Расширенный поиск

Закон Тверской области от 01.11.2001 № 187-ОЗ-2

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                               ЗАКОН
                         ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ


      Об  областной целевой программе "Развитие крестьянских
      (фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области
                        на 2001 -2005 годы"

01.11.2001.                   г. Тверь                      N 187-ОЗ-2


                                      Утратил силу - Закон Тверской
                                    области от 14.04.2005 г. N 63-ЗО

     Статья 1.  Утвердить  областную   целевую   программу   "Развитие
крестьянских  (фермерских)  хозяйств и кооперативов в Тверской области
на 2001 - 2005 годы" (прилагается).

     Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.


     И.о. Председателя
     Законодательного Собрания
     Тверской области          А.В. Грибов



                                    Утверждена законом Тверской области
                                            от 01.11.2001 г. N 187-ОЗ-2

                                    Одобрена постановлением Губернатора
                                Тверской области от 19.06.2001 г. N 252


                     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

            "РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И
         КООПЕРАТИВОВ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

                               г. Тверь
                               2001 год

                               ПАСПОРТ
                     областной целевой программы
            "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и
         кооперативов в Тверской области на 2001 - 2005 годы"

-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование программы¦Развитие крестьянских        (фермерских)¦
¦                      ¦хозяйств  и   кооперативов   в   Тверской¦
¦                      ¦области на 2001 - 2005 годы              ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Наименование решения о¦Распоряжение Губернатора Тверской области¦
¦разработке программы  ¦"О разработке областных целевых  программ¦
¦                      ¦на  2001 - 2005 годы" от 21.06.2000 г.  N¦
¦                      ¦855-р                                    ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Государственный       ¦Департамент по социально - экономическому¦
¦заказчик              ¦развитию села администрации области      ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основные  разработчики¦Департамент по социально - экономическому¦
¦программы             ¦развитию  села   администрации   области,¦
¦                      ¦комитет    по    земельным   ресурсам   и¦
¦                      ¦землеустройству     Тверской     области,¦
¦                      ¦Тверская                  государственная¦
¦                      ¦сельскохозяйственная академия            ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Цели      и     задачи¦Обеспечение устойчивого          развития¦
¦программы             ¦кооперативов  и  крестьянских   хозяйств,¦
¦                      ¦занимающихся    производством    товарной¦
¦                      ¦сельскохозяйственной продукции, повышение¦
¦                      ¦их   защищенности   в  условиях  рыночных¦
¦                      ¦отношений.  Совершенствование   механизма¦
¦                      ¦реализации    государственной   поддержки¦
¦                      ¦крестьянских  хозяйств  и   кооперативов,¦
¦                      ¦совершенствование   земельных  отношений,¦
¦                      ¦формирование рыночной  инфраструктуры  на¦
¦                      ¦основе кооперации и интеграции,  развитие¦
¦                      ¦фермерского самоуправления               ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сроки      и     этапы¦2001 - 2005 гг.                          ¦
¦реализации программы  ¦                                         ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм и¦- Развитие     кооперации    крестьянских¦
¦основных мероприятий  ¦хозяйств.                                ¦
¦                      ¦- Развитие фермерского самоуправления.   ¦
¦                      ¦- Информационно    -     консультационное¦
¦                      ¦обслуживание    и   научное   обеспечение¦
¦                      ¦крестьянских хозяйств и кооперативов.    ¦
¦                      ¦- Строительство      и      реконструкция¦
¦                      ¦производственных объектов и их инженерное¦
¦                      ¦обеспечение.                             ¦
¦                      ¦- Мероприятия   по  повышению  плодородия¦
¦                      ¦почвы                                    ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнители           ¦Департамент по социально - экономическому¦
¦подпрограмм и основных¦развитию  села   администрации   Тверской¦
¦мероприятий           ¦области,       департамент       финансов¦
¦                      ¦администрации области,  органы управления¦
¦                      ¦АПК муниципальных образований            ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Объемы   и   источники¦Всего - 41755 тыс. руб., в т. ч.:        ¦
¦финансирования        ¦- федеральный бюджет - 31160 тыс. руб.;  ¦
¦                      ¦- областной бюджет - 8505 тыс. руб.;     ¦
¦                      ¦- собственные средства - 2090 тыс. руб.  ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Ожидаемые     конечные¦Обеспечение устойчивого     развития    и¦
¦результаты            ¦повышение   эффективности    крестьянских¦
¦                      ¦хозяйств  и  кооперативов  как  составной¦
¦                      ¦части многоукладной аграрной экономики   ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Система    организации¦Департамент по социально - экономическому¦
¦контроля            за¦развитию   села   администрации   области¦
¦реализацией программы ¦готовит   ежеквартальный   отчет  о  ходе¦
¦                      ¦реализации программы и направляет  его  в¦
¦                      ¦комитет  экономики администрации области,¦
¦                      ¦а также ежегодно до 20 марта представляет¦
¦                      ¦Губернатору  Тверской  области  доклад  о¦
¦                      ¦ходе  реализации  этой  программы,  копию¦
¦                      ¦которого  направляет  в комитет экономики¦
¦                      ¦администрации области                    ¦
L----------------------+------------------------------------------

