Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 14.09.2001 № 212-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская область З А К О Н О Программе развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы Статья 1. Утвердить "Программу развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы". Статья 2. Рекомендовать органам местного самоуправления, исходя из сложившихся социально-экономических условий, разработать и утвердить аналогичные территориальные целевые программы развития образования. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Тамбовской Глава администрации областной Думы Тамбовской области В.Н.Карев О.И.Бетин г. Тамбов 14 сентября 2001 г. N 212-З ------------------------------ Утверждена Законом Тамбовской области "О Программе развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы" от 14 сентября 2001 г. N 212-З ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ (системы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей) Введение Назначение Программы. Программа развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики в области образования, которая определяет основные цели, задачи, стратегические направления, конкретные мероприятия по реформированию и развитию образования, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в Тамбовской области. Система образования области в настоящей Программе рассматривается в качестве открытой, саморазвивающейся (эволюционирующей), действующей в соответствующей правовой среде с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития области в целом, социальных групп, отдельной личности. Программа должна использоваться муниципальными органами управления образованием как средство соотнесения и коррекции своих действий, определения образовательной политики в районах и городах области, разработки муниципальных программ развития образования. Замысел настоящей Программы состоит в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование и действенность механизмов развития областной системы образования за счет: учета разнообразных потребностей субъектов образования; концентрации внутренних интеллектуальных, трудовых, материально-технических, финансовых, инфраструктурных ресурсов; разработки совместных со здравоохранением, наукой, культурой, органами социальной защиты населения, правоохранительными органами социально значимых проектов; оформления правовых основ и совершенствования законодательной базы. Структура Программы. Программа состоит из двух частей: 1. Стратегия развития системы образования области; 2. План действий по реализации стратегии развития системы образования области. В первой части отражены настоящее состояние и проблемы системы образования области, основные направления предстоящей деятельности областной системы образования до 2003 года. Во второй части представлены ключевые действия и мероприятия, обеспечивающие реализацию основных направлений стратегии развития. Исполнители и соисполнители: администрация области, органы местного самоуправления районов и городов области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, учреждения профессионального образования, учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования детей, общественные организации и учреждения, представители деловых кругов, фондов, работники социально-культурной сферы области, учащиеся, родители. Программа предусматривает: - Сохранение сети и совершенствование дошкольного образования, доступного всем категориям населения области; - Обеспечение возможности получения начального, основного общего, общего среднего (полного) образования в соответствии со склонностями, потребностями и возможностями обучающихся за счет расширения профильного обучения, создания образовательных учреждений различных видов; - Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования различных типов и видов, реализующих принципы развивающего обучения, социализации и профессионализации личности; - Развитие материально-технического и финансового потенциалов образовательных учреждений путем повышения их финансовой самостоятельности и ответственности; - Перестройку управления системой образования на основе солидарной ответственности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, образовательных учреждений за обеспечение прав граждан на бесплатное общее образование, соответствующее образовательным стандартам качество образовательных услуг; - Развитие ресурсного, информационного, инвестиционного, кадрового потенциалов системы. Часть I. Стратегия развития системы образования Тамбовской области. 1. Анализ состояния системы образования области В Тамбовскую область входят 23 сельских района, 7 городов областного подчинения, 7 поселков городского типа. Всего в школах обучаются 162 тысячи человек, 85 тысяч из них (52%) - в сельских школах. 83% образовательных учреждений находятся на селе. В настоящее время система образования области включает в себя образовательные учреждения всех типов и видов. Имеются традиционные и инновационные учреждения образования: детские сады, школы, гимназии и лицеи, учреждения дополнительного образования детей, образовательные комплексы "Детский сад - Школа", "Детский сад - Школа - Вуз", "Школа - Вуз". Сеть образовательных учреждений количественно представлена следующим образом: ---------------------------------------------------------------------- Образовательные | Количество | Контингент обучающихся учреждения | | и воспитанников ---------------------------------------------------------------------- Общеобразовательные 861 155853 учреждения Школы и школы-интернаты для детей с проблемами развития 19 2351 в том числе: для детей-сирот 5 519 Учреждения для детей-сирот и 17 1635 детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. приемные семьи 8 30 Учреждения дошкольного 391 23333 образования Учреждения дополнительного 84 55486 образования Вечерние (сменные) 24 4237 общеобразовательные школы ---------------------------------------------------------------------- Динамика изменения сети образовательных учреждений и контингента обучающихся за последние 3 года представлена в приложении 1. За последние годы система дошкольного образования области претерпела существенные качественные и количественные изменения. Обновляется содержание дошкольного образования, идет процесс внедрения целого ряда развивающих программ и методик обучения. В частности более половины детских дошкольных учреждений работают по программам "Радуга", "Истоки", остальные ориентированы на программы "Развитие", "Детство". Практически каждое дошкольное учреждение развивает профильное направление: экологическое, оздоровительное, художественно-эстетическое, культурологическое и др. Продолжается формирование образовательных учреждений типа "Детский сад - школа", количество которых за последние годы увеличилось до 20. В области функционируют пять специализированных коррекционных дошкольных учреждений, 139 групп для детей с различными отклонениями здоровья. Вместе с тем, количество дошкольных учреждений сократилось с 447 единиц (1997 г.) до 391 единицы на начало 2000 года. Сократилось и количество посещающих их детей с 28,9 тысяч до 23,3 тысяч. Всего 35% детей дошкольного возраста посещают учреждения дошкольного образования, получают специальную подготовку к школе (в 1997 г.