Расширенный поиск
Указ Главы Администрации Смоленской области от 10.12.2001 № 2У К А З ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.12.2001г. N 2 г. Смоленск Об утверждении Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2001-2003 годы Руководствуясь пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации о совместном ведении с Российской Федерацией вопросов, касающихся защиты прав и свобод человека и гражданина, в целях консолидации усилий органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области и в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 34, пунктом 3 статьи 43 и пунктом 1 статьи 45 Устава Смоленской области постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2001 - 2003 годы. 2. Органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления в своей практической деятельности в вопросах, касающихся обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области, руководствоваться положениями Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2001-2003 годы. А.Д.Прохоров УТВЕРЖДЕНА Указом Главы Администрации Смоленской области от 10.12.2001г. N 2 КОНЦЕПЦИЯ обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2001 - 2003 годы ВВЕДЕНИЕ Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2001-2003 годы (далее - Концепция) - документ политического характера, разработанный в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и стратегию органов государственной власти в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан в Смоленской области. В основу Концепции положены принципы взаимоотношений человека и государства, признанные международным сообществом и закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, Уставе Смоленской области, областных законах. В Концепции дается оценка состояния правозащитной ситуации в Смоленской области, называются причины, порождающие нарушения конституционных прав и свобод граждан, сформулированы направления и задачи деятельности в соблюдении и предупреждении нарушений прав и свобод граждан. Предлагаемая система взглядов призвана способствовать выработке единой стратегии и тактики в реализации конституционных прав и свобод граждан на всех территориальных уровнях области. Действие Концепции, разработанной в соответствии с решением Смоленской областной Думы от 30 марта 2001 года, рассчитано на краткосрочный период, поскольку направления и задачи деятельности во многом определяются и корректируются темпами экономического развития области, имеющими в настоящее время тенденцию роста. Концепция одобрена решением третьей правозащитной конференции Смоленской области, состоявшейся 28 июня 2001 года. 1. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Анализ практики соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области за 1999-2000 годы свидетельствует о сохраняющейся устойчивой тенденции к нарушению конституционных прав граждан в различных сферах их жизнедеятельности, что подтверждается данными, приведенными в таблице. Дифференцированные данные об обращениях граждан к Уполномоченному по вопросам реализации прав и свобод за 1999-2000 годы. ГОДЫ ПО ГРУППАМ ПРАВ РАСМОТРЕНЫ В ПОЛЬЗУ ЗАЯВИТ. ЛИЧНЫЕ СОЦ.-ЭКОН. ПОЛИТИ- И КУЛЬТ. ЧЕСКИЕ 1999 52,2% 45,0% 2,8% 16,25% 2000 40,0% 58,9% 1,1% 21,9% Нарушения прав и свобод человека и гражданина являются последствиями глубокого системного кризиса практически во всех сферах жизни и деятельности государства, отразившегося на состоянии экономики, в расслоении общества, увеличении удельного веса населения, живущего за чертой бедности. Допускаемые нарушения, и более всего в социально-экономической сфере, во многом связаны с недостаточностью финансовых возможностей Смоленской области, призванной как субъект Российской Федерации согласно статье 72 Конституции Российской Федерации наряду с Российской Федерацией, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В значительной степени нарушения прав граждан обусловлены несовершенством законодательства, его противоречивостью и отсутствием в ряде случаев механизма реализации прав и свобод либо его медленной разработкой. Жалобы на антиконституционные действия нередко порождаются причинами субъективного порядка, когда должностные лица, обязанные признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и тем самым оперативно реагировать на обращения, недооценивают важность этого направления деятельности и при недостаточном знании современного изменяющегося законодательства формально и небрежно относятся к их рассмотрению. Нарушения конституционных прав поясняются также низким уровнем правовой подготовки (правовых знаний) населения Смоленской области, слабым общественным контролем, неразвитостью в регионе структур гражданского общества. Анализом подтверждается крайняя уязвимость в ходе проводимых социально-экономических преобразований, слабая защищенность в своих правах категорий граждан, относимых к "еще" или "уже" нетрудоспособным, в частности детей и матерей, инвалидов, ветеранов, а также граждан без определенного места жительства и рода занятий, лиц, изолированных от общества, не имеющих, как правило, возможности самостоятельного полнообъемного отстаивания своих прав. Наметившееся усиление внимания к ним нуждается в закреплении. Снижение такового в перспективе негативно отразится на экономическом, демографическом потенциале области, достижении и поддержании общественного согласия, оздоровлении населения, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия. 