Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 06.05.2000 № 482

 



                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                   Администрация Тамбовской области

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6 мая 2000 г.                 г. Тамбов                          N 482

            Об утверждении комплексной программы развития
       Мичуринского государственного педагогического института
                       на период 2000-2003 гг.

     В целях   совершенствования   учебно-воспитательного    процесса,
решения  задач,  связанных  с укреплением материально-технической базы
Мичуринского  государственного   педагогического   института   и   для
обеспечения высококвалифицированными кадрами общеобразовательных школ,
расположенных в сельской местности, ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить    комплексную   программу   развития   Мичуринского
государственного педагогического института на  период  2000-2003  годы
согласно приложению.
     2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя главы администрации области Романину Л.А.


     Глава администрации
     Тамбовской области          О.Бетин
------------------------------

                                             УТВЕРЖДЕНА
                                постановлением администрации области
                                       от 6 мая 2000 г. N 482

     Комплексная программа развития Мичуринского государственного
              педагогического института на 2000-2003 гг.

     Комплексная программа   развития   Мичуринского  государственного
педагогического института (далее - МГПИ) разработана в соответствии  с
законодательством   Российской   Федерации   в   области  образования,
нормативными документами Минобразования России,  "Концепцией  развития
высшего  гуманитарно-педагогического образования в Тамбовской области"
(Тамбов, 1993 г.), "Программой развития образования Тамбовской области
на 1996-2000 годы" (Тамбов,  1995 г.),  областной программой "Развитие
профессионального образования в Тамбовской области" на 1999-2003  годы
(Тамбов,   1999   г.),   выводами   и  рекомендациями  Государственной
аттестационной  комиссии  (1999  г.)  и  заключением  Аккредитационной
коллегии Минобразования России (2000 г.).
     Программа представляет    собой    комплекс   взаимосвязанных   и
взаимообусловленных  основных  задач,   способов   их   реализации   и
конкретных мероприятий по реформированию и развитию системы подготовки
педагогических кадров с высшим профессиональным образованием  на  базе
МГПИ для образовательных учреждений Тамбовской области.
     Исполнители, соисполнители   и  участники  реализации  программы:
Мичуринский государственный педагогический  институт,  Совет  ректоров
вузов  Тамбовской  области,  администрация  г.  Мичуринска  Тамбовской
области,  администрация Тамбовской области,  Министерство  образования
Российской Федерации.
     Финансовое обеспечение программы: согласно приложению.
     Сроки реализации программы: 2000-2003 гг.