        1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                 ее решения программными методами

     Крестьянские (фермерские)   хозяйства  начали  формироваться  как
сектор в сельскохозяйственном производстве области в начале 90-х годов
и  в 1995 году было зарегистрировано их максимальное количество - 3803
хозяйства.  После 1995 года  началось  некоторое  снижение  количества
крестьянских  хозяйств,  и в 1998 - 1999 годах количество крестьянских
хозяйств стабилизировалось и по состоянию на 01.01.2001 года составило
3594 хозяйства.
     Из числа   зарегистрированных    хозяйств    сельскохозяйственную
деятельность  осуществляют 1970 единиц,  другие виды деятельности - 10
единиц.  Общая площадь земли, предоставленная неработающим хозяйствам,
составляет 29200 га.
     Крестьянским хозяйствам выделено 83975 га  земли  (в  среднем  по
23,4  га  на  одно  хозяйство).  Сельхозугодья занимают 72712 га (86 %
отведенных земель),  в том числе пашня - 51229  га  (59  %).  На  долю
крестьянских хозяйств приходится 3,3 % сельхозугодий области.
     Крестьянские хозяйства содержат 8,8 тыс.  голов крупного рогатого
скота,  в том числе 5,0 тыс.  голов коров,  3,0 тыс. голов свиней, 2,3
тыс.  голов овец.  За период с 1996 по  2000  год  поголовье  крупного
рогатого скота в крестьянских хозяйствах увеличилось на 32 %.
     В 2000 году крестьянскими хозяйствами произведено зерновых -  4,6
тыс.  тонн,  картофеля  -  6,6  тыс.  тонн,  овощей  - 0,3 тыс.  тонн,
льноволокна - 0,39 тыс. тонн, мяса - 4,3 тыс. тонн, молока - 16,6 тыс.
тонн.
     Основными причинами,  не  позволяющими  крестьянским   хозяйствам
вести    сельскохозяйственную    деятельность,   являются   недостаток
финансовых средств,  техники, семян, удобрений, ГСМ, отсутствие дорог,
связи, сетей водо-, энерго-, газоснабжения.
     Начиная с 1996  года  в  сельском  хозяйстве  области  проводится
работа по углубленному реформированию сельскохозяйственных предприятий
с    целью    образования    крупных    крестьянских    хозяйств     и
сельскохозяйственных кооперативов.
     Проводимые реформы в  АПК  страны  и  области,  нарушение  многих
хозяйственных    связей    отрицательно    сказались    на    развитии
сельскохозяйственного  производства,  в  том  числе   и   крестьянских
хозяйств,  однако,  несмотря  на  продолжающиеся  кризисные  явления в
агропромышленном  комплексе,  наметилась  некоторая   стабилизация   в
сельскохозяйственной  деятельности  крестьянских  хозяйств.  Устойчиво
увеличиваются посевные площади,  в основном,  зерновых культур, растет
поголовье скота и производство молока.
     В крестьянских  хозяйствах   и   кооперативах,   образованных   в
результате реформирования сельскохозяйственных предприятий,  усилилась
мотивация  людей  к  труду,  практически  отсутствует   иждивенчество,
сократился аппарат управления.  На 2001 - 2005 годы намечено проводить
реформирование около 40 сельскохозяйственных предприятий ежегодно.

        2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы

     Цель данной программы - добиться обеспечения устойчивого развития
кооперативов   и  крестьянских  хозяйств,  занимающихся  производством
товарной сельскохозяйственной продукции,  повышение их защищенности  в
условиях рыночных отношений.
     Задачи программы:    совершенствование    механизма    реализации
государственной   поддержки   крестьянских  хозяйств  и  кооперативов,
совершенствование   земельных   отношений,    формирование    рыночной
инфраструктуры на основе кооперации и интеграции, развитие фермерского
самоуправления.
     Срок реализации программы на 5 лет.

