Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 18.12.2003 № 961

 


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                   Администрация Тамбовской области

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18.12.2003                    г. Тамбов                          N 961

                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Администрации Тамбовской области
                                         от 30.07.2010 г. N 912

       Об утверждении Концепции региональной политики в области
          качества и конкурентоспособности продукции и услуг

     В целях     обеспечения     выпуска     предприятиями     области
высококачественных   и    конкурентоспособных    товаров,    внедрения
менеджмента  качества  и  экологического  менеджмента  на предприятиях
области и на этой  основе  успешной  интеграции  экономики  области  в
российский и мировой рынки ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить Концепцию региональной политики в области качества и
конкурентоспособности  продукции  и  услуг  (далее Концепция) согласно
приложению.
     2. Координационно-методическому  совету  по  проблемам качества и
повышения  конкурентоспособности   продукции   администрации   области
определить  необходимость  разработки  программ  и планов по повышению
качества и конкурентоспособности продукции и услуг,  включающих в себя
мероприятия, направленные на реализацию Концепции.
     3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
главы  администрации  области,  председателя  комитета  по  управлению
имуществом области И.Т.Щеглова.


     Глава администрации
     области          О.И.Бетин
------------------------------

                                             УТВЕРЖДЕНА
                                постановлением администрации области
                                        от 18.12.2003 N 961

                              КОНЦЕПЦИЯ
               РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
              И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

     Концепция региональной    политики    в    области   качества   и
конкурентоспособности продукции и услуг (далее  Концепция)  -  система
взглядов  на  роль  качества  продукции  и  услуг  (далее продукции) в
реализации  интересов  населения   Тамбовской   области,   как   части
национальных интересов России.
     Основной целью Концепции является улучшение  качества  продукции,
выпускаемой     предприятиями     области,     для    достижения    ее
конкурентоспособности как на внутреннем,  так и на  внешнем  рынках  и
обеспечение на этой основе устойчивого развития экономики области.

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Понятие качества
     Для целей настоящей Концепции взято определение качества,  данное
Международной    организацией   по   стандартизации   (ИСО):   степень
соответствия   присущих    отличительных    свойств    (характеристик)
потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются
или являются обязательными.

     1.2. Качество и конкурентоспособность продукции
     Конкурентоспособность является    интегральной    характеристикой
продукции,     обусловливающей     возможность     ее     сбыта.    На
конкурентоспособность продукции оказывают  влияние  ее  качество,  как
приоритетный фактор,  а также цена,  стоимость эксплуатации,  удобство
технического  обслуживания,  имидж   изготовителя,   его   способность
соблюдать договорные сроки поставки и иные факторы.
     Приоритетность факторов  конкурентоспособности  зависит от уровня
социально-экономического развития общества,  характеристик рынков,  на
которых реализуется продукция, особенностей конкретных потребителей.

     1.3. Качество продукции и ее безопасность
     Безопасность продукции   (для   человека,  имущества,  окружающей
среды)  является  составляющей  ее  качества.   Степень   безопасности
продукции,  соответствующая  уровню  социально-экономического развития
страны,  регулируется и гарантируется государством,  использующим  для
этой цели экономические и административные рычаги.

     2. ЦЕЛИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

     2.1. В сфере экономики
     Обеспечение устойчивого  развития  экономики  Тамбовской  области
путем:
     содействия предприятиям и  организациям  региона  в  формировании
условий   для   расширения   масштабов   производства   и   реализации
качественной и конкурентоспособной продукции;
     определения новой  импортозамещающей и экспортно-ориентированной,
наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
     привлечения инвестиций в развитие производства.

     2.2. В социальной сфере
     Обеспечение высокого  уровня  жизни  граждан  путем   координации
деятельности   предприятий   по   увеличению  выпуска  качественной  и
востребованной продукции,  приводящему к подъему экономики, увеличению
занятости населения, росту заработной платы, социального обеспечения и
платежеспособного спроса.

     2.3. В информационной сфере
     Обеспечение устойчивых   каналов   информирования  предприятий  и
потребителей по вопросам качества,  безопасности  продукции,  а  также
защиты прав потребителей.

