Расширенный поиск

Решение Думы Смоленской области от 06.07.2000 № 170

                   РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                         от 06.07.2000 N 170

                     О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
                       ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                  ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 18
               ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
                 ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                       В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 


     Рассмотрев законодательную инициативу Тюменской областной Думы по
внесению  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  проекта  федерального закона "О внесении изменения в статью
18  Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления в Российской Федерации", решение постоянной комиссии по
вопросам   местного   самоуправления,   законности   и   правопорядка,
Смоленская областная Дума

РЕШИЛА:

     Законодательную инициативу Тюменской областной Думы по внесению в
Государственную  Думу  Федерального  Собрания   Российской   Федерации
проекта   федерального  закона  "О  внесении  изменения  в  статью  18
Федерального  закона  "Об   общих   принципах   организации   местного
самоуправления в Российской Федерации" поддержать.


Председатель
областной Думы                                            В.И.Анисимов

----------------------------------------------------------------------

                                                                Проект
                                                    Вносится Тюменской
                                                       областной Думой

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                   О внесении изменения в статью 18
         Федерального закона "Об общих принципах организации
           местного самоуправления в Российской Федерации"

     Статья 1.  Внести  в  статью  18  Федерального  закона  "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506;
1996,  N 17,  ст.  1917;  1996,  N 49, ст. 5500; 1997, N 12, ст. 1378)
следующее изменение:
     Пункт 7 изложить в редакции:
     "7. Депутаты,  члены  выборных  органов  местного самоуправления,
выборные  должностные  лица  местного  самоуправления  на   территории
субъекта  Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без
согласия  прокурора  субъекта  Российской  Федерации  не  могут   быть
привлечены   к   уголовной   или   административной   ответственности,
налагаемой в  судебном  порядке,  задержаны,  арестованы,  подвергнуты
обыску или допросу,  кроме случаев задержания на месте преступления, а
также подвергнуты личному досмотру,  за исключением случаев, когда это
предусмотрено  федеральным законом для обеспечения безопасности других
людей.
     Указанные ограничения  не распространяются на действия депутатов,
членов выборных органов местного самоуправления,  выборных должностных
лиц   местного   самоуправления,  связанные  с  преступлениями  против
личности,  а также иные их действия, не связанные с осуществлением ими
своих полномочий.
     В случае  возбуждения  дела,  предусматривающего  уголовную   или
административную  ответственность,  налагаемую  в судебном порядке,  в
отношении  действий  депутата,   члена   выборного   органа   местного
самоуправления,  выборного  должностного лица местного самоуправления,
не связанных с осуществлением  ими  своих  полномочий,  по  завершении
дознания,    предварительного    следствия    или    производства   по
административным правонарушениям такое дело не может быть  передано  в
суд без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.".

     Статья 2.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.


Президент
Российской Федерации                                           В.Путин
----------------------------------------------------------------------

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                    к проекту федерального закона
        "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона
       "Об общих принципах организации местного самоуправления
                       в Российской Федерации"

     Подготовка проекта федерального закона "О  внесении  изменения  в
статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления  в  Российской  Федерации"  обусловлена  необходимостью
совершенствования  правового регулирования такой гарантии деятельности
выборного лица местного самоуправления,  как повышенная охрана законом
его личности.
     Согласно пункту  7  статьи  18  Федерального  закона  "Об   общих
принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"
депутаты,  члены выборных органов  местного  самоуправления,  выборные
должностные  лица местного самоуправления на территории муниципального
образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания
на  месте  преступления),  подвергнуты  обыску по месту жительства или
работы,  арестованы,  привлечены  к  уголовной   ответственности   без
согласия  прокурора  субъекта  Российской  Федерации.  Таким  образом,
покидая территорию муниципального образования,  выборное лицо местного
самоуправления   лишается  права  на  повышенную  охрану  законом  его
личности.
     Однако осуществление выборным лицом местного самоуправления своих
полномочий связано с необходимостью  его  передвижения  не  только  по
территории  муниципального образования,  но и за его границами.  Более
того,  Конституцией  Российской  Федерации  не   предусмотрено   такое
ограничение  пассивного  избирательного  права  при  выборах  в органы
местного   самоуправления,   как   обязательность   постоянного    или
преимущественного проживания гражданина на территории соответствующего
муниципального образования.
     Поэтому нередки    случаи,    когда    выборное   лицо   местного
самоуправления  проживает   на   территории   другого   муниципального
образования,  а значит, к примеру, может быть задержано при следовании
к месту работы.
     В Тюменской  области  295  муниципальных образований.  Из них 293
-города,   поселки,   села   и   сельсоветы.   При   подобной   модели
территориальной    организации    местного    самоуправления    (когда
муниципальными образованиями являются достаточно локальные территории)
несовершенство  подхода  к  регулированию  такой гарантии деятельности
выборного лица местного самоуправления,  как повышенная охрана законом
его личности,  проявляется более наглядно, поскольку имеет место более
частое  (по  сравнению   с   территориальной   организацией   местного
самоуправления  на  уровне  районов)  пересечение границ муниципальных
образований.
     Предоставление выборному  лицу  местного  самоуправления гарантий
повышенной охраны  его  личности  лишь  на  территории  муниципального
образования  не  ограждает  его  от  необоснованных преследований,  не
способствует   его    беспрепятственной    деятельности,    а    также
самостоятельности  и  независимости.  Именно  такие  цели установления
института неприкосновенности парламентария указал Конституционный  Суд
РФ  в  постановлении  "По  делу о проверке конституционности положений
частей первой и второй статьи 18,  статьи  19  и  части  2  статьи  20
Федерального  закона  от  8  мая  1994 года "О статусе депутата Совета
Федерации  и  статусе  депутата  Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации" от 20.02.96 N 5-П.
     В данной связи необходимо  отметить,  что Федеральный  закон  "Об
общих   принципах  организации  законодательных  (представительных)  и
исполнительных органов  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации" распространяет неприкосновенность депутата законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта  Российской
Федерации  на  всю  территорию  Российской  Федерации,  а не только на
территорию соответствующего субъекта Российской Федерации.
     В целях  ограждения  выборного  лица  местного  самоуправления от
необоснованных    преследований,    создания    условий    для     его
беспрепятственной  деятельности,  самостоятельности  и  независимости,
законопроектом предусмотрено установление повышенной  охраны  личности
выборного   лица   местного   самоуправления  на  территории  субъекта
Российской  Федерации.  Законопроект  также  устанавливает  иной,  чем
указанный  в  действующей  редакции  пункта  7  статьи 18 Федерального
закона "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
Российской Федерации", перечень случаев, применить которые к выборному
лицу местного самоуправления можно лишь с согласия прокурора  субъекта
Российской   Федерации;   указанный   перечень   аналогичен   перечню,
установленному Федеральным законом  "Об  общих  принципах  организации
законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"  для  депутатов
законодательных   (представительных)  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также