                             I. ВВЕДЕНИЕ

     1.1. В настоящее время система подготовки педагогических кадров в
Тамбовской  области   включает   в   себя   педагогические   колледжи,
педагогический     институт,    государственный    университет.    Это
предопределяет место МГПИ в региональной образовательной  системе  как
базового  высшего  учебного  заведения  по  подготовке  педагогических
кадров с  высшим  профессиональным  образованием  для  образовательных
учреждений Тамбовской области, особенно сельских.
     МГПИ создан в качестве учительского  института  в  1939  году;  в
своем   составе   имел   факультеты:   русского  языка  и  литературы,
физико-математический,  естественно-географический,  исторический.   В
1952  году  учительский  институт  был  преобразован в педагогический.
Институт работал в составе трех  факультетов:  физико-математического,
историко-филологического,    биологии    и    химии.   В   1955   году
физико-математический   факультет   был   переведен    в    Тамбовский
пединститут.  С  1959 года в составе института был образован факультет
педагогики и методики начального обучения.
     С 1968 по 1994 гг. институт осуществлял подготовку педагогических
кадров с  высшим  профессиональным  образованием  по  специальности  -
"Русский  язык  и литература в национальной школе" для образовательных
учреждений Средней Азии.
     В настоящее   время  на  трех  факультетах  института  (биологии,
филологический,  начальных классов) ведется подготовка  педагогических
кадров   с   высшим   профессиональным   образованием  по  5  основным
специальностям:  Биология,  Экология,  Русский  язык   и   литература,
Дошкольная  педагогика и психология,  Педагогика и методика начального
образования;  3   дополнительным   специальностям:   Химия,   История,
Иностранный    язык    (английский,    немецкий);   5   дополнительным
специализациям: Биология в основной школе, Русский язык и литература в
основной  школе,  Математика  в  основной  школе,  Иностранный  язык в
начальной школе (английский, немецкий), Основы фермерского дела.
     Кроме того,   в   целях   расширения   спектра   профессиональной
подготовки студенты института получают  на  факультете  дополнительных
педагогических профессий следующие специализации: география с основами
экологии,  психология,  информатика и вычислительная техника, культура
речи, иностранные языки и др.
     Институт активно развивает  разнообразные  формы  долговременного
сотрудничества с базовыми общеобразовательными учреждениями региона, в
частности,  является соучредителем гимназии г. Мичуринска.
     В институте   осуществляется   целевая   контрактная   подготовка
педагогических  кадров  для  сельских  школ   Тамбовской   области   и
Центрально-Черноземного района (далее - ЦЧР) - до 40%  от плана приема
по очной форме обучения,  до 15%  - по заочной.  Институт также  ведет
целевой   прием  по  заочной  форме  обучения  выпускников  Усманского
педагогического колледжа (далее - УПК) и  Тамбовского  педагогического
колледжа N 1 (далее - ТПК), имеющих среднее педагогическое образование
и работающих в образовательных учреждениях региона.
     До 60%     выпускников     очной    формы    обучения    ежегодно
трудоустраиваются по полученной в МГПИ педагогической специальности  в
образовательных учреждениях Тамбовской области и ЦЧР,  преимущественно
в сельской местности.
     Общая численность студентов в настоящее время составляет 2,5 тыс.
человек,  в том числе 1328 человек на дневном отделении. В аспирантуре
института  по  пяти  специальностям при кафедрах литературы,  русского
языка,  биологии и  основ  сельского  хозяйства,  химии  обучается  39
человек. В аспирантуре других вузов обучается 21 человек, докторантуре
- 1 человек.
     Обучающиеся по договорам с юридическими или физическими лицами на
платной основе составляют 10%  от общей численности студентов. В целом
доля внебюджетных средств от общего объема финансирования института из
федерального бюджета составила в 1999 г. 24,7%.
     Общая численность     штатного    профессорско-преподавательского
состава (далее - ППС) составляет 145 человек.  С 1994 по 1999 гг. доля
лиц штатного ППС с учеными степенями и/или званиями возросла с 36%  до
47%.  За 1994-1999 гг.  и три месяца 2000 г.  ППС института защищено 2
докторских   и   32   кандидатских  диссертации.  В  течение  2000  г.
планируется защита еще 7 кандидатских диссертаций.
     В институте   отмечается  стабильная  тенденция  качественного  и
количественного   роста   научных   публикаций,   что   подтверждается
следующими данными:
     c 1990 по 1994 гг.  опубликовано 562  работы  общим  объемом  333
печатных листа;
     с 1995 по 1999 гг.  опубликовано 1355  работ  общим  объемом  618
печатных листов.
     Последние пять лет  в  институте  активно  велось  техническое  и
программно-информационное     обеспечение     учебной,    научной    и
административной деятельности, в т.ч. современными средствами ПЭВМ.
     Делом большой    социальной   значимости   явилось   введение   в
эксплуатацию в 1995  г.  60-ти  квартирного  жилого  дома  для  ППС  и
сотрудников МГПИ.
     Подготовка педагогических кадров в  институте  осуществляется  на
учебно-лабораторной  базе общей площадью 9445 кв.  м.,  что составляет
45%  к  норме.  Обеспеченность   нуждающихся   студентов   общежитиями
составляет 100%.
     1.2. В современных условиях разработка  программы  развития  МГПИ
продиктована:
     потребностями развития    реформируемой    системы    образования
Тамбовской   области,   диктующими   заказ  на  специалиста  с  высшим
профессиональным образованием широкого  профиля,  подготовленного  для
работы  в  образовательных  учреждениях  разного  типа,  в  том  числе
сельских малокомплектных (малочисленных) школах;
     регионализацией образования,      необходимостью      координации
взаимодействия разноведомственных учебных заведений среднего,  высшего
и   послевузовского   профессионального   образования   по  поэтапному
формированию  в  Тамбовской  области  на   базе   МГПИ   регионального
образовательного комплекса непрерывного педагогического образования;
     необходимостью повышения социальной результативности деятельности
МГПИ по удовлетворению текущих и перспективных потребностей Тамбовской
области,  близлежащих  районов  ЦЧР,  с  учетом   их   территориальной
доступности,  в  специалистах с высшим педагогическим образованием,  в
образовательных  товарах  и  услугах,  в  т.ч.  по   рынку   вторичной
занятости, особенно в сельской местности;
     необходимостью оптимизации       профессионально-квалификационной
структуры  высшего  педагогического образования на основе согласования
масштабов и  профилей  подготовки  специалистов  в  МГПИ  с  динамикой
развития   в   ССУЗах   и  вузах  Тамбовской  области  других  уровней
профессионального образования;
     необходимостью развития   материально-технической   базы  МГПИ  в
соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов
(далее - ГОС), социальных норм и нормативов;
     необходимостью совершенствования       структуры       подготовки
специалистов   в   соответствии   с   тенденциями   развития   высшего
педагогического      образования,      с      учетом       современных
социально-экономических и социокультурных запросов региона;
     необходимостью активизации  работы  по  подготовке  и   внедрению
учебно-программного       и      учебно-методического      обеспечения
национально-регионального компонента ГОС начального общего,  основного
общего,  среднего  (полного)  общего,  начального,  среднего и высшего
профессионального образования;
     необходимостью оптимизации  кадрового  состава  МГПИ,  увеличения
числа докторов наук, профессоров;
     недостаточной инновационной         научной         деятельностью
профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) МГПИ;
     необходимостью перехода на междисциплинарный (модульный) подход к
обучению и подготовке  специалистов  на  основе  новых  информационных
технологий;
     необходимостью соответствующего    объединения     усилий     как
федеральных,  так и местных органов управления в решении перспективных
задач развития МГПИ  как  базового  высшего  педагогического  учебного
заведения   Тамбовской   области,  играющего  важную  роль  в  решении
социокультурных проблем региона.

                    II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
                       И СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

