Расширенный поиск

Решение Думы г. Тамбова от 21.04.2004 № 512

 


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                      ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
                             Третий созыв

                         Сороковое заседание

                               РЕШЕНИЕ

21.04.2004                    г. Тамбов                          N 512

        Об информации начальника отдела опеки и попечительства
           территориального управления мэрии г. Тамбова по
             Октябрьскому району о работе органов опеки и
                      попечительства г. Тамбова

     Заслушав и  обсудив  информацию   начальника   отдела   опеки   и
попечительства   территориального   управления  мэрии  г.  Тамбова  по
Октябрьскому  району  Касимовой  Т.В.  о  работе   органов   опеки   и
попечительства г.  Тамбова в 2003 году, с учетом заключения постоянной
депутатской комиссии по социальной политике,

                Тамбовская городская Дума Р Е Ш И Л А:

     1. Информацию   начальника   отдела   опеки   и    попечительства
территориального  управления  мэрии г.  Тамбова по Октябрьскому району
Касимовой Т.В.  о работе органов опеки и попечительства г.  Тамбова  в
2003 году принять к сведению (приложение).
     2. Предложить мэру города:
     1) рассмотреть  вопрос  укрепления отделов опеки и попечительства
территориальных управлений мэрии по Октябрьскому и Советскому  районам
в соответствии с возложенными на отделы дополнительными функциями;
     2) рассмотреть   возможность   создания    в    городе    Тамбове
муниципального приюта для детей,  оставшихся без попечения родителей в
возрасте от 12 до 17 лет.
     3. Решение вступает в силу после подписания.


     Председатель Думы          Т.И.Козлова


                                АНАЛИЗ
         работы отделов опеки и попечительства города Тамбова
                             за 2003 год

