Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 29.02.2000 № 101-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская область З А К О Н Утратил силу - Закон Тамбовской области от 28.01.2005 г. N 287-З О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Тамбовской области Настоящий Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тамбовской области как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Глава I. Общие положения Статья 1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Тамбовской области обеспечивается посредством: проведения комплекса мер, предусмотренных федеральным законодательством, а также законами и нормативными правовыми актами Тамбовской области в сфере охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения жизнедеятельности и охраны среды обитания человека; профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; разработки и реализации федеральных и областных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также городских и районных целевых программ и научных, научно-технических программ в данной области; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями, должностными и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации и Тамбовской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Тамбовской области отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и Тамбовской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2. Финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств областного и местных бюджетов Тамбовской области, средств граждан, юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области. Статья 2. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Законодательство Тамбовской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" других федеральных законах, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из принятых в соответствии с ними настоящего Закона, иных законов и нормативных правовых актов Тамбовской области. Статья 3. Полномочия органов государственной власти области и местного самоуправления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. К полномочиям областной Думы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: а) принятие законов и иных нормативных правовых актов области по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за их исполнением; б) утверждение областных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2. К полномочиям администрации Тамбовской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: а) участие в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) разработка и реализация областных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, научных и научно-технических программ в данной сфере; в) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Тамбовской области; г) разработка с учетом предложений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и выполнение на территории Тамбовской области санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; д) введение и отмена на территории Тамбовской области ограничительных мероприятий (карантина); е) разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства; ж) проведение социально-гигиенического мониторинга на территории Тамбовской области; з) информирование граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), о проводимых санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятиях; и) сотрудничество Тамбовской области и заключение договоров с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; к) содействие в развитии и укреплении материально-технической базы государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области, в повышении эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора; л) реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; м) решение других, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: а) осуществление деятельности по выполнению федеральных законов, законов Тамбовской области, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тамбовской области, федеральных и областных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области; б) разработка с учетом предложений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, принятие и реализация программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в) организация и проведение мероприятий при ликвидации эпидемий инфекционных болезней, массовых отравлений и заболеваний людей, связанных с влиянием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания; г) обеспечение постоянной готовности служб, участвующих в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий, в случае заноса карантинных и других опасных инфекций и паразитарных инвазий; д) привлечение в установленном порядке населения к контролю за санитарным состоянием и благоустройством населенных пунктов; е) координация деятельности юридических лиц и населения по проведению ими комплексных гигиенических и противоэпидемических мероприятий; ж) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия; з) запрещение на основании заключения органов санитарно-эпидемиологической службы проведения на территории муниципального образования мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные изменения окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки; и) организация и проведение на соответствующих территориях санитарно-противоэпидемических мероприятий, обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; к) контроль за соблюдением на территории муниципального образования санитарных правил в местах торговли, отдыха и других местах массового скопления людей; л) информирование населения, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; м) информирование соответствующих органов о действиях организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и природопользовании; н) организация и проведение мероприятий по обеспечению требований санитарных норм на водозаборных сооружениях, предназначенных для удовлетворения нужд населения, соблюдению санитарных норм водных объектов и их водоохранных зон; о) благоустройство населенных пунктов, контроль за благоустройством производственных территорий, осуществление озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов; п) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области других вопросов, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Статья 4. Права граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц 1. Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области и у юридических лиц достоверную информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право: получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в исполнительном органе государственной власти области, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах; принимать участие в разработке исполнительным органом государственной власти области мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного их имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 5. Обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц 1. Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека Статья 6. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений 1. При планировке и застройке городских и сельских поселений области должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. 2. При разработке схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. 3. Утверждение проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, перепрофилировании, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, предоставление зданий и помещений для размещения объектов, а также ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и перепрофилированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области о соответствии таких объектов санитарным правилам. 4. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов на территории области, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование. Статья 7. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства 1. Продукция производственно-технического назначения, товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция), при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которых требуется непосредственное участие человека, должны соответствовать санитарным правилам и не оказывать вредного воздействия на человека и среду обитания. 2. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются на территории Тамбовской области при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. 3. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота, принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить и представить в территориальное учреждение государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области подтверждающий документ о ее дальнейшем применении (использовании) или уничтожении. Статья 8. Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) на территории Тамбовской области после их государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством. Статья 9. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, контактирующим с ними материалам и изделиям, технологиям их производства и организации питания населения 1. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами, изделиями и технологиями их производства устанавливаются федеральным законодательством и санитарными правилами. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие на территории области деятельность по организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) обязаны выполнять санитарное законодательство. 3. При организации питания в дошкольных и других общеобразовательных учреждениях, лечебно-профилактических, оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты области обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. 4. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека. Статья 10. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции импортного производства, ввозимой на территорию области 1. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции импортного производства, ввозимой на территорию Тамбовской области и предназначенной для реализации населению, применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, устанавливаются федеральным законодательством. 2. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют заключение прямых договоров (контрактов) на поставку продукции, указанной в пункте 1 настоящей статьи, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области о достаточности гарантий соблюдения требований санитарного законодательства при поставке каждой партии такой продукции. Статья 11. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения 1. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению области устанавливаются федеральным законодательством и санитарными правилами. 2. Разрешение на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. 3. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты и объекты водоснабжения представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных объектов. 4. Население городских и сельских поселений области должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Статья 12. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях 1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций области, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. 2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций области, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. 3. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека на территории области устанавливаются федеральным законодательством и санитарными правилами. 4. Законами и другими нормативными правовыми актами Тамбовской области могут предусматриваться дополнительные требования, направленные на охрану атмосферного воздуха. 5. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон на территории области утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. 6. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха, а также обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок 1. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий области содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должны превышать гигиенических нормативов, установленных санитарными правилами. 2. Порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных порядка и условий санитарным правилам, выдаваемых центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Тамбовской области. Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления 1. Отходы производства и потребления на территории области подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с федеральным законодательством и санитарными правилами. 2. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам и заключений других заинтересованных служб. 3. Государственные предприятия и иные хозяйственные субъекты, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие на территории области эксплуатацию и обслуживание мест централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления, обязаны проводить радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с федеральным законодательством в сфере обеспечения радиационной безопасности. Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям 1. В целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания людей, жилые помещения на территории области по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровню шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений, а также по уровню их содержания должны соответствовать санитарным правилам. 2. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с федеральным законодательством и санитарными правилами непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений на территории области не допускается. Разрешение на перевод нежилых помещений в жилой фонд допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области о соответствии указанных помещений санитарным правилам. Статья 16. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта на территории области должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с федеральным законодательством и санитарными правилами. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг на территории области в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда 1. Условия труда граждан, занятых трудовой деятельностью, их рабочие места и трудовой процесс в целом в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенных на территории области, и у работодателей (предпринимателей), зарегистрированных в установленном порядке на территории области, не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных условий труда работающих устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами области. 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица на территории области обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований федерального законодательства и санитарных правил к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда, проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами 1. Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний на территории области не должны оказывать вредное воздействие на человека. 2. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений учреждений санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам. Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека 1. Условия работы на территории области с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. 2. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. 3. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам. 4. Отношения, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности населения и безопасности работ с источниками ионизирующих излучений, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения 1. В дошкольных и других образовательных учреждениях области независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и утеплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. 2. Использование в дошкольных и других общеобразовательных учреждениях области программ, методик и режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции допускается только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия Статья 21. Организация и проведение санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) на территории области должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории области, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. 2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые областные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях получения от должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предписаний об устранении выявленных нарушений санитарных правил, прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами, выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний. Статья 22. Санитарная охрана территории Тамбовской области 1. Санитарная охрана территории области направлена на предупреждение заноса на территорию и распространения на территории области инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию области и реализации на территории области товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары). 2. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории области, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 3. Не допускаются к ввозу на территорию области опасные грузы и товары, ввоз которых запрещен на территорию Российской Федерации федеральным законодательством, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). 4. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории области, а также мероприятия по санитарной охране территории области устанавливаются федеральным законодательством, законодательством области и санитарными правилами. Статья 23. Ограничительные мероприятия (карантин) 1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории области, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. 2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей постановлением главы администрации Тамбовской области и решением органа местного самоуправления. 3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 24. Производственный контроль 1. Производственный контроль на территории области, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. 2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. 3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. Статья 25. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями 1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с ними, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, находящихся на территории области, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном федеральным законодательством. 2. В зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки объем и периодичность лабораторных обследований и медицинского наблюдения может расширяться по решению главных государственных санитарных врачей по городам и районам Тамбовской области или их заместителями. 3. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. 4. Все случаи и подозрения на случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими учреждениями области по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области. Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок ведения отчетности по ним, на территории области устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Порядок ведения учета заболеваний, не вошедших в государственный учет, а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тамбовской области. Статья 26. Обязательные медицинские осмотры 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний на территории области работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). 2. В случае необходимости на основании предложений учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы области решениями исполнительного органа государственной власти области, органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводится дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. 4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. 5. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения области. 6. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. Статья 27. Профилактические прививки 1. Профилактические прививки на территории области проводятся гражданам в соответствии с федеральным законодательством для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. 