АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.05.2008 г. Тамбов N 660
Утратило силу – Постановление
Администрации Тамбовской области
от 31.10.2018 г. № 1138
Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества
образования Тамбовской области
В соответствии с Федеральной целевой программой развития
образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803 "О Федеральной
целевой программе развития образования на 2006-2010 годы",
постановлением администрации от 12.04.2007 N 384 "Об утверждении
комплексного регионального проекта модернизации образования", в целях
развития системы обеспечения качества образовательных услуг,
совершенствования управления качеством образования в Тамбовской
области администрация области постановляет:
1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества
образования Тамбовской области согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя главы администрации области К.В.Колончина.
Глава администрации
области О.И.Бетин
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации области
от 30.05.2008 N 660
Положение
о региональной системе оценки качества образования
Тамбовской области
1. Общие положения
1.1. Положение о региональной системе оценки качества образования
Тамбовской области (далее - положение) разработано в соответствии с
Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
23.10.2005 N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования
на 2006-2010 годы" и определяет основные цели, задачи и принципы
функционирования системы оценки качества образования в Тамбовской
области, а также ее структуру, порядок проведения мониторинга и оценки
качества образования.
1.2. Деятельность региональной системы оценки качества
образования Тамбовской области (далее - РСОКО) строится в соответствии
с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской
области, регламентирующими реализацию всех процедур оценки качества
образования.
1.3. Положение распространяется на образовательные учреждения,
имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные
(основные и дополнительные) и профессиональные (основные и
дополнительные) образовательные программы в соответствии с
государственными образовательными стандартами.
1.4. В настоящем положении используются следующие термины:
качество образования - интегральная характеристика системы
образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов, условий образовательного процесса
нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
оценка качества образования - процесс, в результате которого
определяется степень соответствия измеряемых образовательных
результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной
зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к
качеству образования;
региональная система оценки качества образования - целостная
система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными
субъектами государственно-общественного управления образованием,
которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества
образования, а также совокупность организационных структур и
нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством
образования;
экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных
процессов, условий и результатов образовательной деятельности;
измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью
контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ,
тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание
которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.5. Положение, а также дополнения и изменения к нему
утверждаются постановлением администрации области.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО
2.1. РСОКО направлена на обеспечение государственного
образовательного стандарта общего образования.
2.2. Целями РСОКО являются обеспечение контроля за качеством
образования, совершенствование управления им, получение и
предоставление достоверной и объективной информации о состоянии
качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на
его уровень.
2.3. Основными задачами РСОКО являются:
формирование единого концептуально-методологического понимания
проблем качества образования и подходов к его измерению;
информационное, аналитическое и экспертное обеспечение
мониторинга областной системы образования;
разработка единой информационно-технологической платформы системы
оценки качества образования;
определение форматов собираемой информации и разработка
технологии ее использования в качестве информационной основы принятия
управленческих решений;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования
областной службы образовательной статистики и мониторинга качества
образования;
выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников,
специалистов системы образования по вопросам обеспечения
лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации
руководящих и педагогических работников, мониторинга и образовательной
статистики региональной системы образования, индивидуальных достижений
обучающихся;
реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и
коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки
качества образования.
2.4. В основу РСОКО положены принципы:
соблюдения преемственности и традиций российской системы
образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества
образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей,
минимизации их количества с учетом потребностей разных уровней
управления системой образования;
методического сопровождения оценочных процедур в образовании;
доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа.
2.5. Основные функции РСОКО:
организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в
образовании;
информационное обеспечение управленческих решений по проблемам
повышения качества образования и развития различных уровней систем
образования;
обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и
законодательной власти, работодатели, представители общественных
организаций и средств массовой коммуникации (далее - СМИ), родители,
широкая общественность) информацией о развитии региональной и
муниципальной систем образования, а также отдельных образовательных
учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних
пользователей.
3. Составляющие региональной системы оценки качества
образования
3.1. Организационно-функциональная структура РСОКО включает:
управление образования и науки области, Тамбовское областное
государственное учреждение "Центр экспертизы образовательной
деятельности" (далее - Центр), Государственное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования "Тамбовский
областной институт повышения квалификации работников образования"
(далее - ТОИПКРО), муниципальные органы управления образованием,
образовательные учреждения.
