Расширенный поиск
Закон Тверской области от 21.03.1996 № 19ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ З А К О Н ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ О референдуме Тверской области (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) 21.03.96 г. N 19 Утратил силу - Закон Тверской области от 12.04.2007 г. N 26-ЗО ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие референдума области Референдум области - общее голосование жителей области, являющееся высшим выражением их непосредственной власти. Он проводится для принятия решения по наиболее важным вопросам, входящим в компетенцию органов государственной власти области. Решения, принятые референдумом области, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории области. (Исключена - Закон Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) (Исключена - Закон Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) На референдум области не могут быть вынесены следующие вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов; о формировании состава органов государственной власти области, персональном составе органов государственной власти области; об избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 2. Основные принципы проведения референдума области Референдум области проводится на всей территории области. Голосование на областном референдуме осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник областного референдума обладает одним голосом. Жители области, имеющие право участвовать в референдуме области, голосуют лично по месту своего проживания. Участие в областном референдуме является добровольным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума области никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с проведением референдума области, рассматриваются органами государственной власти области и местного самоуправления гласно. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 3. Право на участие в референдуме области Право участвовать в референдуме области принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающему на территории Тверской области и достигшему 18-летнего возраста. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Не могут участвовать в референдуме области граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо иные, не предусмотренные настоящим законом прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме области, запрещаются. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 4. Инициатива проведения референдума области Инициатива проведения референдума области принадлежит: инициативной группе по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме области;, при этом на один район, город областного значения должно приходиться не более двух тысяч граждан, имеющих право на участие в областном референдуме; (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) двум третям депутатов, избранных в Законодательное Собрание; губернатору области; не менее одной трети представительных органов местного самоуправления области. В период между назначением референдума области и опубликованием его результатов субъекты, перечисленные в первой части настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума области. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 5. Формы реализации инициативы по проведении референдума области Требование инициативной группы по проведению референдума о проведении референдума области реализуется через сбор подписей в соответствии с настоящим законом. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Требование двух третей депутатов Законодательного Собрания о проведении референдума области реализуется через сбор их подписей. Требование губернатора области о проведении референдума области реализуется принятием постановления. Требование одной трети представительных органов местного самоуправления реализуется принятием каждым из них решения о проведении референдума области. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 6. Порядок реализации инициативы граждан о проведении референдума области Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме области, а также общественное объединение могут образовать инициативную группу в количестве не менее 20 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума области. Инициатором проведения референдума может также выступать избирательное объединение; в этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума, независимо от своей численности. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Инициативная группа обращается в областную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы указываются: а) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой на референдум области; б) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума области. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Областная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в Законодательное Собрание Тверской области ходатайства инициативной группы по проведению референдума Тверской области и приложенных к нему документов принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Законодательное Собрание и губернатора области. В случае отказа в регистрации инициативной группы выдается мотивированное решение областной избирательной комиссии. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 7. Подписной лист референдума области Листы для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме области, должны содержать формулировку вопроса (вопросов), предлагаемых на референдум области, или изложение существа предлагаемого проекта решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным его текстом), а также номер регистрационного свидетельства и дату регистрации. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Граждане, имеющие право участвовать в референдуме области и поддерживающие требование о его проведении, подписывают подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и уполномоченного инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. Статья 8. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума области С момента регистрации инициативная группа вправе организовать сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума области. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума области, составляет 2 процента от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме области. (Дополнена - Закон Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. Общий период сбора подписей не должен превышать трех месяцев со дня регистрации инициативной группы. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право участвовать в референдуме области, дальнейший сбор подписей прекращается. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Повторный сбор подписей о проведении референдума области по данному вопросу может быть осуществлен с соблюдением требований настоящего закона не ранее чем по истечении двух лет. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 9. Оформление подписных листов референдума области По окончании сбора подписей подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, передаются инициативной группой в областную избирательную комиссию. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума области требованиям федерального закона, настоящего закона избирательная комиссия области в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и экземпляра итогового протокола инициативной группы направляет указанные документы и копию своего постановления в Законодательное Собрание Тверской области. Копия постановления избирательной комиссии области направляется также инициативной группе. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина ни одна из его подписей не учитывается. В случае фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает три процента собранных подписей, либо если количество оставшихся недостаточно, согласно условиям настоящего закона, областная избирательная комиссия отменяет свое решение о регистрации инициативной группы. Данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума области. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) В случае, если областная избирательная комиссия обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней. Статья 10. Назначение референдума области Референдум области назначает Законодательное Собрание. В постановлении Законодательного Собрания определяются дата проведения референдума области и меры по его обеспечению, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день не позднее трех месяцев со дня принятия постановления. Этот срок может быть продлен Законодательным Собранием (но не более трех месяцев) для совмещения проведения референдума области с общероссийским референдумом, а также выборами депутатов Законодательного Собрания, (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) губернатора области или в Федеральные органы государственной власти. Принятое постановление публикуется в средствах массовой информации в трехдневный срок. ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА ОБЛАСТИ Статья 11. Виды комиссий по проведению референдума области Подготовку и проведение референдума области осуществляют: а) областная избирательная комиссия; б) территориальные (районные, городские) комиссии областного референдума; в) участковые комиссии областного референдума. По решению областной избирательной комиссии полномочия соответствующих комиссий референдума области могут быть возложены на избирательные комиссии, созданные в районах и городах области для проведения выборов. Статья 12. Образование комиссий референдума области Областная избирательная комиссия образуется и действует в соответствии с "Положением о Тверской областной избирательной комиссии". Территориальные комиссии референдума области формируются не позднее чем за 80 дней до дня референдума в количестве 5-9 членов. Состав территориальной комиссии референдума области назначается представительным органом местного самоуправления. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) В случае несвоевременного формирования комиссий представительными органами они формируются областной избирательной комиссией. Участковые комиссии областного референдума формируются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 27 дней до дня референдума в количестве 5-10 членов. В случае несвоевременного формирования комиссий представительными органами они формируются территориальными комиссиями областного референдума. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Состав комиссий формируется с учетом предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной, участковой комиссии избираются тайным голосованием на первых заседаниях из числа членов комиссий. Инициативная группа областного референдума вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в областную избирательную, территориальные, в участковые комиссии. Областная, территориальные и участковые комиссии областного референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и по другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением областного референдума. Статья 13. Полномочия территориальной (районной, городской) комиссии референдума области Территориальная комиссия областного референдума: а) осуществляет контроль за исполнением требований настоящего закона на соответствующей территории; б) координирует работу участковых комиссий областного референдума, рассматривает заявления и жалобы на действия этих комиссий и принимает по ним решения; в) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и представления их для всеобщего ознакомления; г) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными областной избирательной комиссией на проведение областного референдума по району, городу; д) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения областного референдума; е) содействует организации собраний граждан и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопроса или решения, вынесенного на областной референдум; ж) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым избирательным комиссиям; з) организует досрочное голосование в помещении комиссии; и) устанавливает результаты голосования по району, городу и передает их в областную избирательную комиссию вместе с протоколами участковых комиссий; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия территориальной комиссии прекращаются после истечения месяца со дня проведения референдума. Статья 14. Полномочия участковой комиссии референдума области Участковая комиссия областного референдума: а) организует составление списка граждан, имеющих право на участие в областном референдуме по участку; б) проводит ознакомление граждан со списками граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о дне областного референдума и месте голосования; г) контролирует размещение агитационных материалов в порядке, предусмотренном настоящим законом; д) обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; е) организует на участке областного референдума голосование в день проведения референдума, а также досрочное голосование; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и передает их в территориальную комиссию; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения областного референдума и принимает по ним необходимые решения; и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума области в случае, если в адрес вышестоящей комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 15. Статус члена комиссии референдума области Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех ее заседаниях. Член комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; б) выбытия члена комиссии за пределы области на постоянное место жительства; в) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Члену комиссии областного референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения областного референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение областного референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Член комиссии с правом решающего голоса на период проведения областного референдума не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума. Статья 16. Организация работы комиссий референдума области Комиссии областного референдума проводят свои первые заседания не позднее семи дней с момента их образования. Заседания комиссий являются правомочными, если в них приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Заседания комиссии областного референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов, входящих в состав комиссии областного референдума с правом решающего голоса. Решения комиссии областного референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, об итогах голосования, о признании областного референдума несостоявшимся или недействительным принимаются на ее заседаниях большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений комиссиями областного референдума, в случае равного числа голосов "за" и "против", голос председателя комиссии является решающим. При разборе писем, жалоб, заявлений на заседаниях комиссий областного референдума вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Протоколы комиссии областного референдума подписываются председателем и ее секретарем. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением областного референдума на территории области, комиссии областного референдума в пределах своей компетенции, определенной настоящим законом, независимы от органов государственной власти области и местного самоуправления, общественных объединений, иных учреждений и организаций. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям областного референдума содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач. Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами. Комиссии вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением областного референдума, в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок. Статья 17. Обжалование решений и действий комиссий референдума области Решения и действия (бездействие) областной избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном действующим законодательством. Решения и действия (бездействие) территориальных, участковых комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Жалобы на решения и действия (или бездействие) комиссий областного референдума рассматриваются судами в соответствии с действующим законодательством. Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит немедленному исполнению. Статья 18. Образование участков референдума области Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, образуются участки областного референдума. Участки областного референдума образуются главами муниципальных образований не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом местных условий и в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок областного референдума. В санаториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан могут образовываться участки областного референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения областного референдума. Военнослужащие голосуют на общих участках областного референдума. В порядке исключения допускается образование участков областного референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях участки областного референдума образуются командирами воинских частей по решению областной избирательной комиссии. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования на референдуме Тверской области. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 19. Списки граждан, имеющих право на участие в референдума области Список участников референдума составляется территориальной избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы <Выборы>, не позднее 30 дней до дня голосования, на основании сведений, представляемых главой муниципального образования. Данные об участниках референдума глава муниципального образования направляет в соответствующую территориальную комиссию после образования этой комиссии. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам, на основании адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Список военнослужащих, членов их семей и других граждан Российской Федерации, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Списки граждан, которые в день проведения областного референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Список участников референдума составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии референдума. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 20. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в областной референдуме В списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, включаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего закона. Гражданин может быть включен в список только на одном участке областного референдума. Граждане, имеющие право на участие в областном референдуме, находящиеся в день проведения областного референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по месту их пребывания. Граждане, имеющие право на участие в областном референдуме, но поселившиеся на территории участка областного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка. Статья 21. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в областной референдуме Список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения областного референдума. Каждый гражданин вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 22. Агитация по поводу референдума области Общественные объединения, граждане вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" предложения об объявлении областного референдума, "за" или "против" выносимого на областной референдум вопроса. Для ведения агитации указанные лица и организации могут использовать собственные средства. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: а) органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; б) воинским частям, военным учреждениям и организациям; в) благотворительным организациям и религиозным объединениям; г) членам комиссий по проведению областного референдума. За сутки перед днем голосования и в день областного референдума агитация запрещается. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным инициативным группам референдума в организации проведения собраний, встреч с населением. Ходатайство о выделении помещений для их проведения рассматриваются соответствующими органами в трехдневный срок. Митинги в поддержку проведения референдума или против него организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Средства массовой информации, одним из учредителей или соучредителей которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального, областного или местного бюджетов, обеспечивают равные возможности проведения агитации "за" или "против" предложения об объявлении областного референдума, "за" или "против" выносимого на областной референдум вопроса. Рекомендации о порядке предоставления эфирного времени для агитации "за" или "против" вынесенного на областной референдум вопроса по областному радио и телевидению принимаются областной избирательной комиссией с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации. За трое суток до голосования и в день областного референдума запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящим референдумом. Все агитационные печатные материалы, подготовленные инициативной группой референдума, общественными объединениями, должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных материалов запрещается. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой комиссии, а также с согласия собственника или владельца в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений комиссий и участков областного референдума. Статья 23. Гласность при подготовке и проведении референдума области Деятельность органов, участвующих в организации и проведении областного референдума, осуществляется гласно. Все решения органов государственной власти области, областной избирательной комиссии, касающиеся областного референдума, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия. Средства массовой информации области освещают ход подготовки и проведения областного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с областным референдумом, и получение соответствующей информации. Комиссии областного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в областном референдуме. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии с настоящим законом, и представители средств массовой информации. В день проведения областного референдума в помещениях участков с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, а также представители средств массовой информации. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением, инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка областного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок областного референдума не требуется. Наблюдатель вправе: а) знакомиться со списком граждан, имеющих право на участие в областном референдуме; б) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка областного референдума; в) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии областного референдума об итогах голосования; г) обращаться в участковую комиссию областного референдума с предложениями и замечаниями; д) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии областного референдума в территориальную комиссию областного референдума. Вмешательство наблюдателей в действия комиссий областного референдума не допускается. Статья 24. Финансовое обеспечение референдума области Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, со дня принятия постановления о его назначении производятся за счет средств областного бюджета. Инициативная группа вправе создавать собственный фонд для финансирования агитации "за" и "против" проведения референдума, "за" и "против" проектов закона или решения, выносимых на референдум. Фонд может формироваться из: собственных средств инициативной группы; средств, выделенных общественными объединениями; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Допускается использование для агитации только денежных средств, перечисленных в указанный фонд. Не допускается включение в указанный фонд средств иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций и международных общественных объединений, а также государственных организаций, учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Сумма пожертвований отдельного физического лица в фонд референдума не может превышать 10-кратного минимального размера оплаты труда, юридического лица - более чем в 200 раз. Инициативная группа, создавшая указанный фонд, представляет областной избирательной комиссии отчет об образовании и использовании этого фонда в установленные комиссией сроки. Областная избирательная комиссия периодически публикует размеры и источники образования указанного фонда. Все денежные средства, образующие указанный фонд, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается с разрешения областной избирательной комиссии. Порядок открытия и ведения указанного счета устанавливается областной избирательной комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тверской области. Право распоряжения средствами указанного фонда принадлежит создавшей их инициативной группе. Остатки денежных средств на счете в течение 10 дней после проведения референдума перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления. Территориальные комиссии представляют областной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 15 дней со дня официального опубликования результатов областного референдума. Областная избирательная комиссия представляет Законодательному Собранию отчет о расходовании ассигнований, указанных в ч.1 настоящей статьи, не позднее двух месяцев после опубликования результатов референдума. Финансовый отчет областной комиссии публикуется в средствах массовой информации. ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 25. Помещение для голосования Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии областного референдума главой соответствующего муниципального образования. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на областном референдуме не допускается. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеня для голосования на областном референдуме как "за", так и "против" вопроса, вынесенного на областной референдум, а если на областной референдум вынесен проект закона, то на стенд помещается текст этого проекта. Статья 26. Бюллетень для голосования В бюллетене для голосования на областном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на областной референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на областной референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются. Бюллетень для голосования на областном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. В случае проведения областного референдума в один день с иным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак. Областная избирательная комиссия утверждает форму и текст бюллетеня для голосования не позднее чем за 25 дней до дня проведения областного референдума. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) По каждому участку областного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в областном референдуме на данном участке областного референдума. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению областного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Статья 27. Время проведения референдума области Голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня референдума. На избирательных участках, образованных в воинских частях, лечебных учреждениях, участковая комиссия областного референдума может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если проголосовали все граждане, включенные в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме. Статья 28. Досрочное голосование Гражданин, включенный в список граждан, имеющих право участвовать в областном референдуме, который в день референдума не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, в период, начиная с 15 дней до дня референдума, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 15-4 дня до референдума) или участковой (за 3-1 день до дня референдума) комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. При досрочном голосовании участник областного референдума заполненный бюллетень помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному - члену соответствующей территориальной или участковой комиссии областного референдума. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой комиссии, а также подпись проголосовавшего участника референдума. Территориальные комиссии передают списки проголосовавших и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию референдума одновременно с передачей комплекта бюллетеней для голосования. Участковые комиссии отмечают досрочно проголосовавших в списке граждан, имеющих право участвовать в областном референдуме. Статья 29. Голосование в день референдума области В 8 часов в день проведения областного референдума председатель участковой комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам участковой комиссии, присутствующим наблюдателям инициативных групп референдума и общественных объединений, представителям средств массовой информации, участникам референдума пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими участниками референдума, и опускает извлеченные из них бюллетени в ящики для голосования, после чего приглашает участников референдума получать бюллетени для голосования. При выдаче бюллетеня для голосования участнику областного референдума член участковой комиссии проставляет в списке граждан, имеющих право участвовать в областном референдуме, серию и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, после чего участник референдума расписывается. Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других лиц запрещается. В случае, если участник областного референдума не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению областного референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее участнику областного референдума помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме. Заполнение бюллетеня для голосования производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой комиссии или наблюдателя. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме. В бюллетене участник референдума ставит знак "плюс" либо любой иной знак в пустом квадрате напротив одного из записанных в бюллетене ответов "за" или "против". Заполненный бюллетень голосующий, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. В случае, если участник областного референдума считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает участнику областного референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников областного референдума, рядом с фамилией указанного участника областного референдума. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем составляется отдельный акт. Председатель участковой комиссии областного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при его отсутствии - секретарь или член участковой комиссии, уполномоченный ею. Член комиссии референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения участка референдума, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление участника (участников) референдума. Решение об этом принимается соответствующей комиссией областного референдума. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по его письменной или устной просьбе участковая комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина с использованием специального переносного ящика. Количество переносных ящиков на избирательном участке определяется территориальной комиссией. Указанная просьба должна быть подтверждена голосующим в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии. Члены участковой комиссии (не менее 2-х членов комиссии), выезжающие по заявлениям, получают под роспись конкретное количество бюллетеней для голосования, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. По возвращении членов участковой комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения тайны голосования и искажения волеизъявления голосующего. При проведении голосования вне помещения участка областного референдума вправе присутствовать наблюдатели. Статья 30. Подсчет голосов на участке референдума области По истечении времени голосования председатель участковой комиссии областного референдума объявляет голосование оконченным. Перед началом подсчета голосов председатель участковой комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные бюллетени для голосования, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на ящиках для голосования и вскрывает их. На основании списков граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем число письменных заявлений о голосовании вне помещения участка областного референдума, все бюллетени, находящиеся в переносных ящиках, могут быть признаны недействительными по решению участковой комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссий, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. В целях исключения возможности фальсификации результатов голосования подсчет голосов проводится без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены члены участковой комиссии, а также присутствующие наблюдатели, представители средств массовой информации. При подсчете голосов участников областного референдума прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией областного референдума, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление участника областного референдума, в частности, такие, в которых любой знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии. В случае вынесения на областной референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных против всех вариантов. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению областного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению областного референдума. Статья 31. Протокол по итогам голосования 1. В протокол вносятся следующие данные: а) число граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, зарегистрированных по участку; б) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, полученных участковой комиссией; в) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам в помещении участка в день областного референдума; г) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно; д) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участка; е) число погашенных бюллетеней для голосования на областном референдуме; ж) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением неустановленной формы); з) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); и) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; к) число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме; л) число недействительных бюллетеней для голосования на областном референдуме (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); м) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на областной референдум; н) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на областной референдум; о) поступившие в комиссию жалобы и заявления на нарушения настоящего закона и принятые по ним решения. 