Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 27.02.2015 № 1388

 

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 27 февраля 2015 г.

г. Тамбов

№ 1388

 

Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2014 год

 

Рассмотрев отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2014 год в соответствии со статьей 21 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области», и заключение комитета по бюджету, налогам и финансам областной Думы,

 

Тамбовская областная Дума постановляет:

 

1. Принять к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2014 год (прилагается).

2. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Тамбовской области:

в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и выявления возможных резервов проводить мониторинг антикризисных мер, анализ государственных программ, усилить контроль за использованием средств, предусмотренных на осуществление закупок для государственных нужд;

продолжить работу по совершенствованию унифицированной системы стандартов государственного и муниципального контроля, обратив особое внимание на реализацию требований классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель областной

 

Думы

А.В.Никитин

 


 

УТВЕРЖДЕН

решением Коллегии

Контрольно-счетной палаты Тамбовской области от 18 февраля 2015 года № 3/1

 

Отчет о работе

Контрольно-счетной палаты

Тамбовской области

за 2014 год

 

Настоящий отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) за 2014 год (далее – Отчет) подготовлен и представляется в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 21 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области».

В представленном отчете отражены основные итоги деятельности КСП в 2014 году, результаты контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий, направленных на совершенствование внешнего государственного финансового контроля в Тамбовской области, повышение его качества на основе использования международных стандартов.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились в соответствии с планом работы КСП на 2014 год, ежеквартальными планами работы аудиторских направлений.

В соответствии с утвержденными планами КСП проводила работу, направленную на обеспечение полноты поступлений доходов в бюджет Тамбовской области, в том числе обоснованность представления налоговых и иных льгот, контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств в социальных и производственных сферах, эффективности использования средств при государственных закупках.

Особое внимание в работе КСП в 2014 году уделялось решению следующих задач:

1. В связи с переходом к формированию бюджета Тамбовской области на программной основе, проведена значительная работа по экспертизе и мониторингу исполнения государственных программ Тамбовской области, результаты которых нашли отражения в заключениях и информационных письмах.

2. Продолжено участие в реализации антикоррупционной политики, проводимой государственными органами Российской Федерации и Тамбовской области. В новых условиях от контрольных органов требуется сократить административное давление на экономику и обеспечить качественный и своевременный анализ результативного расходования бюджетных средств. При этом важнейшими приоритетами работы остаются устранение системных причин коррупции и повышение прозрачности бюджетно-финансовой системы.

3. В ходе реализации предложений, внесенных по результатам проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, экспертизы законопроектов и других нормативных правовых актов, проведена значительная работа, направленная на совершенствование бюджетного процесса, межбюджетных отношений и обеспечение бюджетной прозрачности при формировании и исполнении бюджета Тамбовской области.

4. В целях дальнейшего совершенствования деятельности КСП особый акцент делался на применение современных информационных технологий, обеспечению открытости деятельности Контрольно-счетной палаты, усилению взаимодействия с контрольными органами и общественными объединениями.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Законом Тамбовской области «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области» Контрольно-счетная палата в отчетном периоде осуществляла предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, за правомерностью и эффективностью управления собственностью. Для организации и осуществления контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности КСП были проведены обеспечивающие мероприятия: информационно-технологические, кадровые, материально-технические и другие.

В соответствии с планом работы КСП Тамбовской области на 2014 год в отчетном периоде проведено 104 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. С использованием принципов аудита эффективности КСП 5 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, мониторинг исполнения государственных программ Тамбовской области.

С учетом норм Федерального закона от 23 июля 2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» претерпели изменения основные полномочия в сфере внешнего государственного контроля, а также виды и формы проводимых КСП контрольных и экспертно-аналитических мероприятий как органом внешнего государственного финансового контроля.

Вследствие изменений полномочий при фактически неизменном количестве контрольных мероприятий возросло количество экспертиз, в том числе, на основании обращений и запросов органов законодательной и исполнительной власти Тамбовской области.

В целом по сравнению с предшествующими периодами, с учетом выбранных приоритетов деятельности КСП, проверками и обследованиями охвачены все отраслевые комплексы и органы исполнительной власти, входящие в эти комплексы. Особое внимание уделялось эффективности и рациональному использованию межбюджетных трансфертов, выделяемых органам местного самоуправления для выполнения переданных государственных полномочий.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было выявлено и установлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере, использования государственного и муниципального имущества, при проведении закупок для обеспечения государственных нужд на сумму 1091691,4 тыс. рублей.

Кроме того, в ходе проведения мероприятий было предотвращено неправомерное и неэффективное использование государственных средств на сумму 19701,6 тыс. рублей.

