Расширенный поиск

Решение Думы Смоленской области от 05.10.2000 № 247

                   РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                         от 05.10.2000 N 247

                     О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ
              ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА
               ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                  "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
             В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                  О ВОЗМЕЩЕНИИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ ВРЕДА,
          ПРИЧИНЕННОГО РАБОТНИКАМ УВЕЧЬЕМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
            ЗАБОЛЕВАНИЕМ ЛИБО ИНЫМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ,
         СВЯЗАННЫМИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ИМИ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ"


     Рассмотрев законодательную инициативу  Государственного  Собрания
Республики  Саха  по  внесению проекта федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в законодательные акты Российской  Федерации  о
возмещении  работодателями  вреда,  причиненного  работникам  увечьем,
профессиональным  заболеванием  либо   иным   повреждением   здоровья,
связанными   с   исполнением   ими   трудовых  обязанностей",  решение
постоянной комиссии по социальной политике, Смоленская областная Дума

РЕШИЛА:

     Законодательную инициативу Государственного  Собрания  Республики
Саха  по  внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской  Федерации  о  возмещении
работодателями     вреда,     причиненного     работникам     увечьем,
профессиональным  заболеванием  либо   иным   повреждением   здоровья,
связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" поддержать.


Председатель
областной Думы                                            В.И.Анисимов

----------------------------------------------------------------------

                                                                Проект
                         Вносится Государственным Собранием (Ил Тумэн)
                                              Республики Саха (Якутия)

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

       О внесении изменений и дополнений в законодательные акты
       Российской Федерации о возмещении работодателями вреда,
    причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием
             либо иным повреждением здоровья, связанными
               с исполнением ими трудовых обязанностей


Статья 1.
     1. Внести  в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в   законодательные   акты   Российской   Федерации    о    возмещении
работодателями     вреда,     причиненного     работникам     увечьем,
профессиональным  заболеванием  либо   иным   повреждением   здоровья,
связанными с  исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября 1995
года N 180-ФЗ следующие изменения и дополнения:
     в пункте  2  статьи 2 слова "рассчитанные с учетом коэффициентов,
указанных в настоящем пункте," исключить.
     2. Внести   в   Федеральный  закон  "Об  обязательном  социальном
страховании от несчастных случаев на производстве  и  профессиональных
заболеваний"  от  24  июля  1998  года  N 125-ФЗ следующие изменения и
дополнения:
     в части  третьей  статьи  29  слова  "статью  1" заменить словами
"статьи 1 и 4";
     пункт 8  статьи  12  после  слов  "трудоспособных  лиц" дополнить
словами ", находящихся на его иждивении, но";
     пункт 7 статьи 15 исключить.

     Статья 2.
     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.


Президент
Российской Федерации                                           В.Путин



                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         к проекту федерального закона "О внесении изменений
       и дополнений в законодательные акты Российской Федерации
      о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам
    увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением
    здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей"

     1. Статьей 29 Федерального  закона  "Об  обязательном  социальном
страховании  от  несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ  не  отменен  абзац  первый
пункта  2  Постановления  Верховного Совета Российской Федерации от 24
декабря  1992  года  N  4214-1  "Об  утверждении   правил   возмещения
работодателями     вреда,     причиненного     работникам     увечьем,
профессиональным  заболеванием  либо   иным   повреждением   здоровья,
связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".
     Таким образом, все повышающие заработок коэффициенты до 1991 года
сохранены,   а   начиная   с   1992   года  они  законодательством  не
предусмотрены.
     Пунктом 2  статьи  2  Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской  Федерации  о  возмещении
работодателями     вреда,     причиненного     работникам     увечьем,
профессиональным  заболеванием  либо   иным   повреждением   здоровья,
связанными  с исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября 1995
года N 180-ФЗ предусмотрено:  "В связи с  повышением  стоимости  жизни
установить,   что  суммы  заработка,  из  которого  исчисляются  суммы
возмещения вреда,  рассчитанные с учетом  коэффициентов,  указанных  в
настоящем   пункте,   увеличиваются   по  увечьям,  иным  повреждениям
здоровья,  полученным до 1 января 1991 года, - в шесть раз, с 1 января
1992 года до 31 января 1993 года, - в три раза". В то же время статьей
3  вышеназванного  закона  установлено,  что  в  связи  с   повышением
стоимости  жизни  в  1993-1994  годах  суммы возмещения вреда подлежат
индексации: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза, с 1 апреля 1993 года -
в 1,9 раза и так далее.
     Таким образом, в связи с отсутствием повышающих коэффициентов с 1
января  1992  года  до 31 января 1993 года остаются неиндексированными
суммы возмещения вреда,  подпадающие в указанный отрезок времени,  что
ущемляет  права  пострадавших,  у которых страховой случай произошел в
данный временной промежуток,  и вызывает их  многочисленные  жалобы  и
обращения.

