Расширенный поиск
Постановление Думы Тамбовской области от 26.02.2003 № 405РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская областная Дума (третий созыв - заседание шестнадцатое) ПОСТАНОВЛЕНИЕ 26 февраля 2003 г. г. Тамбов N 405 О законодательной инициативе по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Тамбовская областная Дума п о с т а н о в л я е т: 1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (прилагается). 2. Назначить официальными представителями Тамбовской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении данного проекта федерального закона Владимира Николаевича Асташко - председателя комитета по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями, депутатским полномочиям и вопросам депутатской этики Тамбовской областной Думы и Николая Ивановича Воробьева - председателя Тамбовской областной избирательной комиссии. 3. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Тамбовской области Т.В.Плетневу, А.А.Пономарева поддержать законодательную инициативу Тамбовской областной Думы. 4. Направить данный проект федерального закона в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Тамбовской областной Думы. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по связям с органами местного самоуправления, общественными организациями, депутатским полномочиям и вопросам депутатской этики областной Думы (В.Н.Асташко). Председатель областной Думы В.Н.Карев ------------------------------ Проект внесен Тамбовской областной Думой Российская Федерация ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Статья 1. Внести в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2253) следующие изменения и дополнения: 1. В статье 10: в пункте 1 третье предложение изложить в следующей редакции: "В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов, выборных должностных лиц (если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования не установлен порядок временного исполнения полномочий выборного должностного лица на оставшийся до очередных выборов срок) или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее, чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.". 2. В статье 18: пункт 8 изложить в следующей редакции: "8. В случае образования многомандатного избирательного округа при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления число мандатов, подлежащих распределению в нем, определяется законом субъекта Российской Федерации (и не может превышать девять)."; 3. В статье 38: из пункта 6 второе предложение ("Установление достоверности подписи избирателя, участника референдума методом опроса запрещается") исключить. 4. В статье 63: пункт 3 изложить в следующей редакции: "3. Степень защиты бюллетеней для выборов в федеральные органы государственной власти определяется федеральным законом. Степень защиты бюллетеней для выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и для выборов в органы местного самоуправления определяется законом субъекта Российской Федерации.". 5. В статье 65: пункт 1 изложить в следующей редакции: "1. Досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации в порядке, установленном в пунктах 2-9 настоящей статьи, не проводится.". В пункте 2 слова "в органы местного самоуправления, местного референдума" исключить. 6. В статье 66: пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания: "Голосование вне помещения для голосования в сельских населенных пунктах, в которых не образованы избирательные участки, участки референдума, и которые удалены не менее чем на три километра от населенных пунктов, в которых имеются избирательные участки, участки для голосования на референдуме, может проводиться без предварительного обращения избирателей, участников референдума в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума, но с соблюдением требований пункта 3 статьи 3 и настоящей статьи. Перечень таких населенных пунктов устанавливается законом субъекта Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня голосования и публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 15 дней до дня голосования.". 7. В статье 68: В пункте 12 пятое предложение изложить в следующей редакции "В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, избирательная комиссия обязана незамедлительно проверить обстоятельства такого положения. В случае установления фактов подлога, иного умышленного искажения результатов волеизъявления избирателей, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования.". 8. В статье 70: пункт 9 изложить в следующей редакции: "9. Соответствующая комиссия признает итоги голосования на избирательном участке, на части территории избирательного округа, округа референдума недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума; б) по решению суда. Результаты выборов, референдума в целом по избирательному округу, округу референдума не могут быть отменены избирательной комиссией, организующей выборы.". 9. В статье 71: пункт 13 изложить в следующей редакции: "13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым, в случае отмены решения о регистрации избранного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного выборного должностного лица, избирательная комиссия принимает решение о регистрации выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.". Дополнить пункт 13 абзацем вторым следующего содержания: "Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен порядок замещения вакантного депутатского мандата в многомандатном избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления на оставшийся срок полномочий путем признания депутатом кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей после досрочного прекратившего полномочия депутата, но больше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов". 