Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 15.02.2008 № 942

 


                      ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 февраля 2008 г.            г. Тамбов                          N 942

    О сообщении главы администрации области о положении в области
     и основных направлениях ее социально-экономического развития

     Заслушав сообщение главы  администрации  области  о  положении  в
области и основных направлениях ее социально-экономического развития в
соответствии  со  статьей  75  Устава  (Основного  Закона)  Тамбовской
области,

     Тамбовская областная Дума  п о с т а н о в л я е т:

     1. Принять  к  сведению  сообщение  главы  администрации  области
О.И.Бетина  о  положении  в  области  и   основных   направлениях   ее
социально-экономического развития.
     2. Предложить администрации области совместно с органами местного
самоуправления  продолжить  работу  по  реализации  задач  дальнейшего
социально-экономического развития области.
     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
комитеты областной Думы.
     
     
     Председатель областной
     Думы             В.Н.Карев


       Уважаемые депутаты областной Думы, участники заседания!
                      Уважаемые жители области!

     Ежегодные сообщения,  а фактически прямые обращения к тамбовчанам
стали   значимым  инструментом  объединения  людей  для  творческой  и
созидательной деятельности,  инструментом реальной демократии. Поэтому
все мы,  участники таких заседаний,  обязаны делать все, чтобы довести
до подавляющего  большинства  жителей  Тамбовщины  цели  и  результаты
сегодняшних преобразований, сделать людей не только сторонниками, но и
непосредственными   участниками   этой   работы.   Поскольку    именно
пассивность  до  сих пор является главным сдерживающим фактором нашего
движения вперед.
     Убежден, что   только   активная  совместная  работа,  выверенная
стратегия и конкретные решения по каждому отдельному  направлению,  по
каждой  территории,  могут  дать  ожидаемый результат.  Поэтому каждое
сообщение главы администрации области следует  рассматривать  как  наш
общий план обустройства Тамбовщины.
     Сегодняшнее сообщение девятое с тех  пор,  как  мы  приступили  к
восстановлению экономики,  а затем и полномасштабному развитию области
после десятилетия кризиса и смуты.
     В обстановке  неплатежей  в  бюджет и суррогатных взаиморасчетов,
острой нехватки топлива и "веерных" отключений электричества, огромных
долгов  по  выплате  зарплат  и  пособий  пришлось  начинать работу по
наведению порядка в области.  Ежеквартально на  совещаниях  говорилось
только об одном - поступлении средств в бюджет.
     Тогда же,  в середине 2000-го,  в первом послании  Президента  РФ
Владимира  Владимировича Путина был выдвинут новый курс в политике.  В
нем говорилось: "Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов
власти  или  как  на хозяйственный организм.  Но Россия - это,  прежде
всего,  люди,  которые считают  ее  своим  домом.  Их  благополучие  и
достойная жизнь - главная задача власти, любой власти".
     Все эти годы вместе с Президентом РФ мы неизменно следовали этому
курсу.  Сегодня переходный и восстановительный периоды пройдены, можно
уже говорить о результатах.
     Эта тема  активно  поднимается  и  в  ходе предвыборной агитации.
Нередко самыми оголтелыми критиками становятся те,  кто ранее был  при
власти  и  не  сумел  ею  распорядиться.  Не получили доверия у людей,
провалились на выборах,  а теперь передергивают и искажают факты. Есть
и  те,  кто  собственные  амбиции  ставят  выше решения общих проблем.
Примером может служить недавний срыв движения общественного транспорта
в  Тамбове.  За  всем  этим  подспудно  стоят  не простые водители,  а
известные руководители и даже избранники народа.
     Опыт свидетельствует, что политические позиции власти сильны там,
где динамично развивается экономика,  и люди ощущают  улучшение  своей
жизни.   Как   показывают   опросы,  большинство  тамбовчан  разделяет
позитивный социальный настрой,  утвердившийся в области  и  стране.  И
никакие  попытки раскачать ситуацию,  нарушить стабильность в обществе
перед выборами не способны помешать нашему развитию.
     И Россия, и Тамбовщина во многом изменились.
     За период с 2000 по 2007 годы прирост промышленного  производства
в  области  составил 68,8 процента (по России - 56,2%).  Это в среднем
6,8 процента в год (по России - 5,7%).  В прошлом году этот показатель
превысил 14 процентов, что было впервые за многие предшествующие годы.
     Особо хотелось бы сказать о самой тяжелой и значимой для  области
сфере экономики - сельском хозяйстве.
     Стоимость валовой продукции сельского  хозяйства,  по  оценке  за
2007  год,  составила  более 26,5 млрд.  рублей,  или 103,5 процента к
уровню   2006   года.   Область   восстановила   дореформенный   объем
сельскохозяйственного производства. За 2000-2007 годы его производство
в области увеличилось на 50,2 процента (по России  -  34,2  процента),
среднегодовой темп роста составил 105,2 процента (по РФ - 103,7).
     Объем инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса в
2007 году превысил 3,6 млрд.  рублей.  Для сравнения, в 1999-м году он
был всего лишь 193 млн. рублей. Посудите сами, несравнимые цифры.
     Прибыль сельхозпредприятий за прошлый год приблизилась к полутора
миллиардам рублей.  Ее получили не менее 80 процентов  всех  хозяйств.
Интенсивные  технологии  применялись  на  40  процентах (340 тыс.  га)
площадей зерновых,  74  процентах  (70  тыс.  га)  сахарной  свеклы  и
четверти посевов подсолнечника (55 тыс. га).
     Преодолен спад производства мяса и молока.  На сегодня это  самый
сложный  участок  работы всего агропромышленного комплекса области.  В
прошлом году по всем категориям хозяйств произведено  87,2  тыс.  тонн
мяса скота и птицы,  281 тыс.  тонн молока,  что значительно превышает
собственные потребности области.
     Принятые областной  Думой  решения  по  предложению администрации
области  о  выделении  молочному  животноводству  субсидий,  а   также
изменение  закупочных цен,  сделали его прибыльным.  Рентабельность за
прошлый год составила 10 процентов.  Это создает  хорошие  перспективы
для его развития.
     В соответствии с  национальным  проектом  "Развитие  АПК"  начато
строительство девяти свиноводческих комплексов и ферм.  Первые очереди
некоторых из них должны дать отдачу уже в  этом  году,  с  выходом  на
полную  мощность  дополнительного  производства в объеме 57 тыс.  тонн
свинины в 2012 году, а в перспективе - до 145 тыс. тонн в год.
     Ведется подготовка,    а   в   отдельных   случаях   уже   начато
строительство,  четырнадцати  молочных  ферм  на  19,2  тысяч   коров.
Производство  молока  в  них  должно  дополнительно составить 115 тыс.
тонн.
     Общая стоимость  капиталовложений в мясное животноводство области
составит 27 млрд. рублей, в молочное - 9,6 млрд. рублей.
     За два года реализации нацпроекта создано 62 сельскохозяйственных
потребительских  кооператива  различной   направленности.   Но,   надо
признать,  они  еще не набрали полной силы.  В целом же малыми формами
хозяйствования в  прошлом  году  привлечено  более  1,3  млрд.  рублей
кредитов, что больше, чем намечалось сетевым графиком, согласованным с
Минсельхозом РФ.  Для  этого  было  выделено  муниципальных  залоговых
обязательств  на  87,9  млн.  рублей  и  на  99,6  млн.  рублей  -  из
регионального залогового фонда.
     С нынешнего    года    национальный    проект    в    сфере   АПК
преобразовывается в государственную программу.  Государственной  Думой
утверждены  ее  параметры  и  гораздо  большие объемы финансирования с
учетом комплексного развития сельских территорий.  Для вхождения в эту
программу  в  порядке  софинансирования,  а  также  для реализации мер
поддержки   агропромышленного   комплекса    в    областном    бюджете
предусмотрено  900  млн.  рублей,  или  в  полтора раза больше,  чем в
предыдущие годы.
     Реализация национального   проекта  в  области  агропромышленного
комплекса показала,  что это живой и очень чувствительный  к  новациям
организм.  Без его интенсификации,  без комплексных мер по устойчивому
развитию сельских территорий, нет будущего ни у одного государства.
     Глубокие изменения  происходят  и  в  сфере  образования области.