                  3. Система программных мероприятий

     - Развитие кооперации крестьянских хозяйств.
     - Развитие фермерского самоуправления.
     - Информационно   -   консультационное   обслуживание  и  научное
обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов.
     - Обучение и повышение квалификации глав крестьянских хозяйств.
     - Строительство и реконструкция производственных  объектов  и  их
инженерного обеспечения.
     - Приобретение сельскохозяйственной техники и скота  на  условиях
лизинга.
     - Мероприятия по повышению плодородия почвы.
     Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств
на срок действия программы являются:
     - совместное использование техники и обработка земли;
     - переработка, хранение и сбыт продукции;
     - производственно - техническое обслуживание;
     - кредитование и страхование.
     В современных  условиях  для  кооперативного  движения характерна
тенденция  к  развитию  закупочно  -  снабженческих   и   кредитно   -
производственных видов кооперации.
     Необходимость создания сельских кредитных кооперативов в Тверской
области продиктована:
     - огромным   спросом    на    кредит    со    стороны    сельских
товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
     - трудностями  получения  кредита  в  коммерческом  банке   ввиду
невозможности представления необходимого залога;
     - возможностью  более  эффективно  осуществлять   государственную
поддержку,  т.  к.  вкладывая областные бюджетные средства в кредитный
кооператив,  одновременно осуществляется финансовая  помощь  всем  его
учредителям.
     Пайщики кредитного кооператива являются его совладельцами,  а  не
клиентами,  и  поэтому  кредиты  должны  выдаваться простым и понятным
способом.  На начальном этапе из-за  низкой  платежеспособности  селян
происходит  мобилизация небольших финансовых ресурсов и здесь особенно
важна  и  нужна  государственная  поддержка  в  виде   беспроцентного,
среднесрочного кредита.
     Развитие фермерского   самоуправления   будет   проходить   путем
объединения крестьянских хозяйств в кооперативы,  ассоциации и союзы в
целях объединения и координации их хозяйственной деятельности, а также
представительства   и  защиты  экономических,  правовых  и  социальных
интересов в органах государственной власти  всех  уровней  и  местного
самоуправления,       органах       хозяйственного      самоуправления
товаропроизводителей    агропромышленного    комплекса    и     других
организациях.
     Органы фермерского  самоуправления  будут  привлекаться  органами
государственной  власти  и  местного  самоуправления  к  разработке  и
реализации федеральных,  региональных и местных программ  социально  -
экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию
нормативно   -   правовой   базы,   созданию    систем    обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     Продолжается процесс     реформирования      сельскохозяйственных
предприятий.   В  сложившейся  в  агропромышленном  комплексе  области
социально - экономической ситуации  наиболее  выгодным  вариантом  для
сельскохозяйственных товаропроизводителей с экономической точки зрения
является выделение из состава сельскохозяйственных предприятий крупных
крестьянских  хозяйств.  В  соответствии  с  Гражданским  Кодексом  РФ
крестьянское (фермерское) хозяйство не имеет статуса юридического лица
и в первые пять лет освобождается от уплаты ряда налогов,  и находится
в  льготном  режиме  налогообложения   по   доходам,   полученным   от
сельскохозяйственной деятельности.
     Для информационно -  консультационного  обслуживания  и  научного
обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов, обучения и повышения
квалификации в области будут задействованы следующие организации:
     - департамент   по   социально  -  экономическому  развитию  села
администрации области;
     - Тверская государственная сельскохозяйственная академия;
     - Тверской  институт  переподготовки  и  повышения   квалификации
кадров АПК;
     - Комитет  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству   Тверской
области.
     Будет оказываться помощь в освоении достижений науки  и  техники,
новейших  технологий,  в  области кооперации,  экономики,  юридической
защиты.
     Предполагается ежегодное    проведение    семинаров   с   главами
крестьянских хозяйств с  выездом  в  базовые  крестьянские  хозяйства,
семинаров   с   руководителями   реформированных  сельскохозяйственных
организаций, работа с ассоциацией крестьянских хозяйств и кооперативов
России  с  целью  организации стажировки глав крестьянских хозяйств за
рубежом.
     Крестьянские хозяйства, кооперативы будут участвовать в выставках
- ярмарках как в области, так и в других регионах.

