Расширенный поиск
Постановление Администрации Тамбовской области от 15.06.2011 № 650АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 15.06.2011 г. Тамбов N 650 Утратилo силу - Постановление Администрации Тамбовской области от 27.01.2014 г. N 66 Об утверждении долгосрочной целевой программы развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 19.07.2011 г. N 874; от 24.11.2011 г. N 1633; от 20.04.2012 г. N 460; от 16.05.2012 г. N 564; от 19.02.2013 г. N 158; от 08.07.2013 г. N 712; от 22.08.2013 г. N 919; от 07.11.2013 г. N 1249; от 28.11.2013 г. N 1380) В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 19.03.2007 N 269 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области" администрация области постановляет: 1. Утвердить долгосрочную целевую программу развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы согласно приложению. 2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь". 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.М.Перепечина. Певый зам. главы администрации области А.А.Сазонов УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации области от 15.06.2011 N 650 Долгосрочная целевая программа развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от 19.07.2011 г. N 874; от 24.11.2011 г. N 1633; от 20.04.2012 г. N 460; от 16.05.2012 г. N 564; от 19.02.2013 г. N 158; от 08.07.2013 г. N 712; от 22.08.2013 г. N 919; от 07.11.2013 г. N 1249; от 28.11.2013 г. N 1380) Паспорт Программы ---------------------------------------------------------------------- Наименование Программы Долгосрочная целевая программа развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы (далее - Программа) Заказчик - координатор Управление топливно-энергетического Программы комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 24.11.2011 г. N 1633) Заказчики Программы Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, управление инвестиций области (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 24.11.2011 г. N 1633) Разработчик Программы Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области Цель Программы Обеспечение населения Тамбовской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; рациональное использование водных объектов; обеспечение безопасной окружающей среды Основные задачи Создание условий для привлечения Программы долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений; предоставление государственной поддержки проектам развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, преимущественно в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения; повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности Важнейшие целевые Увеличение доли населения, обеспеченного индикаторы и питьевой водой, отвечающей обязательным показатели требованиям безопасности: Программы по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 25,7 процента в 2010 году до 15,2 процента к 2017 году; по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 5,1 процента в 2010 году до 4,4 процента к 2017 году; увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 86,67 процента в 2010 году до 97,3 процента к 2017 году; уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 35,6 процента в 2010 году до 23,2 процента к 2017 году; уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 36,7 процента в 2010 году до 18,2 процента к 2017 году; уменьшение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 173,56 аварий в год на 1000 км сетей в 2010 году до 82,4 в 2017 году; увеличение доли сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, с 87,28 процента в 2010 году до 100 процентов к 2017 году; снижение зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 5,32 тыс. чел. в 2010 году до 2,12 тыс. чел. в 2017 году; снижение зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 61 человека в 2010 году до 18 человек в 2017 году; снижение зарегистрированных больных с болезнями органами пищеварения с 109,25 тыс. чел. в 2010 году до 81,2 тыс. чел. в 2017 году; снижение зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 26,45 тыс. чел. в 2010 году до 14,3 тыс. чел. в 2017 году; снижение зарегистрированных больных мочекаменной болезнью с 6,27 тыс. чел. в 2010 году до 3,6 тыс. чел. в 2017 году; доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 100 тыс. человек) в 2017 году составит 100%; доля воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования (в городах с населением более 100 тыс. человек) в 2017 году составит 100% Сроки реализации 2011-2013 годы - первый этап; Программы 2014-2017 годы - второй этап Объемы и источники Общий объем финансирования Программы в финансирования 2011-2017 годах за счет всех источников Программы составит 14993,521 млн. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета<1> - 698,958 млн. рублей; за счет средств областного бюджета<2> - 1445,483 млн. рублей; за счет средств местного бюджета - 20,930 млн. рублей; за счет средств из внебюджетных источников - 12828,149 млн. рублей. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год (Позиция в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.11.2013 г. N 1380) ---------------------------------------------------------------------- ---------- <1> По итогам конкурсных отборов при возникновении обязательств федерального бюджета (прогнозно) (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 07.11.2013 г. N 1249) <2> В соответствии с лимитами областной адресной инвестиционной программы" (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 07.11.2013 г. N 1249) 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России и Тамбовской области. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения. В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно- коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011- 2017 годы. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 29 апреля 2009 г. N 512-З, одним из стратегических приоритетов является эффективное использование природно-ресурсного потенциала Тамбовской области, в том числе обеспечение населения качественной питьевой водой. Территория Тамбовской области расположена в бассейнах двух рек: Волги и Дона. Водосборная площадь бассейна р. Дон составляет 20,1 тыс. кв. км, р. Волги - 14,2 тыс. кв. км. В области насчитывается около 1400 рек, речек и ручьев. Наиболее крупными являются реки: Цна, Ворона, Воронеж, Матыра. Из общего количества рек более 1200 имеют протяженность менее 10 км. Малых рек, по гидрологической изученности, на территории области числится 159, протяженность которых 6,8 тыс. км. К естественным поверхностным водным объектам относятся также озера и болота. В области насчитывается около 300 озер с общей площадью зеркала 88,6 кв. км. Кроме естественных поверхностных водных объектов на территории области числится свыше 900 прудов и водохранилищ с общим запасом воды 534,5 млн. куб. м, из них: 763 пруда, 137 водохранилищ, в том числе 21 - рыбоводное. К наиболее крупным водохранилищам относятся: Тамбовское на р. Лесной г. Тамбова, Шушпанское, Челнавское, Кершинское, Ярославское. Дополнительные запасы воды создают 10 гидроузлов Цнинской шлюзованной системы, частично регулирующих сток р. Цны, который используется для водообеспечения промышленных предприятий городов Тамбова и Моршанска, орошения земель и создания благоприятного водно-воздушного режима пойменных сельскохозяйственных угодий. Общий объем воды, зарегулированный гидроузлами, составляет 97,5 млн. куб. м. Централизованное водоснабжение населения Тамбовской области в 2009 году осуществлялось из 919 водопроводов и 153 шахтных колодцев. Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения являются подземные воды, забор которых в 2009 году производился из 2009 артезианских скважин. Централизованным водоснабжением в среднем по области обеспечено 76,8 процентов населения, в том числе городского - 83,3-98 процента. Удельное водопотребление на 1 человека составляет 128 л/сутки, в том числе в городских поселениях - 175 л/сутки, в сельской местности - 63 л/сутки. Удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным правилам и нормам, в 2009 году составил 7,0 процентов, что ниже аналогичного показателя в 2008 году и значительно ниже среднероссийского показателя (в 2008 г. по области - 7,4 процента, средний показатель по РФ в 2008г. - 17,0 процентов). Основной причиной несоответствия гигиеническим требованиям по-прежнему остается нарушение организации и эксплуатации зон санитарной охраны водоисточников, что снижает безопасность водообеспечения населения. В 2009 году снизилось количество водопроводов, не отвечающих гигиеническим требованиям. Их удельный вес составил 18,2 процента (в 2008 г. - 22,4 процента, средний показатель по РФ в 2008г. - 18,5 процента). Основной причиной несоответствия водопроводов санитарным нормам и правилам является отсутствие необходимого комплекса сооружений водоподготовки. Санитарная характеристика источников централизованного водоснабжения за 2008-2009 годы Таблица 1.1 ---------------------------------------------------------------------- Годы|Число источников |Из них не отвечает |Удельный вес источников, не |централизованного|санитарным правилам| отвечающих санитарным | водоснабжения | и нормам | правилам и нормам | | | (%) ---------------------------------------------------------------------- 2008 2028 150 7,4 2009 2009 140 7,0 ---------------------------------------------------------------------- Санитарная характеристика водопроводов за 2008-2009 годы Таблица 1.2. ---------------------------------------------------------------------- Годы| Число | Из них не отвечает |Удельный вес водопроводов, не |водопроводов|санитарным правилам и| отвечающих санитарным | | нормам | правилам и нормам, | | | (%) ---------------------------------------------------------------------- 2008 891 200 22,4 2009 919 167 18,2 ---------------------------------------------------------------------- В 2009 году удельный вес нестандартных проб, отобранных из источников водоснабжения области, по санитарно-химическим показателям составил 41,2 процента (в 2008 г. - 48,4 процента), по микробиологическим показателям - 5,3 процента (2008 г. - 3,3 процента, средний показатель по РФ в 2008г. - 6,0 процентов). Несоответствие гигиеническим нормативам исследованных проб воды из источников водоснабжения определяется, главным образом, природным составом подземных вод, для которого характерно повышенное содержание железа, солей жесткости, неблагоприятные органолептические показатели воды (мутность, цветность). Превышение среднеобластных показателей качества воды в источниках централизованного водоснабжения по микробиологическим показателям Таблица 1.3. ---------------------------------------------------------------------- Наименование | Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим территории | нормативам по микробиологическим показателям | (%) ---------------------------------------------------------------------- Мордовский район 34,3% Знаменский район 25,9% Кирсановский район 20,0% Моршанский район 14,5% Староюрьевский район 9,5% Рассказовский район 7,4% Мичуринский район 7,3% г. Рассказово 6,4% г. Мичуринск 6,3% Тамбовская область 5,3% ---------------------------------------------------------------------- Неудовлетворительные результаты микробиологических исследований воды из артезианских скважин определяются, главным образом, недостаточной защищенностью водоносных горизонтов в отдельных муниципальных образованиях области, а также недостатками в содержании водозаборных сооружений и зон санитарной охраны, наличием незатампонированных скважин. В течение 2009 года из разводящей сети было отобрано 10250 проб питьевой воды на микробиологические исследования и 3270 проб - на санитарно-химические показатели. Динамика показывает, что в 2009 году удельный вес проб воды из разводящей сети, не соответствующих гигиеническим нормативам, снизился, как по санитарно-химическим, так и микробиологическим показателям, и составил: по санитарно-химическим показателям - 25,4 процента (2008 г. - 48,8 процента), по микробиологическим - 5,4 процента (2008 г. - 6,0 процентов). Тем не менее, доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышала среднероссийский показатель (16,9 процента) практически в 1,5 раза, по микробиологическим исследованиям удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, практически не превышает среднероссийский показатель (5,3 процента). Превышение среднеобластных показателей качества питьевой воды из водопроводной сети в 2009 году Таблица 1.4. ---------------------------------------------------------------------- Наименование |Удельный вес | Наименование |Удельный вес территории |проб, не | территории |проб, не |отвечающих | |отвечающих |гигиеническим| |гигиеническим |требованиям | |требованиям по |по санитарно-| |микробиологи- |химическим | |ческим |показателям | |показателям |(%) | |(%) ---------------------------------------------------------------------- Бондарский район 97,4 Староюрьевский район 32,7 Мордовский район 80,0 Рассказовский район 27,2 Рассказовский район 78,3 Петровский район 18,3 Гавриловский район 75,0 г. Рассказово 15,0 Знаменский район 71,7 Бондарский район 11,6 Тамбовский район 60,2 Уметский район 9,0 г. Рассказово 56,1 Мичуринский район 7,1 Кирсановский район 50,6 г. Мичуринск 6,9 Сампурский район 50,5 Сампурский район 6,3 г. Котовск 37,7 Тамбовская область 25,4 Тамбовская область 5,4 ---------------------------------------------------------------------- Основными санитарно-химическими показателями, по которым отмечается несоответствие водопроводной воды гигиеническим нормативам, по-прежнему остаются содержание железа и общая жесткость, которые определяются природными свойствами подземных вод, отсутствием сооружений водоподготовки на источниках водоснабжения. В области функционирует 12 станций обезжелезивания, которые располагаются на крупных водозаборных сооружениях в городах Тамбове, Мичуринске, Рассказово, Кирсанове, Уварово. В г. Тамбове в 2009 году введена в эксплуатацию станция обезжелезивания 7-го водозаборного узла, что позволило довести до гигиенических нормативов качество питьевой воды, продаваемой населению Октябрьского района города, расширить зону водоснабжения, исключить из работы скважины других ВЗУ с повышенным содержанием солей жесткости. Протяженность всех водопроводных сетей в Тамбовской области на 01.01.2010 составляет 6441,4 км. Около 40,7 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене (средний показатель по Российской Федерации - 40 процентов). Протяженность всех канализационных сетей в Тамбовской области на 01.01.2010 составляет 815,2 км. Нуждается в замене 10 процентов канализационных сетей и 19,7 процентов главных коллекторов. В Тамбовской области не проходят очистку 12,72 процента сточных вод. В Российской Федерации этот показатель составляет 7 процентов. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится 86,7 процента (по сравнению с 46 процентами в Российской Федерации). За 2009 год число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составило 2073 случая. По данным региональной службы государственной статистики, на конец 2009 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 60 процентов (53,8 процента по Российской Федерации). Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. Согласно годовой форме статистического наблюдения N 2 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях", утвержденной приказом Росстата от 26.12.2008 N 326, на территории области в 2010 году больных брюшным тифом, паратифами А, В, С, бактерионосителей дизентерии не зарегистрировано. Зарегистрирован 331 случай сальмонеллезной инфекции, показатель заболеваемости составил 28,96 случая на 100 тысяч населения, что на 2,3 процента ниже показателя прошлого года, который составил 29,66 случая на 100 тысяч населения и на 17,6 процента ниже среднероссийских показателей (35,16 случая на 100 тысяч населения). В 2009 году снижена заболеваемость дизентерией на 43,8 процента по сравнению с 2008 годом. Зарегистрировано 32 случая против 57. Показатель заболеваемость на 100 тысяч населения составил 2,8 случая против 5,11 случая, что в 6 раз ниже среднероссийских показателей (12,38 случая). Показатель заболеваемости острыми кишечными инфекциями установленной этиологии составил 114,1 случая на 100 тысяч населения, что на 15,6 процента выше показателя 2008 года, но на 17,3 процента ниже среднероссийского. Зарегистрировано 1316 случаев. Показатель заболеваемости острыми кишечными инфекциями неустановленной этиологии составил 319,2 случая на 100 тысяч населения, что на 1,2 процента выше показателя 2008 года, но на 5,8 процента ниже среднероссийского. Зарегистрировано 3648 случаев. Заболеваемость энтеровирусными инфекциями в 2009 году снизилась в 6,2 раза. Зарегистрировано 7 случаев. Показатель заболеваемости составил 0,61 случая на 100 тысяч населения против 3,94 случая в 2008 году, что в 7,8 раза ниже среднероссийского показателя. Согласно годовой форме статистического наблюдения N 2 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях", утвержденной приказом Росстата от 26.12.2008 N 326, на территории области в 2009 году зарегистрирован 21 случай острого вирусного гепатита А. Показатель заболеваемости составил 1,84 случая на 100 тысяч населения, что в 3 раза ниже показателя прошлого года, который составил 5,38 случая на 100 тысяч населения и в 3,9 раза ниже среднероссийских показателй (7,26 случая на 100 тысяч населения). В 2009 г. на территории области зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения (данные годовой статистической формы N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания ЛПУ", утвержденной приказом Росстата от 29.07.2009 года N 154): Таблица 1.5. ---------------------------------------------------------------------- Возрастные группы | Общая заболеваемость |------------------------------------------- |Абсолютный|Относительный показатель (на |показатель|1000 человек соответствующего | |возраста) ---------------------------------------------------------------------- Взрослые (18 лет и старше) 96518 105,4 Подростки (15 - 17 лет) 8348 218,6 Дети (0 - 14 лет) 28468 199,08 Все население 133334 121,56 ---------------------------------------------------------------------- В 2009 году на территории области зарегистрировано больных злокачественными образованиями (данные годовой статистической формы N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями", утвержденной постановлением Госкомстата России от 29.06.1999 N 49): Таблица 1.6. ---------------------------------------------------------------------- Возрастная группа | Общая заболеваемость |-------------------------------------------------- | Абсолютный | Относительный показатель (на 100000 | показатель | человек соответствующего возраста) ---------------------------------------------------------------------- Все население 23985 2186,66 ---------------------------------------------------------------------- Основными санитарно-химическими показателями, по которым отмечается несоответствие водопроводной воды гигиеническим нормативам, по-прежнему остаются содержание железа и общая жесткость, которые определяются природными свойствами подземных вод Тамбовской области. Вода питьевая является одним из факторов, влияющих на развитие заболеваний человека. Так, повышенное содержание солей общей жесткости в воде питьевой способствует развитию такого заболевания как мочекаменная болезнь. В 2009 году общая заболеваемость населения области мочекаменной болезнью составила 6,08 на 1000 населения, что на 12,6 процента выше уровня 2008 года. В период с 1995 по 2009 год прослеживается тенденция ежегодного роста уровней общей заболеваемости мочекаменной болезнью среди населения области. По отношению к 1995 году в 2009 году произошло увеличение распространенности мочекаменной болезнью в 2,3 раза. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни. В составе Тамбовской области 23 муниципальных района, 7 городских округов, 13 городских поселений, 264 сельских поселения. Из них к населенным пунктам, имеющим более 100 тыс. населения, относится только городской округ г. Тамбов. Основными поставщиками услуг по водоснабжению и водоотведению в Тамбовской области являются: ОАО "Тамбовская сетевая компания"; ОАО "Тамбовские коммунальные системы"; ООО "ВекторСтрой"; ООО "Водоканал". Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли. Для решения существующих проблем водоснабжения в 2010 году в области действовали областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", содержащая мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности, областная целевая программа "Жилище" (подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области"), долгосрочная целевая программа "Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009-2012 годы". Необходимость принятия областной долгосрочной целевой программы развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2011-2017 годы вызвана принятием федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. N 1092. Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что: задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Тамбовской области, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности; необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней; проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства. На решение задач и достижение цели Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски: нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы; макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; финансовые риски. При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования. 2. Основные цель и задачи Программы Целью Программы является обеспечение населения Тамбовской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; рациональное использование водных объектов; обеспечение безопасной окружающей среды. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач: создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений; предоставление государственной поддержки проектам развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности. Срок реализации Программы на 2011-2017 годы в два этапа: на первом этапе 2011-2013 годы предусматривается выполнение первоочередных мероприятий, связанных с улучшением питьевого водоснабжения в населенных пунктах, испытывающих наибольший дефицит в качественной питьевой воде; переводом на новые источники питьевого водоснабжения; реконструкцией и восстановлением, в первую очередь в сельских населенных пунктах, систем водоснабжения; улучшением состояния и обеспечением соблюдения режимов санитарной охраны и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения; разработкой проектно-сметной документации по наиболее важным объектам водоснабжения, в том числе имеющим стратегическое значение для водообеспечения населения области (групповые водопроводы); на втором этапе 2014-2017 годы предусматривается расширение работ по восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и населенных пунктов, реализация наиболее капиталоемких мероприятий и достижение коренного улучшения водоснабжения всего населения Тамбовской области. Реализация Программы может быть досрочно прекращена при условии достижения целевых показателей раньше запланированного срока, а также в случаях, предусмотренных законодательством. После завершения срока реализации Программы действие ее механизмов и мер государственной поддержки развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод пролонгируется на перспективу до 2020 года соответствующим нормативным правовым актом Тамбовской области. 3. Система программных мероприятий Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов. Реализация задач Программы будет осуществляться по следующим направлениям: мероприятия по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (приложение N 2 к Программе); мероприятия по повышению рационального использования водных ресурсов (приложение N 3 к Программе); мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (приложение N 4 к Программе). Мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включенные в Программу, предусматривают использование инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также закупку российского оборудования, материалов и услуг. Корректировка и уточнение перечня мероприятий Программы и проведение их стоимостной оценки должна проводиться не реже 1 раза в год. Помимо мероприятий, содержащихся в настоящей Программе, на территории области будут также реализовываться мероприятия, указанные в программах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, принятых органами местного самоуправления области, а также мероприятия, содержащиеся в инвестиционных программах конкретных организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в секторе водоснабжения и водоотведения. 3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод 3.1.1. Установление долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод частным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Действующая система регулирования, основанная на применении метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться путем установления долгосрочных тарифов. В случае применения этого метода тариф формируется из следующих составляющих: доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других отраслях со схожими рисками; возврат капитала; операционные расходы, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования и индексируемые с учетом роста цен в экономике. В отличие от действующей системы тарифного регулирования применение метода доходности инвестированного капитала позволяет создать стимул для повышения эффективности операционной и инвестиционной деятельности, в том числе на основе внедрения современных энергоэффективных технологий. Метод доходности инвестированного капитала позволяет привлечь частные инвестиции путем гарантии возврата инвестиций. При этом возврат инвестиций осуществляется в течение долгосрочного периода, что значительно снижает рост тарифа на первоначальном этапе. Вместе с тем при переходе на метод доходности инвестированного капитала компания будет нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, рост надежности и качества услуг. 