Интегрируя   возможности   одноименного   национального   проекта    с
собственными,  мы приступили к системным преобразованиям в этой сфере.
За последние два года финансовые вложения в ее развитие составили  1,5
млрд.  рублей,  в  том  числе  почти  700  миллионов - это федеральные
средства,  предусмотренные  национальным  проектом.   Эффективное   их
использование было и остается определяющим фактором развития.
     Три года  назад  мы  ввели  нормативный  принцип   финансирования
учреждений  общего  образования.  Ставилась  задача  обеспечить прямую
зависимость качества работы учителя  от  уровня  заработной  платы.  В
результате  ее увеличение составило в среднем по отрасли 40 процентов,
у лучших учителей - вдвое больше.
     Положительные результаты  дало  предоставление  школам финансовой
самостоятельности.  Приведение в действие этих, внутренних резервов, в
сочетании  с  комплексными  мерами  по  созданию  современных  условий
обучения   позволило   активизировать   процессы    развития    общего
образования.
     За минувшие восемь лет в области введено более 7,5  тысячи  новых
ученических    мест.    Участие    в    нацпроекте    позволило    все
общеобразовательные  учреждения  подключить  к   сети   Интернет,   70
процентов  - обеспечить мультимедийной техникой.  40 процентов средних
школ сегодня используют интерактивные доски.  За  последние  два  года
количество   школьников,   обучающихся   в   полностью   оснащенных  и
оборудованных классах выросло с 3 до 35 процентов (по России -  до  17
процентов). Требование национального проекта - довести этот показатель
по области в ближайшие два года до 70 процентов.
     Нам удалось  увеличить  до  54  процентов  охват детей дошкольным
образованием,  активизировать процесс расширения образовательной  сети
за    счет   открытия   учреждений   дополнительного   образования   и
социокультурных комплексов.  Сегодня их в области работает  уже  более
ста. 132 школьных автобуса доставляют детей в школы и обратно.
     У людей нередко вызывает тревогу закрытие  малокомплектных  школ.
Такие  настроения,  подчас,  подогреваются или из-за незнания,  или по
злому умыслу.  Хочу всем сказать:  задача заключается  не  в  закрытии
школ,  а,  наоборот,  в  создании  условий  для качественного обучения
детей, равной доступности к знаниям.
     Сегодня численность  детей  растет.  Здания и свободные помещения
школ можно использовать для  дошкольного  воспитания,  организации  на
селе   культурно-массовых   мероприятий,  оказания  социальных  услуг,
внешкольной работы с детьми. Вот почему нам так ценен накопленный опыт
функционирования  социально-культурных  комплексов.  И в городе,  и на
селе  они  востребованы  самой  жизнью.  Но  обязательным  требованием
является доведение до современных стандартов организации в них работы,
а также содержания и оснащения самих зданий.
     Новым направлением    в    реализации    национального    проекта
"Образование" стала разработка эффективных моделей организации питания
школьников. Область приняла в феврале текущего года участие в конкурсе
экспериментальных проектов.  Наш проект признан вторым из 37 регионов,
подавших заявки.  По решению конкурсной комиссии,  озвученного недавно
Д.А.Медведевым,  мы можем получить на исполнение  своего  проекта  180
млн. рублей.
     Кроме того,  итоги модернизации образования за 2007 год позволяют
нам  рассчитывать,  что  и  в  текущем  году  в  полном  объеме  будет
продолжено  федеральное  финансирование  всего  комплекса  мероприятий
согласно выигранному год назад гранту на модернизацию образования.
     Возросший за  последние  годы  экономический  потенциал   области
предъявляет новые требования к подготовке профессиональных кадров. Это
вызвало необходимость реструктуризации системы начального  и  среднего
профессионального   образования.  Совместно  с  работодателями  создан
механизм формирования и конкурсного размещения заказов  на  подготовку
квалифицированных  рабочих  кадров и специалистов.  В результате на 60
процентов сбалансированы спрос  и  предложения  на  рынке  труда,  что
создало   условия   для  более  эффективного  трудоустройства  молодых
специалистов.
     Однако наиболее   существенный  комплекс  нововведений  предстоит
провести в  ближайшие  годы.  По  территориально-отраслевому  принципу
должны  быть  реструктуризированы  все  учреждения  профобразования  в
крупные  многоуровневые  колледжи.  Продолжится  работа  по   созданию
центров сертификации профессиональных квалификаций рабочих кадров. Уже
сегодня они используются в таких отраслях, как строительство, сельское
хозяйство,  транспорт,  пищевая промышленность.  Именно в этой системе
механизм  частно-государственного  партнерства  должен  заработать   в
полной мере.
     На правительственном  уровне  поддержан  вопрос  об  открытии   в
Тамбове  первой в России межрегиональной академии футбола.  Работа уже
идет.  Наряду с вводом в этом году других  спортивных  комплексов  это
событие  даст  новый  импульс  развитию  на  Тамбовщине  физкультуры и
спорта.
     В образовательной   сфере   предстоит  и  далее  совершенствовать
систему обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с
экономическим и гуманитарным развитием и вызовами времени.  Объявлено,
что реализация национального проекта "Образование" будет продолжена до
2010 года.
     Если говорить о результатах реализации  нацпроекта  "Здоровье"  у
нас  в  области,  то  увеличение  в два с лишним раза заработной платы
специалистов и работников первичной медико-санитарной помощи сразу  же
сказалось  на  повышении  уровня  ее комплектации врачебными кадрами и
средним медицинским персоналом.  Это касается всех: участковой службы,
фельдшерско-акушерских пунктов, станций скорой помощи.
     Стопроцентное обновление   автотранспорта   учреждений,   которые
оказывают такую помощь,  дало возможность сократить время ее ожидания.
Современное   техническое   оснащение   сказалось   на   эффективности
неотложной помощи.
     В течение ближайших двух лет необходимое  оборудование  будет  во
всем  первичном  звене медицинских учреждений.  Теперь не менее важная
задача - комплектация оборудованием и кадрами специалистов создаваемых
межрайонных центров, внедрение высоких технологий в областных лечебных
учреждениях.
     В целях подготовки врачебных кадров в ТГУ имени Г.Р.Державина был
открыт  медицинский  факультет,  осуществлен  строго  по  направлениям
первый набор студентов.
     Продолжена реконструкция   областной,   областной    детской    и
психиатрической  больниц.  В  прошлом  году  на  территории  областной
больницы завершено строительство  и  полное  оснащение  по  последнему
слову техники онкологического диспансера.  Стоимость установленной там
аппаратуры составила более  58  млн.  рублей.  Заключены  договора  на
поставку   оборудования,   ведется  ремонт  помещений  для  проведения
гемодиализа.  На  сегодня  это  одна  из  самых   острых   проблем   в
здравоохранении    области.    Здесь    же   строится   новый   корпус
эндокринологического и пульмонологического отделений.  Для  них  также
будет  поставлено  по  лизинговой  схеме современное диагностическое и
лечебное  оборудование   на   сумму   свыше   317   млн.   рублей.   К
профессиональному   празднику   медицинских  работников  намечен  ввод
строящегося корпуса в областной психиатрической больнице.  Будут также
продолжены работы по развитию областной детской больницы.
     Наши жители не могли не заметить усиления работы по иммунизации и
диспансеризации,   что   незамедлило  сказаться  на  снижении  уровней
заболеваемости и утраты трудоспособности.
     Более широкие  возможности  для лечения заболеваний открылись для
людей,  нуждающихся в  высокотехнологической  медицинской  помощи.  За
период действия нацпроекта ее смогли получить около 2000 тамбовчан.
     Одной из серьезных проблем  текущего  года  является  обеспечение
льготных  категорий граждан лекарственными средствами.  Забота об этом
теперь возложена на регионы.  Поэтому  мы  обязаны  обеспечить  четкую
организацию  и контроль за поставками медикаментов,  выпиской лекарств
лечебными учреждениями и их отпуском аптечными организациями.  Об этом
недавно шел разговор на расширенном совещании в администрации области.
Требует скорейшего решения на федеральном уровне вопрос об  увеличении
финансирования расходов на эти цели.  В противном случае их надо будет
искать в своем бюджете.
