Расширенный поиск
Решение Думы г. Тамбова от 22.05.2002 № 191РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА Третий созыв Пятнадцатое заседание РЕШЕНИЕ 22.05.2002 г. Тамбов N 191 Утратилo силу - Решение Думы г. Тамбова от 22.02.2006 г. N 144 Об утверждении Программы развития образования в г. Тамбове на 2002-2005 гг. Рассмотрев представленный мэром г. Тамбова Ильиным А.Ю. проект Программы развития образования в г. Тамбове на 2002-2005 гг., в соответствии со ст. 18 Устава города Тамбова, Положением "О порядке формирования, утверждения и реализации городских программ" и с учетом мнения постоянной депутатской комиссии по социальной политике, Тамбовская городская Дума Р Е Ш И Л А: 1. Утвердить Программу развития образования в г. Тамбове на 2002-2005 гг. (прилагается). 2. Контроль за выполнением городской Программы возложить на мэра г. Тамбова и постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Коваль Н.А.). 3. Решение вступает в силу со дня его опубликования. Председатель Думы Т.И.Козлова ------------------------------ Утверждена решением Тамбовской городской Думы от 22.05.2002 г. N 191 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТАМБОВЕ НА 2002-2005 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ Назначение Программы. Программа развития образования в городе Тамбове на 2002-2005 годы (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" является организационной основой реализации государственной политики в области образования на территории города Тамбова. Программа определяет стратегию развития городской системы образования на период 2002-2005 годов и меры по ее практическому воплощению. Основные цели и задачи Программы состоят в переориентации законодательного и исполнительного органов местного самоуправления и городского органа управления образованием с приоритетного обеспечения функционирования муниципальной системы образования на обеспечение ее системного развития. Замысел Программы. Настоящая Программа должна стать средством совершенствования управления образованием на муниципальном уровне. Программа должна создать действенные механизмы для обеспечения развития муниципальной образовательной системы, учитывающие как государственные требования, так и местные социально-экономические и культурно-исторические особенности развития. Программа должна сориентировать всю систему образования города на целевые приоритеты модернизации российского образования и реализацию национальной образовательной доктрины. Программа должна способствовать проектированию структуры управления, как в условиях целостной городской образовательной системы, так и в каждом конкретном образовательном учреждении, содействовать развитию начал самоуправления в образовательной отрасли города и нацеливать всю систему образования города на конечные результаты. Структура Программы. Программа состоит из трех частей. 1. Анализ состояния городской системы образования. 2. Концептуальные основы стратегии развития городской образовательной системы. 3. Основные направления развития городской системы образования в 2002-2005 годах. В первой части Программы отражены проблемы, возникшие в реализации в городе Тамбове законодательных нормативных актов в области образования, современное состояние городской системы образования и прогноз ее развития на указанный в Программе период. Во второй части Программы сформулированы стратегические основы развития городской системы образования в предстоящий период, выраженные в форме концептуальных подходов к проведению приоритетных системных изменений. В этой части также представлены достигнутые к настоящему моменту городской системой образования показатели конечных результатов ее деятельности, которые предполагается считать исходной точкой для проведения последующих изменений и критериями оценки эффективности реализации Программы. В третьей части Программы представлены основные направления развития дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего (полного), дополнительного и специального образования в городе Тамбове на 2002-2005 годы и важнейшие на этот период направления формирования в городе действенной системы управления качеством образования. Третья часть Программы включает в себя ключевые действия и мероприятия по подготовке городской системы образования к переходу в новое состояние, соответствующее современным общественным тенденциям построения образования как целостной системы. Исполнители и соисполнители Программы. Исполнителями и соисполнителями Программы являются: мэрия города Тамбова, районные территориальные управления мэрии г. Тамбова, управление образования мэрии г. Тамбова, структурные подразделения социальной сферы г. Тамбова, городской информационно-методический центр, образовательные учреждения города всех типов и видов, попечительские советы, заинтересованные предпринимательские структуры и общественные организации, все участники образовательного процесса. ЧАСТЬ I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" и проблемы их реализации в г. Тамбове Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации "Об образовании" обозначил концептуальные, содержательные и организационные задачи в образовательной сфере общества, определил принципы государственной политики в области образования и позволил выйти на новый уровень деятельности образовательных учреждений и управления ими. Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области", принятый в 1999 году, определил цели, задачи и стратегические направления реформирования и развития образования в Тамбовской области с учетом региональной специфики системы образования. Реформирование сферы образования в г. Тамбове, способствующее реализации в городской системе образования положений и нормативов законодательства об образовании, позволило накопить определенный опыт организации образовательного процесса в учреждениях образования города, выявить основные тенденции развития образовательной системы и установить механизмы взаимодействия субъектов образования в рамках всей образовательной системы. Исходя из современной ситуации, сложившейся в сфере образования г. Тамбова за период действия федерального и регионального Законов об образовании, органы управления образованием определяют для себя в настоящее время ряд проблем, требующих управленческих действий. 1. Необходимость расширения демократических начал в сфере образования, обеспечение государственно-общественного характера управления всей системой образования и ее отдельными компонентами, рациональное сочетание автономизации учебных заведений с централизованным управлением их развития. 2. Обострение проблемы интеллектуального, культурного и физического развития молодежи, реального обеспечения доступности различных форм получения образования, потребность в формировании системы непрерывного образования как фактора самореализации личности. 3. Обеспечение гарантий выбора содержания образования всеми участниками образовательного процесса, стандартизация образования на муниципальном уровне, определение критериальных подходов к аттестации образовательных учреждений, усиление гуманитарной составляющей образовательного процесса. 4. Формирование устойчивых интеграционных взаимосвязей между образовательными учреждениями различных уровней, содействие возникновению учебных комплексов и ассоциаций, обеспечение научно-методического обеспечения образования. 5. Поиск новых форм коллективного воспитания и механизмов содействия возникновению общественных объединений школьников, организация психологической и социальной поддержки учащихся. 