Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 28.11.2003 № 179-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская область З А К О Н Об областной целевой программе "Развитие информационных и коммуникационных технологий Тамбовской области на 2003-2005 годы" Статья 1 Утвердить областную целевую программу "Развитие информационных и коммуникационных технологий Тамбовской области на 2003-2005 годы" согласно приложению. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областной И.о. главы администрации Думы В.Н.Карев области В.И.Андреев г. Тамбов 28 ноября 2003 г. N 179-З ------------------------------ УТВЕРЖДЕНА Законом Тамбовской области "Об областной целевой программе "Развитие информационных и коммуникационных технологий Тамбовской области на 2003-2005 годы" Областная целевая программа "Развитие информационных и коммуникационных технологий Тамбовской области на 2003-2005 годы" ПАСПОРТ Основание Федеральная целевая программа "Электронная Россия для разработки 2002-2010", утвержденная постановлением Программы Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65. Заказчик Администрация Тамбовской области Программы Разработчик Отдел информатизации администрации области Программы Цели Программы Обеспечение повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ), обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; обеспечение повышения качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в производстве и социальной жизни области; создание и развитие в Тамбовской области единой информационной среды органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающей: усиление управления регионом на основе информационных и коммуникационных технологий; развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах; формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры области и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем. Задачи Программы Совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы ИКТ в области; обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ; развитие системы правовой информатизации Тамбовской области; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ; совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; развитие ИКТ в сфере образования, системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей; создание системы электронной торговли; формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы; обеспечение информационной безопасности и защиты информации; организация системы технического обслуживания и поддержки пользователей. Сроки и 2003-2005 годы этапы реализации 1 этап 2003-2004 годы Программы 2 этап 2005 год Объемы и за счет средств: источники федерального бюджета - 24,623 млн. рублей; финансирования внебюджетных источников - 26,994 млн. рублей; Программы областного бюджета по годам: 2003 г. - 2,000 млн. рублей 2004 г. - 15,780 млн. рублей 2005 г. - 19,932 млн. рублей. Объемы финансирования необходимо ежегодно уточнять в зависимости от эффективности реализации выполнения мероприятий и возможностей соответствующих источников финансирования. Исполнители Администрация Тамбовской области, органы местного Программы самоуправления, Тамбовская областная Дума, Центр правительственной связи Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации в Тамбовской области, Тамбовский государственный технический университет, Российский Фонд правовых реформ, подрядчики, определяемые на конкурсной основе, согласно действующему законодательству Ожидаемые Повышение эффективности государственного конечные управления и развитие экономики за счет активизации результаты внедрения и повышения результативности использования реализации информационных и коммуникационных технологий; Программы повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг; создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки; активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам; решение вопроса обеспечения правовой информацией органов власти, местного самоуправления и населения области; улучшение обслуживания населения всеми органами власти и местного самоуправления; ликвидация технического отставания органов исполнительной власти и местного самоуправления области в сфере ИКТ; улучшение взаимодействия между органами власти всех уровней как между собой, так и с другими организациями на территории области; повышение эффективности использования имеющейся компьютерной техники; создание 30 пунктов открытого доступа к нормативно-правовым базам органов государственной власти и местного самоуправления с обеспечением доступа в Интернет; базовая краткосрочная переподготовка не менее 500 государственных служащих и работников бюджетных организаций. Контроль за Администрация Тамбовской области и Тамбовская исполнением областная Дума Программы РАЗДЕЛ I СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (федеральная целевая программа "Электронная Россия"). В начале XXI века ИКТ стали одними из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несут с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Переход к информационному обществу требует также и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Использование материальных и духовных благ информационного общества может помочь обеспечить населению достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Вместе с бурным развитием компьютерных технологий растут потребности в их использовании органами государственной власти и местного самоуправления. Обязательным стало предоставление отчетов в государственную налоговую инспекцию и пенсионный фонд в электронном виде. Увеличиваются информационные потоки в финансовой сфере, возрастает необходимость эффективного контроля за ними. Растет потребность в оперативном информационном обмене между различными органами власти и органами местного самоуправления. Без использования правовых баз данных невозможно отследить изменения в существующем законодательстве. Государственные организации, бывшие когда-то пионерами освоения компьютерной техники, постепенно превратились из образцов четкости и эффективности организации труда в "аутсайдеров", своей неповоротливостью ощутимо