     Впечатляющим результатом   реализации   нацпроекта  стала  работа
по-новому     учреждений      родовспоможения.      Укрепилась      их
материально-техническая  база,  улучшилось  лекарственное обеспечение,
возросла заработная плата медработников.  В итоге произошло  повышение
качества   оказания  помощи  женщинам  и  новорожденным  детям.  Не  в
последнюю очередь это сказалось на повышении рождаемости  в  целом  по
области,  что  можно  рассматривать  как  первое  пусть маленькое,  но
все-таки достижение в выправлении демографической ситуации.  В прошлом
году  было  зарегистрировано  без  малого 10 тысяч новорожденных,  что
почти на 7 процентов больше, чем в 2006 году.
     В области принят ряд специальных законодательных актов.  Это дало
возможность повысить размер ежемесячного денежного пособия по уходу за
ребенком  до  полутора  лет  для  работающих и неработающих женщин.  В
прошлом году его  получили  19  тысяч  молодых  матерей,  в  целом  им
выплачено  316  млн.  рублей.  С  7  до  10  тысяч  рублей увеличилась
стоимость родового сертификата.  В результате дополнительные  средства
были  направлены  на лекарственное обеспечение женщин и новорожденных,
поднялась  оплата  труда  персонала  роддомов   и   детских   лечебных
учреждений.
     Для того,  чтобы качественно улучшить акушерскую помощь,  процесс
выхаживания   новорожденных,   повлиять   на   снижение   младенческой
смертности,  необходимо  спланировать  создание  регионального  центра
"Мать и дитя".
     Другая сторона проблемы - высокая смертность взрослого населения.
И  хотя  за  последний  год  ее  уровень  в  области  резко  снизился,
смертность значительно превышает рождаемость. Настораживает то, что от
общего   числа   умерших   высокий   процент   приходиться  на  мужчин
трудоспособного    возраста.    В     числе     причин     преобладают
сердечно-сосудистые  заболевания,  злокачественные  новообразования  и
внешний фактор.
     С целью   предотвращения   миграционной  убыли  область  вошла  в
федеральную программу переселения  соотечественников,  проживающих  за
рубежом. Первые шаги в этом направлении предприняты, но работа впереди
большая, на годы.
     При администрации  области  создан  и  действует  координационный
Совет по демографической политике.  Утверждена Концепция и разработана
областная комплексная программа демографического развития на 2008-2015
годы, принято около 40 соответствующих нормативных документов.
     Главными показателями    выполнения   программы   является   рост
благосостояния людей,  увеличение рождаемости,  снижение смертности  и
повышение продолжительности жизни тамбовчан.
     Решить эти задачи будет не просто,  поскольку убыль населения  на
Тамбовщине имеет свои исторические корни. Начиная с 20-х и 30-х годов,
военных и послевоенных лет и далее - в 50-е и 70-е годы прошлого  века
процессы депопуляции населения неуклонно развивались. Другое дело - об
этом громко не говорилось и внимание не приковывалось.  Да и последние
полтора десятка лет до 2000-го года в России никакой семейной политики
не было.  Разрушалась инфраструктура  детского  воспитания  и  отдыха,
закрывались  ясли  и  детсады,  не  говоря  уже  о пресловутых детских
пособиях. И только В.В.Путин открыто обозначил эту проблему как угрозу
стране,  ее  настоящему  и будущему.  Поэтому не случайно нынешний год
объявлен "Годом семьи".
     Главная его  цель  -  довести до сознания людей и,  прежде всего,
молодежи  систему  семейных  ценностей.  Именно  эти  ценности  должны
вытеснять  занесенные ветром индивидуализм и потребительское отношение
к жизни.  Малодетности мы должны  противопоставить  идеологию  большой
крепкой и дружной семьи,  как это испокон веков было в России. И нужны
не призывы,  а последовательная и серьезная работа по утверждению этих
ценностных ориентации в обществе.
     Кроме того,  следует создать систему  экономических  мер,  дающих
установку  на  рождение  в семьях не одного,  а нескольких детей.  Это
касается и выработки схемы льготного кредитования  молодых  семей  при
покупке  жилья  в  зависимости от количества детей.  Можно подумать об
установлении "семейной" зарплаты одному из супругов при условии,  если
в   семье  не  менее  4-5  несовершеннолетних  детей.  Требует  нового
рассмотрения  принцип  оплаты  за  жилищно-коммунальные  услуги,   при
котором получается,  что чем больше детей,  тем накладнее семье.  Ведь
каждое рождение ребенка и без того существенно увеличивает расходы.
     Считаю, что пришло время на государственном уровне возвратиться к
былым наградам - ордену "Материнская слава" и званию "Мать - героиня".
     Полезно было  бы  сформировать  госзаказ  на  пропаганду семейных
ценностей в средствах массовой информации.
     Одним из  действенных  факторов  поддержки семей стала реализация
национального  проекта  "Доступное  и  комфортное  жилье  -  гражданам
России".  В  результате  за  последние годы в области высокими темпами
развивается строительство.  Улучшилась архитектура. Нормой вещей стало
индивидуальное   проектирование  и  коттеджное  строительство.  Больше
применяется современных материалов и прогрессивных технологий.
     В 2007  году  сдано  в  эксплуатацию 501 тысяча квадратных метров
общей площади жилых домов,  что является самым высоким показателем  за
всю  историю  Тамбовской  области (максимальный ввод был в 1989 году -
500 тыс.  квадратных метров жилья).  Объем жилищного строительства  за
год  вырос на 19,2 процента.  Хороший задел область имеет и на текущий
год.  Опережающим  порядком  развернута  инженерная   подготовка   зон
комплексной застройки.
     Более доступным стало ипотечное кредитование.  С июля 2007 года в
областном   бюджете  предусмотрено  субсидирование  процентных  ставок
нуждающимся в жилье семьям до 3  процентов  годовых.  Объем  ипотечных
кредитов  в  прошлом  году  составил 479 млн.  рублей,  или в 2,6 раза
больше, чем в предшествующем.
     За время  действия  программы "Молодежи - доступное жилье" выдано
1119  субсидий  и  292  сертификата  отдельным   категориям   граждан,
определенных федеральным законодательством.
     В соответствии   с   поручением   Д.А.Медведева   по    ускорению
строительства  в  регионах  жилья  для военнослужащих,  на совещании в
январе текущего года в г. Воронеже, проведена большая подготовительная
работа. В Тамбовской области, как показало изучение, в настоящее время
нуждается в  жилье  более  полутора  тысяч  семей  военнослужащих,  из
которых  свыше  850 семьям требуется постоянное жилье.  Кроме того,  в
органах  местного  самоуправления  на  учете  в  качестве  нуждающихся
состоят более 500 военнослужащих, уволенных в запас до 2005 года.
     Администрацией области совместно с  руководством  муниципалитетов
предложены  площадки  под  индивидуальное и многоэтажное строительство
Министерствам  обороны  и  регионального  развития.  Взято   на   себя
обязательство  -  в  соответствии  с  федеральной программой построить
инженерные сети и социальные объекты,  а кроме того принять участие  в
субсидировании ипотечных кредитов.
     Предложен также  принципиально  новый  подход:  ввести  за   счет
области  необходимое  жилье  в  течение  двух  лет  и  снять разом эту
застарелую проблему  -  с  использованием  механизма  государственного
заказа с последующей компенсацией затрат соответствующими федеральными
ведомствами.  Надеемся на совместную  доработку  наших  предложений  и
полномасштабное строительство, начиная с этого года.
     Совместно с руководством внутренних войск МВД РФ в нынешнем  году
начнется  строительство  современного  военного  городка с необходимым
набором жилых и социальных  объектов  в  северной  части  г.  Тамбова.
Капиталовложения, которые здесь надо будет освоить в кратчайшие сроки,
составят от 500 до 800 млн. рублей.
     В течение  двух последних лет в Сообщениях подробно говорилось об
обманутых дольщиках  "Социальной  инициативы".  Сегодня  острота  этой
проблемы  снята,  решение  найдено.  Основная  работа была проведена в
областном центре.  Вокруг "Социальной  инициативы"  было  много  шума,
разноцветия   флагов   во   время   митингов   различных  политических
организаций. Кто только не использовал эту ситуацию в своих интересах!
Однако,  реально  участвовать  в  работе  созданной  тогда специальной
комиссии в Тамбове и решать  конкретные  людские  проблемы  отважилась
только "Единая Россия".
