Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 26.04.2002 № 98

 


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                      Тамбовская областная Дума
                   (третий созыв - заседание шестое)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 апреля 2002 г.             г. Тамбов                           N 98

               О проекте федерального закона N 190026-З
         "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

     Рассмотрев внесенный Правительством Российской  Федерации  проект
федерального     закона     N     190026-З    "Об    обороте    земель
сельскохозяйственного назначения" и заключение  комитета  по  аграрным
вопросам,  экологии  и  природопользованию,  Тамбовская областная Дума
отмечает следующее:
     1. Согласно  пунктам "в" и "к" части первой статьи 72 Конституции
Российской Федерации  вопросы  владения,  пользования  и  распоряжения
землей,  а  также  земельное  законодательство  находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Проект федерального   закона   N   190026-З  "Об  обороте  земель
сельскохозяйственного назначения" предоставляет  субъектам  Российской
Федерации   в   вопросах  использования  земель  сельскохозяйственного
назначения только право  увеличивать  (более  35%)  размеры  земельных
латифундий,  находящихся  в собственности одного лица и аффилированных
ему лиц и расположенных на территории одного административного  района
(ст.  4), иметь преимущественное право покупки продаваемого земельного
участка (при том,  что подавляющее  большинство  субъектов  Российской
Федерации,  в  том  числе и Тамбовская область,  являются дотационными
(ст. 8).
     Субъекту Российской  Федерации  не предоставляется право принятия
собственных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам,  не
урегулированным настоящим законом.  Они,  в соответствии с п. 5 статьи
1,  будут урегулированы нормами "иных  федеральных  законов".  И  даже
землями фонда перераспределения земель, отнесенными Земельным кодексом
к собственности субъектов Российской Федерации (ст.  18), последние не
вправе управлять и распоряжаться иначе, как в порядке, предусмотренном
Правительством Российской Федерации (ст.  80), что противоречит пункту
2  статьи  10  Земельного кодекса,  предусматривающему,  что "субъекты
Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными
участками,   находящимися   в   собственности   субъектов   Российской
Федерации".
     2. Рассматриваемый    проект   закона   разрешает   куплю-продажу
земельных  участков  из   земель   сельскохозяйственного   назначения,
находящихся в частной собственности, и приватизацию земельных участков
из   земель   сельскохозяйственного    назначения,    находящихся    в
государственной и муниципальной собственности (ст. 1).
     Тамбовская областная Дума выступает против  купли-продажи  земель
сельскохозяйственного  назначения,  так  как это приведет к негативным
последствиям  и  разрушению,  в   первую   очередь,   высокоэффективно
работающих сельскохозяйственных предприятий.
     3. Предоставление  права   иностранным   гражданам,   иностранным
юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в
уставном  капитале  которых  доля  иностранных  граждан,   иностранных
юридических  лиц,  лиц  без  гражданства составляет более 50 процентов
приобретать в собственность  земельные  участки  сельскохозяйственного
назначения   (с   некоторыми  приграничными  ограничениями),  учитывая
реальное      экономическое       положение       сельскохозяйственных
товаропроизводителей  и  подавляющего  большинства  населения  страны,
фактически может означать мирную оккупацию территории России со  всеми
вытекающими отсюда последствиями.
     4. Областная Дума  считает  необходимым  исправить,  имеющееся  в
Земельном  кодексе  Российской  Федерации,  противоречие  относительно
состава земель сельскохозяйственного назначения.
     В соответствии   со  статьей  77  Земельного  кодекса  Российской
Федерации   земли,   занятые   зданиями,   строениями,   сооружениями,
используемыми  для  производства,  хранения  и  первичной  переработки
сельскохозяйственной    продукции    входят    в     состав     земель
сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 40 Кодекса
собственник  земельного   участка   имеет   право   возводить   жилые,
производственные,   культурно-бытовые   и   иные  здания,  строения  и
сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка.  В
то же время,  в статье 27 Кодекса содержится норма, предусматривающая,
что    действие    федерального    закона    об     обороте     земель
сельскохозяйственного  назначения  не  распространяется  на  земельные
участки из земель сельскохозяйственного назначения,  занятые зданиями,
строениями,  сооружениями.  Статья  1 законопроекта "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" повторяет данную норму.
     Реализация указанной  нормы  может  привести  к  тому,  что лицо,
ставшее  собственником  производственной  базы   сельскохозяйственного
предприятия,  может  диктовать  свои монопольные условия собственникам
земельных участков сельскохозяйственного назначения и  последних  ждет
незавидное будущее.
     5. Областная  Дума  считает  совершенно  неприемлемым  и  опасным
предлагаемый  в  пункте  1 статьи 12 порядок выдела в натуре земельных
участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок
из    земель    сельскохозяйственного    назначения,    противоречащий
Федеральному закону  "О  сельскохозяйственной  кооперации"  и  уставам
сельскохозяйственных кооперативов.  На практике невозможно осуществить
выдел земельных участков без ущемления  прав  собственников  земельных
долей.   В   результате,   может  значительно  ухудшится  криминальная
обстановка на селе и начаться нескончаемая череда судебных процессов.
     6. В    законопроекте    отсутствуют    нормы,   регламентирующие
ограничения по использованию земель  сельскохозяйственного  назначения
лицами,  не  имеющими  профессиональных  знаний  и практического опыта
работы с землей.
     7. Особую  тревогу  вызывает  положение  статьи 16 законопроекта,
обязывающее   участников   долевой   собственности,   получивших   при
приватизации  сельскохозяйственных  угодий  в  собственность земельные
доли,  обеспечить определение на местности границ находящихся в  общей
собственности   земельных  участков  из  земель  сельскохозяйственного
назначения в соответствии с требованиями землеустройства.  В настоящее
время    это    положение    противоречит   Федеральному   закону   "О
сельскохозяйственной   кооперации",    уставам    сельскохозяйственных
кооперативов,    схемам   очередности   выделения   земельных   долей,
разработанным и  утвержденным  в  соответствии  с  Указами  Президента
Российской Федерации от 27.12.91 N 323,  от 07.03.96 N 337. Реализация
его приведет к росту социальной напряженности на селе и розни.
     8. Областная   Дума   считает,  что  земли  сельскохозяйственного
назначения должны предоставляться в долгосрочную,  в  том  числе  и  в
пожизненную наследуемую аренду.
     На основании изложенного,  руководствуясь статьей 72  Конституции
Российской  Федерации  и  статьей 13 Федерального закона от 24.06.99 N
119-ФЗ "О  принципах  и  порядке  разграничения  предметов  ведения  и
полномочий  между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации",
     Тамбовская областная Дума  п о с т а н о в л я е т:
     1. Рекомендовать  Государственной  Думе   Федерального   Собрания
Российской    Федерации   переработать   предложенный   Правительством
Российской Федерации проект федерального  закона  "Об  обороте  земель
сельскохозяйственного  назначения" с учетом вышеотмеченных замечаний и
предложений.
     2. Обратиться   к   законодательным   (представительным)  органам
субъектов  Российской  Федерации  с  просьбой   поддержать   настоящее
постановление.
     3. Опубликовать постановление в газете "Тамбовская жизнь".


     Председатель
     областной Думы          В.Н.Карев


Информация по документу
Читайте также