Расширенный поиск

Решение Думы Смоленской области от 31.05.2000 № 132

                   РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                         от 31.05.2000 N 132

                     О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
                      МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                  ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
                     В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                 "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


     Рассмотрев законодательную инициативу Мурманской областной Думы о
внесении  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  проекта  федерального  закона  "О  внесении   изменений   и
дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О гражданстве Российской
Федерации",  решение  постоянной   комиссии   по   вопросам   местного
самоуправления, законности и правопорядка, Смоленская областная Дума

РЕШИЛА:

     Законодательную инициативу Мурманской областной Думы о внесении в
Государственную  Думу  Федерального  Собрания   Российской   Федерации
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" поддержать.


Председатель
областной Думы                                            В.И.Анисимов

----------------------------------------------------------------------

                                                                Проект
                                                   Вносится Мурманской
                                                       областной Думой

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                 "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

     Статья 1.  Внести  в  Закон  Российской  Федерации "О гражданстве
Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов  Российской
Федерации  и Верховного Совета Российской Федерации,  1992,  N 6,  ст.
243;  1993,  N 29,  ст.  1112;  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 1995, N 7, ст. 496) следующие изменения и дополнения:

     1. В статье 18:
     пункт "а" изложить в следующей редакции:
     "а) лица,  у  которых  близкий  родственник  является гражданином
Российской Федерации,  проживающие на территории Российской  Федерации
не менее одного года;";
     дополнить пунктом "ж" следующего содержания:
     "ж) лица,   у  которых  супруг  является  гражданином  Российской
Федерации,  проживающие на территории Российской  Федерации  не  менее
одного года.".

     2. В статье 19:
     подпункт "а" пункта 3 исключить;
     пункт 4 дополнить подпунктами "г" и "д" следующего содержания:
     "г) состоят  в  гражданстве  другого   государства,   с   которым
отсутствует  соответствующий  договор  Российской  Федерации о двойном
гражданстве;
     д) находятся  в  межгосударственном  или  федеральном  розыске за
действия, преследуемые по законам Российской Федерации.".

     Статья 2.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.


Президент
Российской Федерации                                         В.В.Путин

----------------------------------------------------------------------

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         к проекту федерального закона "О внесении изменений
              и дополнений в Закон Российской Федерации
                 "О гражданстве Российской Федерации"