- 45% детей). Причем, если в городской местности этот показатель составляет 54%, то на селе - всего 26,8%. В период реализации настоящей Программы предстоит организовать гибкие программы дошкольного образования (подготовка к школе) для 5-6 летних детей с индивидуальным графиком посещения (неполная неделя, неполный день и т.п.). Система начального общего образования Тамбовской области представлена 3237 начальными классами, в которых обучаются 42410 детей младшего школьного возраста (27,6% от общего количества школьников). В начальных школах и классах происходит активное обновление содержания обучения, более 700 школ осуществляют этот процесс путем параллельного введения новых курсов, программ и учебников. Более 300 школ работают по системам развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. Также развиваются системы компенсирующего и коррекционного обучения, современные педагогические технологии. Более качественно решаются вопросы преемственности между этапами становления личности в образовательной цепи "детский сад - начальная школа". Более 30% начальных классов школ области работают по программе 1-4, что является определенным заделом для перехода на 12-летнее образование. Вместе с тем, статистика выявляет наличие в области негативных тенденций: растет количество детей с нарушениями психического и физического развития, требующих надомного обучения, нуждающихся в организации коррекционного и компенсирующего обучения. Наблюдается недостаток специалистов, владеющих методами ранней диагностики нервно-психических отклонений у детей, недостаточна информированность родителей, руководителей образовательных учреждений, специалистов управления в вопросах специального образования. В системе основного общего образования завершено внедрение Базисного учебного плана. Набирает необходимую динамику процесс обновления содержания школьного образования, освоения учителями новых предметных областей, апробации вариативных учебных программ, создания авторских учебных программ и методических пособий. На первый план в деятельности педагогов выходит установка на освоение содержания учебников и учебных пособий нового поколения, новых педагогических технологий, личностно-ориентированного стиля отношений с учащимися и родителями. За последние годы наиболее глубокие качественные изменения претерпела система общего среднего (полного) образования. Именно на этой образовательной ступени наиболее интенсивно шли процессы дифференциации и создания качественного разнообразия в содержании образования. В общеобразовательных учреждениях введены новые учебные предметы. 28 образовательных учреждений области осуществляют углубленное изучение различных дисциплин, 64 предлагают профильную подготовку. Несмотря на резкое сокращение финансирования удалось сохранить и развить систему дополнительного образования. Увеличилось количество детей, занимающихся в объединениях художественно-эстетического направления, существенно возросло число учащихся, вовлеченных в работу экологических, спортивных и других объединений. Охват детей дополнительным образованием в г. Тамбове составляет 75% от общего числа обучающихся в школах. В целом по области охват детей дополнительным образованием составляет 38%. В 1997 году в г. Тамбове открылся городской Центр по работе с детьми и молодежью, в который входят 28 подростковых клубов. Качественные изменения касаются прежде всего переосмысления функций дополнительного образования, связанных с обогащением образовательных возможностей личности по удовлетворению ее актуальных интересов и потребностей, обеспечению индивидуальной траектории развития познавательных способностей ребенка. Обозначилась тенденция к более тесной интеграции основного и дополнительного образования в первую очередь в Тамбове, Мичуринске, Моршанске, Кирсанове. В последние годы стал уменьшаться разрыв системы обучения и воспитания, единство которых всегда было присуще отечественной системе образования. Воспитательная работа осуществлялась через функционирование в самой школе программ дополнительного образования, детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. В настоящее время происходит постепенное восстановление системы воспитания, дающей нравственные ориентиры, прочную духовную опору, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм. Союз детских организаций объединяет 426 организаций, в которых состоят 64,5 тысяч человек. Вместе с тем, складывающаяся ситуация с подростковой преступностью требует значительного улучшения работы педагогических коллективов образовательных учреждений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Система государственной помощи и поддержки детства области включает в себя 17 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на момент разработки Программы - 1635 человек). Количество таких детей постоянно растет. В области 2478 детей, находящихся под опекой и 2044 - усыновленных. За последние годы разработаны и введены в действие Законы области "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области", "О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В рамках областной программы "Дети Тамбовщины" действует целевая программа "Дети-сироты", разработана и реализуется программа перспективного развития подсобных хозяйств учреждений для детей-сирот. Педагогические работники интернатных учреждений области наряду с задачами повышения качества общеобразовательной подготовки, развития талантов и способностей воспитанников, значительное внимание уделяют вопросам их социализации и адаптации. Однако до сих пор не решены общие вопросы, например, - раннего выявления детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечения прав воспитанников на жилье и труд. Остается проблемой взаимодействие разных управленческих структур, призванных обеспечивать охрану детства. Отмечается ухудшение здоровья детей. Учащиеся с ослабленным здоровьем обучаются в 119 классах компенсирующего обучения. Только в Тамбове и Мичуринске 53 таких класса-комплекта. Среди основных причин, отрицательно влияющих на процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся выделяются: недостаточный объем двигательной активности в рамках ежедневного и еженедельного двигательного режима; отсутствие надлежащих гигиенических условий (световой, вентиляционный, тепловой режим) в образовательных учреждениях; недостаточный уровень организации питания в большинстве образовательных учреждений. В области имеется сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Она состоит из 19 специальных школ и школ-интернатов, детских домов, а также специальных групп, классов, ориентированных на определенный дефект развития; логопедических пунктов в образовательных учреждениях, реабилитационных и диагностических служб. В специализированных классах общеобразовательных школ обучаются 677 детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Остается острой проблема кадрового обеспечения данных образовательных учреждений. Если в специальных образовательных учреждениях 20% специалистов имеют высшее дефектологическое образование, то