Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 22.01.1999 № 46-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская область З А К О Н Утратил силу - Закон Тамбовской области от 23.06.2006 г. N 58-З О здравоохранении в Тамбовской области (В редакции Законов Тамбовской области от 29.12.99 г. N 95-З; от 26.04.2002 г. N 18-З; от 05.09.2002 г. N 51-З; от 23.04.2004 г. N 209-З) Глава 1. Общие положения Статья 1. Охрана здоровья граждан Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В области гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан Основными принципами охраны здоровья граждан являются: - соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; - приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; - доступность и бесплатность медико-социальной помощи; - социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; - ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Статья 3. Цели и задачи настоящего Закона Настоящий Закон закрепляет правовые, экономические и социальные основы организации здравоохранения в Тамбовской области, механизм внутриотраслевого взаимодействия систем здравоохранения, а также их взаимодействие с органами государственной власти Тамбовской области, органами местного самоуправления, системой медицинского страхования. Настоящий Закон направлен на обеспечение условий эффективного функционирования систем здравоохранения в целях реализации права граждан на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, обеспечения доступной и бесплатной, качественной медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия. Настоящий Закон определяет права граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и устанавливает гарантии их соблюдения. Статья 4. Правовое регулирование здравоохранения в Тамбовской области Правовое регулирование здравоохранения в Тамбовской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного закона) Тамбовской области, законов Тамбовской области, других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тамбовской области, уставов муниципальных образований. Глава II. Основы деятельности систем здравоохранения на территории Тамбовской области Статья 5. Системы здравоохранения в Тамбовской области К системам здравоохранения в Тамбовской области относятся: - государственная система здравоохранения, - муниципальная система здравоохранения; - частное здравоохранение. Статья 6. Государственная система здравоохранения К государственной системе здравоохранения на территории Тамбовской области относятся: - находящиеся в государственной (областной) собственности и подчиненные в соответствии с законодательством лечебно-профилактические, образовательные медицинские учреждения, фармацевтические предприятия и учреждения, бюро судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, организации, осуществляющие свою деятельность в сфере здравоохранения: - лечебно-профилактические, фармацевтические организации, учреждения Госсанэпидслужбы России в Тамбовской области и иные организации, создаваемые (созданные) государственными организациями и ведомствами, кроме муниципальных и частных. Государственная система здравоохранения на территории Тамбовской области входит в единую государственную систему здравоохранения Российской Федерации. Организации государственной системы здравоохранения, расположенные на территории Тамбовской области, осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 7. Муниципальная система здравоохранения К муниципальной системе здравоохранения относятся: находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и иные муниципальные организации здравоохранения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тамбовской области, правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема бесплатной медицинской, оздоровительно-профилактической и лекарственной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медицинской, оздоровительно-профилактической, лекарственной помощи учреждениями муниципального и частного здравоохранения, а также народными целителями. Статья 8. Частное здравоохранение 1. Частное здравоохранение обеспечивает медицинскую и лекарственную помощь в дополнение к медицинской помощи, предоставляемой государственной и муниципальной системой здравоохранения. К частному здравоохранению относятся: 1.1. Учреждения здравоохранения, основанные на частной собственности. 1.2. Физические лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью. 2. Деятельность субъектов частного здравоохранения, кроме фармацевтической, осуществляется вне учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения. (В редакции Закона Тамбовской области от 29.12.99 г. N 95-З) 3. Субъекты частного здравоохранения не вправе осуществлять виды медицинской и фармацевтической деятельности, отнесенные законодательством к исключительной компетенции государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. 4. Субъекты частного здравоохранения координируют свою медицинскую и фармацевтическую деятельность с деятельностью администрации Тамбовской области и органами местного самоуправления. Статья 9. Особенности деятельности частного здравоохранения 1. Право на создание организаций частного здравоохранения имеют юридические лица и граждане в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. 2. В уставе (положении) организации частного здравоохранения в обязательном порядке содержится положение о том, что основным видом ее деятельности является медицинская деятельность. 3. Организации частного здравоохранения и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, имеют право участвовать в реализаций федеральной программы государственных гарантий и региональных программ государственных гарантий. 4. Не допускается деятельность организаций частного здравоохранения в следующих сферах медицинской деятельности: лечение граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации; заготовка крови и ее препаратов; пересадка органов и тканей; санитарно-противоэпидемическая деятельность; патологоанатомическая деятельность. 5. Лица, работающие по найму в организациях государственного здравоохранения, не имеют права осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в области здравоохранения с использованием имущества медицинских организаций государственного сектора здравоохранения. 6. Организации частного здравоохранения обязаны оказывать медицинскую помощь в экстренных случаях вне зависимости от наличия договорных отношений с лицом, нуждающимся в медицинской помощи. 7. Деятельность организаций частного здравоохранения может быть прекращена в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 10. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и регулирования деятельности организаций здравоохранения Создание, реорганизация и ликвидация областных, муниципальных, частных и ведомственных учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Право на медицинскую и фармацевтическую деятельность организаций здравоохранения наступает с момента выдачи им лицензии, сертификата и прекращается по истечении срока их действия, либо иным основаниям, предусмотренным законодательством. Ликвидация учреждений здравоохранения в сельской местности осуществляется с учетом мнения населения соответствующей территории. В целях осуществления специализированной медицинской помощи администрацией области могут создаваться областные специализированные центры и медицинские объединения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством. Статья 11. Лицензирование и аккредитация медицинской и фармацевтической деятельности 1. Лицензирование и аккредитация медицинской, фармацевтической деятельности является формой государственного контроля за соблюдением юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, стандартов и требований в реализации единой государственной политики в области здравоохранения и защиты прав потребителей. 