Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 22.04.2016 № 1806

 

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 22 апреля 2016 г.

г. Тамбов

№ 1806

 

О ежегодном отчете главы администрации Тамбовской области А.В.Никитина о результатах деятельности администрации Тамбовской области за 2015 год

 

В целях реализации пункта б.2 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и пункта б2 части 1 статьи 54 Устава (Основного Закона) Тамбовской области депутатами Тамбовской областной Думы заслушан ежегодный отчет главы администрации Тамбовской области А.В.Никитина о результатах деятельности администрации Тамбовской области за 2015 год, в том числе по вопросам, поставленным Тамбовской областной Думой.

 

Тамбовская областная Дума постановляет:

 

1. Одобрить ежегодный отчет главы администрации Тамбовской области А.В.Никитина о результатах деятельности администрации Тамбовской области за 2015 год (прилагается).

2. Рекомендовать администрации Тамбовской области совместно с исполнительными органами государственной власти области уделить внимание реализации вопросов, обозначенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, направленных на сохранение стабильной финансово-бюджетной сферы в современных макроэкономических и геополитических условиях, формирование в регионе благоприятных условий по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, ориентированный на производство импортозамещающей продукции, сохранение кадрового потенциала и создание новых рабочих мест, поддержку социальной сферы, дорожной отрасли, жилищного строительства, сохранение показателей прироста населения области, развитие отрасли культуры и туризма.

3. Разместить текст отчета на официальном сайте Тамбовской областной Думы.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель областной

Думы

Е.А.Матушкин


Отчет главы администрации Тамбовской области А.В.Никитина «О результатах деятельности администрации области за 2015 год» перед депутатами областной Думы

 

Добрый день, уважаемые депутаты, коллеги и приглашенные!

Сегодня я впервые выступаю перед вами с отчётом о работе администрации области за 2015 год. Как Вы знаете, он был непростым. Резкое, глубокое падение цен на нефть и газ, санкции, сложная внешнеполитическая обстановка привели к падению ВВП страны на 3,7%, индекса промышленного производства на 3,4%, заметному уменьшению доходов бюджетов всех уровней, а также сокращению реальных доходов населения на 4,7%. В таких условиях нашей с Вами важнейшей задачей являлось сбережение самого главного достояния – человеческого капитала, то есть «народосбережение» и социальная поддержка нуждающихся.

В прошлом году более тремстам тысячам жителей области было предоставлено около 100 видов мер социальной поддержки. На социальную защиту населения было направлено почти 7 млрд. рублей, что составляет 105% к уровню предыдущего года. Меры социальной защиты в настоящее время касаются 40% жителей области.

Наряду с этим, был расширен Перечень социальных услуг, в него дополнительно включены 17 наиболее востребованных позиций, увеличено количество граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Помимо несовершеннолетних и малоимущих, вошли участники и инвалиды Великой Отечественной войны. В июле прошлого года был принят закон о первоочередном предоставлении им сертификатов на обеспечение жильем. На сегодняшний день, 292 ветерана, из них 62 инвалида и участника ВОВ, уже получили жилищные сертификаты.

С целью повышения доступности и качества социальных услуг в прошедшем году начато строительство второй очереди геронтологического центра. Проведена работа по завершению строительства жилого корпуса в психоневрологическом интернате Знаменского района.

Предпринимались меры, направленные на улучшение демографической ситуации. Расходы на поддержку семей с детьми составляют более 1 млрд., где средств областного бюджета – 60%.

Предоставление областного материнского капитала в размере 100 тысяч рублей, обеспечение многодетных семей земельными участками, ежемесячные им выплаты в размере 7 тыс. рублей и другие меры социальной поддержки и защиты позволили существенно смягчить негативное воздействие экономического кризиса на наименее защищенные слои населения. Понимая это, поддержку семей мы обязаны расширить!

Важнейшими показателями благополучия и качества жизни населения региона являются продолжительность жизни и состояние здоровье, которые непосредственно связаны с уровнем здравоохранения, состоянием окружающей среды и распространением здорового образа жизни.

По данным направлениям мы также вели работы в прошедшем году:

первостепенное внимание было уделено укреплению материально-технической базы медицинских организаций – отремонтировано 153 объекта здравоохранения, проведён капремонт областного дома ребенка, продолжается строительство Перинатального центра и хирургического корпуса областной детской больницы;

в целях улучшения кадрового потенциала было трудоустроено 273 врача, что позволило значительно повысить обеспеченность населения врачебными кадрами. По программе «Земский доктор» 74 молодых специалиста (14 г. – 69 чел.) приехали работать на село. Программа в текущем году будет продолжена. Предусмотренное финансирование позволит еще дополнительно привлечь 100 врачей;

третий год осуществляется широкомасштабная программа диспансеризации. Охват программы уже превысил половину населения области. С учётом всех выездных форм медицинская помощь оказана 111 тысячам жителей сельских территорий, что на 10% выше уровня 14-го года. Успешно реализуется социальный проект «Автопоезд «Забота». Он совершил 46 выездов в районы, врачи-специалисты приняли более 12,5 тысяч пациентов, выявили сотни хронических заболеваний, в том числе онкопатологии. По их рекомендациям пациенты были направлены для получения помощи в областные учреждения здравоохранения;

в отчетном году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 5,5 тыс. жителей области, из них 3,6 тыс. в ведущих федеральных центрах. Ее объём увеличился на 57,4% к уровню 2014 года. Был создан центр позитронно-эмиссионной томографии, позволяющий значительно повысить эффективность лечения онкологических заболеваний.

Успешная реализация в 2015 году основных мероприятий регионального здравоохранения позволила сохранить 356 жизней. И рост этого показателя, уважаемые коллеги, должен быть для нас не менее важным ориентиром развития, чем все вместе просуммированные успехи в экономике!

По данным Росстата, несколько снизились показатели смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, туберкулеза. Тамбовская область заняла третье место в центральном округе по смертности от онкологических заболеваний, достигла самого минимального уровня младенческой смертности (по России в целом – это также второе место).

Развитие массовой физкультуры и спорта, приобщение к здоровому образу жизни ведется в области параллельно с мероприятиями в сфере здравоохранения. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ежегодно растет и по итогам прошлого года составила 34%. 16-ое место в России.

Уровень обеспеченности населения в целом спортивными сооружениями достиг 45% (21-ое место по стране). По обеспеченности плоскостными сооружениями область занимает первой место в России. При этом вся сеть спортивных сооружений способна единовременно принять около 90 тыс. человек.