10. В статье 77: пункт 1 изложить в следующей редакции: "1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующего проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, может отменить решение нижестоящей комиссии и признать итоги голосования на части территориального округа, на избирательном участке, участке референдума недействительными.". Дополнить пункт 1 абзацем вторым следующего содержания: "Результаты выборов, референдума в целом по округу могут быть отменены только судом, если допущенные при проведении выборов, референдума нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.". В пункте 6 слова "избирательной комиссией или" исключить. Статья 2. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 12 июля 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 сентября 2002 г. N 119-ФЗ) позволяет на достаточно высоком качественном уровне обеспечивать реализацию гражданам России конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, организованно и гласно проводить выборы в стране. Вместе с тем практика проведения региональных и муниципальных выборов, а также правотворческий процесс приведения регионального избирательного законодательства в соответствии с указанным Федеральным законом обнаружили ряд существенных недостатков данного закона, требующих устранения и исправления. Основной недостаток указанного Федерального закона в том, что он содержит, на наш взгляд, ряд необоснованных ограничений и запретов, создающих дополнительные трудности и проблемы в реализации избирательных прав граждан на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований при подготовке и проведении соответствующих региональных и муниципальных выборов. Закон слишком одномерно, без необходимой дифференциации регулирует избирательный процесс применительно ко всем видам федеральных, региональных и муниципальных выборов, "забывая" о специфике последних. Некоторые из норм действующего закона не только не обеспечивают гарантии избирательных прав, но и не позволяют законодателям субъектов Российской Федерации создавать дополнительные условия и процедуры их реализации, наиболее эффективно и качественно регулировать избирательный процесс при проведении региональных и муниципальных выборов. Предлагаемый для рассмотрения законопроект предоставляет (на основе конституционного принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами) ряд дополнительных возможностей субъектам Российской Федерации в упрочении гарантий избирательных прав граждан. В условиях федеративной России принятие этого закона позволит наиболее эффективно и качественно регулировать избирательный процесс с учетом административно-территориального деления, социального состава и численности населения, других региональных и местных условий и особенностей применительно к выборам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, особенно, органов местного самоуправления. 1. Необходимо уточнить положения статьи 10 (пункт 1) Федерального закона о порядке назначения выборов, предусмотрев возможность временного исполнения (до очередных выборов) полномочий лица, занимающего выборную муниципальную должность, в случае их досрочного прекращения, как это предусмотрено законодательством о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований и осуществлялось на практике. Это позволит избежать экономически обременительных внеочередных местных выборов. 2. В статье 18 (пункт 8) Федерального закона предлагается отменить существующее ограничение для всех выборов на число мандатов (не более 5), подлежащих распределению в многомандатном избирательном округе, и предоставить право регулирования этого вопроса субъектам Российской Федерации. Недавно введенное в этот пункт положение о том, что данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка, не только ничего не дает для практического решения вопросов подготовки и проведения муниципальных выборов, а еще больше ужесточает ограничение. Само по себе ограничение избирательного округа именно пятью мандатами для региональных выборов никакого практического значения не имеет. В тоже время в нынешнем виде данная норма не учитывает специфику местных выборов в малочисленных муниципальных образованиях (сельсоветах, волостях и т.п.), где выборы без каких-либо нарушений закона и затруднений для избирателей могут проводиться по пяти-девятимандатным округам, что имело место во многих регионах, в том числе в Тамбовской области, включающей в себя более 350 подобных муниципальных образований. Большинство представительных органов малочисленных муниципальных образований (таких как "село", "сельсовет", "волость", "поссовет") вполне могут избираться по единому многомандатному (7-9 мандатов) округу, включающему в себя всю территорию соответствующей волости или сельсовета. При этом в муниципальном образовании несколько сел, деревень и, значит, как правило, не один, а несколько избирательных участков. Проведение выборов по данной схеме оправдано как организационно (в маленьком сельсовете 10 кандидатов на 7 мандатный округ набирается, а 14 на 7 одномандатных округов - далеко не всегда), так и экономически (меньше финансовых и иных материальных затрат на многочисленные окружные избирательные комиссии). 