Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 10.09.1997 № 549

 


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                   Администрация Тамбовской области

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

          О записке департамента федеральной государственной
               службы занятости населения по Тамбовской
            области "О ситуации на  рынке труда области в
            первом полугодии 1997 года и мерах по снижению
                 социальной напряженности в области"

      (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области
                        от 08.12.97 г. N 736)

     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Записку   департамента   федеральной   государственной  службы
занятости населения по Тамбовской области "О ситуации на  рынке  труда
области и  мерах  по  снижению  социальной  напряженности  в  области"
принять к сведению и  направить  в  областную  Думу,  Совет  Федерации
профсоюзов  области,  органы местного самоуправления городов и районов
области.
     Рекомендовать главам  администраций  городов  и  районов области,
мэру г.  Тамбова Ковалю В.Н.  рассмотреть ситуацию на  рынке  труда  в
городах  и  районах,  принять необходимые меры по смягчению социальной
напряженности.
     2. Поручить  областной  комиссии  по  социальной  защите граждан,
уволенных с военной службы,  и членов их семей (Гуркин) разработать  и
осуществить необходимые меры по выполнению постановления Правительства
Российской Федерации от 05.06.97 N 674 "О Программе  переподготовки  и
обеспечения    занятости    военнослужащих   (офицеров,   прапорщиков,
мичманов),  подлежащих увольнению в запас  или  в  отставку,  граждан,
уволенных с военной службы,  и членов их семей в местах их компактного
проживания".
     3. Финансовому  управлению  администрации  области  (Антоненко) в
соответствии с пунктом 6 Положения о государственном  фонде  занятости
населения  изучить возможность выделения средств в бюджете на 1998 год
на  выполнение  мероприятий,  предусмотренных   областной   программой
содействия занятости населения на 1997-1998 годы.
     (Пункт  отменен  - Постановление Администрации Тамбовской области
от 08.12.97 г. N 736)
     4. Управлению  образования  (Стребков),  комитету  по  начальному
профессиональному   образованию   (Деев),   комитету   по    экономике
(Тарабрин),   комитету  по  труду  (Гордеева)  администрации  области,
департаменту федеральной государственной службы занятости населения по
Тамбовской области (Дроков) с участием представителей заинтересованных
организаций подготовить прогноз потребности подготовки специалистов  в
учебных  заведениях  области  на  1998-2005  годы  с  учетом возможной
динамики регионального рынка труда.
     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя  главы  администрации  области  -  начальника   управления
имуществом области Гончарова А.П.


     Глава администрации
     Тамбовской области          А.Рябов

     г. Тамбов
     10 сентября 1997 г.
     N 549

------------------------------

                               ЗАПИСКА
           департамента федеральной государственной службы
        занятости населения по Тамбовской области "О ситуации
        на рынке труда области в первом полугодии 1997 года и
        мерах по снижению социальной напряженности в области"

