Расширенный поиск

Решение Думы Смоленской области от 11.12.1997 № 236

 
                  РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                          от 11.12.97 N 236

                          ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ
                      СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                          ЗА 1994-1997 ГОДЫ


     Заслушав и обсудив отчет председателя  областной  Думы  Антуфьева
С.В.  о  работе  областной  Думы  первого  созыва  за  1994-1997 годы,
Смоленская областная Дума

РЕШИЛА:

     Отчет о работе областной Думы первого созыва  за  1994-1997  годы
утвердить.


Председатель
областной Думы                                            С.В.Антуфьев

======================================================================

                                ОТЧЕТ

        председателя Смоленской областной Думы Антуфьева С.В.
          о работе Смоленской областной Думы первого созыва
   за период с апреля 1994 года по ноябрь 1997 года (включительно)


     Подходит к  концу  работа  депутатов  Смоленской  областной  Думы
первого созыва,  это серьезный повод для того,  чтобы проанализировать
итоги  и уроки нашей деятельности.
     Смоленская областная      Дума      является      законодательным
(представительным)  органом государственной власти Смоленской области.
     Она осуществляет свои полномочия в  соответствии  с  Конституцией
РФ,  федеральным законодательством, Указами Президента РФ, собственной
нормативной правовой базой.
     Главной задачей  областной Думы является создание правовой основы
экономического,  социального  и  политического  развития,  максимально
обеспечивающего  стабильные  условия  жизни населения области.
     1994 - 1997 годы можно охарактеризовать  как  годы,  вобравшие  в
себя массу политических,  экономических, социальных проблем и событий.
И это,  конечно же,  нашло свое отражение в работе депутатов областной
Думы.
     Краткие общие  итоги  деятельности  Смоленской   областной   Думы
приведены    в    приложении.
     Рассмотрим работу  областной  Думы  последовательно   по   годам.
     Смоленская областная   Дума  должна  состоять  из  30  депутатов.
Первоначально,  20 марта 1994 года,  было избрано  25  депутатов  и  в
апреле  1994 года областная Дума приступила к работе,  затем в декабре
1994 года состоялись довыборы еще 5 депутатов по округам № 4, 5, 6, 7,
15.
     В 1994 году областной  Думой  на  11  заседаниях  рассмотрено  89
вопросов.   Их   рассмотрение   позволило   принять:
     правовых актов нормативного характера - 36,
     в том числе:
     * по компетенции и организации деятельности Смоленской  областной
Думы - 8;
     * по статусу  и  организации  деятельности  депутатов  Смоленской
областной  Думы  -  4;
     * по областному бюджету - 6;
     * по  областным  налогам  и сборам - 3;
     * по  планам  и  программам   социально-экономического   развития
области  -  4;
     * по  приватизации  и   собственности   -   4;
     правовых актов   ненормативного  характера  -  53.
     В 1994 году началось становление законодательных  органов  власти
субъектов РФ на основе новой Конституции РФ, поэтому приняты следующие
нормативные документы:
     Положение о Смоленской областной Думе;
     Регламент Смоленской областной Думы;
     Положение о постоянных комиссиях Смоленской областной Думы;
     Положение об управлении делами Смоленской областной Думы, а также
избраны   председатель  и  заместитель  председателя  областной  Думы,
утверждены структура и  штаты  Думы  и  составы  постоянных  комиссий,
принят  план  работы на 1994 год,  сформирован аппарат областной Думы.
     Характеризуя законотворческую  работу  областной  Думы,   следует
отметить   такое   важное   направление   как  участие  в  федеральном
законотворчестве. С этой целью депутаты и работники аппарата областной
Думы  в 1994 году 4 раза принимали участие в парламентских слушаниях в
Государственной Думе по  проектам  федеральных  законов  по  различным
тематикам   и  направлениям.
     Депутаты областной Думы совместно со специалистами администрации,
представителями  заинтересованных  ведомств  и организаций рассмотрели
170 проектов федеральных законов, направив по 34 из них свои замечания
и  предложения  в  Федеральное  Собрание.
     Смоленская областная  Дума  активно  использует   предоставленное
право  обращения  с законодательной инициативой в Федеральное Собрание
Российской  Федерации.
     За 1994    год    областная    Дума   выступила   со   следующими
законодательными инициативами:
     1. О  проекте  федерального  закона  "О  ветеранах"  (решение  от
06.09.94 N 46);
     2. О   проекте   федерального  закона  "О  внесении  изменений  и
дополнений в Закон РФ "О плате за землю" (решение от 29.09.94  N  54);
     3. О  внесении  изменений  и  дополнений в Закон РФ "О ветеранах"
(решение от 29.11.94 N 73).
     В 1994    году   депутатами   областной   Думы   активно   начала
использоваться  и  такая  форма  работы,  как  обращения  к  депутатам
Федерального   Собрания   Российской   Федерации,   к   Президенту   и
Правительству  Российской  Федерации:
     принято два  обращения по Катынскому захоронению и одно обращение
по вопросу снабжения населения области сжиженным газом.
     С целью  обмена  опытом  и  изучения деятельности законодательных
органов субъектов РФ депутаты и работники аппарата 1 раз  принимали  у
себя представителей других регионов.
     Достаточно плодотворно работали в  областной  Думе  4  постоянные
комиссии.
     За 1994 год постоянные комиссии провели 37 заседаний,  на которых
рассмотрено 124 вопроса.
     Постоянная комиссия по экономической реформе,  бюджету, налогам и
финансам  провела  10 заседаний,  рассмотрено 40 вопросов.
     Постоянная комиссия   по   вопросам   местного    самоуправления,
законности   и   правопорядка  провела  8  заседаний,  рассмотрено  26
вопросов.
     Постоянная комиссия  по  социальной политике провела 8 заседаний,
рассмотрено   24   вопроса.
     Постоянная комиссия  по  вопросам  агропромышленного  комплекса и
природопользованию провела 11 заседаний,  рассмотрено 34 вопроса.
     При председателе    областной    Думы    05.08.94    сформирована
Общественная палата,  утверждено Положение  о  ней.
     Теперь о  работе аппарата Смоленской областной Думы.
