Расширенный поиск

Решение Городского Совета г. Смоленска от 30.10.2002 № 446

                       СМОЛЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

                            Р Е Ш Е Н И Е

30 сессия 2 созыва
от 30.10.2002г.N 446

О работе комитета по международным и межрегиональным связям за период
                  с апреля 2001г. по октябрь 2002г.

     Заслушав и обсудив отчет председателя комитета по международным и
межрегиональным  связям  Федорова  В.А.  о  работе  за период с апреля
2001г.  по октябрь 2002г., учитывая проделанную комитетом определенную
работу  и  имеющиеся  проблемы  в  сфере развития туризма,  Смоленский
городской Совет

     РЕШИЛ:

     1. Признать работу комитета по  международным  и  межрегиональным
связям за отчетный период удовлетворительной (отчет прилагается).
     2. Администрации города (Аверченков И.А.):
     2.1. Создать в срок до 15.11.2002г.  рабочую группу по разработке
программы по развитию туризма на основе <Концепции развития туризма  в
городе-герое  Смоленске  на 2003-2007 г.г.> (прилагается).  Включить в
состав рабочей группы депутатов по согласованию с городским Советом.
     2.2. Вынести    подготовленный   проект   муниципальной   целевой
программы <Развитие туризма в  городе-герое  Смоленске  в  2003-  2007
г.г.> на рассмотрение сессии городского Совета в декабре 2002года.
     2.3. Рассмотреть вопрос о соответствии названия  комитета  нормам
законодательства о местном самоуправлении.
     3. Контроль  за  исполнением   данного   решения   возложить   на
постоянную комиссию по вопросам науки, образования, культуры, спорта и
молодежи (Д.С.Павлов).

     Председатель Смоленского
     городского Совета           В.В.Вовченко

  Отчет о работе комитета по международным и межрегиональным связям
                 с апреля 2001 г. по октябрь 2002 г.