3.1.2. Привлечение частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств. Заинтересованность Тамбовской области в переходе на заключение концессионных соглашений вместо договоров аренды заключается в привлечении частных инвестиций в развитие объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом концессионер - организация коммунального комплекса - берет на себя обязательства по созданию, реконструкции, эксплуатации, содержанию в надлежащем состоянии на весь срок действия соглашения имущества, являющегося предметом концессионного соглашения. Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора. Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий. Аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны договора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях. Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований. Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств. В рамках данных мероприятий предполагается: постепенный переход к концессионному механизму управления коммунальным хозяйством муниципальных образований Тамбовской области на основе перевода действующих договоров долгосрочной аренды муниципального имущества, заключенных с организациями коммунального комплекса, посредством оценки эффективности их деятельности; разработка конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений по управлению объектами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях области; проведение конкурсных отборов на право заключения концессионных соглашений по управлению объектами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях; заключение концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Тамбовской области. 3.1.3. Корректировка и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих услуги в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Строительство и реконструкция сетей водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод осуществляется организациями коммунального комплекса - сетевыми компаниями с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строительство и реконструкцию достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития сетей (за счет инвестиционной надбавки в тарифе). Инвестиционные программы будут корректироваться в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. Основным требованием при утверждении инвестиционных программ организаций коммунального комплекса будет являться использование в мероприятиях инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Организации коммунального комплекса при разработке и корректировке инвестиционных программ обязаны учитывать динамику объема потребления коммунальных ресурсов, поставщиками которых они являются, в результате проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности. 3.1.4. Контроль за соблюдением показателей надежности и качества оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Действующая система регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не координирует решения в области тарифного регулирования с показателями надежности и качества оказываемых услуг. В этих условиях организации не имеют экономической заинтересованности в обеспечении установленного качества услуг. С целью повышения ответственности и мотивации организаций требуется предусмотреть дифференциацию тарифов по уровню надежности и качества, а также ввести систему, обеспечивающую снижение платы за оказанные услуги организации коммунального хозяйства в случае отклонения показателей по надежности и качеству оказанных услуг от целевых показателей, если указанные показатели были утверждены в привязке к инвестиционным программам этих организаций. Реализация механизма дифференциации тарифов в зависимости от показателей надежности и качества оказанных услуг будет осуществлена в развитие федерального закона о водоснабжении, водоотведении и очистке сточных вод и постановления Правительства Российской Федерации об определении показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса. 3.1.5. Совершенствование механизмов регулирования сброса сточных вод в централизованные системы коммунального водоотведения и в водные объекты через централизованные системы коммунального водоотведения Требования, предъявляемые к качеству сточных вод, должны стимулировать сокращение производства загрязняющих веществ и развитие систем очистки сточных вод. Указанные задачи должны достигаться за счет внедрения системы экономических стимулов, при этом рост платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод должен происходить поэтапно. Предусматривается: внедрить систему нормирования, основанную на нормативах допустимых воздействий на водные объекты, учитывающих региональные природные особенности формирования качества водных ресурсов, цели преимущественного использования водных объектов, текущую совокупную антропогенную нагрузку, включая изъятие из русел нерудных строительных материалов; стимулировать сокращение антропогенной нагрузки на водные объекты путем введения прогрессивной шкалы платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод; разработать и внедрить механизм, позволяющий осуществлять зачет в счет платы за негативное воздействие на водные объекты затрат хозяйствующих субъектов на осуществление эффективных мер по охране окружающей среды, в том числе на инвестирование соответствующих средств в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение систем коммунального водоотведения в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой и на основе технологий, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений; усилить контроль за деятельностью водопользователей, расположенных на площади водосбора, определить ответственность водопользователей за качество воды в водном объекте - источнике водоснабжения, ужесточить режим хозяйственной деятельности в водоохранных зонах. 3.2. Мероприятия по повышению рационального использования водных ресурсов 3.2.1. Оценка и прогноз состояния поверхностных и подземных водоисточников. Защита водных ресурсов от антропогенного воздействия. Продолжающийся рост антропогенной нагрузки на поверхностные источники водоснабжения Тамбовской области, риск их техногенного загрязнения, изменение условий формирования поверхностного и грунтового стока, снижение самоочищающей способности рек, усиление процессов эрозии почв и вынос взвеси и органических веществ в нижерасположенные водоемы требуют комплексного рассмотрения вопросов оценки, прогноза и мониторинга состояния поверхностных и подземных источников водоснабжения, защиты водных ресурсов региона от загрязнения сточными водами. В этой связи необходимо регулярное уточнение водохозяйственного баланса для бассейнов рек Дон и Волга. Это позволит более обоснованно планировать (оперативно и на долгосрочную перспективу) использование вод, переброску и регулирование речного стока, более эффективно управлять водными ресурсами водохозяйственной системы, даст возможность определить мероприятия по удовлетворению потребностей в воде всех водопотребителей и водопользователей. В рамках реализации Программы будут проведены следующие мероприятия: оценка и прогноз качественных и количественных изменений в гидрологическом режиме и качестве воды в поверхностных водоисточниках под воздействием хозяйственной деятельности на площади водосбора; разработка предложений по улучшению экологического состояния источников питьевого водоснабжения Тамбовской области; мониторинг источников водоснабжения и объектов на территории водосбора этих источников, воздействующих на них, выполнение водоохранных работ при хозяйственном освоении территории; проверка на соответствие действующему законодательству имеющихся водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов - источников питьевого водоснабжения, зон санитарной охраны; разработка проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; оценка разведанных запасов подземных вод; оценка предельно возможного водоотбора системой существующих артезианских скважин; оценка объема необходимого использования артезианских вод для технического водоснабжения. 