6. Совершенствование подготовки и переподготовки современных педагогических кадров, оптимизация структуры профессиональных компонентов повышения квалификации педагогов, обогащение профессионально-технологического арсенала педагогических работников. Современное состояние системы образования в г. Тамбове Город Тамбов основан 17 апреля 1636 года по указу царя Михаила Федоровича и освящен 1 октября 1637 года. За свою историю город Тамбов был уездным центром Азовской губернии, возглавлял обширное Тамбовское наместничество, был центром одного из округов Центрально-черноземной области, входил в состав Воронежской области. С 1937 года город Тамбов является областным центром. В современных границах его площадь составляет 120 квадратных километров. Население города составляет 309 тысяч человек. Национальный состав населения города достаточно однороден - русское население составляет 94%. Город Тамбов поделен на три района: Ленинский, Советский и Октябрьский. Октябрьский район города - самый крупный, в нем сосредоточен основной промышленный комплекс города. Ленинский район города выполняет административно-культурную роль. На его территории расположены областные и городские административные учреждения и культурные центры города. Советский район города - это его внешние ворота. Он обеспечивает связи с другими городами и экономическими районами страны. Его системообразующим звеном являются товарные станции железной дороги и пассажирский железнодорожный вокзал. Район является менее благоустроенным, чем остальные, и менее компактным. В городе Тамбове сконцентрировано 40% промышленного производства области и 39% ее населения. Исполнительные органы местного самоуправления на территории города представлены мэрией города Тамбова и ее территориальными управлениями в районах. Город Тамбов располагает развитой сетью учебных заведений всех уровней и типов. Высшая школа представлена 2 государственными учебными заведениями, Тамбовским государственным университетом им. Г.Р.Державина и Тамбовским государственным техническим университетом, и 7 негосударственными высшими учебными заведениями. В Тамбове также действуют 2 высших учебных заведения Министерства обороны РФ: Тамбовский военный авиационно-инженерный институт и Тамбовский филиал Московского военного университета радиационной, химической и биологической защиты. Среднее специальное образование осуществляют в городе 10 техникумов, училищ и колледжей, музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова и Тамбовский филиал Московского юридического института МВД РФ. Ежегодно вузы города выпускают почти 2 тысячи студентов 56 специальностей. Специалистами среднего звена становятся ежегодно еще 2100 выпускников средних специальных учебных заведений города. Начальное профессиональное образование в городе осуществляют 7 профессионально-технических училищ, которые готовят своих выпускников по 100 специальностям. В культурном развитии города важное место занимают отделение Союза художников России, 24 клубных учреждения, краеведческий музей и 7 народных музеев. Сложившаяся за последние годы городская система среднего образования включает в себя в настоящее время 59 дошкольных образовательных учреждений, 11 начальных школ-детских садов, 2 прогимназии, 2 основные школы, 25 средних школ, 2 гимназии, 6 лицеев, 3 школы-интерната, из них 1 для детей с проблемами развития, 1 специально-коррекционную школу, 1 детский приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 детских дома, их них 2 для детей с отклонениями в развитии, 4 сменных общеобразовательных школы и 21 учреждений дополнительного образования: 3 центра детского творчества, 2 станции юннатов, 1 биоэкологический центр, 1 водно-спортивный клуб, 8 детско-юношеских спортивных школ, Центр православной культуры, Центр развития и социально-психологической адаптации детей, 1 фильмотека, 3 загородных оздоровительных лагеря. Контингент воспитанников дошкольных образовательных учреждений составляет 7611 человек. В общеобразовательных учреждениях города обучаются 35933 школьника. Всеми видами учреждений дополнительного образования охвачено 16269 учащихся. В учреждениях специального коррекционного образования получают образовательные услуги 756 детей школьного возраста. За последние годы в общем контексте глубочайших социальных, экономических и политических перемен, произошедших в нашей стране, система среднего образования города Тамбова коренным образом изменила свой облик и внутренний строй, претерпела значительные качественные и количественные изменения. Сеть городских образовательных учреждений существенно дифференцировалась. На всех уровнях городской системы образования, наряду с традиционными, появились инновационные образовательные учреждения. В системе дошкольного образования это учебно-воспитательные комплексы "начальная школа-детский сад" и прогимназии. С учетом имеющихся в городе возможностей получения высшего образования в системе общего среднего образования несколько общеобразовательных школ были реорганизованы в лицеи и гимназии, был создан муниципальный военный лицей, появилась первая в городе авторская школа, ставшая сейчас лицеем, носящим имя ее создателя Н.А.Рябова. Развитие сети инновационных общеобразовательных учреждений привело к появлению образовательных комплексов типа "Лицей-Вуз" и "Детский сад-Лицей-Вуз". Расширилась сеть интернатных общеобразовательных учреждений, позволяющих получать общее среднее образование в областном центре не только проживающим в нем детям, но и школьникам области. Стремление управленческих структур города к оптимизации городской образовательной среды проявило себя в создании общеобразовательных учреждений, находящихся на совместном с областью финансировании (муниципально-областной лицей с интернатом для одаренных детей при ТГТУ, общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. М.М.Расковой), в передаче на областной баланс общеобразовательных учреждений, обладающих перспективным потенциалом развития на региональном уровне (муниципальный военный лицей, преобразованный в государственное учреждение общеобразовательную школу-интернат - кадетскую школу-интернат "Тамбовский кадетский корпус им. Л.С.Демина"). Качественные изменения коснулись и системы специального коррекционного образования. Единственная в городе общеобразовательная школа для детей с отклонениями в развитии была реорганизована в специальную общеобразовательную трудовую школу, что позволило в большей степени сориентировать ее на социализацию личности учащихся, их адаптацию к жизни в обществе и реабилитацию с целью возможного возвращения в условия массовой общеобразовательной школы. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбове был открыт городской детский приют. Система дополнительного образования города также пополнилась нетрадиционными образовательными учреждениями. Основным из них стал Центр развития и социально-психологической адаптации детей, который сумел за годы своего существования не только создать систему медико-педагогической и психологической помощи школьникам города, но и разработать методику психологической диагностики различных направлений эффективности образовательного процесса. За последние годы предприняты серьезные попытки перестроить управление образовательным процессом. Совершенствование системы управления образованием шло по пути разграничения компетенции между органами управления образованием различных уровней и руководителями образовательных учреждений, расширения практики применения гибких механизмов управления. В настоящее время образовательная деятельность во всех учреждениях образования города лицензирована. Все образовательные учреждения города прошли государственную аккредитацию. В городе утвердилась разработанная городским управлением образования методика аттестации муниципальных образовательных учреждений. Система инспектирования подведомственных образовательных учреждений стала в большей степени ориентироваться на соуправление образовательным процессом. На уровне городской исполнительной власти идет активный поиск путей демократизации межличностных отношений участников образовательного процесса, внедрения нового многоканального механизма финансирования системы образования. Изменились организационные и правовые основы деятельности городского управления образования и муниципальных образовательных учреждений, сформировались принципы их взаимоотношений с органами местного самоуправления. Усложнившаяся структура муниципальной образовательной системы стала стимулом развития координационных функций органа управления образованием, укрепления в его работе позиций консультирования и экспертизы подведомственных объектов. Удалось обеспечить развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях. Сложилась система трансляции актуальной научно-методической информации