     На финишную прямую выходит газификация области.  Она проводится с
опережением  наших первоначальных планов.  В прошлом году было введено
более 1000 километров газопроводов,  газифицировано 30 тысяч квартир и
домовладений жителей. Раньше такой объем работ выполнялся за два года.
     В целом по области к настоящему времени газифицировано  более  74
процентов   подлежащего   газификации  жилого  фонда,  а  по  сельской
местности - 50 процентов.  Для завершения этой социально важной работы
необходимо  подвести  голубое  топливо  еще  к  40  тысячам  квартир и
домовладений. В бюджете области предусмотрено выделение на эти цели 70
млн.  рублей. Остальную сумму средств - более 3 млрд. рублей предстоит
изыскать из других источников.  Часть их может быть получена  за  счет
продажи   газовых  сетей  и  реинвестирования  этих  средств  в  новое
строительство. В соответствии с заключенным соглашением, ОАО "Газпром"
за   счет   собственных   средств  завершит  прокладку  газопровода  в
Инжавинском районе и начнет строительство в Мордовском районе.
     Активно будет    использоваться    так    называемая    программа
синхронизации,  когда  финансирование   осуществляется   по   долевому
принципу с ОАО "Межрегионгаз".  По этой программе наша область получит
в этом году 350 млн. рублей.
     В сфере  газификации  предстоит решение и еще одной перспективной
задачи. Это создание энергетических мощностей для новых инвестиционных
проектов  по  строительству  предприятий переработки,  стройиндустрии,
других промышленных объектов,  без  чего  невозможно  будет  увеличить
экономический потенциал области.
     В прошлом  году   был   сделан   прорыв   в   решении   острейшей
экономической   и  социальной  проблемы  -  модернизации  пришедших  в
негодность автомобильных дорог.  На их ремонт и реконструкцию из  всех
источников   финансирования  было  направлено  более  двух  миллиардов
рублей.  В результате в эксплуатацию введен 391  километр  обновленных
дорог. Это в два с половиной раза больше, чем в предшествующем. Акцент
был сделан на строительстве опорных трасс и магистралей  в  городах  и
районных центрах области.
     Принципиально важными требованиями  к  производству  работ  стали
усиление  контроля  за  качеством  укладки дорожного полотна,  наличие
необходимой современной техники,  соблюдение прогрессивных технологий.
Большинство  дорог  реконструировано  с  гарантией  качества на пять и
более лет.
     В текущем   году  эти  работы  будут  продолжены.  Они  имеют  не
кампанейский,  временный характер,  а входят в долгосрочную  программу
развития  сети  автодорог  области.  На эти цели из областного бюджета
будет выделено 1,4 млрд.  рублей,  362 млн.  рублей - из  федерального
бюджета.  Кроме  того,  дорожному  и  финансовому  управлениям области
поручено подготовить предложения по кредитованию строительства дорог в
объеме  800  млн.  рублей,  без  учета недоосвоенных средств в прошлом
году.
     Акцент в  этой  работе  будет  перенесен  с городских на сельские
дороги.
     В числе   неотложных   задач   текущего   года  стоят  следующие.
Необходимо совместно с Федеральным дорожным  агентством  Минтранса  РФ
завершить  передачу  дороги  Тамбов-Шацк  в федеральную собственность.
Поскольку  сегодня  выделяемых  на  нее   федеральных   средств   явно
недостаточно.   И  в  более  плохом  состоянии  находится  участок  за
пределами региона - на территории Рязанской области.
     Особые нарекания  участников  дорожного  движения  в прошлом году
вызывало     состояние     тамбовского     отрезка      автомагистрали
Москва-Волгоград.  Сезонные  ремонтные  работы  позволили  привести  в
порядок отдельные ее участки,  но это не сняло  остроты  проблемы.  На
большом протяжении она требует полной реконструкции, а средства на эти
цели федеральным ведомством не были заложены.  Вместе  с  тем  в  ходе
обсуждения   этого  вопроса  в  Федеральном  дорожном  агентстве,  его
руководством   дано   поручение    по    увеличению    дополнительного
финансирования капитального ремонта.  Задача управления автомагистрали
- начать подготовку и приступить к работам уже ранней весной.
     Не менее  важной,  и  наверное,  самой сложной проблемой является
эксплуатация жилого фонда области.  Здесь  проблемы  накапливались  не
один  десяток  лет.  В  рамках  мероприятий подпрограммы "Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры"  национального  проекта  в  2007
году  было  выделено  из различных источников финансирования и освоено
282  млн.  рублей.  Это  заметно  отразилось  на  объеме   проведенных
ремонтных   работ  по  жилью  и  сетевому  хозяйству.  Для  сравнения,
финансирование этой подпрограммы в 2006 году было в десять раз меньше.
     В нынешнем   году  механизм  финансирования  жилищно-коммунальной
сферы меняется в корне. Как вы знаете, в июле прошлого года был принят
федеральный   закон   (N   185-ФЗ),  которым  создан  Фонд  содействия
реформированию   жилищно-коммунального   комплекса.   По    инициативе
В.В.Путина в него направлено 240 млрд.  рублей федеральных средств.  С
учетом имеющегося жилого фонда доля нашей  области  в  нем  составляет
более  2  млрд.  рублей.  Но  вхождение  в  этот  Фонд оговорено рядом
условий.  Некоторые  из   них   -   такие,   как   демонополизация   и
акционирование жилищно-коммунальной сферы,  мы стали выполнять задолго
до этого решения, понимая бесперспективность существовавшего положения
дел.
     Сегодня главная задача состоит в создании необходимого количества
товариществ   собственников   жилья   и   управляющих   компаний  -  в
соответствии с положением о Фонде.  Большую работу предстоит проделать
в городах Тамбове и Мичуринске. От ее сроков и качества будет зависеть
финансирование всей области.
     Необходимо также,  без проволочек до осени, определиться с видами
капитального  ремонта  жилого  фонда,  подготовить   сметы   работ   и
сформировать специализированные организации по их исполнению. В помощь
товариществам собственников  жилья  и  муниципалитетам  администрацией
области   для   профессионального  контроля  за  объемом  и  качеством
проводимого  ремонта,  подготовки  жилья  к  зимнему  периоду  создано
специальное подразделение - жилищная комиссия,  которая уже приступила
к работе.
     Острой проблемой  для  населения и бюджетов всех уровней остается
тарифное регулирование.  Несмотря на то,  что решение о повышении  цен
для  потребителей Федеральной службой по тарифам доводится до регионов
раз в год, нагрузка на потребителей от этого не стала меньше.
     Представители федеральных    и   межрегиональных   энергетических
компаний,  нередко вплоть до угроз "отключить" весь регион, доказывают
необходимость введения для них максимально благоприятных тарифов.  Для
управления  этими  процессами  в  прошлом  году  был  принят   базовый
областной  закон  в  сфере  тарифного  регулирования,  который  прошел
публичные  слушания,   экспертизу   специалистов,   обсуждение   всеми
комитетами  и  фракциями  областной  Думы.  В  нем  заложены  основные
принципы ценообразования, допустимые пределы и ответственность властей
и исполнителей всех уровней.
     Это первый такой опыт. Аналогов по России пока нет. Данный подход
позволил  при значительном росте отпускных цен на газ и электроэнергию
удержать совокупный рост цен на жилищно-коммунальные  услуги  по  всем
территориям области ниже 14 процентов.
     Для компенсации  этих  затрат,  наряду  с   федеральными   мерами
индексации  зарплат  и пенсий в декабре прошлого года,  администрацией
области принято постановление об увеличении с  февраля  текущего  года
фонда  оплаты  труда  всем работникам бюджетной сферы на 14 процентов.
Для этого нам необходимо дополнительно  изыскать  в  консолидированном
бюджете  области  не менее 800 млн.  рублей.  Рассчитываю на поддержку
депутатов в этом вопросе.
     Для семей  с  низкими доходами кроме механизма субсидий,  который
действовал и ранее,  с  января  текущего  года  стандарт  платежей  за
жилищно-коммунальные  услуги  снижен  с  22 по федеральной норме до 15
процентов. Это также потребует дополнительной бюджетной нагрузки.
