1. Общие положения
1.1. Областная
межведомственная комиссия по рассекречиванию архивных документов (далее –
Комиссия) создана с целью расширения состава источников архивной информации,
доступных для использования различными категориями юридических лиц и граждан.
1.2. К архивным документам
(далее – Документам) в настоящем Положении отнесены следующие документы,
хранящиеся в областных и муниципальных архивах области:
1.2.1. документы архивных
фондов тамбовских территориальных органов ВКП(б),
КПСС, КП РСФСР и ВЛКСМ, их коллективных органов, структурных подразделений и
учреждений, первичных организаций;
1.2.2. документы архивных
фондов ликвидированных органов государственной власти области, организаций,
учреждений, предприятий, не имеющих правопреемников.
1.3. Под рассекречиванием
архивных документов понимается снятие ранее присвоенных им грифов секретности
и введенных ограничений на доступ к ним, если они не содержат сведений,
составляющих государственную тайну, а также в связи с изменением объективных
обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита содержащихся в них
сведений является нецелесообразной.
1.4. Комиссия не
правомочна рассекречивать документы органов ВКП(б),
КПСС, КП РСФСР и ВЛКСМ, государственной власти и государственного управления
общесоюзного и республиканского уровней, а также документы, содержащие
сведения в области военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской
Федерации.
1.5. В
своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-I «О
государственной тайне», федеральными законами от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности», от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке»,
от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», от
27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите
информации», Указом Президента Российской Федерации от 06.10.2004 № 1286 «Вопросы
Межведомственной комиссии по защите государственной
тайны», приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации от 18.01.2007 № 19 «Об утверждении Правил организации хранения,
комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской
Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных
архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук»,
решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от
14.07.2001 № 75 «Об утверждении Положения о порядке рассекречивания
документов, созданных КПСС», другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Тамбовской области, настоящим Положением.
1.6. В состав Комиссии
входят председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии.
Председателем Комиссии является заместитель главы администрации области,
курирующий вопросы архивного дела. Состав Комиссии утверждается
постановлением администрации области.
1.7. Председатель,
заместитель председателя, секретарь и члены Комиссии, а также специалисты,
привлекаемые к проведению экспертных оценок Документов, должны иметь допуск к
государственной тайне по форме, соответствующей степени секретности
рассматриваемых документов.
1.8. Решения Комиссии
являются обязательными для исполнения соответствующими архивными
учреждениями.
2. Основная задача и
функции Комиссии
2.1. Основной задачей
Комиссии является рассекречивание Документов с целью обеспечения доступа к
ним пользователей.
2.2. Комиссия в
соответствии с возложенной на нее задачей в пределах своей компетенции
исполняет следующие функции:
2.2.1. обеспечивает
организационное и методическое руководство работой по проведению экспертизы
Документов;
2.2.2. рассматривает
вопросы и принимает решения о рассекречивании или продлении сроков
засекречивания Документов;
2.2.3. выявляет документы
органов ВКП(б), КПСС, КП РСФСР и ВЛКСМ,
государственной власти и государственного управления общесоюзного и
республиканского уровней и организует направление запросов о их
рассекречивании в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны,
если они не содержат сведений, составляющих государственную тайну, а также в
связи с изменением объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая
защита содержащихся в них сведений является нецелесообразной.
3. Права Комиссии
Комиссия имеет право:
привлекать по согласованию
с соответствующими должностными лицами специалистов территориальных органов
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
области, иных организаций, учреждений, предприятий для проведения экспертных
оценок Документов, представленных в Комиссию;
создавать экспертные
группы для проведения экспертизы Документов с целью рассекречивания или
продления сроков засекречивания;
получать от экспертов
заключения по вопросам рассекречивания или продления сроков засекречивания
Документов по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению, и
рассматривать их на заседаниях Комиссии для выработки согласованного решения;
принимать решения о полном
или частичном рассекречивании Документов, в необходимых случаях давать
рекомендации о характере их использования;
рассматривать запросы
органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических
лиц и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;
информировать
общественность о результатах своей работы.
4. Организация работы
Комиссии
4.1. Комиссия проводит
свои заседания и работу по рассекречиванию Документов в соответствии с годовыми
планами, утверждаемыми председателем Комиссии.
4.2. Комиссия может проводит внеплановое рассекречивание Документов:
4.2.1. в связи с
выполнением распоряжений и поручений органов государственной власти области;
4.2.2. для информационного
обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления области;
4.2.3. в связи с
проведением общественно-значимых мероприятий.
Комиссия может принять
решение о внеплановом рассекречивании Документов по запросам юридических лиц
и граждан в связи с осуществлением публикационных, научно-исследовательских и
выставочных работ.
4.3. Для обеспечения
деятельности Комиссии создается постоянная экспертная группа из числа
сотрудников областных государственных архивов (далее – Экспертная группа).
Состав Экспертной группы формируется с учетом предложений директоров
областных государственных архивов и утверждается председателем Комиссии.
Экспертная группа дает предложения к годовому плану работы Комиссии. Члены
Экспертной группы полистно изучают Документы и составляют заключения.
Заключения членов Экспертной группы обсуждаются на заседаниях Экспертной
группы. Заседания Экспертной группы подлежат протоколированию. Экспертная
группа принимает решения о представлении заключений на рассмотрение Комиссии
или, в случае необходимости, дает Комиссии рекомендации по привлечению к
экспертизе просмотренных Документов дополнительных экспертов. Протоколы
заседаний Экспертной группы подписываются ее председателем и секретарем. Все
документы о работе Экспертной группы передаются секретарю Комиссии для
приобщения к протоколам заседаний Комиссии.
4.4. Все заседания
Комиссии протоколируются, протокол подписывается председателем Комиссии или
его заместителем, проводившим заседание, и секретарем Комиссии.
4.5. Секретарь Комиссии
отвечает за ее делопроизводство, формирует повестку дня заседания Комиссии,
осуществляет контроль за своевременной подготовкой
материалов к заседанию, организует проведение заседаний и обеспечивает их
протоколирование, осуществляет хранение документов, образующихся в
деятельности Комиссии, и их своевременную передачу на государственное
хранение в соответствующий областной государственный архив.
4.6. Заседание Комиссии
правомочно, если на нем присутствуют более половины ее членов или имеются
письменные заключения отсутствующих членов по существу рассматриваемых
вопросов. Члены Комиссии присутствуют на заседаниях без права замены.
4.7. Представленные для
рассекречивания Документы и экспертные заключения изучаются членами Комиссии
полистно.
4.8. Комиссия принимает решения
открытым голосованием, большинством голосов членов, присутствующих на
заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя
Комиссии или его заместителя, проводящего заседание. В случае несогласия с
принятым решением каждый член Комиссии имеет право письменно изложить свое
особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит обязательному
приобщению к протоколу заседания Комиссии. На заседания Комиссии могут
приглашаться эксперты без права голоса.
4.9. Решения Комиссии о
рассекречивании или продлении сроков засекречивания оформляются актами по
форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению. Акт составляется на
каждый архивный фонд, Документы которого рассматривались Комиссией. Акты
подписываются председателем Комиссии или его заместителем, проводившим
заседание, и секретарем Комиссии.
4.10. Копии актов Комиссии
направляются секретарем Комиссии в соответствующий архив. Акты являются
основанием для снятия грифов секретности с Документов и внесения изменений в
учетные документы соответствующего архива.
4.11. Секретарь Комиссии
составляет годовые отчеты о работе Комиссии и направляет их в управление
культуры и архивного дела области.
|