Большая часть нарушений выявлена в сфере гражданского законодательства (непринятие мер государственными заказчиками по востребованию уплаты неустойки в случае просрочки исполнения поставщиками обязательств и др.).

Основные усилия Контрольно-счетной палаты были направлены на принятие мер по возможности возмещения ущерба.

В отчетном периоде КСП проведен ряд мероприятий, направленных на анализ системных нарушений в сфере государственных закупок.

Выявленные в рамках предоставленных в отчетном периоде полномочий КСП нарушение законов и нормативных актов в сфере госзакупок заключаются в завышении начальных цен государственных контрактов, несоблюдение порядка обоснования, проверки достоверности определения цен государственных контрактов, нарушение процедуры формирования (внесения изменений) и размещения планов-графиков планируемых закупок, нарушения условий и порядка обеспечения исполнения государственных контрактов, несоблюдение сроков размещения информации, подтверждающей исполнение обязательств по государственным контрактам.

Во многом причинами выявленных нарушений и недостатков, в том числе имеющих процедурный характер, являются недостаточно квалифицированная деятельность государственных заказчиков, отсутствие надлежащего качества планирования государственного заказа и организации контроля деятельности подведомственных организаций.

Установленные факты и объемы не выставленных исполнителям госконтрактов штрафных санкций свидетельствуют о низком уровне организации внутреннего контроля.

Контрольно-счетной палатой последовательно проводится работа по совершенствованию учета предложений, направленных органам законодательной и исполнительной власти области по повышению эффективности и результативности расходов бюджета Тамбовской области по приоритетным направлениям.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились Контрольно-счетной палатой в 2014 году в соответствии с задачами и полномочиями, возложенными на нее Законом Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области», а также в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Тамбовской области на 2014 год (с изменениями от 05.02.2014, 29.05.2014, 30.06.2014, 13.08.2014, 26.11.2014, 24.12.2014), утвержденным решением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 26.12.2013 № 13/17.

Организация работы и обеспечение планового и системного внешнего государственного финансового контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств осуществляется Контрольно-счетной палатой по направлениям деятельности:

контроль доходов и источников финансирования дефицита бюджета Тамбовской области;

контроль расходов бюджета на социальную сферу и за формированием и исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

контроль расходов бюджета на государственное управление и финансовую помощь бюджетам других уровней;

контроль расходов бюджета на отрасли национальной экономики и капитальные вложения.

 

Основные результаты деятельности

Контрольно-счетной палаты

 

В 2014 году Контрольно-счетной палатой проведено 104 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них:

54 – контрольных мероприятий;

50 – экспертно-аналитических мероприятий.

Объем средств бюджета Тамбовской области, проверенных (охваченных) при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, составил 19931054,5 тыс. рублей.

По результатам мероприятий установлено нарушений на общую сумму 1091691,4 тыс. рублей, что составляет 5,5 процента от объема проверенных средств, в том числе:

нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью составили в сумме 658343,0 тыс. рублей, из них:

нарушения порядка учета и ведения реестра муниципального имущества составили в сумме 21632,0 тыс. рублей;

несоблюдение требования государственной регистрации прав собственности, других вещных прав на недвижимое имущество составили в сумме 636711,0 тыс. рублей;

нарушения в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 101401,0 тыс. рублей;

неэффективное использование бюджетных средств составили 19701,6 тыс. рублей;

нарушения требований, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составили 312245,8 тыс. рублей.

Кроме того, Контрольно-счетной палатой, по результатам контрольных мероприятий, установлены нарушения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, не подлежащие финансовой оценке.

 

Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты по контролю за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области

 

В 2014 году Контрольно-счетной палатой осуществлялся контроль за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области, осуществлялась экспертиза законопроектов области, по которым требовалась экспертиза Контрольно-счетной палаты области, проводилась экспертиза государственных программ Тамбовской области, иные экспертно-аналитические мероприятия.

Контрольно-счетной палатой проведено 50 экспертно-аналитических мероприятий, из них:

подготовлено 16 заключений на законопроекты, связанные с формированием и исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области;

подготовлено 21 заключение по результатам экспертиз государственных программ Тамбовской области;

подготовлено 8 заключений на другие законопроекты Тамбовской области;

проведено 5 иных экспертно-аналитических мероприятий.

В рамках оперативного контроля за ходом исполнения бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области Контрольно-счетной палатой осуществлялся анализ исполнения текстовых статей законов области о бюджете Тамбовской области и о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, своевременности подготовки и принятия нормативных правовых актов в целях реализации данных законов.