     В прошлом  году  мы с вами определяли меры эффективной социальной
поддержки людей очень в ней нуждающихся.  Собственно,  этому и было  в
основном   посвящено   предыдущее   Сообщение.   Реализация  этих  мер
естественно дала свои результаты.  За последние восемь лет,  по оценке
Росстата, численность бедного населения области сократилась в 3,4 раза
- с 565 тысяч человек,  или  46  процентов  в  2000  году,  до  151  с
половиной тысяч,  или 13,6 процента в 2007 году в целом. А в четвертом
квартале прошлого года  с  учетом  новой  методики,  которая  включает
возросшие  затраты,  этот  показатель снизился до 113,3 тысяч человек,
или 10,1 процента от общей численности населения области.
     Мировой опыт  показывает,  что  для  региона оптимальное значение
доли  населения  с  денежными  доходами  ниже  величины   прожиточного
минимума составляет 7-10 процентов.
     Неуклонно повышалось соотношение среднедушевого денежного  дохода
к величине прожиточного минимума. В минувшем году в Тамбовской области
этот показатель составил 2,9 раза.  Его положительная динамика говорит
об   опережающем   росте   среднедушевых   доходов   жителей   области
относительно инфляции.  Напомню,  что ежемесячные доходы населения  за
восемь  лет увеличились в 5,7 раза - с 1509 рублей в 2000 году до 8551
рубля в 2007-м.  Инфляция за этот же период,  для сравнения, составила
2,7 раза.
     Для того,  чтобы это все состоялось,  в истекшем и нынешнем  году
принято  более  40  областных  законов  и  постановлений администрации
строго  социальной  направленности.  Суммарные  бюджетные  выплаты   в
прошлом году на эти цели выросли до 1 миллиарда 700 миллионов рублей.
     Однако надо признать, что эти меры, являясь в целом эффективными,
не  дали  заметных  результатов  в  ликвидации  разрыва уровня доходов
различных слоев населения. Их дифференциация осталась значительно выше
оптимального  значения.  Что  является  заметным  фактором социального
напряжения среди населения.
     Для организации  системной  работы  в  этом  направлении в январе
текущего  года  администрацией  области  принята  Концепция  повышения
благосостояния   населения,   сокращения  бедности  и  неравенства  по
денежным доходам на территории Тамбовской области на период  2008-2010
годов.  Она предполагает: к 2010 году сократить долю бедного населения
до 8-10 процентов от его  общей  численности;  снизить  дифференциацию
доходов  между  различными  группами  до соотношения между доходами 10
процентов богатого населения и доходами 10 процентов бедной его  части
-  до 10 раз вместо 13,7 раза в 2007 году.  (По России этот показатель
составляет 16,8 раза).  А также достигнуть соотношения среднемесячного
денежного  дохода  к  величине  прожиточного минимума 3,5 раза (вместо
нынешних 2,9 раза). Среднедушевой доход в 2010 году должен увеличиться
до 15,5 тысяч рублей против 8,6 тысячи - в 2007 году.
     Повышение уровня жизни населения и сокращение численности  бедных
граждан  в  значительной степени зависит от стабильного экономического
роста.  Следует отметить,  что выполнение  поставленной  в  2002  году
задачи  Президентом  РФ В.В.Путиным вдвое увеличить валовой внутренний
продукт за десять лет, для нашей области вполне реально. По экспертной
оценке, она будет реализована даже годом раньше.
     Сегодня Тамбовщину уже  никто  не  называет  отсталой  российской
провинцией.   По   комплексной   оценке  рейтинга  развития  регионов,
проводимому ежемесячно в течении  прошлого  года,  область  заняла  21
место  среди  субъектов  РФ,  а по развитию социальной и экономической
инфраструктуры - 9 место.  Объем  инвестиций  в  основной  капитал  за
2000-2007  годы  увеличился  в  5,5  раза (по России - в 2,7 раза).  В
минувшем году он приблизился к 27,5 млрд. рублей. Начиная с 2000 года,
банки  увеличили кредитование реального сектора экономики области в 41
раз!  Сегодня даже трудно себе представить то состояние,  в котором мы
находились.
     За этот период область не только преодолела (в 2004 году)  статус
депрессивного  и  высокодотационного  региона,  но и признана,  как вы
знаете, динамично развивающейся. Собственные доходы консолидированного
бюджета  в  сравнении с 2000 годом увеличились в 5,3 раза.  За прошлый
год расходы составили 20,5 млрд.  рублей.  Для  сравнения,  на  рубеже
веков вся расходная часть бюджета равнялась 3,3 млрд. рублей.
     По 17 показателям, определенным Минфином РФ, оценивающим качество
управления  финансами,  Тамбовская  область вошла в число 20 субъектов
Федерации с наилучшей сводной оценкой.
     В нынешнем  году  впервые  принят  областной бюджет на трехлетний
период.  Для достижения запланированных в нем  параметров  разработана
Программа   социально-экономического   развития   области   на  период
2007-2010 годов.
     Вместе с  тем,  надо  понимать,  что  основная  работа  на пути к
подлинному возрождению Тамбовщины еще впереди. Сегодня на повестку дня
мы  должны  выдвинуть  задачу - сделать бюджет области бездотационным:
увеличить собственные доходы  за  счет  реального  сектора  экономики,
создания более эффективной налоговой базы.
     По предварительным  оценкам,  решение   этой   задачи   потребует
пять-семь лет. Но для этого нужно будет совместно с Правительством РФ,
энергетическими  компаниями  и  банками   "расшить"   такие   ключевые
проблемы,   как   обеспечение   дополнительной   потребности  вводимых
производств  в  электроэнергии,  газоснабжении,  кредитных   ресурсах,
включение этих проектов в государственные программы.
     Оценивая комплексность этой задачи, в нынешнем году мы приступили
к  проектированию  и  созданию  новых предприятий по сборке тракторов,
производству извести и цемента, металлоконструкций, пенобетона, других
изделий  и  материалов.  Завершается  возведение ряда животноводческих
объектов,  готовится строительство  новых.  В  этом  году  планируется
начало   работы   крупнейшего  в  России  Новолядинского  спиртзавода.
Совместно с  ФГУП  "Рособоронэкспорт"  мы  приступили  к  практической
разработке    титано-циркониевого    месторождения   "Центральное"   с
перспективой   глубокой   переработки   полученного   концентрата   на
территории  области.  По  предварительной  оценке,  инвестиции  в этот
проект могут  достигнуть  450-500  млн.  евро.  А  созданные  мощности
изменят всю структуру экономики области.
     Председатель Правительства  РФ  В.А.Зубков  во   время   недавней
встречи поддержал инициативу Тамбовской области по строительству новых
сахарных заводов и о дополнительном производстве на  Тамбовщине  до  1
млн.  тонн свекловичного сахара.  Сейчас ведется интенсивная работа по
реализации  этих  предложений.  Высокая  проектная  производительность
труда  на  новых  производствах  должна обеспечить уровень зарплаты не
менее 15-25 тысяч рублей в месяц.
     Производства будут  организовываться  по принципу территориальных
кластеров.  В январе текущего года подписано соглашение с  управляющей
компанией  "Хест"  (Германия)  об  организации  совместной  работы  по
созданию на производственных площадях ОАО "Пигмент", в городах Уварово
и   Котовске   химического   кластера.  К  сведению:  компания  "Хест"
объединяет  80  химических  предприятий.  Ее  мощности  составляют  20
процентов  химии Германии.  Она имеет большой опыт работы в этой сфере
деятельности.
     Подготовлен Меморандум    и    проведены   все   согласования   с
Министерством сельского хозяйства и рыболовства Франции и федеральными
ведомствами  России об участии французских специалистов в разработке и
реализации  Программы   устойчивого   развития   сельских   территорий
Тамбовской  области.  За  прошедший  год  налажены  деловые контакты с
государственными органами и  компаниями  из  Дании,  Италии,  Австрии,
Германии, Люксембурга, Турции.
     Говоря об  инвестициях,  следует  понимать,  что   это   сложный,
процесс,  требующий системных подходов и постоянного внимания.  И если
раньше решения нередко принимались  спонтанно,  за  счет  субъективных
моментов, то сегодня уже можно говорить об устойчивых закономерностях.