3.2. Функционирование РСОКО предполагает разделение полномочий
организационных структур, выполняющих специальные задачи в сфере
оценки качества образования.
3.3. Управление образования и науки области:
формирует единые концептуальные подходы к оценке качества
образования;
разрабатывает нормативные правовые документы, регламентирующие
функционирование РСОКО;
осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за
соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования
образовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской
области, а также органами местного самоуправления, осуществляющими
управление в сфере образования;
обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества
образования, в том числе государственную (итоговую) аттестацию
выпускников 9, 11 (12 классов) образовательных учреждений;
координирует работу различных структур, деятельность которых
непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;
определяет состояние и тенденции развития региональной системы
образования;
осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию
образовательных учреждений, расположенных на территории области, по
всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением
образовательных учреждений, лицензирование и государственная
аккредитация которых отнесена законодательством к полномочиям
федеральных органов государственной власти по лицензированию и
государственной аккредитации образовательных учреждений;
осуществляет аттестацию руководящих и педагогических работников
государственных областных и муниципальных образовательных учреждений;
принимает управленческие решения по совершенствованию качества
образования в регионе;
ежегодно до 15 марта публикует информацию о качестве образования
в Тамбовской области в средствах массовой информации, на своем сайте и
официальном сайте управления образования и науки области сети
Интернет.
3.4. Центр экспертизы обеспечивает:
организационно-методическое и технологическое сопровождение
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в
форме единого государственного экзамена;
организационно-методическое и технологическое сопровождение
проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся по
отдельным предметам на различных ступенях обучения;
организационно-методическое и технологическое сопровождение
процедур лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений,
аттестации педагогических и руководящих работников;
сбор и анализ результатов оценки качества образования;
формирование и ведение базы данных показателей качества
образования;
формирование и ведение банка контрольно-измерительных материалов
для проведения мониторинговых исследований;
предоставление информации о качестве образования по запросам.
3.5. ТОИПКРО осуществляет научно-методическое обеспечение оценки
качества образования в регионе (разрабатывает методики оценки качества
образования, разрабатывает систему показателей и индикаторов,
характеризующих качество образования и т. д.), а также подготовку,
переподготовку и повышение квалификации специалистов в области оценки
качества образования.
3.6. Муниципальные органы управления образованием осуществляют
передачу информации об организации предоставления общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования по основным общеобразовательным программам,
организации предоставления дополнительного образования детям и
общедоступного бесплатного дошкольного образования на региональный
уровень.
3.7. Образовательные учреждения осуществляют индивидуальный учет
результатов освоения обучающимися образовательных программ, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
3.8. Регулирование отношений, возникающих при осуществлении
обмена информацией между организационными структурами РСОКО,
осуществляется посредством соответствующих нормативных правовых
документов.
3.9. Согласованная работа всех организационных структур РСОКО
позволяет обеспечивать государственный образовательный стандарт общего
образования и осуществлять образовательную деятельность в соответствии
с мировыми и общероссийскими тенденциями развития образования;
мировыми и общероссийскими стандартами и образцами качества
образования; мировыми и общероссийскими стандартами содержания и
структуры образования; международными и общероссийскими процедурами,
инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.
4. Организация и технология оценки качества образования
4.1. Оценка качества образования предполагает: оценку учебных и
внеучебных достижений обучающихся, оценку результатов деятельности
педагогических работников, оценку качества деятельности
образовательного учреждения, оценку качества деятельности
муниципальной системы образования, оценку качества системы образования
области в целом.
4.2. Предусматривается три уровня организации оценки качества
образования: уровень образовательного учреждения, муниципальный и
региональный:
уровень образовательного учреждения - качество деятельности
образовательного учреждения (учебные и внеучебные достижения
обучающихся, результаты деятельности педагогов, качество условий);
муниципальный уровень - качество деятельности системы образования
отдельного муниципалитета;
региональный уровень - качество системы образования Тамбовской
области.
