Расширенный поиск

Закон Тверской области от 29.12.1999 № 84-ОЗ-2

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                               ЗАКОН
                         ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ


             О профилактике наркомании и токсикомании
                        в Тверской области

   
29.12.99.                     г. Тверь                       N 84-ОЗ-2



                                      Утратил силу - Закон Тверской
                                    области от 17.07.2007 г. N 76-ЗО

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     
     Статья 1. Сфера действия настоящего закона

     Настоящий  закон  устанавливает  основы  правового  регулирования
отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании,
организации  лечения, медико-психологической и социальной реабилитации
лиц,  страдающих  данными заболеваниями.
     (В редакции Закона Тверской области от 30.10.2000 г. N 124-ОЗ-2)

     Статья 2. Основные понятия

     В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
     наркомания   -   заболевание,   обусловленное   зависимостью   от
наркотического средства или психотропного вещества;
     наркотические  средства - вещества синтетического и естественного
происхождения,    препараты,   растения,   включенные    в    Перечень
наркотических  средств, психотропных веществ,  подлежащих  контролю  в
Российской  Федерации  в  соответствии с законодательством  Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе
Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
     психотропные  вещества - вещества синтетического и  естественного
происхождения,    препараты,   растения,   включенные    в    Перечень
наркотических  средств, психотропных веществ,  подлежащих  контролю  в
Российской  Федерации  в  соответствии с законодательством  Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе
Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
     токсикомания    -    болезненное   состояние,   характеризующееся
влечением  и  привыканием  к  приему лекарственных  средств  и  других
веществ,  не  относимых к наркотическим согласно  Единой  конвенции  о
наркотических  средствах (1961г.), Конвенции о психотропных  веществах
(1971г.),   сопровождающееся   хронической   интоксикацией,   наличием
синдромов психической и физической зависимости;
     профилактика  и лечение наркомании и токсикомании - система  мер,
направленных  на  прекращение  роста  и  снижение  уровня  незаконного
потребления  наркотических средств, токсических, психотропных  веществ
гражданами, особенно среди детей и молодежи, проживающих на территории
Тверской  области;  предупреждение совершения  правонарушений  лицами,
употребляющими  наркотические  средства,  токсические  и  психотропные
вещества,  оказание  им  необходимой  медицинской  и  реабилитационной
помощи,     осуществление    противодействия    незаконному    обороту
наркотических   средств  и  психотропных  веществ  в  соответствии   с
действующим законодательством;
     аддиктивное  поведение - стремление к уходу от  реальности  путем
искусственного  изменения  своего психического  состояния  посредством
употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ
с нелечебной целью;
     группа риска -группа лиц с аддиктивным поведением;
     девиантное  поведение - поведение, отклоняющееся от  общепринятых
стандартов,  обусловленное психическим заболеванием  или  асоциальными
установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;
     социальная адаптация - процесс активного приспособления  индивида
к социальной среде.

     Статья 3. Задачи настоящего закона

     Задачами настоящего закона являются:
     определение    основных    направлений    деятельности    органов
государственной    власти   Тверской   области,    органов    местного
самоуправления,  юридических и физических  лиц  в  сфере  профилактики
наркомании и токсикомании;
     определение    основных   направлений   правового   регулирования
отношений,  возникающих в сфере профилактики и  лечения  наркомании  и
токсикомании;
     предупреждение  распространения  наркомании  и  токсикомании   на
территории Тверской области, выявление и устранение причин и  условий,
способствующих этому;
     (Исключен - Закон Тверской области от 30.10.2000 г. N 124-ОЗ-2)

     Статья 4. Основные направления государственного регулирования
     в сфере профилактики наркомании и токсикомании