     На 01.01.2004  в  отделах  опеки  и  попечительства  работают  10
специалистов.
     Работа отделов  строится  в  соответствии с Положением об отделе,
функциональными обязанностями,  планом работы.  Специалисты отделов  в
своей работе руководствуются законодательством РФ.
     Основная задача отделов  на  2003  год  -  это  выявление  детей,
оставшихся   без  попечения  родителей,  детей,  родители  которых  не
обеспечивают их надлежащего содержания  и  воспитания,  ведение  учета
таких  детей и,  исходя из конкретных обстоятельств,  утраты попечения
родителей,  выбор формы устройства детей;  осуществление  контроля  за
условиями   жизни,  их  содержания,  воспитания,  образования;  защита
законных   прав   и   интересов   недееспособных,    ограниченных    в
дееспособности граждан.
     Вся работа  ведется  в  тесном  контакте  с   УВД,   КДН,   ПППН,
образовательными  учреждениями,  учреждениями  здравоохранения,  МПЖХ,
прокуратурой,  судами,  органами опеки  и  попечительства  Ленинского,
Советского,  Тамбовского  районов,  также  отделами ЗАГС,  управлением
социальной защиты  населения,  отделами  по  работе  с  населением,  с
председателями домовых и уличных комитетов.
     Благодаря такому сотрудничеству в 2003 году специалистами  отдела
выявлено 188 детей, оставшихся без попечения родителей.
     Из нуждающихся в устройстве детей в 2003 году было устроено:
     - в дома ребенка, воспитательные учреждения,
       образовательные учреждения, детские дома   - 59 чел.
     - под опеку (попечительство)                 - 129 чел.
     - на усыновление                             - 3 чел.
     - возвращены родителям                       - 3 чел.
     - приемные семьи                             - -
       (т.к. в приемных семьях нет мест)
     - остались неустроенными                     - 1 чел.
     Таким образом,  из  общего  количества детей в семьи граждан было
передано 135 детей,  в учреждения для детей,  оставшихся без попечения
родителей  - 59 детей.  Преимущественной формой семейного устройства в
2003  году  так  же,  как  и  в  предыдущие   годы,   являлась   опека
(попечительство).
     Одной из проблем в работе отделов  является  временное  помещение
детей в приютские учреждения.  На территории города работает приют для
детей до 10-летнего возраста,  а детей более старшего  возраста  можно
поместить  только  в приют "Большая Липовица",  но предварительно дети
должны пройти недельный карантин в  областной  инфекционной  больнице.
Так   как   дети,   которых   помещают  в  больницу,  как  правило  из
неблагополучных семей,  то после помещения их в больницу они сбегают в
этот же день.
     На 01.01.2004 на учете в отделах состоит 544 ребенка, находящихся
под  опекой,  397  детям  выплачивается  пособие  на их содержание.  В
среднем в 2003 году пособие составило 1900-2100 рублей. В 2003 году на
уровне территориальных управлений были организованы приемы детей-сирот
и детей, находящихся под опекой, выпускников 9-11 классов школ города.
Детям  были  вручены  часы,  а попечителям - благодарственные письма и
цветы. Праздник завершился концертом.
     С целью   устройства   детей   для   дальнейшего   обучения  было
подготовлено 64 ходатайств о внеконкурсном  зачислении  их  в  учебные
заведения.  Все дети были зачислены. Ежегодно подопечные дети проходят
медицинское  обследование,  в   результате   чего   выявляются   дети,
нуждающиеся в стационарном, санаторно-курортном лечении.
     За летний период 2003 года отдыхом было охвачено 351 ребенок.
     Для подопечных  детей  организовывались  праздники ко Дню знаний,
Дню защиты детей,  Новогодняя елка. Все дети обеспечивались проездными
билетами.  Дважды  в год специалисты отделов и общественные инспектора
школ и ДОУ проводят контрольные обследования  жилищно-бытовых  условий
проживания  подопечных  семей.  При  необходимости проверки проводятся
чаще. Результаты обследования фиксируются соответствующими актами, где
отражается  материальное  положение  семьи,  род  занятий подопечного,
состояние его здоровья,  организация досуга,  нужды семьи,  отмечается
сохранность   имущества  подопечного,  даются  рекомендации  опекунам,
оказывается необходимая помощь и дается оценка выполнения опекунами их
обязанностей.
     В 2004  году  отделы  опеки  и  попечительства  опять  испытывают
трудности  в  организации  летнего  отдыха детей,  т.к.  большая часть
подопечных детей желает  отдыхать  в  спортивных  или  оздоровительных
загородных  лагерях,  чего  предоставить  управление  соцзащиты  не  в
состоянии. По месту работы опекунов предоставляются путевки подопечным
детям,  а  социальный  срез  опекунов  и  попечителетей  показал,  что
работающих опекунов примерно 15-20%.
     Количество детей, усыновленных гражданами в 2003 году, составляет
82 человека.  Из них было усыновлено российскими гражданами 37 детей и
иностранными  гражданами  45 детей,  при этом 17 детей были усыновлены
российскими  мачехами  и  отчимами.  Количество  детей,   усыновленных
посторонними российскими гражданами, в 2003 году составило 20 человек.
     Анализируя усыновление детей с 2001 года, можно отметить снижение
количества   детей,  переданных  на  усыновление  в  семьи  российских
граждан:
     - в 2001 году - 44 человека
     - в 2002 году - 39 человек
     - в 2003 году - 42 человека
и повышение количества детей (особенно в  2003  году),  переданных  на
усыновление в семьи иностранных граждан:
     - в 2001 году - 24 человека
     - в 2002 году - 23 человека
     - в 2003 году - 45 человек (и в работе находилось 24 дела).
     Сложившуюся ситуацию  с усыновлением можно расценить как то,  что
увеличилось количество иностранных организаций с 2-х - в 2001 году  до
12-ти  -  в  2003  году,  занимающихся посреднической деятельностью по
усыновлению российских детей.
     Такая же тенденция прослеживается и в РФ, и в Тамбовской области:
     - в 2001 году по области 27 человек (усыновление иностранцами)
     - в 2002 году          - 32 человека
     - в 2003 году          - 57 человек.
     Трудно сказать, хорошо это или плохо, что столько детей уходит за
границу РФ,  но хочется верить,  что созданный механизм передачи детей
на   усыновление  в  семьи  иностранных  граждан  позволит  обеспечить
контроль за проживанием наших детей на чужой территории.