тормозящих процесс развития экономики и общества в целом. Частный бизнес первым научился извлекать выгоды из достижений информационных технологий. Государство столкнулось с необходимостью менять свои отношения с бизнесом и гражданами. Требования эффективности такого взаимодействия выходят на первый план в списке приоритетов государственного управления. В настоящее время Тамбовская область является одним из ведущих регионов в таких сферах информатизации как правовая информатизация, информатизация сферы образования, что подтверждается ее участием в пилотном проекте по развитию правовой информатизации, присуждением премий Правительства Российской Федерации в 1999 и 2000 годах за информатизацию образования области, получение первого места и Гран-при на выставке "Современная образовательная среда", проходившей во Всероссийском выставочном центре в ноябре 2001 года, за создание единого информационного образовательного пространства Тамбовской области. Несмотря на значительные сдвиги в развитии информационных технологий в Тамбовской области за последние годы, их уровень остается достаточно низким, особенно в органах государственной власти и местного самоуправления. Из-за отсутствия компьютерной техники везде, кроме г. Тамбова, отсутствуют базы данных правовых актов органов местного самоуправления. Учет состояния принятых ранее правовых актов, их классификация практически нигде не отслеживается. Физические и юридические лица, проживающие на территории района (города), не имеют возможности получить такую информацию. В результате такого состояния отдельные правовые акты местного самоуправления противоречат существующему федеральному и областному законодательству. Такая ситуация затрудняет представительным и исполнительным органам государственной власти и органами местного самоуправления выполнение своих функций. В настоящее время созданы локальные компьютерные сети во всех органах местного самоуправления и большинстве органов исполнительной власти области. Создаваемая региональная сеть передачи данных органов исполнительной власти и местного самоуправления области базируется в основном на коммутируемых каналах связи, что значительно ограничивает возможности информационного обмена. Во всех сельских школах имеются современные компьютеры, планируется приобретение для них коммуникационных средств. Но до настоящего времени не решена проблема связи с районными отделами образования. Имеет место неравномерное оснащение компьютерной техникой. Ощущается острый недостаток современных программных и технических средств. Современная компьютерная техника имеется в ряде подразделений федеральных органов, находящихся на территории городов и районов. Информационный обмен их с администрацией территории возможен только с использованием междугородней телефонной связи. В области существуют различные каналы передачи данных. Однако размеры информационных потоков между органами местного самоуправления территорий, их структурными подразделениями и областным центром не определены и затраты на них неизвестны. Весь обмен ведется по коммутируемым междугородним телефонным каналам. Из-за недостатка финансовых средств многими администрациями городов и районов не приобретается современная компьютерная техника. В органах местного самоуправления эксплуатируются разнотипные средства компьютерной техники, что затрудняет их обслуживание, ремонт и обеспечение расходными материалами. Отсутствует система обучения работе с компьютерной техникой сотрудников органов местного самоуправления и система обеспечения стабильного функционирования существующих ИКТ. Областная целевая программа "Развитие информационных и коммуникационных технологий Тамбовской области на 2003-2005 годы" (далее именуется - Программа) должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития области. РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основными целями Программы является: обеспечение повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий; обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; обеспечение повышения качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в производстве и социальной жизни области; создание и развитие в Тамбовской области единой информационной среды органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающей: качественно новый уровень управления регионом на основе информационных и коммуникационных технологий; развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни области с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан и организаций в информационных продуктах и услугах; дальнейшее развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения и информационных технологий в области; формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем. Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи: совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы ИКТ; обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ; развитие системы правовой информатизации Тамбовской области; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ; совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; развитие ИКТ в сфере образования, системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей; создание системы электронной торговли; формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы; обеспечение информационной безопасности и защиты информации; организация системы технического обслуживания и поддержки пользователей. Реализация Программы планируется в два этапа. 1 этап: 2003-2004 годы. На первом этапе проводится инвентаризация и анализ существующих в области информационных систем, информационных ресурсов, состояния телекоммуникационной инфраструктуры, разрабатываются нормативно-правовые акты, типовые программные и организационные решения с финансированием из областного бюджета. Создается первая очередь единой телекоммуникационной сети органов государственной власти и местного самоуправления области. Создаются локальные сети во всех органах исполнительной власти области, органах местного самоуправления и производится подключение их к локальной сети администрации области с выходом в Интернет. Завершается реализация проекта правовой информатизации. 