     Закон Российской Федерации "О гражданстве  Российской  Федерации"
действует с 1991 года. За этот период наработана определенная практика
его применения.  Анализ этой практики положен  в  основу  предлагаемых
изменений   и   дополнений  в  указанный  Закон  с  целью  дальнейшего
совершенствования   законодательства   о   гражданстве.   Предлагаемый
законопроект  изменяет и дополняет нормы Закона,  регулирующие вопросы
приобретения гражданства Российской Федерации.
     В частности,  действующим  Законом  не  предусмотрено какого-либо
ценза оседлости для получения гражданства Российской Федерации лицами,
вступившими в брак с гражданами РФ.  В соответствии с п. "а" статьи 18
Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской  Федерации"  для
приобретения  гражданства  РФ  в порядке регистрации достаточно только
одного обстоятельства - наличия гражданства РФ у супруга заявителя. На
практике это приводит к тому, что гражданами РФ становятся иностранные
граждане и лица без гражданства,  не только не знающие обычаев и языка
страны,  но и не проживающие и никогда не проживавшие в России.  Более
того,  Закон не требует проживания в Российской  Федерации  и  супруга
заявителя, а в силу статьи 39 Закона такой заявитель вправе обратиться
с заявлением о регистрации  гражданства  РФ  и  вовсе  не  приезжая  в
страну.   Между   тем  в  преамбуле  Закона  Российской  Федерации  "О
гражданстве Российской Федерации"  определено,  что  гражданство  есть
устойчивая правовая связь человека с государством.
     Аналогичными законами,  действующими  в  государствах  -   бывших
союзных   республиках   СССР,   для  вступления  в  гражданство  лица,
являющегося супругом гражданина  страны,  предусмотрена  необходимость
его  проживания  на  территории  соответствующей страны:  в Республике
Беларусь - 7 лет;  в Республике Грузия - 3 года совместного проживания
с  супругом  в Грузии;  в Латвийской Республике - 10 лет;  в Литовской
Республике - 3 года;  в Туркменистане - 7 лет; в Республике Узбекистан
-  5  лет;  в  Украине  - 5 лет;  в Эстонской Республике - 5 лет после
получения статуса постоянного жителя.  В  ряде  указанных  государств,
кроме ценза оседлости, введены дополнительные условия для приобретения
гражданства  -  такие,  как  знание  государственного  языка,  наличие
постоянного  источника  дохода,  недвижимости,  отказ  от  гражданства
другого государства.
     В связи с изложенным полагаем,  что необходимо ввести как минимум
годичный ценз оседлости для получения  гражданства  супругами  граждан
РФ.
     Предлагаемый законопроект  изменяет  ныне  действующую   редакцию
пункта  "а"  статьи  18  Закона  и  в части,  касающейся родственников
гражданина РФ.  В соответствии с указанным пунктом в той  редакции,  в
которой  он  действует  сейчас,  гражданство  РФ в порядке регистрации
приобретают лица,  у которых родственник по  прямой  восходящей  линии
является  гражданином  РФ,  то  есть  прямые  потомки  граждан РФ.  На
практике  нередки  случаи,  когда  в   органы,   ведающие   делами   о
гражданстве,  с  целью  воссоединения  семьи  обращаются родители лиц,
являющихся гражданами РФ,  и их близкие родственники. Однако для них в
настоящее время не предусмотрено приобретение гражданства РФ в порядке
регистрации.  В  связи  с  изложенным  предлагается  заменить  понятие
"родственник   по   прямой   восходящей  линии"  на  понятие  "близкий
родственник",  введя  для  этой  категории  лиц  также  годичный  ценз
оседлости. Определение понятия "близкие родственники" имеется в статье
14 Семейного кодекса РФ,  согласно которой к этой категории  относятся
родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети,
дедушка,  бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих
отца или мать) братья и сестры.
     Предлагается также внести  изменения  в  п.3  статьи  19  Закона,
исключив из него подпункт "а", согласно которому для лиц, состоявших в
прошлом в гражданстве бывшего СССР,  может быть упрощен порядок приема
в  гражданство  и снято требование о пяти- или трехгодичном постоянном
проживании на территории РФ.  Полагаем, что этот подпункт, необходимый
в момент принятия Закона в 1991 году, утратил актуальность в настоящее
время.
     В пункте   4   статьи   19  Закона  приведен  перечень  лиц,  чьи
ходатайства (заявления) о приеме в  гражданство  подлежат  отклонению.
Предлагаемый  законопроект  дополняет этот перечень двумя подпунктами.
Подпункт "г" - о лицах, состоящих в гражданстве другого государства, с
которым  отсутствует  договор  о двойном гражданстве.  Это ограничение
логически вытекает из норм статьи 3  Закона  Российской  Федерации  "О
гражданстве  Российской Федерации" (пункты 1 и 2),  и его отсутствие в
пункте 4 статьи 19 создает неопределенность при применении Закона.
     Среди государств    -    бывших   союзных   республик   СССР   не
предусматривается двойного  гражданства  в  Республике  Беларусь  (для
приема  в  гражданство  требуется  выход  из другого гражданства,  а с
приобретением  другого  гражданства  гражданство  Республики  Беларусь
утрачивается),   в  Республике  Грузия,  в  Кыргызской  Республике,  в
Латвийской  Республике,   в   Республике   Узбекистан,   в   Эстонской
Республике.   Допускается   двойное   гражданство  только  в  случаях,
предусмотренных международными договорами,  в Республике Казахстан,  в
Литовской Республике,  в Украине,  в Республике Молдова,  в Республике
Таджикистан.
     Предлагаемый подпункт  "д" пункта 4 статьи 19 включает в перечень
лиц,  чьи ходатайства (заявления) о приеме в гражданство  отклоняются,
лиц,  находящихся  в  межгосударственном  или  федеральном  розыске за
действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
     В целом  представленный  законопроект  направлен  на упорядочение
правоотношений  в  области,  регулируемой   законодательством   РФ   о
гражданстве   в   целях   предотвращения  злоупотреблений,  пресечения
приобретения гражданства РФ криминальными элементами и  пресечения  их
притока в страну.
     Целью законопроекта  является  также   ограничение   приобретения
гражданства  РФ  лицами,  не  имеющими  реальной  связи  с  Российской
Федерацией.
     Предлагаемые нормы   соответствуют   общепринятой   международной
практике.
     Принятие законопроекта  не  потребует  расходов  из  федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а
также внесения изменений в другие законы РФ.



Информация по документу
Читайте также