     Анализ показывает,   что,   несмотря   на   принимаемые   службой
занятости, органами    исполнительной,    представительной     власти,
работодателями   и  общественными  организациями  меры,  существенного
смягчения напряженности на рынке труда области не произошло.
     В значительной     степени     это     обусловлено     ухудшением
социально-экономического положения,  продолжающимся снижением  объемов
производства в большинстве отраслей экономики области.
     Экономический спад  повлек  за  собой   естественное   сокращение
работающих  на  предприятиях и в организациях.  Из 563,7 тыс.  человек
экономически  активного  населения  507,8  (90,1%)   были   заняты   в
экономике,  55,9  тыс.  человек (9,9%) не имели занятий.  На средних и
крупных предприятиях трудилось на 5,1 процента меньше по  сравнению  с
таким же периодом 1996 года.
     Снижение численности работающих происходит,  в основном,  за счет
отраслей  производственной  сферы:  в строительном комплексе - на 21,2
процента, промышленности -  на  10,4,  в  сельском  хозяйстве  на  4,5
процента. Одновременно на 1,3 процента возросла численность работающих
в непроизводственной сфере.
     В текущем   году   прослеживаются  тенденции,  с  одной  стороны,
сокращения количества увольняющихся по собственному  желанию  (с  74,1
процента  в  первом  полугодии  1996  года  до  64  процентов в первом
полугодии  1997  года),  с  другой,  определенного  роста   (до   11%)
количества  граждан,  впервые  вступающих  в трудовую деятельность,  и
увеличения доли работающих пенсионеров.
     Серьезное негативное  влияние  на ситуацию на рынке труда области
оказывает скрытая безработица,  практика использования  труда  наемных
работников   без   зачисления   их   в   штат  постоянного  персонала,
использование труда совместителей и т.д. В первом полугодии т.г. более
32   тысяч   человек   находились   в   вынужденных   отпусках   (3,9%
среднесписочной численности).
     Остается низким  спрос  на  рабочую  силу.  На 1 июля 1997 года в
горрайцентрах занятости было 1382 вакансии.  Коэффициент напряженности
составил  около  23 человек на 1 свободное рабочее место,  а в городах
Кирсанове,  Рассказово, Котовске он составил соответственно 404, 258 и
82  человека  на  вакансию.  В  структуре вакансий преобладают рабочие
профессии  высокой  квалификации,  кандидатов  на  которые  в  органах
занятости крайне мало.
     В этих  условиях  с  помощью  горрайцентров  занятости  населения
трудоустроено  49,8 процента граждан, обратившихся в службу занятости,
что на 5,9 процента больше соответствующего периода прошлого года,  но
явно недостаточно для решения проблем занятости.
     Самостоятельно, без обращения  в  службу  занятости,  нашли  себе
работу 13769 тамбовчан,  т.е.  почти столько,  сколько трудоустроено с
помощью органов занятости населения.
     Приведенные факты    свидетельствуют    об    отсутствии   полных
достоверных данных в горрайцентрах занятости об  имеющихся  вакансиях.
Анализ  показывает,  что более 80 процентов работодателей не выполняют
ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации",  согласно  которой  они  обязаны  ежемесячно предоставлять
органам службы занятости информацию о наличии вакантных  рабочих  мест
(должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов и т.д.
     Оказались, в значительной части,  невыполненными и  решения  глав
администраций   многих   городов   и   районов   области,   в  которых
продублировано содержание п. 3 ст. 25 данного Закона.
     Наиболее неблагополучное   положение  сложилось  в  Первомайском,
Жердевском, Тамбовском и некоторых других районах области.
     Законодатель не  определил  меру  ответственности работодателя за
невыполнение указанной и других статей Закона Российской Федерации  "О
занятости  населения  в Российской Федерации",  органы,  имеющие право
привлекать их к ответственности,  виды, размеры наказаний и порядок их
наложения. В этой связи департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Тамбовской  области  предлагает  принять  Закон
области   либо  внести  дополнения  в  действующий  Закон  области  об
административной ответственности,  где найдут решение эти вопросы.  Со
своей  стороны,  департамент  готов  приступить  к разработке проектов
указанных документов.
     Кроме того,  полагаем  возможным  рекомендовать  органам местного
самоуправления впредь, до принятия нормативных областных документов по
данной проблеме, своими решениями, в соответствии со ст. 193-3 Кодекса
об  административных   правонарушениях   определить   административную