     Реализация программы   развития   МГПИ   как   базового   высшего
педагогического учебного заведения Тамбовской  области  и  обеспечение
его  перевода  в  новое  качественное  состояние  обусловлены решением
следующих основных задач:
     1. Практическая  реализация  системы непрерывного педагогического
образования.
     Средства решения задачи:
     формирование целостной    нормативной    базы    и    налаживание
организационно-правовых     механизмов     обеспечения    непрерывного
педагогического образования;
     формирование на  базе  МГПИ многоуровневой структуры непрерывного
педагогического образования;
     сопряжение образовательных    программ    среднего    и   высшего
педагогического профессионального образования соответствующих уровней.
     2. Изменение  структуры  и  содержания  подготовки педагогических
кадров.
     Средства решения задачи:
     реализация преимуществ многоуровневой  структуры  педагогического
образования;
     удовлетворение социокультурных  требований  региона,  текущих   и
перспективных потребностей образовательных учреждений в педагогических
кадрах с высшим профессиональным  образованием,  особенно  в  сельской
местности;
     реализация структурных и содержательных  изменений  в  подготовке
педагогических кадров на основе многоуровневости,  многопрофильности и
совмещения направлений и специальностей;
     создание необходимых  условий  для  открытия  новых направлений и
специальностей подготовки, в том числе и непедагогического профиля.
     3. Обеспечение  качества  высшего  педагогического  образования в
соответствии   с   требованиями    ГОС,    потребностями    заказчиков
педагогических  кадров,  индивидуальными намерениями,  способностями и
возможностями обучаемых.
     Средства решения задачи:
     разработка новых   аспектов    в    содержании    педагогического
образования,  в  первую  очередь  его  гуманизация  и гуманитаризация,
оптимальное соотношение фундаментального и специального, традиционного
и   инновационного,   общего   и   профессионального,  федерального  и
регионального в учебном процессе;
     совершенствование      учебно-программного                      и
документально-содержательного обеспечения учебного  процесса  (учебных
планов, программ, графиков и др.);
     переход на   новые   прогрессивные    технологии    обучения    и
модульно-рейтинговую систему контроля;
     внедрение результатов научно-исследовательской  работы  (далее  -
НИР) в учебный процесс;
     интенсификация и усиление индивидуализации в процессе обучения  и
создание   предпосылок   для  дифференцированной  адресной  подготовки
педагогических кадров для образовательных учреждений разного  типа,  в
том числе для сельских малокомплектных (малочисленных) школ;
     развитие у обучаемых системности в приобретении знаний,  умений и
навыков,  усиление  мотивации  студентов  в  повышении уровня качества
знаний;
     профессионализация процесса    обучения   студентов   на   основе
инновационных технологий и информатизации образования;
     актуализация регионального  компонента  в обучении,  более полный
учет  при  подготовке  педагогических  кадров  особенностей   региона,
характера и условий будущей работы;
     совершенствование подготовки  студентов  к  работе  с  различными
категориями детей, в т.ч. в условиях коррекционного обучения;
     оснащение и  переоснащение  материально-технического  обеспечения
учебного процесса;
     повышение инициативности  и  усиление  ответственности   ППС   за
качество знаний студентов;
     создание благоприятных  условий   для   повышения   эффективности
педагогического труда.
     4. Обеспечение послевузовского профессионального образования.
     Средства решения задачи:
     осуществление подготовки  научно-педагогических  кадров  на  базе
аспирантуры МГПИ, аспирантур и докторантур других вузов, НИИ;
     создание благоприятных условий ППС для написания  кандидатских  и
докторских диссертаций;
     привлечение к научно-педагогической деятельности в  МГПИ  ведущих
ученых Тамбовской области, ЦЧР;
     приглашение на    постоянную    работу    высококвалифицированных
научно-педагогических  кадров из других регионов и стран СНГ (докторов
наук, профессоров, перспективных доцентов и докторантов);
     переподготовка по  перспективным  направлениям  науки и техники и
повышение квалификации ППС в ведущих научно-педагогических центрах;
     5. Обеспечение научно-исследовательской деятельности.
     Средства решения задачи:
     активизация инновационной и хозрасчетной научно-исследовательской
и научно-методической деятельности;
     внедрение результатов    научных   разработок   и   прогрессивных
технологий в учебный процесс образовательных учреждений региона;
     координация усилий   научного   потенциала   региона   в  решении
региональных социокультурных проблем;
     создание гибкой  и  многоканальной системы финансирования научных
исследований,  рационально сочетающей  ресурсы  внешних  источников  с
конкурсным   обеспечением   работ   по   проектам   и   программам  из
федерального, регионального и вузовского бюджетов;
     вхождение в     систему     отечественного    и    международного
информационного и коммуникационного пространства;
     расширение и      интенсификация      международного     научного
сотрудничества,  стажировок,   обменов,   привлечение   международного
интеллектуального и материального потенциала;
     совершенствование структуры   и   системы   управления   НИР    и
научно-исследовательской работой студентов (далее - НИРС);
     трансформация научных знаний в учебные  на  основе  разнообразных
форм интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности ППС;
     создание издательской базы.
     6. Обеспечение  функционирования  МГПИ  и  развитие  его учебно-,
материально-технической базы.
     Средства решения задачи:
     расширение учебно-лабораторной  базы  за  счет   выделения   МГПИ
неэффективно используемых помещений г. Мичуринска;
     развитие сферы досуга, отдыха и оздоровления;
     организационно-управленческие изменения,      создание      новых
структурных  подразделений,   объективно   дополняющих   (исключающих)
существующие;
     расширение автономности  факультетов,  кафедр   и   академических
свобод ППС;
     оснащение факультетов,    кафедр     ПЭВМ,     множительной     и
аудио-визуальной техникой;
     автоматизация управления,  внедрение   новых   автоматизированных
рабочих мест;
     увеличение ресурсного  обеспечения  деятельности  МГПИ  за   счет
привлечения   материальных  и  финансовых  средств  государственных  и
общественных организаций Тамбовской области, спонсоров;
     совершенствование системы   управления   деятельностью  МГПИ  для
реализации поставленных задач.

                  III. План мероприятий по развитию
       Мичуринского государственного педагогического института
                           на 2000-2003 гг.

----------------------------------------------------------------------
 N |  Содержание намечаемых мероприятий          |Сроки |Исполнители,
п/п|                                             |      |соисполнители
   |                                             |      |и участники
   |                                             |      |реализации
----------------------------------------------------------------------
 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

1.1 Усовершенствовать в соответствии с            2000   Ректорат
    действующим законодательством, нормативными   IV кв. МГПИ
    документами Минобразования России
    нормативные акты, регламентирующие
    деятельность МГПИ:
    положения о факультете, кафедре;
    положение о переводе, восстановлении и
    предоставлении академических отпусков
    студентам;
    положение о допуске студентов к
    экзаменационной сессии, перезачете
    дисциплин, продлении сессии;
    положение об обучении студентов в
    сокращенные сроки;
    положение о кураторах учебных групп;
    положение о платном обучении;
    нормативы и методику расчета учебной
    нагрузки, штатов и фонда оплаты труда ППС.

1.2 Подготовить проект учредительного договора    2000   Ректорат МГПИ
    между Минобразованием России и МГПИ.          IV кв.

1.3 Продолжить работу по формированию на базе     2000-  Ректорат МГПИ,
    МГПИ учебно-научно-педагогического комплекса  2003   Совет ректоров
    непрерывного педагогического образования в           вузов, администрация
    составе базовых общеобразовательных                  г. Мичуринска
    учреждений, ТПК N 1, ТПК N 2, УПК,
    Мичуринского филиала Тамбовского института
    повышения квалификации работников
    образования (далее - ТИПКРО).