3.2.2. Внедрение в водном секторе современных инновационных технологий В рамках реализации Программы необходимо: разработать методологию комплексной оценки и обоснования применения наилучших доступных технологий в водном секторе; сформировать базу данных наилучших доступных технологий, рекомендованных для применения в системе водоснабжения и водоотведения; выполнить оценку надежности и эффективности систем подготовки питьевой воды, оценить гарантированную полную производительность станций водоподготовки, обеспечивающую повышение их технологической и санитарно-гигиенической надежности при прогнозном изменении водопотребления и ужесточении требований к качеству питьевой воды; определить объемы модернизации станций водоподготовки с использованием передовых технологий для обеспечения перспективных требований к качеству питьевой воды; определить пути устойчивого развития научного и технического потенциала, стимулирования производства отечественного оборудования, технологий и материалов, необходимых для создания и обеспечения функционирования систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с современными стандартами; определить объемы модернизации очистных сооружений с использованием наилучших доступных энергоэффективных технологий с целью снижения воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты; разработать оптимальную стратегию планирования восстановления трубопроводов водопроводной и канализационной (самотечной и напорной) сети на основе научно обоснованного подхода к решению проблемы реконструкции и модернизации сети. При выборе методов восстановления трубопроводов приоритетом должны быть методы бестраншейной (без производства раскопок) реконструкции и оснащение современными средствами противоаварийной защиты; разработать стратегию управления всеми видами потерь воды для решения задачи их минимизации; сформировать базу данных наилучших доступных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности в водном секторе. 3.2.3. Повышение качества очистки сточных вод с целью улучшения состояния водных объектов Надежное водоотведение и эффективная очистка сточных вод являются одной из важнейших составляющих экологической безопасности водных объектов. Для этого необходимо выполнение следующих мероприятий: оценка влияния сброса загрязняющих веществ с очищенными сточными водами на водные объекты; создание единой информационной базы данных мониторинга водных объектов; оценка допустимого антропогенного воздействия на водные объекты; разработка мероприятий по повышению надежности работы канализационной сети с целью минимизации экологических рисков; ужесточение контроля за работой локальных очистных сооружений промышленных предприятий, выполнением плана природоохранных мероприятий предприятиями-водопользователями, в том числе по реконструкции очистных сооружений, ужесточение требований по приему производственных сточных вод в коммунальную канализацию; определение объема необходимых мероприятий по модернизации сооружений для очистки сточных вод с применением современных технологий; определение приоритетности и сроков модернизации сооружений на основе технико-экономического обоснования. 3.3. Мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предусмотренные в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса, приведены в приложении N 4 к Программе. Объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках данной Программы, подлежат обязательному оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С целью повышения инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, из бюджета Тамбовской области будут предоставляться субсидии муниципальным образованиям области на софинансирование следующих мероприятий: создание системы управления комплексом водоснабжения (модернизация энергомеханического оборудования и установка автоматизированных систем дистанционного сбора и передачи данных по объему потребления и качеству воды в целях повышения энергетической эффективности и автоматизации регулирования режимов работы насосных станций и гидравлических режимов сети, установка геоинформационных систем, гидравлических моделей, систем измерения количества и качества воды); строительство или реконструкция объектов водоподготовки, действующих в том числе с применением технологии отстаивания (тонкослойные отстойники), флотации, скоростного фильтрования, мембранных технологий, сорбционных технологий, технологий кондиционирования подземных вод (методы ионного обмена, окислительные методы, электродиализ), стабилизационных технологий (реагентные методы, ингибиторы), экологически безопасных технологий обеззараживания (гипохлорит натрия, аммонийсодержащие соли, ультрафиолетовое облучение); строительство и реконструкция установок централизованной доочистки и кондиционирования воды; установка и модернизация энергомеханического оборудования, автоматизированных систем дистанционного сбора и передачи данных по объемам сброса и химическому составу сточных вод в целях повышения энергетической эффективности и автоматизации регулирования режимов работы канализационных насосных станций и очистных сооружений; создание геоинформационных систем, гидравлических моделей, систем измерения количества и качества сточных вод; строительство и реконструкция сооружений механической очистки воды (решетки, песколовки, механические фильтры, отстойники); строительство и реконструкция сооружений биологической очистки воды; строительство и реконструкция очистных сооружений, действующих на основе реагентных технологий химического осаждения фосфора; строительство и реконструкция очистных сооружений, действующих на основе экологически безопасных технологий обеззараживания (ультрафиолетовое облучение, окислительные методы); строительство и реконструкция сооружений обработки осадков (обезвоживание, сбраживание, сушка, сжигание); строительство и реконструкция локальных очистных сооружений; строительство и реконструкция сооружений для выработки вторичных энергетических ресурсов (тепло, электроэнергия), с использованием осадков очистных сооружений сточных вод; проведение проектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации; другие мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Приоритетными будут являться мероприятия в населенных пунктах с численностью до 100 тыс. человек и неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения. Также будет разработан и внедрен механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями на строительство и модернизацию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с использованием инновационных технологий при условии закупки российского оборудования, материалов и услуг. 4. Обоснование ресурсного обеспечения программы Предполагаемый общий объем финансирования составляет 14993,521 млн. руб., в том числе по этапам и годам: Таблица 4.1 ---------------------------------------------------------------------- Период | Всего | Бюджетные средства | Внебюджетные |(млн. руб.)|--------------------------------| средства | |федерального|Областного|местного| | | бюджета<1> |бюджета<2>|бюджета | ---------------------------------------------------------------------- I этап 2011 1187,968 231,694 231,694 5,965 718,615 2012 1866,195 201,828 234,669 3,380 1426,318 2013 2525,28 265,436 388,944 5,649 1865,251 Итого по I 5579,444 698,958 855,307 14,994 4010,184 этапу: II этап 2014 3212,485 0 590,176 5,936 2616,373 2015 2235,690 0 0 0 2235,690 2016 1996,689 0 0 0 1996,689 2017 1969,213 0 0 0 1969,213 Итого по II 9414,077 0 590,176 5,936 8817,965 этапу: Всего 14993,521 698,958 1445,483 20,930 12828,149 ---------------------------------------------------------------------- (Раздел 4 в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 28.11.2013 г. N 1380) 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации цели и задач Программы. Он базируется на принципе взаимодействия органов государственной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и ответственности всех участников Программы, которые в конечном счете и реализуют систему мероприятий. Условиями отбора для участия в Программе являются: наличие программы муниципального образования области, предусматривающей мероприятия, направленные на модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с установленными параметрами повышения качества коммунальных услуг в период реализации программы, а также на привлечение средств внебюджетных источников; предоставление краткого описания реализуемых или планируемых к реализации за счет средств федерального и областного бюджетов проектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (указываются основные параметры проекта, в том числе примерный общий бюджет проекта, размеры требуемой федеральной и областной поддержки, предлагаемые объемы средств местных бюджетов и внебюджетных источников, объемы и сроки реализации указанных проектов); выполненные обязательства по реализуемым проектам и подтвержденные муниципальным образованием области намерения частных инвесторов или кредиторов принимать участие в финансировании проектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; наличие производственных и инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса, которые планируют участие в отборе. При предоставлении субсидий муниципальным образованиям на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод учитываются уровень износа и степень снижения надежности функционирования систем, а также объем средств, необходимый для ввода объекта в эксплуатацию. Соотношение объемов средств по источникам финансирования мероприятий в рамках федеральной целевой программы устанавливается в соответствии с условиями данной Программы. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства, предусмотренных в качестве мероприятий Программы, финансируемых за счет средств областного бюджета, предусматривается в областной адресной инвестиционной программе на текущий финансовый год. Предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Тамбовской области, включенные в областную адресную инвестиционную программу, и предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в областную адресную инвестиционную программу, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, осуществляется в соответствии с порядками, утвержденными администрацией области. Заказчик-координатор Программы: осуществляет текущую работу по координации деятельности Заказчиков Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке Программы и организации программных мероприятий; осуществляет один раз в полугодие мониторинг реализации долгосрочной программы и представление отчетности в управление экономической политики администрации области в соответствии с постановлением администрации области от 19.03.2007 N 269 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации целевых программ Тамбовской области"; ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, готовит доклад о ее выполнении; размещает текст Программы, доклады о ее реализации, информацию об отборе на участие в реализации Программы, результаты мониторинга реализации Программы, значение целевых показателей и показателей результатов реализации Программы на официальном сайте управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области в сети Интернет по адресу: http://gkh.tambov.gov.ru/. Заказчик программы - управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства: осуществляет отбор муниципальных программ, на реализацию мероприятий которых ежегодно будут предусматриваться средства областного бюджета, и инвестиционных проектов, реализуемых с использованием внебюджетных источников; обеспечивает привлечение внебюджетных источников и осуществляет контроль за их целевым и эффективным использованием; направляет в управление инвестиций области бюджетные заявки для включения объектов, строительство и реконструкция которых предусмотрена в качестве мероприятий Программы, в установленном порядке в областную адресную инвестиционную программу на текущий финансовый год; представляет ежемесячно в управление инвестиций области отчет об использовании средств, направленных на реализацию Программы по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации, подготовленный на основании данных, представленных заказчиками-застройщиками, органами местного самоуправления и юридическими лицами, участвующими в реализации программных мероприятий; подготавливает и вносит в установленном порядке проекты постановлений администрации области о мерах по реализации Программы и о внесении в нее изменений; осуществляет текущее взаимодействие с Министерством регионального развития Российской Федерации по вопросам реализации программных мероприятий; несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программных мероприятий; несет ответственность за достижение целевых показателей, предусмотренных Программой. Заказчик программы - управление инвестиций области: осуществляет включение объектов капитального строительства, строительство и реконструкция которых предусматривается в рамках Программы, в областную адресную инвестиционную программу на текущий финансовый год в установленном порядке; осуществляет отбор исполнителей программных мероприятий, направленных на формирование государственной собственности Тамбовской области и финансируемых за счет средств областного бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; заключает соглашение о предоставлении субсидий на поддержку муниципальных программ с органами местного самоуправления, прошедшими отбор в соответствии с действующим законодательством, осуществляет контроль за их реализацией; направляет в Министерство регионального развития Российской Федерации отчет о реализации программных мероприятий, подготовленный совместно с управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства; несет ответственность за целевое использование бюджетных средств. Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются заказчиком - координатором Программы во взаимодействии с органами исполнительной власти области: управлением инвестиций области, управлением по охране окружающей среды и природопользованию области, управлением по регулированию тарифов области, а так же органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах их установленной компетенции. Управление реализацией Программы предусматривает организацию выполнения мероприятий исполнителями Программы. Заказчики и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на ее реализацию. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Ежемесячно органы местного самоуправления, на территории которых реализуются мероприятия Программы с использованием средств федерального и областного бюджетов, представляют по электронной почте и на бумажном носителе Заказчикам Программы отчет об использовании средств федерального и областного бюджетов и реализации указанных мероприятий. (Раздел 5 в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 24.11.2011 г. N 1633) 6. Оценка эффективности реализации Программы Ожидается, что в результате реализации долгосрочной программы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступа к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению заболеваемости, связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений. Переход на долгосрочное регулирование тарифов в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приведет к сокращению операционных расходов, что позволит сдерживать рост тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод одновременно с повышением качества предоставляемых услуг. Реализация долгосрочной программы к концу 2017 года позволит: увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности; сократить потери воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; увеличить долю сточных вод, соответствующих нормативам; перейти на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала; обеспечить повышение инвестиционной активности частных инвесторов; достигнуть привлечения на 1 руб. вложенных бюджетных средств 17,58 руб. из внебюджетных источников. Результатом реализации долгосрочной программы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций, а также повышение инвестиционной активности частных инвесторов, что приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций. При изменении объемов бюджетного и внебюджетного финансирования долгосрочной программы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений. Оценка социально-экономической и экологической эффективности долгосрочной программы будет осуществляться на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов). Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий. Динамика целевых показателей по годам реализации Программы приведена в приложении N 1 к Программе. Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 5 к Программе. Методика расчета целевых показателей и индикаторов Программы приведена в приложении N 6 к Программе. Мониторинг реализации Программы будет проводиться Заказчиками. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к долгосрочной целевой программе развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы ПЕРЕЧЕНЬ целевых показателей долгосрочной целевой программы развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- N | Наименование | Единица | 2010 год | Значение целевого показателя п/п | показателя | измерения | (с указанием |------------------------------------------------ | | | источника | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | | | получения | год | год | год | год | год | год | год | | | информации) | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Цель - обеспечение населения Тамбовской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; рациональное использование водных объектов; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Задача 1. - повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод 1.1. Удельный вес процентов 25,7 24,9 23,6 22,2 20,3 18,5 16,7 15,2 проб воды, отбор (годовая форма которых статистического произведен из наблюдения водопроводной N 18 "Сведения сети, и которые о санитарном не отвечают состоянии гигиеническим субъекта РФ") нормативам по санитарно- химическим показателям 1.2. Удельный вес процентов 5,1 5,0 4,9 4,8 4,7 4,6 4,5 4,4 проб воды, отбор (годовая форма которых статистического произведен из наблюдения водопроводной N 18 "Сведения сети, и которые о санитарном не отвечают состоянии гигиеническим субъекта РФ") нормативам по микро- биологическим показателям 1.3. Доля уличной процентов 36,7 35,4 34,1 31,6 28,5 24,3 20,1 18,2 водопроводной (годовая форма сети, статистического нуждающейся в наблюдения замене N 1_МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования") 