ответственность  работодателей,  невыполняющих  п.  3  ст.  25  Закона
Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
     Несмотря на  некоторые  замедления темпов прироста регистрируемой
безработицы (ежемесячное снижение составляло в 1997 году 600 человек),
сокращение  численности  безработных  до  28541  человека  (на  9 тыс.
меньше,  чем в первом полугодии 1996 года), уровень зарегистрированной
безработицы в области составляет 5 процентов и остается одним из самых
высоких в Центрально-Черноземном регионе. Более того, неуклонно растет
средняя  продолжительность  безработицы  и  к 01.07.97 она превысила 7
месяцев, что на 0,1 месяца больше аналогичного периода прошлого года.
     В общей  массе безработных,  стоящих на учете в службе занятости,
увеличилась доля граждан,  не нашедших работу в период от 8 месяцев до
года (21,3%).  Отмечается рост числа безработных, являющихся клиентами
службы занятости свыше года (19,5%).
     Продолжает усугубляться  ситуация  в  сфере  занятости  населения
малых городов и ряде сельских районов,  прилегающих к городам.  Так, в
Котовске,  Кирсанове,  Рассказове  и  Уварове  уровень  регистрируемой
безработицы составил соответственно 14,6,  7,2,  8,2 и  6,2  процента.
Выше  среднеобластного  показателя  уровень безработицы в Мичуринском,
Никифоровском, Первомайском и Тамбовском районах.
     По-прежнему остается   значительной   доля   (32,4%)  безработной
молодежи (16-29 лет) в общем количестве  безработных,  большинство  из
них  испытывают  большие трудности в поисках рабочего места.  Ситуацию
среди этой категории незанятых  граждан  усугубляют  нетрудоустроенные
выпускники  учебных  заведений.  Имеющиеся данные показывают ежегодное
увеличение количества юношей и  девушек,  ставших  на  учет  в  службу
занятости  после окончания учебного заведения.  Так,  если в 1996 году
органы  занятости  признали  безработными  1762   выпускника   учебных
заведений,  то в 1997 году уже 2634 человека.  Из общего числа молодых
безработных более 50 процентов составляют выпускники учебных заведений
начального   профессионального   образования,  34  -  средних  учебных
заведений, около 12 - вузов.
     Из числа  окончивших  Мичуринскую сельскохозяйственную академию в
1996 году 20,7 процента стали клиентами службы занятости,  от 7 до  14
процентов  -  диапазон  нетрудоустроенных  по  другим  вузам  области.
Наибольшее количество  специалистов,  невостребованных  рынком  труда,
дают  приборостроительный техникум и медицинский колледж в г.  Тамбове
(25 и  23,3  процента  соответственно),  Жердевский  колледж  сахарной
промышленности   -   40,8,  Уваровское  медицинское  училище  -  53,3,
Котовский индустриальный техникум - 34,9 процента и т.д.
     На протяжении   последних  лет  каждый  третий  нетрудоустроенный
выпускник  регистрируется  в  Тамбовском  городском  центре  занятости
населения,  11-13 процентов в Тамбовском районном центре занятости, по
7-9 процентов в городских центрах занятости Мичуринска и Котовска.
     Приведенные данные  говорят  о  необходимости  пересмотра перечня
специальностей,  по которым готовят специалистов в учебных  заведениях
области, объемов и профилей подготовки, приведения их в соответствие с
реальными потребностями рынка труда.
     Новые сложные  задачи перед службой занятости возникают в связи с
начавшейся  военной  реформой.   В   соответствии   с   постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  5  июня  1997  года N 674 "О
Программе  переподготовки  и  обеспечения   занятости   военнослужащих
(офицеров,  прапорщиков,  мичманов), подлежащих увольнению в запас или
отставку,  граждан,  уволенных с военной службы,  и членов их семей  в
местах  их  компактного проживания" органам службы занятости,  органам
исполнительной и представительной власти городов и районов области,  а
также  органам  Минобороны,  образования и другим ведомствам предстоит
немалый объем работ по переобучению бывших военнослужащих и членов  их
семей на гражданские профессии, специальности.
     Однако, на наш взгляд,  организационный период выполнения данного
постановления  затянулся.  До настоящего времени департамент занятости
не имеет данных о численности,  возрастном и профессиональном  составе
высвобождаемых  военнослужащих  и  членов  их  семей,  не определены и
конкретные  сроки  увольнения  в  запас  или   отставку   офицеров   и
прапорщиков.
     В этой связи было бы целесообразным поручить  областной  комиссии
по социальной защите граждан,  уволенных с военной службы, и членов их
семей (председатель  -  заместитель  главы  администрации  области  по
управлению   и   социальным   вопросам   Гуркин  Ю.Н.)  разработать  и
