерство специалистов учреждений области, работающих со случаями жестокого обращения с детьми в семьях (в т.ч. сексуального насилия);

- совершенствовать систему межведомственной работы с проблемой жестокого обращения с детьми в семьях (в т.ч. сексуального насилия) и случаями суицидального риска несовершеннолетних;

- обеспечить организацию деятельности структур и служб кризисной помощи пилотных учреждений, социально-психологических служб в Тверской области.

Задача 5. Организация предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального насилия, реабилитационная работа с детьми и подростками, склонными к агрессивному поведению.

Программные мероприятия:

5.1. Организация работы межведомственных служб "Бригада экстренной помощи" на пилотных территориях Тверской области.

Системная мобильная работа межведомственных служб "Бригада экстренной помощи" по предотвращению угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних, оказанию помощи при возникновении случаев жестокого обращения с детьми в семьях (в т.ч. сексуального насилия) и суицидальных случаев будет организована на базе комплексных центров социального обслуживания населения (ГБУ "Тверской комплексный центр социального обслуживания населения", ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Конаковского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Ржев и Ржевского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Бежецкого района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Молоковского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Нелидовского района). Каждая "Бригада экстренной помощи" состоит из 8 специалистов. Произведено не менее 400 выездов в год при обнаружении случаев жестокого обращения с детьми в семьях (в т.ч. сексуального насилия) и суицидальных случаев на пилотных территориях Тверской области (города Тверь, Вышний Волочек, Ржев; Калининский, Бежецкий, Конаковский, Молоковский, Нелидовский районы Тверской области) (ежегодно в ходе реализации программы). Проведено социальное обследование семей и оказана экстренная помощь несовершеннолетним специалистами разных ведомств, которые войдут в состав 7 межведомственных служб "Бригада экстренной помощи".

5.2. Создание службы "Бригада экстренной помощи" детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия), и детям группы суицидального риска, которая обслуживает семьи города Твери и Калининского района Тверской области.

Организация системных мобильных адресных выездов специалистов по оказанию экстренной помощи детям в городе Твери и Калининском районе Тверской области (не менее 50 выездов ежегодно в ходе реализации программы).

Для организации выездов планируется приобретение автомобиля на 10 посадочных мест для специалистов "Бригады экстренной помощи" на базе ГБУ "Областной Центр "Семья". В состав "Бригады экстренной помощи" войдет 8 специалистов разных ведомств (сотрудники ГБУ "Областной Центр "Семья": специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог; сотрудники комплексных центров социального обслуживания населения города Твери и Калининского района: заведующий отделением по работе с семьей и детьми, специалист по социальной работе; представитель органа опеки и попечительства; представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав; сотрудник управления внутренних дел - по согласованию).

5.3. Организация индивидуальной работы по социальному сопровождению семей Тверской области, в которых дети пострадали от жестокого обращения в семьях, в т.ч. сексуального насилия.

Охват социальным сопровождением составит не менее 450 семей и 675 детей (ежегодно в течение реализации программы).

5.4. Обучение специалистов учреждений социальной защиты населения основам клинической психологии и особенностям клинической работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия), и детьми группы суицидального риска.

Для организации социального сопровождения семей обучение на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Государственная медицинская академия Минздрава России по профилю клиническая психология и особенности работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семьях, в объеме 72 часов пройдут 20 психологов учреждений социальной защиты населения, занимающихся проблемами семьи и детства на пилотных территориях Тверской области: ГБУ "Областной Центр "Семья", ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Тверь, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Вышневолоцкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Ржев; ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Бежецкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Конаковского района, ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пос. Молоково), ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Нелидовского района, ГБУ "Тверской комплексный центр социального обслуживания населения", ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Конаковского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Ржев и Ржевского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Бежецкого района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Молоковского района, ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Нелидовского района. Будет произведена ежегодная психотерапевтическая работа с 200 детьми группы риска (в т.ч. суицидального).

5.5. Профильное консультирование специалистов на "горячей линии" Детского телефона доверия по проблемам жестокого обращения с детьми и матерями в семьях на территории Тверской "Открытый разговор".

Принятие сигнала и предоставление экстренной помощи по телефону в случаях жестокого обращения с детьми в семьях; передача сигнала на межведомственном уровне. Будет оказана консультативная помощь по телефону не менее чем 3000 обратившихся ежегодно.

5.6. Реализация технологии "Ландшафтная арт-терапия" для детей, матери которых преодолели алкогольную зависимость.