в специальных классах общеобразовательных учреждений учителей-дефектологов с соответствующим образовательным уровнем практически нет. Необходимо создание новых типов специальных школ и дошкольных учреждений, расширение сети внешкольных учреждений, специальных служб, осуществляющих профилактику дефектов и готовящих родителей к работе с аномальными детьми в домашних условиях. В области происходит диверсификация образовательных учреждений по уровням и видам. В частности устойчиво развиваются 13 общеобразовательных учреждений инновационного типа (гимназии, лицеи), 440 профильных классов, 286 классов с углубленным изучением отдельных предметов. Инновационные преобразования происходят преимущественно в городских школах (в сельской местности всего 15 классов с углубленным изучением предметов и 62 профильных класса). Динамика инновационных преобразований отражена в приложении 2. Сформирована многоуровневая система управления экспериментальной работой, включающая областной, районные (городские), школьные Советы по экспериментальной работе, которая охватывает содержательные, методические, управленческие аспекты деятельности образовательных учреждений. Областные экспериментальные площадки организованы в 35 образовательных учреждениях, 3 образовательных учреждения являются федеральными экспериментальными площадками Министерства образования РФ. Темпы информатизации системы образования области не соответствуют требованиям современного информационного сообщества. Из 403 средних школ области только 239 (59,7%) имеют вычислительную технику. Всего установлено 3453 компьютера, из них IBM-совместимой техники - 436 единиц. В связи с этим возможность реализации образовательного стандарта по информатике и возможность использования средств современных информационных технологий в учебном процессе сводится к минимуму. Только отдельные школы, районные и городские отделы образования имеют возможность реально участвовать в решении задач, имеющих стратегическое значение для развития областной системы образования, в частности: разработка областной сети компьютерных телекоммуникаций; разработка программно-методических комплексов управления учебными заведениями различного уровня и системой образования в целом; разработка методического сопровождения учебного процесса с помощью электронных средств поддержки; организация системы дистанционного обучения и консультирования обучающихся. За последние годы в области возросло число общеобразовательных учреждений, ведущих технологическую подготовку и профильное трудовое обучение учащихся 8-9 классов, осуществляющих допрофессиональную подготовку и ускоренную профессиональную подготовку учащихся 10-11 классов, из них 5% школ вовлечены в процесс интеграции с профессиональными образовательными учреждениями различных уровней. Идет активная работа по освоению предметной области "Технология", совершенствуется содержание технологического обучения, апробируются учебные планы и программы с учетом интересов и склонностей учащихся. Вместе с тем, процесс развития технологической и допрофессиональной подготовки сдерживается из-за старения учебно-материальной базы, отсутствия необходимой техники и оборудования. Существует и проблема трудоустройства выпускников средних общеобразовательных учреждений. Проделана определенная работа по совершенствованию непрерывного педагогического образования и повышения квалификации (созданы педклассы, разрабатываются и внедряются преемственные учебные планы и программы среднего и высшего профессионального образования), обновлялась система повышения педагогической квалификации. Аналитические данные Института повышения квалификации работников образования свидетельствуют о том, что значительно возросла востребованность педагогических работников в проблемных курсах и семинарах. За три последних года институтом разработано и реализовано более 200 учебных программ, ориентированных на решение вопросов, связанных с внедрением новых учебников и учебных пособий, изучением актуальных социальных, педагогических, психологических проблем (экологизация, валеологизация, информатизация и др.), с новыми концепциями и технологиями обучения. В соответствии с принятым Законом области "Об образовании в Тамбовской области" увеличены расходы, направляемые на доплаты и надбавки стимулирующего характера работникам образования, в размере не ниже 20% фонда оплаты труда. Также предусмотрена доплата молодым специалистам, работающих в областных и муниципальных образовательных учреждениях области в размере 25% к тарифным ставкам в течение первых двух лет работы. Педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках, установлена повышенная на 25% заработная плата (должностной оклад). Вместе с тем, в работе с кадрами не удалось решить ряд проблем: в ряде территорий имеются недоукомплектованные кадрами образовательные учреждения, сохраняется дефицит кадров по отдельным педагогическим специальностям, по психологическим и дефектологическим профилям, по ряду направлений коррекционной работы. Учительский корпус "стареет", что в дальнейшем будет блокировать развитие инновационных процессов в образовании области. Образовательные учреждения в основном справляются со своими задачами, но в большей степени за счет интенсификации труда педагогов, привлечения пенсионеров. Необходима организация мониторинга потребностей и резерва каждого района и города в специалистах системы образования. По-прежнему остаются актуальными финансовое обеспечение системы образования. В течение последних четырех лет снижался удельный вес расходов на образование в консолидированном бюджете области с 23,9% в 1996 году до 18,0% в 1999 году. В бюджете 2000 года доля расходов на образование составила 22,2%. Недофинансирование образования привело к ветшанию зданий и сооружений (приложение 3), износу и непополнению оборудования, учебно-наглядных пособий, учебной литературы. Несмотря на то, что в текущем году ликвидирована задолженность по заработанной плате и произошло увеличение в бюджете 2000 года материальных затрат на 20%, остается не погашенной задолженность по коммунальным платежам, не выделяются средства на развитие учебно-материальной базы. Остается острой проблема обеспечения учебниками и учебными пособиями. Финансово-экономическая политика в области образования основывается на повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, структурных маневрах ресурсами внутри системы образования, мобилизации частных средств в систему образования. Обновление управленческой деятельности строится на основе полученного опыта реализации программно-целевого подхода к развитию системы образования на областном и местном уровнях. Остаются актуальными проблемы: прогноза финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования; анализа и коррекции результатов развития по уровням образования, ключевым вопросам, этапам реализации программы; подготовки кадров на всех уровнях управления. Медленно идет повышение квалификации управленческих кадров по вопросам финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в новых экономических условиях. Эффективность управленческого труда должна быть повышена за счет целенаправленного использования продуктов научно-методических разработок, современных управленческих технологий, включения прогнозирования в цикл управления. 