В прошлом году были сданы в эксплуатацию: ледовая арена в Моршанске, спортивный зал в Знаменке, футбольное поле с искусственным покрытием в Уварово. Завершена реконструкция Ледового дворца спорта «Кристалл» в Тамбове, ведется строительство уникального комплекса «Центр единоборств». Ледовая арена «В Радужном» стала победителем Всероссийского конкурса Минспорта России в номинации «Лучший спортивный объект»!

Состояние окружающей среды и экологическое благополучие территории во многом определяет здоровье и качество жизни населения. Тамбовчане по праву могут гордиться природой родной области: плодородными черноземами, чистыми реками, заповедными лесами, здоровым климатом. Однако сохранение и приумножение этого богатства требует постоянной заботы. С удовлетворением можно отметить, что по итогам 15-го года наш регион вновь возглавил «Экологический рейтинг субъектов РФ». Всероссийское лидерство по экологическому благополучию является важным конкурентным преимуществом, которое нужно отстаивать и использовать в перспективном развитии.

На сбережение жизни и здоровья тамбовчан направлена и работа по обеспечению безопасности и правопорядка. Особое значение имеет задача безопасности дорожного движения. По итогам отчетного периода число погибших в дорожно-транспортных происшествиях сократилось максимально, по сравнению со всеми предыдущими годами, на 19% (с 250 до 202 человек). Это лучший, если так можно выразиться применительно к этой теме, результат. Тем не менее, проблема снижения аварийности на дорогах области не теряет свою актуальность.

Повседневная и качественная работа правоохранительных органов, широкое использование современных технических средств позволило в течение 8 последних лет снижать уровень преступности в регионе. Этому способствует разработка и принятие НПА, формирование добровольных народных дружин, проведение на территории области антиалкогольной кампании, борьба с наркоманией, контрафактом и самогоноварением, в целом тесное взаимодействие и понимание общих задач, стоящих перед нами по развитию области. Руководители правоохранительных органов принимают участие в заседании, поэтому выражаю вам признательность за совместную работу.

Уважаемые коллеги, на протяжении последних лет система образования области оценивается на уровне отраслевого министерства как одна из лучших в стране, динамично развивающихся и обеспечивающих высокое качество. Несомненным результатом 15-го года стало достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет за счет открытия дополнительно 2000 мест в садах.

Кроме того, мы досрочно обеспечили выполнение требований майских указов Президента в плане увеличения доли детей, обучающихся по программам дополнительного образования, в частности, до 75% от общего количества детей (по России – 68%). Преимущественно за счет развития инфраструктуры и интеграции межведомственных ресурсов образования, культуры и спорта, а также реализации федерального партийного проекта «Реконструкция спортивных залов в сельских школах».

Не могу не отметить, что по результатам рейтинга РИА-НОВОСТИ в отчетном году: в ТОП 500 вошли 9 общеобразовательных организаций городов Тамбова и Мичуринска. Лицей № 14 г. Тамбова занимает 16 место в рейтинге лучших школ России; в ТОП 200 вошли 7 сельских школ Моршанского, Пичаевского, Сампурского, Староюрьевского и Тамбовского районов.

В сфере среднего специального образования на 20% увеличилось количество школьников, обучающихся в «колледж-классах» и «университетских классах». Тамбовская область стала пилотным регионом Агентства стратегических инициатив по внедрению дуального обучения. В рейтинге участия субъектов в движении WorldSkills, составленном этим Агентством, мы занимает 6 место из 67 регионов.

Существенно изменилась система подготовки и переподготовки кадров – открываются новые профессии в области строительства и ЖКХ. Молодые люди получают специальности в сфере информационной безопасности, технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

В сфере высшего образования задача номер один – обеспечить сетевое взаимодействие ведущих университетов региона, через реализацию совместных образовательных и научных программ, включая последовательное согласование вопросов профориентационной работы, предоставление возможностей параллельного обучения, и, конечно же, участие в федеральных конкурсах на предоставление грантовой поддержки реализации научно-инновационных проектов. Все споры о том, кто главнее, и какой университет должен быть опорным или ведущим, настоятельно рекомендую забыть. Надо уже в текущем году не на словах, а, как принято, на деле, продемонстрировать каждому университету свои возможности и конкретные результаты в решении задачи, поставленной Президентом страны, по интеграции науки, образования и производственной сферы.

В этой связи с учетом акцентов в нашей региональной экономике Техническому университету, например, следовало бы включиться в разработку новой промышленной политики области, Аграрному университету – в реализацию важного и перспективного проекта по созданию в наукограде Федерального научного центра им. И.В.Мичурина «Садоводство. Здоровое питание». Ну, а Державинскому университету – стать, по аналогии с федеральным, нашим Тамбовским Центром стратегических разработок и всех других жизненно важных проектов.

Развитие культуры является еще одним направлением вложений инвестиций в человеческий капитал, необходимым условием, объединяющим людей, проживающих на определенной территории.

В 2015 году в Тамбовской области подтвердилась тенденция роста общественного интереса к подлинным произведениям искусства. Посещаемость учреждений культуры выросла на 6%. Важно, что их деятельность высоко оценивается самими гражданами.

Также было зафиксировано двукратное увеличение посещений сайтов областных учреждений культуры. Во многом это результат большой работы по наполнению электронных баз данных библиотек, музеев, архивов, подключению учреждений культуры к сети Интернет.

С прошлого года, по образцу социального автопоезда «Забота», начал свою работу автопоезд «Культура для всех», в состав которого входят практически все учреждения культуры на колесах: музей, библиотека, концертный зал и кинотеатр. Продолжается рост количества учащихся, получающих начальное художественное образование. Всего дополнительным образованием в области искусств охвачено около 17 тысяч юных тамбовчан, что составляет более 20% от общего числа учащихся. Этот показатель почти в два раза выше среднего по России (11,8%). Принимая во внимание богатейшее музыкальное наследие нашего края, и в целом роль музыки в формировании личности, отдельно ставлю задачу увеличения охвата учащихся области музыкальным образованием. Мы вполне могли бы выделить данное направление в самостоятельный проект.