             Потребность средств для реализации программы

--------------------------T--------------------------------------------T----------------¬
¦       Наименование      ¦         Общая стоимость (тыс. руб.)        ¦    Источник    ¦
¦       мероприятий       +---------T----------------------------------+ финансирования ¦
¦                         ¦  Всего  ¦           в том числе:           ¦                ¦
¦                         ¦за 2001 -+------T------T------T------T------+                ¦
¦                         ¦ 2005 г. ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦                ¦
¦                         ¦   г.    ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Выплата    единовременных¦    300  ¦   40 ¦   50 ¦   60 ¦   70 ¦   80 ¦областной бюджет¦
¦денежных пособий  семьям,¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦переселившимся в сельскую¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦местность  для   создания¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦крестьянских хозяйств    ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Возмещение части  ущерба,¦    670  ¦  100 ¦  115 ¦  130 ¦  150 ¦  175 ¦областной бюджет¦
¦вызванного     стихийными¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦бедствиями        (пожар,¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦наводнение,       ураган,¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦засуха)                  ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Строительство           и¦   3380  ¦  500 ¦  580 ¦  660 ¦  765 ¦  875 ¦областной бюджет¦
¦реконструкция            ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦+    собственные¦
¦производственных объектов¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦средства        ¦
¦и     их      инженерного¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦обеспечения, в том числе:¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦В т. ч.         ¦
¦за    счет    собственных¦   2030  ¦  300 ¦  350 ¦  395 ¦  460 ¦  525 ¦собств. средства¦
¦средств                  ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦возмещение до 50 % затрат¦   1350  ¦  200 ¦  230 ¦  265 ¦  305 ¦  350 ¦областной бюджет¦
¦на         строительство,¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦реконструкцию            ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦производственных объектов¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦и      их     инженерного¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦обеспечения    за    счет¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦областного бюджета       ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Краткосрочный   бюджетный¦   2815  ¦  415 ¦  480 ¦  550 ¦  635 ¦  735 ¦областной бюджет¦
¦кредит  (на  срок  до   1¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦года)   на   приобретение¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦сельскохозяйственной     ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦техники,      машин     и¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦оборудования,  рабочего и¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦продуктивного       скота¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦основного          стада,¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦материально - технических¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦ресурсов  для  проведения¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦сельскохозяйственных     ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦работ                    ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Предоставление   кредитов¦   6500  ¦ 1000 ¦ 1000 ¦ 1500 ¦ 1500 ¦ 1500 ¦федер. бюджет   ¦
¦КФХ из специального фонда¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦кредитования  организаций¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦агропромышленного        ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦комплекса   на   льготных¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦условиях                 ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Стартовая       поддержка¦   3370  ¦  500 ¦  575 ¦  660 ¦  760 ¦  875 ¦областной бюджет¦
¦реформированных          ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦сельскохозяйственных     ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦предприятий    и    вновь¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦учрежденных  кооперативов¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
¦в виде бюджетного кредита¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Лизинг техники          и¦  24600  ¦ 4600 ¦ 5000 ¦ 5000 ¦ 5000 ¦ 5000 ¦федер. бюджет   ¦
¦племенного скота         ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦                ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Организация        учебы,¦    120  ¦   20 ¦   20 ¦   20 ¦   30 ¦   30 ¦В т. ч.         ¦
¦проведение   семинаров  с¦     60  ¦   10 ¦   10 ¦   10 ¦   15 ¦   15 ¦федер. бюджет   ¦
¦главами КФХ              ¦     60  ¦   10 ¦   10 ¦   10 ¦   15 ¦   15 ¦собст. средства ¦
+-------------------------+---------+------+------+------+------+------+----------------+
¦Всего:                   ¦  41755  ¦ 7175 ¦ 7820 ¦ 8580 ¦ 8910 ¦ 9270 ¦                ¦
L-------------------------+---------+------+------+------+------+------+-----------------

     Примечания. 1.   Размер   выделяемых   бюджетных    средств    по
направлениям    использования   ежегодно   корректируется   с   учетом
фактической потребности.
     2. Порядок    распределения    средств    федерального    бюджета
определяется соглашением,  заключенным между  Администрацией  Тверской
области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
     Кроме этого,  крестьянские хозяйства и кооперативы в соответствии
с   федеральными   и  региональными  программами  получают  дотации  и
компенсации,  пользуются  фондом  льготного  кредитования  наравне   с
другими    сельскохозяйственными   товаропроизводителями,   используют
возможности  приобретения  сельскохозяйственной  техники  и  скота  на
условиях лизинга.
     На крестьянские хозяйства распространяется порядок финансирования
комплекса работ по повышению плодородия полей, а именно на:
     - приобретение минеральных удобрений;
     - известкование и фосфоритование;
     - агрохимическое обследование;
     - рекультивацию земель;
     - комплекс работ с торфом.
     Крестьянским хозяйствам  предусматривается выделение в пределах 5
%  лимитов,  предусмотренных в областном бюджете на комплекс работ  по
повышению плодородия полей.

                  4. Ресурсное обеспечение программы

     Источниками финансирования программы служат:
     - собственные  средства  крестьянских  хозяйств  и  кооперативов,
полученные  за  счет  роста  объемов производства продукции,  снижения
затрат на производство;
     - привлечение    выгодных    инвестиционных   проектов,   включая
государственные источники;
     - средства областного бюджета;
     - средства федерального бюджета.

--------------------T---------T----------------------------------¬
¦                   ¦ Всего   ¦           в том числе:           ¦
¦                   ¦за 2001 -+------T------T------T------T------+
¦                   ¦ 2005 г. ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
¦                   ¦   г.    ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦
+-------------------+---------+------+------+------+------+------+
¦Всего по программе,¦  41755  ¦ 7175 ¦ 7820 ¦ 8580 ¦ 8910 ¦ 9270 ¦
¦тыс. руб.          ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦из них:            ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦федеральный бюджет ¦  31160  ¦ 5610 ¦ 6010 ¦ 6510 ¦ 6515 ¦ 6515 ¦
¦областной бюджет   ¦   8505  ¦ 1255 ¦ 1450 ¦ 1665 ¦ 1920 ¦ 2215 ¦
¦собствен.  средства¦   2090  ¦  310 ¦  360 ¦  405 ¦  475 ¦  540 ¦
¦КФХ                ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
L-------------------+---------+------+------+------+------+-------

             5. Механизм реализации программы и контроль
                        за ходом ее выполнения

     Текущее управление  программой  осуществляется  Департаментом  по
социально   -  экономическому  развитию  села  администрации  Тверской
области.
     Органы управления   АПК  муниципальных  образований  участвуют  в
реализации мероприятий программы.
     Объекты, на  которые  направлены отдельные мероприятия программы,
определяются на конкурсной основе.
     Департамент по   социально   -   экономическому   развитию   села
администрации области,  с учетом выделяемых  на  реализацию  программы
финансовых средств,  ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по
программным мероприятиям, механизм реализации программы.
     Департамент по   социально   -   экономическому   развитию   села
администрации области готовит ежеквартальный отчет о  ходе  реализации
программы  по  перечню  программных  мероприятий  и  направляет  его в
комитет экономики администрации области.  Кроме того,  ежегодно, до 20
марта   представляет   Губернатору  Тверской  области  доклад  о  ходе
реализации в истекшем году областной целевой программы,  копию доклада
направляет в комитет экономики администрации области.

