Расширенный поиск
Постановление Думы Тамбовской области от 01.08.1995 № 228РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская областная Дума ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Примерном Уставе района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования Тамбовской области Рассмотрев проект Примерного Устава района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования Тамбовской области, доработанный постоянной мандатной комиссией, по вопросам депутатской этики и связям с органами местного самоуправления областной Думы с учетом предложений и замечаний, поступивших от субъектов законодательной инициативы в областной Думе, Тамбовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ: Принять Примерный Устав района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования Тамбовской области и направить его представительным и исполнительным органам местного самоуправления области для использования в практической работе по разработке Устава муниципального образования. Председатель Тамбовской областной Думы А.Рябов г. Тамбов 1 августа 1995 г. N 228 ------------------------------ Принят Тамбовской областной Думой 1 августа 1995 года ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования Тамбовской области Представительный орган местного самоуправления либо население района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования Тамбовской области принимает настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, Законом области "О местном самоуправлении в Тамбовской области", устанавливающий основы организации и деятельности местного самоуправления района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования на территории области, функции и полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц, правовые, экономические и финансовые условия осуществления местного самоуправления, формы и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения. РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Основные понятия и общие положения Статья 1. Устав района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования 1. Настоящий Устав является основным нормативным правовым актом прямого действия на всей территории района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, а также иные акты, принимаемые на соответствующей территории муниципального образования не должны противоречить настоящему Уставу. 2. Устав района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования принимается соответствующим представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума, схода. 3. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом области. 4. Основанием для отказа в государственной регистрации Устава муниципального образования может быть только несоответствие его законам Российской Федерации и законам области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами, проживающими на территории соответствующих городских, сельских поселений и иных муниципальных образований, а также органами местного самоуправления в судебном порядке. Статья 2. Понятие и система местного самоуправления района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования 1. В районе, городе, поселке, сельсовете и ином муниципальном образовании признается и гарантируется установленное Конституцией Российской Федерации местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 2. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и осуществляется населением непосредственно путем проведения референдумов, выборов, собраний (сходов), конференций граждан и других форм прямого волеизъявления, а также через выборные представительные и исполнительные органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления населения. Статья 3. Правовая основа местного самоуправления Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав (Основной Закон) Тамбовской области, Закон области "О местном самоуправлении в Тамбовской области", Уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области. Статья 4. Ассоциации и союзы муниципальных образований Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации и союзы, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Статья 5. Символика муниципального образования Муниципальное образование вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции и особенности. Описание собственной символики включается в Устав муниципального образования. РАЗДЕЛ II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления Статья 6. Территории местного самоуправления 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования. Территория муниципального образования, в котором осуществляется местное самоуправление, устанавливается в соответствии с законами области с учетом исторических и иных местных традиций. 2. Территорию муниципального образования составляют все земли в его границах, прилегающие к ним околопоселенческие земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Статья 7. Территория района 1. _________район образован в составе Тамбовской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от ________ и занимает территорию общей площадью______ тысяч квадратных километров. 2. Территорию _______района составляют территории всех входящих в него городов районного значения, поселков, сельсоветов (перечислить их наименование). Статья 8. Территория города областного значения 1. Город________областного значения образован в составе Тамбовской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от___________ и занимает территорию общей площадью _____тысяч квадратных километров. 2. Территорию города________ областного значения составляют территория в границах городской черты, а также территории всех входящих в него поселков, сельсоветов (перечислить их наименование). 3. В случае образования районов в городе территория в границах городской черты делится между районами в городе с выделением в их состав поселков, сельсоветов, населенных пунктов. 4. В случае, если город областного значения является административным центром района, территория муниципального образования включает также всю территорию района. 5. Пригородную зону города областного значения исходя из перспектив его развития образуют входящие в его состав поселки, сельсоветы. Статья 9. Территория района в городе 1. _________район образован в составе города Тамбова Тамбовской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от______ и занимает территорию общей площадью _______ квадратных километров. 2. Территорию ___________ района города Тамбова составляют территория района в городе в границах городской черты, а также территории поселков, сельсоветов и населенные пункты, входящие в состав района в городе (перечислить их наименование). Статья 10. Территория поселка, сельсовета 1. Территорию________________ поселка________________ района Тамбовской области составляют территория в границах поселковой черты, а также территории всех входящих в него населенных пунктов, (перечислить их наименование). 2. Территорию___________ сельсовета_______________ района Тамбовской области составляют территория населенного пункта, являющегося его административным центром, территории всех входящих в него населенных пунктов, а также территории присоединяемых земель, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности и отдыха населения (перечислить их наименование). Статья 11. Территории муниципальных образований при объединении административно-территориальных единиц и населенных пунктов 1. В случае объединения административно-территориальных единиц, включения населенного пункта в состав города, поселка, местное самоуправление осуществляется на территории объединенной административно-территориальной единицы города, поселка. 2. В случае, если фактически слившиеся между собой населенные пункты объединяются в единый населенный пункт, местное самоуправление осуществляется на территории этого населенного пункта. Статья 12. Границы муниципального образования 1. Границы муниципального образования определяются исходя из исторически сложившихся границ территорий городских, сельских поселений и иных территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с нормативами обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением пригородной зоны городов и земель общего пользования сельских поселений. 2. Описание границ муниципального образования является официальным документом, определяющим границы муниципального образования и прилагается к настоящему Уставу. Статья 13. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства муниципального образования Вопросы административно-территориального устройства муниципального образования - установление и изменение его границ, создание, объединение, реорганизация и упразднение, наименование и переименование, установление административного центра и т.