1.4. Доля уличной процентов 35,6 35,0 33,8 32,4 31,1 28,7 26,4 23,2 канализационной (годовая форма сети, статистического нуждающейся в наблюдения замене N 1_МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования") 1.5. Число аварий в кол-во 173,56 158,2 134,9 122,1 116,5 102,6 96,4 82,4 системах аварий в (годовая форма водоснабжения, год на федерального водоотведения и 1000 км статистического очистки сточных сетей наблюдения N вод 1-канализация (годовая) "Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)" годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-водопровод (годовая) "Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)") 1.6. Объем сточных процентов 87,28 88,4 90,2 92,1 94,5 96,4 98,2 100 вод, (годовая форма пропущенных федерального через очистные статистического сооружения, в наблюдения N общем объеме 1-канализация сточных вод (годовая) "Сведения о работе канализации (отдельной канализационной сети)") 1.7. Доля сточных процентов 86,67 88,2 89,6 92,1 94,2 96,1 96,4 97,3 вод, очищенных (годовая форма до нормативных федерального значений, в статистического общем объеме наблюдения N сточных вод, 1-канализация пропущенных (годовая) через очистные "Сведения о сооружения работе канализации (отдельной канализационной сети)") 1.8. Обеспеченность процентов 58,0 60,1 64,5 66,7 68,9 76,1 78,6 85,4 населения (годовая форма централизованными федерального услугами статистического водоснабжения наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде") 1.9. Обеспеченность процентов 41,2 42,5 46,8 54,5 62,1 67,9 76,5 81,2 населения (годовая форма централизованны- федерального ми услугами статистического водоотведения наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде") 1.10. Зарегистрировано тыс. 5,32 4,81 4,52 3,22 2,80 2,67 2,35 2,12 больных человек (годовая форма брюшным тифом статистического и паратифами А, наблюдения N 2 В, С, "Сведения об сальмонеллезными инфекционных и инфекциями, паразитарных острыми заболеваниях") кишечными инфекциям 1.11. Зарегистрировано тыс. 0,061 0,054 0,050 0,038 0,034 0,028 0,024 0,018 больных человек (годовая форма вирусными статистического гепатитами наблюдения N 2 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях") 1.12. Зарегистрировано тыс. 109,25 102,10 96,42 90,2 86,8 84,2 80,7 81,2 больных с человек (годовая форма болезнями статистического органов наблюдения пищеварения N 12-леч "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания ЛПУ") 1.13. Зарегистрировано тыс. 26,45 25,2 23,4 20,1 18,6 16,2 15,8 14,3 больных человек (годовая форма злокачественными статистического образованиями наблюдения N 35 "Сведения о больных злокачественными новообразованиями") 1.14. Зарегистрировано тыс. 6,27 6,1 5,8 5,4 4,8 4,4 3,9 3,6 больных человек (годовая форма мочекаменной статистического болезнью наблюдения N 12-леч "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания ЛПУ") Задача 2. - создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений 2.1. Доля воды, процентов 0 0 0 100 100 100 100 100 поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 100 тыс. человек) 2.2. Доля воды, процентов 0 0 0 100 100 100 100 100 поставляемой организациями коммунального комплекса, по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования 2.3. Доля процентов 7 10 14 18 22 26 29 33 капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод 2.4. Доля заемных процентов 9 12 15 18 21 24 27 30 средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Зам. главы администрации области Н.М.Перепечин ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к долгосрочной целевой программе развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы Мероприятия по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод ------------------------------------------------------------------------------------------------ N | Наименование | Исполнитель |Срок | Объем финансирования, тыс. руб. п/п | мероприятия | |реали-|--------------------------------------------- | | |зации |Всего| в том числе: | | | | |--------------------------------------- | | | | |федеральный|областной|местные|внебюд- | | | | |бюджет |бюджет |бюджеты|жетные | | | | | | | |источники ------------------------------------------------------------------------------------------------ 1. Установление долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала 1.1. Разработка управление по 2012 в пределах средств, финансовой регулированию предусмотренных на текущую модели тарифов области, деятельность долгосрочного организации тарифного коммунального регулирования, комплекса определение долгосрочных параметров 1.2. Утверждение управление по 2013 в пределах средств, долгосрочных регулированию предусмотренных на текущую тарифов с тарифов области деятельность применением метода доходности инвестированного капитала в г. Тамбове 2. Привлечение частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений 2.1. Постепенный управление 2012- в пределах средств, переход к топливно- 2015 предусмотренных на текущую концессионному энергетического деятельность механизму комплекса и управления жилищно- коммунальным коммунального хозяйством хозяйства, органы муниципальных местного образований самоуправления, Тамбовской организации области на основе коммунального перевода комплекса действующих договоров долгосрочной аренды муниципального имущества, заключенных с организациями коммунального комплекса, посредством оценки эффективности их деятельности 2.2. Разработка органы местного 2012 в пределах средств, конкурсной самоуправления предусмотренных на текущую документации для деятельность проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений по управлению объектами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях области 2.3. Проведение органы местного 2012- в пределах средств, конкурсных самоуправления 2017 предусмотренных на текущую отборов на право деятельность заключения концессионных соглашений по управлению объектами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях 2.4. Заключение органы местного 2013 в пределах средств, концессионных самоуправления предусмотренных на текущую соглашений в деятельность отношении объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в г. Тамбове 3. Корректировка и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих услуги в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод 3.1. Разработка и организации 2012- в пределах средств, корректировка коммунального 2017 предусмотренных на текущую инвестиционных комплекса деятельность программ с учетом динамики объема потребления коммунальных ресурсов, поставщиками которых они являются, в результате проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности. 3.2. Утверждение управление 2012- в пределах средств, инвестиционных топливно- 2017 предусмотренных на текущую программ энергетического деятельность организаций комплекса и коммунального жилищно- комплекса с коммунального учетом хозяйства, использования в управление по мероприятиях регулированию инновационной тарифов области продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности. 4. Контроль за соблюдением показателей надежности и качества оказываемых услуг в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод 4.1. Разработка управление 2013 в пределах средств, системы топливно- предусмотренных на текущую дифференциации энергетического деятельность тарифов по комплекса и уровню жилищно- надежности и коммунального качества хозяйства, управление по регулированию тарифов области 4.2. Разработка управление 2013 в пределах средств, системы, топливно- предусмотренных на текущую обеспечивающей энергетического деятельность снижение платы комплекса и за оказанные жилищно- услуги коммунального организации хозяйства, коммунального управление по хозяйства в случае регулированию отклонения тарифов области показателей по надежности и качеству оказанных услуг от целевых показателей, если указанные показатели были утверждены в привязке к инвестиционным программам этих организаций. 