осуществить  необходимые  мероприятия  по  выполнению   вышеназванного
постановления Правительства Российской Федерации.
     Ситуацию на рынке  труда  области  осложняют  действия  некоторых
хозяйственных  руководителей  сельхозпредприятий,  которые в нарушение
Указа  Президента  Российской  Федерации  от  16.12.93   N   2146   "О
привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей
силы"  самовольно,  без   необходимого   юридического   оформления   и
согласования   с  органами  службы  занятости  используют  иностранную
рабочую силу из стран ближнего зарубежья.  Так,  только в  Мичуринском
районе  в  текущем  году  трудятся 217 человек,  в т.ч.  в хозяйствах:
"Зеленый гай" - 111 человек;  "Глазковский" - 21 и "Кочетовский" -  25
человек;    в    хозяйствах   Знаменского   и   Ржаксинского   районов
соответственно 283 и 241 человек.  Всего по области в текущем году, по
имеющимся в службе занятости сведениям,  на сезонных работах трудились
около 1,5 тысячи иностранных рабочих,  хотя по сведениям  миграционной
службы в области трудится только 309 иностранцев.
     Полагаем, что  в  условиях  значительного  уровня  безработицы  в
сельскохозяйственных районах (22,4%,  или 6396 человек),  эта практика
должна  быть  немедленно  прекращена,  на  последующие  годы   следует
разработать  меры,  исключающие подобные факты и стимулирующие участие
местных жителей в проведении сезонных работ.
     Однако самым    серьезным    негативным   фактором,   порождающим
социальную напряженность не только  среди  безработных,  но  и  других
категорий   населения,  является  недостаток  финансовых  средств  для
выплаты пособий  по  безработице,  оказания  им  материальной  помощь,
проведения активной политики занятости в целом.
     По этой причине горрайцентры занятости несвоевременно выплачивают
пособия  по  безработице и другие социальные выплаты.  По состоянию на
01.07.97 из 30 центров занятости четыре выплачивают пособия за  апрель
прошлого года (Тамбовский,  Уметский,  Уваровский районы, г. Уварове);
за  май  выплачивают  -  Староюрьевский,  Первомайский,   Кирсановский
районы;  за июнь - г.  Рассказово,  Знаменский, Пичаевский, Сосновский
районы.
     К настоящему   времени  служба  занятости  задолжала  безработным
только по пособиям около 45 млрд.  рублей.  В текущем как и в  прошлом
году служба занятости не выделяла работодателям субсидий на создание и
сохранение рабочих мест, только на 31,2 процента была профинансирована
программа профессионального обучения безработных, на 12,7 процентов от
запланированного осуществлено финансирование  общественных  работ,  на
36,2 процента - мероприятий по организации молодежной практики.
     Главной причиной  перечисленных   и   других   проблем   является
неплатежеспособность   многих   предприятий   и  организаций,  которые
несвоевременно  перечисляют  страховые   взносы   в   фонд   занятости
населения.  По  состоянию  на  01.07.97  работодатели задолжали в фонд
занятости более  47  млрд.  рублей.  Почти  половина  из  этой   суммы
приходится   на   агропромышленный   комплекс,   19   процентов  -  на
промышленные предприятия,  9,4 процента - на строительные организации.
Самыми крупными  задолжниками  перед фондом занятости являются заводы:
"Октябрь" - 428 млн.  рублей, "Аппарат" - 216 млн. рублей, "Ревтруд" -
269 млн. рублей, акционерное общество открытого типа "Тамбовский завод
"Электроприбор" - 192 млн. рублей, Мичуринское отделение Юго-Восточной
железной дороги - 1,6 млрд. рублей.
     Анализ показывает,  что общий размер неплатежей постоянно растет.
Так,  только за 1 полугодие 1997 года они увеличились с 34 до 47 млрд.
рублей. В этих условиях решить финансовые проблемы собственными силами
департамент не в состоянии.  Не оказывают необходимой помощи области и
Министерство труда и социального развития. Из 86 млрд. рублей дотации,
заявленной и защищенной в Министерстве, в 1996 и первом полугодии 1997
г. поступило   только   13   млрд.   рублей.   Из  других  источников,
определенных Положением о фонде занятости, средства не поступали.
     В соответствии со статьей 6  Положения  о  Государственном  фонде
занятости  предлагаем  предусмотреть  в  областном  бюджете  1998 года
средства  на  выполнение  областной  Программы  содействия   занятости
населения на 1997-1998 годы.
     Было бы также целесообразно рекомендовать администрациям  городов
и  районов  области  предусмотреть  в бюджетах финансовые средства для
выполнения своих программ содействия занятости населения.


     Начальник департамента          С.А.Дроков

Информация по документу
Читайте также