Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12.02.1997 № 1097-II ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                Об обращении в Конституционный Суд
                       Российской Федерации

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  на основании статьи 125 (часть 2) Конституции Российской
Федерации   в   соответствии    со    статьей    84    Федерального
конституционного   закона   от   21  июля  1994  года  N  1-ФКЗ  "О
Конституционном          Суде          Российской        Федерации"
п о с т а н о в л я е т:
     1. Обратиться с  запросом  в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации   о   соответствии   Конституции   Российской   Федерации
Федерального закона от 5 декабря 1995  года  N  192-ФЗ  "О  порядке
формирования  Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N
50, ст. 4869).
     2. Поручить депутатам Государственной Думы доктору юридических
наук,   профессору   Е.Б.Мизулиной,   доктору   юридических   наук,
профессору  О.О.Миронову  представлять  Государственную  Думу   при
рассмотрении  указанного  запроса в Конституционном Суде Российской
Федерации.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев

     Москва
     12 февраля 1997 года
     N 1097-II ГД
     ____________________



                    ЗАПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            В Конституционный Суд Российской Федерации
          о соответствии Конституции Российской Федерации
       Федерального закона от 5 декабря 1995 года N  192-ФЗ
             "О порядке формирования Совета Федерации
            Федерального Собрания Российской Федерации"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации   (г.  Москва,  ул.  Охотный  ряд,  д.  1)  на  основании
постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации  от 12 февраля 1997 года N 1097-II ГД и в соответствии со
статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации  и
с  подпунктом  "а"  пункта  1  части  первой  статьи 3 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом   о   соответствии   Конституции   Российской    Федерации
Федерального   закона  "О  порядке  формирования  Совета  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации".  Указанный Федеральный
закон  не  рассматривался  Советом  Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации.
     Основанием для  обращения  в  Конституционный  Суд  Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует   ли   Конституции   Российской  Федерации  указанный
Федеральный закон.
     1. Статья 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета
Федерации    Федерального    Собрания     Российской     Федерации"
устанавливает,  что  в  Совет  Федерации  входят по должности глава
законодательного  (представительного)   и   глава   исполнительного
органов   государственной   власти   каждого   субъекта  Российской
Федерации.
     Казалось бы,  эта  норма  соответствует  статье  95  (часть 2)
Конституции  Российской  Федерации,  где  записано,  что  в   Совет
Федерации   входят   по   два  представителя  от  каждого  субъекта
Российской   Федерации:   по   одному   от   представительного    и
исполнительного органов государственной власти.
     Однако нормы   Конституции   Российской    Федерации    должны
применяться в их логической совокупности.
     При этом согласно статье 16 (часть 2)  Конституции  Российской
Федерации  все  положения  Конституции  Российской Федерации должны
соответствовать   основам   конституционного    строя    Российской
Федерации, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.
     К числу  таких  основ  относится  закрепленный  в  статье   10
Конституции   Российской   Федерации  принцип  разделения  властей,
предполагающий осуществление государственной власти  на  основе  ее
разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
     Это разделение означает,  что  совмещение  различных  властных
полномочий    в    компетенции   одного   должностного   лица   или
государственного органа не  допускается.  Глава  же  исполнительной
власти  субъекта  Российской Федерации согласно статье 77 (часть 2)
Конституции  Российской  Федерации  входит  наряду  с  федеральными
органами  исполнительной  власти  в  единую  систему исполнительной
власти Российской Федерации.  Совет Федерации согласно статье 94  и
статье  95  (часть  1)  Конституции  Российской  Федерации является
палатой    Федерального    Собрания    -    представительного     и
законодательного  органа Российской Федерации,  то есть относится к
сфере законодательной власти федерального уровня.
     Формальная реализация  в  Федеральном законе от 5 декабря 1995
года N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания  Российской  Федерации"  положения  статьи  95   (часть 2)
Конституции  Российской  Федерации  о  представительстве  в  Совете
Федерации субъектов Российской Федерации без учета положений статьи
10,  статьи  77  (часть  2),  статьи  94  и  статьи  95  (часть  1)
Конституции  Российской Федерации фактически приводит к включению в
состав  палаты  парламента  Российской  Федерации  должностных  лиц
единой  системы  исполнительной  власти  Российской Федерации,  что
противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, в
частности положению статьи 10 Конституции Российской Федерации.
     К числу  основ  конституционного  строя  Российской  Федерации