2. Протокол составляется в 3-х экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии референдума с правом решающего голоса. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) 3. Первый экземпляр протокола участковой комиссии незамедлительно доставляется в соответствующую территориальную комиссию. 4. Территориальная комиссия по проведению областного референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования на соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные пунктом 1 статьи 31 настоящего закона, а также общее число бюллетеней, полученных соответствующей комиссией от территориальной комиссии областного референдума. 5. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушение настоящего закона, поступившие в территориальную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 6. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии областного референдума об итогах голосования по соответствующей территории после его подписания и сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий, незамедлительно направляются в областную избирательную комиссию. ГЛАВА V. Установление результатов референдума области Статья 32. Подведение итогов референдума области 1. Областная избирательная комиссия на основании протоколов всех территориальных комиссий определяет результаты областного референдума. Она составляет протокол о результатах областного референдума. В нем указываются: а) число территориальных комиссий областного референдума в области; б) число протоколов территориальных комиссий областного референдума; в) число граждан, имеющих право на участие в областном референдуме; г) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, полученных участковыми комиссиями областного референдума; д) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам на участках областного референдума в день референдума; е) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно; ж) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков областного референдума; з) число погашенных бюллетеней для голосования на областном референдуме; и) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); к) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); л) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; м) число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме; н) число недействительных бюллетеней для голосования на областном референдуме (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на областном референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций); о) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на областной референдум; п) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на областной референдум. 2. Областной референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в областном референдуме. 3. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. 4. Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, получивших бюллетени для голосования. 5. Если на областной референдум выносились альтернативные варианты решений и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на областной референдум может состояться не ранее чем через два года. Повторный референдум не проводится в течение двух лет после опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса. Статья 33. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на областном референдуме. Принятое на областном референдуме решение и итоги голосования в целом по области и каждому району, городу областного значения доводятся до сведения населения через средства массовой информации областной избирательной комиссией не позднее семи дней после определения результатов областного референдума. Территориальные комиссии областного референдума опубликовывают (обнародуют) итоги голосования в целом по району, городу областного значения, а также данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования не позднее чем через неделю со дня проведения областного референдума. Принятое на областном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) областной избирательной комиссией, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на областном референдуме. Результаты голосования по какому-либо району, городу областного значения, участку могут быть признаны недействительными областной избирательной комиссией из-за допущенных нарушений настоящего закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае областная избирательная комиссия вправе поручить соответствующим комиссиям областного референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления областной избирательной комиссии. Если для реализации решения, принятого на областном референдуме, требуется принятие дополнительного правового акта, орган государственной власти области, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение двух недель после вступления в силу решения, принятого на областном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Статья 34. Изменение и отмена решения, принятого референдумом области Решение, принятое на референдуме Тверской области, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме Тверской области, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. (В редакции Закона Тверской области от 09.04.2002 г. N 18-ЗО) Статья 35. Хранение документации референдума области Документация участковых комиссий областного референдума, включая бюллетени в опечатанном виде, в т.ч. и погашенные, передаются в территориальную комиссию не позднее 10 дней после опубликования результатов областного референдума. Территориальные комиссии областного референдума не позднее трех месяцев после опубликования результатов областного референдума сдают всю документацию на хранение в архивные отделы администраций городов и районов. ГЛАВА VI. Ответственность за нарушение настоящего закона Статья 36. Ответственность за нарушение настоящего закона Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в областном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов областного референдума, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению областного референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на областном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. ГЛАВА VII. Заключительные положения Статья 37. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его опубликования. Председатель Законодательного Собрания Тверской области В.Н. Курбатов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|