2. Процедура лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности в Тамбовской области проводится администрацией области. 3. Право на занятие медицинской, фармацевтической деятельностью имеют юридические и физические лица, получившие лицензию и сертификат в установленном порядке, которые обязаны представить потребителям услуг возможность ознакомления с лицензией и сертификатом. 4. В случае невыполнения лицензиатом стандартов, требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, для осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, действие лицензии приостанавливается или аннулируется. Глава III. Управление здравоохранением Тамбовской области Статья 12. Управление государственным и муниципальным учреждением здравоохранения 1. Управление государственным и муниципальным учреждением здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством и уставом соответствующего учреждения. 2. Непосредственное управление медицинскими и фармацевтическими учреждениями осуществляет руководитель соответствующего учреждения здравоохранения. Руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения проходят аттестацию в установленном порядке. 3. Статус руководителя государственного областного учреждения здравоохранения, муниципального учреждения здравоохранения устанавливается учредительными документами соответствующего учреждения здравоохранения. 4. В учреждениях здравоохранения могут создаваться попечительские советы и применяться иные формы самоуправления в соответствии с областным законодательством. Статья 13. Полномочия Тамбовской областной Думы по вопросам здравоохранения К полномочиям Тамбовской областной Думы относятся: - принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере охраны здоровья населения области и здравоохранения, осуществление контроля за их исполнением; - определение объема бюджетного финансирования системы охраны здоровья населения, осуществление мер по медицинскому страхованию и установлению дополнительных льгот отдельным группам населения при оказании медицинской, оздоровительно-профилактической помощи, установлению норматива финансирования лечебных организаций на душу населения (по группам возрастов, хроническим и другим видам заболеваний отдельных групп населения) и контроль за использованием выделенных финансовых ресурсов; - законодательное регулирование отношения собственности в сфере здравоохранения; - утверждение областных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охрана здоровья населения и другие вопросы в области охраны здоровья граждан; - учреждение наград, установление почетных и специальных званий, премий и стипендий области в системе здравоохранения; - решение иных вопросов, отнесенных к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 14. Полномочия администрации Тамбовской области по вопросам здравоохранения К полномочиям администрации Тамбовской области относятся: - осуществление государственной политики в сфере охраны здоровья граждан; - реализация федеральных программ по развитию здравоохранения в области; - координация деятельности учреждений здравоохранения, госсанэпиднадзора и субъектов обязательного медицинского страхования в сфере охраны здоровья граждан; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - развитие сети учреждений здравоохранения, находящихся в государственной (областной) собственности, их материально-техническое и финансовое обеспечение; - определение доли расходов на здравоохранение и обязательное медицинское страхование неработающего населения при формировании областного бюджета, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья населения области; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности; - контроль и регулирование цен на медикаменты; - утверждение перечня и объема видов медицинской деятельности, осуществляемых учреждениями государственной (областной) и муниципальной систем здравоохранения на платной основе в случае и порядке, предусмотренных федеральным законодательством; - рациональное природопользование и охрана окружающей среды; - проведение мер, направленных на спасение жизни населения Тамбовской области, защита здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах; - создание областной санитарно-противоэпидемической комиссии, организация ее работы; - управление государственной (областной) собственностью, используемой в сфере охраны здоровья граждан; - осуществление международного сотрудничества в области охраны здоровья населения; - контроль за выполнением нормативных актов, программ, соблюдением стандартов и нормативов в области охраны здоровья граждан; - проведение единой информационной политики, обеспечивающей своевременное и полное информирование граждан, учреждений здравоохранения и иных субъектов о состоянии охраны здоровья населения; - проведение анализа состояния здоровья населения области и разработка мероприятий по его улучшению; (Исключен - Закон Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - разработка социальных нормативов здравоохранения в области; - разработка количественных показателей по сети и контингенту государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и внесение предложений по оптимизации структуры, объема, технологий медицинской помощи; - разработка областных социальных стандартов оказания медицинской и лекарственной помощи и контроль их выполнения медицинскими учреждениями государственной, муниципальной и частной форм собственности; - определение порядка и условий осуществления непрерывности лечебно-диагностического процесса, а также четкое разделение функций и взаимодействия между каждым этапом оказания медицинской помощи и различными типами медицинских организаций области; - проведение комплексного экономического анализа деятельности учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения по эффективному использованию ресурсов и результативности работы; - координация деятельности государственной, муниципальной систем и частного здравоохранения; - определение политики в вопросах подготовки и переподготовки кадров для здравоохранения; - организация работы системы по оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в Тамбовской области; - контроль качества лекарственного обеспечения населения и фармацевтической деятельности учреждений всех форм собственности; - обеспечение государственного фармацевтического надзора за обращением лекарственных средств и изделий медицинского назначения; - взаимодействие с областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Тамбовским областным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, системой санаторно-курортных и реабилитационных учреждений, с лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями санэпидслужбы системы МПС РФ и других ведомств, а также организациями занимающимися подготовкой и переподготовкой медицинских и фармацевтических кадров; - создание информационного банка данных о сети государственных, муниципальных и частных учреждений здравоохранения и осуществление руководства подчиненными ему областными государственными учреждениями здравоохранения; - осуществление ежегодной подготовки доклада о состоянии здоровья населения области; - информация граждан о факторах, неблагоприятно влияющих на здоровье и о проведении мероприятий по их устранению; - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории области, проведение профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мероприятий; - проведение анализа состояния здоровья граждан в местах заключения и разработка мероприятий по предотвращению распространения среди населения социально опасных заболеваний: туберкулеза, СПИДа, венерических заболеваний; - решение других вопросов в области охраны здоровья граждан, отнесенных действующим законодательством к ведению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам здравоохранения 1. Органы местного самоуправления по вопросам здравоохранения обеспечивают: - проведение государственной политики по здравоохранению в муниципальном образовании; - контроль за соблюдением законодательства в области здравоохранения, защиту прав граждан в области охраны здоровья; - координацию деятельности учреждений по вопросам охраны здоровья населения на территории муниципального образования; - формирование целевых фондов, предназначенных для развития муниципальной системы здравоохранения; (Исключен - Закон Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - реализацию мер, направленных на ликвидацию последствий катастроф и стихийных бедствий на территории муниципального образования; - развитие и содержание сети муниципальных учреждений здравоохранения; - утверждение и финансирование муниципальных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний и другим вопросам охраны здоровья населения на территории муниципального образования; - формирование местного бюджета в части здравоохранения с учетом социальных нормативов медицинской, включая санитарно-эпидемиологическую, и лекарственной помощи населению области; - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения на территории муниципального образования; - условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования; реализацию федеральных и областных целевых программ здравоохранения, разработку и реализацию муниципальных целевых программ здравоохранения; - анализ состояния здоровья населения муниципального образования и принятие мер по его улучшению; - осуществление непрерывности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения, а также взаимодействие в установленном порядке между различными типами медицинских учреждений; - руководство муниципальной системой здравоохранения на основе областных социальных нормативов, временных стандартов медицинской и медикаментозной помощи; - координацию деятельности муниципальной системы и частного здравоохранения в пределах, установленных федеральным законодательством и законами Тамбовской области, и в пределах своих полномочий; - разработку, утверждение и реализацию программ развития здравоохранения, профилактики заболеваний, охраны здоровья населения на территории муниципального образования; - проведение мероприятий по лекарственному обеспечению граждан в объеме государственных гарантий; - контроль качества медицинской и лекарственной помощи гражданам, проживающим на территории муниципального образования; - организацию оказания медицинской, включая санитарно-эпидемиологическую, помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; - укомплектование учреждений муниципальной системы здравоохранения медицинскими и фармацевтическими кадрами; - создание информационного банка данных по сети муниципальных учреждений здравоохранения и развитие муниципальной системы здравоохранения, ее ресурсного обеспечения; - установление дополнительных льгот работникам здравоохранения; - рассмотрение иных вопросов, отнесенных федеральными и областными законами к вопросам местного значения. 2. Органы местного самоуправления могут в соответствии с федеральным и областным законодательством передавать муниципальные медицинские учреждения в областную собственность или на договорной основе на финансирование в областной бюджет в соответствии с концепцией единой территориальной системы здравоохранения Тамбовской области. Глава IV. Медицинское страхование на территории Тамбовской области Статья 16. Формы медицинского страхования Медицинское страхование на территории Тамбовской области осуществляется в двух формах - обязательной и добровольной. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает жителям Тамбовской области равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях территориальной программы обязательного медицинского страхования. (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных услуг сверх установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования. (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Статья 17. Обязательное медицинское страхование на территории Тамбовской области (Исключен - Закон Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) 1. Финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются за счет части единого социального налога, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования по ставкам, устанавливаемым законодательством Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах, иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации и предназначенных для обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Использование финансовых средств обязательного медицинского страхования на другие цели не допускается. (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) 2. Все жители Тамбовской области, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию, имеют равные права на получение медицинских услуг в соответствии с условиями договора обязательного медицинского страхования и договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Объем и условия предоставления жителям Тамбовской области медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования устанавливаются территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. (В редакции Закона Тамбовской области от 26.04.2002 г. N 18-З) Статья 18. Страховая медицинская организация Страховыми медицинскими организациями могут выступать юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, организующие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие государственную лицензию на право заниматься медицинским страхованием. Страховая медицинская организация: осуществляет деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе; заключает договоры с медицинскими учреждениями на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию; заключает договоры с медицинскими и иными учреждениями на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию; с момента заключения договора медицинского страхования выдает страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы; осуществляет вневедомственный контроль качества медицинской помощи, оказываемой застрахованным медицинскими учреждениями; защищает права и интересы застрахованных ею граждан; осуществляет иные функции, предусмотренные действующим законодательством и договорами медицинского страхования. (Статья в редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Статья 19. Полномочия администрации области по вопросам обязательною медицинскою страхования 1. Администрация области: назначает и освобождает от должности исполнительного директора Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования; принимает участие в работе правления Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования; утверждает территориальную программу обязательного медицинского страхования в составе территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинский помощи; утверждает правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Тамбовской области, а также иные нормативные акты по обязательному медицинскому страхованию, относящиеся к компетенции администрации области; утверждает положение об исполнительной дирекции Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования; принимает участие в заключении тарифного соглашения по установлению тарифов на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования; рассматривает проект бюджета Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и вносит его на утверждение в Тамбовскую областную Думу; рассматривает отчет об исполнении бюджета Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования и вносит его на утверждение в Тамбовскую областную Думу; является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения области. 