     2.4. В экологической сфере
     Обеспечение координации деятельности  предприятий  и  организаций
Тамбовской области в целях:
     выпуска продукции,    отвечающей    обязательным    экологическим
требованиям;
     соблюдения требований к охране окружающей среды;
     содействия внедрению   на  предприятиях  и  организациях  региона
экологически чистых технологий и  рециклинга  отходов  производства  и
потребления;
     освоения современных способов утилизации отходов;
     создания эффективных  систем управления окружающей средой,  в том
числе объединенных с другими элементами  административного  управления
для содействия достижению экологических и экономических целей.

     3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
ПРОДУКЦИИ

     Основные направления региональной  политики  в  области  качества
продукции формируются на базе принципов, определяющих необходимость:
     осознания широкими слоями населения, руководителями и работниками
всех уровней роли качества в решении экономических,  социальных и иных
проблем,  вытекающих из интересов  области  и  национальных  интересов
России;
     овладения методами   менеджмента   качества   руководителями    и
специалистами  всех  уровней  исходя из того,  что менеджмент качества
является   специальной   отраслью   знаний,   содержащей   эффективные
универсальные методы,  применимые в разных секторах экономики и сферах
деятельности;
     создания правовых,        экономических,       социальных       и
организационно-технических  условий,  обеспечивающих  предприятиям   и
организациям возможность успешно решать задачи в области качества;
     формирования действенного  механизма   защиты   потребителей   от
недоброкачественной   продукции,   побуждающего   все   предприятия  и
организации производить и реализовывать качественную продукцию;
     учета возможных  негативных  последствий  для предприятий,  в том
числе   малого   бизнеса,   продукция    которых    может    оказаться
несоответствующей  требованиям  потребителей  при  вступлении России в
ВТО, и принятие соответствующих мер для их предотвращения.

     3.1. Пропаганда идей и стимулирование качества продукции
     Реализация основных направлений (принципов) региональной политики
в области качества должна способствовать формированию  общей  культуры
качества в регионе.
     В пропаганде и  разъяснении  этой  идеи  необходимо  использовать
возможности всех средств массовой информации.
     С целью популяризации идей качества и повышения имиджа тамбовской
продукции    необходимо   организовывать   и   содействовать   участию
предприятий и организаций Тамбовской области в ежегодных конкурсах  на
соискание   премий   Правительства   Российской  Федерации  в  области
качества,  во Всероссийской Программе "100 лучших  товаров  России"  и
других  конкурсах  на  соискание  региональных  и отраслевых премий по
качеству,  премий общественных организаций и движений, направленных на
воспитание культуры качества.
     Необходимо обеспечить  функционирование  и   развитие   областной
информационной    системы    по   вопросам   качества,   подтверждения
соответствия и защиты прав потребителей.
     Стимулирование выпуска    качественной    и   конкурентоспособной
продукции  необходимо  осуществлять  путем  организации  и  проведения
конкурсных  торгов  по реализации продукции для государственных нужд и
нужд региона.

     3.2. Внедрение на  предприятиях  эффективных  систем  менеджмента
качества

     Создание и  внедрение  эффективных  систем  менеджмента качества,
ориентированных  на  внедрение  современных   технологий   и   методов
менеджмента   качества,   является   залогом   устойчивого   положения
предприятий на рынке.
     Широкому внедрению    систем    менеджмента    качества    должна
способствовать   разработка   системы   мер   в   образовательной    и
консультационной  сферах  деятельности,  а также мер по стимулированию
внедрения систем менеджмента качества.

     Политика в образовательной сфере
     Внедрение эффективных   систем   менеджмента   качества   требует
высокого профессионализма,  знания работниками и  руководителями  всех
уровней   методов   и   способов   менеджмента   качества,   принципов
проектирования систем менеджмента качества,  основанных  на  передовом
отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах.
     Политика в этой  области  имеет  целью  формирование  непрерывной
системы образования и подготовки кадров в области качества. Необходимо
готовить  специалистов  по  организации  и  обеспечению   производства
качественной  продукции,  обучать работников предприятий и организаций
области основам менеджмента качества.
     Система непрерывного  образования  при  подготовке специалистов в
области  качества  должна  объединять  в  себе  традиционные  средства
обучения и современные технологии,  предоставляемые Интернет,  а также
телекоммуникационные и учебно-методические ресурсы различных  регионов
страны.