5. Совершенствование механизмов регулирования сброса сточных вод в централизованные системы коммунального водоотведения и в водные объекты через централизованные системы коммунального водоотведения 5.1. Внедрение управление по 2013 в пределах средств, системы охране предусмотренных на текущую нормирования, окружающей деятельность основанную на среды и природо- нормативах пользованию допустимых области, органы воздействий на местного водные объекты, самоуправления, учитывающих управление по региональные государственному природные регулированию особенности тарифов формирования качества водных ресурсов, цели преимущественного использования водных объектов, текущую совокупную антропогенную нагрузку, включая изъятие из русел нерудных строительных материалов 5.2. Стимулирование управление по 2013 в пределах средств, сокращения охране предусмотренных на текущую антропогенной окружающей деятельность нагрузки на среды и природо- водные объекты пользованию путем введения области, органы прогрессивной местного шкалы платы за самоуправления, негативное управление по воздействие на государственному водные объекты в регулированию отношении тарифов сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод 5.3. Разработка и управление по 2013 в пределах средств, внедрение охране предусмотренных на текущую механизма, окружающей деятельность позволяющего среды и природо- осуществлять пользованию зачет в счет платы области, органы за негативное местного воздействие на самоуправления, водные объекты управление по затрат государственному хозяйствующих регулированию субъектов на тарифов осуществление эффективных мер по охране окружающей среды, в том числе на инвестирование соответствующих средств в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение систем коммунального водоотведения в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой и на основе технологий, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений 5.4. Усиление управление по 2013 в пределах средств, контроля за охране предусмотренных на текущую деятельностью окружающей деятельность водопользователей, среды и природо- расположенных пользованию на площади области, органы водосбора, местного определение самоуправления ответственности водопользователей за качество воды в водном объекте - источнике водоснабжения, ужесточение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах ------------------------------------------------------------------------------------------------ Зам. главы администрации области Н.М.Перепечин ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к долгосрочной целевой программе развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области на 2011-2017 годы Мероприятия по повышению рационального использования водных ресурсов ------------------------------------------------------------------------------------------------------- N | Наименование | Исполнитель |Срок | Объем финансирования, тыс. руб. п/п | мероприятия | |реали-|--------------------------------------------- | | |зации |всего| в том числе: | | | | |--------------------------------------- | | | | |федеральный|областной|местные|внебюд- | | | | |бюджет |бюджет |бюджеты|жетные | | | | | | | |источники ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Оценка и прогноз состояния поверхностных и подземных водоисточников 1.1. Оценка и прогноз управление по охране 2012 в пределах средств, качественных и окружающей среды и предусмотренных на текущую количественных природопользованию деятельность изменений в области гидрологическом режиме и качестве воды в поверхностных водоисточниках под воздействием хозяйственной деятельности на площади водосбора 1.2. Разработка управление по охране 2012 в пределах средств, предложений по окружающей среды и предусмотренных на текущую улучшению природопользованию деятельность экологического области состояния источников питьевого водоснабжения Тамбовской области 1.3. Мониторинг источников управление по охране 2012- в пределах средств, водоснабжения и окружающей среды и 2017 предусмотренных на текущую объектов на территории природопользованию деятельность водосбора этих области источников, воздействующих на них, выполнение водоохранных работ при хозяйственном освоении территории 1.4. Проверка на управление по охране 2012- в пределах средств, соответствие окружающей среды и 2013 предусмотренных на текущую действующему природопользованию деятельность законодательству области имеющихся водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов - источников питьевого водоснабжения, зон санитарной охраны 1.5. Разработка проектов зон управление по охране 2012- в пределах средств, санитарной охраны окружающей среды и 2013 предусмотренных на текущую источников питьевого природопользованию деятельность водоснабжения области, органы местного самоуправления 1.6. Оценка разведанных управление по охране 2012 в пределах средств, запасов подземных вод окружающей среды и предусмотренных на текущую природопользованию деятельность области, органы местного самоуправления 1.7. Оценка предельно управление по охране 2012 в пределах средств, возможного водоотбора окружающей среды и предусмотренных на текущую системой природопользованию деятельность существующих области, органы артезианских скважин местного самоуправления 1.8. Оценка объема управление по охране 2013 в пределах средств, необходимого окружающей среды и предусмотренных на текущую использования природопользованию деятельность артезианских вод для области, органы технического местного водоснабжения самоуправления 2. Внедрение в водном секторе современных инновационных технологий 2.1. Разработка управление топливно- 2012 в пределах средств, методологии энергетического предусмотренных на текущую комплексной оценки и комплекса и жилищно- деятельность обоснования коммунального применения хозяйства области, наилучших доступных управление по охране технологий в водном окружающей среды и секторе природопользованию области 2.2. Формирование базы управление топливно- 2012- в пределах средств, данных наилучших энергетического 2013 предусмотренных на текущую доступных комплекса и жилищно- деятельность технологий, коммунального рекомендованных для хозяйства области, применения в системе управление по охране водоснабжения и окружающей среды и водоотведения природопользованию области 2.3. Оценка надежности и управление топливно- 2012- в пределах средств, эффективности энергетического 2017 предусмотренных на текущую систем подготовки комплекса и жилищно- деятельность питьевой воды коммунального хозяйства области, управление по охране окружающей среды и природопользованию области, органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса 2.4. Определение объема управление топливно- 2012- в пределах средств, модернизации энергетического 2013 предусмотренных на текущую станций комплекса и жилищно- деятельность водоподготовки с коммунального использованием хозяйства области, передовых управление по охране технологий для окружающей среды и обеспечения природопользованию перспективных области, органы требований к качеству местного питьевой воды самоуправления, организации коммунального комплекса 2.5. Определение путей управление топливно- 2012- в пределах средств, устойчивого развития энергетического 2013 предусмотренных на текущую научного и комплекса и жилищно- деятельность технического коммунального потенциала, хозяйства области, стимулирования управление по охране производства окружающей среды и отечественного природопользованию оборудования, области, органы технологий и местного материалов, самоуправления, необходимых для организации создания и коммунального обеспечения комплекса функционирования систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с современными стандартами 2.6. Определение объема управление топливно- 2012 в пределах средств, модернизации энергетического предусмотренных на текущую очистных сооружений комплекса и жилищно- деятельность с использованием коммунального наилучших доступных хозяйства области, энерго-эффективных управление по охране технологий с целью окружающей среды и снижения воздействия природопользованию хозяйственной области, органы деятельности на местного водные объекты самоуправления, организации коммунального комплекса 2.7. Разработка управление топливно- 2012 в пределах средств, оптимальной энергетического предусмотренных на текущую стратегии комплекса и жилищно- деятельность планирования коммунального восстановления хозяйства области, трубопроводов органы местного водопроводной и самоуправления, канализационной организации (самотечной и коммунального напорной) сети на комплекса основе научно обоснованного подхода к решению проблемы реконструкции и модернизации сети 2.8. Разработка стратегии управление топливно- 2013 в пределах средств, управления всеми энергетического предусмотренных на текущую видами потерь воды комплекса и жилищно- деятельность для решения задачи коммунального их минимизации хозяйства области, управление по регулированию тарифов области, органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса 2.9. Формирование базы управление топливно- 2012 в пределах средств, данных наилучших энергетического предусмотренных на текущую доступных комплекса и жилищно- деятельность технологий, коммунального обеспечивающих хозяйства области, энергосбережение и управление по охране повышение энерго- окружающей среды и эффективности в природопользованию водном секторе области, органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса 3. Повышение качества очистки сточных вод с целью улучшения Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|