2. Администрация области осуществляет взаимодействие с Тамбовским областным фондом обязательного медицинского страхования путем: участия в совместном финансировании мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ; участия в проведении совместных мероприятий по повышению качества медицинской и лекарственной помощи; участия в проведении совместных мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения; участия в проведении совместных мероприятий по проверке деятельности медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь по территориальной программе обязательного медицинского страхования; привлечения специалистов Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования к разработке нормативных актов, касающихся вопросов обязательного медицинского страхования; привлечения Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования к рассмотрению проектов нормативных актов федерального уровня по вопросам обязательного медицинского страхования, разработке предложения по совершенствованию обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. (Статья в редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Глава V. Взаимодействие администрации области с другими организациями в сфере здравоохранения Статья 20. Взаимодействие с центрами государственного санитарно- эпидемиологического надзора Администрация области осуществляет взаимодействие с Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в вопросах охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе: - контроля за санитарно-противоэпидемическим режимом в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; - выполнения федеральных программ, разработки и реализации областных, местных комплексных программ охраны здоровья граждан, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и его жизнедеятельности; - гигиенического воспитания и санитарной пропаганды здорового образа жизни; - изучения состояния здоровья во взаимосвязи с факторами среды, оказывающими неблагоприятное воздействие на человека; - создания взаимосвязанной информационной системы; - профилактики инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых не инфекционных заболеваний и отравлений людей; - издания взаимосогласованных исполнительно-распорядительных и инструктивно-методических документов; - определения ущерба здоровью граждан в связи с неблагоприятными условиями труда и проживания; - внедрения передовых форм и методов профилактической и противоэпидемиологической работы в учреждениях здравоохранения; - проведения медицинских мероприятий по ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях; - совместной разработки медико-технологических стандартов по оказанию медицинской помощи и реабилитации пострадавших в связи с экологическими, санитарно-гигиеническими и санитарно-противоэпидемическими нарушениями, а также граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями; - подготовке доклада о состоянии здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации. Статья 21. Взаимодействие с санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями Администрация области взаимодействует с санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями путем участия: - в отборе и направлении больных граждан, нуждающихся в восстановительном лечении и медицинской реабилитации, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Тамбовской области; - в оказании методической помощи по организации восстановительного лечения, в разработке и внедрении новых методов медицинской реабилитации больных в санаторно-курортных учреждениях по договору; - в разработке стандартов санаторно-курортных и оздоровительных учреждений для лицензирования и аккредитации. Статья 22. Взаимодействие с государственными медицинскими учреждениями других ведомств 1. Администрация области осуществляет взаимодействие с государственными медицинскими учреждениями других ведомств в части координации деятельности по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области, а также в реализации федеральных программ по развитию здравоохранения. 2. Государственные медицинские учреждения ведомств вправе принимать участие в реализации областной программы обязательного медицинского страхования при наличии лицензии и сертификата на медицинскую деятельность. Статья 23. Международное и межрегиональное сотрудничество в области здравоохранения 1. Международное сотрудничество в области здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. 2. Предоставление медико-социальной и лекарственной помощи гражданам Тамбовской области за ее пределами осуществляется на основе и в рамках договоров о межрегиональном сотрудничестве в области здравоохранения. Статья 24. Взаимодействие с общественными организациями и объединениями 1. Общественные объединения - профсоюзные организации, профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, общественные объединения пациентов, другие общественные объединения принимают в соответствии с уставом общественного объединения участие в защите прав населения на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации контролируют соблюдение норм медицинской этики, участвуют в разработке стандартов качества медицинской помощи, тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования, в работе аттестационных комиссий, в лицензировании и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности, участвуют в защите прав работников здравоохранения, их профессиональной чести и достоинства. Глава VI. Финансирование здравоохранения Тамбовской области Статья 25. Источники финансирования учреждений здравоохранения 1.1. Источниками финансирования учреждений здравоохранения, находящихся в областной собственности, являются: - средства областного бюджета; - средства федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ; - средства обязательного медицинского страхования; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - страховые взносы и платежи на добровольное медицинское страхование; - средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов; - средства государственных организаций и общественных объединений и других хозяйствующих субъектов; - личные средства граждан: за виды медицинской и другой помощи, не вошедшие в территориальную программу государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи; за медицинскую помощь, оказываемую на условиях и в порядке, отличающихся от предусмотренных программой государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи; за медицинскую помощь, оказываемую по добровольному медицинскому страхованию; благотворительные взносы и пожертвования; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством, кредиты банков и других кредиторов; - иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. 1.2. Источниками финансирования учреждений здравоохранения, находящихся в федеральной собственности на территории Тамбовской области являются: средства федерального бюджета; средства федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ; средства обязательного медицинского страхования; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) страховые взносы и платежи на добровольное медицинское страхование; средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов; средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов; личные средства граждан: за виды медицинской и другой помощи, не вошедшие в территориальную программу государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи; за медицинскую помощь, оказываемую на условиях и в порядке, отличающихся от предусмотренных программой государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи, за медицинскую помощь, оказываемую по добровольному медицинскому страхованию; благотворительные взносы и пожертвования; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством, кредиты банков и других кредиторов; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. 