1.4 Заключить с Мичуринским государственным       2000   Ректорат МГПИ,
    аграрным университетом (далее - МГАУ) и       III кв.Совет ректоров
    Управлением образования и молодежной                 вузов
    политики администрации г. Мичуринска
    договоры об использовании на условиях аренды
    их компьютерных классов.

1.5 Заключить договор с Тамбовским региональным   2000   Ректорат МГПИ,
    отделением Фонда социального страхования,     II кв. ректорат МГАУ,
    обкомом профсоюза работников народного               администрация
    образования и науки, Мичуринским                     области
    государственным аграрным университетом об
    использовании базы профилактория,
    находящегося на балансе МГАУ, для отдыха и
    оздоровления ППС, сотрудников и студентов
    МГПИ.

1.6 Продолжить работу по развитию новых форм      2000-  Ректорат МГПИ,
    сотрудничества с Мичуринским филиалом         2003   Ректорат ТИПКРО
    ТИПКРО.

1.7 Совершенствовать совместно с управлением      Посто- Ректорат МГПИ,
    образования администрации Тамбовской обл.     янно   Управление
    работу по целевой контрактной подготовке             образования и
    специалистов и трудоустройству                       науки
    выпускников-целевиков в подведомственных
    управлению учреждениях образования.

                 2. Структура подготовки специалистов

2.1 Развивать систему мобильного профилирования   2000-  Ректорат МГПИ,
    подготовки специалистов в соответствии с      2003   администрация
    областной программой "Развитие                       области
    профессионального образования в Тамбовской
    области" на 1999-2003 гг. и на основе
    изучения в территориальном и профильном
    аспектах рынка педагогического труда и
    образовательных услуг. С этой целью:
         Совместно с управлением образования и    2000
    науки администрации Тамбовской области        II кв.
    определить текущие и перспективные
    потребности образовательных учреждений в
    педагогических кадрах с высшим
    профессиональным образованием, в первую
    очередь в сельской местности;
         Развивать и совершенствовать профили     2000
    подготовки специалистов по очной и заочной    IV кв.
    формам обучения за счет продолжения работы
    по лицензированию дополнительных
    специальностей (Химия, История), открытия
    новых специальностей (Математика с
    дополнительной специальностью Информатика,
    Иностранный язык: английский, немецкий);
         Вести работу по переходу на              2000-
    двухуровневую структуру подготовки            2001
    педагогических кадров, преобразовать
    факультет биологии в естественнонаучный
    факультет, факультет начальных классов в
    факультет дошкольного и начального
    образования, филологический факультет в
    гуманитарный факультет;
         Расширять спектр дополнительных
    образовательных услуг, открыть новые
    отделения, в том числе и непедагогического
    профиля, на факультете дополнительных
    педагогических профессий, исходя из
    потребностей студентов и ситуации,
    складывающейся на рынке педагогического
    труда;
         Осуществлять формирование
    дополнительных специализаций на основе
    целевого заказа и по рекомендациям
    заказчиков педагогических кадров с учетом
    адресного характера и содержания будущей
    работы выпускников.

2.2 Развивать и совершенствовать действующие      Посто- Ректорат МГПИ
    профессионально-образовательные программы     янно
    подготовки специалистов по очной и заочной
    формам обучения.

2.3 Исходя из имеющегося позитивного опыта,       2000   Администрация
    рассмотреть возможность подготовки на         IV кв. области, Совет
    компенсационной основе учителей русского             ректоров вузов,
    языка и литературы для образовательных               ректорат МГПИ
    учреждений других регионов РФ, стран СНГ.

2.4 Увеличить с 15 до 40% (от плана приема по     2000   Ректорат МГПИ,
    заочной форме обучения) количество целевых    II кв. администрация
    мест для лиц, имеющих среднее                        области
    профессиональное (педагогическое)
    образование и работающих в образовательных
    учреждениях Тамбовской области, близлежащих
    районов ЦЧР.

           3. Содержание и качество подготовки специалистов

3.1 Повышать качество профессиональной            Посто- Ректорат МГПИ
    подготовки специалистов, совершенствовать ее  янно
    содержание, формы и методы на основе
    разработки и внедрения информационных,
    модульно-рейтинговых, личностно-
    ориентированных и др. активных технологий
    обучения.

3.2 Увеличить объем и совершенствовать качество   2000-  Ректорат МГПИ
    собственных научно-методических и             2003
    учебно-методических материалов,
    обеспечивающих профессиональную подготовку
    педагогических кадров в соответствии с
    требованиями ГОС.

3.3 Совместно с педагогическими колледжами        2000-  Ректорат МГПИ
    Тамбовской области, ЦЧР разработать           2001
    квалификационные требования и учебные планы
    для специальностей среднего
    профессионального образования, сопряженные с
    профессионально-образовательными программами
    высшего профессионального образования
    специальностей МГПИ.

3.4 Обеспечить учебно-методическое и              2000   Ректорат МГПИ
    информационно-технологическое оснащение       II кв.
    учебного процесса современной программной
    документацией. Привести в соответствие с ГОС
    2-го поколения учебные планы, графики
    учебного процесса, программы и другую
    учебно-программную документацию.

3.5 Ввести элементы дистанционных                 2000   Ректорат МГПИ
    образовательных технологий для студентов,     III кв.
    обучающихся по заочной форме, в сокращенные
    сроки и индивидуальным планам.
    Перерегистрировать Сертификат Межвузовского
    центра дистанционного образования при
    Минобразовании России.

3.6 Внедрять в учебный процесс новые              2000-  Ректорат МГПИ
    информационные технологии, компьютерные       2003
    средства обучения. Активизировать работу по
    созданию электронных методических пакетов
    средств обучения (компьютерные учебники,
    учебные пособия, аудиовизуальные комплекты)
    по учебным дисциплинам.

3.7 Совершенствовать организацию и проведение     Посто- Ректорат МГПИ
    индивидуальной и самостоятельной работы       янно
    студентов, их интеграцию в общий ход
    учебного процесса.

3.8 Обеспечить методологическую и                 Посто- Ректорат МГПИ
    научно-методическую базу, разработать         янно
    эффективные технологии выполнения и контроля
    качества курсовых и дипломных работ.