В рамках оперативного контроля подготовлено 6 заключений, по результатам которых сделаны следующие выводы:

- осуществляется некорректное планирование индикаторов, в отдельных случаях цели и задачи программ не взаимосвязаны с содержанием мероприятий, по ряду программных мероприятий не устанавливаются целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программных мероприятий;

- низкое освоение бюджетных ассигнований на реализацию отдельных государственных программ, невыполнение в полном объеме целевых показателей обусловлено, прежде всего, низкой ответственностью государственных заказчиков на этапе формирования и исполнения государственных программ;

- не установлено соотнесение достижения плановых показателей и индикаторов, измеряющих достижение целей с объемами фактического финансирования, что снижает эффект проводимых мероприятий;

- переход на программный бюджет не является залогом эффективного и рационального использования бюджетных средств.

Заключения направлены председателю Тамбовской областной Думы А.В.Никитину и рассмотрены на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы.

Кроме того, осуществлялась экспертиза законопроектов по внесению изменений в бюджет Тамбовской области и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области.

В соответствии со статьей 8 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области» Контрольно-счетная палата осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области. Результаты внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов, бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств использовались при проведении экспертизы проектов законов области об исполнении бюджета Тамбовской области за 2013 год и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2013 год.

Заключения Контрольно-счетной палаты на проекты законов Тамбовской области «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Тамбовской области за 2013 год» и «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2013 год» направлены в Тамбовскую областную Думу и рассмотрены на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы.

В 2014 году Контрольно-счетной палатой в соответствии со статьей 8 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области» Контрольно-счетной палатой проведена финансово-экономическая экспертиза 8 проектов законов Тамбовской области.

Заключения на проекты законов Тамбовской области направлены в Тамбовскую областную Думу и рассмотрены на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам.

 

Аналитическая работа

 

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ Контрольно-счетная палата Тамбовской области провела экспертизу 21 государственной программы Тамбовской области.

Результаты экспертизы позволяют сделать вывод о том, что в ходе подготовительной работы по переходу на программный бюджет органами государственной власти области проделана работа по совершенствованию формирования государственных программ. Это позволило в первую очередь обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений, увязку с основными параметрами государственных услуг.

Задачи большинства госпрограмм соответствуют требованиям необходимости и достаточности для обеспечения достижения цели.

Вместе с тем выявлен и обозначен ряд недостатков, на которые Контрольно-счетная палата обратила внимание разработчиков программ.

К ним относятся: использование не в полной мере всего арсенала регулятивных инструментов для достижения поставленных целей, слабая проработка планов структурных реформ, обеспечивающих снижение непроизводительных и неэффективных расходов. Недостаточное взаимодействие органов государственной власти при решении поставленных задач в смежных и взаимосвязанных программах создает риски неэффективного использования бюджетных средств и в результате недостижение поставленных целей даже при полном освоении выделенных средств.

Отсутствуют достаточные обоснования достижения показателей (индикаторов) в зависимости от изменения объемов финансирования. По ряду программ дополнительное финансирование не приводит к количественному и качественному изменению показателей.

В ряде госпрограмм значительную долю в общем объеме финансирования составляют внебюджетные источники, в том числе денежные средства, направляемые организациями – юридическими лицами. При этом не отражены финансовые риски при неполном финансировании намеченных мероприятий.

Контрольно-счетная палата сделала вывод о возможности формирования бюджета Тамбовской области на основе государственных программ.

Вместе с тем по результатам анализа определен важнейший элемент успешности внедрении и реализации госпрограмм – установление жесткой предельно иерархичной и максимально исключающей дублирование структуры государственных программ.

Контрольно-счетная палата предполагает участие на последующих этапах формирования и исполнения госпрограмм, которое должно заключатся в анализе соответствия поставленных целей и задач госпрограмм с позиции оценки эффективности использования бюджетных средств и иных источников финансирования.

Эти подходы реализуются путем проведения постоянного мониторинга госпрограмм, выработки предложений по совершенствованию методологической базы, анализу достижения установленных показателей на всем протяжении реализации госпрограмм.

Основными задачами проведения мониторинга являются соблюдение норм и правил, принятых при формировании госпрограмм, определение эффективности организации и координации работы по созданию нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию программных мероприятий, соответствие системы отчетности, обеспечивающей достоверность и полноту учета показателей, отражающих выполнение индикаторов, координации и управления программой в целях достижения конечного результата, определения социально-экономического эффекта как программы в целом, так и отдельных мероприятий.

В целях контроля за ходом реализации госпрограмм предусмотрена система индикаторов, основанная на следующих требованиях: адекватность, точность, объективность, сопоставимость, однозначность, экономичность, достоверность, своевременность и результативность. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23 июля 2013 г. № 290 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ходом реализации государственных и федеральных целевых программ (подпрограмм)» утверждена квартальная форма федерального статистического наблюдения № 1-ФП (индикаторы) «Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации государственных и федеральных целевых программ (подпрограмм)», что позволяет регулярно оценивать степень достижения конечных результатов. Кроме того, появляется возможность определить, способствовали ли государственные средства, затраченные на реализацию госпрограмм, достижению долгосрочных целей развития государства.