2. Источниками финансирования учреждений здравоохранения, находящихся в муниципальной собственности, являются: - средства местного бюджета; - средства обязательного медицинского страхования; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - страховые взносы и платежи на добровольное медицинское страхование; - средства федерального и областного бюджета на реализацию федеральных и областных целевых программ; - целевые сборы на нужды здравоохранения; - средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья населения; - средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов; - средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов; - личные средства граждан: за виды медицинской и другой помощи, не вошедшие в территориальную программу государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи; за медицинскую помощь, оказываемую на условиях и в порядке, отличающихся от предусмотренных программой государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи; за медицинскую помощь, оказываемую по добровольному медицинскому страхованию; благотворительные взносы и пожертвования; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством, кредиты банков и других кредиторов; - иные источники, не запрещенные федеральным законодательством. 3. Источниками финансирования учреждений здравоохранения, находящихся в частной собственности, являются: (Исключен - Закон Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - страховые взносы и платежи на добровольное медицинское страхование; - средства общественных и благотворительных фондов; - средства организаций по договорам; - средства общественных организаций и предприятий; - личные средства граждан, безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования; - доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством, кредиты банков и других кредиторов; - средства обязательного медицинского страхования, при условии включения учреждений здравоохранения, находящихся в частной собственности, в перечень учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования Тамбовской области; (Дополнен - Закон Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - иные источники, не запрещенные федеральным законодательством. Статья 26. Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения 1. Администрация Тамбовской области ежегодно разрабатывает методику расчета финансовых затрат на здравоохранение и доводит ее до сведения органов местного самоуправления. 2. За счет средств областного бюджета осуществляется финансирование: - областных государственных учреждений здравоохранения; - областных специализированных центров; - областных целевых программ; - централизованного бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий заболеваний и групп населения; - медицинских мероприятий, мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и проведение диагностических исследований в областных учреждениях здравоохранения; - страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения; - лечения граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, требующих дорогостоящих видов медицинской помощи, в том числе в других регионах государства; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - мероприятий по ликвидации последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций. 3. За счет средств местного бюджета осуществляется финансирование: - муниципальных учреждений здравоохранения; - местных целевых программ; - скорой и неотложной медицинской помощи; (Дополнен - Закон Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - первичной медико-санитарной помощи; - медицинских мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия территорий; - дорогостоящие виды медицинской помощи в других регионах; - мероприятий при ликвидации последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций. Статья 27. Организация платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения 1. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Данные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями. Договор регламентирует условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок их расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. 2. Медицинские учреждения могут оказывать гражданам платные медицинские услуги в соответствии с федеральным и областным законодательством. 3. Порядок оказания государственными и муниципальными медицинскими учреждениями медицинских услуг на платной основе, формирования предельно допустимых тарифов на них устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства. (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) 4. Не допускается оказание гражданам платных медицинских услуг по видам медицинской и лекарственной помощи, предусмотренным программой государственных гарантий оказания области бесплатной медицинской помощи, оказываемым на условиях и в порядке, предусмотренным программой. Заключение договоров добровольного медицинского страхования граждан допускается только на оказание видов медицинской и другой помощи, не вошедшей в программу государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи. (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) 5. Лица и организации, незаконно оказывающие медицинские и фармацевтические услуги за счет личных средств граждан, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами Тамбовской области. 6. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации. 7. Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации. 8. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам. 9. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. 10. Оплата за медицинские услуги проводится в банках или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинским учреждением с применением контрольно-кассовых машин. При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать гражданам (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающую прием наличных денег. 11. Граждане, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведения о наличии лицензий и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги. 12. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед гражданами за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни граждан. 13. Граждане, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. 14. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг гражданин вправе по своему выбору: - назначить новый срок оказания услуги; - потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; - потребовать исполнения услуги другим специалистом; - расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой пациенту неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором. По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления гражданину дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса. 15. Претензии и споры, возникшие между гражданином и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. 