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНЫХ СТАНДАРТОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В настоящее время возрастает актуальность совершенствования, формирования законодательной базы, направленной на осуществление прав граждан, декларируемых Конституцией Российской Федерации. На первый план при этом выдвигаются такие задачи, как выработка правовых механизмов реализации прав граждан, устранение законодательных пробелов, противоречий, препятствующих установлению и действию единых нормативных стандартов, создание эффективного механизма контроля за соблюдением правозащитного законодательства. Решение этих задач определяется активным инициативным взаимодействием областной Думы, представителей власти Смоленской области, обладающих правом законодательной инициативы, с органами государственной власти Российской Федерации. Восполнение законодательства, в том числе федерального, и приведение его в соответствие с конституционными требованиями обеспечит устранение пробелов, противоречий в нормативном материале в области прав человека и гражданина. Совершенствование областного законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает разработку перспективного плана законотворчества с выделением первоочередных законов и определением времени принятия других законов по мере созревания политических, экономических и социальных условий, появления возможностей их финансового обеспечения. Нуждается в совершенствовании и сама процедура нормотворчества. Проекты нормативных актов, как правило, разрабатываются самими органами исполнительной власти, призванными их исполнять, в силу чего их собственные, внутриорганизационные интересы нередко выдвигаются на первый план в ущерб интересам человека и общества. Проекты таких нормативных актов должны в установленном порядке проходить обязательную правовую, в том числе и правозащитную экспертизу. Обеспечение единых стандартов защиты прав человека предполагает обязательность опубликования всех нормативных актов, связанных с правами граждан. Необходимо разработать областной закон, регламентирующий процедуру обнародования областных нормативных актов и нормативных актов органов местного самоуправления. В основу реализации единых стандартов на территории Смоленской области должно быть положено главное начало - неукоснительное соблюдение принципа прямого действия Конституции Российской Федерации. Приоритет единых стандартов гарантируется не только судебной защитой, но и эффективной деятельностью институтов внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе областной Думы, Главы Администрации области, института Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. 3. ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Главная цель этого направления - преодоление сложившейся инертности в невнимательном отношении должностных лиц к правам человека, обеспечении деятельностью государственных и муниципальных органов, реального приоритета прав и свобод человека. В достижении указанной цели важнейшими являются следующие задачи: правовая подготовка должностных лиц органов власти и управления по вопросам прав и свобод граждан; регламентация порядка рассмотрения обращений граждан с установлением административной ответственности за нарушение сроков их рассмотрения; устранение ограничений в информировании граждан о деятельности государственных и муниципальных органов; повышение контроля за исполнением должностными лицами обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. На первый план в числе задач выдвигается правовая подготовка как необходимое условие овладения должностными лицами органов власти и управления правовыми знаниями, их обновление, акцентирование внимания должностных лиц на базовых приоритетах их деятельности. Смысл правовой подготовки - ликвидация пробелов соответствующих правовых знаний, устранение и предупреждение профессиональной деформации. Это предполагает оказание содействия и поддержки органами власти, органами местного самоуправления любых форм и методов правового обучения (подготовки). Важной задачей в сфере взаимоотношений с гражданами является обновление на региональном уровне правового материала, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан. Инициативное использование полномочий, предоставленных области как субъекту Российской Федерации, дает возможность обновления названных норм, введения административной ответственности за нарушение прав граждан. Решение названных выше задач зависит от состояния правовой информированности граждан, нормотворческой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Должны приниматься меры к своевременному обнародованию в источниках официального опубликования принимаемых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и интересы граждан. Эффективность в достижении поставленной цели определяется неослабным контролем органов власти, органов местного самоуправления, ведомственным контролем за уровнем исполнения должностными лицами обязанности признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. 4. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Основная цель повышения роли общественности заключается в усилении значимости в первую очередь общественных организаций, как самодеятельных структур гражданского общества в защите прав и свобод, в их противодействии таким нарушениям. Это обязательное и непременное условие совместной эффективной деятельности в сфере обеспечения конституционных прав граждан. Реализация этого направления возможна путем решения следующих задач: формирования законодательной базы поддержки деятельности негосударственных организаций; обеспечения информационного доступа общественных организаций к нормативному материалу органов государственной власти, управления, органов местного самоуправления; организации центров поддержки общественных организаций. Правовое обеспечение поддержки деятельности некоммерческих организаций предполагает принятие и реализацию законодательных актов, регламентирующих взаимоотношения органов власти, органов местного самоуправления с указанными структурами, в том числе основанными на началах социального партнерства. На первый план при этом выдвигаются задачи устранения имеющегося правового вакуума во взаимоотношениях с государственными, муниципальными органами, стимулирования активности общественных организаций. Создание благоприятных условий деятельности общественных организаций связано с гласностью, устранением организационно- технических препятствий в получении в полном объеме, использовании в интересах граждан нормативных актов органов власти, управления, муниципальных органов, затрагивающих их права и свободы. Эффективность взаимодействия с общественными организациями определяется их организованностью. Созданием на уровне районов, городов центров общественных организаций определяется базовая основа информирования общественности о деятельности органов власти и муниципальных органов, обеспечиваются реальные предпосылки упреждения нарушений прав и свобод человека. 5. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Сохраняется низкий уровень просвещения граждан в сфере прав и свобод. Основной проблемой просвещения на данном этапе является нарушение прежней системы распространения правовых знаний по сравнению с дореформенным периодом. Отмечается избирательность в разъяснении современного правового материала, неполный охват правозащитной подготовкой учащихся общеобразовательных школ, молодежи, обучающейся в учреждениях начального профессионального образования, средних и высших профессиональных учебных заведениях неюридического профиля. Обеспечение соответствующего уровня знаний предполагает активность граждан в отстаивании прав и свобод, противодействии беззаконию. Главной целью образования и просвещения личности в данном случае является создание и поддержание у граждан такого уровня правовых знаний, который бы создавал благоприятные условия для реализации и защиты ими конституционных прав и свобод и исключал возможность их нарушения. В достижении указанной цели важнейшими являются следующие задачи: создание в Смоленской области системы просвещения граждан, обеспечивающей регулярность и оперативность распространения знаний о правах и свободах человека; правовое обучение учащихся общеобразовательных школ, молодежи, обучающейся в учреждениях начального профессионального образования, средних и высших профессиональных учебных заведениях неюридического профиля; системное совершенствование правовых знаний должностных лиц в сфере прав и свобод человека; организация оперативного информирования граждан о принятых нормативных актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека. 6. ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ, ОСОБО НУЖДАЮЩИЕСЯ В НЕОТЛОЖНОЙ ЗАЩИТЕ СВОИХ ПРАВ Первостепенное внимание следует обратить на те группы населения, которые в связи с изменениями, произошедшими в стране, оказались в крайне неблагоприятном положении. Дети. Смоленщина, как и Россия в целом, переживает сложнейший демографический кризис. Для нашей области этот процесс особенно болезненный. В 2000 году рождаемость в области на 19 процентов ниже, чем среднестатистическая по стране. Эта негативная ситуация усугубляется нарастающими явлениями безнадзорности, социального сиротства, неустроенностью детей-сирот, угрозой вовлечения детей в преступные и другие антиобщественные действия, опасностями наркомании детей и молодежи, ухудшением состояния их здоровья. Становится реальной угроза снижения интеллектуального, производственного, нравственного потенциала, что может привести к утрате культурной самобытности Смоленской области. Выравнивание этой ситуации невозможно без укрепления фундаментальной ячейки общества - семьи, заботы о подрастающем поколении. Важнейшими задачами обеспечения интересов семьи как демографической первоосновы, прав детей, молодежи являются: подъем и устойчивое развитие экономики области; усиление координирующей функции органа исполнительной власти в