     Центральным вопросом  в  организационной  деятельности   аппарата
областной  Думы  является  подготовка  и  проведение  заседаний  Думы,
постоянных  комиссий  и  других  мероприятий,  проводимых   Думой.   О
количестве  проведенных  заседаний  Думы и постоянных комиссий сказано
выше.
     Придавая большое     значение    информированию    населения    и
общественности  о  работе  депутатов,  областной  Думой  в  1994  году
проведены  2  пресс  -  конференции председателя и депутатов областной
Думы;  с  начала  работы  Думы  начали  издаваться  сборники  "Решения
Смоленской  областной  Думы",  за 1994 год их было выпущено девять.
     В канцелярию областной Думы  поступило  1037  документов,  в  том
числе  50  законов  РФ,  167 Указов Президента РФ и т.д.,  а также 186
писем,  жалоб и заявлений граждан;  в среднем за месяц поступало около
90  документов.  Все  документы  требовали внимательного рассмотрения,
подготовки  ответов,  принятия  соответствующих  решений.
     В порядке  информационного обеспечения налажена с 1994 года связь
с  законодательными  структурами  государственной  власти  большинства
регионов,   с   которыми  ведется  обмен  сборниками  наиболее  важных
нормативных    документов,    выпускаемых    этими    законодательными
структурами.
     В 1994 году  начато  создание  автоматизированной  информационной
системы Смоленской областной Думы.
     Созданы основные   автоматизированные   рабочие   места,   начата
организация  и  внедрение  локальной вычислительной сети,  формируется
система информационных ресурсов.
     Перейдем к   следующему   1995   году.   После   гибели  депутата
Старовойтова С.Т.  в декабре  1994  года  состоялись  новые  выборы  в
избирательном округе N 23 в марте 1995 года,  где был избран депутатом
областной Думы  Ивашкин  Ю.И.
     В 1995  году  областной  Думой  на  16 заседаниях рассмотрено 122
вопроса.   Их   рассмотрение   позволило   принять:
     правовых актов нормативного характера - 44,
     в том числе:
     * по выборам и избирательной системе - 5;
     * по организации деятельности Смоленской областной Думы - 4;
     * по  статусу  и  организации  деятельности  депутатов Смоленской
областной Думы - 3;
     * по областному бюджету - 7;
     * по областным налогам и сборам - 5;
     * по   льготам   по  налогам  -  8;
     * по  планам  и  программам   социально-экономического   развития
области  -  4;
     правовых актов  ненормативного  характера  -  78.
     Прежде всего,  следует  отметить  напряженную  работу  Смоленской
областной Думы над разработкой и принятием Устава Смоленской  области.
Он  был  принят в целом 6 июля 1995 года и повторно принят 22 сентября
1995 года.  В качестве универсального правового документа он установил
перспективы   и   принципы   социально-экономического,   политического
развития  области  как  составной  части  России.  К  сожалению,  этот
основополагающий  документ  так и не был подписан главой администрации
области и Дума ввела его в действие  согласно  своему  Регламенту  без
участия высшего должностного лица области.
     Впервые был принят законом 28 декабря 1995 года и подписан главой
администрации  5  января  1996  года  бюджет на 1996 год.
     В 1995  году  приняты:
     Положение об избирательной комиссии Смоленской области;
     Положение о   порядке   назначения   областной    Думой    членов
избирательной  комиссии  Смоленской области,  а также утверждены члены
областной  избирательной  комиссии  и  члены  окружных   избирательных
комиссий.
     Проходило совершенствование  организации  деятельности  областной
Думы:
     принят новый  Регламент  Смоленской  областной  Думы,   а   также
утверждены  новые  структура и штаты,  Положение об аппарате областной
Думы.
     В 1995  году  страна  отметила  50-летие  Победы  над  фашизмом в
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
     И это,  конечно  же,  нашло  свое  отражение  в  работе депутатов
областной Думы: было выпущено обращение к жителям Смоленщины в связи с
50-летием  Победы,  разработана  и  утверждена  Программа подготовки и
празднования этой даты.
     Депутаты и  работники  аппарата областной Думы в 1995 году 13 раз
принимали участие в парламентских слушаниях в Государственной Думе  по
проектам  федеральных  законов  по различным тематикам и направлениям.
     Депутаты областной Думы совместно со специалистами администрации,
представителями  заинтересованных  ведомств  и организаций рассмотрели
206 проектов федеральных законов, направив по 57 из них свои замечания
и  предложения  в  Федеральное  Собрание.
     За 1995   год   областная   Дума    выступила    со    следующими
законодательными   инициативами:
     1. О необходимости разработки и принятия федерального  закона  "О
национализации   (реприватизации)  топливно-энергетического  комплекса
Российской Федерации"  (решение  от  29.06.95  N  62);
     2. О   проекте   федерального  закона  "О  внесении  изменений  и
дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О  налоге   на   прибыль
предприятий  и  организаций"  (решение от 24.08.95 N 78).
     В 1995  году  депутатами  областной  Думы   продолжено   активное
использование  обращений  к депутатам Федерального Собрания Российской
Федерации,  к Президенту и Правительству Российской Федерации,
     как по общим вопросам:
     * о необходимости первоочередного  принятия  федерального  закона
"Об общих принципах организации системы органов государственной власти
субъектов РФ";
     * о скорейшем принятии нормативных актов по вопросам установления
общих принципов организации  системы  местного  самоуправления;
     * об  агрессии НАТО против сербов,
     так и по смягчению  социальной  напряженности  в  области:
     * по  снабжению  области  сжиженным газом для коммунально-бытовых
услуг;
     * по  изменению  схемы  поставки  электроэнергии для нужд области
(право покупать дешевую электроэнергию Смоленской атомной станции);
     * по   необходимости   решения   на  федеральном  уровне  вопроса
финансирования учреждений уголовно - исполнительной системы области;
     * по  своевременному  предоставлению  области денежных средств на
выплату  пенсий  и  пособий;
     * по  выделению  на  нужды  области  продовольственного  зерна из
государственных  резервов.