                     Схематично это выглядит так:

Повышающие
коэффициенты

  33 +----------+
   . ¦6 раз х5,5¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
 12,9¦          +------------+
   . ¦           3 раза х 4,3¦
   . ¦                       ¦
     ¦                       ¦
   6 ¦                       ¦
     ¦                       ¦
   5 ¦                       ¦
  ---¦                       ¦
   4 ¦                       ¦
  ---¦                       ¦
   3 ¦                       ¦
  ---¦                       ¦
   2 ¦                       ¦          +----------+
  ---¦                       ¦   нет    ¦2,5 раза  +----------+          +----------+
   1 ¦                       ¦индексации¦            1,9 раза +----------+   1,9    +----------
  ---¦                       +----------+                        1,81                   1,4
     ¦
  ---+-----------------------------------------------------------------------------------------
  до ¦01.01.91г.¦с 01.01.91г.¦01.01.92г.¦01.02.93г.¦01.04.93г.¦01.07.93г.¦01.12.93г.¦01.07.94г.


     Для заполнения  в  законодательстве о возмещении вреда названного
пробела предлагается в  пункте  2  статьи  3  Федерального  закона  "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  законодательные акты Российской
Федерации о возмещении работодателями вреда,  причиненного  работникам
увечьем,   профессиональным   заболеванием   либо   иным  повреждением
здоровья,  связанными с исполнением ими трудовых обязанностей"  от  24
ноября  1995 года N 180-ФЗ слова "рассчитанные с учетом коэффициентов,
указанных  в  настоящем  пункте,"  исключить.  В  этом  случае   суммы
возмещения  вреда  работникам,  пострадавшим  в период с 1 января 1992
года до 31 января 1993 года, будут увеличены в 3 раза.

                 Схематично это будет выглядеть так:

  33 +----------+
   . ¦6 раз х5,5¦
   . ¦ раза     ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
   . ¦          ¦
 12,9¦          +------------+
   . ¦           3 раза х 4,3¦
   . ¦                       ¦
     ¦                       ¦
   6 ¦                       ¦
     ¦                       ¦
   5 ¦                       ¦
  ---¦                       ¦
   4 ¦                       ¦
  ---¦                       ¦
   3 ¦                       ¦
  ---¦                       +----------+
   2 ¦                         3 раза   +----------+
  ---¦                                   2,5 раза  +----------+          +----------+
   1 ¦                                               1,9 раза +----------+   1,9    +----------
  ---¦                                                           1,81                   1,4
     ¦
  ---+-----------------------------------------------------------------------------------------
  до ¦01.01.91г.¦с 01.01.91г.¦01.01.92г.¦01.02.93г.¦01.04.93г.¦01.07.93г.¦01.12.93г.¦01.07.94г.