     Формула инвестиций такова:  государство,  имея ввиду власти  всех
уровней   вплоть  до  муниципалитетов,  участвует  собственностью  или
вкладывают средства в капиталоемкий сектор экономики - инфраструктуру,
дороги,  энергетику,  базовые  отрасли.  Так,  к  примеру,  в развитие
инфраструктуры и  низкорентабельные  отрасли  сельского  хозяйства  из
бюджета  области  в  текущем  году  выделяется  около одного миллиарда
рублей.
     Негосударственные инвесторы направляют средства,  прежде всего, в
относительно   малокапиталоемкие   отрасли   экономики    с    быстрой
амортизацией капитала и меньшими рисками,  и только по мере заполнения
всех свободных ниш начинают осваивать более серьезные проекты.
     Примером может  служить  сначала  перепрофилирование под торговые
площади  первых  этажей  жилых  зданий,  а  затем   начавшийся   "бум"
строительства  торговых и развлекательных центров.  Если несколько лет
назад ни одну серьезную компанию дозваться в область было  невозможно,
то сейчас поступает огромное количество разнообразных предложений.
     Это стало     прологом     негосударственных     инвестиций     в
производственную сферу,  где сроки окупаемости больше, а риски гораздо
выше.    Подтверждением    тому     -     начатое     на     принципах
частно-государственного   партнерства   инвестиционное   строительство
принципиально новых для нашей области производств.
     Такая закономерность не является особенностью России или отдельно
взятой Тамбовской  области.  Аналогичной  последовательности  развития
инвестиционного  процесса  в прошлом веке строго следовало большинство
стран Европы и Азии.
     Развитие экономики  области  в  течение  восьми лет в основном за
счет инвестиционного фактора привело к тому,  что инвестиции  стали  в
3-4  раза  опережать  динамику  экономики  в  целом.  Что,  по  мнению
экспертов, может быть основой перехода на инновационный путь развития.
Собственно   инновационный  путь  развития  стал  ключевым  в  докладе
В.В.Путина на недавнем расширенном заседании Госсовета.
     Для ускорения такого перехода определены приоритетные для области
направления инноваций.  Подписано соглашение с президентом  Российской
академии  наук  Ю.С.Осиповым  о  совместной  деятельности  по развитию
теории и практики по такой  жизненно  важной  проблеме,  как  здоровье
человека,  его защита и сохранение.  Создана рабочая группа, в которую
вошли руководители научных и учебных заведений, предприятий области, а
также многие ведущие ученые академии наук.
     Определены перспективы  и  границы  развития  г.  Мичуринска  как
наукограда.  Руководством  города заключено пятистороннее соглашение с
академиями медицинских и сельскохозяйственных наук,  Роспотребнадзором
РФ  и институтом питания РАМН о создании новых видов пищевых продуктов
функционального назначения на основе плодоовощного  сырья  с  заданным
содержанием питательных и биологически активных веществ.
     Достигнута также  договоренность  с   правительством   Москвы   о
закладке   новых   садов   на  территории  нашей  области.  Определены
плодоводческие хозяйства,  куда учредителями  входят  правительство  и
инвесторы   города   Москвы  для  реализации  на  практике  разработок
мичуринских ученых.
     Получена также    поддержка    инициатив   области   со   стороны
Председателя  Правительства  РФ  В.А.Зубкова  и   Министра   сельского
хозяйства  и  продовольствия  А.В.Гордеева  по  созданию  в Мичуринске
особой экономической зоны в форме агротехнопарка.  Здесь будут созданы
центры  инновационных  технологий,  лаборатории по контролю качества и
безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.
     Для поддержки  инновационного  развития  других городов и районов
разработан и в 2007 году принят  областной  Закон  "О  государственной
инвестиционной политике Тамбовской области и государственной поддержке
инвестиционной деятельности на территории  Тамбовской  области".  Этот
закон создает условия для ускоренного развития всех территорий.
     В прошлом году мы решали две казалось бы  напрямую  не  связанные
задачи.  Это  раскрутка  динамики экономического развития и перехода к
эффективной социальной политике.  Первая решалась за счет накоплений и
инвестиций, вторая - изъятия из производственной сферы части средств и
направления их на помощь тем, кто в этом острее всего нуждался.
     Понятно, что  перетягивание в дальнейшем средств из одной сферы в
другую будет малопродуктивным.  Необходимо создать такой механизм, при
котором  обе эти важнейшие сферы не сдерживали,  а взаимно дополняли и
усиливали друг друга.
     Для устранения  казалось  неразрешимых  противоречий предлагается
следующий путь:  существенно повысить конечное потребление собственной
продукции,  увеличить  объем внутреннего потребительского рынка и долю
сферы услуг.  Иными словами,  сделать развитие области более социально
ориентированным.
     Для решения этой задачи необходимо реализовать  новую  стратегию.
Смысл  ее заключается в увеличении потребительской нагрузки экономики,
то  есть  в  переходе  от  развития   за   счет   капиталовложений   к
координированному развитию за счет роста потребления, и только затем -
за счет капиталовложений, увеличения госзаказа и экспортных поставок.
     Повышение доли   потребления   в  валовом  региональном  продукте
означает  и  возрастание  сегмента   внутреннего   рынка   в   валовых
показателях.  По  этому  пути в семидесятых годах прошлого века прошла
Япония и довела удельный вес собственного внутреннего рынка до четырех
пятых от всего внутреннего производства,  обезопасив себя тем самым от
международной экономической конъюнктуры.  Сейчас по тому же пути  идет
Китай.
     Кроме всего,  рост  потребления,  несомненно,  снизит  социальное
напряжение.  Поскольку  необходимым  условием  перехода  на  эту схему
развития является  значительное  повышение  покупательной  способности
населения,  то есть рост его доходов и повышение жизненного уровня. Не
решив  эту  задачу,  мы   также   не   сможем   перейти   всерьез   на
преимущественно  инновационный  путь  развития.  Поскольку он по силам
только образованным и здоровым людям, культурному обществу.
     Следует отметить,   что  развитие  экономики  и  реализация  мер,
определенных предыдущим сообщением,  привели в прошлом  году  к  росту
реальных,  то есть с учетом инфляции,  среднедушевых доходов населения
на 113,3 процента.
     В области уже второй год отсутствует задолженность по зарплате по
кругу наблюдаемых органами Росстата организаций.  В  2006  году  таких
результатов  добились  два  региона  России,  в  2007 - семь,  включая
Тамбовскую область.
     В соответствии  с изменениями,  внесенными в Федеральный закон "О
минимальном размере оплаты  труда"  субъектам  Федерации  делегировано
право  по  установлению  минимальной оплаты труда не ниже прожиточного
минимума во всех  предприятиях,  независимо  от  формы  собственности,
кроме учреждений,  финансируемых из федерального бюджета.  Проделанная
налоговыми совместно с другими  госорганами  с  2006  года  работа  по
легализации заработной платы дала свои результаты. Более четырех тысяч
предприятий стали выплачивать заработную плату  не  ниже  прожиточного
минимума.  В  прошедшем  году  акцент  был  сделан на доведение уровня
зарплаты до среднеотраслевого. И здесь в 98 процентах (почти 4 тысячи)
заслушанных предприятий удалось достичь необходимого результата.
     В бюджетной сфере в 2007 году было обеспечено  повышение  зарплат
на 15 процентов,  для чего выделено почти 319 млн.  рублей.  В текущем
году,  как уже отмечалось, рост оплаты труда уже с февраля составит 14
процентов.  До конца года предусматривается введение отраслевых систем
оплаты труда в здравоохранении,  культуре,  спорте,  социальной защите
населения и ряде других сфер.
     И в то же время следует признать, что именно в сфере оплаты труда
работы  непочатый  край.  Зарплата  наемных работников во многих видах
деятельности - прежде всего в малом  и  среднем  бизнесе,  в  сельском
хозяйстве  -  находится "в тени".  По оценкам управления экономической
политики областной администрации,  исходя из параметров развития нашей
экономики,  средний  размер  заработной  платы у нас в области реально
составляет не 8 тысяч рублей как  по  отчетности,  а  около  11  тысяч
рублей. Получается, что в среднем по 3 тыс. рублей с каждой зарплаты в
области выплачивается без официального  учета  в  статистике  и  минуя
налогообложение.
     Поэтому если по среднедушевому доходу в ноябре 2007 года  область
занимала   шестое   место   в   ЦФО   (напомню,  что  этот  показатель
рассчитывается на основе учета оборота торговли,  реализации  услуг  и
накоплений населения),  то по уровню официальной средней зарплаты - на
последнем (18 месте).