Одним из центральных событий сферы культуры стало празднование 70-летия Великой Победы. Поистине всенародным стало шествие «Бессмертного полка», в котором приняли участие десятки тысяч тамбовчан. Значимым событием юбилейного года стало открытие уникального мемориала-триптиха, посвященного Бессмертному полку. Более 17 тысяч фотографий участников войны увековечены в граните. В честь семидесятой годовщины Великой Победы в областном центре был открыт памятник военным композиторам и боевым офицерам Илье Шатрову и Василию Агапкину. Всё вместе это стало важнейшей составляющей региональной системы патриотического воспитания, направленной на формирование личности.

В прошлом году особое внимание уделялось сфере туризма региона. Разработан туристско-рекреационный кластер «Рахманиновский», он уже вошел в федеральный реестр инвестиционных проектов. Началась разработка еще трех проектов создания кластеров – это «Северный», «Мичуринский» и «Центральный». Несколько крупных культурных мероприятий Тамбовщины получили статус «Национальное событие – 2016», в частности, Традиционные игры «Атмановские кулачки», рок-фестиваль «Чернозем» и «Международная Покровская ярмарка в Тамбове».

Уважаемые коллеги, отмеченные достижения в социальной сфере, здравоохранении, образовании и культуре были обеспечены промышленностью и сельским хозяйством региона. На фоне кризисных явлений и названных выше отрицательных показателей ВВП и индекса промышленного производства по стране в целом экономические показатели развития нашей области за 2015 год можно признать удовлетворительными.

В частности, валовый региональный продукт в сопоставимых ценах вырос на 1,1% при падении ВВП РФ на 3,7. Объем промышленного производства составил 137 млрд. рублей с ростом 104,5% при индексе промпроизводства по России – 96,6, а по ЦЭФО – 97,2. Основной вклад внесен обрабатывающими и добывающими производствами с темпами роста в 105,4 и 108,2% соответственно.

Тамбовская область вышла на пятое место среди субъектов центрального округа по приросту промышленного производства. Я хочу поблагодарить всех за этот результат, и особенно предприятия:

оборонно-промышленного комплекса области: заводы «Октябрь», «Электроприбор» и «Прогресс»;

машиностроения и лёгкой промышленности: акционерные общества «Рематра», «ТВЕС», «Мичуринский локомотиворемонтный завод», «Котовский завод нетканых материалов» и других.

В 2015 году в обрабатывающей промышленности области было создано и модернизировано 940 высокопроизводительных рабочих мест, вложено инвестиций (без учета пищевой) около 3,2 млрд. рублей, с ростом на 15,5%. Наряду с этим, в оборонно-промышленный комплекс привлечено инвестиций в 2 раза больше, чем 14-ом году. Рост производительности труда в расчете на одного работающего в обрабатывающих производствах за отчётный период составил 107,3%.

Что в результате? В обрабатывающей промышленности в прошлом году получена прибыль в объёме 12,6 млрд. рублей (рост в 1,9 раза). Удельный вес прибыльных организаций составил 74,7%. В то же время год оказался очень тяжелым для целого ряда предприятий отрасли. Из-за отсутствия заказов некоторые крупные промышленные предприятия работали два-три дня в неделю, находясь в вынужденном простое или режиме неполной занятости. Остро ощущалась нехватка и крайняя дороговизна кредитных ресурсов.

Нами проводилась работа по предотвращению остановки производства на заводе МоршанскХимМаш (третья попытка по счету и первая для нового руководства области, при этом, смею заметить, успешная). Сегодня мы уже можем говорить открыто, что ситуация была просто критической. Всерьёз стоял вопрос о закрытии предприятия и потере работы для нескольких сотен человек. Обращаюсь с благодарностью к Вам, уважаемые депутаты, за оперативную поддержку. Принятые меры позволили не допустить этого. Сегодня предприятие работает, обеспечено заказами. Заключен контракт с Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку оборудования для самолетов-заправщиков, сформирован пакет договоров с крупнейшими компаниями Сибур-Холдинг и Росатом.

Моршанский завод был далеко не единственным, которому оказана поддержка в таком режиме. Помощь оказывается аналогичному предприятию в Первомайском районе (Первомайскхиммаш), где ситуация также непростая. Но мы имеем вместе с руководством завода четкий план действий по оздоровлению его экономики. Сложившаяся ситуация потребовала от нас принятия антикризисных мер.

В результате была реализована Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда: обеспечена временная занятость 1826 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Опережающее обучение и стажировку прошли 655 чел. В целях сохранения квалифицированного кадрового потенциала принципиально важным является дальнейшее участие области в данной программе!

Кроме того, был принят областной закон «О промышленной политике», определивший меры для стимулирования развития отрасли. Среди них: специальные инвестиционные контракты, субсидии управляющим компаниям и резидентам индустриальных парков, фонд развития промышленности.

В настоящее время на рассмотрении в федеральном фонде находятся заявки только двух предприятий: от «Пигмента» и «Котовского завода нетканых материалов». Недавно было принято принципиальное решение по созданию фонда поддержки промышленности Тамбовской области, что станет дополнительной стимулирующей мерой для развития предприятий в условиях дорогих банковских кредитов.

Теперь об АгроПроме. Он занимает лидирующее место по частным и государственным инвестициям. В настоящее время в различных отраслях АПК планируется и реализуется около 20 масштабных инвестиционных проектов. В этот сектор направлена большая доля поддержки федерального бюджета. Реализация проектов, применение новых технологий позволило только в 15-ом году создать 1308 высокопроизводительных рабочих мест.

Непосредственно сельским хозяйством области было произведено продукции на 124 млрд. руб. с ростом 111%. Среди субъектов Центрально-Черноземного региона наша область занимает 2-ое место по уровню заработной платы работников сельского хозяйства, уступая только Белгородской. Впервые фактический показатель заработной платы в сельском хозяйстве превысил уровень оплаты труда в целом по экономике на 6,8%.

В растениеводстве был достигнут рост 119,3% к 14 году. Область входит в тройку лидеров ЦФО по производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника. По сбору зерна мы получили рекордный после 73 года урожай в 3,7 млн. тонн и вошли в десятку регионов, которые внесли самый значительный вклад в валовый сбор зерна в стране. Высокопродуктивной в отчетном году оказалась соя – ее сбор составил более 81 тыс. тонн (рост в 2,4 раза), второй показатель по урожайности в России после Белгородской области. Однако колебание декларируемой урожайности по районам, крупным агрохолдингам, сельхозорганизациям, сохранившим свою самостоятельность, и КФХ весьма разительное, даже при схожем уровне и культуре земледелия. А это означает, что у нас есть резервы повышения урожайности как в производственно-технологическом плане, так и по части ее объективного статистического отражения. С этого года обязываю областное УСХ и глав муниципальных образований формировать по каждому району списки отстающих товаропроизводителей, хотя при этом получающих государственные субсидии, к которым, деликатно выражаясь, будет повышенное внимание органов власти.