2 этап: 2005 год. На данном этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам и выполнены остальные мероприятия данной Программы. В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики области. РАЗДЕЛ III ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ В Программе предусматривается реализация мероприятий по десяти основным направлениям: совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы ИКТ; обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления области и общедоступности информационных ресурсов. Создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти области, органами местного самоуправления области и гражданами на основе использования ИКТ; совершенствование деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления области на основе использования ИКТ; совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; развитие ИКТ в сфере образования, системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей; создание системы электронной торговли; формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы; информационная безопасность и защита информации; организация системы технического обслуживания и поддержки пользователей; Глава 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы ИКТ Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями. Развитие ИКТ Тамбовской области должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области. Правовое регулирование ИКТ должно основываться на следующих принципах: обеспечение единства информационного пространства на территории Тамбовской области, как сегмента единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД); обеспечение права каждого на свободное получение информации из общедоступных информационных систем; гласность и открытость разработки регулирующих норм путем привлечения общественности и предпринимателей к подготовке и обсуждению их проектов; создание равных условий и устранение монополизма в сфере ИКТ; создание правовых условий для использования электронных документов в государственном управлении и гражданско-правовой сфере. Реализация правовой компоненты информационной политики будет осуществляться по следующим основным направлениям: разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере; разработка подзаконных правовых актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективное правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства. Наибольшую актуальность имеет разработка нормативных правовых актов: о государственных информационных ресурсах Тамбовской области и информационном обеспечении органов государственной власти Тамбовской области; о владении, пользовании и распоряжении информационными ресурсами, в первую очередь, государственной и муниципальной информацией; о порядке ведения реестра государственных информационных ресурсов Тамбовской области; о порядке включения информационных ресурсов в состав государственных информационных ресурсов Тамбовской области; об определении режима защиты государственных информационных ресурсов Тамбовской области, содержащих конфиденциальную информацию; о перечне обязательно представляемой документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов Тамбовской области; о порядке использования государственных информационных ресурсов Тамбовской области; о порядке информационного обеспечения главы администрации Тамбовской области и его заместителей, структурных подразделений администрации области, органов государственной власти области; о проведении мониторинга предприятий сферы информационных услуг как отрасли экономики области. Глава 2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления области и общедоступности информационных ресурсов. Создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти области, органами местного самоуправления области и гражданами на основе использования ИКТ Обеспечение информационной прозрачности и открытости государственных органов для населения области, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ является одной из основных задач органов государственной власти. Для осуществления этих задач Программой предусматривается максимальное расширение объема информации, предоставляемой государственными органами обществу, создание эффективной системы предоставления общественных услуг гражданам в наиболее удобной для них форме, формирование механизма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, государственных организаций. Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности. Решение этих задач будет основано на следующих принципах: открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов; обеспечение оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, повышение доверия граждан к государству. Реализация данного мероприятия будет осуществляться по следующим трем направлениям: Развитие системы правовой информатизации Тамбовской области Основным направлением проекта правовой информатизации является улучшение осведомленности граждан, субъектов рынка и органов местного самоуправления о принимаемых органами государственной власти правовых актах. Объем законодательных и нормативных актов в системе рыночной экономики несравнимо более высок, в то время, как функционирование системы в значительно более высокой степени зависит от добровольного соблюдения законов, а не от прямых механизмов принуждения. Государство, и область в частности, не сможет воспользоваться всеми преимуществами хорошо разработанных законов, если тексты этих законов не будут доступны широкой общественности. Рыночная экономика, которая в конечном итоге неразрывно связана с идеей правового государства, не может существовать без эффективной системы правовой информации. Необходимость создания такой системы, как единого надежного источника оперативной и достоверной правовой информации в полном объеме как для государственных органов, так и для самой широкой общественности, не вызывает сомнений. В настоящее время в Тамбовской области реализуется пилотный проект правовой информатизации, финансируемый Российским Фондом правовых реформ. Программа предусматривает завершение и развитие