     С целью  обмена  опытом  и  изучения деятельности законодательных
органов субъектов РФ депутаты и работники аппарата 2 раза принимали  у
себя  представителей  других  регионов.
     В 1995 году областной Думой начала применяться такая форма работы
как    поддержка    законодательных   инициатив,   обращений   органов
законодательной   (представительной)   власти   субъектов   РФ,   было
поддержано 4 таких обращения.
     За 1995 год постоянные комиссии провели 57 заседаний,  на которых
рассмотрено 284 вопроса.
     Постоянная комиссия по экономической реформе,  бюджету, налогам и
финансам  провела  16 заседаний,  на которых рассмотрела 128 вопросов.
     Постоянная комиссия   по   вопросам   местного    самоуправления,
законности   и  правопорядка  провела  16  заседаний,  рассмотрено  59
вопросов.
     Постоянная комиссия  по социальной политике провела 16 заседаний,
на которых рассмотрела 52 вопроса.
     Постоянная комиссия  по  вопросам  агропромышленного  комплекса и
природопользованию  провела  9  заседаний,  рассмотрено  45  вопросов.
     Областной Думой  в 1995 году проведены 4 пресс - конференции;  за
1995 год было выпущено девять сборников "Решения Смоленской  областной
Думы",  а  также  отдельными  изданиями  "Устав  Смоленской области" и
"Регламент Смоленской  областной  Думы".
     С 1995  года  начат  выпуск  "Информационных бюллетеней" в помощь
депутатам и работникам аппарата областной Думы,  за 1995 год  выпущено
четыре  таких  бюллетеня.
     В канцелярию областной Думы  поступило  1796  документов,  в  том
числе  224  закона  РФ,  267 Указов Президента РФ и т.д.,  а также 159
писем,  жалоб и заявлений граждан;  в среднем за месяц поступало около
150  документов.
     В 1995    году    продолжается    создание     автоматизированной
информационной системы Смоленской областной Думы.
     Создан информационно   -    аналитический    отдел    как    ядро
информационной   системы   областной  Думы:  осуществлено  правовое  и
организационное становление отдела, обеспечение отдела вычислительными
ресурсами.
     Создаются новые      автоматизированные      рабочие       места,
совершенствуется    локальная    вычислительная   сеть,   продолжается
формирование системы информационных ресурсов.
     Внедрена информационно  -  правовая  система  "Консультант Плюс".
     Организован телекоммуникационный  узел  связи  на   базе   канала
"Искра-2"   для   обмена   информацией  с  Федеральным  Собранием  РФ,
Администрацией Президента РФ, регионами России.
     Коротко охарактеризуем следующий 1996 год.
     В 1996 году областной  Думой  на  12  заседаниях  рассмотрен  191
вопрос. Их рассмотрение позволило принять:
     правовых актов нормативного характера - 56,
     в том числе:
     * по выборам и избирательной системе - 6;
     * по организации деятельности Смоленской областной Думы - 11;
     * по местному самоуправлению - 7;
     * по административно - территориальному устройству области - 3;
     * по областному бюджету - 4;
     * по областным налогам и сборам - 7;
     * по льготам по налогам - 6;
     * по социально - культурному законодательству - 4;
     * по природопользованию и охране окружающей среды - 2;
     правовых актов ненормативного характера - 135.
     1996 год  стал  для   областной   Думы   годом   законодательного
оформления  местного  самоуправления,  приняты  следующие  законы:
     "О местном  самоуправлении  в  Смоленской  области";
     "О выборах  органов  и  должностных лиц местного самоуправления в
Смоленской области";
     "Об административно   -   территориальном  устройстве  Смоленской
области";
     "О порядке   регистрации   уставов  муниципальных  образований  в
Смоленской области";
     "О порядке   осуществления   права   законодательной   инициативы
органами местного   самоуправления  в  Смоленской  области",  а  также
выборов в представительные  органы  местного  самоуправления,  которые
состоялись 8 декабря 1996 года.
     Серьезная и  последовательная  работа  областной Думы по созданию
законодательной базы,  а затем по подготовке и  проведению  выборов  в
представительные   органы   местного   самоуправления   области   дала
положительные результаты.  В области были образованы 27  муниципальных
образований,  в  них сформированы 26 представительных органов местного
самоуправления,  из 335 депутатов избрано 324.
     В 1996 году приняты такие важные законы, как:
     "О Референдуме Смоленской области",  который так  и  не  подписан
главой  администрации;
     "Об официальном опубликовании и вступлении в силу законов и  иных
нормативных правовых актов,  принятых Смоленской областной Думой";
     "О Смоленской областной Думе";
     "О выборах  депутатов  Смоленской  областной  Думы";
     "О порядке  отзыва  депутата  Смоленской  областной   Думы";
     "О предоставлении жилища по договору найма в Смоленской области";
     "О бюджетной  классификации  Смоленской  области".
     Приняты два  закона  по  природопользованию  и  охране окружающей
среды: "О природопользовании в Смоленской области", "О защите растений
в   Смоленской   области".
     В области  социально  -  культурного   законодательства   приняты
следующие  законы:  "О  физической  культуре  и  спорте  в  Смоленской
области",  "О присвоении имен государственных и общественных деятелей,
знаменитых   людей   предприятиям,   учреждениям,   организациям",  "О
государственной   поддержке   молодежных   и   детских    общественных
объединений в Смоленской области",  "О защите прав ребенка".
     Проходило совершенствование  организации  деятельности  областной
Думы:
     принято Положение  о   контрольно-счетном   комитете   Смоленской
областной Думы,  Положение об аккредитации работников средств массовой
информации  при  Смоленской  областной  Думе,  Положение  о  "Вестнике
Смоленской  областной Думы",  приняты изменения в Регламент Смоленской
областной Думы,  а также утверждена концепция информатизации областной
Думы.
     Начиная с 1996 года областной Думой стали  приниматься  областные
законы,  за  1996  год их принятие характеризуется следующими данными:
     ВСЕГО рассмотрено законопроектов - 47;
     Принято областной Думой в целом  - 40;
     Опубликовано                       - 34;
     Вступило в действие              - 34;
     Принято во втором чтении  -    1;
     Принято в первом чтении     -   6.