Российские контрсанкции создали условия для импортозамещения во многих отраслях АПК, в частности, в садоводстве и овощеводстве. Первые результаты уже есть. Примечательно, что в 15-ом году в рамках поддержки начинающих фермеров, из 42 вновь созданных хозяйств 11 выбрали направлением своей деятельности производство овощной продукции в теплицах. Тогда как в 14-ом году это направление деятельности не было востребовано вообще.

Валовой сбор в садоводстве составил 33 тыс. тонн плодов. На поддержку отрасли была предусмотрена рекордная за все годы существования Госпрограммы сумма. Всего было выделено почти 200 млн. рублей бюджетных средств. Но этого явно пока недостаточно для кардинального изменения положения дел, тем более в области, где существует единственный в стране аграрный наукоград и создается федеральный научный центр по садоводству. Наряду с тем, что сейчас в проработке есть несколько инвестпроектов по созданию крупных садоводческих предприятий, тем не менее, предлагаю главам лично возглавить муниципальные проекты по созданию в каждом районе на базе какого-либо существующего КФХ или сельхозорганизации 50-ти гектарного сада уже в этом году (либо в рамках программы поддержки начинающих фермеров). При этом область готова со своей стороны обеспечить поддержку создания единой базы производства посадочного материала, хранения, переработки и сбыта продукции через потребительскую кооперацию. Разработку программы проекта и его научно-технологическое сопровождение возлагаю на ученых Мичуринска. Начнем с малого коллеги!

Касательно животноводства, на его долю приходится более трети валового объема производства продукции сельского хозяйства. Основной вклад в развитие птицеводства региона внесла «Инжавинская птицефабрика». Предприятием было произведено 124 тыс. тонн мяса птицы. Предприятие «Тамбовский бекон» поэтапно выходит на проектную мощность: объем производства мяса свиней в живом весе составил 105 тыс. тонн. В прошлом году на нем было запущено также убойное производство мощностью 1,9 млн. голов в год. Производимая продукция поступает на переработку предприятиям мясной промышленности области и сетевую торговлю. В результате в прошлом году производство мяса и субпродуктов увеличено более чем в шесть раз!

Хуже обстоят дела с производством молока. На прилавках тамбовских магазинов преобладает молочная продукции соседних регионов. Несмотря на рост объемов молока в сельхозпредприятиях и КФХ с темпом 111%, общий объем его производства не достиг уровня 14-го года и составил 220 тыс. тонн. За два года за счет ввода в эксплуатацию крупных проектов прирост КРС составил 4600 голов, что способствовало увеличению производства молока, повышению качественных характеристик продукции. Этими предприятиями являются: «Агрофирма «Жупиков», мегафермы «Шереметьево» и «Суворово», агрокомплекс «Тамбовский», а также семейные животноводческие фермы в Сампурском и Токаревском районах.

Но этого, увы, недостаточно! Наша цель: выйти на 100%-ую самообеспеченность по таким видам продовольствия, как молоко, плоды и овощи. Для этого в эти отрасли необходимы дополнительные инвестиции и приоритетная поддержка.

Меры по ограничению ввоза некоторых продуктов дали импульс к развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Предприятиями отрасли отгружено товаров собственного производства на 64 млрд. руб., с ростом 114%. Введение эмбарго на сыры и масло сливочное привело к увеличению объемов производства продукции местных производителей. Они не только наращивали объемы, но и значительно расширили ассортимент. Продукция «Бондарского сыродельного завода» поставляется в 12 регионов России, маслосырзавода «Новопокровский» – в 6, сыры предприятия «Дружба» представлены в магазинах столицы. В результате всего производство сливочного масла выросло на 43%, сыров и сырных продуктов на – 29.

Не отстает и производство сахара-песка. В 2015 году построен и введен в эксплуатацию склад по его хранению на «Уваровском сахарном заводе» мощностью 18,0 тыс. тонн единовременного хранения. «Знаменский сахарный завод» увеличил перерабатывающие мощности с 6 до 8 тыс. тонн, инвестировав почти 3 млрд. рублей и создав 30 рабочих мест с заработной платой более 25 тыс. рублей. Идет модернизация Кирсановского завода с увеличением до 20 тыс. тонн переработки свеклы в сутки, продолжается строительство завода в Мордовском районе. По предварительным данным, в самое ближайшее время должно состояться решение кредитного комитета Россельхозбанка. Мы прикладываем все усилия, чтобы этот долгострой не только экономический, но и уже ставший политическим, был завершен. Таким образом, по итогам прошлого года область занимает третье место в России по производству сахара.

В 2015 году, помимо выше перечисленных, реализовывались следующие наиболее крупные проекты в АПК. Строился комплекс «Тамбовская индейка» по производству и переработке мяса птицы в Первомайском районе на 40 тыс. тонн в год с увеличением мощности до 70. Завершался ввод «Токаревской птицефабрики» мощностью производства 150 тыс. тонн мяса птицы. При выходе на проектную мощность это предприятие позволит создать 2000 рабочих мест. «Мичуринская мукомольная компания» расширяла производственные мощности с 550 до 1200 тонн производства муки в сутки, а также начало строительство современного маслоэкстракционного производства. Французская компания «ФИЛЬЕ ПРОПЕРТИ» осуществляла реализацию в Тамбовском районе проекта создания Центра разделки мяса мощностью до 70 тыс. тонн мяса в год. Другими словами, без работы в этом году не останемся!

Уважаемые депутаты и приглашенные! Жилищное строительство занимает второе место после агропромышленного комплекса по инвестициям. На его долю приходится 30% всех капитальных вложений. В отчетном периоде построено и введено в эксплуатацию 825 тыс. кв. м жилья, или 107,2% к уровню предыдущего года. По строительству жилья на душу населения область входит в пятерку лидеров по ЦФО.

Ввод жилья экономического класса был доведен до 495 тыс. кв. м, или 60% от общего объема. 247 млн. рублей бюджетных средств было направлено на строительство 215 квартир для льготных категорий граждан, в том числе для детей-сирот. Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда было построено 340 квартир на сумму более 440 млн. рублей.