     Изменение политики  в  сфере  доходов,  в  том числе зарплаты,  в
сочетании с активным развитием регионального рынка труда должны  стать
главным фактором повышения доходов бедного населения.
     Здесь кроются также большие резервы для сокращения так называемой
социальной  бедности,  то  есть  наиболее  уязвимых  групп населения -
инвалидов,  престарелых,  многодетных семей.  Более полный  учет  всех
выплат  зарплат  и  их  налогообложение  призваны стать дополнительным
источником оказания адресной помощи этим людям.
     Наша работа в этой части должна строиться в строгой координации с
федеральными органами власти.  Не секрет,  что  бедность  этой  группы
населения,  прежде всего, связана с низким размером пенсионных выплат.
Поэтому позиция Правительства РФ, которую высказал Д.А.Медведев о том,
что  социальная  пенсия  в  ближайшее  время  будет доведена до уровня
прожиточного минимума, должна сочетаться с мерами помощи на местах для
тех, кого это повышение не затронет или коснется не в полной мере.
     С этой  целью  предусматривается  введение  персонального   учета
представителей  указанных  групп  населения и анализа причин бедности.
Необходимо будет также ликвидировать выплаты за "ложную  безработицу",
и  направить  эти  средства  на  помощь  тем,  кто  оказался в трудной
жизненной ситуации по независящим от них причинам.
     Адресная помощь,  как  система мер,  в последние годы стала более
действенной.  Принят ряд законодательных актов, касающихся многодетных
семей,  детей-сирот  и  детей,  оказавшихся  без  попечения родителей,
ветеранов труда и тружеников тыла,  инвалидов боевых действий и членов
семей   погибших.   Действует   закон,  регулирующий  адресную  помощь
малообеспеченным семьям,  людям,  попавшим в  экстремальную  ситуацию,
пострадавшим   от  пожаров,  других  стихийных  бедствий.  Эта  работа
позволила не просто уйти от распыления бюджетных  средств,  а  сделать
социальную   помощь   более  эффективной  и  существенной.  Только  на
поддержку многодетных семей в прошлом году было израсходовано 140 млн.
рублей  -  в  четыре раза больше,  чем в предшествующем.  В результате
шестистам  семьям  улучшены   жилищные   условия.   В   текущем   году
предполагается  решить  эту  проблему  еще  в  девятистах  многодетных
семьях.
     Недавно в  администрацию  пришло  письмо  на  эту тему.  Двадцать
многодетных мам  из  Староюрьевского  района  искренне  благодарят  за
оказанную помощь.  "Мы счастливы, что улучшили свои жилищные условия",
- пишут они. Со своей стороны хотел бы высказать слова признательности
депутатам  областной Думы за понимание и поддержку в создании правовых
основ нашей региональной социальной политики.  Лучшего стимула в  этой
работе, чем такие отклики людей, наверное, и быть не может!
     Считаю моральным долгом власти всех  уровней  проявить  такую  же
заботу   о  детях,  волею  судьбы  лишившихся  отцовской  поддержки  и
материнской ласки.  Они - наша общая боль и ответственность! Главное в
этой  работе  сегодня  не  поиск  денежных средств для детских домов и
школ-интернатов, для опекунских, приемных и патронатных семей. Из года
в год средства для них увеличиваются.  Так, в прошлом году почти вдвое
возросли размеры денежных выплат и пособий таким семьям.
     Впервые были   выделены   значительные  средства  на  обеспечение
детей-сирот жильем.  В 2007 году им было выделено 80  квартир.  Создан
единый   по   области  список  нуждающихся.  Для  удовлетворения  всей
потребности необходимо еще столько же квартир.  В конце года областной
Думой  было  принято  предложение  администрации области и установлена
единовременная выплата при усыновлении (удочерении) ребенка в  размере
200 тысяч рублей.
     Речь сегодня идет  о  том,  чтобы  при  любой  форме  содержания,
воспитания  и  обучения  этих  детей обеспечить им самые благоприятные
условия для становления личности и самоутверждения в дальнейшей жизни.
Для  этого  следует  реорганизовать  сеть интернатных учреждений таким
образом,  чтобы по месту жительства были созданы  возможности  для  их
физического,   нравственного   и   творческого  развития,  а  обучение
проводилось  в  общих  образовательных  учреждениях,  отвечающих  всем
стандартам. Мы будем также усиливать поддержку приемных, патронатных и
опекунских семей.  Количество переданных им на воспитание детей в 2008
году составит не менее 85 процентов от всех, кто в этом нуждается.
     Впрочем, человеческую  добродетель  равно  как  и  равнодушие   и
черствость нельзя выразить лишь сухими цифрами. Сегодня мы столкнулись
с расслоением общества не  только  по  материальному  признаку,  но  и
ценностным ориентациям, образу жизни, нормам поведения людей. От нас с
вами требуется кропотливая и настойчивая воспитательная работа.  В том
числе  с  теми,  кто  забыл  о  своем сыновнем долге перед одинокими и
немощными родителями.
     В настоящее  время  в  области насчитывается 17 с половиной тысяч
нуждающихся в помощи пожилых людей и инвалидов,  из  них  14,5  тысячи
обслуживаются на дому и 3 тысячи - в стационарах.  Только за последний
год на обслуживание было принято дополнительно  720  пенсионеров.  Это
диктует     необходимость     расширения    сети    специализированных
социально-медицинских  учреждений,  и  ставит  вопрос  об   увеличении
численности  и  подготовки  персонала  для  ухода за пожилыми людьми в
домашних условиях.
     Непреложным правилом   повседневной  работы  власти  должна  быть
простая истина:  чем больше мы будем делать во благо людей,  тем  шире
будут  ряды  участников возрождения родного края,  тем заметнее станут
общие успехи и тем выше будет уровень доверия власти.
     Это в  полной  мере  относится  к  административной реформе и тем
более к реформе местного самоуправления.
     За последнее  время федеральный центр передал регионам полномочия
в сферах градостроительства,  земельных отношений,  лесного хозяйства,
охраны животного мира, занятости населения. Делегирован ряд функций по
здравоохранению и образованию.  Процесс этот объективен - равно как  и
дальнейшая   передача   ряда   полномочий  от  субъекта  муниципальным
образованиям.
     Для формирования  финансовой основы под эти полномочия в минувшем
году было сформировано пять фондов  для  межбюджетного  регулирования:
поддержки  городов,  районов  и  сельских поселений;  софинансирования
социальных расходов;  компенсаций и муниципального развития.  Всего  в
2007  году  в  местные  бюджеты  перечислено  6,2  млрд.  рублей,  что
составило более 62 процентов их совокупных доходов. В результате объем
поддержки  вырос  в  полтора  раза,  собственные  доходы муниципальных
образований увеличились за этот период в 1,4 раза.
     Особая ответственность  возложена на муниципальные образования по
разработке  генеральных  планов  поселений  и  схем   территориального
планирования  в  соответствии  со  Стратегией социально-экономического
развития области и Схемой территориального планирования.
     Эти документы   разработаны  совместно  с  Российским  институтом
градостроительства  и  инвестиционного  развития   "Гипрогор".   Схема
территориального   планирования   включает   в   себя   анализ  многих
параметров:  природных ресурсов,  демографической ситуации,  состояния
промышленности  и  сельского хозяйства,  социальной сферы,  инженерной
инфраструктуры,  дорожно-транспортной сети,  охраны окружающей  среды.
Воссоединение  всех  этих  показателей дает четкую картину оптимизации
развития области и ее отдельных зон.  Теперь на этом основании  должны
быть   созданы   Схемы   территориального  планирования  муниципальных
образований  и  генеральные  планы  поселений.  Они  должны  учитывать
особенности  и перспективу развития каждой из территорий как составных
частей области в целом.
     Кроме этого, для каждого муниципалитета будут уточнены индикаторы
развития,  по которым можно будет оценивать эффективность деятельности
органов местного самоуправления.
     В марте  текущего  года  в  области  повсеместно  пройдут  выборы
органов   местного   самоуправления.  Они  во  многом  определят  весь
дальнейший ход реформы.
     Поэтому их  необходимо  провести  таким образом,  чтобы в местные
администрации и Советы пришли люди инициативные,  творчески  мыслящие,
способные,  не щадя себя, работать, учиться управлять и организовывать
жизнь по-новому.