д. - решаются областной Думой с учетом мнения населения соответствующих территорий муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Уставом и законами области. РАЗДЕЛ III. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ Глава 3. Предметы ведения муниципального образования Статья 14. Предметы ведения муниципального образования 1. В ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. 2. К вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; разработка, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройки территории муниципального образования; создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства; контроль за использованием земель муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение муниципального образования; организация для утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; организация обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; организация деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; организация зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; содействие обеспечению социальной поддержки и занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; организация обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, а также органов государственной власти. 3. В случае, если на территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом области, а в отношении внутригородских муниципальных образований - Уставом города. Глава 4. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти области Статья 15. Государственная поддержка местного самоуправления В соответствии с Законом области "О местном самоуправлении в Тамбовской области" органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Статья 16. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти области 1. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти области осуществляются посредством: принятия органами государственной власти области законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по решению вопросов местного значения; взаимного делегирования полномочий; заключения договоров и соглашений; создания временных и постоянно действующих координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями с передачей в обязательном порядке необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и соответствующих объектов государственной собственности области. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти и регулируется федеральным и областным законодательством. 3. Органы местного самоуправления в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по вопросам местного значения вправе передавать их своим решением органам государственной власти области вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, либо без них в случае, когда отсутствие ресурсов является единственной причиной невыполнения указанных полномочий. 4. Представительные органы местного самоуправления районов и городов области обладают правом законодательной инициативы в областной Думе. Статья 17. Разрешение споров и разногласий между органами местного самоуправления и органами государственной власти области Споры и разногласия между органами и должностными лицами местного самоуправления и органами государственной власти области разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 5. Органы и должностные лица местного самоуправления Статья 18. Органы местного самоуправления 1. К органам местного самоуправления муниципального образования относятся: выборные представительные и исполнительные органы местного самоуправления, обязательно образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом области, Законом области "О местном самоуправлении в Тамбовской области" и другими законами области, Уставами муниципальных образований; 2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и действуют в пределах своих полномочий самостоятельно. 3. Наименование и структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно и закрепляется в Уставе муниципального образования. 4. В районах города областного значения могут быть образованы органы местного самоуправления. Порядок их формирования и полномочия определяются Уставом города. 5. Срок полномочий органов местного самоуправления муниципального образования - четыре года. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Статья 19. Органы местного самоуправления - юридические лица Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования, имеют обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки с местной символикой, расчетные, текущие, валютные и иные счета в банковских учреждениях. Глава 6. Представительный орган местного самоуправления Статья 20. Образование, основы организации и деятельности представительного органа местного самоуправления 1. Представительным органом местного самоуправления района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования является_______________. 2. Представительный орган местного самоуправления района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования состоит из_____ депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами области. (Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с предельной численностью, установленной законом области, и не может быть менее 15 депутатов для районов, городов областного значения и менее 7 депутатов для городов районного значения, поселков, сельсоветов и иных муниципальных образований). 3. Количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, определяется представительным органом местного самоуправления и закрепляется в Уставе муниципального образования. 4. Деятельность представительного органа местного самоуправления не может быть прекращена или приостановлена досрочно, за исключением случаев, предусмотренных федеральным и областным законодательством. 5. Представительный орган местного самоуправления является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности. 6. Представительный орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия и принимает решения в коллегиальном порядке. 7. Представительный орган местного самоуправления подотчетен населению. Статья 21. Статус депутата представительного органа местного самоуправления 1. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, постоянно проживающий на территории данного муниципального образования и обладающий избирательным правом. 2. Депутат представительного органа местного самоуправления является полномочным представителем соответствующего органа местного самоуправления и населения, проживающего на территории муниципального образования. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава. 3. Депутатом представительного органа местного самоуправления не может быть судья, прокурор, депутат иного представительного органа государственной власти и местного самоуправления. 4. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита его прав, чести и достоинства. Депутату гарантируется: обязательное рассмотрение внесенного им предложения; безотлагательный прием руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления; получение необходимой информации; неприкосновенность на территории муниципального образования в течении всего срока полномочий; защита трудовых прав; социальные гарантии по окончании депутатской деятельности; необходимые материально-финансовые условия для осуществления депутатских полномочий; 5. Статус депутата представительного органа местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами области. 6. Уставом муниципального образования в соответствии с законами области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления. 7. Депутат представительного органа местного самоуправления не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), арестован, подвергнут обыску по месту жительства и работы, личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, а также привлечен к уголовной ответственности без согласия представительного органа. Вопрос о лишении неприкосновенности депутата решается представительным органом местного самоуправления по представлению прокурора области. 8. Депутату представительного органа местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этой должности, устанавливаются законами области. 9. Депутат представительного органа местного самоуправления, работающий в нем на постоянной основе, не может состоять на государственной или муниципальной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности. Статья 22. Порядок созыва и проведения заседаний представительного органа местного самоуправления 1. Первое заседание представительного органа местного самоуправления правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей депутатов от установленной численности. Открывает и ведет первое заседание председатель представительного органа предыдущего созыва, а в случае его отсутствия - старейший депутат. 