2. Система механизмов управления образованием 2.1. Развитие механизмов управления качеством образования Законодательством Российской Федерации определены новые подходы к реализации государственной политики в области образования. Основой управления развитием содержания образования определены Государственные образовательные стандарты (далее - ГОС); развитием кадрового потенциала - аттестация работников образования; деятельностью образовательных учреждений - экспертиза и лицензирование образовательной деятельности, аттестация и государственная аккредитация. Новые подходы к управлению характеризуются двумя существенными особенностями: стимулирующий характер, опора на экономическую заинтересованность субъектов управления, отход от командно-запретительных методов; переход на программно-целевое управление; приоритетность контроля за результатами образовательного процесса при сокращении контроля за его ходом. Это требует создания независимой службы управления качеством образования, использующей современные средства и технологии для оценки соответствия достигаемого качества образования утвержденным требованиям и нормативным показателям. Предстоит апробация и внедрение в практику системы критериев и показателей оценки качества образования, программно-методических комплексов, включающих диагностический инструментарий. Актуальной является проблема разработки региональных компонентов Государственных образовательных стандартов и механизмов контроля за их реализацией, что позволит обеспечить единство требований к качеству образования, сохраняя при этом вариативность образования. 2.2. Совершенствование нормативно-методической и правовой базы образования Отсутствие Государственных стандартов общего образования и последовательная либерализация в течение последних лет итоговой аттестации выпускников привели к отсутствию содержательной основы аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Результатом стала частичная потеря контроля органов управления за качеством образовательного процесса. Работа по созданию регионального компонента Государственного образовательного стандарта была направлена в первую очередь на объемы и предметное содержание. При этом не уделялось достаточного внимания совершенствованию содержания, форм, средств и методов итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. В нормативно-правовой деятельности необходима разработка нормативной базы организации и функционирования школьных округов, нормативных актов, определяющих новые функции и порядок деятельности уже существующих образовательных учреждений. 2.3. Развитие государственно-общественных форм управления образованием. Совершенствование управления образованием предполагает переход от государственного к государственно-общественному управлению, развитие самоуправления, замену административно-командных методов управления методами социально-экономического и педагогического управления. В систему управления образованием активно включаются различные общественные структуры: совет ректоров вузов области, совет директоров ссузов области, общественные ассоциации, союзы, попечительские советы, родительские комитеты. В связи с этим требуется разработка правового обеспечения по вопросам легитимности различных общественных ассоциаций, профессиональных объединений, союзов и определение их роли в управленческой системе, механизма их взаимодействия с государственными органами исполнительной власти. 2.4. Развитие кадрового потенциала Опора на кадровый потенциал и его развитие в рамках единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации является решением проблемы обеспечения соответствия между уровнем квалификации управленческих и педагогических кадров и современными требованиями к ним, необходимыми для выполнения задач, предписанных данной Программой. Это требует: разработки региональной концепции и программы развития многоуровневой системы непрерывного педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и административных кадров; практической реализации дифференцированных программ обучения, обеспечивающих стратегию современного образования, основу которого составляет субъективное развитие и саморазвитие личности специалиста, способного реализовать инновационные процессы, решать задачи повышения эффективности и качества образования. 3. Стратегические ориентиры и приоритеты развития системы образования Основой стратегии развития системы образования области на период действия настоящей Программы является приоритетное и опережающее развитие кадрового, информационного, научно-методического потенциалов, что позволит обеспечить: учет многообразия образовательных запросов и интересов личности, семьи, территориального сообщества, области; органическое сочетание всех уровней общего образования, а также дополнительного образования; усиление государственно-общественного характера управления системой образования; совершенствование информационного обеспечения процесса обновления содержания образования; совершенствование финансово-экономических механизмов развития образования; соответствие образования руководящих и педагогических кадров актуальным потребностям развития образовательных учреждений. Наряду с этим выявляется специфическая область управленческой деятельности - образование на селе. Сельская школа рассматривается в качестве открытого социального института, ключевого звена целостной системы образования на селе, допрофессиональной технологической подготовки обучающихся, инициатора детского и молодежного движения, социально-педагогической работы с обучающимися и их семьями. Часть II. План действий по реализации стратегии развития образования области -------------------------------------------------------------------------------------------- Проблемы (задачи, | Ключевые действия, | Организаторы, | Ожидаемые | Источники и направления) | мероприятия | исполнители, | результаты | объемы | | сроки | | финансирования | | | | (тыс. рублей) | | | | 2001 г. -------------------------------------------------------------------------------------------- 2.1. Создание современной инфраструктуры системы образования области Создание устойчиво Выстроить систему Управление Разработка мер функционирующих взаимодействия с образования и по соблюдению механизмов федеральными науки области баланса межотраслевых и структурами IV квартал федеральных и внутриотраслевых управления 2001 г. региональных взаимодействий образованием на интересов в договорной основе области образования Создать при Управление Усиление В пределах управлении образования и координационной выделенных образования и науки области функции средств науки управления администрации 2001 г. образования области: и науки - Центр администрации 63,7 информационно- области методического и мониторингового обеспечения образовательного процесса; - Центр 48,2 дополнительного образования детей и подростков; - медико-психолого- 10,0 педагогический Центр Разработать и Управление Наличие апробировать: образования и нормативно- - модель "школьного науки области правовой базы округа"; 