3.9 Вести работу по расширению тематики курсов    2000-  Ректорат МГПИ
    по выбору, базирующихся на новейших           2003
    достижениях науки и педагогической практики,
    интересах и склонностях обучаемых.

3.10 Расширить возможности информационного        2000   Ректорат МГПИ,
     обеспечения учебного процесса за счет        III кв.ректорат ТГТУ
     подключения к электронной базе данных
     библиотеки Тамбовского государственного
     технического университета (далее - ТГТУ).

3.11 Совершенствовать социологические,            2000-  Ректорат МГПИ
     психологические, санитарно-технические и     2003
     гигиенические условия образовательного
     процесса.

3.12 Совершенствовать на модульно-рейтинговой     2000-  Ректорат МГПИ
     основе контроль за качеством учебного        2003
     процесса, уровнем знаний студентов.

3.13 В теоретической подготовке, в цикле          Посто- Ректорат МГПИ
     педагогических, учебных и производственных   янно
     практик ориентировать студентов на
     перспективы и специфику работы в
     образовательных учреждениях разных типов, в
     том числе в сельских малокомплектных
     (малочисленных) школах.

3.14 Повысить эффективность работы институтской и Посто- Ректорат МГПИ
     факультетских комиссий по оказанию           янно
     выпускникам содействия в трудоустройстве.

3.15 Усилить адресность в подготовке              Посто- Ректорат МГПИ
     специалистов, обеспечить более высокую       янно
     конкурентоспособность выпускников МГПИ на
     рынке педагогического труда.

3.16 Шире использовать компьютерные технологии    Посто- Ректорат МГПИ
     диагностики качества учебного процесса.      янно

3.17 В системе воспитательной работы усилить      Посто- Ректорат МГПИ
     внимание к развитию у студентов гражданской  янно
     ответственности, интеллигентности,
     творческих способностей. Активизировать
     работу студенческих педагогических отрядов,
     вести работу по возрождению движения
     студенческих строительных отрядов.

                    4. Научно-педагогические кадры

4.1 Совершенствовать и развивать систему          2000   Совет ректоров
    послевузовского профессионального             IV кв. вузов, ректорат
    образования. Изучить вопрос об открытии в            МГПИ
    институте специализированных советов по
    защите кандидатских диссертаций.

4.2 Обеспечить выполнение целевой программы       2000-  Совет ректоров
    развития кадрового потенциала института       2003   вузов, ректорат
    через собственную аспирантуру, докторантуру          МГПИ
    и аспирантуру других вузов по следующим
    отраслям наук:
         01.00.00 - физико-математические науки;
         02.00.00 - химические науки;
         03.00.00 - биологические науки;
         05.00.00 - технические науки;
         07.00.00 - исторические науки;
         10.00.00 - филологические науки;
         13.00.00 - педагогические науки;
         15.00.00 - психологические науки;
         22.00.00 - социологические науки.
    Обеспечить подготовку 3 докторов и 30
    кандидатов наук.

4.3 Довести в ППС долю докторов наук,             2003   Ректорат МГПИ
    профессоров до 8%, ППС с учеными степенями    III кв.
    и/или званиями до 60%.

4.4 Обеспечить равномерное комплектование кафедр  2000-  Ректорат МГПИ
    ППС с учеными степенями и/или званиями.       2003

4.5 Усилить контроль за выполнением планов        2000-  Ректорат МГПИ
    повышения квалификации ППС в ведущих          2003
    научно-педагогических центрах РФ и ЦЧР.

4.6 Привлекать для чтения базовых и элективных    2000-  Ректорат МГПИ
    курсов, проведения теоретических семинаров,   2003
    руководства аспирантами ведущих ученых
    (докторов наук, профессоров) РФ, ЦЧР,
    Тамбовской области на условиях штатного
    совместительства.

4.7 Интенсифицировать работу по повышению         2000-  Ректорат МГПИ
    квалификации ППС и уровня преподавания        2003
    учебных дисциплин через систему открытых
    лекций, практических занятий,
    методологических и теоретических семинаров.

               5. Научно-исследовательская деятельность

5.1 Расширять и углублять фундаментальные         2000-  Ректорат МГПИ
    исследования, повышать их качество.           2003
    Ориентировать научные коллективы института
    на участие в выполнении единых
    заказ-нарядов, межвузовских научно-
    технических программ, грантов Минобразования
    России, Российский фонд фундаментальных
    исследований (далее - РФФИ), Российский фонд
    научных исследований (далее - РГНФ),
    общественных фондов. Расширять
    координационные связи с головными вузами,
    ведущими разработки в рамках федеральных
    программ.

5.2 Наращивать объем прикладных исследований и    2000-  Ректорат МГПИ
    опытно-конструкторских разработок по          2003
    договорам с заказчиками, изучать потребности
    регионального рынка образовательных товаров
    и услуг, использовать опыт коммерциализации
    научно-методической продукции.

5.3 Повышать результативность НИР по              2000-  Ректорат МГПИ
    показателям, разработанным Минобразованием    2003
    России. Создавать благоприятные условия для
    подготовки монографий, учебников, учебных
    пособий, сборников статей и тезисов.
    Разрабатывать научную продукцию,
    ориентированную на повышение качества
    учебно-воспитательного процесса в вузе и
    школах разного типа, особенно в
    малокомплектных (малочисленных) сельских
    школах.
    Повышать качество учебно-методических
    пособий. Направлять ежегодно не менее 10
    работ на экспертную оценку для присвоения
    грифов учебно-методических объединений
    (далее - УМО), научно-методических советов
    (далее - НМС), Минобразования России.
    Расширять участие в международных и
    всероссийских конференциях, симпозиумах и
    семинарах.

5.4 Совершенствовать содержание и формы НИРС,     Посто- Ректорат МГПИ
    шире привлекать студентов к выполнению        янно
    различных видов НИР. Продолжить практику
    совместных публикаций преподавателей и
    студентов. Шире привлекать студентов к
    участию в конкурсах на лучшую НИР,
    конференциях и выставках студенческих
    научных работ (в т.ч. международных,
    всероссийских, региональных). Систематически
    представлять студенческие проекты для
    участия в конкурсе грантов.