     Депутаты и  работники  аппарата  областной Думы в 1996 году 8 раз
принимали участие в парламентских слушаниях в Государственной Думе  по
проектам  федеральных  законов  по различным тематикам и направлениям.
     Депутаты областной Думы совместно со специалистами администрации,
представителями  заинтересованных  ведомств  и организаций рассмотрели
264 проекта федеральных законов,  направив по 71 из них свои замечания
и  предложения  в  Федеральное  Собрание.
     За 1996   год   областная   Дума    выступила    со    следующими
законодательными инициативами:
     1. О внесении изменений и  дополнений  в  Федеральный  закон  "Об
общих  принципах организации местного самоуправления в РФ" (решение от
30.01.96 N 8);
     2. О  проекте  федерального конституционного закона "Об изменении
редакции статьи 43 главы 2 Конституции Российской Федерации"  (решение
от 14.03.96 N 31);
     3. О  внесении  изменений  и  дополнений  в   Кодекс   РСФСР   об
административных  правонарушениях  (решение от 31.10.96 N 177);
     4. О  необходимости  разработки  федерального  закона   "О   днях
общенационального  траура в Российской Федерации" (решение от 28.11.96
N 187).
     В 1996   году   депутатами  областной  Думы  продолжено  активное
использование обращений к депутатам Федерального  Собрания  Российской
Федерации,  к Президенту и Правительству Российской Федерации,
     как по общим вопросам:
     * о разработке в первоочередном порядке ряда нормативных актов;
     * заявление в связи с войной на Северном Кавказе;
     * о    принятии    федерального   закона   о   статусе   депутата
законодательного  органа  субъекта  Российской  Федерации,  так  и  по
смягчению   социальной  напряженности  в  области:
     * об обеспечении Смоленской области электроэнергией от Смоленской
АЭС;
     * о  государственной  поддержке  учреждений  системы   начального
профессионального образования.
     Также Смоленской областной Думой в 1996 году поддержано Обращение
профсоюзных  организаций  Смоленской  области  к Президенту Российской
Федерации  и  Правительству  Российской  Федерации   по   стабилизации
социально  -  экономической  ситуации  в  стране и области и поддержан
проект федерального закона  "О  мерах  по  исполнению  Закона  РФ  "Об
образовании"   в   части   оплаты   труда   педагогических  работников
государственных   и    муниципальных    образовательных    учреждений,
финансируемых  за  счет  средств  бюджетов  субъектов  РФ  или местных
бюджетов",  разработанный  комитетом  Совета  Федерации   Федерального
Собрания   Российской   Федерации  по  науке,  культуре,  образованию,
здравоохранению  и  экологии.
     С целью  обмена  опытом  и  изучения деятельности законодательных
органов субъектов РФ депутаты и работники аппарата 5  раз  побывали  в
законодательных  (представительных)  органах  власти  других  регионов
России,  а  также  2  раза  принимали  у  себя  представителей  других
регионов.
     В 1996 году  областной  Думой  активно  применяется  такая  форма
работы  как  поддержка  законодательных  инициатив,  обращений органов
законодательной   (представительной)   власти   субъектов   РФ,   было
поддержано  16  таких  инициатив  и обращений.
     За 1996 год постоянные комиссии провели 57 заседаний,  на которых
рассмотрен  321 вопрос.
     Постоянная комиссия по экономической реформе,  бюджету, налогам и
финансам  провела  13 заседаний,  на которых рассмотрела 118 вопросов.
     Постоянная комиссия   по   вопросам   местного    самоуправления,
законности  и  правопорядка  провела  22  заседания,  рассмотрено  104
вопроса.
     Постоянная комиссия  по социальной политике провела 12 заседаний,
на которых рассмотрела 60 вопросов.
     Постоянная комиссия  по  вопросам  агропромышленного  комплекса и
природопользованию провела 10 заседаний,  рассмотрено 39 вопросов.
     11 июня 1996 года утверждено Положение об общественной палате при
Смоленской областной Думе,  а не при председателе областной Думы,  как
это   было   ранее.  Общественная  палата,  призвана  расширить  связь
депутатов с населением нашего региона в период подготовки  нормативных
правовых  актов,  вырабатывать рекомендации по социально-экономическим
вопросам. Согласно Положению в Общественную палату вошли представители
действующих  на  территории  области  партий,  движений,  общественных
организаций,  объединений товаропроизводителей и предпринимателей.
     За 1996  год  состоялось  6  заседаний  Общественной  палаты,  на
которых были обсуждены вопросы и сформированы  пакеты  предложений  по
ряду   нормативных  актов:
     "О местном  самоуправлении  в  Смоленской  области";
     "О выборах  депутатов  Смоленской  областной  Думы";
     "О статусе   депутата    Смоленской    областной    Думы";
     "Об административно-территориальном     устройстве     Смоленской
области";
     "О выборах  органов  и  должностных лиц местного самоуправления в
Смоленской области" и так далее.
     Областной Думой  в  1996 году проведены 5 пресс - конференций,  4
телепередачи,  6 радиопередач;  за 1996 год было выпущено три сборника
"Решения Смоленской областной Думы.  Областные законы", а также с 1996
года начат выпуск "Вестника Смоленской областной Думы" -  официального
периодического издания областной Думы, за 1996 год выпущено пять таких
сборников.  В 1996 году были изданы девять "Информационных бюллетеней"
в помощь депутатам и работникам аппарата областной Думы.
     В канцелярию областной Думы  поступило  2056  документов,  в  том
числе  150  законов РФ,  608 Указов Президента РФ и т.д.,  а также 103
письма, жалобы и заявления граждан; в среднем за месяц поступало около
170  документов.
     Модернизируется имеющаяся вычислительная техника в соответствии с
изменением    информационных   технологий.
     Внедрена новая   версия   информационно   -   правовой    системы
"Консультант  Плюс"  с  общим  количеством  документов  56632 единицы.
     Формируются базы и банки  данных,  включая  внедрение  прикладных
информационных систем:
     * "Решения Смоленской областной Думы"
     * "Законы Смоленской области"
     * "Законодательство субъектов РФ"
     * "Смоленская  областная  Дума"
     * "Законодательные органы  власти  РФ"
     * "Прогноз социально - экономического развития Смоленской области
на текущий  год"