2001 г. для - модель сельского функционирования культурно- и развития образовательного 2002 г. инновационных комплекса; образовательных - механизмы учреждений общественной различных типов аккредитации и видов, в том образовательных 2002 г. числе в сельской учреждений местности Осуществить Управление комплексный образования и анализ состояния науки области и перспектив 2001 г. развития системы образования на селе Обеспечение Поэтапно создать Управление Создание условий доступа к материальную и образования и для более полной общенациональным нормативно-правовую науки области реализации прав и международным основу открытого 2001-2003 гг. граждан на образовательным образования, в том получение ресурсам числе на основе качественного дистанционной образования технологии обучения 2.2. Сохранение жизни и здоровья детей в сфере образования. Усиление Разработать Управление Координация здоровьесохраняющей комплексную образования и мероприятий, составляющей в межотраслевую науки области, кадровых деятельности программу управление материальных и органов управления "Сохранение здравоохранения финансовых образованием всех здоровья детей области ресурсов уровней и и подростков" IV квартал 2001 образовательных учреждений, Ввести в Управление направленной на образовательных образования и сохранение и учреждениях науки области укрепление паспорта 2001 г. физического, здоровья каждого психического, ребенка духовного, социального Включить пропаганду Управление здоровья детей валеологических образования и знаний в работу с науки области, родителями органы местного самоуправления (по согласованию) 2001-2003 гг. Привести в Управление соответствие с образования и санитарными науки области правилами и нормами 2001 г. недельный режим работы общеобразовательных учреждений, наполняемость классов Проводить конкурс Управление на лучшую постановку образования и здоровьесберегающей науки области деятельности среди Органы местного муниципальных систем самоуправления образования области (по согласованию) ежегодно Развитие Создать в Управление Возможность межведомственных территориях области, образования и дифференциации связей располагающих для науки области образования в (образование, этого условиями, Органы местного зависимости от здравоохранение, психолого-медико- самоуправления индивидуальных социальная защита, педагогические (по способностей наука и др.) на службы для раннего согласованию) детей областном и выявления детей с 2001-2003 гг. муниципальном отклонениями в уровнях в интересах развитии, укрепления здоровья информационно- детей консультационной работы с педагогами и родителями 2.3. Кадровое обеспечение системы образования. Социальная защита педагогических кадров Модернизировать Организовать Управление Обеспечение содержание и подготовку образования и учреждений структуру логопедов, науки области коррекционного подготовки дефектологов, ТГУ типа специализированных психологов, 2001-2003 гг. профессиональными педагогических социальных кадрами кадров педагогов на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина Ввести Управление Обеспечение специализацию образования и учреждений общего "Инструктор по науки области и дополнительного туризму" на базе Педагогическое образования специальности училище N 2 специалистами в "Физическая 2001-2002 гг. области туристско- культура" в краеведческой Тамбовском работы педагогическом училище N 2 Провести анализ Управление Оптимизация структуры потребности в образования и и качественное педагогических науки области улучшение подготовки кадрах в области IV квартал педагогических до 2010 года 2001 г. кадров Разработать систему Управление непрерывного образования и педагогического науки области образования Мичуринский (педагогические государственный классы - педагогический педагогические институт колледж, училище - IV квартал педагогический 2001 г. институт) Совершенствование Организовать Управление Повышение системы повышения проведение образования и профессионализма квалификации семинаров, научно- науки области всех категорий педагогических и практических постоянно руководящих и руководящих кадров конференций для педагогических по ключевым управленческих и кадров учреждений направлениям педагогических кадров образования, развития по ключевым вопросам руководителей и образования оптимизации процесса специалистов обучения и воспитания органов учащихся управления образованием. Продолжить повышение Управление квалификации образования учителей по вопросам и науки области выбора постоянно педагогических технологий, соответствующих состоянию информационно- предметной среды, интереса учащихся, уровню готовности к обучению (в том числе при уровневой дифференциации обучения, использовании модульно- рейтинговых технологий) Продолжить Управление переподготовку, образования и повышение науки области квалификации постоянно руководителей и специалистов органов управления образованием различных уровней по специальности "Менеджер образования" Создать при Управление управлении образования и образования и науки науки области области банк данных II квартал 2001 о наличии вакантных мест в образовательных учреждениях области с полным информированием об оплате труда и социальных льготах Разработать Управление областное Положение образования и о порядке аттестации науки области педагогических и IV квартал руководящих 2001 г. работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Разработать и Управление Повышение статуса реализовать систему образования и педагога, грантовой поддержки науки области привлечение педагогических I квартал общественности к кадров 2002 г. решению насущных проблем образования Учредить почетные Управление звания "Заслуженный образования и педагог Тамбовской науки области, области", "Почетный областная Дума попечитель 2002 г. образования Тамбовской области" Учредить областной Управление ежегодный конкурс образования и "Лучшая сельская науки области школа области" IV квартал 2001 г. 2.4. Управление качеством образования. Совершенствование Проводить Администрация Рост банка организационно- оптимизацию набора области образовательных педагогических образовательных постоянно программ и условий для программ и педагогических обеспечения педагогических технологий в том требуемого технологий в том числе качества обучения числе - через инновационных механизмы Соответствие лицензирования, разрабатываемых аттестации и программ аккредитации, предъявляемым к перевода ним требованиям образовательных (научность, учреждений в режим доступность, финансовой преемственность, самостоятельности, логичность, использования развивающий избирательного характер и (конкурсного) и др.) финансирования образовательных программ Разработать и Управление внедрить систему образования и мониторинга науки области образовательных 2002 г. запросов населения, внешней и внутренней оценки результатов работы образовательных учреждений и системы образования в целом Проводить Управление Наличие отзывов экспертную образования и населения по оценку науки области каждой из соответствия постоянно реализуемых на планируемых территории (заявленных) и образовательных достигнутых программ результатов Наличие обучения