     Основными  направлениями государственного регулирования  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании являются:
     реализация   единой  стратегии  противодействия   распространению
наркомании  на территории Тверской области и координация  деятельности
исполнительных  органов  государственной  власти  и  органов  местного
самоуправления,  учреждений и организаций,  участвующих  в  выполнении
программ по профилактике наркомании и токсикомании;
     пропаганда  здорового  образа жизни и  формирование  в  обществе,
особенно  среди детей и молодежи, негативного отношения к  потреблению
наркотических средств и психотропных веществ;
     определение  полномочий и ответственности органов государственной
власти Тверской области и органов местного самоуправления, юридических
и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
     создание  правовых  гарантий  для осуществления  системы  мер  по
профилактике  и  лечению наркомании и токсикомании  и  обеспечение  их
финансирования за счет средств соответствующих бюджетов;
     гарантированное   оказание  больным  наркоманией  наркологической
помощи,   включающей   консультирование,  диагностику,   амбулаторное,
стационарное лечение и медико-социальную реабилитацию;
     создание   для  детей  и  молодежи,  употребляющих  наркотические
средства,  токсические и психотропные вещества, условий для  коррекции
психологических жизненных установок и социальной адаптации  на  основе
правовых, медико-психологических и педагогических методов;
     проведение   комплексных   мероприятий   по   предотвращению    и
пресечению  незаконного оборота наркотических средств  и  психотропных
веществ;
     подготовка,  переподготовка и повышение квалификации специалистов
в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

     Статья 5. Система профилактики наркомании и
     токсикомании и ее объекты

     Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
     разработку   и   реализацию  целевых  областных  и  муниципальных
программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
     деятельность  органов государственной власти Тверской  области  и
органов  местного  самоуправления, учреждений,  организаций  различных
форм   собственности,   общественных   объединений   по   профилактике
наркомании и токсикомании.
     Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:
     граждане,  в  том  числе  несовершеннолетние,  не  имеющие  опыта
аддиктивного поведения;
     граждане,   склонные  к  аддиктивному  поведению,  в  том   числе
несовершеннолетние,  состоящие на учете в  органах  внутренних  дел  и
наркодиспансере,   и   лица,  находящиеся  в   учреждениях   уголовно-
исполнительной системы Тверской области, как потребители наркотических
средств;
     организации,    занимающиеся   производством,   транспортировкой,
хранением и реализацией наркотических средств и психотропных  веществ,
в соответствии с федеральным законодательством;
     лица, причастные к незаконным операциям с наркотиками.

            ГЛАВА П. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕНОЙ
            ВЛАСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
             САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
          В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

     Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Тверской
     области

     К  полномочиям Законодательного Собрания Тверской области в сфере
профилактики наркомании и токсикомании относятся:
     законодательное  регулирование  отношений,  возникающих  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании;
     контроль  за  исполнением  областного  законодательства  и   иных
нормативных актов в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
     утверждение    областных   целевых   программ   по   профилактике
наркомании и токсикомании;
     утверждение   объемов   финансовых   средств,   направляемых   на
реализацию   целевых  программ  и  иных  мероприятий  по  профилактике
наркомании и токсикомании;
     иные   полномочия  в  соответствии  с  федеральным  и   областным
законодательством в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

     Статья 7. Полномочия Администрации Тверской области

     К    полномочиям   Администрации   Тверской   области   в   сфере
профилактики наркомании и токсикомании относятся:
     координация   и  определение  основных  направлений  деятельности
органов  государственной  власти Тверской  области,  органов  местного
самоуправления  муниципальных образований, органов  внутренних  дел  и
иных  организаций,  участвующих  в  реализации  целевых  программ   по
профилактике наркомании и токсикомании;
     разработка  и  осуществление  комплексных  и  целевых   областных
программ по профилактике наркомании и токсикомании;
     создание и организация деятельности межведомственной комиссии  по
противодействию    злоупотреблению   наркотическими    средствами    и
психотропными веществами и их незаконному обороту;
     оснащение     материально-технической    базы    и    обеспечение
лекарственными  средствами  наркологических,  лечебно-профилактических
учреждений государственной (в том числе ведомственной) и муниципальной
систем  здравоохранения, необходимыми для организации  стационарной  и
амбулаторной  помощи, соответствующей складывающейся  наркоситуации  в
Тверской области;
     создание  центров  медико-социальной  реабилитации  лиц,  больных
наркоманией, и, прежде всего, несовершеннолетних граждан;
     обеспечение   выделения   территориальным   органам   федеральных
органов  исполнительной  власти, осуществляющим  борьбу  с  незаконным
оборотом   наркотических  средств,  необходимых  для  их   нормального
функционирования помещений, автотранспорта, иного имущества,  а  также
средств  связи, оказание им содействия в решении жилищных и социально-
бытовых вопросов;
     организация   целенаправленной  антинаркотической  пропаганды   и
профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными
веществами, особенно среди детей и молодежи;
     создание    областного   внебюджетного   фонда    противодействия
незаконному  обороту  наркотических средств,  психотропных  веществ  и
злоупотреблению ими;
     создание   и  реализация  экономических  и  правовых  механизмов,
стимулирующих  у  населения интерес к сохранению  здоровья,  здоровому
образу жизни;
     реализация государственной молодежной политики и поддержки  семьи
и   детства,  разработка  областных  программ  по  осуществлению  этой
политики;
     организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации
специалистов   органов,   организаций  и   ведомственных   учреждений,
реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
     контроль  за  деятельностью предприятий, учреждений и организаций
независимо  от  организационно-правовых  форм  и  форм  собственности,
связанных  с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  в
пределах своей компетенции;
     привлечение   негосударственных,   общественных   организаций   и
граждан  к работе по профилактике наркомании и токсикомании и развитию
сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
     создание   специализированных  лечебно-исправительных  учреждений
закрытого  типа  для  лиц,  прежде всего  несовершеннолетних  граждан,
совершивших   противоправные   действия   на   почве   наркомании    и
токсикомании;
     материально-техническое      и     лекарственное      обеспечение
специализированных  лечебно-исправительных учреждений  закрытого  типа
для  лиц,  отбывающих  наказание в учреждениях  управления  исполнения
наказаний по Тверской области;
     иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании  в
соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
     муниципальных образований