5.5 Совершенствовать информационную базу          Посто- Ректорат МГПИ
    фундаментальных исследований и                янно
    опытно-конструкторских разработок. Создавать
    и регистрировать программы для ПЭВМ, базы
    данных, топологии интегральных схем.
    Развивать экспериментальную и приборную базу
    НИР и НИРС, поддерживать проведение
    экспедиционных и полевых исследований,
    проводимых ППС, аспирантами и студентами.

5.6 Развивать издательскую и рекламно-            2000-  Ректорат МГПИ
    информационную деятельность. Переработать     2003
    план издания монографий, учебников, учебных
    пособий и сборников научных трудов. Издать 3
    монографии, 60 учебников и учебных пособий.
    Увеличить число статей, направляемых в
    реферативные журналы.

5.7 Проводить системную работу в области          2000-  Ректорат МГПИ
    международного сотрудничества, участвовать в  2003
    обменах преподавателями, аспирантами и
    студентами, изыскивать возможности для
    повышения квалификации ППС за рубежом,
    принимать участие в международных научных
    конференциях и симпозиумах.

5.8 Укреплять материально-техническую базу НИР и  2000-  Ректорат МГПИ
    НИРС. Использовать возможности                2003
    многоканального финансирования за счет
    собственных средств, средств учредителя,
    внешних средств. Увеличить долю НИР на
    единицу ППС в 4 раза, долю фундаментальных и
    прикладных исследований на единицу ППС в 3
    раза, долю внешних исследований на единицу
    ППС в 3 раза.

5.9 Совершенствовать систему управления научной   Посто- Ректорат МГПИ
    работой ППС, аспирантов и студентов.          янно
    Повышать роль ректората, проблемных
    лабораторий, ВНИКов и кафедр в планировании
    и комплексировании НИР с учетом прогноза
    изменений в обществе и образовательной
    сфере.

                   6. Материально-техническая база

6.1 Ускорить дальнейшее развитие учебно-,         2000-  Ректорат МГПИ,
    материально-технической базы МГПИ, оснащение  2003   администрация
    факультетов, кафедр, структурных                     области,
    подразделений современными средствами ПЭВМ,          администрация
    множительной и аудио-визуальной техникой.            г. Мичуринска

6.2 Шире использовать учебно-лабораторную,        Посто- Ректорат МГПИ,
    научно-производственную базу учебных          янно   администрация
    заведений и научно-исследовательских                 области,
    организаций г. Мичуринска для подготовки             администрация
    педагогических кадров в МГПИ.                        г. Мичуринска

6.3 Построить на агробиостанции МГПИ для          2000-  Ректорат МГПИ
    проведения учебных занятий в ходе полевых     2001
    практик два учебных класса.

6.4 Завершить строительство                       2000   Ректорат МГПИ
    спортивно-реабилитационного центра на лыжной  IV кв.
    базе МГПИ.

6.5 Оборудовать душевыми спортивный и             2000   Ректорат МГПИ
    тренажерный залы в учебном корпусе N 1.       IV кв.

6.6 Совместно с администрациями Тамбовской обл.   2000-  Администрация
    и г. Мичуринска решить вопрос об улучшении    2003   области,
    жилищных условий ППС высшей квалификации, в          администрация
    т.ч. о выделении до 5 квартир для докторов           г. Мичуринска,
    наук, профессоров.                                   ректорат МГПИ

6.7 Осуществить переоборудование неэффективно     2000-  Ректорат МГПИ
    используемых помещений МГПИ под учебные       2002
    аудитории и лаборатории.

6.8 Вести работу по переоборудованию котельных    2000-  Администрация
    института под газовое топливо.                2003   области,
                                                         администрация
                                                         г. Мичуринска,
                                                         ректорат МГПИ

6.9 Изучить вопрос о возможности и условиях       2000   Ректорат МГПИ
    передачи МГПИ IBM-совместимой техники         II кв.
    Тамбовским филиалом банка "СБС-Агро".

6.10 Приобрести для хозяйственных нужд МГПИ       2000-  Администрация
     автотранспортную технику.                    2003   области, ректорат
                                                  IV кв. МГПИ

6.11 Для создания центра оперативной полиграфии   2000-  Администрация
     приобрести современные издательские средства 2002   области, ректорат
     и комплексы.                                        МГПИ

             План первоочередных мероприятий по развитию
       Мичуринского государственного педагогического института
                         на 2000-2001 гг.

----------------------------------------------------------------------
 N |  Содержание намечаемых мероприятий          |Сроки |Исполнители,
п/п|                                             |      |соисполнители
   |                                             |      |и участники
   |                                             |      |реализации
----------------------------------------------------------------------
 1  Усовершенствовать в соответствии с            2000   Ректорат  МГПИ
    действующим законодательством, нормативными   IV кв.
    документами Минобразования России
    нормативные акты, регламентирующие
    деятельность МГПИ:
         положения о факультете, кафедре;
         положение о переводе, восстановлении и
    предоставлении академических отпусков
    студентам;
         положение о допуске студентов к
    экзаменационной сессии, перезачете
    дисциплин, продлении сессии;
         положение об обучении студентов в
    сокращенные сроки;
         положение о кураторах учебных групп;
         положение о платном обучении;
         нормативы и методику расчета учебной
    нагрузки, штатов и фонда оплаты труда ППС.

 2  Подготовить проект учредительного договора    2000   Ректорат МГПИ
    между Минобразованием России и МГПИ.          IV кв.

 3  Заключить с Мичуринским государственным       2000   Ректорат МГПИ,
    аграрным университетом и Управлением          III кв.Совет ректоров
    образования и молодежной политики                    вузов
    администрации г. Мичуринска договоры об
    использовании на условиях аренды их
    компьютерных классов.

 4  Заключить договор с Тамбовским региональным   2000   Ректорат МГПИ,
    отделением Фонда социального страхования,     II кв. ректорат МГАУ,
    обкомом профсоюза работников народного               администрация
    образования и науки, Мичуринским                     области
    государственным аграрным университетом об
    использовании базы профилактория,
    находящегося на балансе МГАУ, для отдыха и
    оздоровления ППС, сотрудников и студентов
    МГПИ.