проекта на территории всей области, что выведет Тамбовскую область в ряд лидеров правовой информатизации в России. Планируется создание единой полнотекстовой базы данных нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Тамбовской области, развитие системы передачи данных, обеспечение свободного доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения области. Для реализации свободного доступа населения к базам данных предусматривается создание в каждом городе и районном центре пунктов открытого доступа на базе городских и районных библиотек. Практические мероприятия по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления области и общедоступности информационных ресурсов Для выполнения этих мероприятий предусматривается: преобразование WWW-сервера администрации области в сети Интернет в специализированную информационную систему "Областной портал органов государственной власти и местного самоуправления области" в сети Интернет; создание веб-страниц органов государственной власти области, подразделений администрации области и органов местного самоуправления в сети Интернет; создание и ведение в составе "Областного портала органов государственной власти и местного самоуправления" информационного раздела для населения, общественных организаций и малого бизнеса. Создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти области, органами местного самоуправления и гражданами на основе использования ИКТ Эти условия реализуются путем создания программно-технических комплексов в общественных приемных главы администрации области в муниципальных образованиях с подключением к единой сети передачи данных, что обеспечит реализацию "обратной связи": органы государственной власти - население области. Глава 3. Совершенствование деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления области на основе использования ИКТ Основной задачей данного направления является повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Использование ИКТ в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции для федеральных государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей. В рамках реализации данного направления предусматривается: проведение инвентаризации и анализа существующих в области государственных информационных систем и информационных ресурсов; разработка и реализация типовых проектов развития ИКТ района (города), органа исполнительной власти; реализация первого этапа автоматизированной системы "Государственный регистр населения" (АС ГРН) в органах ЗАГС области; организация электронного документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления области; создание и развитие локальных компьютерных сетей в органах государственной власти и местного самоуправления области; обеспечение компьютерной техникой, системным, прикладным программным обеспечением и телекоммуникационным оборудованием органов государственной власти и местного самоуправления области; организация веб-трансляций с заседаний областной Думы, совещаний и мероприятий администрации области. Глава 4. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики Взаимодействие органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики в рамках Программы обеспечивается: созданием и размещением в сети Интернет базы данных о товарах и услугах хозяйствующих субъектов области; организацией выпуска информационных справочников на компакт-дисках о товарах и услугах хозяйствующих субъектов; созданием в общественных приемных главы администрации области в муниципальных образованиях пунктов открытого доступа субъектов малого предпринимательства к нормативно-правовым базам органов исполнительной власти и местного самоуправления. Глава 5. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Телекоммуникационная среда Тамбовской области представляет собой совокупность сетей, служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функционирующих на территории Тамбовской области, а также правил их функционирования. Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационным ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами информационных процессов. Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должно осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение адекватности уровня развития технических средств поставленным задачам; обеспечение сопрягаемости сетей (обеспечение предрасположенности к интеграции); обеспечение управляемости сетей; использование Интернет-технологий и стандартов; обеспечение безопасности на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, организационных, программно-технических и т.д.). Для реализации перечисленных выше принципов предусматривается: провести анализ состояния существующей телекоммуникационной инфраструктуры и организовать контроль за процессом подключения органов государственной власти и бюджетных организаций к компьютерным сетям; разработать типовые решения и типовые конфигурации для узлов подключения к компьютерным сетям органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных организаций различного уровня; создать и развивать областную сеть передачи данных органов государственной власти и местного самоуправления, как сегмент Единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) с созданием в администрациях городов и районов области узлов доступа с возможностью включения в них органов государственной власти и местного самоуправления Тамбовской области, образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса и т.