                 6. Оценка эффективности результатов
                       от реализации программы

     Реализация настоящей программы позволит обеспечить:
     - экономическую  стабильность  работы  крестьянских  (фермерских)
хозяйств и кооперативов;
     - укрепление материально - технической базы крестьянских хозяйств
и кооперативов;
     - успешное    развитие    реформированных    сельскохозяйственных
предприятий;
     - укрепление кооперативных связей крестьянских хозяйств.
     Программа является экономически эффективной. Объем чистой прибыли
(после  уплаты  налогов)  с  учетом  реализации  программы в 2005 году
составит 12,7 млн.  рублей,  повышается рентабельность производства. В
результате    реализации    программы    население   области   получит
дополнительную надежную базу в обеспечении продуктами питания.  В 2005
году  производство  молока  в  крестьянских  (фермерских) хозяйствах и
кооперативах составит 22,5 тыс.  тонн,  мяса (в живом весе) - 4,4 тыс.
тонн.   Удельный   вес   производства  сельскохозяйственной  продукции
фермерскими хозяйствами  в  общем  объеме  производства  продукции  по
области с 1,7 % в 2000 году возрастет до 3,0 % в 2005 году.
     Расчеты по  эффективности  результатов  от  реализации  программы
представлены в приложениях N 1 и N 2.



                                                    Приложение N 1
                                     к областной целевой программе

                         ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
          осуществления программы "Развитие крестьянских
               (фермерских) хозяйств и кооперативов
             в Тверской области на 2001 - 2005 годы"

----------------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
¦        Показатели         ¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦2005 г.¦
¦                           ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦ в % к ¦
¦                           ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦2001 г.¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Объем      реализованной¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦продукции    в     денежном¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦выражении, млн. руб.:      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦- без   учета   инвестиций,¦ 176,0 ¦ 194,6 ¦ 216,6 ¦ 240,5 ¦ 263,7 ¦ 149,8 ¦
¦млн. руб.;                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦- с   учетом  инвестиций  в¦ 187,0 ¦ 268,0 ¦ 330,8 ¦ 423,5 ¦ 483,0 ¦ 258,3 ¦
¦программу, млн. руб.       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦2. Полная     себестоимость¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦произведенной    продукции,¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦млн. руб.:                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦- без   учета   инвестиций,¦ 175,0 ¦ 192,2 ¦ 214,1 ¦ 238,8 ¦ 261,3 ¦ 149,3 ¦
¦млн. руб.;                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦- с   учетом  инвестиций  в¦ 185,6 ¦ 258,8 ¦ 314,9 ¦ 400,6 ¦ 453,3 ¦ 244,2 ¦
¦программу, млн. руб.       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦3. Объем  валовой  прибыли,¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦+, -  к¦
¦млн. руб.:                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦2001 г.¦
¦- без   учета   инвестиций,¦   1,0 ¦   2,4 ¦   2,5 ¦   1,7 ¦   2,4 ¦   1,4 ¦
¦млн. руб.;                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦- с   учетом  инвестиций  в¦   1,4 ¦   9,2 ¦  15,9 ¦  22,9 ¦  29,7 ¦  28,3 ¦
¦программу, млн. руб.       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦4.           Рентабельность¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦+, -  к¦
¦продукции, %               ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦2001 г.¦
¦- без учета инвестиций, %; ¦   0,6 ¦   1,2 ¦   1,2 ¦   0,7 ¦   0,9 ¦   0,3 ¦
¦- с   учетом  инвестиций  в¦   0,8 ¦   3,6 ¦   5,0 ¦   5,7 ¦   6,6 ¦   5,8 ¦
¦программу, % ;             ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦- прирост рентабельности от¦   0,2 ¦   2,3 ¦   3,9 ¦   5,0 ¦   5,6 ¦   5,4 ¦
¦использования инвестиций  в¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦программу, %               ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦5. Потребность  в  денежных¦   6,9 ¦   7,5 ¦   8,2 ¦   8,4 ¦   8,7 ¦       ¦
¦средствах  для   реализации¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦программы, млн. руб.       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦6. Рентабельность  с учетом¦   4,5 ¦   6,5 ¦   7,7 ¦   7,8 ¦   8,5 ¦       ¦
¦дотаций,   компенсаций    и¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦инвестиций в программу, %  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦7. Объем   чистой   прибыли¦   2,6 ¦   3,7 ¦   6,0 ¦   8,3 ¦  12,7 ¦       ¦
¦(после  уплаты  налогов)  с¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦учетом           реализации¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦программы, млн. руб.       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
L---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------



