Настоящим
Законом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным
кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года №
184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом (Основным Законом) Тамбовской области
администрации городских округов, муниципальных районов области наделяются
отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению
деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан
(далее – государственные полномочия).
Статья 1. Государственные полномочия, передаваемые
администрациям городских округов, муниципальных районов области
Наделить
администрации городских округов, муниципальных районов государственными
полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
Администрации
городских округов и муниципальных районов:
1) проводят
работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, в
том числе организуют комплексное правовое, педагогическое,
социально-психологическое и медицинское сопровождение семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
2) организуют и
проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними,
семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
3) осуществляют
деятельность по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения
родителей, а также последующий контроль за условиями
их содержания, воспитания и образования;
4)
предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и
не устроенном на воспитание в семью, в соответствии с законодательством
Российской Федерации в региональный банк данных о детях, оставшихся без
попечения родителей, в установленные законодательством сроки;
5) исполняют
обязанности опекуна или попечителя несовершеннолетних в порядке и в случаях,
установленных законодательством;
6) обеспечивают
временное устройство несовершеннолетнего гражданина до решения вопроса о его
передаче под опеку или попечительство либо в организацию для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также сохранность его имущества;
7) выдают
заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью
гражданина (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и
другое), дают согласие об увеличении срока временного пребывания ребенка
(детей) в семье гражданина на срок до трех месяцев;
8) осуществляют
подбор, учет и подготовку граждан, изъявивших желание и способных к
выполнению обязанностей опекуна или попечителя либо принять детей, оставшихся
без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных
законодательством формах;
9) осуществляют устройство детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, под опеку и попечительство, а при отсутствии такой
возможности – в образовательную организацию, медицинскую организацию,
организацию, оказывающую социальные услуги, в организацию для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе готовят документы,
необходимые для назначения опекуна, попечителя, об освобождении или
отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него
обязанностей, в установленном порядке готовят материалы, необходимые
для усыновления (удочерения) детей, в том числе представляют в суд заключение
об обоснованности и о соответствии усыновления (удочерения) интересам
ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по
вопросу установления и отмены усыновления (удочерения); (В редакции Закона
Тамбовской области от
09.03.2016 № 644-З)
10)
устанавливают предварительную опеку (попечительство);
11) оказывают
содействие опекунам и попечителям в организации медицинского наблюдения,
оздоровительного отдыха и трудоустройства подопечных;
12) освобождают опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на
него обязанностей, отстраняют опекуна или попечителя от исполнения обязанностей
опекуна и попечителя в случаях ненадлежащего их выполнения, в том числе при
использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при
оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, а также при
выявлении фактов существенного нарушения опекуном или попечителем
установленных федеральным законом или договором правил охраны
имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом;
13) направляют
акт об отстранении, освобождении опекуна (попечителя) от выполнения
возложенных на него обязанностей в орган исполнительной власти области,
уполномоченный на организацию и осуществление деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних, для принятия акта о
прекращении опеки (попечительства);
14) ведут учет
усыновленных (удочеренных) детей, а также детей, в отношении которых
установлена опека или попечительство, в том числе по договорам о патронатном
воспитании или договорам о приемной семье;
15)
представляют законные интересы детей, находящихся под опекой или
попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если
действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов
подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных
либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов
подопечных;
16) осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания
усыновленных детей, надзор за деятельностью опекунов и попечителей,
деятельностью организаций, в которые помещены несовершеннолетние, в том числе
проводят проверки соблюдения опекунами или попечителями прав и законных
интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также
выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих
обязанностей, составляют акты по итогам проверок, в том числе по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в
Тамбовской области;
17) дают в установленном порядке и случаях согласие на перевод
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной
организации, осуществляющей образовательную деятельность в другую либо на
изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а
также на отчисление таких лиц из образовательной организации; (В редакции
Закона Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
18) при
непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка производят немедленное
отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении
которых он находится на основании соответствующего акта в соответствии с
Семейным кодексом Российской Федерации;
19) дают
согласие на установление отцовства в случаях, установленных
законодательством;
20) дают
согласие при рассмотрении органами местного самоуправления заявлений о
разрешении на вступление в брак лиц, не достигших
возраста шестнадцати лет, при отсутствии заявления родителей (родителя) или
лиц, их заменяющих, либо при наличии разногласий между ними и желающими
вступить в брак;
21) решают
вопросы об изменении фамилии и имени несовершеннолетнего;
22) принимают решения об объявлении несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипированным) в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации;
23) выдают
разрешения опекунам и попечителям, управляющим имуществом несовершеннолетних,
на расходование доходов подопечного, в том числе доходов, причитающихся
подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми
подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
24) выдают
разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных, на распоряжение
средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам и
попечителям ребенка (детей);
25) назначают
выплату ежемесячного пособия на содержание подопечного; (В редакции
Закона Тамбовской области от 01.12.2016 № 25-З)
26) дают
согласие на снятие с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, по месту их жительства;
27) выдают
разрешения на раздельное проживание попечителей и их подопечных;
28) подготавливают материалы, касающиеся обращения в суды с
заявлениями о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о
признании брака недействительным, об отмене усыновления, об отобрании
ребенка, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке или попечительству,
отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, и в других
случаях в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
29) участвуют в
судебных заседаниях при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием
детей, в том числе проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц),
претендующего на его воспитание, и представляют суду акт обследования и
основанное на нем заключение по существу спора;
30) участвуют в
исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке,
установленном Семейном кодексом Российской Федерации;
31) рассматривают
обращения, заявления и жалобы по вопросам опеки и попечительства и принимают
по ним необходимые меры;
32) запрашивают
информацию от других органов, организаций и учреждений с целью осуществления
деятельности по опеке и попечительству; (В редакции Закона Тамбовской области от
09.03.2016 № 644-З)
33)
взаимодействуют со средствами массовой информации по вопросам опеки и
попечительства;
34)
подготавливают документы, дающие право на признание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях;
(Дополнен – Закон Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
35)
устанавливают факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями
или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо
собственниками которых они являются; (Дополнен – Закон Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
36)
осуществляют контроль за использованием жилых
помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами
семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых
являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением
надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;
(Дополнен – Закон Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
37) заключают
договоры доверительного управления имуществом подопечных; (Дополнен – Закон
Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
38) дают
согласие на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними, достигшими
14-летнего возраста, в случаях, установленных федеральным законодательством;
(Дополнен – Закон Тамбовской области от
11.06.2015 № 542-З)
39) выдают
разрешения на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся,
достигшим возраста 14 лет, в случаях, установленных федеральным
законодательством. (Дополнен – Закон Тамбовской области от
11.06.2015 № 542-З)
(Статья в
редакции Закона Тамбовской области от 07.10.2011 г. № 64-З)
Статья 2. Срок наделения администраций городских
округов и муниципальных районов государственными полномочиями
Администрации городских
округов и муниципальных районов наделяются государственными полномочиями на
неограниченный срок.
Статья 3. Права и обязанности администраций
городских округов и муниципальных районов при осуществлении государственных
полномочий
1. Администрации городских
округов и муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий
имеют право на:
финансовое обеспечение
государственных полномочий за счет субвенции, выделяемой из бюджета Тамбовской области; (В редакции Закона Тамбовской
области от
07.12.2015 № 593-З)
дополнительное
использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных
полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального
образования;
принятие муниципальных
правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на
основании и во исполнение положений, установленных федеральным и областным
законодательством;
обращение в органы
исполнительной власти области за оказанием методической помощи по вопросам
осуществления государственных полномочий;
запрос в установленном
порядке и получение от организаций независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности необходимой информации для осуществления
государственных полномочий;
обжалование письменных
предписаний уполномоченных государственных органов по устранению нарушений
требований законов по вопросам осуществления государственных полномочий в
судебном порядке;
иные права в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской
области.