д.; продолжить создание пунктов открытого доступа к сети Интернет на базе районных и городских библиотек (предусматривается при проведении правовой информатизация области); обеспечить развитие телекоммуникационных сетей с целью увеличения емкостных и скоростных показателей, применение волоконно-оптических кабелей и радиомодемов; обеспечить подключение к открытым информационным системам с максимальным использованием и развитием действующей инфраструктуры телекоммуникационных сетей Тамбовской области, в том числе сетей связи общего пользования; обеспечить содействие развитию общей телекоммуникационной инфраструктуры области, предусматривающей мероприятия, повышающие конкуренцию и создающие благоприятные условия для притока инвестиций в сферу ИКТ; продолжить создание пунктов открытого доступа к сети Интернет и обеспечения правовой информацией на базе районных библиотек. Глава 6. Развитие ИКТ в сфере образования, системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей Развитие ИКТ в сфере образования, подготовка специалистов и пользователей по ИКТ предусматривается в рамках областной целевой Программы "Развитие единой образовательной информационной среды Тамбовской области на 2002-2005" годы, утвержденной Законом Тамбовской области от 19.07.2002 N 50-З. Дополнительно предусматривается совершенствование системы переподготовки и организации обучения формам и методам государственного управления с использованием ИКТ для государственных служащих и работников бюджетных организаций. Предполагается провести обучение не менее 500 государственных и муниципальных служащих. Глава 7. Создание системы электронной торговли Для создания системы электронной торговли предусматривается: разработка мероприятия первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для областных и муниципальных нужд; создание электронной биржи сельскохозяйственной продукции Тамбовской области. Глава 8. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия: организация ежегодных научно-практических конференций по проблемам развития ИКТ и их использованию в экономике области; создание в сети Интернет информационных страниц для освещения хода реализации Программы; создание специальных программ в средствах массовой информации, рубрик в массовых и профессиональных изданиях, освещающих ход реализации мероприятий Программы и передовой опыт предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Глава 9. Информационная безопасность и защита информации Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство. В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия: разработка плана мероприятий по защите информации, который учитывает мероприятия Федеральной целевой Программы создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2000 г. N 835-63; выбор и оснащение техническими и программными средствами защиты информации. Глава 10. Организация системы технического обслуживания и поддержки пользователей Одним из ключевых направлений мероприятий для реализации Программы является организация системы технического обслуживания и поддержки пользователей. Для реализации данного направления планируется осуществить следующие мероприятия: разработка нормативно-технического и методического обеспечения, организационных форм и принципов управления техническим обслуживанием на региональном и местном уровнях, организация технического, сервисного обслуживания и поддержки пользователей; создание материально-технической базы, обеспечение технического и программного обслуживания, абонентское обслуживание внешней коннективности и доступа в Интернет органов государственной власти и местного самоуправления области. РАЗДЕЛ IV ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ В результате выполнения Программы в области будет создана региональная, интегрированная в мировое и общероссийское информационное пространство информационная среда, которая обеспечит: повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий; повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг; создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки; активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам; решение вопроса обеспечения правовой информацией органов власти, местного самоуправления и населения области; улучшение обслуживания населения всеми органами власти и местного самоуправления; ликвидация технического отставания органов исполнительной власти и местного самоуправления области; улучшение взаимодействия между органами власти всех уровней между собой и с другими организациям на территории области; повышение эффективности использования современной компьютерной техники; создание 30 пунктов открытого доступа к нормативно-правовым базам органов государственной власти и местного самоуправления с обеспечением доступа в Интернет; проведение базовой краткосрочной переподготовки не мене 500 государственных служащих и работников бюджетных организаций. РАЗДЕЛ V МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Финансирование Программы предполагается осуществить за счет федеральных и областных средств, а также за счет средств внебюджетных источников. Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации Программы оценивается в 89,329 млн. рублей, в том числе: (в млн. рублей) ---------------------------------------------------------------------- Направление расходов и | Всего | Прогноз источники финансирования |-------------------------------------------- | (2003-2005 | 2003 | 2004 | 2005 | годы) | | | ---------------------------------------------------------------------- Всего 89,329 4,000 53,695 31,634 в том числе: федеральный бюджет 24,623 2,000 10,921 11,702 областной бюджет 37,712 2,000 15,780 19,932 внебюджетные источники 26,994 - 26,994 - ---------------------------------------------------------------------- Бюджетное финансирование мероприятий Программы осуществляется с учетом реальных финансовых возможностей областного бюджета, в пределах ассигнований, предусматриваемых на соответствующий бюджетный год. В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей соответствующих источников финансирования. РАЗДЕЛ VI МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Данная Программа реализуется Тамбовской областной Думой, администрацией области, ее структурными подразделениями, органами местного самоуправления городов и районов области, заинтересованными организациями. Отдел информатизации администрации области отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласование действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и областного бюджетов, разрабатывает и представляет сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета и заявки на участие в конкурсе на получение средств из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный год. Руководитель Программы