Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 28.02.1997 № 96-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская область З А К О Н Утратил силу - Закон Тамбовской области от 03.05.2007 г. N 194-З Об охране труда в Тамбовской области" (В редакции Закона Тамбовской области от 26.04.2000 г. N 111-З) Настоящий Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме или резкому ухудшению здоровья; тяжелая работа - работа, выполнение которой связано с преимущественной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат (вовлечение более 2/3 мышечной массы человека) и функциональные системы организма человека; средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; аттестация рабочего места по условиям труда - система анализа и оценки фактического состояния условий и охраны труда на конкретном рабочем месте с целью установления степени их соответствия требованиям охраны труда, на основе которых производятся оздоровительные мероприятия, устанавливаются предусмотренные законодательством компенсации и льготы по условиям труда; рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя (постоянное рабочее место - место, на котором работник находится большую часть рабочего времени - 50 процентов или более 2 часов непрерывно); сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг; государственные нормативные требования охраны труда (далее - требования охраны труда) - требования по охране труда, установленные в федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации и области правила, нормы, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; организация - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации осуществляет свою деятельность и для решения уставных задач и функций использует наемный труд; производственный объект - организация, осуществляющая производственную деятельность; работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем; работодатель - физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях, либо собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица. Статья 2. Законодательство области по охране труда и сфера его применения 1. Законодательство области об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на настоящем Законе и нормативных правовых актах области. 2. Действие настоящего Закона распространяется на: работодателей; работников; членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; граждан, занятых на общественных работах; военнослужащих, направляемых на работу в организации; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. 3. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся на территории области, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации и области, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и области. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральными законами и настоящим Законом, то применяются правила международного договора. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя. Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона 1. Основной целью настоящего Закона является реализация единой государственной политики в сфере охраны труда на территории области. 2. Основными задачами настоящего Закона являются: признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организаций; установление и обеспечение единых требований охраны труда, обязательных для исполнения всеми работодателями, находящимися на территории области; государственное управление охраной труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; участие законодательного и исполнительного органа государственной власти области и органов местного самоуправления в финансировании мероприятий по охране труда; осуществление государственного контроля и содействие общественному контролю за соблюдением требований федеральных законодательных нормативных правовых актов, законов области по охране труда; проведение экономической политики, стимулирующей разработку и внедрение безопасных технологий и техники, средств коллективной и индивидуальной защиты работников; применение экономических санкций к работодателям и работникам, не соблюдающим требования охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными производственными факторам (условиями труда), неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; информирование работников о состоянии условий и охраны труда в организациях и распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное, региональное и территориальное сотрудничество по вопросам охраны труда. 3. Реализация единой государственной политики в сфере охраны труда на территории области обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Глава II. Права и гарантии права работника на охрану труда Статья 4. Право работника на охрану труда Каждый работник имеет право на: труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; защиту своих прав, в том числе в судебном порядке; обращение по вопросам охраны труда в органы государственной власти Российской Федерации, области и органы местного самоуправления, к работодателю (их объединения), а также в профессиональные союзы (их объединения) и иные уполномоченные работниками представительные органы; рабочее место, защищенное от воздействия вредных, опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на его рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, а также о льготах и компенсациях по условиям труда; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами области; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда (либо приостановки деятельности или закрытия организации или ее структурного подразделения), а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; проведение по его просьбе инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда на его рабочем месте; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Статья 5. Гарантии права работника на охрану труда 1. Государство гарантирует защиту прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. 3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения этих требований не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок. 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами области, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения работодателем требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 6. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливают ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований. Статья 6. Ограничения по охране и условиям труда 1. В организациях, расположенных на территории области, запрещается: применение труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными производственными факторами (условиями труда) (Перечни таких работ утверждаются Правительством Российской Федерации); привлечение несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, к работе в ночное время, к сверхурочным работам, к работе в выходные и праздничные дни, а также направление их в командировки; применение труда беременных женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную; привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные и праздничные дни, а также направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3-х до 14-ти лет (детей-инвалидов до 16 лет), без их согласия; применение труда лиц на должностях, работах и профессиях, занятость на которых противопоказана им по состоянию здоровья, независимо от согласия работника; прием на работу граждан без предварительного медицинского обследования (осмотра), установленного законодательными и нормативными актами Российской Федерации; допуск к работе работников, уклоняющихся от прохождения установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации обязательных