Расширенный поиск
Решение Думы Смоленской области от 31.05.2000 № 131РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ от 31.05.2000 N 131 О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПО ВНЕСЕНИЮ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Рассмотрев законодательную инициативу Тульской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", решение постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, Смоленская областная Дума РЕШИЛА: Законодательную инициативу Тульской областной Думы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" поддержать. Председатель областной Думы В.И. Анисимов ---------------------------------------------------------------------- Проект Вносится Тульской областной Думой РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" Статья 1. Внести в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 1999, N 29, ст. 3690) следующие дополнения и изменения: 1. Дополнить пункт 1 статьи 14 подпунктом 13 следующего содержания: "13) умышленное существенное нарушение судьей норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права (примечание: существенным признается нарушение: - ст. 6 п. 1, 3d Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; - ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах; - ст. 46 Конституции Российской Федерации; - ст. 19, 20, 47, 59, 60, 144, 185, 205, ч.. 3 ст. 223, ст. 237, 246, 345 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР; - ст. 308, 330 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).". 2. Пункт 2 статьи 14 необходимо после слов "Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей" дополнить текстом следующего содержания: "после проверки соответствующих фактов, с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.". Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона "О внесении дополнений в статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. При этом судьи обязаны подчиняться Конституции Российской Федерации и Закону. В своей присяге судья клянется подчиняться Закону (ст. 1, 8 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Однако судебная практика показывает, что зачастую судьями допускаются прямые нарушения норм уголовно-процессуального права, причем далеко не всегда кассационная и надзорные инстанции адекватно реагируют на эти нарушения. Нарушение закона судьей лишает подсудимого основного гражданского права - права на защиту. Ключевыми причинами, в свое время препятствовавшими принятию России в Совет Европы, являлись не только невыносимые условия содержания заключенных в местах лишения свободы, абсолютно несоответствующие нормам международного права, но и прежде всего грубейшие нарушения прав подсудимых на защиту. Наиболее распространенным является нарушение ст. 223 УПК РСФСР. В соответствии с этой нормой закона, судья при решении вопроса о дате судебного заседания, до начала непосредственно судебного разбирательства, обязан рассмотреть имеющиеся ходатайства и заявления об истребовании дополнительных доказательств. В число наиболее важных ходатайств, способствующих установлению истины по делу, а также возможности подсудимого доказать свое алиби, оправдаться входят ходатайства о вызове дополнительных свидетелей, подлежащие удовлетворению во всех случаях в соответствии со ст. 223 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, если они представлены в суд до назначения даты судебного заседания. Данная норма закона зачастую грубо нарушается судьями. На практике судьи не рассматривают по существу ходатайства о вызове дополнительных свидетелей до назначения судебного заседания, а используют, уже во время судебного разбирательства, свое право отказать в допросе свидетелей защиты в соответствии со статьей 276 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Судьи отказывают в вызове свидетелей защиты, что ведет к неполноте, необъективности и отсутствию всесторонности исследования обстоятельств дела в нарушение ст. 19, 20 УПК РСФСР. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.95 все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого должны толковаться в его пользу. Однако, данная норма закона обычно носит сугубо формальный характер, и в результате грубые нарушения закона со стороны судей лишают возможности подсудимого защищаться от выдвинутого против него обвинения. Судьи, отказывая в вызове свидетелей защиты, фактически, искусственно ликвидируют возникающие сомнения в виновности подсудимого в угоду стороне обвинения. Есть факты судебных разбирательств, в том числе по уголовным делам, проведенных без участия адвокатов, а порой и в отсутствие самих подсудимых. Подобное пренебрежение Законом стало возможным из-за отсутствия и Федеральном Законе "О статусе судей в Российской Федерации" статьи, прямо предусматривающей ответственность судей за нарушение закона при осуществлении правосудия. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" в статье 14 перечисляет 12 оснований для прекращения полномочий судьи. Из них десять можно отнести в той или иной мере к организационным. И только два подпункта предусматривают личную ответственность судей: в восьмом подпункте речь идет о вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи, в девятом подпункте указано на совершение судьей поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Оба указанных подпункта подчеркивают недопустимость антигражданских деяний со стороны судьи с точки зрения уголовного права и морально-этических норм. Ответственность за несоблюдение закона при осуществлении правосудия с учетом данной судьей присяги не регламентирована законом "О статусе судей в Российской Федерации". Отсутствие ответственности неизбежно порождает беззаконие в деятельности любого человека либо в силу его низких моральных качеств. В любом случае существенные нарушения судьями уголовно-процессуального права нельзя отнести ни к 8-му, ни к 9-му подпунктам пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". Поэтому указанная статья 14 требует дополнений по существу и по форме реализации прекращения полномочий судьи в связи с привлечением его к ответственности за игнорирование закона. Пункт 1 статьи 14 необходимо дополнить подпунктом 13 следующего содержания: "13) умышленное существенное нарушение судьей норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права (примечание: существенным признается нарушение: - ст. 6 п. 1, 3d Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; - ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах; - ст. 46 Конституции Российской Федерации; - ст. 19, 20, 47, 59, 60, 144, 185, 205, ч. 3 ст. 223, ст. 237, 246, 345 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР; - ст. 308, 330 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).". В соответствии со ст. 6 закона "О статусе судей в Российской Федерации" судьи наделяются полномочиями с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации. Тульская областная Дума тщательным образом рассматривает вопросы о наделении судей полномочиями, беря на себя ответственность за последующую качественную работу судей. Это, в свою очередь, является определенным гарантом соблюдения прав избирателей. По качеству работы судьи граждане косвенно могут оценить деятельность депутатов. Но закон "О статусе судей в Российской Федерации" в этой части трактует права депутатов однобоко и противоречиво. С одной стороны депутаты участвуют в наделении судей полномочиями, с другой стороны депутаты не могут выразить свое мнение по качеству работы судьи. В этой связи вопрос о прекращении полномочий судей должен решаться также законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Поэтому пункт 2 статьи 14 необходимо добавить после слов "Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей..." текстом следующего содержания: "после проверки соответствующих фактов с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации", далее по тексту. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|