                                                    Приложение N 2
                                     к областной целевой программе

           Посевные площади в крестьянских (фермерских)
                            хозяйствах

                                                           тыс. га
----------------------T----T----T----T----T----T----T----T-------¬
¦                     ¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2005 г.¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦ в % к ¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦2001 г.¦
+---------------------+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Зерновые             ¦9,6 ¦5,7 ¦ 7,3¦ 8,5¦ 9  ¦9,3 ¦9,5 ¦  130  ¦
¦Картофель            ¦0,7 ¦0,7 ¦ 0,9¦ 0,9¦ 0,9¦0,9 ¦1,0 ¦  111  ¦
¦Овощи       открытого¦0,05¦0,06¦ 0,1¦ 0,1¦ 0,1¦0,1 ¦0,1 ¦  100  ¦
¦грунта               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦       ¦
¦Лен                  ¦0,6 ¦0,5 ¦ 0,6¦ 0,8¦ 1,2¦1,2 ¦1,2 ¦в 2 р. ¦
L---------------------+----+----+----+----+----+----+----+--------

                           Урожайность

                                                            ц / га
-----------------T----T----T-----T-----T-----T-----T-----T-------¬
¦                ¦1999¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2005 г.¦
¦                ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦ в % к ¦
¦                ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦2001 г.¦
+----------------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-------+
¦Зерновые        ¦ 2,1¦ 8,1¦ 15,0¦ 18,0¦ 21,0¦ 23,0¦ 25,0¦  167  ¦
¦Картофель       ¦71,5¦79,3¦100  ¦120  ¦135  ¦145  ¦150  ¦  150  ¦
¦Овощи  открытого¦94,1¦41,4¦100  ¦110  ¦115  ¦118  ¦120  ¦  120  ¦
¦грунта          ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦       ¦
¦Лен - волокно   ¦ 1,9¦ 7,3¦  7,4¦  7,5¦  7,6¦  7,8¦  8,0¦  108  ¦
L----------------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+--------

           Поголовье скота в крестьянских (фермерских)
                   хозяйствах (на начало года)

                                                        тыс. голов
----------------------T----T----T----T----T----T----T----T-------¬
¦                     ¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2005 г.¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦ в % к ¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦2001 г.¦
+---------------------+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦КРС - всего          ¦ 8,1¦ 8,2¦ 8,8¦11,8¦12,3¦12,8¦13,3¦  151  ¦
¦в т. ч. коровы       ¦ 4,5¦ 4,5¦ 5,0¦ 5,3¦ 5,5¦ 5,8¦ 6,1¦  122  ¦
¦Свиньи               ¦ 3,1¦ 3,4¦ 3,0¦ 4,8¦ 4,9¦ 5,0¦ 5,1¦  170  ¦
¦Овцы                 ¦ 2,0¦ 2,3¦ 2,3¦ 2,3¦ 2,3¦ 2,3¦ 2,3¦  100  ¦
L---------------------+----+----+----+----+----+----+----+--------

                          Продуктивность

                                                          кг / год
----------------------T----T----T----T----T----T----T----T-------¬
¦                     ¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2005 г.¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦ в % к ¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦2001 г.¦
+---------------------+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Удой от коровы       ¦3239¦3437¦3619¦3630¦3652¦3685¦3718¦  103  ¦
L---------------------+----+----+----+----+----+----+----+--------

              Производство продукции животноводства
              в крестьянских (фермерских) хозяйствах

                                                         тыс. тонн
----------------------T----T----T----T----T----T----T----T-------¬
¦                     ¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2005 г.¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦ в % к ¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦2001 г.¦
+---------------------+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Молоко               ¦14,9¦16,6¦18,0¦19,1¦20,2¦21,3¦22,5¦  125  ¦
¦Скот в живом весе    ¦ 4,1¦ 4,3¦ 4,3¦ 4,3¦ 4,3¦ 4,3¦ 4,4¦  107  ¦
¦КРС                  ¦ 3,3¦ 3,4¦ 3,4¦ 3,4¦ 3,4¦ 3,5¦ 3,5¦  103  ¦
¦Свиньи               ¦ 0,6¦ 0,7¦ 0,7¦ 0,7¦ 0,7¦ 0,7¦ 0,8¦  114  ¦
¦Овцы                 ¦ 0,2¦ 0,1¦ 0,1¦ 0,1¦ 0,1¦ 0,1¦ 0,1¦  100  ¦
¦Яйцо (млн. шт.)      ¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦  100  ¦
¦Шерсть (ц)           ¦20  ¦20  ¦20  ¦20  ¦20  ¦20  ¦20  ¦  100  ¦
L---------------------+----+----+----+----+----+----+----+--------

              Производство продукции растениеводства
              в крестьянских (фермерских) хозяйствах