между управлением образования и городской методической службой, с одной стороны, и образовательными учреждениями, с другой. При муниципальных органах управления созданы различные коллегиальные органы, способствующие более эффективному решению стоящих перед образовательной отраслью задач и реализации государственно-общественного характера управления системой образования. Все это позволило, несмотря на трудности периода социально-политических преобразований, совместными усилиями городской исполнительной власти, органов управления образованием и общественности города не только сохранить городскую образовательную систему, не только поддерживать ее стабильное функционирование, но и сообщить ей импульс реального развития. Вместе с тем необходимо констатировать, что указанные позитивные изменения в организации и содержании управления городской системой образования можно рассматривать лишь как положительные тенденции, которые могут стать необратимыми процессами только при условии целенаправленного управленческого воздействия на них. В настоящее время среди первостепенных задач в области образования в городе Тамбове, требующих управленческих решений в ближайший период, можно назвать: - совершенствование правового регулирования деятельности городской системы образования; - формирования оптимального спектра образовательных услуг; - научно-методическое обновление содержания образования; - формирование системы гражданского воспитания учащихся; - организация досуга школьников; - усовершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров; - социальная защита участников образовательного процесса; - завершение перестройки системы управления образованием в городе. Определяя данные задачи в качестве целевых установок для принятия управленческих решений, нельзя не заметить, что в них нуждаются как управляющая, так и управляемая системы. В такой ситуации важными становятся изменения не только в организационных структурах управления, но и в технологии принятия и реализации управленческих решений. Этот фактор становится особенно очевидным, так как муниципальная система образования города Тамбова, являясь частью региональной и государственной системы образования, будет находиться в отведенный для выполнения Программы период на подготовительном этапе к реализации общефедеральной программы модернизации образования и переходу на новую структуру общего среднего образования. Прогноз развития городской системы образования на 2002-2005 годы В современном состоянии российского общества предпосылки его стабилизации видятся только на пути перехода к регулируемой рыночной экономике. Учитывая исторический опыт становления и развития рыночных экономических отношений, можно утверждать, что стабилизация экономики и последующий экономический рост в решающей степени предопределяются качеством населения, в основе которого лежит состояние здоровья и уровень образованности членов общества. Общепризнанным фактором, работающим на экономику, является предоставление гражданам права на получение образования. Поэтому сегодня, как никогда, образование выполняет роль чистых инвестиций в экономику. Как следствие этого судьбы демократического общества в России напрямую связаны с возможностью получения оптимального образования и качеством обучения прежде всего на базовом уровне. Исходя из этого, органы местного самоуправления, принимающие на себя ответственность за управление развитием сферы образования в городе Тамбове, ставят перед городской системой образования на современном этапе конкретные цели достижения. В обозначенный Программой период в городской системе образования должно быть завершено формирование единого муниципального образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную сеть услуг, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения города. В городской системе образования должна сложиться устойчивая практика формирования социализации личности и система ее воспитания на ценностях национальной культуры. Главенствующим вектором развития сферы образования в городе в предстоящие годы должно стать ее превращение в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие всех участников образовательного процесса, а также развитие местных общественных систем в условиях корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами города. Подобный прогноз развития городской системы образования на 2002-2005 годы предполагает решение строго конкретных практических задач: 1. Обеспечение качества традиционного образования на уровне государственных образовательных стандартов. 2. Изучение реальных образовательных потребностей разных социальных слоев населения города и предоставление им соответствующих образовательных услуг. 3. Сотрудничество с семьями учащихся с целью формирования у населения города ценностных образовательных ориентиров. 4. Формирование собственного местного компонента образования. 5. Проведение перспективных разработок новых типов содержания образования и новых типов образовательных учреждений. Реализация этих задач будет осуществляться через стандартизацию образования на муниципальном уровне и отработку механизмов создания в городской системе образования реальных рычагов управления качеством образовательных услуг. Достижению намеченных качественных сдвигов в городской системе образования будет способствовать комплексно-целевой подход к ее управлению, воплощенный в данной Программе, которая позволяет и определить концепцию предстоящего развития, и привлечь для ее реализации адекватное структурное, содержательное, кадровое, и материально-ресурсное обеспечение. Выполнение Программы должно обеспечить единство целевых установок деятельности управляющей и управляемой подсистем, устранить дисбаланс в управленческих циклах на различных уровнях управления и повысить конструктивные и результативные возможности управляемого объекта. ЧАСТЬ II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Муниципальные образовательные стандарты и их научно-методическое обеспечение Наиболее эффективным способом управления качеством образования является создание стандартов или стандартизация образования. Под муниципальным стандартом образования в Программе подразумевается минимальный объем предоставляемых бесплатно образовательных услуг в рамках государственного стандарта образования. Муниципальный образовательный стандарт призван определять обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений города. Цель внедрения в практику городской системы образования муниципальных образовательных стандартов - закрепление демократических начал в образовании, защита интересов ребенка и творчества учителя, обеспечение необходимого обществу уровня образования и сохранение единого образовательного пространства. Муниципальный стандарт образования будет предоставлять всем участникам образовательного процесса право на свободу выбора типа образовательного учреждения, учебных планов, программ, учебников и технологий. Соотнесение достигнутого уровня качества образования с муниципальным образовательным стандартом должно гарантировать оптимальный уровень образовательных услуг, снижение которого может привести к негативным последствиям. На муниципальном уровне образование как процесс предполагается стандартизировать по следующим направлениям: - содержание образования; - стандарт выпускника; - стандарт педагога; - стандарт образовательного учреждения. Муниципальный стандарт содержания образования Исходным моментом в определении муниципального стандарта содержания образования должно стать его качественное обновление как во всей городской системе образования в целом, так и в каждом отдельном образовательном учреждении, являющемся конкретной составляющей данной системы. Принципиальным отличием нового содержания образования должны стать его разноуровневость и вариативность, зафиксированные в программе развития муниципального образовательного учреждения. Образование, построенное на принципах разноуровневости и вариативности, обеспечит дифференциацию обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом образовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание направлениям, отвечающим его склонностям. Реализации муниципального