 5  Исходя из имеющегося позитивного опыта,       2000   Администрация
    рассмотреть возможность подготовки на         IV кв. области, Совет
    компенсационной основе учителей русского             ректоров вузов,
    языка и литературы для образовательных               ректорат МГПИ
    учреждений других регионов РФ, стран СНГ.

 6  Совместно с педагогическими колледжами        2000-  Ректорат МГПИ
    Тамбовской области, ЦЧР разработать           2001
    квалификационные требования и учебные планы
    для специальностей среднего
    профессионального образования, сопряженные с
    профессионально-образовательными программами
    высшего профессионального образования
    специальностей МГПИ.

 7  Увеличить с 15 до 40% (от плана приема по     2000   Ректорат МГПИ,
    заочной форме обучения) количество целевых    II кв. администрация
    мест для лиц, имеющих среднее                        области
    профессиональное (педагогическое)
    образование и работающих в образовательных
    учреждениях Тамбовской области, близлежащих
    районов ЦЧР.

 8  Обеспечить учебно-методическое и              2000   Ректорат МГПИ
    информационно-технологическое оснащение       II кв.
    учебного процесса современной программной
    документацией. Привести в соответствие с ГОС
    2-го поколения учебные планы, графики
    учебного процесса, программы и другую
    учебно-программную документацию.

 9  Ввести элементы дистанционных                 2000   Ректорат МГПИ
    образовательных технологий для студентов,     III кв.
    обучающихся по заочной форме, в сокращенные
    сроки и индивидуальным планам.
    Перерегистрировать Сертификат Межвузовского
    центра дистанционного образования при
    Минобразовании России.

10  Расширить возможности информационного         2000   Ректорат МГПИ,
    обеспечения учебного процесса за счет         III кв.ректорат ТГТУ
    подключения к электронной базе данных
    библиотеки ТГТУ.

11  Совершенствовать и развивать систему          2000   Совет ректоров
    послевузовского профессионального             IV кв. вузов, ректорат
    образования. Изучить вопрос об открытии в            МГПИ
    институте специализированных советов по
    защите кандидатских диссертаций.

12  Привлекать для чтения базовых и элективных    2000    Ректорат МГПИ
    курсов, проведения теоретических семинаров,
    руководства аспирантами ведущих ученых
    (докторов наук, профессоров) РФ, ЦЧР,
    Тамбовской области на условиях штатного
    совместительства.

13  Совместно с Администрациями Тамбовской обл.   2000-  Администрация
    и г. Мичуринска решить вопрос об улучшении    2003   области,
    жилищных условий ППС высшей квалификации, в          администрация
    т.ч. о выделении до 5 квартир для докторов           г. Мичуринска,
    наук, профессоров.                                   ректорат МГПИ

14  Укреплять материально-техническую базу НИР и  2000-  Ректорат МГПИ
    НИРС. Использовать возможности                2003
    многоканального финансирования за счет
    собственных средств, средств учредителя,
    внешних средств. Увеличить долю НИР на
    единицу ППС в 4 раза, долю фундаментальных и
    прикладных исследований на единицу ППС в 3
    раза, долю внешних исследований на единицу
    ППС в 3 раза.

15  Построить на агробиостанции МГПИ для          2000-  Ректорат МГПИ
    проведения учебных занятий в ходе полевых     2001
    практик два учебных класса.

16  Завершить строительство спортивно-            2000   Ректорат МГПИ
    реабилитационного центра на лыжной базе       IV кв.
    МГПИ.

17  Оборудовать душевыми спортивный и             2000   Ректорат МГПИ
    тренажерный залы в учебном корпусе N 1.       IV кв.

18  Осуществить переоборудование неэффективно     2000-  Ректорат МГПИ
    используемых помещений МГПИ под учебные       2002
    аудитории и лаборатории.

19  Изучить вопрос о возможности и условиях       2000   Ректорат МГПИ
    передачи МГПИ IBM-совместимой техники         II кв.
    Тамбовским филиалом банка "СБС-Агро".

20  Приобрести для хозяйственных нужд МГПИ        2000-  Администрация
    автотранспортную технику.                     2003   области,
                                                  IV кв. ректорат МГПИ

                                                            Приложение
                                                 к комплексной программе развития
                                                  Мичуринского государственного
                                                   педагогического института на
                                                          2000-2003 годы