Особое внимание уделялось обеспечению многодетных семей земельными участками под индивидуальное жилищное строительство. Значительно расширило возможности области по реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» заключенное соглашение с Минстроем России. С помощью господдержки жилищные условия улучшили 418 молодых семей на общую сумму 256 млн. рублей.

Вместе с тем, было выдано 4093 ипотечных жилищных кредитов на общую сумму почти 6 млрд. рублей. На поддержку жилищного строительства были направлены также мероприятия по реализации федеральной программы «Жилье для российской семьи». В рамках нее реализуется пять инвестиционных проектов жилищного строительства на 400 тыс. кв. м жилья, в том числе 170 тыс. кв. м – экономического класса.

В целом на территории области осуществлялось строительство 141 многоквартирного жилого дома, из которых 102 дома с привлечением средств граждан. В 2015 году долевое строительство некоторых объектов было приостановлено в связи с тяжелым финансовым положением застройщиков и по другим причинам. Администрация области взяла все эти объекты под особый контроль. На законодательном уровне были предусмотрены преференции застройщикам, взявшим на себя обязательства по достройке проблемных объектов, а также меры поддержки дольщиков, перед которыми застройщики не исполняют обязательства.

Были достроены и введены в эксплуатацию два проблемных жилых дома в Тамбове и в Мичуринске. Отдельным категориям граждан (многодетные семьи, дети-сироты, участники ВОВ) из областного бюджета была выделена единовременная денежная выплата. Для меня лично эта тема являлась в прошлом и продолжает оставаться наиболее главной текущем году; для решения проблемы обманутых дольщиков буду оказывать максимальное содействие. Но и от ответственности тем, кто по-прежнему допускает мошенничество и обман людей, не уйти!

Несколько слов о наших бедах. Следует признать, что основной проблемой дорожной отрасли является «недоремонт» дорог, вызванный недостатком финансирования на протяжении ряда лет и нарушением межремонтных сроков. По-прежнему финансового обеспечения на проведение дорожных работ на региональных автодорогах недостаточно. Так, в 2015 году оно составило чуть более 2% от необходимого объема по нормативам денежных затрат. При этом ежегодно огромная часть средств областного дорожного фонда направляется на строительство подъездов к объектам АПК.

Но ведь, кроме этого, мы замалчиваем проблему дорожной отрасли, связанную с отсутствием разработанных каменных месторождений на территории области. В настоящее время щебень, используемый для дорожной деятельности, завозится из соседних регионов. Еще одним методом решения проблемы «недоремонта» дорог является удешевление стоимости строительства за счет новых технологий, которые практически не используются у нас. Несмотря на то, что на ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог местного значения в 15-ом году было потрачено 1,6 млрд. рублей и введено в эксплуатацию 117,3 км, продолжать так дальше нельзя. Именно поэтому в настоящее время профильным управлением администрации области готовятся предложения по поэтапному решению отмеченных проблем.

Наконец, не могу не упомянуть опыт Белгородской области, где крупный и средний бизнес активно участвует в безвозмездном финансировании дорожного строительства, поскольку значительно возросшая интенсивность движения приводит к тому, что дорожная одежда не выдерживает таких нагрузок. Для справки, приведу статистику: годовой объем внутрирегиональных перевозок АПК нашей области составляет более 30 млн. тонн грузов.

Итак, жилищно-коммунальное хозяйство. От его деятельности во многом зависит повседневная жизнь населения. Именно по качеству услуг ЖКХ многие граждане судят об эффективности работы муниципальных и государственных органов власти. Понимаю, что цифрами рискую утомить, но, тем не менее, это отчет. В рамках решения задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в прошлом году было заключено 82 муниципальных контракта на приобретение 340 квартир общей площадью 15,4 тыс. кв. метров. На капремонт МКД направлено более 470 млн. руб. Процент сборов платежей составил 87 (по ЦФО – 72,5%).

Наиболее остро проблемы ЖКХ проявляются в Тамбове. По существу вопроса, что делали и что планируем? В настоящее время разработаны и реализуются мероприятия по изменению схемы теплоснабжения его северной части с созданием совместного предприятия с ресурсоснабжающей организацией «ГТ ТЕЦ Энерго». Финансовые источники составляют 250 млн. рублей, из которых 150 – средства областного бюджета. Дополнительные вложения составят тарифные составляющие «тепловых» организаций. Таким образом, общая сумма инвестиций в систему теплоснабжения, а именно в перекладку в прямом смысле дырявых распределительных и квартальных сетей города планируется в размере 450 млн. рублей. Для сравнения сумма вложений из всех источников финансирования в 15-ом году составила – 130 млн. рублей. Конечно, все накопившиеся и допущенные за последние годы, не побоюсь сказать, безобразия в системе ЖКХ административного центра одномоментно не решить. Но рассчитываю, что вступление в будущий отопительный сезон для жителей Тамбова будет отличаться, естественно, в заметно лучшую сторону.

Далее, в отчетном периоде в областную собственность был передан МУП «Единый расчетный центр», что, надеюсь, позволит наконец-то администрации области взять под контроль прохождение денежных средств между населением, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями в Тамбове, а вместе с этим и прекратить ставшие печальной практикой неплатежи.

В целом в системе ЖКХ области в сфере газификации было введено в эксплуатацию 126 км газопроводов различного давления, газифицировано более 5600 квартир и домовладений. В сфере теплоэнергетики было реконструировано и построено 13 котельных для объектов социально-бытовой сферы в гг. Кирсанове, Рассказове, Гавриловском, Жердевском, Рассказовском районах. В рамках концессионных соглашений построена современная высокоэффективная котельная мощностью 9,5 МВт в пос. Дмитриевка Никифоровского района, модернизировано теплоснабжение мкр. Кочетовка г. Мичуринска, подготовлены площадки для монтажа 4-х блочных котельных общей мощностью 32 МВт.

Совместно с Вами, уважаемые депутаты, мы продолжаем реализацию комплекса мер, направленных на поддержку малого предпринимательства. В прошлом году принят пакет законов Тамбовской области, устанавливающих дифференцированные подходы к налогообложению отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих особые режимы налогообложения. В результате реализации мероприятий программы была оказана поддержка 493 субъектам малого и среднего предпринимательства, что дало возможность создать 955 новых рабочих мест.