решении проблем материнства и детства; организация в регионе системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также укрепление сети интернатных учреждений; совершенствование областного законодательства, ориентированного на преодоление депопуляции населения, трудовую адаптацию обучавшейся молодежи и лиц молодого возраста, освободившихся из мест лишения свободы; обеспечение эффективности медико-социальных, профилактических и реабилитационных мероприятий, проводимых среди детей, молодежи. Решение задач в экономической сфере Смоленской области является главным, определяющим в обеспечении интересов материнства и детства, молодежи. Преодоление негативных процессов, достижение эффективности в решении указанных задач предполагает разработку системных программ и прогнозных документов, их оперативную корректировку, повышение координирующей роли органа исполнительной власти в консолидации усилий региональных ведомств, муниципальных органов, занимающихся проблемами защиты прав семьи, детей и молодежи. Важным фактором в соблюдении прав детей является профилактика безнадзорности и беспризорности, предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Важнейшее значение при этом приобретает координирующая деятельность органа исполнительной власти, призванная консолидировать усилия региональных ведомств, муниципальных органов, занимающихся проблемами семьи, детства и молодежи. Устойчивость внимания к правам детей и результативность в достижении поставленных целей определяются эффективностью действий органов опеки и попечительства, использованием передовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, развитием и совершенствованием сети имеющихся учреждений, созданием нового образовательного учреждения для малолетних правонарушителей, не подлежащих уголовной ответственности. Оптимизация демографической ситуации, эффективность использования трудового потенциала молодежи предполагает усиление внимания областной Думы и Главы Администрации области к стимулированию рождаемости, обеспечению эффективного контроля за соблюдением программ занятости выпускников школ, учреждений профессионального образования, молодежи, освободившейся из мест лишения свободы. Преодоление тенденции к снижению физического здоровья детей и молодежи, в том числе связанной с возрастанием потребления алкоголя и наркотических веществ, требует приоритетного финансирования здравоохранения и региональных программ в сфере профилактики и охраны здоровья детей и молодежи. Инвалиды. В Смоленской области за последние годы резко возросла численность инвалидов. Выплата пенсий и предоставляемые льготы не обеспечивают их социального благополучия. На первый план при этом выдвигаются такие задачи, как введение в регионе системы реабилитационных и адаптационных мероприятий, контроль за соблюдением законодательных требований в сфере трудоустройства инвалидов, создание условий, содействующих становлению и развитию у инвалидов направленности к самообеспечению с учетом сохраняющейся трудоспособности. Ветераны, пенсионеры. Эти группы населения в наибольшей степени пострадали от негативных сторон экономических реформ 90-х годов. Лишившись в результате инфляции почти всех своих накоплений и не имея возможности, в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья, продолжать работу, они, как правило, не в состоянии реализовать свое право на достойный уровень жизни. Первоочередными становятся следующие задачи: обеспечение подъема экономики региона и муниципальных образований, как одного из важнейших условий повышения уровня жизни ветеранов и пенсионеров, с учетом развития локальных систем социальной защиты; укрепление и совершенствование механизма контроля за соблюдением законодательства в сфере предоставления льгот ветеранам. Граждане без определенного места жительства и определенного рода занятий. В целях обеспечения конституционных прав граждан без определенного места жительства и определенных занятий, исполнения обязанности по защите государством их прав и свобод было бы целесообразно ввести систему учета этой категории граждан с организацией медико-социальных центров оказания им необходимой помощи. Лица, лишенные свободы. Важной задачей в соблюдении прав этой категории граждан является соблюдение норм санитарно-гигиенического и бытового содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах, разработка и реализация мер адаптационного характера после освобождения из мест содержания под стражей. Концепция отражает сложившееся положение и определяет пути решения узловых проблем защиты прав и свобод граждан, проживающих в Смоленской области. Она является первым документом не только в Смоленской области, но и в других субъектах Российской Федерации, формулирующим первоочередные предложения по совершенствованию региональных механизмов и процедур в сфере защиты прав человека и гражданина. Утверждение Концепции, разработка на ее основе и реализация мер в период 2001-2003 годов окажет позитивное воздействие на всю ситуацию, связанную с правами человека и гражданина, их обеспечением и защитой на территории Смоленской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|