                        ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                    комплексной программы развития
       Мичуринского государственного педагогического института
                           на 2000-2003 гг.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  N |               Мероприятия и проекты           |Стоимость|Доля в денежном выражении (тыс. руб.)
    |                                               |в ценах  |--------------------------------------------------------------------------------------
    |                                               |2000 г.  |   Министерство образования   |Администрация Тамбовской   |Администрация г. Мичуринска
    |                                               |(тыс.    |                              |         области           |
    |                                               | руб.)   |---------------------------------------------------------------------------------------
    |                                               |         |Всего |2000 |2001 |2002 |2003 |Всего|2000 |2001 |2002|2003|Всего |2000|2001 |2002 |2003
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.5. Заключение договора с Тамбовским региональным
     отделением фонда социального страхования,
     обкомом профсоюза работников народного
     образования и науки, санаторием им. Калинина
     для отдыха и оздоровления сотрудников и
     студентов МГПИ                                        820    400   100   100   100  100   420     60  120   120  120
     ИТОГО:                                                820    400   100   100   100  100   420     60  120   120  120
3.4. Приобретение:
     электронных учебников                                   6      6     6
     программно-педагогических средств                       2      2     2
     программных средств для АРМ                             3      3     3
     ИТОГО:                                                 11     11    11
3.5. Приобретение:
     программ дистанционного обучения                       10     10    10
     ИТОГО:                                                 10     10    10
3.10.Приобретение:
     оборудования для подключения к электронной базе
     данных библиотеки ТГТУ                                 40     20    20                     20     20
     ИТОГО:                                                 40     20    20                     20     20
3.11.а) Капитальный ремонт:
     фасада учебного корпуса N 1                           200    200         200
     фасада учебного корпуса N 2                           180    180   180
     фасада общежития N 1                                  150    150               150
     б) Текущий ремонт:
     учебно-лабораторных и вспомогательных помещений
     на площади 4456 кв. м                                 600    600   100   150   150  200
     в) Приобретение мебели и оборудования для
     оснащения специализированных учебных
     лабораторий                                           970    800   200   200   200  200   170          70    50   50
     ИТОГО:                                               2100   1930   480   550   500  400   170          70    50   50
4.2. а) Подготовка:
     докторов наук (3 чел.)                                 90     90     9    27    27   27
     кандидатов наук в аспирантуре других вузов
     (15 чел.)                                             120    120    30    30    30   30
     б) Оплата защиты кандидатских диссертаций в
     специальных Советах (15 чел.)                          75     75    15    20    20   20
     ИТОГО:                                                285    285    54    77    77   77
4.3. Ввести в штатное расписание дополнительно:
     11 ставок докторов наук                               170    170     5    25    40  100
     25 ставок кандидатов наук                             400    400    40    90   120  150
     ИТОГО:                                                570    570    45   115   160  250
4.5. а) Повышение квалификации сотрудников до 30
     человек ежегодно                                     1500   1500    51   483   483  483
     б) Участие профессорско-преподавательского
     состава в конференциях, симпозиумах, съездах
     по проблемам педобразования в высшей школе и т.д.     200    200    50    50    50   50
     ИТОГО:                                               1700   1700   101   533   533  533
4.6. Привлечение для чтения базовых курсов, проведения
     теоретических семинаров, руководство аспирантами
     ведущих ученых РФ, ЦЧР, Тамбовской области на
     условиях штатного совместительства до 12
     человек ежегодно                                      160    160    40    40    40   40
     ИТОГО:                                                160    160    40    40    40   40
5.3. Направление на экспертную оценку для присвоения
     грифов УМО МНС Миноразования России до 10
     работ ежегодно                                         40     40    10    10    10   10
     ИТОГО:                                                 40     40    10    10    10   10
5.4. Направлять ежегодно до 50 студентов на
     конференции и выставки студенческих и научных
     работ                                                 200    200    50    50    50   50
     ИТОГО:                                                200    200    50    50    50   50
5.5. Приобрести для НИР кафедр:
     12 компьютеров на базе процессора Pentium II          200    200    50    50    50   50
     научное оборудование  и приборы                       400    400   100   100   100  100
     химические реактивы                                    40     40    10    10    10   10
     селекционный материал                                  40     40    10    10    10   10
     оборудование для полевых и экспедиционных
     исследований                                           80     80    20    20    20   20
     ИТОГО:                                                760    760   190   190   190  190
5.6. Издание:
     трех монографий                                        80     80    20    20    20   20
     шестидесяти учебников и учебных пособий               300    300    75    75    75   75
     двенадцати сборников научных трудов                   140    140    35    35    35   35
     ИТОГО:                                                520    520   130   130   130  130
5.7. Сотрудничество с зарубежными вузами в плане
     обмена преподавателями, аспирантами и
     студентами                                            200    200    50    50    50   50
     ИТОГО:                                                200    200    50    50    50   50
5.9. Развитие деятельности:
     лаборатории по экологическому воспитанию              106                                  91     16   25    25   25     15         5     5     5
     лаборатории по проблемам сельской
     малокомплектной и малочисленной школы                 120                                 120     30   30    30   30
     ИТОГО:                                                226                                 211     46   55    55   55     15         5     5     5
6.1. Приобрести:
     120 компьютеров на базе процессора Pentium II        2040   1020   255   255   255  255   680    170  170   170  170    340   85   85    85    85
     множительной техники (4 единицы) Cxerox                60     60    15    15    15   15
     аудио-визуальной техники                              100     40    10    10    10   10    40     10   10    10   10     20    5    5     5     5
     оборудование лингафонного кабинета                    150    150          50    50   50
     ИТОГО:                                               2350   1270   280   330   330  330   720    180  180   180  180    360   90   90    90    90
6.2. Аренда помещений учебных заведений и научно-
     исследовательских организаций для учебного
     процесса                                              130    130    10    40    40   40
     ИТОГО:                                                130    130    10    40    40   40
6.3. Строительство на агробиостанции МГПИ двух
     учебных классов для занятий по полевой
     практике                                              500                                                               500  250  250
     ИТОГО:                                                500                                                               500  250  250
6.4. Завершение строительства спортивно-
     реабилитационного центра на лыжной базе МГПИ           10                                                                10   10
     ИТОГО:                                                 10                                                                10   10
6.5. Оборудование душевыми спортивного и тренажерного
     залов в учебном корпусе N 1                            75                                                                75              75
     ИТОГО:                                                 75                                                                75              75
6.6. Выделение 5 квартир для докторов наук и
     профессоров                                          1200                                 900         300   300  300    300             150   150
     ИТОГО:                                               1200                                 900         300   300  300    300             150   150
6.7. Переоборудование неэффективно используемых
     помещений МГПИ под учебные аудитории и
     лаборатории                                           220    220          70    70   80
     ИТОГО:                                                220    220          70    70   80
6.8. Переоборудование котельных института под
     газовое топливо                                      4000   1800         600   600  600  1500         500   500  500    700       200   200   300
     ИТОГО:                                               4000   1800         600   600  600  1500         500   500  500    700       200   200   300
6.10.Приобретение:
     Экскаватора на базе ЮМЗ                               350    200   200                    150    150
     "ГАЗель" ГАЗ-3221                                     150    150         150
     ЗИЛ 5301 (Бычок)                                      150    150               150
     ИТОГО:                                                650    500   200   150   150        150    150
6.11.Приобретение оборудования для центра
     оперативной полиграфии                                200    200                    200
     ИТОГО:                                                200    200                    200
     ВСЕГО:                                              16977  10926  1781  3035  3030 3080  4091    456 1225  1205 1205   1960  350  545   520   545


Информация по документу
Читайте также