Продолжилось предоставление поручительств по обязательствам субъектов МСП перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями за счёт средств областного фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Тамбовской области. Фонд выдал 73 поручительства на общую сумму более 476 млн. рублей. Это позволило 65 субъектам МСП привлечь кредиты на сумму около 1 млрд. рублей, что больше предыдущего года на 13,2%. В свою очередь, это также позволило создать 253 новых и сохранить более 2 тысяч существующих рабочих мест.

В условиях кризиса нельзя не отметить успехи инвестиционной политики. В прошедшем году в экономику региона было инвестировано почти 122 миллиарда рублей, для нас это – абсолютный рекорд. Нам удалось сформировать эффективную систему поддержки инвесторов, составной частью которой является обеспечение объектов инвестирования инженерной и транспортной инфраструктурой. Результатом использования этой системы стали высокие рейтинговые оценки и награды Тамбовской области в различных номинациях. Остановлюсь только на одном – четвертое место в самом престижном Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, организуемого с 2015 года Агентством стратегических инициатив.

Тамбовской области удалось достигнуть высокого уровня участия в федеральных программах. По ним регион ежегодно привлекает на 1 рубль консолидированного бюджета области около 3 рублей федеральных средств. Достойное развитие получило государственно-частное партнерство. На сегодняшний день на муниципальном уровне заключено более 50 концессионных соглашений в сфере реконструкции и строительства коммунальной инфраструктуры. Благодаря этому область занимает 12-е место в российском рейтинге регионов по уровню развития ГЧП.

Аэропорт «Тамбов», школы, детские сады, объекты спортивной, транспортной, коммунальной инфраструктуры могут быть привлекательны для инвестирования со стороны частных компаний. Необходимо только сформировать институт оценки качества и эффективности данных проектов. В плохо проработанные проекты инвестор не придет, и поэтому в администрации области создается проектный офис и начинают использоваться механизмы проектного управления.

О региональном бюджете. Важным результатом исполнения бюджета стал рост на 16% (или на 4 млрд. рублей) налоговых и неналоговых доходов. В целом же в консолидированный бюджет области поступило 48,7 млрд. рублей. При этом рост налоговых поступлений составил 120%. Среди регионов ЦФО, это первый результат. Таким образом, в условиях секвестра федеральных бюджетных ассигнований, мы идем по пути мобилизации внутренних ресурсов и поиска новых источников финансирования бюджетных обязательств. В прошедшем году были выполнены все принятые в соответствии с майскими Указами Президента РФ от 2012 года социальные обязательства. Несмотря на рост обязательств по расходам, государственный долг и затраты на его обслуживание были сохранены на безопасном уровне.

Большое внимание в 2015 году мы уделяли совершенствованию взаимодействия власти и общества. В общественно-политической ситуации региона произошли изменения, которые можно назвать эволюционными. Считаю, что нам удалось сохранить стабильность и уверенность, мы достойно ответили на новые вызовы, сделали важные шаги в направлении развития институтов гражданского общества. Сентябрь прошлого года стал для Тамбовщины временем обновления власти. Выборы главы администрации области, депутатов Тамбовской городской Думы и 19-ть муниципальных избирательных кампаний на практике доказали, что абсолютное большинство тамбовчан разделяют курс Президента России Владимира Владимировича Путина.

Говоря об этом, невозможно не учитывать перспективу предстоящих в сентябре 16-го года выборов в Госдуму и депутатов Тамбовской областной Думы. В своей части мы должны их провести безупречно с точки зрения законности, опираясь на полученный в прошлом году опыт, когда эксперты и аналитики в один голос назвали нашу избирательную кампанию «самой чистой и прозрачной за многие годы».

В общественном секторе также произошло обновление. Совсем недавно Общественная Палата Тамбовской области сменила своего руководителя, им стал многоуважаемый Владимир Федорович Пеньков, некоторые ее комиссии также дополнились авторитетными людьми. Мы ждем от наших общественников новых подходов к работе, большей активности и внимания к темам, волнующим людей. Уверен, так и будет!

Наша крупнейшая общественная организация, Областное объединение организаций профсоюзов, три недели назад провело конференцию, на которой новым председателем заслуженно был избран уважаемый Геннадий Алексеевич Афанасов. Таким образом, завершился затяжной период взаимного непонимания между профсоюзами и региональной властью, сейчас мы начали открытый диалог и готовы идти навстречу друг другу.

Мы провозгласили принцип максимальной открытости власти для общества, и это стало приоритетом нашей работы. Современный чиновник не имеет права делать вид, что общедоступная информация его не касается, мнение наших граждан, высказанное в любой форме, на любой площадке должно быть услышано. Социальные сети в Интернете в стали важнейшим каналом коммуникации, там происходит столкновение позиций, мы получаем порой довольно жесткие оценки, но ценность прямого диалога с людьми от этого не снижается. Я благодарю всех участников и подписчиков общественной группы поддержки в Facebook, вы помогаете формировать целостную, лишенную канцелярщины, честную и живую картину сегодняшнего дня.

Этот открытый диалог высвечивает по-настоящему острые и сложные проблемы. Так, например, ситуация с дачными участками, расположенными в охранной зоне ветки газопровода «Кирсанов-Тамбов», едва не закончилась серьезным противостоянием граждан и госорганов. Мы вовремя подключились к решению вопроса, создали рабочую группу, включив в нее представителей общественности, рассматривали разные варианты, искали выход из сложившейся правовой коллизии.

Сейчас принято решение, которое обеспечит вынос части газопровода из дачной территории, областной бюджет направит на это порядка 46 миллионов рублей. Сумма внушительная, но как бы мы выглядели, прежде всего, в своих собственных глазах, если оставили дачников-пенсионеров один на один с фактом сноса их дачных построек. Еще одним примером общей работы власти и людей стало взаимодействие в чрезвычайной ситуации, когда на пороховом заводе в городе Котовске произошла очередная трагедия.

Мы отреагировали незамедлительно, вся необходимая помощь, медицинская, материальная, психологическая была оказана сразу. Но моя личная встреча с трудовым коллективом предприятия открыла целый пласт застарелый заводских проблем, и в области безопасности, охраны труда, и в плане отношения руководства завода к своим обязанностям. По ее итогам было принято решение освободить директора от занимаемой должности, а весь комплекс заводских проблем проанализировать в рамках работы комиссии и найти пути решения, даже если для этого потребуется в корне изменить всю систему управления и реконструировать производство. Главное, что мы можем открыто смотреть людям в глаза и поэтому не позволим никаким политическим авантюристам паразитировать на человеческом горе.