     К   полномочиям  органов  местного  самоуправления  муниципальных
образований в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
     разработка  и  реализация муниципальных программ по  профилактике
наркомании и токсикомании;
     координация   деятельности   исполнительных   органов    местного
самоуправления  и организаций, участвующих в реализации  программы  по
профилактике наркомании и токсикомании;
     создание   и  реализация  экономических  и  правовых  механизмов,
стимулирующих  у  населения интерес к сохранению  здоровья,  здоровому
образу жизни;
     осуществление   мероприятий   по   профилактике   наркомании    и
токсикомании и пропаганде здорового образа жизни;
     проведение мониторинга, социологических исследований по  изучению
состояния  здоровья  детей  и  молодежи  и  масштабов  распространения
наркомании в их среде;
     создание       муниципальных      учреждений,      осуществляющих
профилактическую,   коррекционную, психолого-воспитательную  работу  с
гражданами, особенно с подростками;
     обеспечение наркологической помощи в сельской местности  на  базе
имеющихся лечебно-профилактических учреждений;
     создание  муниципальных  реабилитационных  центров  и  отделений,
рассчитанных  на  длительное пребывание в  них  пациентов,  страдающих
наркоманией и токсикоманией;
     материально-техническое      и     лекарственное      обеспечение
наркологических  отделений  и  лечебных  учреждений  муниципальной   и
ведомственной систем здравоохранения, осуществляющих лечение больных
     наркоманией и токсикоманией;
     обеспечение  контроля  за  деятельностью  органов  и   учреждений
здравоохранения   в   сфере  профилактики  и  лечения   наркомании   и
токсикомании;
     контроль  за хранением и использованием наркотических  средств  и
психотропных   веществ,  сильнодействующих  и   ядовитых   веществ   в
муниципальных    учреждениях   здравоохранения   и    фармацевтических
организациях;
     иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании  в
соответствии  с  компетенцией, определенной  федеральным  и  областным
законодательством, уставами муниципальных образований.

     Статья 9. Правовая основа деятельности органов исполнительной
     власти и органов местного самоуправления

     Органы  исполнительной  власти и органы  местного  самоуправления
осуществляют   свои  полномочия  в  пределах  прав   и   обязанностей,
определенных   для   них  соответствующим  федеральным   и   областным
законодательством, а также федеральными и региональными программами по
профилактике и лечению наркомании и токсикомании.