17. За невыполнение требований настоящей статьи медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг. Глава VII. Организация медицинской помощи населению Тамбовской области Статья 28. Принципы организации медицинской помощи в Тамбовской области Основными принципами организации медицинской помощи населению Тамбовской области являются: - удовлетворение потребностей граждан в медицинской помощи; - финансовое обеспечение государственных гарантий гражданам по оказанию бесплатной медицинской и лекарственной помощи и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - доступность и бесплатность медицинской помощи в объемах, установленных действующим законодательством; - этапность и преемственность в оказании медицинской помощи; - соответствие качества медицинской помощи установленным стандартам и требованиям; - эффективность использования ресурсов здравоохранения; - соответствие уровня оказания медицинской помощи новейшим достижениям науки и техники; - приоритет в оказании медицинской помощи детям, матерям, ветеранам и другим категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тамбовской области; - профилактическая направленность в организации медицинской помощи; - единство медико-санитарного пространства; - соблюдение прав пациента. Статья 29. Виды медицинской помощи Медицинская помощь населению Тамбовской области подразделяется: - первичная медико-санитарная помощь; - скорая и неотложная медицинская помощь; (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) - специализированная помощь (амбулаторная и стационарная); - восстановительное лечение и медицинская реабилитация в амбулаторных и стационарных условиях. Статья 30. Первичная медико-санитарная, скорая и неотложная медицинская помощь 1. Первичная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерско-акушерскими, фельдшерскими пунктами, амбулаториями, городскими поликлиниками, поликлиниками центральных районных больниц, поликлиниками ведомственных лечебных учреждений на территории Тамбовской области, станциями скорой медицинской помощи, имеющими лицензию и сертификат на соответствующие виды деятельности, а также учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы России в Тамбовской области. 2. Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, детства, а также других мероприятий, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам по месту жительства. 3. Скорая и неотложная медицинская помощь предоставляется гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства и срочной доставки больного в лечебно-профилактическое учреждение с привлечением для этого любого вида транспорта, независимо от его принадлежности и подчиненности (при травмах, отравлениях, несчастных случаях, родах и других состояниях), осуществляется безотлагательно в полном объеме лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. 4. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи (станциями, отделениями) государственной и муниципальной системы здравоохранения, имеющими лицензию и сертификат на соответствующие виды деятельности, и обеспечивает: - полную доступность скорой медицинской помощи для жителей Тамбовской области в любое время суток; - оперативность и своевременность оказания всех видов экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе; - срочную госпитализацию в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение. 5. Первичная медико-санитарная помощь в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения предоставляется за счет средств бюджетов, обязательного медицинского страхования и целевых программ, а также личных средств граждан за виды медицинской помощи, оказываемые сверх объема бесплатных медицинских услуг, гарантированных областной программой оказания медицинской и лекарственной помощи населению. Статья 31. Медико-социальная помощь 1. Медико-социальная помощь оказывается на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, в учреждениях системы социальной защиты, в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях) медико-социальной помощи, имеющих лицензию и сертификат на этот вид деятельности, а также в медицинских учреждениях частной системы здравоохранения. 2. Медико-социальная помощь предоставляется лицам пожилого возраста, детям-инвалидам, одиноким лицам, страдающим хроническими заболеваниями, не способным удовлетворить свои жизненные потребности, за счет средств бюджетов всех уровней здравоохранения и социальной защиты, а также средств, поступающих от общественных, религиозных и благотворительных организаций, личных средств граждан и других источников. Статья 32. Специализированная медицинская помощь 1. Специализированная медицинская помощь оказывается в многопрофильных поликлиниках, диспансерах, консультативно-диагностических центрах, в стационарных учреждениях независимо от формы собственности, имеющих лицензию и сертификат на этот вид деятельности. 2. Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования, личных средств граждан за виды медицинской помощи, оказываемые сверх объема гарантированных областной программой оказания медицинской и лекарственной помощи населению бесплатных медицинских услуг, по добровольному медицинскому страхованию и за счет иных источников, не запрещенных федеральным законодательством. 3. Специализированная медицинская помощь гражданам, страдающим туберкулезом, психическими расстройствами, наркологическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями, больным сахарным диабетом, а также гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в специальных внебольничных, стационарных и санаторных учреждениях, государственных и муниципальных медицинских учреждениях, имеющих лицензию и сертификат на соответствующие виды деятельности. Статья 33. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация 1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация оказывается в поликлиниках, стационарах, санаториях-профилакториях, санаторно-курортных учреждениях и специализированных лечебных организациях восстановительного лечения независимо от формы собственности, имеющих лицензию и сертификат на этот вид деятельности. 2. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация предоставляется лицам, страдающим врожденными и приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и заболеваниями вследствие перенесенных травм, за счет средств бюджетов - на основании медицинского заключения, а также средств фонда социального страхования, добровольного страхования и личных средств граждан. Статья 34. Организация медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности 1. Медицинскую помощь гражданам, проживающим в сельской местности, оказывают муниципальные многопрофильные лечебно-профилактические учреждения и другие учреждения здравоохранения, которые обеспечивают квалифицированную стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь. 2. Учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь населению, проживающему в сельской местности, могут быть юридическими лицами или входить в состав муниципальных учреждений здравоохранения на правах обособленных подразделений. Медицинскую деятельность учреждения здравоохранения осуществляют после получения лицензии и сертификата на соответствующие виды деятельности. 3. Развитие сети и финансирование учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь (участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов), осуществляется органами местного самоуправления в соответствие с территориальной программой обязательного медицинского страхования. 