Расширенный поиск
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 09.04.1997 № 1306-II ГДПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации и статьями 36, 37, 38, 84, 85, 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", п о с т а н о в л я е т: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с прилагаемым запросом о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, принятой Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года, опубликованной издательско-полиграфическим комплексом при Секретариате Государственного Собрания Республики Башкортостан в городе Уфе в 1996 году, статьи 2 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан", принятого Верховным Советом Республики Башкортостан 30 октября 1991 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан, принятым Верховным Советом Республики Башкортостан 4 ноября 1993 года и опубликованным в газете "Советская Башкирия" от 6 ноября 1993 года N 216(22944), и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан", принятого Верховным Советом Республики Башкортостан 31 октября 1991 года с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан, принятым Верховным Советом Республики Башкортостан 4 ноября 1993 года и опубликованным в газете "Советская Башкирия" от 6 ноября 1993 года N 216(22944). 2. Поручить депутату Государственной Думы кандидату юридических наук Александрову Алексею Ивановичу представлять Государственную Думу при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев Москва 9 апреля 1997 года N 1306-II ГД __________________ ЗАПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Конституционный Суд Российской Федерации О соответствии Конституции Российской Федерации статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, статьи 2 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) в лице депутата Государственной Думы Александрова Алексея Ивановича на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 апреля 1997 года N 1306-II ГД и в соответствии со статьей 125 (часть 2, пункт "б") Конституции Российской Федерации, статьями 36, 37, 38, 84, 85, 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, принятой Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года и опубликованной издательско-полиграфическим комплексом при Секретариате Государственного Собрания Республики Башкортостан в городе Уфе в 1996 году, статьи 2 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан", принятого Верховным Советом Республики Башкортостан 30 октября 1991 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан, принятым Верховным Советом Республики Башкортостан 4 ноября 1993 года и опубликованным в газете "Советская Башкирия" от 6 ноября 1993 года N 216(22944), и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан", принятого Верховным Советом Республики Башкортостан 31 октября 1991 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан, принятым Верховным Советом Республики Башкортостан 4 ноября 1993 года и опубликованным в газете "Советская Башкирия" от 6 ноября 1993 года N 216(22944). Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли перечисленные нормы Конституции Республики Башкортостан, Законов Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и "О выборах Президента Республики Башкортостан" Конституции Российской Федерации. Допустимость данного запроса согласно части второй статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" определяется тем, что республиканская Конституция и республиканские законы, содержащие основные принципы и порядок подготовки и проведения выборов Президента Республики Башкортостан, в то же время затрагивают вопросы реализации и обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, относящиеся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 (часть 1 пункт "б") Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе его избирательных прав, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Согласно статье 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принятый в соответствии с указанными конституционными нормами Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) является основополагающим по отношению к республиканским законам и подлежит действию на всей территории Российской Федерации. Согласно статье 4 (часть 2) Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. На основании статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, закрепляющей приоритет федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, положения республиканских законов не могут противоречить Федеральному закону. Вместе с тем перечисленные нормы республиканской Конституции и республиканских законов нарушают приоритет Конституции Российской Федерации и федеральных законов в данной сфере, ограничивая избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Башкортостан, и не обеспечивая тем самым гарантий их осуществления, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом. Так, в соответствии с положениями статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, статьи 2 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и статьи 1 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" Президентом Республики Башкортостан может быть избран только гражданин Республики Башкортостан не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Республики Башкортостан не менее десяти лет и владеющий башкирским и русским языками. Это противоречит статье 6 (часть 2) и статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Указанные конституционные нормы в полной мере относятся и к избирательным правам граждан Российской Федерации, закрепленным статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, что нашло отражение в статье 4 Федерального закона. Ограничительные цензы, установленные Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан для кандидатов на должность Президента Республики Башкортостан, представляются противоречащими Конституции Российской Федерации, ограничивающими права личности, вводящими дискриминацию граждан Российской Федерации по языковому признаку. Условие обязательного владения башкирским языком ограничивает указанное право граждан, при этом не принимаются во внимание закрепленные соответственно статьей 37 (часть 1) и статьей 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации свободный характер труда и запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам языковой принадлежности. Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, а часть 4 указанной статьи Конституции Российской Федерации закрепляет право равного доступа к государственной службе. Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Некоторые ограничения пассивного избирательного права граждан предусмотрены статьей 4 Федерального закона. Кроме того, в соответствии с данной нормой законами и иными нормативными правовыми актами органов законодательной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином указанного права. При этом данные условия могут быть связаны только с достижением гражданином определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории (соответственно уровню проводимых выборов). Статья 7 республиканского закона "О выборах Президента Республики Башкортостан" противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального закона, которая устанавливает, что максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, тогда как статья 7 республиканского закона требует поддержки выдвигаемой кандидатуры не менее чем 100 тысячами граждан Республики Башкортостан, обладающих избирательным правом. Между тем согласно официальным данным на момент второго тура выборов Президента Российской Федерации 3 июля 1996 года в Республике Башкортостан было зарегистрировано 2 851 338 избирателей. Таким образом, 100 тысяч человек составляют 3,5 процента от общего числа избирателей Республики Башкортостан. Следовательно, предписанная норма республиканского закона существенно изменяет данную норму Федерального закона и ограничивает избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Башкортостан. Это противоречит как статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, так и статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, устанавливающей приоритет федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по отношению к законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. На основании вышеизложенного Государственная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации признать статью 92 Конституции Республики Башкортостан, статью 2 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и статьи 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" не соответствующими Конституции Российской Федерации и не подлежащими действию. Приложения: 1. Копии текстов постановления и запроса в 30 экземплярах. 2. Тексты статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, статьи 2 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" в 31 экземпляре. 3. Справка о числе избирателей в Республике Башкортостан в 31 экземпляре. 4. Документ об уплате государственной пошлины с 30 копиями. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|