Интенсивная реабилитация в природной среде детей (совместно с матерями) из 35 семей пилотных территорий Тверской области с применением технологии "Ландшафтная арт-терапия"; их участие в мероприятиях на преодоление посттравматических состояний, которые будут способствовать развитию эмоциональной близости матери и ребенка.

Приобретение туристического снаряжения и инвентаря на 35 семей для проведения интенсивных реабилитационных мероприятий в природной среде по технологии "Ландшафтная арт-терапия" специалистами отделений профилактики детского и семейного неблагополучия социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних (ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Тверь, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Вышневолоцкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Ржев; ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Бежецкого района, ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Конаковского района, ГБУ "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пос. Молоково), ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Нелидовского района).

Организация в природной среде 7 площадок интенсивной реабилитации семей из городов Тверь, Вышний Волочек, Ржев, Калининского, Бежецкого, Конаковского, Молоковского, Нелидовского районов Тверской области.

Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 5 позволит:

- проводить работу по выявлению детей, пострадавших от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия), и детей группы суицидального риска (города Тверь, Вышний Волочек, Ржев, Калининский, Бежецкий, Конаковский, Молоковский, Нелидовский районы Тверской области) с ежегодным планом в 400 выездов в семьи с охватом в 350 детей;

- подготовить: 20 квалифицированных специалистов комплексных центров социального обслуживания населения (педагогов-психологов, специалистов по социальной работе и/или социальных педагогов) и 12 квалифицированных специалистов социально-реабилитационных центров (педагогов-психологов) из 7 пилотных территорий (города Тверь, Вышний Волочек, Ржев, Бежецкий, Конаковский, Молоковский, Нелидовский районы Тверской области) для оказания кризисной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия), и детям группы суицидального риска;

- оказывать своевременную квалифицированную помощь и осуществлять сопровождение службами "Бригада экстренной помощи" детей, пострадавших от жестокого обращения в семьях (в т.ч. сексуального насилия), и детей группы суицидального риска 15 пилотными учреждениями социальной защиты населения Тверской области (7 отделений профилактики детского и семейного неблагополучия на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 7 отделений по работе с семьей и детьми на базе комплексных центров социального обслуживания населения, 1 центр социальной помощи семье и детям на территориях - города Тверь, Вышний Волочек, Ржев, Калининский, Бежецкий, Конаковский, Молоковский, Нелидовский районы Тверской области) и 1 пилотным учреждением здравоохранения (служба "Медико-социальной помощи матерям с детьми" на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной клинический наркологический диспансер" в рамках реализации индивидуальных программ психосоциальной реабилитации с применением современных технологий и методик социальной работы с охватом не менее чем 450 семей и 675 детей ежегодно;

- провести на пилотных территориях города Тверь, Вышний Волочек, Ржев, Бежецкий, Конаковский, Молоковский, Нелидовский районы Тверской области интенсивную реабилитацию 50 детей из 35 семей, переживших психологическую травму по причине алкогольной зависимости матери.

Задача 6. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и организации психосоциальной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

Программные мероприятия:

6.1. Проведение управленческо-проектного межведомственного семинара по проблеме жестокого обращения с детьми в семьях.

Разработка порядка межведомственного взаимодействия специалистов при обнаружении случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

6.2. Мониторинг эффективности внедренных технологий работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения в семьях.

Ежегодный мониторинг направлен на анализ эффективности внедрения технологий по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказания поддержки не менее 1000 семей с детьми, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации (ежегодно в течение реализации программы).

Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 6 позволит систематизировать межведомственное сетевое взаимодействие и отчетно-статистическую документацию по проблеме жестокого обращения с детьми в семьях в тверском регионе.

Задача 7. Повышение образовательного уровня родителей и иных граждан путем их обучения и информирования о признаках и формах насилия в отношении детей и ответственности за действия, направленные против детей, правилах безопасности для детей в целях предупреждения преступных посягательств.

Программные мероприятия:

7.1. Разработка и распространение информационных материалов для родителей "Экстренное реагирование в случаях жестокого обращения с детьми в семьях (причины, последствия, способы действия)".

Распространение не менее 1000 экземпляров информационных материалов на пилотных территориях (города Тверь, Вышний Волочек, Ржев, Бежецкий, Конаковский, Молоковский, Нелидовский районы Тверской области).

7.2. Информационно-методическое обеспечение учреждений, работающих с семьями и детьми.


Информация по документу
Читайте также