       ГЛАВА Ш. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И
     УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

     Статья 10. Органы внутренних дел Тверской области

     Органы  внутренних дел Тверской области осуществляют профилактику
правонарушений,   связанных  с  незаконным  оборотом  и  немедицинским
потреблением  наркотических  средств  и  психотропных веществ, а также
противодействие    незаконному   обороту   наркотических   средств   и
психотропных веществ в соответствии с федеральным законодательством.
     (В редакции Закона Тверской области от 30.10.2000 г. N 124-ОЗ-2)

     Статья 11. Организации и учреждения здравоохранения

     Основными    направлениями   деятельности    государственных    и
муниципальных   организаций  здравоохранения  в   сфере   профилактики
наркомании и токсикомании являются:
     выявление,   учет,  обследование,  наблюдение  и   лечение   лиц,
особенно  несовершеннолетних,  употребляющих  наркотические  средства,
токсические и психотропные вещества;
     оказание     специализированной     диагностической,     лечебно-
восстановительной помощи лицам, страдающим наркозависимостью;
     оказание  консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим)
несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение от наркомании и
токсикомании;
     оказание  консультативной помощи специалистам  государственных  и
муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по  профилактике
наркомании и токсикомании;
     осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни  и
профилактике наркомании и токсикомании;
     развитие   сети  детских  и  подростковых  учреждений   (центров,
отделений), оказывающих психокорреляционную помощь;
     круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в  состоянии
алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской
помощи при наличии показаний медицинского характера;
     подготовка   в  установленном  порядке  заключений  о   состоянии
здоровья  несовершеннолетних, совершивших преступления или общественно
опасные  деяния,  в  целях  установления у  них  наличия  (отсутствия)
противопоказаний медицинского характера для направления в  специальные
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
     выявление  источников  заболеваний, передаваемых  половым  путем,
обследование   и   лечение   несовершеннолетних,   страдающих    этими
заболеваниями.
     Государственные   и   муниципальные  учреждения   здравоохранения
обязаны    информировать    соответствующую    комиссию    по    делам
несовершеннолетних и правоохранительные органы о каждом  установленном
факте  нарушения  прав несовершеннолетних по охране  здоровья  и  иных
нарушениях, обнаруженных работниками указанных учреждений  в  процессе
исполнения ими профессиональных обязанностей.

     Статья 12. Образовательные организации и учреждения

     Основными  задачами образовательных организаций при осуществлении
мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании являются:
     пропаганда  здорового образа жизни, осуществление мероприятий  по
профилактике наркомании и токсикомании;
     создание   условий   для   индивидуальной   медико-социальной   и
психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в  развитии  и
обучении в образовательных организациях;
     организация      и     обеспечение     социально-психологической,
педагогической  помощи и коррекции детей и подростков с  проблемами  в
развитии  и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации  и
аддиктивного поведения;
     выявление  семей,  находящихся в социально опасном  положении,  и
оказание  им  психолого-педагогической помощи в обучении и  воспитании
детей;
     обеспечение  приоритета в реализации воспитательных и развивающих
программ,   направленных  на  предупреждение   девиантного   поведения
несовершеннолетних;
     выявление   и   учет   несовершеннолетних,  не   посещающих   или
систематически  пропускающих  по  неуважительным  причинам  занятия  в
образовательных учреждениях, принятие мер по обеспечению получения ими
основного общего образования.

     Статья 13. Органы социальной защиты и социального
     обслуживания

     Задачами    организаций   социальной   защиты    и    социального
обслуживания в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
     выявление семей, которые нуждаются в социальных услугах, в  связи
с   наличием   в  них  лиц,  особенно  несовершеннолетних,  страдающих
наркоманией и токсикоманией;
     определение   необходимых  направлений  социальной  реабилитации,
видов     и    форм    социального    обслуживания    лиц,    особенно
несовершеннолетних,   прошедших   курс   лечения   от   наркомании   и
токсикомании, а также их семей;
     предоставление  социальных услуг, обеспечивающих  защиту  прав  и
законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     Организации  социальной  защиты  и  социального  обслуживания   в
установленном   законодательством  Российской  Федерации   порядке   в
пределах   своей   компетенции   предоставляют   социальные    услуги,
обеспечивающие    профилактику   безнадзорности    несовершеннолетних,
предупреждение распространения среди них наркомании и токсикомании.
     Органы  государственной  власти и органы местного  самоуправления
муниципальных  образований, юридические и  физические  лица  оказывают
содействие  организациям социальной защиты и социального обслуживания,
осуществляющим поддержку нуждающихся семей.