3. Содержащийся в статье 38 (пункт 6) Федерального закона запрет на установление достоверности подписи избирателя (участника референдума) методом опроса предлагается исключить, поскольку он не соответствует потребностям избирательной практики, не согласуется с другими положениями закона, обязывающими избирательные комиссии проводить проверки достоверности подписей, представленных в поддержку кандидатов и избирательных объединений. Любая проверка достоверности подписи (даже с участием специалиста-почерковеда либо с использованием экспертизы) не может быть проведена без опроса избирателя, т.е. без вопроса к нему о принадлежности проверяемой подписи. Если эта самая простая форма проверки не может быть использована, то зачем вообще юридическая обязанность избирательных комиссий осуществлять проверку достоверности подписей. 4. В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Федерального закона для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления необходимо изготовление бюллетеней с использованием специальной бумаги (бумаги с водяными знаками или цветной бумаги) или специальной краски с нанесением на бланк бюллетеня типографским способом надписи микрошрифтом или защитной сетки, а для выборов в органы местного самоуправления - бюллетеней с использованием цветной бумаги или специальной краски или с нанесением типографским способом цветного фона, с нанесением на бланк бюллетеня типографским способом надписи микрошрифтом или защитной сетки. Для того, чтобы изготовить такие избирательные бюллетени, требуется специальная бумага, изготавливаемая на единственной в стране Краснокамской бумажной фабрике (Пермская область). Наносить защитную сетку и надписи микрошрифтом на эту бумагу имеют право не все полиграфические предприятия, а только те, которые имеют лицензию Минфина России на изготовление бланков ценных бумаг. В связи с этим резко возрастают дополнительные полиграфические, транспортные и иные расходы. В результате только изготовление избирательных бюллетеней потребует увеличения расходов на проведение выборов в десятки раз. Кроме того, бюллетени, которые станут по стоимости эквивалентом денежных купюр, потребуют денежных средств для обеспечения их хранения. Между тем, как показывает многолетний отечественный и зарубежный опыт проведения выборов, практической необходимости в применении столь сложных способов защиты бюллетеней нет. Предлагаемая в статью 63 Закона поправка дает субъектам Федерации возможность самим определять степень защиты избирательных бюллетеней, что позволит избежать огромных необоснованных расходов бюджетных средств на проведение выборов. 5. Федеральным законом (статья 65) запрещена теперь возможность проведения досрочного голосования в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (глав исполнительной власти, депутатов законодательных органов). Тем самым федеральный законодатель лишает права участвовать в выборах ни одну тысячу избирателей лишь потому, что на отдельных избирательных участках в некоторых регионах страны количество досрочно проголосовавших на выборах доходило до 30 процентов от общего числа. В то же время для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации это не являлось проблемой. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев досрочное голосование осуществлялось в соответствии с законом без нарушений. Доля голосующих досрочно в общем количестве участвующих в выборах ничтожно мала (как правило не превышает 0,5-1 процента) и никак не предопределяла результаты выборов. Вместо этого регионам предоставлены права установления законом субъекта Российской Федерации возможности голосования по почте, что усложняет процедуру голосования и не гарантирует избирательный процесс от нарушений. Использование открепительных удостоверений также не решает проблему в масштабах региона. К тому же это приводит к дополнительным затратам бюджетных средств и усложняет процедуру голосования для избирателей, обязывая их прибывать в избирательную комиссию дважды. 6. Федеральным законом (статья 66) строго регламентирован порядок голосования вне помещения для голосования. Более того, в нынешней редакции данная норма (пункт 1) ужесточила требования к избирателям. Проголосовать могут только те, кто по состоянию здоровья и инвалидности (исключая другие уважительные причины) не может прибыть в помещение для голосования и предварительно подал заявление в участковую избирательную комиссию. Данная норма не учитывает ни практику непрерывно работающих предприятий, ни дежурства, ни, тем более, специфику сельской местности. Во многих сельских населенных пунктах нет избирательных участков, а их удаленность от населенных пунктов, в которых участки располагаются, достигает десяти и более километров. Пассажирское сообщение между ними отсутствует. Бывает, что и телефонной связи нет. Так, например, в Тамбовской области в 884 сельских населенных пунктах (в которых проживает 53510 избирателей), нет избирательных участков. Из них: 312 сел и деревень расположены на расстоянии от 3 до 6 км от избирательных участков (в них проживает более 16800 избирателей); 94 - на расстоянии от 6 до 10 км (4150 избирателей); 38 населенных пунктов - на расстоянии свыше 10 км (свыше 1000 избирателей). В связи с этим, в целях обеспечения гарантий избирательных прав граждан, предлагается дополнение в статью 66 Федерального закона. В этом случае законом субъекта РФ утверждается перечень сельских населенных пунктов, в которых голосование вне помещения для голосования можно проводить без предварительных заявлений по спискам избирателей соответствующих населенных пунктов, но в соответствии с требованиями принципа добровольности (пункт 3 статьи 3 Федерального закона) и иных норм действующего законодательства, регламентирующих порядок такого голосования. 