2. Администрации городских
округов и муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий
обязаны:
осуществлять переданные
государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с
законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и другими
нормативными правовыми актами Тамбовской области;
исполнять письменные
предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений
требований законов по вопросам осуществления государственных полномочий;
представлять в
администрацию Тамбовской области материалы, документы, планы работы и отчеты
по вопросам осуществления государственных полномочий;
выполнять иные
обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и
законодательством Тамбовской области при осуществлении государственных
полномочий.
3. В случае прекращения осуществления государственных полномочий
администрации городских округов и муниципальных районов обязаны
возвратить неиспользованные финансовые средства и материальные ресурсы,
предоставленные на осуществление государственных полномочий.
Статья 4. Права и обязанности органов
государственной власти Тамбовской области при осуществлении администрациями
городских округов и муниципальных районов государственных полномочий
1. Органы государственной
власти Тамбовской области имеют право:
определять цели и
приоритеты в развитии опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
запрашивать и получать
устную и письменную информацию по вопросам осуществления администрациями
городских округов и муниципальных районов государственных полномочий;
давать письменные
предписания по устранению нарушений требований нормативных правовых актов по
вопросам осуществления администрациями городских округов и муниципальных
районов государственных полномочий;
принимать нормативные
правовые акты по вопросам осуществления администрациями городских округов и
муниципальных районов государственных полномочий в пределах своей
компетенции;
разрабатывать и утверждать
формы отчетности об осуществлении государственных полномочий;
осуществлять иные права в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
Тамбовской области.
2. Органы государственной
власти Тамбовской области обязаны:
обеспечивать передачу
администрациям городских округов и муниципальных районов субвенций,
необходимых для осуществления государственных полномочий;
осуществлять контроль за исполнением администрациями городских округов
и муниципальных районов государственных полномочий, а также за использованием
ими предоставленных на эти цели субвенций;
давать разъяснения и
оказывать методическую помощь администрациям городских округов и
муниципальных районов по вопросам осуществления государственных полномочий;
оказывать содействие
администрациям городских округов и муниципальных районов в разрешении
вопросов, связанных с осуществлением ими государственных полномочий, а также
выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством области.
Статья 5. Финансовое обеспечение государственных
полномочий, переданных администрациям городских округов и муниципальных
районов
1. Финансовое обеспечение
государственных полномочий, переданных администрациям городских округов и
муниципальных районов, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых
местным бюджетам из бюджета Тамбовской области. (В
редакции Закона Тамбовской области от
07.12.2015 № 593-З)
Порядок расходования
субвенций устанавливается нормативным правовым актом администрации Тамбовской
области.
2. Финансовые средства,
необходимые для осуществления администрациями городских округов и
муниципальных районов государственных полномочий, предусматриваются в бюджете Тамбовской области на очередной финансовый
год и плановый период, и передаются органам местного самоуправления в
соответствии с бюджетным законодательством. (В
редакции Закона Тамбовской области от
07.12.2015 № 593-З)
3. Объем
субвенций местным бюджетам рассчитывается по формуле:
Si = ФЗПi + ФМТi,
где:
Si – объем субвенций местным бюджетам для финансового
обеспечения государственных полномочий по организации и осуществлению
деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан;
ФЗПi – расходы на
оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудников,
обеспечивающих в органах местного самоуправления муниципальных районов и
городских округов Тамбовской области осуществление государственных
полномочий, по организации и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее – сотрудников),
рассчитывается по формуле:
ФЗПi = (ДСi x
Чi x k
x 12) + (2ДСi x Чi), где:
ДСi – средний размер ежемесячного
денежного содержания сотрудников;
Чi – штатная численность
сотрудников;
k – коэффициент
отчислений по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на
обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской
Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности, в связи с материнством и от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования на обязательное медицинское страхование;
12 – число
месяцев в году;
2ДСi – выплата
на оздоровление в размере трехкратной величины среднего ежемесячного
денежного содержания; (В редакции Закона
Тамбовской области от 01.12.2016 № 25-З)
ФМТi – финансовый
норматив материально-технического обеспечения деятельности сотрудников,
рассчитывается по формуле:
ФМТi = PMTi x
Чi, где
РМТi – расходы на
материально-техническое обеспечение деятельности одного сотрудника, которые
включают в себя стоимость рабочего места (канцелярских товаров, бланочной
продукции, услуг связи, мебели, оргтехники), затраты на проведение рейдовых и
других мероприятий, обеспечение транспортными услугами и командировочными
расходами, аренду помещений, коммунальные услуги и прочие текущие расходы.