4. При отсутствии на территории муниципального образования многопрофильного учреждения здравоохранения или специалистов соответствующей квалификации и специальности органы местного самоуправления обеспечивают доступность необходимых видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи гражданам в городских и лечебных учреждениях или путем договоров с другими муниципальными образования по принципу совместительства специалистов. Статья 35. Лекарственное обеспечение Гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим в Тамбовской области, гарантируется обеспечение доступной и качественной лекарственной помощи в соответствии с гарантиями по предоставлению медицинской, оздоровительно-профилактической и лекарственной помощи, а также государственная защита в случае нанесения ущерба здоровью при применении лекарственных средств по медицинским показаниям. Администрация Тамбовской области определяет и утверждает перечень жизненно важных лекарственных средств не ниже перечня, утвержденного соответствующими органами государственной власти Российской Федерации. Порядок закупки лекарственных средств с использованием средств бюджета и фонда обязательного медицинского страхования определяется администрацией Тамбовской области. Перечень категорий заболеваний, групп населения, имеющих право на льготное и бесплатное получение лекарственных средств, устанавливается Тамбовской областной Думой в соответствии с действующим законодательством. Использование занимаемых фармацевтическими учреждениями областной и муниципальной систем здравоохранения помещений не по назначению не допускается. Статья 36. Профилактические медицинские осмотры В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, работодатель обязан в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) профилактических медицинских осмотров работников. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические профилактические медицинские осмотры и порядок их проведения, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Работодатель обязан организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством об охране труда, обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения работающими профилактических медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения профилактических медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей. Статья 37. Обязанности предприятий, организаций и учреждений по предупреждению вредного влияния на здоровье людей факторов среды обитания Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности в целях профилактики возникновения и распространения заболеваний обязаны разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, создания безопасных условий труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения населения мерам профилактики инфекционных и других заболеваний, оказанию первой помощи при получении любых травм в результате аварии, катастроф, воспитания и обучения населения, обеспечение выпуска и реализации безопасной для здоровья людей продукции, а также создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и формирования их здорового образа жизни. Статья 38. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний людей администрацией Тамбовской области образуется противоэпидемическая комиссия. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, своевременно и в полном объеме проводятся необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а при необходимости - лечению, обязательной госпитализации и изоляции (карантину). Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию. Учреждениями здравоохранения для предупреждения инфекционных заболеваний граждан проводятся профилактические прививки. Статья 39. Контроль качества и безопасности медицинской помощи населению Тамбовской области 1. Контроль качества и безопасности медицинской помощи осуществляется в интересах охраны здоровья населения Тамбовской области. 2. Объектом контроля является медицинская помощь, осуществляемая учреждением здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. 3. Медицинские учреждения любой формы собственности обязаны организовать контроль качества и безопасности оказываемых ими медицинских услуг. 4. Контроль качества медицинской помощи осуществляют: в областных государственных учреждениях здравоохранения - органы, уполномоченные администрацией области; в муниципальных, частных учреждениях здравоохранения - органы, уполномоченные администрацией области и органами местного самоуправления. 5. Внутрибольничную экспертизу качества оказания медицинской помощи гражданам проводят эксперты медицинских учреждений. 6. В пределах своей компетенции контроль качества медицинской помощи осуществляют страховые медицинские организации. Тамбовский областной фонд обязательного медицинского страхования, комитет по лицензированию администрации области, областное бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомическая служба, независимые экспертные медицинские комиссии. 7. Контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Глава VIII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан Статья 40. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном федеральным законодательством. Ответственность за вред здоровью граждан, причиненный несовершеннолетним или лицом, признанным в установленном законом порядке недееспособным, наступает в соответствии с федеральным законодательством. Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред, в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 41. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекших причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 40 настоящего Закона. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с федеральным законодательством. Статья 42. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории Тамбовской области имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации или бывшем СССР, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации - также сертификат специалиста и лицензию. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантуры, ординатуры) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Врачи и провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в других государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Право на занятие частной медицинской практикой предоставляется специалистам, получившим диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и государственную лицензию на избранный вид деятельности. Частная медицинская практика, кроме фармацевтической, осуществляется вне организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения. Медицинские и фармацевтические работники государственных и муниципальных организаций здравоохранения могут заниматься частной медицинской и фармацевтической практикой в свободное от основной работы время. Врач, занимающийся частной медицинской практикой, имеет право выписывать рецепты, в том числе по бесплатному и льготному отпуску лекарств, за исключением рецептов на наркотические и приравненные к ним средства. (В редакции Закона Тамбовской области от 29.12.99 г. N 95-З) Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической практикой, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Статья 43. Право на занятие народной медициной (целительством) Право на занятие народной медициной (целительством) имеют граждане, получившие диплом целителя и диплом о высшем или среднем медицинском образовании, а также лицензию на этот вид деятельности. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, в Тамбовской области запрещается. Глава IX. Защита прав граждан и пациентов (В редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Статья 44. Права граждан на медицинскую и лекарственную помощь 1. Гарантированный объем бесплатной медицинской и лекарственной помощи гражданам обеспечивается в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Тамбовской области. 2. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Тамбовской области. 3. Отдельные категории населения имеют право на льготное обеспечение лекарствами, протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами, перечень которых определен федеральным и областным законодательством. 4. Права на льготы отдельным категориям населения на получение медицинской и лекарственной помощи устанавливаются федеральным и областным законодательством. 5. Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортное оздоровительное лечение, на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным и областным законодательством. 