7. В целях повышения гарантий защиты избирательного права лиц, проголосовавших на дому, предлагается поправка в статью 68 (пункт 12) Федерального закона. Суть ее в том, чтобы ужесточить условия признания всех избирательных бюллетеней в переносном ящике недействительными в случае, если их количество окажется больше числа (даже на один) заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней. Прежде чем принимать такое решение, аннулирующее голоса многих избирателей и влияющее на итоги голосования и результаты выборов, избирательная комиссия обязана проверить обстоятельства такого расхождения - между количеством бюллетеней в урне и числом заявлений избирателей с отметками о их получении. На практике имели место случаи, когда выяснялось, что два избирателя, голосовавшие на дому (муж и жена), расписывались за получение бюллетеней на одном заявлении. Разве такое или иное формальное нарушение может служить безусловным основанием для того, чтобы участковая избирательная комиссия признала все бюллетени в урне недействительными, аннулировав тем самым голоса многих избирателей при проведении выборов. Только в случае установления фактов подлога, иного умышленного искажения результатов волеизъявления избирателей (а не в результате технической ошибки или небрежности) все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии должны признаваться недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов избирательной комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. 8. Новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не только упрочил статус избирательных комиссий всех уровней, но и повысил их ответственность за законность решений и действий. Тем не менее, вопрос о статусе и полномочиях избирательных комиссий остается актуальным и вновь напомнил о себе при определении результатов выборов губернатора Красноярского края. Теперь избирательным комиссиям запрещено осуществлять несвойственные им функции - отменять регистрацию уже зарегистрированных кандидатов. Их задача - подготовка и проведение выборов, обеспечение надлежащих организационно-технических, информационных и иных условий для свободного волеизъявления избирателей и достоверное установление результатов такого волеизъявления. Теперь надо решить и следующий вопрос - законодательно запретить избирательным комиссиям, организующим выборы и устанавливающим (протоколирующим) итоги народного волеизъявления, самостоятельно отменять результаты выборов в целом по округу (за исключением отмены итогов голосования на части территории избирательного округа либо на отдельных избирательных участках). Это не дело избирательных комиссий. В полномочия избирательной комиссии не входит ни борьба с криминалом и коррупцией, ни содействие процветанию какого-то региона, ни защита политических интересов какой бы то ни было партии либо иной влиятельной структуры. Избирательные комиссии не могут и не должны выполнять функции правоохранительных органов. Вопросами отмены результатов выборов должны заниматься только суды в соответствии и на основе норм гражданского процессуального законодательства. Причем основания для такого важного решения об отмене волеизъявления многих тысяч избирателей должны быть только правовые и безусловно доказывающие искажение волеизъявления. В связи с этим предлагаются соответствующие поправки в статьи 70 и 77 Федерального закона. 9. Предлагается дополнить статью 71 Федерального закона положением, предоставляющим законодателям субъекта Российской Федерации самостоятельно определять порядок замещения вакантного мандата в многомандатном избирательном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления на оставшийся срок полномочий путем признания депутатом кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей после досрочно прекратившего полномочия депутата - при условии, что оно больше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Подобная практика имела место во многих регионах России. Она не противоречит демократическим принципам и международным стандартам. В то же время позволяет избегать многочисленных, локальных и экономически обременительных выборов депутатов представительных органов местного самоуправления. К тому же следует учитывать, что основные выборы депутатов муниципальных Советов проводятся, как правило, по многомандатным округам, а дополнительные выборы в таком случае приходится проводить, преобразуя округ в одномандатный, что не соответствует принципу равноправия кандидатов на выборах в один и тот же представительный орган. Реализация данного законопроекта не потребует материальных и финансовых затрат и внесения изменений в другие федеральные законы. Председатель областной Думы В.Н.Карев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|