В ходе экспертизы госпрограмм Контрольно-счетной палатой был выявлен ряд существенных проблем, которые могут повлиять на ход их реализации. На федеральном уровне принят приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690, которым утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ.

Положениями Порядка установлено, что исполнение госпрограмм осуществляется в соответствии с планом их реализации, социально значимых контрольных событий с указанием их сроков. В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации мероприятий госпрограмм ответственные исполнители одновременно с планом реализации разрабатывают дальнейший план-график реализации госпрограмм, который составляется ежегодно на очередной финансовый год и может служить основой для формирования кассового плана бюджета области.

Контрольно-счетная палата провела анализ финансирования госпрограмм, предусмотренных Законом Тамбовской области от 27 декабря 2013 г. № 352-З «О бюджете Тамбовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016годов» по итогам 9 месяцев 2014 года.

Другие экспертно-аналитические мероприятия:

аудит государственных закупок в соответствии со ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по отдельным главным распорядителям средств областного бюджета (предварительный анализ нормативно-правовой базы по планированию и подготовке закупок, ценообразованию, соотношению цены и качества, управлению и оценке эффективности контракта);

мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот и преференций и оценка их стимулирующего воздействия на развитие экономики Тамбовской области.

 

Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты

 

В 2014 году предусмотренные планом работы контрольные мероприятия выполнены в полном объеме. Проведено 22 контрольных мероприятия.

Объем проверенных средств составил 19209996,7 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий установлено нарушений на общую сумму 1091691,4 тыс. рублей, что составляет 5,7 процента от объема проверенных средств при проведении контрольных мероприятий, в том числе:

нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью составили в сумме 658343,0 тыс. рублей, из них:

нарушения порядка учета и ведения реестра муниципального имущества составили в сумме 21632,0 тыс. рублей;

несоблюдение требования государственной регистрации прав собственности, других вещных прав на недвижимое имущество составили в сумме 636711,0 тыс. рублей;

нарушения в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 101401,0 тыс. рублей;

неэффективное использование бюджетных средств составило 19701,6 тыс. рублей;

нарушения требований, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составили 312245,8 тыс. рублей.

Кроме того, Контрольно-счетной палатой, по результатам контрольных мероприятий, установлены нарушения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, не подлежащие финансовой оценке.

В 2014 году на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты рассматривались отчеты о результатах контрольных мероприятий, представляемые аудиторами, ответственными за их проведение. По итогам обсуждений членами Коллегии принимались решения о направлении отчетов главе администрации Тамбовской области О.И.Бетину и председателю Тамбовской областной Думы А.В.Никитину.

По результатам контрольных мероприятий по решениям Коллегии в адрес объектов контроля, органов исполнительной власти и местного самоуправления области направлено 11 представлений и 46 информационных писем с предложениями об устранении выявленных нарушений и недостатков.

В отчетном году осуществлялся контроль реализации представлений и информационных писем. Проводился анализ и оценка полноты реализации органами исполнительной власти и местного самоуправления области, объектами контроля представлений, информационных писем, выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и ликвидации их последствий, анализ соответствия решений и принятых мер содержанию требований, предложений и рекомендаций, указанных в представлениях, информационных письмах.

Вопросы реализации представлений и информационных писем в установленном порядке рассматривались на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты области и решениями Коллегии 10 представлений сняты с контроля.

 

Проверки исполнения бюджетов муниципальных образований – получателей межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов

из бюджета Тамбовской области

 

В 2014 году Контрольно-счетной палатой проведены проверки исполнения бюджетов муниципальных образований – получателей межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области:

Бондарского района

Гавриловского района

Кирсановского района

Мучкапского района

Пичаевского района

Проведены проверки исполнения бюджетов сельских поселений:

Кривополянского сельсовета Бондарского района

Остролучинского сельсовета Мичуринского района

Ленинского и Сосновского сельсоветов Мордовского района

Вяжлинского сельсовета Пичаевского района

Объем проверенных средств составил 1108498,4 тыс. рублей.

Деятельность Контрольно-счетной палаты в сфере проверок бюджетов муниципальных образований проводилась с охватом широкого круга вопросов соблюдения бюджетного законодательства, связанных с использованием субвенций из бюджета Тамбовской области (в связи с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями и их участием в реализации областных целевых программ) и раскрытием значительного числа тематических направлений. Бюджеты проверенных муниципальных образований в размере свыше 70 процентов (без учета средств, передаваемых на выполнение государственных полномочий) формируются за счет средств бюджета Тамбовской области, что свидетельствует о высокой финансовой зависимости.