     Статья 14. Специализированные учреждения по социальной
     реабилитации   для   несовершеннолетних  в   сфере   профилактики
наркомании и токсикомании

     Специализированные  учреждения  по  социальной  реабилитации  для
несовершеннолетних   (социально-реабилитационные  центры,   социальные
приюты,  центры  помощи  детям, оставшимся без  попечения  родителей),
участвующие в профилактике наркомании и токсикомании, в пределах своей
компетенции осуществляют:
     выявление  и  устройство несовершеннолетних, попавших  в  трудную
жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи со стороны государства;
     обеспечение  защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
оказавшихся  в  трудной  жизненной ситуации, временного  проживания  с
полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание,
коммунальные услуги;
     выявление   и   анализ   причин,   обусловивших   безнадзорность,
социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их
устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;
     обеспечение    несовершеннолетних,   имеющих   различные    формы
дезадаптации,   доступной  квалифицированной   социальной,   правовой,
психологической,  медицинской  и  педагогической  помощью  на   основе
программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовые,
учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия;
     обеспечение   воспитанникам  специализированных  организаций   по
социальной  реабилитации  несовершеннолетних возможности  медицинского
обследования и обучения в образовательных учреждениях.
     К     специальным    учебно-воспитательным    учреждениям     для
несовершеннолетних  с  девиантным поведением, имеющих  зависимость  от
наркологических   средств,   токсических   и   психотропных   веществ,
относятся:
     специальные общеобразовательные школы,
     специальные профессиональные училища,
     специальные   (коррекционные)  образовательные   учреждения   для
несовершеннолетних с отклонениями в развитии, совершивших  общественно
опасные деяния,
     другие  виды  образовательных учреждений для  несовершеннолетних,
нуждающихся в особых условиях воспитания и образования.
     Специальные       учебно-воспитательные      учреждения       для
несовершеннолетних  с  девиантным поведением, имеющих  зависимость  от
наркотических средств, токсических и психотропных веществ, могут  быть
открытого и закрытого типа.
     В  специальные  учебно-воспитательные учреждения  открытого  типа
для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от
наркотических средств, токсических и психотропных веществ, принимаются
несовершеннолетние  в  возрасте от 8  до  18  лет,  требующие  особого
педагогического  подхода,  на  основании заключения  психолого-медико-
педагогической   консультации  с  согласия  их  родителей   (лиц,   их
заменяющих).
     Основаниями      для      помещения     несовершеннолетних      в
специализированные   учреждения   по   социальной   реабилитации   для
несовершеннолетних являются:
     заявление несовершеннолетнего,
     заявление родителей (лиц, их заменяющих),
     направление  комиссии  по  делам  несовершеннолетних,  органов  и
учреждений    социальной   защиты   населения,   органов    опеки    и
попечительства, органов внутренних дел,
     обращение  органов внутренних дел и ходатайство  иных  органов  и
учреждений в порядке, определяемом федеральным законодательством.
     Специализированные  учреждения  по  социальной  реабилитации  для
несовершеннолетних создаются Администрацией Тверской области, органами
местного самоуправления муниципальных образований.

     Статья 15. Органы государственной службы занятости

     Органы  государственной  службы занятости  в  целях  профилактики
наркомании  и  токсикомании содействуют реализации  права  граждан  на
труд,   на   выбор   рода   деятельности   и   профессии,   организуют
профессиональную  подготовку  и переподготовку,  квотируют  и  создают
дополнительные  рабочие  места  для лиц,  прошедших  курс  лечения  от
наркомании  и  токсикомании,  особенно  несовершеннолетних,   для   их
реабилитации в соответствии с программами по профилактике наркомании и
токсикомании.

     Статья 16. Органы исполнительной власти и органы местного
     самоуправления в области культуры, физической
     культуры, спорта и туризма, осуществляющие
     мероприятия в сфере профилактики наркомании
     и токсикомании

     Органы  исполнительной власти и органы местного самоуправления  в
области  культуры,  физической культуры,  спорта  и  туризма  в  целях
профилактики  наркомании и токсикомании в пределах  своей  компетенции
оказывают  содействие  гражданам, в том  числе  несовершеннолетним,  в
удовлетворении  их  духовных  потребностей,  приобщении  к   ценностям
отечественной и мировой культуры, в обеспечении досуга, отдыха, спорта
и туризма.