стандарта образования будет способствовать создание стандартов учебных планов и стандартов учебных программ. Государственный стандарт содержания образования на сегодня определяется типовыми учебными планами и программами. В муниципальных образовательных учреждениях, наряду с программами, отражающими базовый компонент образования, гарантируемый всеми типами образовательных учреждений, должна поощряться разработка программ, в разной мере углубляющих содержание базового образования или расширяющего его в соответствии с потребностями избранного профиля. Муниципальным стандартом учебного плана будет служить Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации с включенными в него региональным и школьным компонентами. Однако, конструктивным обоснованием всего разнообразия учебных планов, разработанных муниципальными образовательными учреждениями, должен стать необходимый учет социально-экономических особенностей города, потребностей сложившегося в нем рынка труда, возможностей самого образовательного учреждения, достигнутого общегородского уровня качества обучения и квалификации кадрового педагогического состава. Муниципальный стандарт выпускника Выпускник общеобразовательного учреждения г. Тамбова - это российский человек, знающий и уважающий свою родословную, чтящий обычаи предков и их историю. Тамбовский выпускник - это человек свободный, способный жить в условиях демократии, самоопределяться по отношению к окружающей действительности, признавать права других людей и их убеждения. Исходя из запросов общества на современном этапе, выпускник общеобразовательного учреждения г. Тамбова должен: - знать основы конституционного строя Российской Федерации; - знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения человека с другими людьми, с обществом и окружающей средой; - знать основные учения в области гуманитарных, естественно-математических и социально-экономических наук, уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать научную методологию в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - иметь целостное представление о процессах и явлениях живой и неживой природы, о методах ее познания, владеть методами научного познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций; - владеть культурой мышления, знать его общие законы, уметь в письменной и устной форме правильно оформить его результаты; - уметь на научной основе организовать свой труд, овладеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации; - уметь в условиях изменяющейся социальной практики переоценить накопленный опыт, проанализировать свои возможности и быть готовым продолжать образование на протяжении всей жизни; - иметь представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования. Муниципальный стандарт педагога Педагог, работающий в муниципальном образовательном учреждении г. Тамбова, должен владеть обязательными навыками по всем аспектам своей деятельности: 1. Культурологический аспект (владение общей, нравственной и профессиональной педагогической культурой, знание молодежной субкультуры). 2. Профессиональный аспект (педагогическая компетентность, владение педагогической техникой, умение организовать педагогическое взаимодействие, искусство убеждать, высокая специальная и методическая подготовка). 3. Психологический аспект (знание возрастной психологии, психологическая интуиция, способность принять адекватное психолого-педагогическое решение, навыки психорегуляции, владение приемами снятия психического напряжения). Стандарт муниципального образовательного учреждения Параметры стандартизации муниципальных образовательных учреждений в г. Тамбове будут вырабатываться на основе результатов их лицензирования, аттестации и аккредитации. Параметры стандартизации будут устанавливаться по следующим направлениям: - соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области образования; - соблюдение положений Устава образовательного учреждения и договора с учредителем; - качество образовательных услуг и оценка их результатов, соответствие качества обучения показателям муниципального образовательного стандарта; - сохранность контингента обучающихся; - преемственность структуры образовательных услуг; - состояние методической и материально-технической базы; - разработка нетиповых учебных программ; - квалификация преподавательского состава; - условия образовательной деятельности, состояние санитарии, гигиены, охраны труда. Система управления качеством предоставляемых образовательных услуг Управление качеством образовательных услуг предусматривает целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на составляющие его элементы в целях достижения наибольшего соответствия достигнутых параметров необходимым требованиям, нормам и стандартам. Оценка эффективности системы управления качеством образовательных услуг будет производиться как с позиции оценки внешней эффективности по отношению ко всей городской системе образования в целом, так и с позиций оценки внутренней эффективности по отношению ко всем компонентам педагогического процесса. Критериальный аппарат системы управления качеством образовательных услуг включает в себя целый комплекс различных направлений развития образовательного процесса. Однако в период, обозначенный настоящей Программой, системообразующими критериями, обеспечивающими решающее влияние на формирование системы управления качеством образовательных услуг, должны стать следующие направления деятельности: - совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров; - социальная защита педагогов; - развитие материально-технической базы городской системы образования. Критерии и показатели оценки эффективности реализации Программы развития образования Основные целевые блоки и направления развития, способствующие созданию условий для реализации Программы, должны ориентироваться на достижение оптимального уровня показателей, определяющих конечные результаты деятельности городской системы образования. Эти показатели будут контролироваться ежегодно в период действия настоящей Программы. Исходными показателями на момент принятия Программы необходимо считать: 6. Формирование здоровья и здорового образа жизни. - количество учащихся, занимающихся во II смену - 26% - наполняемость классов - 25,6: I ступень - 24,1 II ступень - 26,0 III ступень - 27,2 - количество обучающихся в школах для детей с недостатками умственного и физического развития - 274 - количество обучающихся в классах коррекции общеобразовательных школ - 302 - количество учащихся, обучающихся по медицинским показаниям на дому - 487 - количество детей-инвалидов - 271 - количество учащихся, занимающихся в специальных медицинских физкультурных группах - 927 7. Уровень воспитанности и социализации детей и подростков. - количество учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования - 16269 - количество общественных объединений школьников - 34 - охват учащихся внеурочной воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях города - 18260 - количество учащихся, состоящих на учете в ИДН - 302 - количество учащихся, состоящих на профилактическом учете в школе - 119 - количество нетрудоустроенных учащихся после окончания основной школы - 30 - количество нетрудоустроенных учащихся после окончания средней школы - 72 - количество классов для детей из семей беженцев и переселенцев - 1 8. Уровень базового и дополнительного образования. - качество обучения на I ступени общего среднего образования - 73% - качество обучения на II ступени общего среднего образования - 54% - качество обучения на III ступени общего среднего образования - 58% - качество обучения по результатам итоговой государственной аттестации выпускников основной школы - 79% - качество обучения по результатам итоговой государственной аттестации выпускников средней школы - 89% - количество учащихся, награжденных по окончанию школы золотыми и серебряными медалями - 291 - количественный показатель муниципального образовательного стандарта для общеобразовательных школ - 51% - количественный показатель муниципального образовательного стандарта для инновационных общеобразовательных учреждений - 64% 9. Уровень подготовки к непрерывному продолжению образования