     2. Согласно  части  третьей  статьи  29  Федерального  закона "Об
обязательном  социальном  страховании   от   несчастных   случаев   на
производстве  и  профессиональных  заболеваний" от 24 июля 1998 года N
125-ФЗ утратила силу только статья 1 Федерального закона  "О  внесении
изменений  и  дополнений в законодательные акты Российской Федерации о
возмещении  работодателями  вреда,  причиненного  работникам  увечьем,
профессиональным   заболеванием   либо   иным  повреждением  здоровья,
связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября  1995
года N 180-ФЗ. А статья 4 данного закона о перерасчете сумм возмещения
вреда,  если   этот   перерасчет   улучшает   материальное   положение
потерпевшего,  сохранилась.  Но  в  то  же время перерасчеты страховых
выплат производятся в соответствии  с  федеральными  нормами,  и  Фонд
социального страхования Российской Федерации не будет сохранять старые
завышенные расчеты.  Таким образом,  норма, предусмотренная статьей 4,
не может быть реализована и подлежит отмене.
     3. Пунктом 8  статьи  12  Федерального  закона  "Об  обязательном
социальном   страховании  от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных  заболеваний"  от  24  июля  1998   года   N   125-ФЗ
установлено,  что лицам, имеющим право на получение страховых выплат в
случае смерти застрахованного,  размер ежемесячной  страховой  выплаты
исчисляется исходя из его среднего месячного заработка, получаемого им
при  жизни,  за  вычетом  долей,  приходящихся  на   него   самого   и
трудоспособных  лиц,  не  имеющих право на получение страховых выплат.
Например, среднемесячная зарплата застрахованного - 2100 рублей, в его
семье  - жена и сын работают и двое детей - иждивенцев.  Зарплату отца
делят на пятерых и вычитают доли отца,  работающих матери и  сына,  на
двоих иждивенцев получается по четыреста двадцать рублей. Такой расчет
ущемляет  права  иждивенцев   и   противоречит   норме   статьи   1086
Гражданского кодекса Российской Федерации,  которая устанавливает, что
доля заработка погибшего возмещается иждивенцу. Закон не устанавливает
здесь связи с доходами других членов семьи.  Имея зарплату, мать и сын
не являются иждивенцами застрахованного,  поэтому их доля при  расчете
не  должна  учитываться.  Тогда  2100  рублей делится на троих (самого
застрахованного и двоих иждивенцев).  Двое иждивенцев получали  бы  по
700 рублей. Такой расчет справедливый.
     Поэтому предлагается пункт 8 статьи 12  Федерального  закона  "Об
обязательном   социальном   страховании   от   несчастных  случаев  на
производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля  1998  года  N
125-ФЗ   после   слов   "трудоспособных   лиц"  дополнить  словами  ",
находящихся на его иждивении, но".
     4. Пункт   7  статьи  15  Федерального  закона  "Об  обязательном
социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на  производстве   и
профессиональных   заболеваний"   от   24  июля  1998  года  N  125-ФЗ
устанавливает,  что страховые выплаты  застрахованному,  состоящему  в
трудовых отношениях со страхователем, производятся самим страхователем
и засчитываются в счет уплаты страховых взносов страховщику. Невыплата
сумм возмещения вреда при отсутствии у страхователя финансовых средств
является ущемлением прав застрахованного.  Например, по состоянию на 1
апреля  2000  года  63  процента  организаций,  ведущих  хозяйственную
деятельность,  неплатежеспособны и не могут  своевременно  выплачивать
как  заработную  плату,  так  и  платежи  по возмещению вреда,  а Фонд
социального страхования Российской Федерации осуществляет  платежи  по
возмещению вреда регулярно.
     В то же  время  принятие  Федерального  закона  "Об  обязательном
социальном   страховании  от  несчастных  случаев  и  профессиональных
заболеваний" означает переход от системы прямого  возмещения  вреда  к
страховой  системе.  Элементы  старой  системы  существенно затрудняют
деятельность  Фонда  социального  страхования,   требуют   постоянного
контроля  и  допускают возможность ущемления прав пострадавших,  что и
происходит в Республике Саха (Якутия).  В связи  с  этим  предлагается
пункт 7 статьи 15 исключить.



Информация по документу
Читайте также