Удельный вес местных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог) не превышает 10 процентов от общей суммы налоговых и неналоговых доходов. В отчетах о результатах проверок отмечены недостатки при осуществлении планирования доходной части бюджета, о чем свидетельствует неоднократное уточнение планов практически по всем доходным источникам и их перевыполнение по итогам года. Имеет место наращивание задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета.

Резервом роста объемов доходов местных бюджетов, формируемых за счет собственных источников в части налоговых поступлений, является активизация работы по погашению сложившейся задолженности с участием налоговых органов, пополнение доходов за счет государственных пошлин, пересмотр ставок налога на имущество физических лиц с принятием мер по регистрации недвижимого имущества.

Проведенные в 2014 году проверки бюджетов муниципальных образований характеризуются наличием типичных нарушений и недостатков, допускаемых при формировании и исполнении как районного бюджета, так и бюджетов поселений. В особенности это касается организации бюджетного процесса, соблюдения положений Бюджетного кодекса РФ, что свидетельствует о необходимости усиления ответственности органов местного самоуправления, повышения спроса за качество управления финансами.

Предложения, содержащиеся в отчетах Контрольно-счетной палаты, направлены на улучшение состояния экономики муниципальных районов с точки зрения бюджетных перспектив.

Контрольно-счетной палатой области неоднократно отмечалось, что межбюджетные отношения, сложившиеся на данный момент между разными уровнями бюджетов, оцениваются как недостаточно эффективные. Проблемой, связанной с реализацией полномочий, является слабый учет в методиках и критериях расчетов финансовых потребностей территорий для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

Расходы муниципальных образований на выполнение ряда полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по причине ограниченности финансовых возможностей не планировались вообще или планировались не в полном объеме. Собственными средствами муниципальные образования обеспечены не более чем на 30 процентов. Решение проблем бюджетного регулирования в первую очередь возможно только при активном поиске и привлечении собственных доходов местных бюджетов, эффективном проведении мер бюджетно-налогового администрирования, качественном учете муниципальной собственности и ее мониторинге.

Результаты проверок правильности формирования неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов показывают, что имеющиеся резервы пополнения казны используются недостаточно.

Не обеспечивается в полной мере учет и сохранность муниципального имущества. Установлены факты изъятия муниципального имущества в счет погашения образовавшейся задолженности муниципальных унитарных предприятий, в том числе по решениям арбитражных судов. Реестры муниципальной собственности не всегда достоверны, реестры договоров аренды недвижимых объектов и аренды земельных участков требуют инвентаризации с учетом уточнения сумм арендной платы и имеющейся задолженности.

Согласно представленным информациям нарушения и недостатки, установленные Контрольно-счетной палатой, в основном устранены.

Предложения, внесенные по результатам проверок, выполнены, либо находятся в стадии выполнения, так как требуют постоянного мониторинга и анализа.

 

Взаимодействие Контрольно-счетной палаты со Счетной палатой Российской Федерации, другими контрольными и правоохранительными органами

 

Сотрудничество Контрольно-счетной палаты области со Счетной палатой Российской Федерации и другими региональными контрольно-счетными органами незаменимо при реализации многих важнейших задач, особенно на современном этапе, в условиях построения единой системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, координации их действий на региональном и федеральном уровнях, выработки единой методологии контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

В рамках 10 контрольных мероприятий совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Тамбовской области проведен анализ организации бюджетного процесса, соответствия муниципальных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения муниципальных бюджетов, областному и федеральному законодательству.

Совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Тамбовской области КСП проведена проверка целевого использования средств Дорожного фонда Тамбовской области на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В 2014 году Контрольно-счетной палатой области проводилось контрольное мероприятие совместно с прокуратурой Тамбовской области в рамках контрольного мероприятия по проверке расходования средств субсидий, выделяемых из бюджета Тамбовской области в 2013 году ТОГБОУ СПО «Тамбовский областной медицинский колледж» и ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова».

Роль органов финансового контроля в борьбе с коррупционными практиками и основные направления работы контрольно-счетных органов в антикоррупционной борьбе представлены в докладе председателя Контрольно-счетной палаты Тамбовской области Луговских Н.И. на состоявшемся в Тамбовском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ региональном научно-практическом семинаре «Конституционно-правовые аспекты реализации антикоррупционного законодательства в современной России».