и труду в рыночных условиях. - количество выпускников основной школы, продолжающих образование - 98% - количество выпускников основной школы, продолжающих образование в 10-ом классе общеобразовательных школ - 66% - количество выпускников общеобразовательных школ, продолжающих образование в 10-ом классе инновационных образовательных учреждений - 18% - количество выпускников основной школы, продолжающих обучение в средних специальных учебных заведениях - 12% - количество выпускников основной школы, продолжающих образование в профессионально-технических училищах - 16,7% - количество выпускников основной школы, продолжающих образование в ОСОШ - 3% - количество выпускников средней школы, продолжающих образование - 93,3% - количество выпускников средней школы, продолжающих образование в вузах - 61,8% - количество выпускников средней школы, продолжающих образование в средних специальных учебных заведениях - 18% - количество выпускников средней школы, продолжающих образование в профессионально-технических училищах - 7% - количество выпускников средней школы, получивших квалификационный разряд по окончании УПК - 424 - количество специальностей в учреждениях начального профессионального образования - 23 - динамика обновления перечня специальностей в учреждениях начального профессионального образования - 10% 10. Уровень готовности к жизни в семье и в обществе. - социальный состав семей учащихся: рабочие - 36% служащие - 38% военнослужащие - 10% предприниматели - 12% пенсионеры - 4% - количество семей учащихся, где есть безработные - 18% - количество родителей, участников локальных вооруженных конфликтов - 8 - образовательный уровень родителей: с высшим образованием - 36% со средним специальным образованием - 39% со средним образованием - 25% - количество неблагополучных семей - 339 - количество малообеспеченных семей - 3321 - количество многодетных семей - 1203 - количество неполных семей - 7664 - количество семей беженцев и вынужденных переселенцев - 221 - количество родителей, лишенных родительских прав - 15 - количество детей-сирот и детей, находящихся под опекой - 296 11. Формирование муниципального образовательного пространства, динамика изменения спектра образовательных услуг, удовлетворяющего потребности жителей города. - количество традиционных образовательных учреждений в системе дошкольного образования - 42 - количество инновационных образовательных учреждений в системе дошкольного образования - 13 - количество традиционных образовательных учреждений в системе общего среднего образования - 43 - количество инновационных образовательных учреждений в системе общего среднего образования - 11 - количество традиционных образовательных учреждений в системе дополнительного образования - 14 - количество нетрадиционных образовательных учреждений в системе дополнительного образования - 7 - количество традиционных образовательных учреждений в системе коррекционного образования - 7 - количество нетрадиционных образовательных учреждений в системе коррекционного образования - 1 - количество образовательных учреждений, имеющих статус городской экспериментальной площадки - 3 - количество образовательных учреждений, имеющих статус областной экспериментальной площадки - 14 - количество образовательных учреждений, имеющих статус федеральной экспериментальной площадки - 4 - количество классов с углубленным преподаванием отдельных предметов в общеобразовательных школах - 190 - количество специализаций в классах с углубленным изучением отдельных предметов - 7 - количество профильных классов в общеобразовательных школах - 182 - количество специализаций в профильных классах - 16 - количество классов компенсирующего обучения - 36 - количество классов развивающего обучения - 52 - количество учащихся, изучающих 2 иностранных языка - 4% - количество учащихся, получающих образование по альтернативным формам обучения - 68 Ведущими приоритетами городской системы образования в обозначенный Программой период будут целевые блоки, направленные на стабилизацию уровня базового и дополнительного образования и формирование муниципального образовательного пространства, удовлетворяющего потребности жителей города. ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В 2002-2005 ГОДАХ Дошкольное образование ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Модификация Разработка Управление Совершенство- деятельности положения о образования вание системы ДОУ на основе Совете по 2002 г. управления современной дошкольному системой нормативно- образованию правовой базы Разработка Управление Оптимизация нормативных образования условий документов 2002-2005 гг. функциони- для рования нетради- ДОУ ционных ДОУ Заключить Управление Усиление договоры о образования, координации сотрудни- ГИМЦ деятельности честве с 2002-2003 гг. ИПКРО, пед- колледжем N 1, пед- училищем N 2, медколледжем, ТГУ, Москов- ским институ- том коррекци- онной педагогики Разработать Управление Привлечение положение образования дополни- о попечи- 2002 г. тельных тельском финансовых совете ДОУ средств Разработать Управление Совершен- положение о образования ствование городском 2002 г. системы совете управления руководи- телей ДОУ Разработать ГИМЦ Создание положение о 2003 г. резерва школе руководящих молодого кадров руководителя ДОУ Разработать Управление Реализация положение о образования, историко- микрорайон- ГИМЦ культурных ном центре 2003 г. традиций национальной обучения культуры Создание Разработать Управление Повышение устойчивого заказ на образования, профессио- механизма подготовку ГИМЦ нальной кадрового для ДОУ 2002 г. компетенции обеспечение кадров педагогичес- ДОУ воспитателей ких кадров узкой специализации Определить Управление Создание базовые образования, условий для площадки для ГИМЦ распростра- реализации 2003 г. нения новой модели передового организации опыта повышения квалификации Создать базу ГИМЦ Расширение данных 2002-2005 гг. возможнос- коррекцион- тей ных, обновления парциальных содержания и сквозных образования образователь- ных программ Организовать Управление Стандартизация эффективный образования дошкольного мониторинг 2002-2005 гг. образования качества современного дошкольного образования Обеспечение Продолжать Управление Формирование необходимого сотрудничест- образования, единого уровня научно- во с ведущими ГИМЦ научно- методической специалистами 2002-2005 гг. методического подготовки системы пространства всех категорий образования, педагогических здравоохране- и руководящих ния и культуры кадров ДОУ Продолжать ГИМЦ Оказание обобщение 2002-2005 гг. практической педагогичес- помощи кого опыта по руководителям, основным педагогам и направлениям специалистам деятельности ДОУ ДОУ Разработать Управление Расширение пакет образования, возможностей программ, ГИМЦ социальной направленных 2002 г. адаптации на социальную детей адаптацию детей дошкольного возраста Разработать Управление Реализация программы, образования, социально- направленные ГИМЦ правовой на 2003 г. защиты взаимодействие детей семьи и ДОУ Разработать Управление Укрепление программы, образования, здоровья направленные ГИМЦ воспитанников на 2004 г. ДОУ формирование у детей навыков здорового образа жизни Рационали- Открытие Управление Создание 154 тыс. зация единой специализиро- образования эффективной рублей системы ванных групп 2002 г. реабилита- 2002 г. раннего для детей с ционной выявления и нарушением службы коррекции интеллекта развития детей дошкольного и Открытие Управление Повышение 42 тыс. младшего специализи- образования эффективности рублей школьного рованных 2003 г. логопедической 2003 г. возраста групп для помощи детей с нарушением речи Открытие Управление Включение в 40 тыс. специализи- образования штат ДОУ рублей рованных 2004 г. сурдо- 2004 г. групп для педагогов детей с нарушениями слуха Формирование Открытие Управление Отработка 15 тыс. единых городской образования, модели рублей подходов к эксперимен- ГИМЦ учебного 2002 г. проблеме тальной 2002 г. комплекса преемствен- площадки на ности базе дошкольного прогимназии образования "Радуга" и начальной школы Создание Внедрение в Управление Активизация мотивации городских образования деятельности для ДОУ новых 2002-2005 гг. ДОУ активизации форм деятельности конкурсного и ДОУ фестивального творчества Расширение Издание ГИМЦ Повышение 2002 - информационно- информацион- 2002-2005 гг. психолого- 2 тыс. руб. педагогичес- но-педагоги- педагогической 2003 - кого поля в ческих грамотности 2 тыс. руб. системе материалов по населения 2004 - дошкольного основным города 2 тыс. руб. образования направлениям 2005 - деятельности 2 тыс. руб. ДОУ Освещение в Управление Выработка СМИ образования современных структурных 2002-2005 гг. ценностных изменений в ориентаций системе у населения дошкольного города образования Осуществление Управление Научно- творческих образования методическое контактов с 2002-2005 гг. обеспечение научными деятельности организа- ДОУ циями города Осуществление Содействовать Управление Расширение дальнейшей развитию образования сферы дифферен- ДОУ, направ- 2002-2005 гг. образовательных циации ДОУ ленных на ин- услуг для теллектуаль- населения ное развитие города детей Открыть в Управление Дошкольное ДОУ группы образования образование кратковремен- 2003 г. детей, не ного посещающих пребывания ДОУ Расширить Управление Внедрение сферу образования механизмов платных до- 2004 г. многока- полнительных нального образовательных финансиро- услуг вания Начальное общее образование ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Обеспечение Выстроить Управление Устранение преемствен- преемственные образования раннего ности между линии в 2002-2005 гг. изучения и дошкольным и содержании дублирования начальным образования школьных школьным программ образованием Подготовка Разработать Управление Система- детей к рекомендации образования, тическое обучению в по подготовке ГИМЦ образование школе к школе 2003 г. детей 5-6- детей, не летнего посещающих ДОУ возраста Сохранение Разработать Управление Создание единства требования к образования модели муниципаль- выпускникам 2004 г. выпускника ного начальной начальной образова- школы школы тельного пространства Оказание Объединить Управление Создание в помощи детям, усилия образования общеобразова- испытывающим учреждений 2002-2005 гг. тельных трудности в социальной учреждениях обучении сферы города коррекционно- для решения развивающей проблем службы реабилитаци- онной защиты детей Сохранение и Разработать Управление Обеспечение укрепление систему образования психолого- здоровья укрепления 2003 г. педагогического младших здоровья сопровождения школьников младших обучения школьников Обеспечение Разработать Управление Внедрение личностно- рекомендации образования новых форм ориентиро- по органи- 2003 г. организации ванного зации 6-го образовательного образования развивающего процесса дня Сохранение Разработать Управление Обеспечение в основной сквозные образования, преемственности школе преемственные ГИМЦ между позитивного программы 2004 г. начальной потенциала, обучения по и основной заложенного развивающим школой в начальной системам школе Внедрять ГИМЦ Расширение преемственные 2002-2005 гг. технологического технологии арсенала обучения по педагогов развивающим системам Основное общее образование ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Совершенство- Разработать Управление Рост вание органи- нормативные образования качества зационно-педа- документы, 2003 г. обучения по гогических обеспечиваю- показателям условий щие преемст- индивиду- преемствен- венный пере- ального ности ход в основ- развития обучения в ную школу начальной и основной школе Подготовка к Содействовать Управление Оптимизация осуществлению развитию образования спектра профильного профильного 2002-2005 гг. образовательных образования обучения услуг Обеспечить Руководители Внедрение вариативность образовательных вариативности образователь- учреждений обучения ных программ 2004 г. на II ступени в каждом ОУ общего образования Совершенство- Разработать Управление Реализация вание положения о образования прав на механизма семейном 2002 г. получение получения образовании, различных альтерна- самообразовании форм тивных форм и экстернате образования образования Развитие Разработать ГИМЦ Улучшение практической программу 2003 г. муниципаль- направленности повышения ных общего грамотности показателей образования учащихся по русскому языку Развитие Оптимизиро- Управление Обеспечение возможностей вать образования развития для структуру 2002-2005 гг. индивиду- образования городских альности одаренных предметных учащихся детей олимпиад Расширить Управление Создание сферу образования перспектив действия 2004 г. для между- получения народной элитного программы образования "Дебаты" Содействовать Управление Создание участию образования условий для школьников 2002-2005 гг. получения города в образования международных за рубежом образователь- ных проектах Совершен- Продолжить Управление Улучшение ствование практику образования показателей механизмов проведения 2003-2005 гг. муниципаль- проведения обязательных ных образо- итоговой муниципальных вательных аттестации экзаменов стандартов выпускников основной Системати- Управление Стандартизация школы зировать образования контроля за контроль за 2003-2004 гг. качеством проведением образования различных на форм итоговой муниципальном аттестации уровне Внедрить Управление Обеспечение тестирование образования готовности в текущий 2002-2004 гг. учащихся к контроль общерос- качества сийскому образования тестированию Стандартизи- Управление Возрастание ровать образования объективности систему 2002-2005 гг. показателей мониторинга качества качества обучения образования Способство- Управление Создание вать участию образования оптимальных выпускников 2002-2005 гг. условий для основной шко- самоопреде- лы в центра- ления лизованном учащихся тестировании Среднее общее (полное) образование ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Укрепление Привести все Управление Реальное нормативно- школьные образования обеспечение правовой базы локальные 2002-2003 гг. на общеобразова- правовые акты территории тельных в полное города учреждений соответствие Тамбова с федеральным права и отраслевым граждан на законодатель- образование ством Создать совет Управление Правовая руководителей образования обоснованность общеобразова- 2002 г. принятия и тельных реализации учреждений управленческих города решений Оптимизация Установить Управление Учет сети общеоб- на уровне образования образовательных разовательных местного 2002 г. потребностей учреждений самоуправ- и демографических города ления процессов социальные нормы функциони- рования ОУ Определить Управление Выравнивание параметры образования качественных муниципаль- 2003 г. характеристик ного лицейского и образова- гимназического тельного образования стандарта для иннова- ционных ОУ Осуществить Управление Равные единый образования стартовые порядок 2003 г. возможности финансирования для учащихся инновационных города ОУ Развивать ОУ, Управление Приближение имеющие в образования школьной своем составе 2002-2005 гг. системы только старшие подготовки к классы вузовской Апробировать Управление Появление создание образования новых модели 2003 г. моделей ОУ универси- тетской ассоциации Радикальное Ускорить Управление Приведение обновление внедрение в образования, содержания содержания практику ГИМЦ общего образования работы ОУ 2002-2003 гг. образования новых в соответствие государ- с современными ственных потребностями стандартов общества общего (полного) образования Ликвидировать Управление Усиление дисбаланс в образования гуманитарной структуре 2004 г. составляющей классов с общего углубленным (полного) изучением среднего предметов и образования профильных классов Подготовка к Обеспечить Управление Апробирование 2002 - переходу на материальную образования, учебных 75 тыс. новую и научно- ГИМЦ программ и руб. структуру методическую 2002-2005 гг. учебников 2003 - общего поддержку ОУ, для 12-летней 175 тыс. среднего участвующих в школы 2004 - образования федеральном 175 тыс. эксперименте 2005 - 175 тыс. Обеспечить Управление Отработка 2002 - сверхнорма- образования новых 281 тыс. тивное 2002-2004 гг. методов и 2003 - финансиро- технологий 645 тыс. вание ОУ, образова- 2004 - имеющих тельного 645 тыс. статус