     Политика в области развития консультационной деятельности
     Для оказания помощи предприятиям во внедрении систем  менеджмента
качества  и  систем  управления  окружающей  средой,  а  также в целях
повышения  эффективности  этих  систем   необходимо   развивать   сеть
консультационных    организаций,    обладающих   необходимым   уровнем
квалификации и подготовки.
     В целях  организации  работ по обеспечению разработки и внедрения
систем менеджмента качества на малых предприятиях и снижения  расходов
предприятий в этой области необходима пропаганда и содействие созданию
саморегулируемых организаций.

     Политика в  области  внедрения  эффективных  систем   менеджмента
качества
     При разработке  программ  и  положений  о  проведении  торгов   и
конкурсов   необходимо   включать  в  критерии  оценки  предприятий  и
продукции наличие систем менеджмента качества,  систем  экологического
менеджмента,   сертификатов   соответствия,  полученных  в  результате
проведения добровольной сертификации.

     3.3. Политика создания для предприятий организационно-технических
условий, способствующих улучшению качества продукции

     Политика в области технического регулирования и метрологии
     Одним из основных направлений работ по техническому регулированию
в   области   должно  стать  стимулирование  добровольного  применения
национальных  стандартов  в  качестве  доказательной  базы  выполнения
обязательных требований технических регламентов с целью закрепления на
областном рынке передовых разработок,  технологий и опыта, позволяющих
достигать максимального экономического эффекта.
     Необходимо оказывать содействие  для  создания  условий  развития
материально-технической  и организационно-методической баз предприятий
и организаций с целью обеспечения  единства  измерений  на  территории
Тамбовской  области,  получения точных,  воспроизводимых,  объективных
результатов измерений в процессе контроля,  производства,  реализации,
потребления  продукции,  тем  самым  обеспечивая выполнение требований
потребителей к  качеству  и  безопасности  продукции,  защиту  прав  и
законных  интересов граждан от отрицательных последствий недостоверных
результатов измерений.

     Политика в   области  развития  информационной  инфраструктуры  и
информационных услуг
     Развитие информационной  инфраструктуры  и  информационных  услуг
должно быть направлено на:
     формирование баз   данных   о   законодательных   и   нормативных
требованиях к качеству продукции в области, стране и за рубежом, новых
прогрессивных   технологиях,   учитывая   передовой   отечественный  и
зарубежный опыт;
     доступ к  этим базам данных предприятий и организаций области (на
коммерческой или некоммерческой основе);
     развитие современных     информационных    технологий    (включая
технологии СALS),  обеспечивающих возможность применения  компьютерных
методов проектирования, прогрессивных электронных методов оформления и
передачи  документации,   формирования   и   передачи   информационных
ресурсов.