В рамках совещания главы администрации Тамбовской области с руководителями исполнительных органов власти и структурных подразделений администрации области Контрольно-счетной палатой области представлены результаты мониторинга эффективности предоставления и использования налоговых льгот. Особое внимание при проведении мониторинга уделялось оценке эффективности предоставленных налоговых льгот и их влияния на поступления в областной бюджет по организациям, реализующим инвестиционные проекты. Согласно экспертным оценкам выделено 10 организаций с высокой эффективностью, 17 предприятий со средней эффективностью и 3 предприятия с низкой эффективностью. Как отметил Н.И.Луговских, большая группа льгот, а именно, освобождение от уплаты транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц либо снижение ставок этих налогов, направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения и должна быть сохранена на федеральном уровне с целью обеспечения единого экономического и социального пространства на всей территории Российской Федерации.

В мае на региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти и коллегии администрации Тамбовской области «Об итогах исполнения консолидированного бюджета области за 2013 год и 1 квартал 2014 года и задачах по исполнению бюджета области в 2014 году» председатель Контрольно-счетной палаты Тамбовской области Н.И.Луговских выступил с докладом отметив, что, несмотря на экономические трудности, заметны существенные изменения в социальных отраслях, что положительно влияет на настроение людей, также выделил ряд проблем, решение которых позволит улучшить состояние и исполнение консолидированного бюджета области и определил задачи по реализации государственных программ, улучшению использования государственного и муниципального имущества, отработке системы государственных закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Результаты внешней проверки отчета об исполнении бюджета Тамбовской области за 2013 г. в июне представлены на публичных слушаниях по проекту закона Тамбовской области «Об исполнении бюджета Тамбовской области за 2013 год».

В июле председатель Контрольно-счетной палаты Тамбовской области Н.И.Луговских выступил на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы с отчетом об итогах контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областная детско-юношеская спортивная школа» за 2013 год.

Продолжалась работа с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Тамбовской области». Н.И.Луговских в качестве члена конкурсной комиссии принял участие в региональном конкурсе «Лучший муниципальный служащий Тамбовской области 2013 года».

Председатель Контрольно-счетной палаты Тамбовской области Н.И.Луговских принимал участие в конференции профессиональных образовательных организаций по теме «Кластерное развитие экономики Тамбовской области: кадровый аспект».

Н.И.Луговских принимал участие в совещании руководителей контрольно-счетных органов но вопросу создания Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, в международном семинаре: «Гласность и подотчетность контрольно-счетных органов», во Всероссийском совещании контрольных органов по вопросам совершенствования государственного контроля.

Представители Контрольно-счетной палаты Тамбовской области принимали участие в работе конференций, семинаров, совещаний, комиссий, комитетов, проводимых Тамбовской областной Думой и администрацией области, также в семинаре контрольно-счетных органов Российской Федерации на тему «О реализации полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в сфере аудита закупок и административного производства: опыт и проблемы», прошедшем на базе Счетной палаты Владимирской области.

По результатам систематизации информации по выполнению муниципальными образованиями области требований Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» КСП области ежеквартально направляла в Совет контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации сведения о контрольно-счетных органах муниципальных образований Тамбовской области.

Эффективная организация системы государственного финансового контроля невозможна без тесного взаимодействия Контрольно-счетной палаты с другими контрольными и правоохранительными органами. В порядке взаимодействия в 2014 году перезаключены соглашения о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации и управлением МВД по Тамбовской области.

 

Деятельность Совета контрольно-счетных органов Тамбовской области и участие в деятельности общественных организаций в целях обеспечения единой системы контроля

 

В 2014 году продолжил свою работу Совет Контрольно-счетных органов Тамбовской области. На своем заседании члены Совета проанализировали итоги работы контрольно-счетных органов муниципальных образований Тамбовской области в 2013 году, сформулировали задачи на текущий год, обсуждали проблемы становления и развития системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Тамбовской области, занимались поиском новых подходов к осуществлению внешнего контроля государственных и муниципальных программ, организации аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, проблемами изменения в бюджетном законодательстве, также рассматривали вопрос взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля области. Опытом своей работы поделились председатели муниципальных контрольно-счетных органов области.

В работе общего собрания Совета Контрольно-счетных органов Тамбовской области принимали участие: заместитель председателя Тамбовской областной Думы Матушкин Е.А, заместитель начальника финансового управления Тамбовской области, начальник контрольно-ревизионного отдела финансового управления Тамбовской области Т.Л.Нехорошева, начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Тамбовской области А.М.Дерябин, исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области» В.Н.Миронов, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области Ю.Е.Бельков, прокурор отдела по надзору за соблюдением Федерального законодательства прокуратуры Тамбовской области Е.Г.Михина.

Президиумом Совета утвержден план работы Совета контрольно-счетных органов Тамбовской области на 2014 год и положение о Почетной грамоте Совета контрольно-счетных органов Тамбовской области.