ФЭП процесса 2005 - 645 тыс. Сохранение Провести ГИМЦ Обеспечение единого му- поэтапную 2002-2003 гг. обязательного ниципального экспертизу минимума образовате- всех содержания льного модифициро- образования пространства ванных и авторских учебных программ Провести Управление Повышение мониторинг образования качества результа- 2004-2005 гг. преподавания тивности на продвинутом обучения в уровне профильных классах ОУ Соблюдать в Управление Нормализация учебных образования учебной планах ОУ 2002-2005 гг. нагрузки баланс учащихся федерального, региональ- ного, муниципаль- ного и школьного компонентов Информатизация Приобретать Мэрия города Обеспечение 2002 - образователь- ежегодно для Тамбова современных 1000 тыс. ного процесса ОУ компью- 2002-2005 гг. средств 2003 - в городских терные классы доступа к 1200 тыс. образовате- информации 2004 - льных 1200 тыс. учреждениях 2005 - 1200 тыс. Создание Установить Мэрия города Увеличение 180 тыс. городского льготные Тамбова объема рублей компьютерного тарифы 2004 г. учебной 2004 г. центра на базе на информации МОУ Лицея N 14 подключение к сети Интернет для ОУ города Усиление Разработать Управление Определение воспитатель- городскую образования приоритетов ного концепцию 2003 г. образова- потенциала воспитательной тельной образовате- работы идеологии льного процесса Ориентация Обновлять Управление Удовлетворение общеобразова- специализации образования кадровых тельных учреж- подготовки 2005 г. потребностей дений началь- учащихся в города ной профессио- УПК и ОСОШ нальной подго- товки на соци- ально-экономи- ческие пот- ребности города Возобновить Управление Модернизация шефские связи образования сети ОУ ОУ с промыш- 2002 г. за счет ленными пред- привлеченных приятиям средств города Организовать Управление Обеспечение на базе ОУ образования, работой переподго- городской высвобож- товку незаня- центр дающихся того населе- занятости педагогов ния города 2003-2005 гг. Дополнительное образование ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Упорядочение Выстроить Управление Нормативно- нормативно- систему образования правовое правовой базы взаимо- 2002 г. обеспечение учреждений действия развития УДО дополнительно- УДО с другими го образования ОУ города на договорной основе Организация Создать Управление Повышение научно- научно- образования уровня методического методический 2003 г. образовательной обеспечения совет по подготовки деятельности учебно-иссле- в УДО УДО довательской деятельности учащихся в УДО Разработать и Управление Совершенство- апробировать образования вание системы критерии 2004 г. аттестации оценки педагогических деятельности кадров УДО педагогов дополнительного образования Упорядочение Разработать Управление Совершен- программно- положение о образования, ствование методического городском ГИМЦ программного обеспечения экспертном 2005 г. обеспечения образова- совете по образова- тельного рецензированию тельного процесса в авторских процесса в УДО УДО программ Обновление Провести Управление Определение содержания мониторинг образования критериев дополнитель- результатив- 2002-2003 гг. качественного ного ности учебно- образования в образования воспита- УДО тельного процесса в УДО Создать банк Управление Внедрение передового образования, накопленного педагоги- ГИМЦ передового ческого 2005 г. опыта опыта по всем направлениям деятельности УДО Диверсифи- Апробировать и Управление Оптимизация кация моделировать образования условий для учреждений новые формы 2002-2004 гг. творческого дополнитель- работы в УДО развития детей ного образования Открыть на Управление Выявление 15 тыс. базе ГЦДЮТ образования параметров рублей городскую 2002 г. результатив- эксперимен- ности работы тальную УДО площадку Совершенство- Создать Управление Усиление вание управ- совет образования координации ления системой руководителей 2002 г. деятельности дополнительно- УДО УДО го образования Обеспечить Управление Усиление взаимодействие образования координации с институтами 2002-2005 гг. в решении социальной общих задач сферы города Провести Управление Определение мониторинг образование возможностей профессио- 2003-2004 гг. кадрового нальной потенциала компетентности руководителей и педагогов УДО Обеспечение Создать Управление Внедрение информационно- базовые УДО образования новых форм методической 2003 г. организации поддержки дополнительного инноваций образования Специальное коррекционное образование ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Создание детям Оборудовать Управление Улучшение 2002 - с ограничен- на базе образования технического 50 тыс. ными муниципальной 2002-2003 гг. оснащения 2003 - возможностями трудовой школы психолого- 100 тыс. здоровья сенсорную медико- условий для комнату педагогического получения сопровождения адекватного учащихся образования Создать из Управление Формирование в структурных образования городе подразделений 2004 г. реабилитационной мэрии Совет по службы координации развивающего пространства Создать Управление Формирование механизм образования ресурсной базы социального 2003-2004 гг. помощи детям с сопровождения ограниченными выпускников возможностями интернатных здоровья учреждений Переоборудо- Управление Укрепление 400 тыс. вать образования здоровья рублей загородный 2004 г. учащихся 2004 г. лагерь коррекционных "Заречный" для учреждений пребывания в зимних условиях Отработать Школа- Программное программу интернат обеспечение обучения N 3 коррекционного детей- 2004 г. образования имбецилов Перепрофи- Управление Расширение 400 тыс. лировать одно образования возможностей рублей из городских 2005 г. реабилитации 2005 г. ДОУ под приют беспризорных для детей детей старшего возраста Разработать Центр Обеспечение программу развития опережающего реабилитаци- и социально- развития службы онных мер для психологи- психологической семей, ческой реабилитации попавших в адаптации сложную детей социальную 2003 г. ситуацию Совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Совершенство- Разработать Управление Стандартизация вание органи- систему оценки образования показателей зационно-педа- качества 2002 г. качества гогических образовательных образова- условий услуг, тельных обеспечения предоставляемых услуг для качества ОУ города различных образовательных видов ОУ услуг Создать Управление Упорядочение нормативно- образования текущей и правовую 2002-2004 гг. рубежной модель системы диагностики управления качества качеством образования образования в городе Проводить Управление Коррекция мониторинг образования показателей системы 2002-2005 гг. эффективности управления системы качеством управления образования качеством образования Формировать Управление Соотносение информационно- образования достигнутых аналитическую 2002-2005 гг. результатов среду системы с муниципальными, управления региональными качеством и государственными образования стандартами Определение Разработать Управление Внедрение стимулирующих положение о образования муниципального аспектов ранжировании 2003 г. стандарта системы образовательных образовательного управления учреждений учреждения качеством образования Разработать Управление Совершен- 27 тыс. положение о образования ствование рублей вручении 2004 г. стимулирования 2004 г. грантов высококачест- руководителям венного и педагогам педагогического городских ОУ труда Внести Управление Формирование 1525 тыс. изменения в образования специального рублей городское 2005 г. фонда 2005 г. положение о стимулирования доплатах и руководителей надбавках руководителям ОУ Качественное Провести ГИМЦ Выработка изменение комплексное 2002 г. программы системы исследование системных повышения существующей изменений в квалификации в городе повышении педагогических системы квалификации и руководящих повышения городских кадров квалификации. педагогов Внедрить в городскую систему повышения квалификации психолого- педагогический практикум для педагогических и руководящих кадров Создать ГИМЦ Выработка проблемные 2002-2004 гг. методических группы и ВТК, рекомендаций разрабатывающие по проблемам различные управления аспекты качеством управления образования качеством образования Оптимизировать ГИМЦ Усиление систему 