4.3. Оценка качества образования на каждом уровне осуществляется
на основе системы показателей и индикаторов, характеризующих основные
аспекты качества образования (качество результата, качество условий и
качество процесса). Используемая для оценки качества образования
система показателей и индикаторов сопоставима с международными
аналогами - стандартами качества ИСО 9000 (International Organization
for Standardization) и всеобщего управления качеством TQM (Total
Quality Management), с федеральными аналогами.
Оценка качества образования на каждом уровне включает
инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня
в вопросах управления качеством образования и вариативную
составляющую. Содержание информации о качестве образования в ее
вариативной составляющей определяется приоритетами развития
образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов
РСОКО и особенностями оценочных процедур.
4.4. Требования к системе показателей и индикаторов:
полнота охвата в сочетании с относительной простотой
инструментария оценки;
необходимость и достаточность (система показателей должна быть
построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом
обеспечивали получение полной информации по всем уровням системы
оценки качества);
оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый
сбор информации в целях принятия управленческих решений);
экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета
показателей/индикаторов должен быть относительно дешевым по
трудозатратам);
универсальность (система показателей должна быть инвариантной
относительно социально-экономических и других особенностей Тамбовской
области в целях технологического обеспечения сравнительного анализа
мониторинговой информации на федеральном уровне);
однозначность интерпретации значений показателей (информация,
которую отражают показатели, не должна допускать возможности
многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и
оперативных управленческих решений);
открытость системы показателей мониторинга для пользователей как
условие инвестиционной привлекательности региональной системы
образования и эффективного использования ее ресурсов;
соответствие международным стандартам и общероссийской системе
оценки качества образования (при прочих равных условиях содержание и
форма представления индикатора/показателя должны обеспечивать
сопоставимость и сводимость получаемой на его основе статистической
информации);
доступность (по возможности, индикаторы должны быть представлены
в составе регулярных федеральных статистических наблюдений,
ведомственной (образовательной) и вневедомственной (других отраслей)
статистики, собираемой в регионах);
цикличность (индикаторы должны обеспечивать возможность создания
системы стратегического и оперативного планирования, системы
прогнозирования развития отрасли).
4.5. Конкретный набор системы показателей/индикаторов
определяется приоритетами государственной (региональной)
образовательной политики и запросами других заказчиков и потребителей
образовательных услуг в регионе и корректируется ежегодно.
4.6. При оценке качества образования основными методами
установления фактических значений показателей являются экспертиза и
измерение.
4.7. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются
нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры
контроля и оценки качества образования.
4.8. Технологии процедур измерения определяются видом избранных
контрольных измерительных материалов, способом их применения.
Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на
оценку качества образования, определяется на основе государственных
образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
4.9. Региональная система оценки качества образования включает
следующие компоненты:
систему сбора и первичной обработки данных;
систему анализа и оценки качества образования;
систему адресного обеспечения статистической и аналитической
информацией.
Каждый из компонентов, базируясь на едином
концептуально-методологическом понимании проблем качества образования
и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях
оценивания.
4.10. Система сбора и первичной обработки данных представляет
собой единое для отрасли информационное пространство, в которое
включены все учреждения и организации, осуществляющие образовательную
деятельность.
Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации
определяются соответствующими регламентами деятельности составляющих
РСОКО инфраструктур, циклограммой сбора информации.
4.11. Основными информационными источниками данных выступают:
процедуры лицензирования, государственной аккредитации учреждений
и организаций образования;
государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х, 11-х
классов;
мониторинговые исследования достижений обучающихся по отдельным
предметам на различных ступенях обучения;
социологические исследования в системе образования;
данные государственной образовательной статистики и ведомственной
статистики, собираемой органами управления образованием;
данные государственной статистики других ведомств, например,
показатели занятости выпускников учреждений профессионального
образования, демографическая статистика и т. д.;
процедуры текущего контроля образовательных учреждений:
образовательные достижения учащихся, мониторинг и диагностика
обученности и т. д.;
процедуры аттестации педагогов и руководящих работников
образовательных учреждений и организаций;
конкурсы профессионального мастерства;
данные федеральных мониторингов качества образования;
данные контрольных проверок соблюдения законодательства в сфере
образования;
данные международных исследований качества образования: PISA,
PIRLS, Т1МSS и др.