     * "Календарь   памятных  дат  на  текущий  месяц"
     * "Телефонный справочник"
     Осуществляется обеспечение  нормативно - правового взаимодействия
Смоленской областной Думы и внешних абонентов в сфере  информационного
обеспечения,  а также обеспечение телекоммуникационного взаимодействия
с внешними информационными ресурсами  на  федеральном  и  региональном
уровнях.
     В ноябре 1996 года умер депутат Мещеряков В.С.  и новые выборы  в
избирательном  округе  N  3 не проводились.
     Далее о работе Думы за 11 месяцев 1997 года.
     В апреле   1997  года  досрочно  прекращены  полномочия  депутата
Цуренкова В.Е.  в связи с переходом на работу в органы  прокуратуры  и
новые  выборы  в  избирательном округе N 16 не проводились.  Областная
Дума завершает свою работу имея в составе 28 депутатов.
     По состоянию   на  01.12.97  областной  Думой  на  10  заседаниях
рассмотрено 223 вопроса.  Их рассмотрение позволило принять:
     правовых актов нормативного характера - 55,
     в том числе:
     * по выборам и избирательной системе - 6;
     * по организации деятельности Смоленской областной Думы - 4;
     * по местному самоуправлению - 4;
     * по областному бюджету - 6;
     * по областным внебюджетным фондам - 6;
     * по областным налогам и сборам - 3;
     * по льготам по налогам - 8;
     * по социально - культурному законодательству - 9;
     * по административному законодательству - 3;
     правовых актов ненормативного характера - 168.
     Нынешний год в некоторой степени особенный,  поскольку 1997 год -
это год выборов нового состава депутатского корпуса.  На финише работы
областной  Думы можно уже подвести некоторые итоги ее деятельности.
     В 1997 году областная Дума продолжила законодательное  оформление
местного  самоуправления,  приняты следующие законы:
     "О муниципальных должностях  и  муниципальной  службе  Смоленской
области";
     "О собраниях (сходах) граждан в Смоленской области";
     "О местном референдуме в Смоленской области";
     "О статусе    депутата    представительного    органа    местного
самоуправления";
     "О порядке наделения органов местного  самоуправления  Смоленской
области отдельными государственными полномочиями".
     В 1997 году принят закон "О статусе депутата Смоленской областной
Думы",  а  также в августе 1997 года назначены на 21 декабря 1997 года
выборы депутатов Смоленской областной Думы.
     В связи  с  необходимостью  проведения в апреле 1998 года выборов
главы администрации области принят закон "О  выборах  главы  областной
администрации".
     В области  социально  -  культурного   законодательства   приняты
следующие  законы:  "Об  ответственности  работодателя за нарушение на
территории  Смоленской  области  законодательства   РФ   о   занятости
населения",  "Об  образовании  в Смоленской области",  "Об обеспечении
прав граждан в жилищно-коммунальной сфере Смоленской области".
     В 1997  году  приняты  такие  важные для текущего момента законы,
как:
     "О дополнительных   ограничениях   при   реализации   алкогольной
продукции на территории Смоленской области",
     "Об установлении   границы   г.  Смоленска",
     "О порядке сбора, хранения, перемещения, сдачи и переработки лома
и отходов цветных и черных металлов на территории Смоленской области",
     "Об охране труда в Смоленской области",
     "Об участии   населения   в   охране   общественного  порядка  на
территории   Смоленской    области".
     Проходило совершенствование  организации  деятельности  областной
Думы:  утверждены новые  структура  и  штаты,  Положение  об  аппарате
областной  Думы.
     Депутаты и работники аппарата областной Думы в 1997  году  5  раз
принимали  участие в парламентских слушаниях в Государственной Думе по
проектам федеральных законов по различным  тематикам  и  направлениям.
     Депутаты областной Думы совместно со специалистами администрации,
представителями заинтересованных ведомств  и  организаций  рассмотрели
241 проект федеральных законов, направив по 58 из них свои замечания и
предложения  в  Федеральное  Собрание.
     За 1997    год    областная    Дума   выступила   со   следующими
законодательными инициативами:
     1. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации
"О плате за землю" (решение от 27.02.97 N 37),
     2. О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  "О  федеральном
бюджете на 1997 год" (решение от 27.11.97  N  219),  а  также  просила
Правительство   Российской   Федерации   дать   заключение  на  проект
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений  в  Федеральный
закон  "О  тарифах  страховых  взносов  в  Пенсионный  фонд Российской
Федерации,  Фонд   социального   страхования   Российской   Федерации,
Государственный  фонд  занятости  населения  Российской  Федерации и в
Фонды   обязательного   медицинского   страхования   на   1997   год",
подготовленный  Смоленской областной Думой (решение от 27.02.97 N 45).
     В 1997 году Смоленская областная Дума впервые  использовала  свое
право   обращения   в   Конституционный   суд   Российской  Федерации,
обратившись туда с запросом  о  соответствии  Федерального  закона  "О
выборах   депутатов   Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской Федерации" Конституции РФ в части реализации  избирательных
прав   граждан.
     Областной Думой  также  было  принято  обращение  к  президентам,
парламентам   и   правительствам  Российской  Федерации  и  республики
Беларусь "Об избрании местом расположения штаб - квартиры союза России
и  Белоруссии  города  -  героя  Смоленска".
     С целью обмена опытом  и  изучения  деятельности  законодательных
органов  субъектов  РФ депутаты и работники аппарата 2 раза побывали в
законодательных  (представительных)  органах  власти  других  регионов
России,  а  также  4  раза  принимали  у  себя  представителей  других
регионов.
     В 1997  году областной Думой продолжает активно применяется такая
форма  работы  как  поддержка  законодательных  инициатив,   обращений
органов  законодательной (представительной) власти субъектов РФ,  было
поддержано 30 таких инициатив и обращений.
     За 11 месяцев 1997 года постоянные комиссии провели 58 заседаний,
на которых рассмотрено 390 вопросов.
     Постоянная комиссия по экономической реформе,  бюджету, налогам и