6. Граждане имеют право защищать свои права в сфере получения медико-социальной и лекарственной помощи самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области. Статья 45. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья 1. Граждане обязаны: - не предпринимать действий, наносящих ущерб здоровью других граждан; - в случае заражения или заболевания, представляющего опасность для окружающих, своевременно обращаться в учреждение здравоохранения за медицинской помощью и соблюдать соответствующие меры предосторожности при контактах с другими гражданами в целях исключения распространения этих заболеваний; - осуществлять необходимые мероприятия, направленные на сохранение и укрепление своего физического здоровья. (Статья в редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Статья 46. Права пациента В соответствии с федеральным законодательством пациент имеет право: - на гарантированный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области объем бесплатной медицинской помощи; - на получение скорой и неотложной медицинской помощи; - на свободный выбор врача или медицинского учреждения; - на предварительную запись к специалисту, в том числе и по телефону; - на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью; - на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям; - на проведение по его просьбе консилиума и консультации врачей-специалистов; - на согласие и отказ от медицинского вмешательства; - на конфиденциальность информации, составляющей медицинскую тайну; - на создание общественных организаций (объединений); - на присутствие адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; - на присутствие священнослужителя и предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутреннего распорядка медицинского учреждения. Порядок защиты данных прав пациента устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области. Обеспечение прав пациента должно происходить не в ущерб здоровью других граждан. (Статья в редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Статья 47. Обязанности пациента 1. Пациент обязан; - предоставить информацию медицинскому работнику о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, в т.ч. при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора; - соблюдать правила поведения больных в медицинском учреждении; - уважать права других больных и персонала медицинского учреждения. 2. В случаях преднамеренного заражения пациентом других лиц заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, либо уклонения от лечения этих заболеваний пациент несет административную либо уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. (Статья в редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Статья 48. Защита прав пациентов при получении медицинской помощи 1. Защита прав пациентов при получении медицинской помощи направлена на обеспечение: - гарантированного объема и качества медицинской помощи; - доступности и бесплатности медицинской помощи; - создания соответствующих санитарно эпидемиологических условий при обследовании, лечении и содержании в медицинских учреждениях; - оперативного и объективного разрешения споров и конфликтов по вопросам оказания медицинской помощи. 2. Защита прав пациентов при оказании медицинской помощи на территории Тамбовской области осуществляется: - администрацией области и органами местного самоуправления; - органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора; - Тамбовским областным фондом обязательного медицинского страхования; - страховыми медицинскими организациями; - организациями по защите прав потребителей; - профессиональными и медицинскими ассоциациями. 3. В случае нарушения прав пациента при оказании медицинской помощи на территории Тамбовской области граждане вправе обратиться в судебные органы и органы прокуратуры. 4. Порядок защиты прав пациентов устанавливается федеральным законодательством. Статья 49. Права несовершеннолетних В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: - диспансерное наблюдение и лечение в детской, подростковой службах в законодательно установленном порядке; - медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней; - санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; - бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; - получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. Образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. Несовершеннолетние, в отношение которых судом принято решение о помещении их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, проходят обязательное бесплатное медицинское освидетельствование в учреждениях государственной системы здравоохранения. (Дополнен - Закон Тамбовской области от 23.04.2004 г. N 209-З) Статья 50. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные настоящим Законом в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, в органы местного самоуправления или в суд в соответствии с действующим законодательством. Глава X. Защита прав и социальные гарантии медицинских и фармацевтических работников здравоохранения Статья 51. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников здравоохранения 1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на: - защиту своей профессиональной чести и достоинства; - обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; - работу по трудовому договору (контракту); - совершенствование профессиональных знаний и навыков, получение квалификационных категорий; - профессиональную переподготовку и повышение квалификации по истечении установленных периодов трудового стажа и в случаях производственной необходимости за счет средств бюджетов всех уровней, в иных случаях - за счет личных средств; - создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты своих прав; - государственное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой для их жизни и здоровья в порядке, предусмотренном законодательством; - страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. 2. Работники учреждений здравоохранения, расположенных на территории Тамбовской области, имеют льготы, установленные федеральным законодательством. 3. Работники здравоохранения, работающие в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, при риске заражения или воздействии вредных факторов при исполнении служебных обязанностей, а также за тяжелые и опасные для жизни и здоровья условия труда имеют право на надбавки к должностным окладам в соответствии с законодательством. 4. Молодым специалистам, работающим в государственных (областных) и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях Тамбовской области устанавливается доплата в размере 15 процентов к тарифным ставкам в течение первых трех лет работы. (Дополнен - Закон Тамбовской области от 29.12.99 г. N 95-З) 5. Медицинские и фармацевтические работники, оказывающие медицинскую и фармацевтическую помощь гражданам, проживающим в сельской местности и работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета, имеют льготы, установленные федеральным законодательством и в соответствии с нормами, установленными администрацией области. (Статья в редакции Закона Тамбовской области от 05.09.2002 г. N 51-З) Глава XI. Заключительные положения Статья 52. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Правовые нормативные акты органов государственной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. По истечении указанного срока правовые нормативные акты, не приведенные в соответствие с настоящим Законом, не подлежат применению. Председатель Тамбовской Глава администрации областной Думы Тамбовской области В.Н.Карев А.И.Рябов г. Тамбов 22 января 1999 г. N 46-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|