КСП области ежеквартально проводился мониторинг реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в муниципальных образованиях области.

 

Перспективы и основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты в 2015 году

 

Согласно утвержденному на 2015 год плану работы Контрольно-счетной палаты приоритетным направлением деятельности Контрольно-счетной палаты является осуществление комплекса контрольных мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных на Контрольно-счетную палату в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что обозначенные на перспективу приоритеты контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты должны соответствовать основным задачам, изложенным Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Поэтому при определении контрольных мероприятий основной задачей Контрольно-счетной палаты был и остается анализ социально- экономической ситуации в регионе, выработка предложений по возможной экономии расходов и повышению их эффективности.

На практике это означает, что Контрольно-счетной палате предстоит сосредоточить свою деятельность на анализе мер, принимаемых органами исполнительной власти и подведомственными организациями в целях решения задач преодолению кризисных явлений в экономике, разработке импортозамещающих производств, усиления поддержки малого и среднего предпринимательства, по повышению уровня жизни населения области, оказанию качественных услуг гражданам в области образования, здравоохранения, социальной политики, обеспечения жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры, жилищного – коммунального хозяйства, транспорта, создание условий для развития агропромышленного комплекса.

При этом контрольные мероприятия по вышеперечисленным вопросам спланированы таким образом, чтобы получить наиболее актуальную и полную информацию о состоянии объектов контроля.

Учитывая, что комплексом Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года предусмотрен переход на инновационный путь развития всей экономики страны и на данной основе обеспечение развития системы образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения, план работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год предусматривает блок тематических проверок по выполнению мероприятий, связанных с реализацией задач, определенных Указами Президента Российской Федерации.

На современном этапе перед Контрольно-счетной палатой стоит много задач, которые необходимо решать путем внедрения в практику работы новых форм и методов контроля. В связи с этим в плане работы предусмотрено проведение аудита эффективности использования средств бюджета Тамбовской области.

Контрольно-счетная палата Тамбовской области выполняет функции по проведению государственного контроля, способствует укреплению финансовой стабильности Тамбовского региона, рациональному использованию средств налогоплательщиков на основе принципов объективности, независимости и гласности. Работа по совершенствованию внешнего финансового контроля в Тамбовской области будет продолжена с учетом новых требований, предъявляемых временем.

Сегодня на первый план выходит задача эффективного использования государственных средств – Палата концентрирует свои усилия на эффективности реализации государственных программ, эффективности и экономности расходов бюджета Тамбовской области, сбалансированности консолидированного бюджета региона, эффективности инвестиционных проектов и проектов социальной направленности. Среди ключевых направлений, расходы по которым контролируются Палатой в приоритетном порядке, – жилищно-коммунальное хозяйство, социальная политика, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, физкультура и спорт. При этом Контрольно-счетная палата должна видеть всестороннюю картину социально-экономического развития региона и отличать частные нарушения от системных проблем, влияющих на качество государственного управления. Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий позволяют проводить системный анализ острых проблем региона, составлять рекомендации и предложения, учитывающие слабые места в законодательстве. Сложившееся устойчивое взаимодействие с Тамбовской областной Думой поможет и в дальнейшем вести плодотворную работу по устранению имеющихся пробелов на законодательном уровне.

Решению важнейших государственных задач, которые стоят перед финансовым контролем, призван способствовать аудит эффективности. Этот перспективный метод позволяет оценить эффективность управления финансовыми потоками и государственной собственностью, выявить возможности улучшения реализации властных решений, выработать рекомендации по дальнейшим действиям. Внедрение Палатой аудита эффективности в практику своей деятельности показало состоятельность и востребованость этого метода, планируется более широкое его применение наряду с традиционным финансовым аудитом.

Предстоит проведение аудита в сфере государственных закупок для нужд Тамбовской области. Такое право региональным счетным палатам предоставил Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Контрольно-счетная палата продолжит участвовать в реализации антикоррупционной политики, проводимой государственными органами власти Российской Федерации и Тамбовской области. Проводя экспертизу регионального законодательства на предмет возможной коррупционной составляющей, КСП противодействует коррупции на этапе разработки законов и нормативно-правовых актов, таким образом, сокращая возможность недобросовестного отношения к государственным финансам. Палата взаимодействует с законодательными органами власти в части подготовки изменений в нормативные правовые акты Тамбовской области и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения, а также в части совершенствования законодательства в сфере внешнего государственного и муниципального контроля.

При проведении контрольных мероприятий сотрудники палаты уделяют особое внимание выявлению обстоятельств, способствующих коррупционным проявлениям. Аудиторы держат на контроле устранение выявленных нарушений, исполнение представлений Контрольно-счетной палаты.