относится  и  принцип  верховенства  федерального  закона  на  всей
территории Российской Федерации,  закрепленный в статье 4 (часть 2)
Конституции  Российской Федерации.  Это означает не только то,  что
федеральный закон имеет приоритет по отношению к законам  субъектов
Российской Федерации,  но и то, что Федеральное Собрание Российской
Федерации самостоятельно по отношению к органам как исполнительной,
так и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
     По Конституции Российской Федерации  набор  правовых  средств,
которые  обеспечили  бы целостность Российской Федерации,  невелик:
Конституция Российской Федерации,  федеральный  закон,  федеральные
суды, институт президентства.
     Включение в   состав   законодательного   органа    Российской
Федерации  руководителей  органов  государственной власти субъектов
Российской Федерации не только  противоречит  статье  4  (часть  2)
Конституции  Российской Федерации,  но и,  по существу,  уничтожает
один из важных рычагов обеспечения целостности Российской Федерации
- независимую законодательную власть Российской Федерации.
     Таким образом,  по  мнению  депутатов  Государственной   Думы,
положения  статьи  1  Федерального  закона  "О порядке формирования
Совета  Федерации  Федерального  Собрания   Российской   Федерации"
противоречат основам конституционного строя Российской Федерации.
     2. Статья 2 Федерального закона "О порядке формирования Совета
Федерации     Федерального     Собрания    Российской    Федерации"
устанавливает,     что     в      двухпалатном      законодательном
(представительном)    органе    субъекта    Российской    Федерации
представитель  этого  органа  в   Совете   Федерации   определяется
совместным решением обеих палат.
     По мнению депутатов Государственной  Думы,  вопрос  о  порядке
определения   представителя   законодательного  (представительного)
органа субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения
Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации.  Конституцией  (уставом)  субъекта  Российской Федерации
может  быть  предусмотрено,  что  в  двухпалатном   законодательном
(представительном)  органе субъекта Российской Федерации совместные
заседания палат не проводятся и совместные решения  не  принимаются
либо   палаты   собираются   на  совместные  заседания  в  случаях,
предусмотренных   конституцией   (уставом)   субъекта    Российской
Федерации   (например,   такие   нормы   содержатся  в  Конституции
Кабардино-Балкарской   Республики    и    Конституции    Республики
Башкортостан).
     Императивно предписывая   субъектам    Российской    Федерации
необходимость   проведения  совместных  заседаний  палат  там,  где
действует двухпалатный  законодательный  (представительный)  орган,
Федеральный   закон   "О   порядке  формирования  Совета  Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации" вступает в противоречие
со статьей 73 Конституции Российской Федерации.
     3. Статья 3 Федерального закона "О порядке формирования Совета
Федерации     Федерального     Собрания    Российской    Федерации"
устанавливает,   что    выборы    глав    исполнительных    органов
государственной  власти  субъектов Российской Федерации должны быть
завершены не позднее декабря 1996 года.
     По мнению депутатов Государственной Думы, эта норма регулирует
порядок   замещения   должности   главы   исполнительного    органа
государственной     власти     субъекта    Российской    Федерации,
предусматривая замещение указанной  должности  исключительно  через
выборы,  хотя  установление  этого  порядка  на основании статьи 73
Конституции  Российской  Федерации  относится  к  ведению  субъекта
Российской  Федерации.  Конституцией  (уставом) субъекта Российской
Федерации может быть установлен другой порядок замещения  должности
главы   исполнительного   органа  государственной  власти  субъекта
Российской   Федерации,    например    через    назначение    главы
исполнительного органа высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации  (Конституция  Кабардино-Балкарской   Республики,   Устав
Курганской области).
     На основании  вышеизложенного  Государственная  Дума   считает
содержание  норм Федерального закона "О порядке формирования Совета
Федерации   Федерального   Собрания   Российской   Федерации"    не
соответствующим положениям статьи 4 (часть 2), статьи 10, статьи 15
(часть 1),  статьи 16 (часть 2),  статьи 73,  статьи 76,  статьи 77
(части  1  и  2),  статьи  94  и  статьи  95  (часть 1) Конституции
Российской Федерации.
     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации обращается в Конституционный Суд Российской  Федерации  с
ходатайством   о   проверке   соответствия  Конституции  Российской
Федерации Федерального закона от 5 декабря 1995 года  N  192-ФЗ  "О
порядке   формирования   Совета   Федерации  Федерального  Собрания
Российской Федерации".
     В соответствии  со  статьей  33  Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"  к  настоящему
запросу   прилагается   текст   Федерального   закона   "О  порядке
формирования  Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации", подлежащего проверке.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                              Г.Н.Селезнев


                           ____________

Информация по документу
Читайте также