2. Порядок подготовки, созыва и проведения заседаний представительного органа местного самоуправления, избрания его председателя, заместителей председателя и других должностных лиц, образования постоянных и иных комиссий, их деятельности, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов, голосования и другие вопросы организации работы представительного органа определяются принимаемым им Регламентом. 3. Регламент представительного органа местного самоуправления считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов. 4. Основные вопросы, отнесенные к ведению представительного органа местного самоуправления, решаются на его заседаниях, которые проводятся открыто, за исключением случаев, установленных законодательством. 5. Заседание представительного органа местного самоуправления правомочно, если на нем присутствует не менее половины избранных депутатов. 6. Очередные заседания представительного органа местного самоуправления созываются его председателем. 7. Внеочередные заседания представительного органа местного самоуправления созываются по инициативе председателя представительного органа, главы местной администрации, не менее одной трети депутатов представительного органа в соответствии с Уставом муниципального образования не позднее, чем в двухнедельный срок. Предложение о созыве заседания должно содержать перечень вносимых на его обсуждение вопросов. 8. Правом внесения проектов нормативных правовых актов, предложений об их разработке и принятии в представительный орган местного самоуправления для рассмотрения их на заседании представительного органа либо для вынесения на местный референдум обладают: депутаты и постоянные комиссии представительного органа местного самоуправления, глава местной администрации, органы местного самоуправления нижестоящего территориального уровня, органы территориального общественного самоуправления; общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории муниципального образования, местные отделения общефедеральных и региональных объединений и партий; группы граждан, обладающих активным избирательным правом, числом не менее______ граждан (определяется настоящим Уставом); прокурор района и города, районный, городской суд по вопросам их ведения (для представительного органа местного самоуправления района, города). Статья 23. Полномочия представительного органа местного самоуправления 1. В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся: установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования. 2. К ведению представительного органа местного самоуправления также относятся: принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения, внесение в них изменений и дополнений, отмена, за исключением случаев отмены актов в судебном порядке; принятие Устава о муниципальном образовании и Регламента представительного органа, внесение в них изменений и дополнений; принятие решений об образовании, утверждение Положений о внебюджетных фондах и отчета об их использовании; избрание и освобождение от должности председателя представительного органа и его заместителей, заслушивание отчетов об их деятельности; образование, избрание и упразднение постоянных и других комиссий, иных органов представительного органа, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе; досрочное прекращение полномочий депутатов и принятие по ним решений; защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности; рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений; рассмотрение отчетов главы местной администрации; принятие решения о выражении недоверия главе местной администрации и его заместителям, руководителям структурных подразделений местной администрации; утверждение структуры штатов аппарата представительного органа, расходов на содержание представительного органа в целом и аппарата представительного органа; согласование (утверждение) тех должностных лиц исполнительных органов, которые в соответствии с Уставом муниципального образования назначаются по согласованию с представительным органом или назначаются представительным органом непосредственно; принятие решений о предоставлении права исполнительному органу о временном превышении и расходования средств по ранее принятым программам, расходным статьям местного бюджета для реализации срочных мероприятий; принятие решений по протестам прокурора на решения представительного органа; установление порядка предоставления и изъятия земельных участков, также распоряжения ими на подведомственной территории; передача полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти области; иные вопросы, предусмотренные федеральными и областными законами. 3. Порядок рассмотрения вопросов на заседании представительного органа местного самоуправления, внесения депутатами вопросов и предоставления ответов на них, образования, избрания и заслушивания отчетов комиссий представительного органа и должностных лиц, обсуждения проектов решений, поправок и дополнений к ним, голосования, привлечения к ответственности депутатов за невыполнение депутатских обязанностей определяется Регламентом представительного органа. Статья 24. Правовые акты представительного органа местного самоуправления 1. Правовые акты представительного органа местного самоуправления по вопросам своего ведения принимаются на заседании представительного органа открытым, в том числе и поименным или тайным голосованием. 2. Представительным органом местного самоуправления принимаются следующие правовые акты: решения - правовые акты нормативного характера; распоряжения - правовые акты, не носящие нормативного характера (оформляются в виде письменного документа); резолюции, заявления, обращения - правовые акты резолютивного характера. 3. Все правовые акты, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа, и вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования). Правовые акты представительного органа, за исключением актов, порядок принятия которых предусмотрен настоящим Уставом и Регламентом представительного органа, принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании представительного органа, и вступают в силу со дня их принятия или в сроки, указанные в них. 4. Правовые акты по вопросам принятия Устава муниципального образования или внесения в него поправок и дополнений, об отзыве населением главы местной администрации считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, установленного для представительного органа. 5. Только в виде решений издаются акты представительного органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления, которыми: принимается или изменяется структура организации местного самоуправления или образуется, реорганизуется структурное подразделение или орган местного самоуправления; устанавливается штраф или иное взыскание, а также правило, или положение, за нарушение которого налагается штраф или другое взыскание; устанавливаются местные налоги и сборы; предоставляется, возобновляется или продлевается льгота; регулируется размер платы за коммунальные услуги; санкционируется получение кредита; устанавливаются правила передачи или сдачи в аренду, передается или сдается в аренду, или санкционируется передача или сдача в аренду собственности, находящейся в ведении органов местного самоуправления; регулируется землепользование; вводятся дополнения или отменяются какие-либо из ранее принятых постановлений. Помимо вышеперечисленных и особо оговоренных законодательством правовых актов в виде решений оформляются и иные правовые акты нормативного характера. Статья 25. Председатель представительного органа местного самоуправления и его заместители 1. Работу представительного органа местного самоуправления организует его председатель, который избирается на его первом заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий представительного органа и который исполняет свои обязанности до избрания председателя представительного органа нового созыва. 2. Председатель представительного органа местного самоуправления считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов. 3. Председатель представительного органа местного самоуправления подотчетен данному органу и может быть отозван путем тайного голосования на его заседании. 4. Порядок внесения предложения об избрании, отставке или освобождении председателя представительного органа местного самоуправления от должности определяется Регламентом представительного органа. 