определяется Заказчиком. Он несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных финансовых средств. Организационной основой реализации настоящей Программы является ежегодный План мероприятий по развитию ИКТ Тамбовской области (далее План), принимаемый до формирования бюджета области. План служит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм, отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории Тамбовской области. Он призван мобилизовать внутренние ресурсы Тамбовской области и объединить их с внешними. Его составными частями будут все программные документы по ИКТ, принятые и принимаемые к реализации на территории Тамбовской области. Реализация отдельных мероприятий Плана должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы федеральных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в План со своим бюджетом, а при необходимости рассматривается вопрос о дополнительной финансовой поддержке за счет областного бюджета. В Плане должны быть выделены первоочередные проекты и "пилотные зоны", играющие определяющую роль в решении проблем информатизации Тамбовской области. Контроль за выполнением Программы осуществляют областная Дума и администрация области. Ежегодно исполнители предоставляют информацию о ходе реализации программных мероприятий, эффективности использования финансовых средств. РАЗДЕЛ VII МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Название мероприятия | Ответственный, |Срок | Ожидаемый результат |Источники | Объемы финансирования в млн. руб. | исполнитель |реализации| |финансирования|---------------------------------- | | | | | 2003 | 2004 | 2005 | Всего ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы ИКТ областной - - - - бюджет 1. Разработка основных Администрация 2004 г.- Формирование правового областной - - - - правовых актов, области 2005 г. статуса всех субъектов бюджет регулирующих отношения в в системе информационных сфере ИКТ отношений, пользователей информационных и телекоммуникационных технологий 2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти федеральный - 2,530 1,906 4,436 области, органов местного самоуправления области и общедоступности бюджет информационных ресурсов. Создание условий для эффективного взаимодействия областной 0,200 2,530 1,906 4,636 между органами государственной власти области, органами местного бюджет самоуправления области и гражданами на основе использования ИКТ внебюджетные - 26,853 - 26,853 в том числе: источники 2.1. Развитие системы правовой информатизации Тамбовской области федеральный - 1,620 1,720 3,340 в том числе: бюджет областной 0,200 1,620 1,720 3,540 бюджет внебюджетные - 26,853 - 26,853 источники 2.1.1. Разработка Российский фонд 2003 г.- Создание технологии внебюджетные - 5,000 - 5,000 комплексного проекта, правовых реформ 2005 г. комплексной системы источники технологии и регламента Администрация обеспечения правовой по реализации проекта области информацией органов правовой информатизации государственной власти, Тамбовской области органов местного самоуправления и населения области 2.1.2. Обеспечение Администрация 2003 г.- Техническое оснащение федеральный - 0,480 0,480 0,960 представительных и области 2005 г. органов местного бюджет исполнительных органов Органы местного самоуправления области областной - 0,480 0,480 0,960 местного самоуправления самоуправления для обеспечения бюджет компьютерной техникой, области возможности ведения внебюджетные - 0,210 - 0,210 программным обеспечением базы данных нормативно- источники и средствами правовых актов телекоммуникаций для развития системы правовой информатизации. 2.1.3. Создание и Администрация 2003 г.- Создание полнотекстовой федеральный - 0,050 0,050 0,100 ведение полнотекстовой области 2005 г. базы данных нормативно- бюджет базы данных нормативно- Органы местного правовых актов органов областной - 0,050 0,050 0,100 правовых актов органов самоуправления государственной власти бюджет государственной власти области и органов местного и органов местного Центр самоуправления области самоуправления области. правительственной связи Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации в Тамбовской области (далее ЦПС в области) 2.1.4. Создание сети Администрация 2004 г.- Создание 30 пунктов федеральный - 0,740 0,740 1,480 публичных центров области 2005 г. открытого доступа к бюджет правовой информации на Управление нормативно-правовым областной - 0,740 0,740 1,480 базе районных и культуры области базам органов бюджет городских библиотек. ЦПС в области государственной власти внебюджетные - 0,380 - 0,380 и местного источники самоуправления области с обеспечением доступа в Интернет 2.1.5. Создание и Администрация 2003 г.- Создание единой сети федеральный - 0,320 0,420 0,740 развитие инфраструктуры области 2005 г. передачи данных для бюджет доступа к правовой Российский фонд доступа к правовой областной 0,200 0,320 0,420 0,940 информации для органов правовых реформ информации бюджет государственной власти внебюджетные - 21,263 - 21,263 области, органов источники местного самоуправления, учебных заведений и территориальных органов федеральных органов государственной власти 2.1.6. Организация Администрация 2003 г.- Обеспечение открытого федеральный - 0,030 0,030 0,060 открытого доступа к области 2003 г. доступа к нормативно- бюджет нормативно-правовым ЦПС в области правовым актам органов областной - 0,030 0,030 0,060 актам органов Российский фонд государственной власти бюджет государственной власти правовых реформ и местного внебюджетные - - - - и местного самоуправления области источники самоуправления области в сети Интернет для в сети Интернет населения области 2.2. Практические мероприятия по обеспечению открытости в деятельности федеральный - 0,140 0,186 0,326 органов государственной власти области, органов местного самоуправления бюджет области и общедоступности информационных ресурсов областной - 0,140 0,186 0,326 в том числе: бюджет 2.2.1. Создание и Администрация 2003 г.