2. Проведение профилактических прививок вакцинами, не поставляемыми в Тамбовскую область за счет средств федерального бюджета, может осуществляться за счет средств областного и местных бюджетов, средств фондов обязательного медицинского страхования, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. 3. Разрешается продажа вакцинных препаратов, не поставляемых в Тамбовскую область в рамках Национального календаря прививок, через аптечную сеть при условии соблюдения правил транспортировки, хранения и реализации препаратов. Статья 28. Гигиеническое воспитание и обучение 1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан на территории области обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. 2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях; при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. 3. Обязанность по организации и проведению гигиенического обучения на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности возлагается на работодателя. 4. Гигиеническое воспитание и обучение лиц, занятых во внебюджетной и предпринимательской деятельности, осуществляются учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, другими учреждениями здравоохранения области на платной основе. Глава V. Государственное регулирование в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Статья 29. Основные направления государственного регулирования в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Государственное регулирование в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории области осуществляется путем: выполнения на территории области федерального законодательства по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирования единой областной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработки и реализации законов области, целевых программ, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы; государственной регистрации веществ и продукции; осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора; ограничения, приостановления, прекращения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на территории области с нарушением требований санитарного законодательства. Статья 30. Введение в действие санитарных правил 1. На территории области действуют санитарные правила, утвержденные и введенные в действие в соответствии с федеральным законодательством, а также нормативные правовые акты по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые в соответствии с указанными правилами и санитарным законодательством федеральными органами исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти области и органами местного самоуправления. 2. Соблюдение санитарных правил и нормативных правовых актов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принятых федеральными органами власти, исполнительным органом государственной власти области и органами местного самоуправления является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 3. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые исполнительным органом государственной власти области, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, стандарты предприятий, нормативно-технологическая документация, нормативы воздействия на окружающую среду, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам. 4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий по приведению подведомственных объектов в соответствие с санитарными правилами в сроки, согласованные с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области. Статья 31. Целевые программы по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения 1. В целях обеспечения государственной поддержки осуществления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения в Тамбовской области разрабатываются и реализуются целевые программы. 2. Заказчиками целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения могут быть администрация Тамбовской области, администрации городов и районов. 3. Финансирование целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения производится за счет: целевых средств федерального бюджета; средств областного и местных бюджетов; средств хозяйствующих субъектов; средств экологического фонда; средств фонда обязательного медицинского страхования; средств внебюджетных, общественных и благотворительных фондов; добровольных взносов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 4. Порядок разработки территориальных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения устанавливается законодательством Тамбовской области. Статья 32. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека 1. Лицензирование отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в порядке и при условиях, установленных федеральным законодательством. 2. Выдача лицензий на отдельные виды деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека, и лицензирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, производится уполномоченными органами только при представлении соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам заявляемых видов деятельности (работ, услуг). Статья 33. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, проведение которой определено законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких видов продукции, работ и услуг санитарным правилам. Статья 34. Государственная регистрация веществ и продукции 1. На территории области не допускается применение, производство, ввоз и реализация отдельных видов веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, не прошедших государственную регистрацию в уполномоченных на то федеральных органах исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. Государственной регистрации подлежат: впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека; биологически активные добавки к пище (БАД); пищевые продукты и продовольственное сырье, а также компоненты (фрагменты) для их производства, полученные из генетически модифицированных источников; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации. Статья 35. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок 1. В целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг санитарному законодательству организуется проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, а также токсикологических, гигиенических и иных видов оценок. 2. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области, аккредитованными в установленном порядке на эти виды деятельности организациями, а также экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. 3. На основании результатов выполненных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами по территориям даются санитарно-эпидемиологические заключения. 4. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 5. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области, организации, аккредитованные в установленном порядке, и эксперты, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с действующим законодательством. Статья 36. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый на территории области, включает в себя: контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области; меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственный учет инфекционных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования информационных ресурсов. 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории области осуществляется учреждениями (должностными лицами) государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области. Статья 37. Социально-гигиенический мониторинг 1. Для наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, его оценки и прогнозирования изменений, установления, предупреждения, устранения или уменьшения влияния вредных факторов среды обитания на здоровье человека на территории области осуществляется социально-гигиенический мониторинг. 2. Социально-гигиенический мониторинг проводится на областном уровне, в городских и сельских поселениях учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Тамбовской области совместно с администрацией области и органами местного самоуправления. 3. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации. Глава VI. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Тамбовской области Статья 38. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Тамбовской области 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области осуществляется государственной санитарно-эпидемиологической службой области, являющейся составной частью единой федеральной централизованной системы органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. 2. Основные принципы организации и деятельности, права на пользование имуществом и земельными участками, финансирование учреждений, полномочия, права, обязанности, ответственность, а также порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы области устанавливаются действующими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти. Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства Статья 39. Ответственность за нарушение санитарного законодательства 1. За нарушение требований санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, предусмотренная действующим законодательством. 2. Административная ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и юридических лиц за нарушение санитарного законодательства и порядок производства по делам по данным правонарушениям устанавливаются федеральным законодательством, а также законодательством области. 3. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается федеральным законодательством. Статья 40. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина, а также вреда, причиненного имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Глава VIII. Заключительное положение Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Тамбовской Глава администрации областной Думы Тамбовской области В.Н.Карев О.И.Бетин г. Тамбов 29 февраля 2000 г. N 101-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|