финансам провела 14 заседаний,  на которых рассмотрела  136  вопросов.
     Постоянная комиссия    по   вопросам   местного   самоуправления,
законности  и  правопорядка  провела  22  заседания,  рассмотрено  118
вопросов.
     Постоянная комиссия по социальной политике провела 10  заседаний,
на  которых  рассмотрела 75 вопросов.
     Постоянная комиссия по  вопросам  агропромышленного  комплекса  и
природопользованию провела 12 заседаний,  рассмотрен 61 вопрос.
     Кроме деятельности в постоянных комиссиях депутаты областной Думы
много  внимания  уделяют  работе  с избирателями в своих избирательных
округах,  принимали активное участие в общественно-политической  жизни
области.
     За 11 месяцев  1997  года  состоялось  6  заседаний  Общественной
палаты,  на  которых  были  обсуждены  вопросы  и  сформированы пакеты
предложений  по  ряду  нормативных  актов:
     "О муниципальной   службе  Смоленской  области";
     "Об упрощенной системе налогообложения в  Смоленской  области"  и
так  далее.
     Придавая большое    значение    информированию    населения     и
общественности  о  работе  депутатов,  областной  Думой  в  1997  году
проведены 4 пресс - конференции,  2 телепередачи,  4 радиопередачи; за
1997 год выпущено шесть "Вестников Смоленской областной Думы", а также
изданы  десять  "Информационных  бюллетеней"  в  помощь  депутатам   и
работникам  аппарата  областной  Думы.
     В канцелярию областной Думы поступило 1853 документа, в том числе
141  закон  РФ,  330  Указов Президента РФ и т.д.,  а также 106 писем,
жалоб и заявлений граждан;  в среднем за  месяц  поступало  около  170
документов.
     Продолжается создание новых автоматизированных рабочих  мест,  на
сегодняшний  день их в областной Думе уже восемнадцать.
     Увеличивается производительность   обработки    документированной
информации  и  повышается  ее качественное оформление с использованием
сканера,  лазерного принтера,  цветного принтера.
     С целью   увеличения  производительности  прохождения  документов
организована система внешней и внутренней электронной почты.
     Внедрена информационно    -   поисковая   система   "Энциклопедия
Российского  права".  С  помощью  системы  "Консультант  Плюс  Регион"
обеспечен  доступ  к  электронным  базам  данных  58  регионов России.
Смоленская областная Дума подключена к информационной сети Интернет.
     В 1997  году  в  Смоленской областной Думе выступили с отчетами о
своей  работе  депутаты  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской Федерации от Смоленской области Лукьянов А.И.  и Абраменков
Д.Н.
     Смоленская областная    Дума   в   1997   году   провела   четыре
семинара-совещания с руководителями представительных органов  местного
самоуправления,   на  которых  рассмотрены  различные  аспекты  работы
органов местного самоуправления.
     На 1 декабря 1997 года принятие законов с начала работы областной
Думы   характеризуется   следующими   данными:
     ВСЕГО рассмотрено законопроектов - 111;
     Принято областной Думой в целом  - 98;
     Опубликовано                       - 75;
     Вступило в действие              - 75;
     Принято во втором чтении  -   3;
     Принято в первом чтении     - 10.
     Сегодня мы  можем сказать,  что в целом,  прошедший период работы
был достаточно плодотворным и практически заложил те основы,  на  базе
которых будут формироваться и вести свою законотворческую деятельность
последующие составы законодательного (представительного) органа власти
в масштабе области.
     Работа Смоленской областной Думы за истекшее время показала,  что
она  последовательно  реализует  права,  предоставленные  Конституцией
Российской Федерации,  самостоятельно принимает  законы  области.  Это
качественно  меняет  суть  работы законодательного (представительного)
органа  власти,  повышает  ответственность  депутатов  за  принимаемые
нормативные  правовые  акты,  заставляет  каждого  депутата мыслить на
перспективу.
     Вместе с  тем,  в законотворческой деятельности имеются трудности
как субъективного,  так и объективного плана.
     До настоящего  времени  не разграничены полномочия Федерации и ее
субъектов в законодательной сфере по вопросам совместного ведения. Это
затрудняет   определение   областью   сферы   собственного   правового
регулирования.  В  то  же  время  в  соответствии  с  Конституцией  РФ
областные  законы по вопросам совместного ведения должны приниматься в
соответствии  с  федеральными.  Принятие  многих  федеральных  законов
затягивается, тем самым сдерживается принятие региональных законов.
     Но есть проблемы субъективного характера.
     В законотворческом  деле  мы не избежали методологических ошибок.
Планы законопроектной деятельности бывали перегружены, не всегда верно
распределялись   приоритеты,  мы  переоценивали  реальные  возможности
администрации и областной Думы в подготовке отдельных законов. По мере
накопления  опыта  необходимо  устранять  эти  недостатки.
     Необходимо принять законы в развитие положений  Устава,  а  также
внести элементы системности в законотворческий процесс;  перспективным
представляется принятие законов по пакетному принципу и  осуществление
стратегического  планирования законодательной деятельности в области и
регионе в  целом.
     Необходим комплексный  подход  к  законотворческой  деятельности:
если на законодательном  уровне  был  разработан  и  утвержден  статус
Смоленской области как субъекта Российской Федерации,  основы местного
самоуправления в области,  выборные законы, то крайне слабо или вообще
не  разработаны правовые механизмы социально - экономического развития
области,  преодоления кризиса в сфере  бюджетной  политики,  борьбы  с
преступностью,   социальных   отношений,   а   также  система  органов
государственной власти области,  формы и структура их  взаимоотношений
между собой и с органами местного самоуправления.
     Создавая собственную нормативную правовую базу области, мы должны
заботиться   не   только   о   принятии  качественных  законов,  но  и
обеспечивать их безусловное исполнение.  В  связи  с  этим  работникам
судов  и  прокуратуры  следует  иметь  в  виду,  что  по мере развития
областного законодательства перед ними встанут задачи по защите Устава
и    других    областных   законов.