- Обеспечение доступности федеральный - 0,060 0,156 0,216 развитие портала органов области 2005 г. государственных бюджет государственной власти и информационных ресурсов областной - 0,060 0,156 0,216 местного самоуправления в сети и Интернет для бюджет области в сети Интернет. населения 2.2.2. Создание веб- Администрация 2003 г.- Обеспечение открытости федеральный 0,050 0,050 страниц органов области 2005 г. в деятельности органов бюджет исполнительной власти Органы исполнительной государственной власти областной 0,050 0,050 области и органов власти области и местного бюджет местного самоуправления Органы местного самоуправления области области в сети Интернет. самоуправления области для населения Обеспечение представления органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области в сети Интернет. 2.2.3. Создание и Администрация 2004 г.- Обеспечение открытости федеральный - 0,030 0,030 0,060 ведение в составе области 2005 г. в деятельности органов бюджет "Областного портала государственной власти областной - 0,030 0,030 0,060 органов государственной и местного бюджет власти и местного самоуправления области самоуправления области" для населения информационного раздела для населения, общественных организаций и бизнеса 2.3. Создание условий для эффективного взаимодействия между органами федеральный - 0,770 - 0,770 государственной власти области, органами местного самоуправления и бюджет гражданами на основе использования ИКТ областной - 0,770 - 0,770 в том числе: бюджет Реализация концепции Администрация 2004 г.- Обеспечение "Обратной федеральный - 0,770 - 0,770 "Виртуальная приемная". области 2005 г. связи" при бюджет Создание программно- Тамбовская взаимодействии областной - 0,770 - 0,770 технических комплексов областная Дума населения с органами бюджет в общественных приемных государственной власти главы администрации области. Создание области, приемных приемных депутатов депутатов областной Думы областной Думы в муниципальных образованиях с подключением к единой сети передачи данных. 3. Совершенствование деятельности органов государственной власти области и федеральный - 3,266 4,766 8,032 органов местного самоуправления области на основе использования ИКТ бюджет в том числе: областной 1,800 3,806 5,716 11,322 бюджет 3.1. Проведение Администрация 2003 г.- Повышение эффективности областной - 0,020 0,020 0,040 инвентаризации и области 2005 г. использования бюджет анализа существующих Органы существующих в области исполнительной информационных ресурсов государственных власти области информационных систем Территориальные и информационных органы федеральных ресурсов органов государственной власти Органы местного самоуправления области 3.2. Реализация первого Администрация 2004 г.- Внедрение первого этапа федеральный - - 0,770 0,770 этапа автоматизированной области 2005 г. автоматизированной бюджет системы "Государственный Отделы ЗАГС системы "Государственный областной - - 0,770 0,770 регистр населения" регистр населения" в бюджет (АС ГРН) в органах ЗАГС органах ЗАГС области 3.3. Организация Администрация 2003 г.- Внедрение электронного федеральный - 0,082 0,826 0,908 электронного области 2005 г. документооборота в бюджет документооборота в Тамбовская аппарате администрации областной - 0,082 0,826 0,908 Тамбовской областной областная Дума области с использованием бюджет Думе, администрации электронной цифровой области, органах подписи и с учетом исполнительной власти требований информационной области и органах безопасности местного самоуправления области 3.4. Развитие Администрация 2003 г.- Развитие областной 1,800 0,520 0,610 2,930 инфраструктуры ИКТ в области 2005 г. инфраструктуры ИКТ бюджет Тамбовской областной Думе, администрации области и органах исполнительной власти области 3.5. Организация веб- Администрация 2004 г.- Обеспечение открытости областной - - 0,320 0,320 трансляций с заседаний области 2005 г. в деятельности органов бюджет областной Думы, Тамбовская государственной власти. совещаний и мероприятий областная Дума администрации области 3.6. Организация и Администрация 2004 г.- Обеспечение открытости федеральный - 2,414 2,400 4,814 внедрение системы аудио области 2005 г. органов государственной бюджет конференций главы Органы местного власти, повышение областной - 2,414 2,400 4,814 администрации области самоуправления оперативности системы бюджет с руководителями области управления органов местного самоуправления, средствами массовой информации 3.7. Обеспечение Администрация 2004 г.- Создание пунктов доступа федеральный - 0,770 0,770 1,540 компьютерной техникой, области 2005 г. к единой региональной бюджет системным, прикладным сети передачи данных в областной 0,770 0,770 1,540 программным обеспечением сельских и поселковых бюджет и телекоммуникационным советах оборудованием сельских и поселковых советов 4. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области и федеральный - 0,060 0,120 0,180 органов местного самоуправления области с хозяйствующими субъектами и бюджет внедрение ИКТ в реальный сектор экономики и социальную сферу областной - 0,060 0,120 0,180 в том числе: бюджет 4.1. Создание и Администрация 2004 г.- Обеспечение информацией федеральный - 0,030 0,030 0,060 размещение в сети области 2005 г. о товарах и услугах бюджет Интернет базы данных области областной - 0,030 0,030 0,060 о товарах и услугах бюджет хозяйствующих субъектов области 4.2. Организация Администрация 2004 г.- Обеспечение информацией федеральный - 0,030 0,090 0,120 выпуска информационных области 2005 г. о товарах и услугах бюджет справочников на Тамбовский области областной - 0,030 0,090 0,120 компакт-дисках о государственный бюджет товарах и услугах технический хозяйствующих субъектов университет 4.3. Создание пунктов Управление по 2004 г.- Информационное федеральный - - - - открытого доступа к развитию 2005 г. обеспечение субъектов бюджет региональной системе предпринимательства малого областной - - - - управления и передачи и потребительского предпринимательства бюджет данных Тамбовской рынка области области области для субъектов Органы местного малого самоуправления предпринимательства на области базе общественных приемных главы администрации области 5. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов федеральный 2,000 4,970 4,350 11,320 подключения к открытым информационным системам бюджет в том числе: областной - 4,970 4,350 9,320 бюджет 5.1. Анализ состояния Администрация 2003 г.- Создание системы федеральный - 0,030 0,030 0,060 существующей области 2005 г. контроля бюджет телекоммуникационной за процессом подключения областной - 0,030 0,030 0,060 инфраструктуры и к региональной бюджет организация контроля компьютерной сети. за процессом подключения Ежегодные аналитические органов исполнительной обзоры состояния и власти области, органов развития местного самоуправления телекоммуникационной области и организаций, инфраструктуры и финансируемых из подключения к региональной областного бюджета, к компьютерной сети региональной компьютерной сети 5.2. Создание и Администрация 2003 г.- Обеспечение федеральный - 4,940 4,320 9,260 развитие региональной области 2005 г. информационного бюджет системы управления и взаимодействия органов областной - 4,940 4,320 9,260 передачи данных органов государственной власти и бюджет государственной власти местного самоуправления области, органов местного области, учреждений самоуправления области с образования, здравоохранения, созданием узлов доступа в культуры, агропромышленного органах исполнительной комплекса и т.д. власти и местного самоуправления области 5.3. Создание Управление 2003 г.- Повышение качества федеральный 2,000 - - 2,000 телекоммуникационной здравоохранения 2005 г. медицинского бюджет инфраструктуры для области обслуживания населения областной - - - - реализаций мероприятий области бюджет по внедрению телемедицины на территории области 6. Развитие ИКТ в сфере образования, системы подготовки специалистов по ИКТ федеральный - 0,050 0,350 0,400 и квалифицированных пользователей (реализуется в рамках областной целевой бюджет программы "Развитие единой образовательной информационной среды Тамбовской областной - 0,050 0,350 0,400 области на 2002-2005 годы" утвержденной Законом Тамбовской области бюджет от 19.07.2002 N 50-З) Совершенствование Администрация 2004 г.- Базовая краткосрочная федеральный - 0,050 0,350 0,400 системы переподготовки области 2005 г. переподготовка 500 бюджет и организация обучения Тамбовский государственных областной - 0,050 0,350 0,400 формам и методам государственный служащих и работников бюджет государственного технический бюджетных организаций управления с университет в год, начиная с 2004 использованием ИКТ для Филиал Поволжской года государственных служащих академии и работников бюджетных государственной организаций службы в г. Тамбове 7. Создание системы электронной торговли федеральный - - 0,160 0,160 в том числе: бюджет областной - - 0,160 0,160 бюджет - 7.1. Разработка Администрация 2003 г.- Создание первой очереди федеральный - - 0,070 0,070 мероприятий по созданию области 2005 г. системы электронной бюджет первой очереди системы торговли для областной 0,070 0,070 электронной торговли осуществления закупок бюджет для осуществления продукции для областных закупок продукции для нужд. Анализ результатов областных и муниципальных и предложения по развитию нужд. системы 7.2. Развитие системы Администрация 2004 г.- Продвижение федеральный - - 0,090 0,090 электронной торговли области 2005 г. сельскохозяйственной бюджет сельскохозяйственной Управление продукции области на областной - - 0,090 0,090 продукцией Тамбовской сельского хозяйства российский и мировой бюджет области и продовольствия рынки области 8. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы федеральный - 0,045 0,050 0,095 в том числе: бюджет областной - 0,045 0,050 0,095 бюджет 8.1. Проведение Администрация 2004 г.- Определение ключевых федеральный - 0,025 0,025 0,050 ежегодных научно- области 2005 г. проблем и перспектив бюджет практических конференций Тамбовская развития ИКТ областной - 0,025 0,025 0,050 по проблемам развития областная Дума бюджет ИКТ и их использованию Тамбовский в экономике Тамбовской государственный области технический университет 8.2. Создание в сети Администрация 2004 г.- Действующие электронные федеральный - 0,020 0,025 0,045 Интернет электронных области 2005 г. страницы Программы в бюджет страниц для освещения Тамбовская сети Интернет областной - 0,020 0,025 0,045 хода реализации областная Дума бюджет Программы. Создание Управление по специальных программ делам полиграфии в средствах массовой и средствам информации и рубрик в массовой массовых и информации профессиональных области изданиях Тамбовский государственный технический университет 9. Информационная безопасность и защита информации областной - 0,126 0,430 0,556 в том числе: бюджет внебюджетные - 0,141 - 0,141 источники 9.1. Разработка плана Администрация 2004 г.- - - - - мероприятий по защите области 2005 г. информации 9.2. Выбор средств Администрация 2004 г.- областной - 0,126 0,430 0,556 защиты информации и области 2005 г. бюджет оснащение техническими внебюджетные - 0,141 - 0,141 и программными источники средствами защиты информации 10. Организация системы технического обслуживания, поддержки пользователей областной - 4,193 6,850 11,043 и обеспечение внешней коннективности бюджет в том числе: 10.1. Разработка Администрация 2004 г.- Формирование системы областной - - 0,600 0,600 нормативно- области 2005 г. технического, сервисного бюджет технического и Тамбовская обслуживания и поддержки методического областная Дума пользователей. обеспечения, Органы местного Формирование системы организационных форм самоуправления методического обеспечения и принципов области управления техническим обслуживанием на региональном и местном уровнях, организация технического, сервисного обслуживания и поддержки пользователей 10.2. Создание Администрация 2004 г.- Формирование областной - 4,193 6,250 10,443 материально- области 2005 г. материально-технической бюджет технической базы, Органы местного базы обеспечение технического самоуправления и программного области обслуживания, абонентское обслуживание областных каналов доступа, внешней коннективности доступа в Интернет органов государственной власти и местного самоуправления области------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|