Дорогие друзья! Отпущенный лимит времени на отчет, подходит к завершению. Но, как дебютанту в шахматах предоставляют фору, позвольте и вы мне, как дебютирующему с отчётом в должности главы администрации, превысить регламент. Возвращаясь к теме авантюристов, вспоминаю известный принцип: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай!» Но у наших «обличителей» в кавычках всё, как в известной песне Виктора Цоя: «Мне не нравится то, что здесь было, И мне не нравится то, что здесь есть». Вот и хочется спросить, а что же вам нравится, господа хорошие?

Поэтому давайте поменьше вражды, побольше доброты, участия и хороших дел. И Всем зачтётся! А по сему, в сфере общественного диалога перед нами лежит длинный путь, который мы можем пройти только вместе!

Итак, подводя итоги, считаю результаты 2015 года свидетельствующими о том, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, нам все же удалось сохранить социальную стабильность и положительную динамику экономического развития региона. Однако также ясно вижу, что мы сделали далеко не всё, что должны были.

Перед нами стоят сложнейшие проблемы, решение которых потребует напряжения всех сил. Некоторыми из них мы уже начали оперативно заниматься, другие носят долгосрочный характер и будут разрешаться методами стратегического планирования в рамках новой Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области, которую нам совместно с Вами, уважаемые депутаты, предстоит разработать и претворить в жизнь.

Первая и, пожалуй, самая острая проблема – демографическая. Несмотря на предпринимаемые меры по стимулированию рождаемости, поддержке семьи, укреплению здоровья, увеличению продолжительности жизни населения в области наблюдаются отрицательные демографические тренды, которые требуют серьезного изменения прежних подходов.

Численность населения области составляет чуть более миллиона, и она сократилась в прошлом году на 12 тыс. чел., в том числе за счет миграционного оттока на 5,5 тысяч. По убыли – самый высокий показатель в ЦФО. Продолжает сокращаться рождаемость. Хотя мы практически устранили младенческую и материнскую смертность, показатели смертности населения весьма высоки – 16%.

Поэтому повышение рождаемости, рост продолжительности жизни, совершенствование семейной политики, здоровый образ жизни, сохранение здоровья здоровых людей, сокращение смертности от внешних воздействий, а также сокращение миграционной убыли считаю нашими главными задачами. Мы должны остановить сокращение населения области.

Вторая проблема – недостаточная адресность мер социальной поддержки населения. При ее определении региональные и муниципальные власти не располагают достаточной информацией об адресатах поддержки. В связи с этим, в частности, трудно прогнозировать экономические последствия и эффективность корректировки законодательно определенных критериев нуждаемости.

Третья проблема – отсутствие конкуренции при оказании социальных услуг и недостаточная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. В настоящее время практически все социальные услуги оказывают государственные и муниципальные учреждения. Экономические законы позволяют утверждать, что отсутствие конкуренции в этой сфере негативно сказывается на качестве и себестоимости услуг.

Четвертая – большой износ инфраструктуры образования. Значительная часть школ и других объектов образовательной инфраструктуры расположена в зданиях, износ которых превысил 50%. Таких школ насчитывается в области 240.

Пятая – недостаточное использование новых информационных технологий при предоставлении образовательных и медицинских услуг. Использование дистанционного образования и медицинского консультирования может принципиально изменить работу фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и сельских школ.

Перейдем теперь к экономическим проблемам.

Шестая – недостаток особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных парков и хорошо подготовленных инвестиционных площадок в области. Сравнение с лидирующими в этом плане регионами показывает, что Тамбовская область остро нуждается в их увеличении.

Седьмая проблема – слабость государственной поддержки при продвижении продукции тамбовских промышленных и сельскохозяйственных предприятий на рынки других регионов и иностранных государств.

Восьмая – слабое развитие малого бизнеса. Тамбовская область отстает по объемам оборота продукции, производимой малыми предприятиями, от большинства наших соседей, занимая 16-е место в ЦФО.

В сфере управления можно выделить следующие проблемы.

Девятая проблема – недостаточная сбалансированность областного бюджета. В области впервые разработан и реализуется план мероприятий по повышению доходов и оптимизации расходов бюджета на 2016 год. Он содержит более 20 мероприятий, направленных на оптимизацию расходов в части использования государственного имущества Тамбовской области, отдельных статей государственных программ, государственных капитальных вложений.

Десятая проблема – определенная избыточность сети муниципальных образований и дублирование некоторых функций в органах государственной и муниципальной власти.

В своем отчете я коснулся далеко не всех проблем. Для решения большинства из них необходимо использовать стратегические подходы. Как показывает практика, именно в условиях макроэкономической нестабильности и высоких внешних рисков передовые регионы определяют для себя новые Стратегии развития. Считаю необходимым разработку Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области, которая станет основным документом, планом действий, по которому она будет развиваться ближайшее десятилетие.

Стратегическая цель развития – рост удовлетворенности населения качеством жизни. Это означает, что мы будем измерять его не абстрактными показателями, а степенью удовлетворенности самого населения. Следовательно, постоянное социологическое измерение общественных настроений, обратная связь с населением заложены уже в самом целеполагании.

Разработка Стратегии будет осуществляться органами государственной власти с участием депутатского корпуса, муниципалитетов, бизнеса, общественных организаций, ученых и экспертов. В заключительной части хочу высказать свои предварительные соображения по некоторым, важным, по моему мнению, направлениям развития и мероприятиям, которые могут найти отражение в будущей Стратегии.

Приоритетным направлением Стратегии должно стать приумножение человеческого капитала, мероприятия в сфере социальной поддержки населения, здравоохранения, образования и культуры.

Обеспечение адресности социальной поддержки. В современных условиях целесообразно скорректировать нормы областного закона и проанализировать адресность поддержки. По экспертным оценкам, с учетом сохранения общих объемов в бюджете области, тем более в случае предусмотренного текущего роста, возможно повысить ее эффективность в разы, прежде всего, для тех, кто в ней особенно нуждается. Для этого необходимо создать компьютерный распределенный банк данных по получателям социальной поддержки. Он позволит прогнозировать затраты и эффект при различных критериях нуждаемости.

Замена части денежных социальных выплат по льготам товарами. Предлагается исключительно по желанию получателей заместить некоторые социальные выплаты по льготам выдачей продуктов и товаров, произведенных в Тамбовской области. При этом сумма приобретений может быть на 10-15% больше, чем сумма денежных льгот. Этот проект позволит обеспечить тамбовские предприятия заказами. При этом не менее 30% от заказов вернется в консолидированный бюджет в форме налогов и социальных выплат.