     Статья 17. Органы исполнительной власти и органы местного
     самоуправления по делам молодежи в сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления  по
делам   молодежи  в  целях  профилактики  наркомании  и   токсикомании
осуществляют   мероприятия  по  защите  прав   молодежи,   организации
занятости    и    досуга,    предупреждению    безнадзорности    среди
несовершеннолетних, предупреждению правонарушений и  употребления  ими
наркотических  средств, токсических и психотропных веществ,  оказывают
социальную  поддержку,  проводят  работу  по  развитию  их  творческих
способностей.
     Государственные областные и муниципальные учреждения  социального
обслуживания  молодежи  (комплексные центры  социального  обслуживания
молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, социальные
службы для молодежи, подростково-молодежные клубы и центры, молодежные
биржи  труда  и  другие) создаются Администрацией Тверской  области  и
органами местного самоуправления.

     Статья 18. Участие негосударственных организаций в
     профилактике наркомании и токсикомании

     Основными   задачами   негосударственных  организаций   в   сфере
профилактики наркомании и токсикомании являются:
     осуществление    нравственного,    эстетического,    физического,
трудового    воспитания   и   обучения   граждан,    в    том    числе
несовершеннолетних;
     утверждение здорового образа жизни;
     оказание помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах,  детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
     осуществление    диагностики,    консультирования,     социальной
реабилитации  и  адаптации  граждан, в том  числе  несовершеннолетних,
употребляющих  наркотические  средства,  токсические  и   психотропные
вещества;
     взаимодействие   с   государственными   организациями   и   иными
организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике  наркомании
и токсикомании;
     иные задачи в соответствии с их уставами и положениями.
     Деятельность    негосударственных   организаций,   осуществляющих
диагностику  и  реабилитацию граждан, злоупотребляющих  наркотическими
средствами, токсическими и психотропными веществами, осуществляется на
основании лицензий, выданных уполномоченными органами в соответствии с
порядком, установленным федеральным законодательством.
     Деятельность    негосударственных   организаций,   осуществляющих
диагностику  и  реабилитацию граждан, злоупотребляющих  наркотическими
средствами,   токсическими   и   психотропными   веществами,    должна
соответствовать   государственным   стандартам,   которые   определяют
основные   требования   к   качеству   и   объемам   психолого-медико-
педагогических  и  социальных услуг, порядку и условиям  их  оказания,
обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

                  ГЛАВА IV. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ
                      НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ
                      ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
                          И ТОКСИКОМАНИИ

     Статья 19. Структура комплексной профилактики
     наркомании и токсикомании

     Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:
     первичную профилактику, адресованную гражданам, не имеющим  опыта
употребления   наркотических  средств,  токсических   и   психотропных
веществ,  а  также  гражданам, употребляющим  наркотические  средства,
токсические  и  психотропные  вещества,  у  которых  еще  не  возникла
зависимость от них;
     вторичную  профилактику в виде лечебных мероприятий, адресованных
гражданам  со сформировавшейся зависимостью от наркотических  средств,
токсических и психотропных веществ;
     третичную   профилактику   или  комплексную   реабилитацию   лиц,
прошедших  курс лечения на этапе вторичной профилактики,  либо  лиц  с
аддиктивным поведением.

     Статья 20. Первичная профилактика

     Первичная  профилактика включает обучение, запрещение  пропаганды
наркотических средств, токсических и психотропных веществ,  социальный
менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию.
     Обучение включает:
     обучение  граждан, в том числе несовершеннолетних, по  программам
самопрофилактики;
     раннее   воспитание   у  несовершеннолетних  внутренней   системы
запретов  на  аддиктивное поведение, а также воспитание  неаддиктивной
системы получения удовольствий и снятия напряжения;
     обучение  родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного
общения с детьми;
     обучение   специалистов   в  сфере  профилактики   наркомании   и
токсикомании   навыкам   раннего  выявления  аддиктивного   поведения,
проведению  профилактических  бесед и иным  способам  профилактической
работы.
     Запрещение   пропаганды  наркотических  средств,  токсических   и
психотропных веществ предполагает запрет:
     деятельности  физических  и  юридических  лиц,  направленной   на
распространение сведений о способах, методах разработки,  изготовления
и    использования,   местах   приобретения   наркотических,   средств
токсических и психотропных веществ;
     производства  и  распространения  книжной  продукции,   продукции
средств  массовой  информации, распространения  в  компьютерных  сетях
сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования,
местах  приобретения наркотических средств, токсических и психотропных
веществ или совершения иных действий в этих целях.
     Социальный менеджмент включает:
     деятельность  по созданию организаций молодежи, иных общественных
объединений,  пропагандирующих здоровый образ жизни, и обеспечению  их
развития;
     деятельность   по   созданию   зон  досуговой   жизнедеятельности
несовершеннолетних   (детские  клубы  и  кружки,  спортивные   секции,
оздоровительные, спортивные лагеря и другие);
     проведение  молодежных  и  иных мероприятий  с  целью  пропаганды
здорового образа жизни;
     деятельность   по   расширению   социальной   рекламы   ценностей
здорового образа жизни.
     Психологическое консультирование и психотерапия включают:
     психологическое консультирование семей, входящих в группу риска;
     поведенческую терапию граждан, в том числе несовершеннолетних,  с
девиантным поведением;
     психотерапию   граждан,   в  том  числе   несовершеннолетних,   с
различными формами социальной дезадаптации;
     психологическое консультирование и поддержку по телефону  доверия
граждан, в том числе несовершеннолетних, из групп риска.