Одним из приоритетных направлений антикоррупционной деятельности КСП становится участие в предварительной экспертизе государственных программ Тамбовской области. Контроль реализации государственных программ приобретает чрезвычайную важность в связи с переходом региона на программно-целевое управление.

Контрольно-счетная палата уделяет большое внимание развитию системы государственного и муниципального финансового контроля в регионе, координации и методической поддержке деятельности муниципальных контрольных органов. КСП активно участвует в работе Совета Контрольно-счетных органов Тамбовской области, который объединяет контрольно-счетные органы муниципальных образований Тамбовского региона и помогает вырабатывать единый подход к контрольной и экспертно-аналитической деятельности, осуществлять обмен знаниями и опытом. В дальнейшем Палата продолжит целенаправленно и системно работать над решением вопроса максимального охвата внешним контролем Тамбовского региона.

Повышению качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности призваны способствовать стандарты финансового контроля, которые разрабатываются Палатой. Они учитывают общие требования, утвержденные Счетной палатой РФ. Новые стандарты, а также методические рекомендации предлагаются к использованию в муниципальных контрольно-счетных органах.

Дальнейшее развитие получит сотрудничество Контрольно-счетной палаты с органами внешнего финансового контроля субъектов РФ. Партнерство с профессиональным сообществом государственных контролеров позволяет получать доступ к имеющимся наработкам в области внешнего контроля, дает возможность практического применения лучшего отечественного и зарубежного опыта в данной сфере, что, в конечном счете, способствует совершенствованию деятельности Палаты.

Контрольно-счетной палатой Тамбовской области налажено устойчивое и результативное сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации – ежегодно проводятся совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по важнейшим направлениям расходов государственной казны.

Эффективное решение масштабных государственных задач может быть обеспечено, когда применяется системный подход, при котором каждая часть системы выполняет свою функцию, четко и слаженно взаимодействуя с остальными. В целях повышения результативности и эффективности расходования бюджетных средств в Тамбовской области с каждым годом все большее внимание уделяется развитию взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, правоохранительными органами.

Под пристальным вниманием КСП – развитие взаимодействия с обществом в целом, обеспечение публичности представления информации о своей деятельности. Дальнейшему улучшению работы КСП способствует применение современных информационных технологий, модернизация ИТ-инфраструктуры.

В Контрольно-счетной палате проводится работа по совершенствованию кадрового состава, правильному подбору и расстановке гражданских служащих, повышению их профессиональной квалификации. В настоящее время повышение квалификации осуществляется в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Задачи Контрольно-счетной палаты в перспективе возрастают в контексте избранной руководством страны стратегии глубокой модернизации российской экономики и повышения ее конкурентной способности.

В рамках реализации данной стратегии задача Контрольно-счетной палаты – обеспечить непрерывный контроль за доведением выделенных финансовых ресурсов до конечных получателей, следить за соблюдением режима экономии, бюджетной дисциплины. Поэтому не останутся без внимания вопросы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом отдельно взятых объектов. При этом акценты будут сделаны на выявление системных проблем.

Исключительное внимание Контрольно-счетной палаты будет уделяться укреплению взаимодействия с комитетами Тамбовской областной Думы при планировании контрольных мероприятий и рассмотрении их результатов, поскольку это напрямую связано с возможностями наиболее полной реализации имеющегося потенциала и является основой для укрепления финансовой дисциплины в бюджетной среде, повышения качества управления региональными финансами.

 

Выводы и предложения

 

Выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и повышение эффективности управления государственными ресурсами являются главным итогом контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты. По тому, как на представленные предложения реагируют органы государственной власти и местного самоуправления можно судить об эффективности деятельности органов внешнего финансового контроля, его объективности и беспристрастности. Поэтому контроль за реализацией мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок, остается важнейшим элементом деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области.

Взаимодействие с Тамбовской областной Думой и администрацией области играет важнейшую роль в организации деятельности Контрольно-счетной палаты. Возможность регулярного информирования руководства области об основных результатах проведенной работы, позволяет интегрировать деятельность Контрольно-счетной палаты в решении важнейших задач области.

Степень взаимодействия Контрольно-счетной палаты с органами государственной власти и правоохранительными органами выступает одним из показателей результативности и эффективности ее деятельности.

Укрепление взаимодействия с Тамбовской областной Думой, ее комитетами является основным фактором, определяющим направления деятельности Контрольно-счетной палаты, и позволяющим наиболее полно и оперативно реализовать имеющийся потенциал финансового контроля и является основой укрепления финансовой дисциплины.

Основополагающим правилом при реализации итогов контрольных мероприятий является рассмотрение отчетов КСП на заседаниях комитетов Тамбовской областной Думы.

 


Информация по документу
Читайте также