объективных данных о результатах обучения Формировать Управление информационную образования и базу данных по науки области актуальным постоянно проблемам образования, развивать экспертно- аналитическую деятельность Принять участие Управление в мониторинге образования и качества общего науки области образования, ежегодно проводимом Российской Академией образования Способствовать Управление участию учащихся образования и области в науки области централизованном ежегодно тестировании по программе международного сотрудничества 2.5. Материально-техническое обеспечение системы образования. Создание условий Приобрести Управление Укрепление для нормального компьютерные образования материально- функционирования классы и и науки области технической образовательных необходимое для Органы местного базы учреждений, установки самоуправления образовательных укрепления базы: технологическое (по учреждений - образовательной оборудование согласованию) области для сельских школ 2001 г. "Технология"; Областной - образовательной бюджет области 2500,0 "Информатика и Федеральный информационные бюджет технологии"; 15000 - эколого- Местные краеведческой бюджеты работы; 4000,0 - учреждений дополнительного образования Приобрести учебники Управление Областной и учебно-наглядные образования бюджет пособия и науки 2462,6 области. Органы местного самоуправления (по согласованию) 2001-2003 гг. Приобрести Управление оборудование для образования областной станции и науки юных туристов области 2002 г. Осуществить Администрация Федеральный строительство и области бюджет реконструкцию Органы местного 1100,0 зданий школ самоуправления Областной области (по согласованию) бюджет 19517,0 2.6. Научно-методическое обеспечение, инновационная деятельность. Обеспечение Формировать Управление Наличие информационной региональный образования и разнообразных поддержки банк данных науки области образовательных процессов по содержанию, постоянно программ и обновления технологиям технологий, содержания образования, учитывающих образования и передовому индивидуальные педагогических опыту с особенности технологий в возможностью учащихся образовании оперативного предоставления информации Разработать Управление рекомендации по образования и формированию науки области вариативной части I квартал Базисного учебного 2001 г. плана, в том числе для сельской малочисленной школы Сформировать Управление региональный образования и комплект учебников науки области I квартал 2001 г. Расширять сеть Управление областных образования и экспериментальных науки области площадок по постоянно отработке нового содержания и образовательных технологий и механизмов трансляции инноваций в массовую школу Активизировать Управление Расширение сети работу областного образования и опытно- Совета по науки области экспериментальных руководству постоянно площадок экспериментальной Привлечение работой, оказывать дополнительных организационно- средств методическую помощь Министерства образовательным образования РФ, учреждениям по фондов, подготовке заявок спонсоров на присвоение статуса федеральных экспериментальных площадок Принимать участие Управление в международных образования и программах и науки области проектах постоянно Разработать и Управление издать сборник образования и "Научно- науки области методическое и II квартал дидактическое 2002 г. обеспечение перевода начальной школы на 4-летнее обучение" Разработать Управление рекомендации по образования и основным науки области направлениям II квартал развития и 2002 г. планированию образовательного процесса сельской малочисленной школы Совершенствовать Управление Областной организационно- образования и бюджет методическую базу науки области 250 тыс. руб. олимпиадно- постоянно конкурсной работы и работы с одаренными детьми Продолжить издание Управление научно-методического образования и журнала науки области "Региональное постоянно образование" с периодичностью 2 номера в год Обеспечение Разработать и Управление Повышение Областной финансовой внедрить образования и статуса бюджет поддержки механизм науки области эксперимен- 30,0 инновационных финансовой I квартал тальной работы, Местные процессов и поддержки 2002 г. привлечение бюджеты опытно- областных и Органы наиболее 70,0 экспериментальной федеральных местного творчески работы экспериментальных самоуправления работающих площадок, (по учителей к учителей- согласованию) инновационной экспериментаторов деятельности и осуществить финансовую поддержку. 2.7. Финансовая политика в сфере образования. Разработка схемы Разработать Управление Рационализация финансового прогноз финансово- образования и использования обеспечения хозяйственной науки области бюджетных и процесса развития деятельности в I квартал внебюджетных образования в сфере образования 2002 г. средств современных Повышение социально- Обеспечить Управление финансово- экономических поэтапный образования и экономической условиях с учетом переход к науки области дисциплины в территориально- гарантированному 2001-2003 гг. сфере экономических финансированию образования интересов области системы и отдельных ее образования в территорий соответствии с действующим областным и федеральным законодательством Разработать Управление механизм образования и финансового и науки области иного 2001-2002 гг. ресурсного обеспечения системы образования на нормативной основе с учетом специфики территорий, типов, видов и категорий образовательных учреждений, контингента обучающихся Усовершенствовать Администрация механизмы и области, нормативно-правовые областная Дума акты по 2001-2002 гг. финансированию системы образования из бюджетов всех уровней, а также стимулированию привлечения дополнительных внебюджетных средств в систему образования Осуществить Администрация достижение области региональных норм и 2001-2002 гг. нормативов государственных социальных гарантий обучающимся и работникам системы образования, социально-бытовых условий учебы и проживания обучающихся, социально- культурного обеспечения Обеспечить Управление механизмы повышения образования и социального науки области статуса работников IV квартал образования 2001 г. Разработать Администрация программу экономии области и рационального I квартал 2002 использования энергетических ресурсов, методические рекомендации по энергосбережению и обеспечить ее реализацию 2.8. Развитие подсистем системы образования области 2.8.1. Дошкольное образование Создание Организовать Органы Повышение качественного финансовую местного доступности разнообразия поддержку в самоуправления дошкольного организационно- каждом районе, (по образования методических городе программ согласованию) для детей систем развития постоянно из всех слоев дошкольного дошкольного общества образования в образования, условиях его основанных на муниципализации анализе наличных, ресурсно- обеспеченных условий и потребностей Развертывать сети Управление Увеличение опытно- образования контингента экспериментальных и науки области детей 3-7 лет, площадок, в том Органы местного охваченных числе для апробации самоуправления образовательными социально- (по услугами педагогических согласованию) технологий работы постоянно городских и