     На 188  детей подготовлены анкеты и дополнения к ним и переданы в
региональный банк данных.  Следует отметить, что при передаче анкеты в
региональный  банк  данных  специалисты  отделов  обязаны предоставить
фотографию ребенка и обновлять ее  каждые  3  года,  на  что  денежные
средства  не  запланированы.  Специалистам  отделов приходится тратить
собственные средства (в Октябрьском  районе  было  110  анкет).  Также
возникают   трудности  в  доставке  детей  в  приют  или  инфекционную
больницу. Специалисты отделов вынуждены нанимать транспорт опять же за
собственные средства.
     В городе находится 3  приемные  семьи,  в  них  воспитывается  17
детей.  На  территории  города  функционируют Дом ребенка,  дошкольный
детский дом N 5,  вспомогательный детский дом N 6,  детский дом  N  7,
городской приют. За условиями содержания детей, воспитывающихся в этих
учреждениях, также осуществляется контроль специалистами отделов.
     Следует отметить и то,  что в соответствии с законодательством РФ
вся работа с несовершеннолетними проводится по месту  их  фактического
нахождения,   а   на  территории  Октябрьского  района  расположены  2
родильных дома,  областная детская больница, детская больница N 1, два
детских дома,  Дом ребенка,  областная инфекционная больница,  так что
получается, что отдел Октябрьского района фактически работает с детьми
всей Тамбовской области.
     Большое внимание уделяется  работе  с  неблагополучными  семьями.
Специалисты отделов проводят беседы с родителями,  ведущими нездоровый
образ жизни, посещают школы, ДОУ.
     Принимают участие   в   работе   микросоветов,   КДН,   стараются
поддержать родителей,  чтобы ребенок остался все-таки в семье, но если
это не помогает, то идут на крайние меры.
     В 2003 году специалистами было подано 104 исков в суд  о  лишении
родителей родительских прав, все иски были удовлетворены.
     В 2003 году специалисты отдела Октябрьского района в 919 судебных
процессах   защищали   интересы  несовершеннолетних  и  недееспособных
граждан, Ленинского района - 74; Советского района - 397.
     В 2003  году  отделами  опеки  была  проделана  большая работа по
подготовке  и  представлению   документов   в   областное   управление
социальной  защиты  на  выделение  детям-сиротам  и  лицам из их числа
субсидий для приобретения или строительства жилья.  В 2003  году  было
приобретено жилье для 7 детей-сирот и более 10 дел находится в работе.
     При рассмотрении документов,  поданных отделами опеки, управление
соцзащиты  отказывает в выделении субсидий лицам из числа детей-сирот,
достигшим 23-летнего возраста,  хотя данные дети состояли на учете как
нуждающиеся  в  предоставлении  жилья в отделе жилищной политики мэрии
задолго до исполнения 23-х лет.
     Также специалистами  отдела  были защищены права и интересы детей
при  подготовке  проектов  распоряжений   вице-мэров   -   начальников
территориальных управлений:
     - по изменению фамилии, имени                      - 33
     - по опеке и попечительству                        - 378
     - по дарению и наследству                          - 30
     - по продаже жилья                                 - 748
     - по обмену жилья                                  - 25
     - по закреплению и предоставлению жилья
       воспитанникам детских домов                      - 15
     Также на  отделы  возложена  функция и по защите прав и интересов
недееспособных, ограниченных в дееспособности граждан. В сентябре 2003
года  на  отделы  возложена  функция  и по оформлению попечительства в
форме патронажа над престарелыми гражданами.
     За 2003  год в отделе проведено 16 семинаров,  15 совещаний,  где
рассматривались следующие темы:
     1. Об  организации  работы  по реализации программы "Профилактика
безнадзорности  и   правонарушений   несовершеннолетних"   федеральной
целевой   программы   "Дети  России"  на  2003-2006  годы  (Приказ  от
20.03.2003 N 1086).
     2. О  состоянии  работы  органов управления образования субъектов
РФ, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без
попечения   родителей,   на   воспитание  в  семьи  (решение  коллегии
Минобразования России от 21.01.2003 N 1).
     3. О  введении  в  действие санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02  (постановление  Минздрава  России  от
28.11.2002 N 44).
     4. Доклад о деятельности  Уполномоченного  по  правам  ребенка  в
городе Москве о соблюдении и защите прав,  свобод и законных интересов
ребенка в 2002 году (В.О. 16-2003).
     5. О   реализации   решения  коллегии  Минобразования  России  от
24.06.2003 N 10/1  "О  деятельности  органов  управления  образованием
субъектов   РФ   по   профилактике   безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних" (приказ от 08.07.2003 N 2946).
     6. О  внесении  изменений  и  дополнений в ФЗ "Об основах системы
профилактики  безнадзорности  и   правонарушений   несовершеннолетних"
(приказ от 19.08.2003 N 3347).
     7. О создании Координационного совета Министерства образования РФ
по  подпрограмме  "Дети-сироты"  федеральной  целевой  программы "Дети
России" на 2003-2006 годы (приказ от 11.07.2003 N 2998).
     8. Об  организации  родительского  всеобуча в общеобразовательных
учреждениях (письмо Минобразования РФ от 22.07.2002 N 30-51-547/16).
     9. Итоги проверки работы администрации образовательных учреждений
(школы NN 15,  17,  20, 28, ДОУ N 45, 62, "Золотой ключик", "Золушка")
по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей.
     10. Итоги проверки работы администрации  школ  NN  2,  5,  31  по
реализации   Закона  РФ  N  159-ФЗ  от  21.12.1996  "О  дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей".
     11. Итоги проверки работы администрации городского  приюта,  Дома
ребенка  по  выполнению  ФЗ  "О  государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей" N 44-ФЗ от 16.04.2001 и др.
     Несмотря на  все  успехи,  в  работе специалистов отделов имеются
трудности:
     - несоответствие штатов отделов Октябрьского и Советского районов
с возложенными на отдел функциями;
     - устройство детей в возрасте 12-17 лет;
     - проблемы  сотрудничества  с  органами  опеки  и  попечительства
районов Тамбовской области, регионов России и ближнего зарубежья.


     Начальник отдела опеки
     и попечительства          Т.В.Касимова


Информация по документу
Читайте также