     Статья 21. Вторичная профилактика

     Мероприятия   вторичной  профилактики  предназначены   для   лиц,
страдающих наркоманией и токсикоманией.
     Цель   вторичной   профилактики  -   преодоление   физической   и
психической  зависимости  от  наркотических  средств,  токсических   и
психотропных веществ.
     Задачи вторичной профилактики:
     выявление граждан, страдающих наркоманией и токсикоманией;
     диагностика  типа  и  степени  зависимости,  а  также   факторов,
предрасполагающих   к  возникновению  зависимости,   провоцирующих   и
поддерживающих эту зависимость;
     осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных
     на проведение детоксикации,
     оказание неотложной наркологической помощи,
     преодоление физической зависимости,
     преодоление психической зависимости,
     лечение заболеваний, сопутствующих наркомании и токсикомании,
     формирование  среды,  поддерживающей  здоровый  образ  жизни,   в
ближайшем   социальном   окружении  лиц,  страдающих   наркоманией   и
токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.
     Координация   деятельности   на  этапе   вторичной   профилактики
находится  в компетенции уполномоченного органа исполнительной  власти
Тверской области по здравоохранению.

     Статья 22. Наркологическая помощь больным
     наркоманией и токсикоманией

     Наркологическая   помощь  больным  наркоманией  и   токсикоманией
оказывается  по  их просьбе или с их согласия, а несовершеннолетним  в
возрасте  до  15  лет  - по просьбе или с согласия  их  родителей  или
законных   представителей,  за  исключением  случаев,  предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
     Диагностика наркомании, обследование, консультирование и  медико-
социальная  реабилитация  больных  наркоманией  могут  проводиться   в
учреждениях     государственного,    муниципального     и     частного
здравоохранения   при  наличии  лицензии,  выданной  в   установленном
порядке.
     Лечение  больных  наркоманией  проводится  только  в  учреждениях
государственной и муниципальной систем здравоохранения.
     Для   диагностики   наркомании,   лечения   и   медико-социальной
реабилитации  больных  наркоманией  применяются  методы  и   средства,
разрешенные  уполномоченным органом исполнительной  власти  Российской
Федерации по здравоохранению.
     В  составе наркологической службы Тверской области уполномоченным
органом    исполнительной   власти   по   здравоохранению    создаются
специализированные  подразделения для лечения  больных  наркоманией  и
токсикоманией - инфицированных ВИЧ.
     Положение  о  специализированных  подразделениях  наркологической
службы   для   лечения   больных   наркоманией   и   токсикоманией   -
инфицированных ВИЧ, утверждается уполномоченным органом исполнительной
власти Тверской области по здравоохранению.
     Координацию   деятельности   наркологической   службы    Тверской
области,  организацию учета и накопление информации о  лицах,  больных
наркоманией  и  токсикоманией, обратившихся за медицинской  помощью  в
организации   здравоохранения,   осуществляет   уполномоченный   орган
исполнительной власти Тверской области по здравоохранению.