сельских дошкольных образовательных учреждений ("группы кратковременного пребывания", "группы круглосуточного пребывания" и др.) Содействовать в Управление Наличие у оказании населению образования родителей дифференцированных и науки возможности образовательных области подбирать для услуг через формы Органы местного своих детей семейного обучения самоуправления образовательную (по программу согласованию) дошкольного постоянно образования, исходя из Организовать Управление имеющихся консультативную образования условий и помощь семьям, и науки потребностей воспитывающим области детей дошкольного Органы местного возраста на дому, самоуправления коррекционно- (по диагностическую и согласованию) информационно- постоянно методическую поддержку различных форм семейного обучения Разработать Управление положение об образования оказании и науки области образовательных IV кв. 2002 г. услуг семьям с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения Организация Развивать профильные Органы инновационной направления местного деятельности в деятельности самоуправления дошкольных дошкольных (по образовательных образовательных согласованию) учреждениях, учреждений, Дошкольные создание работающих в режиме образовательные предметно- областных учреждения развивающей экспериментальных постоянно личностно- площадок на основе ориентированной обобщения и среды распространения опыта работы: "Развивающее книжное окружение" (дошкольное образовательное учреждение N 15 г. Тамбов); - "Валеологическое сопровождение образовательного процесса" (дошкольное образовательное учреждение N 63 "Аистенок", г. Тамбов); - "Развитие метакогнитивных способностей детей 3-10 лет (Начальная школа-детский сад "Эврика", г. Тамбов); - "Дошкольное учреждение - открытая социально- педагогическая система" (дошкольное образовательное учреждение N 66 "Тополек", г. Тамбов); - "Организация жизнедеятельности воспитанников и обучающихся в открытой социально- педагогической среде" (прогимназия "Радуга", г. Тамбов) 2.8.2. Общее образование. Совершенствовать Разработать Управление Рост качества организационно- и апробировать образования и обучения и педагогические региональный пакет науки области воспитания условия нормативных Органы местного учащихся по преемственности документов и самоуправления критериям и обучения в методических (по показателям дошкольном материалов по согласованию) индивидуального образовательном обеспечению 2001-2002 гг. развития, учреждении и преемственного укрепление начальной школе, перехода на физического и в начальной и последующую психического основной школе ступень обучения, здоровья детей а также по работе образовательных учреждений "школа- детский сад" Осуществить Управление поэтапный перевод образования и начальной школы на науки области четырехлетний срок Органы местного обучения самоуправления (по согласованию) 2001-2003 гг. Продолжить Управление практику обучения образования и младших школьников науки области на основе Органы местного индивидуально- самоуправления ориентированной (по системы обучения, согласованию) системы постоянно развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, Л.В.Занкова Обеспечить Управление Увеличение условия для образования количества для совместного и науки области продолжающих проведения Органы местного образование на дошкольными, самоуправления следующих общеобразова- (по ступенях по тельными согласованию) всем социальным учреждениями, 2001-2003 гг. слоям и группам психолого- медико- педагогической службой преемственной диагностики развития ребенка Продолжать Разработать Управление Рост количества профилизацию и базовые концепции образования педагогических гуманитаризацию общеобразовательной и науки области технологий, образования, школы: Органы местного основанных на сделав акцент - сельскохозяйст- самоуправления принципах на освоение венной ориентации; (по гуманистической регионального и - гуманитарной согласованию) педагогики местного ориентации; 2001-2002 гг. компонентов - химико- образовательных биологической программ ориентации; в историко- - историко- культурном и краеведческой социально- ориентации; экономическом - физико- аспектах технологической ориентации и др. Разработать и Управление ввести во всех образования общеобразовательных науки области учреждениях учебные Органы местного предметы по истории самоуправления и культуре (по Тамбовской земли согласованию) 2001-2003 гг. Обеспечить Управление вариативность образования образовательных и науки области программ в каждом Органы местного образовательном самоуправления учреждении (по согласованию) Постоянно Осуществить анализ Управление состояния образования технологической и науки области подготовки сельских Органы местного школьников. Выявить самоуправления основные формы и (по методы их согласованию) допрофессиональной постоянно подготовки Организация Расширить сферу Управление Обеспечение жизнедеятельности действия образования включенности школьного международной и науки области каждого сообщества как программы "Дебаты" Органы местного ребенка в открытой социально- самоуправления коллективную педагогической (по деятельность. среды согласованию) постоянно Способствовать Управление Удовлетворение созданию в каждом образования и потребности в образовательном науки области, самореализации, учреждении детской комитет по делам общественном общественной молодежи области признании своих организации Органы местного действий, в самоуправления заботе о других (по и внимании к согласованию) себе Восстановить фонд Управление Местные всеобуча для образования и бюджеты оказания адресной науки области 5000,0 помощи детям из Органы местного многодетных и самоуправления малообеспеченных (по семей согласованию) 2002 г. Создать Управление современную образования и систему содействия науки области семейному Органы местного образованию, самоуправления самообразованию, (по экстернату согласованию) 2001-2002 гг. 2.8.3. Дополнительное образование Совершенствование Разработать Управление Определение единой системы концепцию и образования и перспектив и образования и областную науки области конкретных мер воспитания через программу II квартал развития системы интеграцию развития системы 2002 г. дополнительного основного и дополнительного образования дополнительного образования области образования, детей Распространение обеспечивающей опыта работы, разностороннее Изучить спрос Управление расширение форм развитие личности на услуги образования и и методов работы ребенка, дополнительного науки области учреждений способствующей образования I квартал дополнительного удовлетворению его 2002 г. образования образовательных потребностей и Создать Управление интересов информационный образования и банк науки области существующих 2003 г. воспитательных систем, инновационной деятельности учреждений дополнительного образования Развивать формы Управление дополнительного образования и образования детей, науки области способствующие их Органы местного социализации и самоуправления профессиональному (по самоопределению - согласованию) технические кружки, постоянно творческие мастерские, фермерские школы, лесничества и др. Разработать Управление примерные единые