                                                         тыс. тонн
----------------T-----T----T-----T----T-----T-----T-----T--------¬
¦               ¦1999 ¦2000¦2001 ¦2002¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2005 г. ¦
¦               ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦ в % к  ¦
¦               ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦     ¦     ¦2001 г. ¦
+---------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+--------+
¦Зерновые       ¦ 2,0 ¦4,6 ¦11,0 ¦15,3¦18,9 ¦21,4 ¦23,8 ¦в 2,2 р.¦
¦Лен - волокно  ¦ 0,1 ¦0,39¦ 0,44¦ 0,6¦ 0,9 ¦ 0,94¦ 0,96¦в 2,2 р.¦
¦Картофель      ¦ 5,3 ¦6,6 ¦ 9,0 ¦10,8¦12,2 ¦13,0 ¦15,0 ¦  167   ¦
¦Овощи          ¦ 0,4 ¦0,3 ¦ 1,0 ¦ 1,1¦ 1,15¦ 1,18¦ 1,2 ¦  120   ¦
L---------------+-----+----+-----+----+-----+-----+-----+---------

     Динамика численности крестьянских (фермерских) хозяйств

                                                       на 1 января
----------------------T----T----T----T----T----T----T----T-------¬
¦                     ¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2005 г.¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦ в % к ¦
¦                     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦2001 г.¦
+---------------------+----+----+----+----+----+----+----+-------+
¦Количество хозяйств  ¦3561¦3558¦3594¦3600¦3600¦3600¦3600¦  100  ¦
L---------------------+----+----+----+----+----+----+----+--------



          Технико - экономическое обоснование программы
          "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и
       кооперативов в Тверской области на 2001 - 2005 годы"

     Реализация настоящей программы позволит обеспечить:
     экономическую стабильность   работы   крестьянских   хозяйств   и
кооперативов;
     укрепление материально - технической базы крестьянских хозяйств и
кооперативов;
     успешное развитие       реформированных      сельскохозяйственных
предприятий;
     укрепление кооперативных связей крестьянских хозяйств.
     Реализация программы будет  осуществляться  под  руководством  ее
государственного    заказчика    -   Департамента   по   социально   -
экономическому развитию  села  и  создаст  благоприятные  условия  для
развития крестьянских хозяйств, что позволит более полно удовлетворить
потребность жителей  области  в  сельскохозяйственной  продукции.  Для
реализации программы будут привлекаться средства бюджетов всех уровней
и собственные средства крестьянских хозяйств.
     Источниками финансирования программы служат:
     собственные средства  крестьянских   хозяйств   и   кооперативов,
полученные  за  счет  роста  объемов производства продукции,  снижения
затрат на производство;
     привлечение выгодных     инвестиционных     проектов,     включая
государственные источники;
     средства областного бюджета;
     средства федерального бюджета.

--------------------T---------T----------------------------------¬
¦                   ¦Всего за ¦           в том числе:           ¦
¦                   ¦ 2001 -  +------T------T------T------T------+
¦                   ¦ 2005 г. ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
¦                   ¦   г.    ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦ год  ¦
+-------------------+---------+------+------+------+------+------+
¦Всего по программе,¦  41755  ¦ 7175 ¦ 7820 ¦ 8580 ¦ 8910 ¦ 9270 ¦
¦тыс. руб.          ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦из них:            ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦федеральный бюджет ¦  31160  ¦ 5610 ¦ 6010 ¦ 6510 ¦ 6515 ¦ 6515 ¦
¦областной бюджет   ¦   8505  ¦ 1255 ¦ 1450 ¦ 1665 ¦ 1920 ¦ 2215 ¦
¦собствен.  средства¦   2090  ¦  310 ¦  360 ¦  405 ¦  475 ¦  540 ¦
¦КФХ                ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
L-------------------+---------+------+------+------+------+-------

     Программа является   экономически   эффективной.   Объем  валовой
прибыли с учетом реализации программы в 2005 году составит  29,7  млн.
рублей,  на 5,8 % повышается рентабельность производства. В результате
реализации программы население области получит дополнительную надежную
базу в обеспечении продуктами питания. В 2005 году производство молока
в крестьянских (фермерских) хозяйствах и  кооперативах  составит  22,5
тыс.  тонн,  мяса  (в  живом  весе)  -  4,4  тыс.  тонн.  Удельный вес
производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими  хозяйствами
в  общем объеме производства продукции по области возрастет с 1,7 %  в
2000 году до 3,0 % в 2005 году.



                      Пояснительная записка
       к областной целевой программе "Развитие крестьянских
     (фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области
                       на 2001 - 2005 гг."