периодических и внеплановых медицинских осмотров, или не выполняющих рекомендации по результатам проведенных медицинских осмотров; допуск к работе работников, занимающих любые должности и не прошедших обучение, инструктирование и проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения ими служебных (должностных, профессиональных) обязанностей, а также не прошедших переаттестацию в порядке и в сроки, установленные для их должностей и видов выполняемых работ; прием в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась, а также применение в производственно-технологических процессах новых материалов и сырья, не прошедших специальную экспертизу (сертификацию) по влиянию на организм и здоровье человека; применение без сертификата безопасности средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты, технологий; сокрытие или нерасследование работодателем несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Глава III. Органы управления охраной труда на территории области и их компетенция Статья 7. Государственное управление охраной труда на территории области 1. Государственное управление охраной труда на территории области предусматривает реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, разработку соответствующих законов области и иных нормативных правовых актов, соблюдение требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда. 2. Государственное управление охраной труда на территории области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и исполнительным органом государственной власти области в пределах их полномочий в сфере охраны труда. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное управление охраной труда в соответствии с распределенными Правительством Российской Федерации полномочиями и отдельными функциями нормативного правового регулирования, специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями в сфере охраны труда. Исполнительный орган государственной власти области осуществляет государственное управление охраной труда в соответствии с установленными настоящим Законом полномочиями. В этих целях в структуре администрации области создается подразделение, ведающее вопросами условий и охраны труда, численность которого устанавливается в соответствии с нормативами (рекомендациями) федерального органа исполнительной власти. 3. В целях координации и согласованной деятельности исполнительного органа государственной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов государственного надзора, работодателей (их объединений) и профсоюзов (их объединений) по реализации единой государственной политики в сфере охраны труда на территории области создается областная межведомственная комиссия по охране труда, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемом исполнительным органом государственной власти области. 4. Федеральные органы исполнительной власти, которые наделены в соответствии с распределенными Правительством Российской Федерации полномочиями в сфере охраны труда, осуществляют отраслевое (ведомственное) государственное управление охраной труда и контроль за соблюдением требований охраны труда в отношении лишь подчиненных им организаций, расположенных на территории области. Статья 8. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти области К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти области в сфере охраны труда относятся: принятие законов области по вопросам охраны труда; утверждение областных целевых программ улучшения условий и охраны труда; утверждение расходов бюджета области на охрану труда; осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона, реализацией областной целевой программы по охране труда. Статья 9. Полномочия исполнительного органа государственной власти области в сфере охраны труда К полномочиям исполнительного органа государственной власти области по государственному управлению охраной труда на территории области относятся: реализация единой государственной политики в сфере охраны труда; государственное управление охраной труда на территории области; создание подразделений администрации области, ведающих вопросами условий и охраны труда и государственной экспертизы условий труда на территории области, и определение порядка и полномочий деятельности указанных подразделений; совершенствование правовой базы области по вопросам охраны труда; подготовка предложений, замечаний, дополнений к проектам федеральных законов, нормативных актов по вопросам условий, охраны труда, социального страхования, пенсионного обеспечения; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разработка областных целевых программ улучшения условий и охраны труда и их реализация; организационная работа по формированию фонда охраны труда и его целевому использованию; определение потребности в расходах на охрану труда за счет средств областного бюджета; координация деятельности и методическое руководство отделами по труду органов местного самоуправления, осуществляющих делегированные им государственные функции по управлению охраной труда на соответствующих территориях; разработка и осуществление мер по экономической заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда; организация обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников и лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда; содействие в формировании заказа учебным заведениям на подготовку специалистов по охране труда; формирование сети базовых учебных центров по обучению охране и безопасным методам и приемам труда с выдачей им соответствующих разрешений; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда, организации труда, проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок по вопросам охраны труда; координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда на территории области; участие в комиссиях организаций по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев со смертельным исходом и тяжелых несчастных случаев; организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях; информирование населения о вновь принимаемых законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и области по вопросам охраны труда, состоянии охраны труда, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях в организациях области через средства массовой информации; организация и методическое руководство деятельности регионального центра охраны труда; осуществление контроля за реализацией законодательства о труде и его охране, правильным предоставлением льгот и компенсаций, связанных с условиями труда работающих; обращение в суд по вопросу о ликвидации организации или прекращении деятельности структурного подразделения при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда области; организация мониторинга условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников; другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и области в сфере охраны труда. Статья 10. Управление охраной труда в муниципальных образованиях Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории муниципальных образований в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти области в установленном порядке. Функции по управлению охраной труда в муниципальных образованиях осуществляют отделы по труду и (или) специалисты по труду (по охране труда) органов местного самоуправления. Статья 11. Служба охраны труда в организации 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. 2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении штатной должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации и консультаций с профсоюзным органом или иным представительным органом работников. 