Штатная
численность сотрудников администраций определяется: (В редакции Закона
Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
в городских
округах и муниципальных районах области одна штатная единица на 3 тысячи
человек детского населения. (В редакции Закона Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
(Утратил силу –
Закон Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
(Утратил силу –
Закон Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
(Утратил силу –
Закон Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
(Утратил силу –
Закон Тамбовской области от 07.11.2013 г. № 332-З)
(Часть 3 в
редакции Закона Тамбовской области от 25.07.2012 г. № 180-З)
4. При расчете субвенций
учитываются принятые нормативные правовые акты области, повлекшие за собой
увеличение расходных обязательств области.
Статья 6. Порядок осуществления государственного контроля за осуществлением администрациями городских
округов и муниципальных районов государственных полномочий
1. Контроль
за осуществлением администрациями городских округов и муниципальных
районов государственных полномочий осуществляют Тамбовская областная Дума,
администрация Тамбовской области, исполнительные органы государственной
власти области.
2. Органы государственной
власти Тамбовской области осуществляют контроль в следующих формах:
проведения проверок
деятельности администраций городских округов и муниципальных районов по
осуществлению государственных полномочий;
истребования и получения
необходимой информации и документов, связанных с осуществлением
государственных полномочий, в том числе правовых актов администраций городских
округов и муниципальных районов, принимаемых по вопросам осуществления
государственных полномочий;
заслушивания отчетов
администраций городских округов и муниципальных районов, по осуществлению
государственных полномочий;
выдачи уполномоченными государственными
органами письменных предписаний по устранению нарушений требований законов по вопросам осуществления государственных
полномочий;
осуществления иных
контрольных полномочий в соответствии с законодательством.
Статья 7. Порядок отчетности администраций
городских округов и муниципальных районов об осуществлении переданных им
государственных полномочий
Отчетность администраций
городских округов и муниципальных районов об осуществлении переданных им
государственных полномочий устанавливается в виде полугодовых и годовых
статистических и аналитических отчетов, форма которых утверждается
администрацией Тамбовской области.
Статья 8. Ответственность администраций городских
округов и муниципальных районов за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей при реализации переданных государственных полномочий
Администрации городских
округов и муниципальных районов несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных
государственных полномочий, осуществляемых за счет субвенций из бюджета Тамбовской области, в соответствии с
федеральным законодательством и законами области. (В
редакции Закона Тамбовской области от
07.12.2015 № 593-З)
Статья 9. Основания и порядок прекращения
осуществления администрациями городских округов, муниципальных районов
переданных им государственных полномочий
1. Исполнение
государственных полномочий может быть прекращено в случае вступления в силу
федерального закона, закона Тамбовской области, в связи с которыми реализация
государственных полномочий становится невозможной.
2. Исполнение
государственных полномочий может быть прекращено или приостановлено законом
Тамбовской области в отношении одного или нескольких городских округов и
(или) муниципальных районов по следующим основаниям:
в случае неисполнения,
ненадлежащего исполнения администрациями городских округов и муниципальных
районов переданных государственных полномочий;
в случае выявления фактов
нарушений администрациями городских округов, муниципальных районов требований
настоящего Закона;
по иным основаниям,
предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством
области.
2. Возврат финансовых
средств и материальных ресурсов, переданных администрациям городских округов
и муниципальных районов для исполнения переданных государственных полномочий,
в случае прекращения или приостановления их исполнения администрациями
городских округов, муниципальных районов осуществляется в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством
области.
3. Решение о прекращении
осуществления администрациями городских округов и муниципальных районов переданных им государственных полномочий
принимается путем внесения соответствующих изменений в настоящий Закон или
признания его утратившим силу в установленном порядке.
Статья 10. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года. (В редакции Закона Тамбовской области от
07.12.2015 № 593-З)
|