4.12. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения,
преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации
и принятия управленческих решений.
4.13. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации
информации о качестве образования в регионе, формы представления
информации в рамках РСОКО, порядок доступа к получению информации в
рамках РСОКО устанавливаются соответствующими нормативными правовыми
документами.
4.14. Система анализа и оценки качества образования предполагает
стандартизацию показателей оценки качества применительно к каждому
уровню РСОКО.
Для осуществления аналитической работы, интерпретации данных в
целях разработки программ развития образовательных систем различного
уровня создается специальная служба в рамках Центра экспертизы.
Для анализа системы общего образования и представления различным
группам пользователей используются методики интерпретации первичных
данных образовательной статистики.
4.15. Система адресного обеспечения статистической и
аналитической информацией.
Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть
доступна для официального использования на муниципальном, региональном
уровнях.
Информация о качестве образования публикуется в ежегодных
докладах соответствующего уровня (публичные доклады) и размещается на
сайте управления образования и науки области. Ежегодно издаются
информационно-аналитические сборники.
Характер и формат информации о качестве образования и процедурах
его оценки определяются:
направленностью на группы потенциальных потребителей услуг РСОКО,
имеющих собственные потребности в отношении качества образования;
уровнями готовности различных целевых групп к восприятию такого
рода текстов: публичный аналитический доклад - для заинтересованных
"непрофессионалов", серия популярных статей в СМИ - для населения
области, брошюра с более обстоятельным изложением выявленных фактов и
закономерностей - для регионального педагогического сообщества и т.д.
4.16. Оценка качества образования в области может проводиться по
инициативе:
государственных органов исполнительной власти области (для
принятия решений о лицензировании и аккредитации подведомственных
учреждений образования, изменении их статуса, о необходимости создания
условий для обеспечения качества образования и др.);
органов местного самоуправления (для принятия решений о
софинансировании программ развития учреждений образования, реализующих
образовательные программы на территории муниципального образования и
др.);
образовательных учреждений (для принятия решений об организации
мероприятий по профориентации старшеклассников, о выборе профиля на
старшей ступени обучения и др.)
общественных и профессиональных объединений, физических лиц (для
принятия решений о выборе дошкольных и общеобразовательных учреждений,
о выборе профессиональных образовательных программ и др.).
4.17. Периодичность проведения процедур оценки качества
образования устанавливается соответствующим графиком, утверждаемым
управлением образования и науки области.
5. Общественная и профессиональная экспертиза качества
образования
5.1. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной
деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве
экспертов.
5.2. РСОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования
родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений
включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях
системы образования.
5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает:
соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в
конкретном образовательном учреждении, социальным ожиданиям и
интересам общества;
формирование инструментария для реализации принципов
государственно-общественного управления образованием;
развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества
образования выступают:
качество образования, обеспечиваемого образовательным
учреждением, включая учебные и внеучебные достижения обучающихся;
общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного
развития обучающихся, обеспечиваемый конкретным образовательным
учреждением;
условия, созданные в образовательном учреждении в целях
сохранения и укрепления психического, психологического и физического
здоровья обучающихся.
5.5. Профессиональная экспертиза качества образования
обеспечивает: соответствие требований, предъявляемых к качеству
образования, современным тенденциям развития образования;
формирование специального инструментария для диагностики
индивидуальных достижений обучающихся;
развитие сетевого взаимодействия в рамках системы повышения
квалификации.
5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества
образования выступают:
качество образовательных программ, учебников, учебных и
учебно-методических материалов;
эффективность управления образовательными системами
(образовательным учреждением, муниципальной системой образования,
региональной системой образования), в том числе - в
финансово-экономической сфере;
условия, созданные в образовательном учреждении в целях
стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических
работников, повышения их профессионального мастерства;
условия, созданные для реализации программ дополнительного
образования, реализация индивидуальных запросов обучающихся.
5.7. Доведение информации до общественности о результатах оценки
качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных
и аналитических докладов о состоянии качества образования на
региональном и муниципальном уровнях.