     По состоянию  на  1  января  2001  года  общее число крестьянских
(фермерских) хозяйств (КФХ) в области составило 3594, с площадью земли
83975  га  (в  среднем  по  23,4 га на одно хозяйство).  Сельхозугодья
занимают 72712 га (86 % отведенных фермерам земель), в том числе пашня
-  51229  га (59 %).  На долю фермеров приходится 3,1 %  сельхозугодий
области.
     Проводимые реформы  в  АПК  страны  и  области,  нарушение многих
хозяйственных    связей    отрицательно    сказались    на    развитии
сельскохозяйственного   производства,   в  том  числе  и  крестьянских
хозяйств,  однако,  несмотря на  продолжающиеся  кризисные  явления  в
агропромышленном   комплексе,   наметилась  некоторая  стабилизация  в
сельскохозяйственной  деятельности  крестьянских  хозяйств.  Устойчиво
увеличиваются посевные площади,  в основном,  зерновых культур, растет
поголовье скота и производство молока.
     Продолжается процесс      реформирования     сельскохозяйственных
предприятий.  В  сложившейся  в  агропромышленном  комплексе   области
социально  -  экономической  ситуации  наиболее выгодным вариантом для
сельскохозяйственных товаропроизводителей с экономической точки зрения
является выделение из состава сельскохозяйственных предприятий крупных
крестьянских хозяйств.  Количество таких хозяйств возрастает с  каждым
годом.
     В крестьянских  хозяйствах   и   кооперативах,   образованных   в
результате реформирования сельскохозяйственных предприятий,  усилилась
мотивация  людей  к  труду,  практически  отсутствует   иждивенчество,
сократился аппарат управления.
     В соответствии   с   Гражданским   Кодексом    РФ    крестьянское
(фермерское)  хозяйство  не имеет статуса юридического лица и в первые
пять лет освобождается от уплаты ряда налогов и находится  в  льготном
режиме налогообложения по доходам,  полученным от сельскохозяйственной
деятельности.
     В 2000  году крестьянскими хозяйствами произведено зерновых - 4,6
тыс.  тонн,  картофеля - 6,6  тыс.  тонн,  овощей  -  0,3  тыс.  тонн,
льноволокна - 0,39 тыс. тонн, мяса - 4,3 тыс. тонн, молока - 16,6 тыс.
тонн.  Выращиванием зерна и картофеля фермерские хозяйства  занимаются
во  всех  районах  области,  выращиванием  овощей - в 13,  льна - в 10
районах.
     Поголовье крупного  рогатого скота в крестьянских хозяйствах,  по
сравнению с 1996 годом, увеличилось более чем на 2 тыс. голов, коров -
на 1 тыс. голов. Производство молока имеет тенденцию к росту.
     По размерам земельных участков в области  преобладают  хозяйства,
имеющие до 10 га земли (47 %), от 11 до 20 га - 24 %, от 21 до 50 - 19
%, от 51 до 70 - 4,5 %, свыше 70 - 5 %.
     Из средств  областного  бюджета  ежегодно  оказывается финансовая
помощь КФХ.  В  2000  году  финансово  -  кредитная  и  инвестиционная
поддержка КФХ государством составила 2,5 млн.  рублей,  в том числе из
федерального бюджета - 0,5 млн.  руб.,  из областного и  муниципальных
бюджетов - 2,0 млн. руб.
     Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и  кооперативам
оказывается адресно,  в зависимости от эффективности хозяйствования на
земле и ведения производства в условиях рыночных отношений.
     Многие фермерские  хозяйства  в  результате  оказанной  им помощи
наладили эффективную хозяйственную деятельность, ведут производство на
высоком    технологическом    уровне,    получают    высокие    урожаи
сельскохозяйственных культур, содержат высокопродуктивный скот.
     Оживилась работа  по  кооперированию сельхозтоваропроизводителей.
Фермеры    вступают    в    созданный    потребительский    кооператив
"Тверькартофель". В феврале 1999 года в Конаковском районе главами КФХ
зарегистрирован первый в области кредитный кооператив.
     Снижение государственной  поддержки как на федеральном,  так и на
региональном уровнях  сдерживает  развитие  крестьянских  (фермерских)
хозяйств   и  кооперативов,  образовавшихся  за  последние  годы.  Без
пересмотра   сложившейся   системы   государственного   регулирования,
приоритетности  и государственного финансирования,  смещения акцента в
сторону  аграрного   сектора,   развитие   крестьянских   хозяйств   и
кооперативов будет проблематичным.
     Реализация настоящей программы позволит обеспечить:
     - экономическую  стабильность  работы  крестьянских  (фермерских)
хозяйств и кооперативов;
     - укрепление материально - технической базы крестьянских хозяйств
и кооперативов;
     - успешное    развитие    реформированных    сельскохозяйственных
предприятий;
     -  укрепление кооперативных связей крестьянских хозяйств.
     Программа является  экономически   эффективной.   Объем   валовой
прибыли  с  учетом реализации программы в 2005 году составит 29,7 млн.
рублей,  на 5,8 % повышается рентабельность производства. В результате
реализации программы население области получит дополнительную надежную
базу в обеспечении продуктами питания. В 2005 году производство молока
в  крестьянских  (фермерских)  хозяйствах и кооперативах составит 22,5
тыс.  тонн,  мяса (в  живом  весе)  -  4,4  тыс.  тонн.  Удельный  вес
производства  сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами в
общем объеме производства продукции по области с 1,7  %  в  2000  году
возрастет до 3,0 % в 2005 году.


Информация по документу
Читайте также