5. Председатель представительного органа местного самоуправления: представляет интересы муниципального образования в областной Думе, в отношениях с другими органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и их трудовыми коллективами, общественными объединениями и населением в соответствии с законодательством; осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и в целом представительного органа, созывает и ведет его заседания, подписывает принятые им правовые акты, руководит работой аппарата представительного органа; выполняет другие полномочия и функциональные обязанности в соответствии с Уставом муниципального образования и Регламентом представительного органа. 6. Заместители председателя представительного органа местного самоуправления выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем представительного органа, и выполняют другие его поручения, а в случаях отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей, выполняют функции председателя. 7. Заместитель председателя представительного органа местного самоуправления избирается тайным голосованием на заседании представительного органа по представлению председателя представительного органа из числа депутатов на срок полномочий представительного органа. Заместитель председателя считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов. Статья 26. Постоянные комиссии и иные органы представительного органа местного самоуправления 1. Представительный орган местного самоуправления избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, для содействия проведению в жизнь его решений, законов Российской Федерации и области, осуществления контроля за их исполнением местной администрацией, предприятиями, учреждениями и организациями в пределах компетенции представительного органа. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются Регламентом представительного органа и принимаемым им Положением о них. Перечень и функции основных постоянных комиссий подлежат закреплению в настоящем Уставе. 2. Постоянная комиссия по собственной инициативе или по решению представительного органа местного самоуправления может проводить публичные слушания по вопросам, отнесенным к ее ведению и представляющим общественный интерес, в порядке, установленном Регламентом представительного органа. 3. Представительный орган местного самоуправления может образовывать временные, общественные комиссии, рабочие группы, возглавляемые депутатами, а также постоянные и временные депутатские объединения. Задачи и полномочия указанных комиссий и рабочих групп определяются представительным органом при их образовании. Порядок образования, регистрации, организация деятельности депутатских объединений регулируются Регламентом представительного органа. Статья 27. Аппарат представительного органа местного самоуправления 1. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности представительного органа местного самоуправления, оказания помощи его комиссиям и депутатам представительный орган может образовать свой аппарат. 2. Деятельность структурных подразделений аппарата представительного органа местного самоуправления и его должностных лиц регулируется Положением об аппарате представительного органа местного самоуправления, принимаемым представительным органом. Глава 7. Исполнительный орган местного самоуправления Статья 28. Исполнительный орган местного самоуправления 1. Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) состоит из главы администрации и подчиненных ему структурных подразделений администрации. 2. Местная администрация осуществляет исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти, правовых актов соответствующих представительных органов местного самоуправления, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления. 3. В исключительном ведении исполнительного органа местного самоуправления находятся: исполнение общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования; разработка и исполнение местного бюджета; контроль за поступлением местных налогов и сборов; реализация планов и программ развития муниципального образования; распоряжение и управление муниципальной собственностью в установленном порядке. Статья 29. Порядок образования и структура исполнительного органа местного самоуправления 1. Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) образуется в муниципальном образовании. 2. Структура исполнительного органа местного самоуправления может быть построена и закреплена в настоящем Уставе на основе следующих схем: а) исполнительный орган местного самоуправления состоит из главы местной администрации, избранного населением, проживающим на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и подчиненных ему структурных подразделений администрации; б) исполнительный орган местного самоуправления состоит из главы местной администрации, избранного представительным органом местного самоуправления, и структурных подразделений местной администрации, сформированных им самостоятельно или по согласованию с представительным органом местного самоуправления. Статья 30. Глава местной администрации 1. Глава местной администрации руководит деятельностью местной администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий. 2. Главой местной администрации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, постоянно проживающий на территории Тамбовской области не менее одного года и обладающий избирательным правом. 3. Порядок проведения выборов главы местной администрации определяется федеральным и областным законодательством. 4. Наименование главы местной администрации определяется Уставом муниципального образования с учетом исторических и иных местных традиций в соответствии с законом области. 5. Глава местной администрации в соответствии с Уставом муниципального образования подотчетен и подконтролен представительному органу местного самоуправления и населению. 6. Одно и то же лицо не может одновременно возглавлять представительный и исполнительный органы местного самоуправления, за исключением сельских поселений. 7. Порядок замещения должности главы администрации района в городе устанавливается Уставом города, исходя из сочетания интересов населения района в городе и обеспечения единства в управлении и развитии городского хозяйства. Статья 31. Срок полномочий и досрочное прекращение полномочий главы местной администрации 1. Срок полномочий главы местной администрации четыре года. 2. Полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно в случаях: утраты им гражданства Российской Федерации; выезда на постоянное жительство за пределы Тамбовской области; отзыва его населением в порядке, установленном Уставом муниципального образования в соответствии с законом области; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы местной администрации; личного заявления о прекращении трудовых отношений по основаниям, предусмотренным законодательством; признания лица, находящегося на должности главы администрации, недееспособным решением суда, вступившим в силу. 3. Решение о досрочном прекращении полномочий главы местной администрации принимает соответствующий представительный орган местного самоуправления. Статья 32. Полномочия главы местной администрации 1. Глава местной администрации обладает следующими полномочиями: разрабатывает схему управления отраслями местного хозяйства, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан; разрабатывает и вносит на утверждение представительного органа структуру местной администрации; осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями местной администрации и учреждениями, финансируемыми из местного бюджета, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности; разрабатывает проекты местного бюджета, программ, планов экономического и социального развития и вносит их на утверждение представительного органа, организует их исполнение; организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений представительного органа местного самоуправления, собственных решений, всеми органами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на соответствующей территории; заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными от имени населения и соответствующего органа местного самоуправления; представляет представительному органу ежегодный отчет о деятельности местной администрации; представляет на утверждение представительного органа кандидатуры на должности, замещение которых осуществляется в порядке обязательного согласования с представительным органом в соответствии с действующим законодательством и Уставом муниципального