2002-2004 гг. востребованности повышения проводимых квалификации мероприятий Обеспечить Управление Повышение 2002 - регулярное образования показателей 20 тыс. обучение 2002-2005 гг. уровня 2003 - педагогов квалификации 60 тыс. инновационных 2004 - ОУ 60 тыс. 2005 - 60 тыс. Разработать ГИМЦ Обеспечение дидактические 2003 г. преемственных основы связей учебных организации программ разных преемственного уровней учебно- воспитательного процесса Разработать ГИМЦ Внедрение методическое 2004 г. информационных обеспечение технологий в информатизации процесс образовательного обучения и процесса управления Установить ГИМЦ Обеспечение диапазоны 2003 г. преемственности соотношений довузовской муниципальных подготовки образовательных школьников и стандартов и вузовских требований к учебных уровню программ подготовки абитуриентов Внедрять ГИМЦ Улучшение наиболее 2002-2005 гг. динамики эффективные показателей педагогические качества технологии обучения Создать на базе Управление Совершен- 150 тыс. ГИМЦ образования, ствовние рублей редакционно- ГИМЦ информационно- 2005 г. издательский 2005 г. методического комплекс обеспечения ОУ Системати- ГИМЦ Создания зировать 2004 г. системы научно- отбора и исследова- развития тельскую наиболее деятельность одаренных учащихся учащихся Социальная защита педагогов ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Развитие Разработать Управление Целевая социального план образования, социальная партнерства в мероприятий по ГК профсоюза поддержка трудовых реализации 2002 г. работников коллективах Коллективного образования соглашения на города 2002-2003 гг. Проводить Мэрия города Повышение заседания Тамбова, социального трехсторонней управление статуса комиссии с образования, педагогических анализом ГК профсоюза работников выполнения 2002-2003 гг. взаимных обязательств Готовить для ГК профсоюза Повышение ОУ 2002-2003 гг. правовой методические грамотности рекомендации профсоюзного по использованию актива Коллективного соглашения Проводить ГК профсоюза Реализация регулярный 2002-2003 гг. прав анализ работников выполнения образования на Коллективных установленные договоров законодательством льготы Обеспечение Установить Мэрия города Законодательное нормативного обязательный Тамбова, закрепление финансирования фиксированный управление гарантированного образова- надтарифный образования фонда оплаты тельных фонд 2003 г. труда учреждений Реализация мер Сохранить Мэрия города Повышение по созданию ежемесячные Тамбова общественного стартовых надбавки 2002-2003 гг. престижа условий для молодым педагогического молодых специалистам труда педагогов Реализация Выполнять Управление Снижение 2002 - закона о план-график образования уровня 329 тыс. медицинском углубленного 2002-2005 гг. заболеваемости 2003 - обслуживании медосмотра педагогов 685 тыс. работников педагогов 2004 - образования 685 тыс. 2005 - 685 тыс. Разработать ГК профсоюза Реализация отраслевую 2003 г. социальных целевую гарантий программу работников "Здоровье" образования Организовать Управление Улучшение работу образования условий городской 2002 г. оздоровления комиссии по и отдыха социальному педагогов страхованию Утвердить Управление Реализация в городскую образования образовательных целевую 2003 г. учреждениях программу по города охране труда федерального закона Развитие материально-технической базы городской системы образования ---------------------------------------------------------------------- Проблемы | Ключевые | Организаторы, | Ожидаемые | Объемы (задачи, | действия, | исполнители, | результаты | финансиро- направления) | мероприятия | сроки | | вания (тыс. | | | | рублей) ---------------------------------------------------------------------- Создание Осуществить МУ Улучшение 2002 - условий для строительство "Инвестиционно условий 3000 тыс. нормального нового здания -строительный обучения в 2003 - функциониро- основной школы центр" школе 7200 тыс. вания N 15 2002-2004 гг. 2004 - образователь- 7300 тыс. ных учреждений Осуществить МУ МСУ Улучшение 2002 - строительство 2002-2004 гг. условий 300 тыс. столовой в отдыха 2003 - загородном детей 850 тыс. лагере 2004 - "Сосновый бор" 850 тыс. Осуществить Управление Расширение 2002 - реконструкцию образования, контингента 450 тыс. корпуса N 2 администрация воспитан- 2003 - школы- интерната ников 1000 тыс. интерната N 1 2003-2004 гг. 2004 - 1350 тыс. Осуществить Управление Выполнение 2002 - капитальный образования, графика 4000 тыс. ремонт руководители проведения 2003 - кровель, образовательных капиталь- 8600 тыс. перекрытий, учреждений ного 2004 - систем 2002-2005 гг. ремонта 8700 тыс. отопления 2005 - 8700 тыс. Приобрести Управление Укрепление 2002 - ученическую образования, материально- 500 тыс. мебель, руководители технической 2003 - оборудование образовательных базы 1000 тыс. и спортивный учреждений учреждений 2004 - инвентарь 2002-2005 гг. образования 1000 тыс. 2005 - 1500 тыс. Приобрести Управление Улучшение 2002 - оборудование образования условий 200 тыс. для пищеблоков 2002-2005 гг. организации 2003 - образовательных горячего 300 тыс. учреждений питания 2004 - 300 тыс. 2005 - 400 тыс. Укрепление Приобрести Управление Повышение 2002 - материальной компьютерные образования уровня 1150 тыс. базы классы и 2002-2005 гг. обеспечен- 2003 - образова- технологическое ности 1150 тыс. тельной оборудование компьютерной 2004 - области для них техникой 1150 тыс. "Технология" 2005 - 1150 тыс. Укрепление Приобрести Управление Обеспечение 2002 - материальной учебники для образования, условий 600 тыс. базы социально- ГИМЦ внедрения 2003 - образователь- незащищенных 2002-2005 гг. современных 600 тыс. ных категорий учебно- 2004 - учреждений учащихся методических 600 тыс. всех типов комплексов 2005 - и видов 600 тыс. Приобрести Управление Расширение 2002 - оборудование образования возможностей 300 тыс. и спортивный 2002-2005 гг. для органи- 2003 - инвентарь для зации 400 тыс. ДЮСШ города физкуль- 2004 - турной 400 тыс. работы 2005 - 400 тыс. Укрепить Управление Выполнение 2002 - материальную образования, разработан- 400 тыс. базу руководители ной 2003 - загородных лагерей поэтапной 1000 тыс. оздоровитель- 2002-2005 гг. программы 2004 - ных лагерей 1000 тыс. 2005 - 1000 тыс. Выделить Управление Создание 100 тыс. помещение для образования нормальных руб. станции юных 2004 г. условий 2004 г. натуралистов функциони- Советского рования района Приобрести Управление Увеличение 2002 - мягкий образования, оснащенности 300 тыс. инвентарь для руководители образовате- 2003 - воспитанников учреждений льно-воспи- 900 тыс. детских домов, 2002-2003 гг. тательного приюта и процесса интернатов Улучшение Приобрести Управление Выполнение 2002 - условий труда аптечки, образования, установ- 100 тыс. педагогов спецодежду, руководители ленных 2003 - средства учреждений нормативов 100 тыс. индивидуальной 2002-2003 гг. защиты ИТОГО: 84006 тыс. руб., в т.ч.: 2002 - 13241 т.р. 2003 - 26009 т.р. 2004 - 26164 т.р. 2005 - 18592 т.р. ---------------------------------------------------------------------- Основные документы и источники. 1. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.91 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" (в редакции от 14.02.2001 г.). 2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 г. N 3266-1 (в редакции от 13.02.2002 г.). 3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (в редакции от 21.07.93, с изменениями от 10.09.93) 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.92 г. N 244 "О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации". 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.92 г. N 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования". 6. Закон Российской Федерации "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ. 7. Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" N 96-З (в редакции от 28.11.2001 г.). 8. Постановление Тамбовской областной Думы от 14.09.2001 г. N 1064 "О Программе развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы". 9. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика, под ред. П.И. Третьякова, М., Новая школа, 2001. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|