     Статья 23. Третичная профилактика

     Реабилитация  лиц,  прошедших курс  лечения  на  этапе  вторичной
профилактики,  либо  лиц с аддиктивным поведением провидятся  с  целью
возвращения им способности жить без наркотических средств, токсических
и психотропных веществ.
     Система реабилитационных мероприятий адресована гражданам, в  том
числе  несовершеннолетним,  с аддиктивным поведением,  избавленным  от
биологической, наркотической, токсической и психотропной  зависимости,
но  сохраняющим психологическую зависимость и находящимся в социальном
окружении, провоцирующем аддиктивное поведение, и проводится  с  целью
формирования  и  удержания ремиссии, изменения социального  окружения,
провоцирующего аддиктивное поведение.
     Реабилитация включает в себя:
     медико-психологическую  реабилитацию  -  систему  медицинских   и
психологических   мероприятий,   предназначенных   для    потребителей
наркотических   средств,  токсических  и  психотропных   веществ   без
физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость  от
наркотических   средств,   токсических  и   психотропных   веществ   и
направленных   на  формирование  у  граждан  отказа  от   аддиктивного
поведения;
     социально-психологическую  реабилитацию  -  систему  медицинских,
психологических   и   социальных  мероприятий,   предназначенных   для
потребителей наркотических средств, токсических и психотропных веществ
без  выраженной  психологической зависимости от них и направленных  на
удержание   ремиссии,  профилактику  наркомании   и   токсикомании   и
формирование неаддиктивного социального окружения;
     социальную   реабилитацию   -  систему  социальных   мероприятий,
предназначенных  для лиц, избавившихся от физической и психологической
зависимости  от  наркотических средств,  токсических  и  психотропных
веществ,   и  направленных  на  удержание  неаддиктивного  социального
окружения.

                ГЛАВА V. ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
                     НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

     Статья 24. Реализация программ по профилактике
     наркомании и токсикомании

     Программы  по  профилактике наркомании и токсикомании  определяют
содержание,     направленность,    предполагаемую     результативность
мероприятий,  предусмотренных  ими, и подразделяются  на  областные  и
муниципальные.
     Областные   программы  разрабатываются  Администрацией   Тверской
области и утверждаются Законодательным Собранием Тверской области.
     Разработка,  порядок,  сроки реализации  муниципальных  программ,
объемы  и  источники их финансирования определяются органами  местного
самоуправления.
     Областные  комплексные  программы по  профилактике  наркомании  и
токсикомании  могут  быть  краткосрочные  на  период  до  1   года   и
долгосрочные на период не более 3-х лет.
     Администрация   Тверской  области  представляет  Законодательному
Собранию  Тверской  области ежегодный отчет о ходе реализации  целевой
программы и результатах ее выполнения за текущий год.
     Реализация  программ  по профилактике наркомании  и  токсикомании
осуществляется   органами  и  организациями  в   соответствии   с   их
компетенцией, определенной федеральным, областным законодательством, а
также настоящим законом.

     Статья 25. Финансовое обеспечение реализации областных
     целевых программ

     Финансирование  мероприятий, предусмотренных областными  целевыми
программами  по профилактике наркомании и токсикомании, осуществляется
за счет средств областного бюджета в объеме, адекватном складывающейся
наркоситуации в Тверской области.
     Объемы  финансирования долгосрочных целевых программ определяются
в суммарном выражении и утверждаются в бюджете области ежегодно.
     Расходы   на   финансирование  областных  целевых   программ   по
профилактике наркомании и токсикомании не подлежат секвестированию.
     В  качестве  дополнительного источника  финансирования  областных
программ   по  профилактике  наркомании  и  токсикомании  может   быть
использован   специально   созданный   областной   внебюджетный   фонд
противодействия    незаконному    обороту    наркотических    средств,
психотропных  веществ и злоупотреблению ими, а также благотворительные
взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники,  не
запрещенные законодательством Российской Федерации.

                ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего областного
     закона

     За    нарушение    настоящего   областного    закона    наступает
ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным
и областным законодательством.

     Статья 27. Гарантии и льготы специалистам в сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     Гарантии и льготы специалистам в сфере профилактики наркомании  и
токсикомании     устанавливаются     федеральным      и      областным
законодательством.

     Статья 28. Вступление в силу настоящего областного закона

     Настоящий   областной  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.


     Председатель
     Законодательного Собрания
     Тверской области          В.А. Миронов

Информация по документу
Читайте также