Поэтапное введение конкуренции в сферу оказания социальных услуг. В социальной сфере области сейчас работает 37 учреждений, обслуживающих пожилых людей и инвалидов. На это в 16-ом году будет потрачено около 600 млн. руб. Предлагается поэтапно за несколько лет заместить эти учреждения автономными некоммерческими организациями (АНО), которые будут обслуживать население за государственный счет по конкурсам. По экспертным оценкам, это приведет к улучшению качества услуг и экономии средств от 10 до 15% за счет конкуренции. Большая часть сотрудников указанных учреждений смогла бы продолжить свою работу в социально-ориентированных некоммерческих организациях.

Строительство новых школ. Региональная программа по строительству, реконструкции и капитальному ремонту 240 школ, начинает работать в этом году. Программа рассчитана на 10-летний период, и её бюджет составляет более 28 млрд. руб., из них 70% – средства федерального бюджета. Уже в этом году планируется построить образовательный комплекс в северной части Тамбова на 2,5 тыс. мест.

Прорабатывается вопрос по началу строительства в текущем году еще 3-х школ в городах Мичуринске и Рассказово, Тамбовском районе, ввод которых запланирован на 2017 г. В текущем году также ставится задача ввода нового детского сада в северной части г. Тамбова, а главное, на что необходимо обратить внимание, учитывая мнение родителей, это сокращение очереди детей с 1,5 до 3 лет. Кроме того, мы обязаны предусмотреть выделение средств на обновление парка школьных автобусов и закупку школьных учебников. А эта задача не требует обсуждения вообще, поскольку все нуждающиеся, обращаю внимание областного управления образования, должны получить бесплатные учебники. Проблем с их выдачей быть не должно.

В сфере промышленности в текущем году мы должны обеспечить более тесное взаимодействие с Минпромторгом России и с Фондом развития промышленности с целью привлечения финансовых ресурсов на льготных условиях. Кроме того, во многих городах и населенных пунктах области от бывших производств остались часто выгодно расположенные и снабженные коммуникациями площадки, находящиеся в процедурах банкротства или в руках неэффективных собственников. Например, это площадки бывших производств «Стройсталь-ТЗМК» в Тамбове, «Салют-инвест» в – Уварово, Котовского ЛКЗ, Мичуринского экспериментального спиртзавода и др. Необходимо принять действенные меры в превращении этих территорий в привлекательные инвестиционные площадки для будущих перспективных производств. По многим из них ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, есть уже конкретные предложения по инвестициям и созданию новых рабочих мест.

Не менее важно продолжить работу по формированию новых инвестплощадок, посредством создания и развития промышленных зон. Надо сказать, этой работе в последние годы не уделялось должного внимания. Поэтому ставлю задачу: до конца года завершить процедуру создания двух индустриальных парков, одного – с участием частного капитала, а другого – с государственной поддержкой. Индустриальный парк в Никифоровском районе сконцентрирует на своей территории высокотехнологичные производства агропромышленного комплекса.

Создание регионального Центра поддержки промышленности. Для обеспечения заказами и продвижения продукции на товарных рынках функциями Центра будут: получение заказов через различные площадки размещения государственных и муниципальных заказов; работа с крупными российскими государственными компаниями с целью выявления их потребностей в подрядчиках и поставках; организация экспортных контрактов, в том числе через федеральное АО «Экспортный центр».

Кроме того, в рамках реализации кластерного подхода к производственно-технологическому развитию наших четырех предприятий оборонно-промышленного комплекса, входящих в «Концерн «Созвездие», необходимо повысить оперативность исполнения ранее принятых решений.

В частности, на совещании в Минпромторге в марте текущего года принято решение об увеличении прямых контрактов от Министерства обороны Российской Федерации. Дано также поручение концерну «Созвездие» уже весной текущего года обеспечить заключение контрактов с соисполнителями Тамбовского кластера с тем, чтобы обеспечить суммарный объем заказов на уровне не ниже уровня 2015 года.

В сфере сельского хозяйства и переработки сельхозсырья необходимо заложить инфраструктурную основу для реализации новых перспективных производств. В частности, для тепличного комплекса площадью 107 га на территории Мичуринского района с объемом инвестиций в 25,3 млрд. рублей. Также необходимо уже в этом году обеспечить условия для строительства «Тамбовагроинвестом» убойного цеха сельскохозяйственных животных мощностью разделки 50 тыс. тонн мяса свинины и КРС в рамках реализации проекта с «Ашан».

С учетом последних переговоров новое дыхание вновь получает проект по глубокой переработке зерна до глютена, и дальше до лизина, лимонной кислоты и глюкозных сиропов на базе предприятия «Биотехнологии» Никифоровского района. В приоритетах этого года строительство крупного молочного комплекса в Бондарском районе.

Как уже отмечалось в отчете, в настоящее время решается вопрос создания Федерального научного центра им. И.В.Мичурина. Он может функционировать как территориально обособленный комплекс, по аналогии его можно рассматривать как АгроСколково. Выполнение не только фундаментальных и прикладных научных исследований, но и организация производства и продвижения тамбовских брендов здорового питания – это задача, которая требует наконец-то своего решения. Сейчас идут переговоры с инвесторами по широкому освоению промышленного выпуска таких продуктов.

Несомненно, здесь приведен лишь небольшой набор возможных и перспективных направлений и мероприятий Стратегии. Уважаемые депутаты, нам предстоит совместными усилиями разработать этот важный документ. Благодарен Вам за поддержку, которую оказываете мне лично и администрации области. Собственно говоря, не будь ее с вашей стороны все эти годы, возможно, не выступал бы я сегодня перед Вами. Большое спасибо Вам, уважаемые коллеги!

В заключении приведу слова Президента России В.В.Путина из его Послания Федеральному Собранию: «…Мы хорошо понимаем сложность и масштаб существующих проблем – как внешних, так и внутренних. На пути любого развития всегда есть трудности и препятствия. Мы ответим на все вызовы, будем действовать творчески и результативно, трудиться ради общего блага и ради России. Мы будем идти вперёд вместе и вместе обязательно добьёмся успеха».

Именно этого ждут от нас сегодня жители Тамбовской области, и мы должны оправдать их надежды!

Спасибо за внимание!

 


Информация по документу
Читайте также