образования; организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, принятие по ним решений; рассматривает и учитывает в деятельности местной администрации предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений; определяет штаты, организует работу с кадрами местной администрации, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников; представляет интересы населения и исполнительного органа местного самоуправления в Администрации области, в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и их трудовыми коллективами, общественными объединениями и населением в соответствии с законодательством; принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах власти; отменяет приказы руководителей органов и структурных подразделений местной администрации; применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений местной администрации; оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов, референдума и иных избирательных мероприятий; вносит в соответствии с законодательством в представительный орган предложения об образовании и составе специальных комиссий административной, наблюдательной, по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории и культуры и иные в сфере местного самоуправления, осуществляет общее руководство их работой, вносит проекты положений о комиссиях в случае, если они не установлены законодательством или иными нормативными актами; открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, распоряжается средствами местной администрации, подписывает финансовые документы; выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями представительного органа местного самоуправления. 2. Если глава местной администрации в силу занимаемой им должности возглавляет представительный орган, он является главой местного самоуправления соответствующего сельского поселения и в этом случае обладает правом представлять население и соответствующие органы местного самоуправления в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а по вопросам своей компетенции, представляет органы местного самоуправления в отношениях с населением соответствующего сельского поселения. Статья 33. Заместители главы местной администрации 1. Первый заместитель, заместители главы местной администрации осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных главой местной администрации в соответствии с Уставом муниципал_2ь_0ного образования, выполняют его поручения. В случае отсутствия главы местной администрации или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель, заместитель. 2. Число заместителей главы местной администрации устанавливается в соответствии с настоящим Уставом. 3. Первый заместитель, заместители главы местной администрации назначаются и освобождаются от должности главой местной администрации по согласованию с представительным органом либо с последующим утверждением представительным органом в соответствии с порядком, установленным Уставом муниципального образования. Статья 34. Органы местной администрации 1. Органы местной администрации: комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения создаются на основании постановлений главы местной администрации для реализации полномочий местной администрации. 2. Перечень органов местной администрации определяется главой местной администрации в соответствии с Уставом муниципального образования. 3. Порядок формирования, полномочия и деятельность органов местной администрации осуществляются в соответствии с Положениями об этих органах, утверждаемыми главой местной администрации в соответствии с Уставом муниципального образования. 4. Руководители структурных подразделений местной администрации назначаются и освобождаются от должности главой местной администрации самостоятельно, за исключением руководителей органов финансового, социальной защиты населения и иных органов, назначение и освобождение от должности которых может согласовываться (утверждаться) представительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования. 5. Деятельность органов местной администрации финансируется за счет средств соответствующего местного бюджета. Статья 35. Правовые акты местной администрации 1. Глава местной администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, издает постановления и распоряжения. Постановления местной администрации издаются по вопросам нормативного характера, если таковые отнесены для нормативного регулирования местной администрацией действующим законодательством, а также Уставом муниципального образования. Распоряжения издаются по вопросам правоприменения и организации деятельности местной администрации. 2. По вопросам, решение которых отнесено Уставом муниципального образования к ведению органов местной администрации, руководители этих органов издают приказы. Статья 36. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей и других должностных лиц органов местной администрации Лица, занимающие должности в органах и структурных подразделениях местной администрации, в том числе должностные лица, замещение которых производится по согласованию с представительным органом, принимаются на работу и освобождаются от должности главой местной администрации в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством, регулирующим вопросы муниципальной службы. Статья 37. Несовместимость статуса депутата представительного органа местного самоуправления с должностным положением в местной администрации В случае избрания депутатом соответствующего представительного органа местного самоуправления глава местной администрации и его заместители, руководители органов местной администрации и их заместители обязаны освободить занимаемые должности в местной администрации, за исключением случаев, когда председатель представительного органа является главой местной администрации по должности (в сельских поселениях). Статья 38. Аппарат местной администрации 1. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации. 2. Деятельность структурных подразделений аппарата местной администрации, должностных лиц аппарата регулируется Положением об аппарате местной администрации, утверждаемым главой местной администрации. Глава 8. Взаимодействие органов местного самоуправления Статья 39. Подотчетность местной администрации представительному органу местного самоуправления 1. Местная администрация подотчетна и подконтрольна населению, соответствующему представительному органу местного самоуправления в пределах компетенции. 2. Глава местной администрации ежегодно представляет представительному органу отчет о деятельности местной администрации, о выполнении принятых представительным органом решений. 3. Акты главы местной администрации направляются в представительный орган местного самоуправления, соответственно акты представительного органа направляются главе местной администрации в день их подписания. 4. Должностные лица местной администрации обязаны в порядке, установленном Регламентом соответствующего представительного органа местного самоуправления, являться на заседания представительного органа и его органов для ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам, связанным с деятельностью местной администрации. Статья 40. Организационное взаимодействие органов местного самоуправления 1. Осуществляя взаимодействие с представительным органом местного самоуправления, глава местной администрации вправе: участвовать в открытых и закрытых заседаниях представительного органа; инициировать созыв внеочередных заседаний представительного органа; предлагать вопросы в повестку дня заседаний представительного органа; вносить на рассмотрение представительного органа проекты правовых актов; выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний представительного органа; делегировать на заседания представительного органа местного самоуправления представителей исполнительного органа с правом внеочередного выступления. 2. На заседаниях представительного органа местного самоуправления и его комиссий вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты правовых актов и поправки руководители структурных подразделений местной администрации либо уполномоченные ими лица. 3. Депутаты представительного органа вправе присутствовать, выступать, вносить проекты решений и поправки на заседаниях исполнительного органа местного самоуправления, а также пользоваться правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами местной администрации. 4. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на принципах гласности и открытости, обеспечивают информационное взаимодействие. Статья 41. Право возврата для повторного рассмотрения решений, принятых представительным органом местного самоуправления 1. Глава местной администрации вправе опротестовать решение соответствующего представительного органа, адресованное местной администрации, если оно противоречит законодательству или другим решениям данного представительного органа. 2. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в соответствующий представительный орган не позднее десяти дней со дня принятия представительным органом решения. 3. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента получения представительным органом протеста главы местной администрации. 4. Представительный орган местного самоуправления отклоняет протест главы местной администрации, если за опротестованное решение проголосует более половины от установленного числа депутатов представительного органа. В этом случае решение представительного органа вступает в силу в срок, указанный представительным органом, и не может быть опротестовано повторно главой местной администрации. 5. Если решение представительного органа местного самоуправления опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству, глава местной администрации после отклонения его протеста представительным органом вправе обжаловать решение представительного органа в суд. 6. Если в течение месяца протест главы местной администрации не будет отклонен представительным органом, опротестованное решение представительного органа считается отклоненным. Статья 42. Выражение недоверия должностным лицам местной администрации. Отзыв главы местной администрации населением 1. Постоянная комиссия, а также группа депутатов представительного органа местного самоуправления, насчитывающая не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного представительного органа, вправе внести в представительный орган мотивированное предложение о выражении недоверия главе местной администрации, первому заместителю и его заместителям, руководителям органов и структурных подразделений местной администрации. 2. Решение представительного органа местного самоуправления о выражении недоверия главе местной администрации в случае совершения им преступления, а также нарушения либо неисполнения им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и по иным мотивам, связанным с ненадлежащим исполнением главой и другими указанными должностными лицами местной администрации возложенных обязанностей, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа. 3. При вынесении решения о недоверии главе местной администрации представительный орган местного самоуправления назначает в течение одного месяца со дня принятия решения дату проведения голосования об отзыве главы местной администрации. Порядок отзыва главы местной администрации устанавливается законом области. 4. Решение представительного органа местного самоуправления о недоверии первому заместителю и заместителям главы местной администрации, руководителям органов и структурных подразделений местной администрации является основанием для их освобождения от должности главой местной администрации. 5. Порядок рассмотрения вопроса о выражении недоверия главе и другим должностным лицам местной администрации устанавливается Регламентом представительного органа местного самоуправления. Статья 43. Неприкосновенность выборных должностных лиц местного самоуправления 1. Выборные должностные лица обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий, они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску на соответствующей территории местного самоуправления, кроме случаев задержания на месте преступления. Они могут быть подвергнуты досмотру на территории местного самоуправления лишь в случаях, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Согласие на задержание, арест выборного должностного лица, обыск по месту его жительства или работы, привлечение его к административной и уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, дает по представлению прокурора представительный орган местного самоуправления либо население непосредственно. Статья 44. Расходы на содержание органов и должностных лиц местного самоуправления Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета. Глава 9. Муниципальная служба Статья 45. Служба в органах местного самоуправления 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой в органах местного самоуправления определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами Российской Федерации и области. 3. Особенности организации муниципальной службы, социальные гарантии для должностных лиц устанавливаются органом местного самоуправления самостоятельно. 4. Расходы, связанные с муниципальной службой, осуществляются за счет местного бюджета. Статья 46. Ограничения, связанные со службой в органах местного самоуправления 1. Муниципальный служащий не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц кроме случаев, когда это входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, в том числе местными; состоять членом управления хозяйствующих субъектов, если иное не предусмотрено законами и иными нормативными актами; быть поверенным или представителем в делах третьих лиц в органе местного самоуправления; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество, служебную информацию; получать в связи с исполнением должностных полномочий от юридических лиц и граждан подарки, услуги, иное вознаграждение; выезжать в связи с исполнением должностных полномочий за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных поездок, осуществляемых в соответствии с международными договоренностями; принимать участие в забастовках. Статья 47. Информация о доходах муниципального служащего Каждый муниципальный служащий обязан ежегодно представлять в налоговую службу декларацию о доходах. Информация о доходах муниципальных служащих публикуется. Глава 10. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления Статья 48. Права и обязанности граждан по осуществлению местного самоуправления 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования области, имеют равное право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей. Ограничение права граждан на участие в местном самоуправлении по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам запрещается. 2. Жители района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования области, осуществляя местное самоуправление, имеют право: решать вопросы местного значения путем участия в референдуме и других формах непосредственного народовластия; избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; равного доступа к муниципальной службе; получать полную и объективную информацию о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; обращаться лично, а также направлять в органы и должностным лицам местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения; судебной защиты участия в местном самоуправлении; выполнять иные права по осуществлению местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами области. 3. Жители района, города, поселка, сельсовета и иного муниципального образования области, осуществляя местное самоуправление, обязаны: выполнять решения, принятые путем местного референдума и иных форм прямого волеизъявления, а также решения органов местного самоуправления; платить местные налоги и сборы; беречь и приумножать муниципальную собственность; выполнять иные обязанности по осуществлению местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами области. 4. С обязательным участием населения решаются вопросы: определения структуры органов местного самоуправления; выборов органов местного самоуправления; изменения границ территорий местного самоуправления. Законами области, Уставами муниципального образования могут предусматриваться иные вопросы, решаемые с обязательным участием населения. 5. Граждане выполняют свои права и обязанности по осуществлению местного самоуправления по месту их жительства. 6. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл и деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. 7. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, определяемом Уставом муниципального образования. Статья 49. Местный референдум 1. По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории муниципального образования и обладающих избирательным правом. 3. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. 4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Каждый гражданин имеет один голос. 5. На местный референдум могут выноситься вопросы, определенные Уставом муниципального образования, за исключением: ликвидации органов местного самоуправления; решения вопросов замещения и освобождения должностей в органах местного самоуправления; принятия правовых актов до вынесения по ним положительного решения соответствующим органом местного самоуправления; установления местных налогов и сборов; решения бюджетных и финансовых вопросов. 