     Не умаляя   роли   федеральных   правоохранительных   органов   в
обеспечении   исполнения   законов,   следует  усилить  работу  такого
областного контрольного органа как  Контрольно-счетный  комитет,  а  в
дальнейшем сформировать и Уставную палату области.
     Несмотря на большое количество принятых  очень  важных  и  нужных
нормативных  правовых  актов,  не  всегда удается исполнить намеченные
планы работы.  Связано это с тем,  что программа нашей деятельности не
всегда выполнима, так как многие внесенные вопросы носят декларативный
характер и не всегда находятся в компетенции законодательного  органа.
    Имеются недостатки   в   организации  законотворческого  процесса,
затягиваются сроки разработки  отдельных  законопроектов,  допускается
проволочка  в  работе по подготовке других нормативных правовых актов.
Из-за низкого качества подготовки некоторые вопросы переходят из плана
в   план,  оставаясь  нереализованными.
    На рассмотрение Думы порой вносятся слабо проработанные проекты, в
результате  уходит  много  времени  на  их  доработку  и  обсуждение в
процессе подготовки для внесения на заседание.
    Все это   в   значительной  степени  усложняет  работу  постоянных
комиссий  и  аппарата  областной  Думы.
    Необходимо отметить,  что в законодательных органах,  где депутаты
трудятся, как правило, не на постоянной основе (к ним относится и наша
областная Дума), основная нагрузка по воплощению предложений депутатов
в проекты законов и постановлений ложится на сотрудников аппарата.  От
такой  практики  надо  постепенно  отходить,  а  для  этого необходимо
активнее   привлекать   для   разработки   конкретных   законопроектов
специалистов    соответствующего   профиля   из   числа   финансистов,
экономистов, хозяйственных руководителей различных форм собственности,
ученых,   преподавателей  высших  учебных  заведений  и,  естественно,
правоведов.  Может быть необходимо создать какой - либо консультативно
-  правовой орган для таких разработок.
     К сожалению,  до   сегодняшнего   дня   продолжается   "стихийное
внесение"  законопроектов от субъектов законодательной инициативы чуть
ли  не  накануне  заседаний.
     Следует отметить  и  такой  факт,  как  участившаяся  низкая явка
депутатов на заседания постоянных комиссий,  перенос  срока  заседания
комиссий  и  проведение  их  буквально накануне заседания Думы,  что в
целом усложняет работу аппарата,  да и самой  Думы.
     К сожалению,  не  удалось  решить  проблему стабильного и полного
финансированием деятельности Думы.
     Многие из   тех   недостатков,   которые   я  сейчас  перечислил,
безусловно,  предстоит решать теперь уже новому  составу  депутатского
корпуса,  но  я  хотел  бы  просто  сказать,  что  несмотря на вот эти
достаточно  серьезные  моменты,  в  принципе  мы  все-таки,  наверное,
оставим неплохое наследство для тех, кто будет работать в Думе второго
созыва.  Это наследство и в виде подготовленных  законопроектов,  и  в
виде   наработанной   системы  проведения  заседаний  Думы,  заседаний
постоянных   комиссий,   квалифицированного   коллектива   сотрудников
аппарата  Думы.
     И пользуясь случаем,  просто хотелось бы высказать убеждение, что
наш  представительный областной орган,  областная Дума второго созыва,
все-таки сделает больше и пойдет гораздо дальше нас  в  этом  вопросе.
Ну,  а мы должны все-таки себя успокоить мыслью, что надежная база для
этой работы была создана нами.
     В заключение  хотел  бы  проинформировать непосредственно о своей
деятельности в качестве председателя Смоленской областной Думы и члена
Совета Федерации.
     Моей основной задачей как председателя Думы является  обеспечение
надлежащих  условий  для  осуществления  депутатами  своих полномочий,
координация  деятельности  постоянных  комиссий   и   аппарата   Думы,
осуществление   взаимодействия   с   администрацией  области,  судами,
органами местного самоуправления,  федеральными структурами,  органами
власти  субъектов Федерации.  Была продолжена практика личных встреч с
представителями трудовых коллективов,  общественности. При этом считаю
наиболее  важными для себя встречи и беседы с членами органов местного
самоуправления.
     Как член Совета Федерации продолжаю работу в качестве заместителя
председателя в комитете по делам Федерации,  Федеративному договору  и
региональной   политике,   где  курирую  блок  вопросов,  связанных  с
развитием федеративных отношений в России.
     Участвовал в   согласительных  комиссиях  по  проектам  следующих
федеральных законов:  "О принципах и порядке  разграничения  предметов
ведения  и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" (в  качестве
сопредседателя),  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в  референдуме  граждан  Российской  Федерации",  "О  внесении
изменений  и  дополнений  в  закон  РСФСР "О милиции",  "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях",  работа  некоторых  из  этих  комиссий
продолжается.
     В рабочей  группе  Совета  Федерации  (в  качестве  руководителя)
участвую  в  подготовке  Федеративного  Кодекса  Российской Федерации.
     Утвержден представителем Совета Федерации в  постоянной  комиссии
по    государственному   строительству   и   местному   самоуправлению
Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ.
     О своей   работе  стараюсь  подробно  информировать  депутатов  и
жителей области через  средства  массовой  информации.
     Еще раз хочу подчеркнуть,  что в работе постоянную и существенную
поддержку мне оказывали и оказывают депутаты и аппарат областной Думы,
руководители  и  специалисты  администрации области,  главы и депутаты
местного самоуправления,  руководители предприятий и  учреждений,  мои
избиратели.
     Пользуясь случаем,  хотел бы от всей души  поблагодарить  вас  за
огромную поддержку и выразить вам слова признательности.
     Подводя итог сказанному,  можно отметить,  что вот уже более трех
лет в области активно развивается законотворческий процесс, определены
его базовые механизмы, приняты основополагающие правовые документы.
     На сегодняшний день законодательная власть в нашей области в лице
областной Думы стала серьезным фактором социально -  экономического  и
политического   становления   и  развития  не  только  региона,  но  и
Российской Федерации в целом.

     В заключение выступления хотелось бы сказать,  что у нас осталось
совсем  немного  времени до новых выборов,  поэтому нам надо направить
все наши усилия  для  завершения  выполнения  намеченных  планов,  что
позволило  бы  депутатам  следующего созыва оперативно решать насущные
вопросы области.

                                                            Приложение

+--------------------------------------------------------------------+
¦                               ¦1994 год¦1995 год¦1996 год¦на 01.12.¦
¦                               ¦        ¦        ¦        ¦1997 года¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+---------¦
¦Проведено заседаний            ¦   11   ¦   16   ¦   12   ¦   10    ¦
¦Рассмотрено вопросов и принято ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦правовых актов                 ¦   89   ¦  122   ¦  191   ¦  224    ¦
¦                               ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦в том числе:                   ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦правовых актов нормативного    ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦характера                      ¦   36   ¦   44   ¦   56   ¦   55    ¦
¦                               ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦правовых актов ненормативного  ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦характера                      ¦   53   ¦   78   ¦  135   ¦  168    ¦
¦                               ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+---------¦
¦Все постоянные комиссии        ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦- проведено заседаний          ¦   37   ¦   57   ¦   57   ¦   58    ¦
¦- рассмотрено вопросов         ¦  124   ¦  284   ¦  321   ¦  390    ¦
¦Постоянная комиссия по         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦экономической реформе, бюджету,¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦налогам и финансам             ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦- проведено заседаний          ¦   10   ¦   16   ¦   13   ¦   14    ¦
¦- рассмотрено вопросов         ¦   40   ¦  128   ¦  118   ¦  136    ¦
¦Постоянная комиссия по вопросам¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦местного самоуправления,       ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦законности и правопорядка      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦- проведено заседаний          ¦    8   ¦   16   ¦   22   ¦   22    ¦
¦- рассмотрено вопросов         ¦   26   ¦   59   ¦  104   ¦  118    ¦
¦Постоянная комиссия по         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦социальной политике            ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦- проведено заседаний          ¦    8   ¦   16   ¦   12   ¦   10    ¦
¦- рассмотрено вопросов         ¦   24   ¦   52   ¦   60   ¦   75    ¦
¦Постоянная комиссия по вопросам¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦агропромышленного комплекса    ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦и природоиспользованию         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦- проведено заседаний          ¦   11   ¦    9   ¦   10   ¦   12    ¦
¦- рассмотрено вопросов         ¦   34   ¦   45   ¦   39   ¦   61    ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+---------¦
¦                               ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦Законодательные инициативы     ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦Смоленской областной Думы      ¦    3   ¦    2   ¦    4   ¦    2    ¦
¦Поддержка законодательных      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦инициатив субъектов            ¦    -   ¦    4   ¦   15   ¦   30    ¦
+--------------------------------------------------------------------+


Информация по документу
Читайте также