3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Статья 12. Комитеты (комиссии) по охране труда 1. В организациях с численностью более 10 работников работодателем создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, осуществляет совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по проведению проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами области; ежегодную разработку и реализацию программ (соглашений, планов, мероприятий) по улучшению условий и охраны труда работающих; разработку в соответствии со спецификой производства и утверждение инструкций по охране труда и технике безопасности по всем профессиям и видам работ, имеющимся в организации, а также ведение необходимой документации по охране труда; приобретение за счет средств организации и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; применение работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знаний ими требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; проведение за счет средств организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление исполнительному органу государственной власти области, ведающему вопросами государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам общественного контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; беспрепятственный допуск должностных лиц исполнительного органа государственной власти области, ведающего вопросами государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц подразделения администрации области, ведающего вопросами условий и охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки. Статья 14. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Статья 15. Соответствие производственных объектов требованиям охраны труда Проекты строительства, реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. Статья 16. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. Статья 17. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. 3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. 4. Структурное подразделение исполнительного органа государственной власти области, на которое возложено государственное управление охраной труда на территории области, содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в базовых учебных центрах. Глава IV. Финансирование охраны труда Статья 18. Источники финансирования охраны труда 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов в рамках соответственно федеральной, отраслевых, областной и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда. 2. Источниками финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда являются: средства федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов; внебюджетные источники, привлекаемые к финансированию охраны труда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, области и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; добровольные взносы организаций и физических лиц; другие источники и деятельность, не запрещенные законодательством Российской Федерации. 3. В целях финансирования мер по реализации единой государственной политики в сфере охраны труда в области и в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области, нормативными актами органов местного самоуправления и локальными актами работодателей. Формирование и расходование фондов охраны труда определяется соответствующими положениями о них, утвержденными в установленном порядке. 4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется за счет средств работодателя в размерах, обеспечивающих выполнение требований охраны труда в организации, но не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции, работ, услуг, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. 5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Глава V. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда Статья 19. Органы государственного надзора и контроля 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет Государственная инспекция труда по Тамбовской области, входящая в единую федеральную централизованную систему государственных органов и осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемом Правительством Российской Федерации. 2. Государственный контроль за соблюдением отдельных требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда (ее территориального органа) осуществляется специально уполномоченными на то федеральными государственными органами. 3. Государственные инспекторы труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законов области по вопросам охраны труда на территории области осуществляют представительный и исполнительный органы государственной власти области в пределах своей компетенции. Статья 20. Государственная экспертиза условий труда 1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственной экспертизой условий труда области. Функции государственной экспертизы условий труда области осуществляет структурное подразделение исполнительного органа государственной власти области в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке. 2. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда. 3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей (их объединений), работников, профессиональных союзов (их объединений) и иных уполномоченных работниками представительных органов. 4. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию. Статья 21. Общественный контроль за охраной труда 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. 2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: осуществлять общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование; получать информацию и документы от работодателей (уполномоченных ими должностных лиц) об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников; осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке; обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; требовать возмещения работнику вреда, причиненного его здоровью на производстве, в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. При невыполнении работодателем требований по устранению нарушений требований охраны труда, особенно в случаях непосредственной угрозы здоровью и жизни работников, профсоюзные органы, инспекторы по охране труда профсоюзных инспекций вправе требовать от работодателя (органа управления организацией, должностного лица организации) приостановления работ впредь до принятия окончательного решения органами государственного надзора. Работодатель (должностное лицо) обязан незамедлительно выполнить такое требование. 3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Глава VI. Ответственность за нарушения требований охраны труда Статья 22. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 23. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, исполнительного органа государственной власти области, на который возложено государственное управление охраной труда на территории области, за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Статья 24. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда 1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей органов государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. 2. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке. Статья 25. Ликвидация организации или прекращение деятельности структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной государственной власти области, на который возложено государственное управление охраной труда на территории области, или руководителя федеральной инспекции труда (ее территориального органа) при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда. Председатель Тамбовской Глава администрации областной Думы Тамбовской области В.Карев А.Рябов г. Тамбов 28 февраля 1997 г. N 96-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|