     Политика в  области  защиты  рынка   от   недоброкачественной   и
фальсифицированной продукции
     Под недоброкачественной продукцией в данной Концепции  понимается
продукция,   которая   не   соответствует  требованиям  к  качеству  и
безопасности,  установленным  в  нормативной   и   (или)   технической
документации  на  данную  продукцию.  Фальсифицированная  продукция  -
продукция,  умышленно измененная (поддельная) и (или) имеющая  скрытые
свойства  и качество,  информация о которых является заведомо неполной
или недостоверной.
     Для защиты      потребителя      от     недоброкачественной     и
фальсифицированной продукции осуществляется  координация  деятельности
государственного  и  общественного  контроля  и  надзора,  позволяющая
своевременно выявлять  такую  продукцию,  пресекать  ее  реализацию  и
изымать  из  оборота;  обеспечивается  оперативный обмен информацией о
фактах выявления недоброкачественной и  фальсифицированной  продукции;
оказывается  содействие  эффективному  взаимодействию  контролирующих,
правоохранительных  и  судебно-исполнительных  органов   по   вопросам
принятия    мер.   Обеспечивается   действие   оперативной,   лишенной
бюрократизма процедуры рассмотрения жалоб потребителей.
     Необходимо осуществлять стимулирование предприятий и  организаций
устанавливать  устойчивые  связи с надежными поставщиками качественной
продукции  посредством  информирования  о   лучших   отечественных   и
зарубежных   производителях   путем   привлечения   их   к  участию  в
региональных,  всероссийских  и  международных  выставках,   ярмарках,
программах.
     Методами предотвращения попадания  на  рынок  недоброкачественной
продукции являются также:
     стимулирование развития  добровольной   сертификации   продукции,
осуществляемой  по  желанию  заявителей  (изготовителей,  продавцов) и
являющейся рыночным  механизмом  подтверждения  качества  продукции  и
стабильности ее производства;
     организация и  осуществление  контроля  за  соблюдением  условий,
предусмотренных   лицензиями   на  осуществление  видов  деятельности,
определенных законодательством Российской Федерации;
     аккредитация предприятий   и   организаций   на   право  поставки
алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания;
     проведение защитных  мер,  включающих  в себя проверку качества и
безопасности продукции,  предназначенной для реализации на  территории
области;
     своевременное информирование  потребителей  области  о  выявлении
недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
     Разумный баланс между разными механизмами защиты потребительского
рынка   от   недоброкачественной   продукции   определяется  основными
критериями: минимизация риска и экономическая целесообразность.

     3.4. Политика учета фактора качества продукции  при  выработке  и
принятии решений по вопросам развития экономики
     Учитывая неблагоприятные    стартовые    условия    на     многих
предприятиях,  предполагается  осуществить меры региональной поддержки
для развития секторов экономики,  опережающее развитие которых  должны
обеспечить  подъем  экономики  области  в  целом,  используя механизмы
инвестирования,  кредитования, бюджетного финансирования через целевые
программы, инновационный и иные механизмы.
     Политика учета факторов  качества  заключается  в  том,  что  при
выборе  предприятий  и  организаций,  которым  предполагается  оказать
государственную поддержку в любой форме,  необходимо руководствоваться
способностью  этого  предприятия  или организации обеспечить за период
действия региональной поддержки конкурентоспособное качество продукции
или  его  необходимый  уровень.  Предприятия,  в свою очередь,  должны
защитить право  на  использование  мер  региональной  поддержки  путем
разработки  и  доказательств реальности собственных программ повышения
качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.
     Целевые программы  должны содержать четкие задания по обеспечению
необходимого  уровня  качества  продукции,  метрологическому  и  иному
ресурсному  обеспечению,  а  также  по созданию на предприятиях систем
менеджмента  качества,  систем  экологического  менеджмента   и,   при
необходимости, подтверждению их соответствия.
     Принятие решений   по   вопросам   развития   экономики    должно
происходить  на  основе  развития  и внедрения в регионе новых видов и
форм контроля (инспекции) количества, качества и цен сырья, материалов
и комплектующих изделий и продукции.

     4. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

     4.1. Региональная    политика    в    области   качества   должна
реализовываться с учетом состояния и развития рынка,  а также динамики
интеграции экономики области в российский рынок.
     Реализация политики  в  области  качества  осуществляется   путем
разработки    планов    и    программ    по   повышению   качества   и
конкурентоспособности выпускаемой продукции по конкретным направлениям
деятельности,  видам промышленного производства. Планы разрабатываются
с учетом и на  основе  планов  предприятий  и  организаций  области  и
включают  в  себя  мероприятия,  направленные  на реализацию настоящей
Концепции.
     4.2. Координационно-методический  совет  по  проблемам качества и
повышения конкурентоспособности продукции  при  администрации  области
определяет  задачи  стратегического  характера  в  области  качества и
осуществляет мониторинг работ по реализации Концепции с  целью  оценки
эффективности  выполнения  мероприятий  программ Тамбовской области по
повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
     4.3. Областная   информационная  система  по  вопросам  качества,
подтверждения  соответствия  и   защиты   прав   потребителей   должна
обеспечить  своевременное информирование населения области о проблемах
и достижениях  в  деятельности  предприятий,  организаций  области  по
повышению   качества  и  конкурентоспособности  продукции  и  услуг  в
Тамбовской области.


Информация по документу
Читайте также