6. Вопросы, выносимые на референдум, должны исключать множественность их толкования. 7. Принятые путем местного референдума решения, если это требуется для их реализации, оформляются нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами местного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены только посредством местного референдума. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Решения, принятые путем местного референдума, в случае противоречия действующему законодательству, могут быть обжалованы в суд. 8. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами области. 9. Расходы, связанные с проведением местного референдума, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета. Статья 50. Муниципальные выборы 1. Выборы депутатов представительных органов и должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. 2. Гражданам Российской Федерации гарантируются равные возможности участия в выборах. 3. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами области. 4. Расходы, связанные с муниципальными выборами, осуществляются за счет средств соответствующего местного бюджета. 5. Органы государственной власти области гарантируют проведение муниципальных выборов. Статья 51. Собрание (сход), конференция граждан 1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы), конференции граждан по инициативе населения, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления. 2. Собрание (сход), конференция граждан считаются правомочными при участии в них более 50 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории муниципального образования и обладающих избирательным правом. 3. К исключительному ведению собрания (схода), конференции граждан, в случае если они наделены полномочиями представительного органа местного самоуправления, относятся следующие вопросы: принятие Устава муниципального образования; избрание главы местной администрации и других должностных лиц местного самоуправления населенного пункта; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение планов и программ комплексного социально-экономического развития населенного пункта, заслушивание отчетов об их исполнении; утверждение штатов местной администрации и расходов на ее содержание; направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления; установление местных налогов, сборов и самообложения; контроль за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления в пределах своей компетенции; распоряжение землями общего пользования. 4. Решения, принятые на собрании (сходе), конференции граждан в пределах их полномочий, являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, находящимися на территории населенного пункта. Эти решения могут быть изменены или отменены только собранием (сходом), конференцией граждан. В случае противоречия указанных решений законодательству Российской Федерации и области они могут быть обжалованы в суд. 5. Правомочность, порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законами области. Статья 52. Народная правотворческая инициатива 1. Население в соответствии с Уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. 2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения официальному опубликованию (обнародованию). 3. Население в соответствии с Уставом муниципального образования имеет право вносить запросы в органы местного самоуправления. Ответы на запросы подлежат опубликованию (обнародованию). 4. Обращение населения в выборный орган местного самоуправления, затрагивающее вопросы местного значения и поддержанное не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом (народная инициатива), подлежит обязательному рассмотрению этим органом на открытом заседании с участием представителей населения. По указанному обращению должно быть принято соответствующее решение. Результаты рассмотрения обращения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном Уставом муниципального образования. Статья 53. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны дать ответ по их существу в течение одного месяца. 2. Административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления, определенных законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований, устанавливается законом области. Глава 11. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Статья 54. Система территориального общественного самоуправления населения 1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется путем самоорганизации граждан по месту их жительства на отдельной части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления населения могут являться юридическими лицами. 2. Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (сходы), конференции граждан, обсуждение населением важных вопросов местной жизни, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления населения (советы, комитеты населенных пунктов, микрорайонов, кварталов и т.п.), а также органы общественной самодеятельности населения по месту жительства (домовые, уличные комитеты и т.п.). 3. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. 4. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, устанавливаются по предложениям жителей соответствующей местной администрацией и утверждаются представительным органом местного самоуправления. 5. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления населения определяется в соответствии с законами области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 55. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с органами местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления обеспечивают территориальное общественное самоуправление населения, вправе устанавливать сферу совместной компетенции с их органами и круг вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления, передавать им часть полномочий органов местного самоуправления с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов. Реализация переданных полномочий органам территориального общественного самоуправления населения подконтрольна передавшим их органам местного самоуправления. Решения органов территориального общественного самоуправления населения, принятые в пределах переданных им органами местного самоуправления полномочий, обязательны для выполнения предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами на соответствующей территории. 2. Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе заседаний представительных органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы. Статья 56. Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане наряду с предусмотренными в нем формами участия в осуществлении местного самоуправления вправе участвовать в нем посредством иных форм прямого волеизъявления, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам области. РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 12. Экономическая основа местного самоуправления Статья 57. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Статья 58. Муниципальная собственность 1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. 2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют представительные органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами области и Уставами муниципальных образований, население непосредственно. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. 4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются представительным органом местного самоуправления самостоятельно в соответствии с общими принципами приватизации муниципальной собственности, установленными федеральным законом. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в распоряжение органов местного самоуправления. 5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Статья 59. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций Органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности на подведомственной территории, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Статья 60. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности 1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Статья 61. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации и области. Статья 62. Муниципальный заказ Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Статья 63. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Глава 13. Финансовая основа местного самоуправления Статья 64. Финансовые ресурсы местного самоуправления Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитных ресурсов, дотаций и субвенций от органов государственной власти, а также средств органов территориального общественного самоуправления. Статья 65. Местные бюджеты 1. К местным бюджетам относятся бюджеты районов, городов областного, районного значения, районов в городе, поселков, сельсоветов и иных муниципальных образований. 