образования и критерии оценки науки области результативности IV квартал 2001 работы учреждений дополнительного образования Сформировать Управление централизованный образования и библиотечный фонд науки области системы 2001-2002 гг. дополнительного образования Создавать условия Управление для получения образования и дополнительного науки области образования детям Органы местного с ограниченными самоуправления возможностями (по физического и согласованию) умственного 2001-2003 гг. развития Продолжить и Управление расширить практику образования и открытия летних науки области оздоровительных Органы местного профильных лагерей, самоуправления экологических (по экспедиций, согласованию) походов, экскурсий Ежегодно Разработать Областная областную программу станция юных "Школьный музей" туристов III квартал 2002 г. Способствовать Управление открытию в городах образования и районах области и науки области Центров детского и Администрации юношеского туризма городов (станций юных Рассказово, туристов, Жердевка, туристических Токаревского экскурсионных баз): района (по согласованию) г. Рассказово 2001 г. г. Жердевка 2002 г. р.п. Токаревка 2003 г. Активизировать Управление работу по образования вовлечению и науки области учащихся во постоянно Всероссийское туристско- краеведческое движение "Отечество" Проводить Управление областные смотры, образования конкурсы, слеты, и науки области в том числе ежегодно - смотры по организации туристско- краеведческой работы - конкурсы 2000, 2003 гг. исследовательских работ учащихся по краеведению - областную 2001 г. олимпиаду по краеведению; - педагогические 2002 г. чтения "Лаборатория педагогического мастерства" -------------------------------------------------------------------------------------------- 2.9. Оценка необходимых финансовых затрат Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, предполагаем, что успешная реализация Программы может быть обеспечена путем концентрации средств на наиболее перспективных направлениях развития областной системы образования - прежде всего на мероприятиях, связанных с развитием информационно-методического и кадрового обеспечения отрасли. В этой связи выделенные на реализацию Программы средства целесообразно распределить по следующим направлениям финансирования: ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Направления | Объемы ассигнований (тыс. рублей) использования |---------------------------------------------------------------------------- средств | 2001 год | 2002 год | 2003 год -----------------------|---------------------------------------------------------------------------- |Федераль-|Област-|Мест- |Федераль-|Област-|Мест- |Федераль-|Област-| Мест- |ный |ной |ный |ный |ной |ный |ный |ной | ный |бюджет |бюджет |бюджет|бюджет |бюджет |бюджет|бюджет |бюджет | бюджет ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Материально-техническое обеспечение в том числе: капитальное строительство 1100,0 19517,0 22000,0 25900,0 информатизация 15000,0 2500,0 4000,0 300,0 360,0 приобретение учебников - 2462,6 2708,0 3000,0 и учебно-наглядных пособий приобретение оборудования для областной станции юных туристов 300,0 Проведение областных мероприятий 250,0 275,0 300,0 Создание при управлении 121,9 243,8 299,0 образования новых организационных структур Поддержка областных и 30,0 70,0 60,0 140,0 66,0 168,0 федеральных и экспериментальных площадок Создание фонда всеобуча 5000,0 5500,0 6000,0 ИТОГО: 16100,0 24881,5 9070,0 25886,8 5640,0 29925,0 6168,0 ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 Общеобразовательные учреждения инновационного типа ---------------------------------------------------------------------- | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. ---------------------------------------------------------------------- Гимназии 3 4 4 Лицеи 8 8 8 Авторские школы 1 1 1 Начальные классы по развивающей системе 275 264 300 Классы с углубленным изучением отдельных предметов 275 325 286 Профильные классы 564 501 440 ---------------------------------------------------------------------- Квалификация педагогических кадров Всего педагогических работников - 22,5 тыс. человек, из них учителей - 15 тыс. человек. Без категории - 36% Высшая категория - 5% Первая категория - 25% Вторая категория - 34% Приложение 3 Техническое состояние школьных зданий ---------------------------------------------------------------------- Год | Кол-во | Из них | Количество | Ввод зданий и | зданий |---------------------| зданий срок | сооружений | | Аварийных | Требуют | эксплуатации | | | | кап. | которых > 30 | | | | ремонта | лет | ---------------------------------------------------------------------- 1998 1170 38 365 599 7/586 1999 1167 27 341 599 8/784 2000 1168 23 263 600 3/856 ---------------------------------------------------------------------- Приложение 4 Список объектов строительства и подлежащих реконструкции в 2001 г. ---------------------------------------------------------------------- Образовательное учреждение | Район | Финансирование | | (тыс. руб) ---------------------------------------------------------------------- | | Федеральный| Областной | | бюджет | бюджет ---------------------------------------------------------------------- Детский сад села Питерское Моршанский 500,0 Детский сад села Пичаево Пичаевский 500,0 Средняя школа N 3 г. Кирсанов 100,0 4460,0 Сатинская средняя школа Сампурский 1500,0 Туголуковская средняя школа Жердевский 240,0 Бондарская средняя школа Бондарский 300,0 Отъясская школа-интернат Сосновский 500,0 Гавриловская средняя школа N 1 Гавриловский 1000,0 4000,0 Кочетовская средняя школа Мичуринский 86,0 Красивская средняя школа Мичуринский 707,2 Маломоршевская основная школа Моршанский 412,4 Школа-сад села Крутое Петровский 876,0 Хитровская средняя школа Рассказовский 4352,6 Школа N 7 Племзавода "Арженка" Рассказовский 400,0 Зареченская основная школа Сосновский 632,8 Софьинская начальная школа Уметский 50,0 ИТОГО: 1100,0 19517,0 ---------------------------------------------------------------------- Финансирование программы "Развитие образования в Тамбовской области на 2001-2003 год" на 2002 г. ---------------------------------------------------------------------- Направления использования средств | Объемы ассигнований | (тыс. рублей) |---------------------------------- | 2002 год |---------------------------------- | Феде- | Областной | Местный | ральный | бюджет | бюджет | бюджет | | ---------------------------------------------------------------------- Материально-техническое обеспечение в том числе: капитальное строительство 25900,0 информатизация 360,0 приобретение учебников и учебно- 3000,0 наглядных пособий приобретение оборудования для областной станции юных туристов Проведение областных мероприятий 300,0 Создание при управлении 299,0 образования новых организационных структур Поддержка областных и федеральных 66,0 168,0 и экспериментальных площадок Создание фонда всеобуча 6000,0 ИТОГО: 29925,0 6168,0 ---------------------------------------------------------------------- Начальник управления образования и науки Н.Е.Хворов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|