     Вот что  о  значимости  таких  людей,  своем  понимании  долга  и
ответственности тех,  кто находится у власти,  писал в конце  19  века
известный  государственный  деятель,  обер-прокурор  Святейшего Синода
Константин Петрович Победоносцев:  "...Не утешаться своим величием, не
веселиться  удобствам,  а приносить себя в жертву тому делу,  которому
служишь,  отдавать себя работе,  которая  сжигает  человека,  отдавать
каждый час свой и с утра до ночи быть в живом общении с живыми людьми,
а не с бумагами только".
     Сегодня "живое общение" нередко превращается в очереди и хождения
людей по инстанциям  при  получении  государственных  и  муниципальных
услуг  -  будь то социальное учреждение,  паспортно-визовая служба или
служба занятости. Для решения этой острой социальной проблемы мы пошли
на  реализацию  беспрецедентного проекта по строительству и созданию в
Тамбове   областного   многофункционального   центра    по    оказанию
государственных     и    муниципальных    услуг    с    использованием
информационно-коммуникационных технологий.
     В текущем  году он будет введен в эксплуатацию.  На площади около
двух с половиной тысяч квадратных метров разместятся  залы  и  десятки
кабин  с  пропускной способностью до 800 посещений в день.  Количество
предоставленных  услуг  составит  более  60   -   с   последующим   их
увеличением.  Здесь же будут работать юрисконсульты, нотариусы, почта,
отделение банка,  копировально-множительное бюро, детская комната и т.
п.  Филиалы  центра должны быть созданы в дальнейшем в каждом городе и
райцентре.
     Занимаясь этой  работой,  надо  понимать,  что  открытый диалог с
людьми,  укрепление гражданского общества - это гарант  стабильного  и
устойчивого развития области и страны на долгие годы.
     Наша сила - в общности целей и ценностей. В этом лишний раз можно
было  убедиться  в  ходе  подготовки к 70-летию области.  Объединяющее
тамбовчан духовное и историческое единство  выразилось  в  уважении  к
памяти  своих предков,  углубленном и бережном изучении героического и
трагического прошлого,  в возрождении православных  святынь,  всеобщем
стремлении   благоустроить  родные  места.  Все  это  возвышает  людей
нравственно,  определяет  жизнеспособность  общества,  служит  основой
повышения его политической культуры.
     В периоды крутых поворотов истории самый  большой  урон  и  ущерб
терпят народ,  его духовность и культура. "Истинный смысл культуры - в
органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что
унижает  человека  и  заставляет  его  страдать".  Это  слова великого
гуманиста Максима Горького, который сам выстрадал то, о чем говорил.
     Если мы  видим,  что и сегодня в обществе не иссякло это чувство,
значит культура народа жива - вопреки силам невежества заскорузлости и
подражательства.  Убежден,  у культуры должна быть своя идеология. Нам
ее не занимать ни на Западе,  ни  на  Востоке.  Это  исконно  русские,
российские  духовные  и  культурные ценности и традиции,  которые надо
защищать  и  развивать.  Именно  они  способны  сформировать  у  людей
истинный   патриотизм,   гражданское  самосознание  и  по  -  Горькому
нравственно возвысить человека.
     Все это начинается с семьи и впитывается с молоком матери.  В год
семьи  об  этом  следует  сказать  особо.  Дети  чувствуют,  насколько
искренни  взаимоотношения  родителей,  основаны ли они на любви или на
обмане.  Они  видят  круг  их  интересов,  манеры  общения,  жизненные
предпочтения.  Из  этого  и формируется облик личности и ее внутренний
мир.  Далее - детский сад,  школа.  И вот на выходе в  самостоятельную
жизнь человек может обладать отличными знаниями дисциплин,  но быть не
восприимчивым  к  духовным  и  культурным  ценностям.  Станет  ли   он
патриотом своего Отечества,  какой пример явит своим детям?  Ответы на
эти вопросы должны искать сегодня мы, взрослые.
     Прежде всего,  следует развеять широко бытующий миф, что культура
- это сфера услуг для развлечения  людей,  уставших  от  более  важных
занятий.  Формирование  мировоззренческих  и  нравственных  принципов,
приближение  к  каждому  человеку  образцов   высокого   искусства   и
литературы  -  это  самое  трудное,  но  и самое важное и необходимое.
Культура призвана быть не просто рядом, а в нас самих.
     Ради этого  мы  и  дальше будем развивать культурную и творческую
среду.  На областном уровне уже не  первый  год  эффективно  действует
система  грантов  и  стипендий  для  профессиональных и самодеятельных
коллективов, творческих союзов и мастеров культуры. С этого года будут
введены  гранты на реализацию творческих проектов учреждениям сельской
культуры,  творческие   стипендии   -   для   библиотекарей,   клубных
работников,  преподавателей музыкальных школ и школ искусств. В рамках
реструктуризации  сети  предполагается  выделить  работникам  культуры
транспортные  средства  для  выездов  к жителям сел,  где нет клубов и
библиотек.
     Системного подхода  требует  популяризация исторического наследия
нашего края.  Живой отклик у тамбовчан  находит  издательская  работа,
включающая  в  себя  выпуск  краеведческой  и исторической литературы,
сборников архивных документов и научных исследований. Эти книги должны
быть в каждой библиотеке - городской, районной, сельской, школьной. Их
обязательно  надо  использовать   в   качестве   учебно-воспитательных
пособий.
     В прошлом  году  за  счет   областного   бюджета   была   создана
материальная  база  для  объединения  всех  библиотек области в единую
информационную сеть с соответствующим программным обеспечением,  вдвое
увеличилось пополнение книжных фондов. Но, чтобы эти усилия не пропали
даром,  надо чтобы библиотеки вновь стали настоящими просветительскими
и досуговыми центрами.
     Следует продолжить развитие монументального  искусства,  особенно
по  увековечению  подвигов земляков,  выдающихся деятелей нашего края,
значительных событий его истории и культуры.
     Огромный интерес  у  жителей  вызывают  межрегиональные фестивали
искусств. Пришло время возродить и областной фестиваль самодеятельного
творчества. По опыту прошлых лет мы хорошо знаем, какой воспитательный
заряд они в себе несут,  как развивают моральные и семейные  ценности,
как сплачивают людей.
     Уважаемые коллеги! Настоящее Сообщение о положении области считаю
не  просто  очередным  итоговым,  а  обозначающим  новый  важный  этап
развития Тамбовщины:  выход на более высокий уровень  экономической  и
социальной   эффективности,   открывающий   широкие   перспективы  для
культурного и духовного роста, повышения качества жизни людей.
     Такой же   рубежный  момент  переживает  сегодня  все  российское
общество. Страна находится накануне президентских выборов, и перед ней
стоит  вопрос о стабильности,  преемственности курса,  по которому она
шла все эти годы.
     Но нам  нужны  не  годы,  а  десятилетия стабильной жизни.  Когда
подходишь  к  рубежу  сделанного,  приходит  понимание,  что   дел   и
нерешенных   проблем  впереди  еще  больше.  Сегодня  мы  восстановили
утраченный в 90-е годы  потенциал.  Устойчиво  развивается  экономика,
растут   доходы   граждан.  Вокруг  человека  формируется  современная
социальная инфраструктура.  Вопрос теперь в том,  чтобы создать равные
возможности  для  каждого  -  получить желаемое образование,  овладеть
любимой профессией,  найти интересную и хорошо оплачиваемую работу или
начать свое дело, построить или приобрести добротное жилье.
     Наша цель - сделать Тамбовщину благополучным для жизни краем. Для
этого стартовые позиции теперь есть.
     Важно, чтобы каждый из нас оценил и объективно разобрался во всем
происходящем  в  области  и  стране.  Чтобы,  идя на выборы Президента
России,  руководствовался не  сиюминутным  настроением,  а  заботой  о
будущем, будущем своих детей, внуков, будущем нашего Отечества и своей
малой родины.
     Уверен, что Тамбовщине,  как и всей стране, необходима длительная
перспектива стабильного и эффективного развития, нужна предсказуемость
курса.  Только  тогда  у  нашей  области,  и  у России в целом,  будет
достойное будущее!
     Спасибо за внимание.

Информация по документу
Читайте также