2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Разработка проекта местного бюджета и его исполнение осуществляются исполнительным органом местного самоуправления, утверждение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются представительным органом местного самоуправления. 3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Статья 66. Доходы и расходы местных бюджетов 1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных налогов и налогов области в соответствии с нормативами, установленными федеральными и областными законами, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации и области. 3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и области. Статья 67. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов Органы государственной власти Российской Федерации и области в соответствии с законом обеспечивают сбалансированность доходов и минимально необходимых для решения вопросов местного значения расходов местных бюджетов. При обеспечении сбалансированности местных бюджетов свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами области на основе нормативов минимальной обеспеченности местных бюджетов. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти Российской Федерации и области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета области. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов органами государственной власти Российской Федерации и области отчислений от федеральных налогов и налогов области. Статья 68. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном и областном бюджетах. 2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными и областными органами государственной власти, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Статья 69. Местные налоги и сборы 1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. 2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Статья 70. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами, законами области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Статья 71. Муниципальные внебюджетные фонды Представительный орган местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Статья 72. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. РАЗДЕЛ VI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Глава 14. Гарантии местного самоуправления Статья 73. Запрет на ограничение прав местного самоуправления Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, запрещается. Статья 74. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены по решению суда либо органами и должностными лицами, их принявшими. 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Статья 75. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе официально обращаться в органы государственной власти, к государственным должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям области, которые обязаны рассмотреть их обращения и о результатах дать мотивированный ответ соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления в срок, установленный законодательством. 2. Представительные органы местного самоуправления городов и районов имеют право вносить непосредственно, а исполнительные органы местного самоуправления через главу Администрации области законопроекты в областную Думу. Законопроекты, внесенные органами местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Статья 76. Социальные гарантии должностных лиц органов местного самоуправления 1. Руководители органов местного самоуправления, их заместители, руководители структурных подразделений органов местного самоуправления, их заместители продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место службы (работы) в течение года после освобождения их от должности в случаях: упразднения должностей в связи с изменением административно-территориального устройства, реорганизации структуры органов местного самоуправления, а также после окончания срока полномочий и при неизбрании или неназначении их на должность на новый срок полномочий. 2. В случае, если на новом месте работы указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного календарного года со дня ухода с должности, занимаемой в органах местного самоуправления. Оплата производится из местного бюджета. 3. Положения, изложенные в ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи не действуют в случаях: отзыва руководителей органов местного самоуправления с занимаемых должностей; вступления в законную силу приговора суда в отношении указанных в ч. 1 должностных лиц. 4. Представительный орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета вправе устанавливать дополнительные социальные гарантии и льготы для должностных лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи. Статья 77. Судебная защита местного самоуправления Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также права местного самоуправления. РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Глава 15. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью Статья 78. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Статья 79. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в случае нарушения местных правовых актов либо утраты доверия населения. 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением реализуется через выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий, право отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением устанавливаются Уставом муниципального образования. Статья 80. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава области, федеральных и областных законов. 2. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в которой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 3. В соответствии с Законом области "О местном самоуправлении в Тамбовской области" полномочия органа, выборного должностного лица местного самоуправления могут быть прекращены областной Думой на основании заключения областного суда о признании несоответствия их деятельности Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, Уставу и законам области. Прекращение полномочий органа, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются исключительно законом области. Статья 81. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Статья 82. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Надзор за исполнением федерального и областного законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры в соответствии с федеральным законодательством. 2. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления, противоречащие законодательству Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам области, подлежат опротестованию прокурором. Статья 83. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. РАЗДЕЛ VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 16. Заключительные и переходные положения. Статья 84. Вступление Устава муниципального образования в силу, приведение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Уставом 1. Устав муниципального образования, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления. 2. Устав муниципального образования вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования). 3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные до вступления в силу Устава муниципального образования, сохраняют юридическую силу в части, не противоречащей ему. Статья 85. Проведение выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, срок их полномочий 1. Выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, численный состав представительных органов местного самоуправления устанавливаются федеральным и областным законами. 2. Срок полномочий депутатов представительных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления в этом случае исчисляется с момента возникновения правомочности представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Статья 86. О полномочиях органов и должностных лиц местного самоуправления, избранных (назначенных) до вступления в силу настоящего Устава 1. Представительные органы и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Устава, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. 2. Главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом области "О местном самоуправлении в Тамбовской области", сохраняют свои полномочия до избрания соответствующего органа, должностного лица местного самоуправления в соответствии с указанными федеральным и областным законами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|