     Комитет по международным и  межрегиональным  связям  образован  в
соответствии  с  решением  3-й  сессии Смоленского городского Совета 2
созыва 30.01.2001года в структуре администрации города.
     Постановлением главы администрации г.Смоленска от 25.07.2001г.  N
1750 <О совершенствовании  практики  международных  и  межрегиональных
связей города-героя Смоленска> комитету было вменено в обязанности:
     1. Осуществление   координации   в    сфере    международных    и
межрегиональных   контактов  структурных  подразделений  администрации
города, а также муниципальных предприятий и учреждений;
     2. Обеспечение подготовки проектов постановлений,  распоряжений и
переписки руководства администрации города  в  сфере  международных  и
межрегиональных контактов;
     3. Участие в предварительно согласованных встречах и  переговорах
с иностранными делегациями;
     4. Подготовка  отчетной  информации  о   деятельности   в   сфере
международных  контактов  для представления в администрацию Смоленской
области.
     Исходя из  поставленных  задач и в соответствии с функциональными
обязанностями  комитет  начал  свою  работу  с   накопления,   анализа
информации  о международной и межрегиональной деятельности структурных
подразделений администрации. Анализ показал, что необходимо привести в
соответствие     и     пролонгировать    соглашения,    имеющиеся    с
городами-побратимами.
     Комитетом были     установлены    контакты    с    международными
организациями, с зарубежными городами-партнерами.
     Комитет установил  тесное  сотрудничество  с:  Союзом  Российских
городов,  Российским Союзом исторических городов  и  регионов,  Союзом
городов  Северо-Запада  России,  Клубом  экономического сотрудничества
муниципальных образований.
     В мае  2001  года  по  инициативе  комитета,  совместно  с клубом
городов побратимов  Смоленск-Тюль   были   организованы   мероприятия,
связанные  с  20-  летним  юбилеем  побратимских связей городов Тюля и
Смоленска.  В этих мероприятиях приняла участие французская делегация.
Во  время  официального  приема главой администрации города Смоленска,
председателем Смоленского городского Совета делегации города-побратима
был  вручен  проект  обновленного договора о побратимстве.  В сентябре
2002 года во время ответного визита Смоленской делегации  во  главе  с
заместителем главы администрации города Смоленска Меженцевым А.О. этот
договор был подписан.
     Была проведена  работа  по  подготовке  к  заключению  договора о
сотрудничестве между районом  Варшава-Урсынов  (Республика  Польша)  и
городом Смоленском,  и работа над проектом договора о сотрудничестве с
городом-побратимом Хагеном (Германия).
     Комитетом были возобновлены контакты с г. Колорадо-Спрингс (США).
Одновременно   проводилась   работа   по    обеспечению    мероприятий
протокольного обслуживания иностранных делегаций, прибывших в Смоленск
из  Бельгии  11.09.-26.10.2001г.  и  12.09-13.09.2001г.,  города  Тюля
(Франция)   28.05.-04.06.2001г.,  Варшавы  (Польша)  22.11.01,  Хагена
(Германия)  30.03  -  04.04.2001г.  Так  же  проводилась   работа   по
организации  выезда  и участия в международных Форумах,  конференциях,
выставках:
     2-й Международной научно-практической конференции по теме <Туризм
и региональное развитие> в Смоленске (2001г.);
     2-й Московской Международной туристической ярмарке MITF-2002;
     Международной научной    конференции     <Устойчивое     развитие
современных крупных городов: теория, опыт, проблемы> г.Минск.
     Приоритетным направлением  в  работе   администрации   города   и
комитета   по   прежнему  было  тесное  сотрудничество  с  городами  и
регионами,  особенно,  Центрального Федерального  округа,  с  которыми
сложились  давние связи.  Так представители города Смоленска постоянно
приглашаются и принимают участие в мероприятиях городов Москвы,  Орла,
Брянска,  Курска, Липецка, Белгорода, Воронежа, Рязани, Калуги, Тулы и
других городов Центрального Федерального округа.
     Комитетом проведен   анализ   состояния   инфраструктуры  туризма
г.Смоленска.
     В результате  перехода  экономики  к  развитию  в условиях рынка,
появился ряд  принципиально  новых  факторов,  существенно  изменивших
основу управления важнейшей ее отраслью - туризмом.
     1. Изменение   форм   собственности   основных   предприятий    и
организаций, входящих в инфраструктуру туризма, привело к утрате ранее
существовавших  правовых  механизмов  административного  регулирования
развития этой отраслью.
     На сегодняшний день:
     - из   32  туристических  предприятий  и  организаций,  прошедших
лицензирование на территории  города,  лишь  одно  -  <Город  -  ключ>
является государственным унитарным предприятием,
     - из 8 гостиниц  и  предприятий  гостиничного  типа  ни  одно  не
является государственным или муниципальным.
     - из 5 учебных заведений,  осуществляющих подготовку  кадров  для
индустрии  туризма,  лишь  одно  профессиональный  лицей  N 4 является
учреждением государственной системы образования.
     - в  системе  банковского,  страхового,  транспортного,  бытового
обслуживания и  в  сфере  общественного  питания  так  же  большинство
предприятий имеют негосударственную форму собственности.
     Наличие в  сфере  туризма  большого  количества   предприятий   и
организаций  с  негосударственной формой собственности и отсутствие на
муниципальном уровне механизма координирующего их  деятельность  резко
снижает эффективность работы сферы туризма в целом.
     Анализ туристической инфраструктуры города также позволил выявить
следующее положение:  на 1 октября 2002 года лицензию на международную
туристическую деятельность имеют 32  фирмы,  28  из  которых  являются
туроператорами   и   турагентствами.   Из  них  4  кампании  постоянно
осуществляют операторскую деятельность по  приему  туристов.  Наиболее
активно  по  приему  туристов работают <Смоленск-турист>,  <Интурист>,
<Город-ключ>, <Меридиан>.
     Объем туристско-экскурсионных  услуг  населению  в  2001  году по
сравнению с 2000 годом возрос с 14 473 тыс.  руб.  до 17 430 тыс. руб.
Число  размещенных лиц на предприятиях гостиничного типа увеличилось с
113 000 в 2000г. до 146 000 в 2001г.
     На сегодняшний день в городе Смоленске 8 предприятий гостиничного
типа.  Все гостиницы города некатегорированы.  За 2001 год  наметилась
тенденция  улучшения  деятельности гостиниц города.  В настоящее время
гостиницы активно модернизируют собственный номерной фонд.
     Руководствуясь ст.73   Конституции   РФ,   Уставом   города-героя
Смоленска,  областным  законом  <О   туристической   деятельности   на
территории   Смоленской   области>  от  07.06.99г.  N  370,  решениями
Смоленского  городского  Совета  N  87  от  31.07.97r.,   N   549   от
30.06.2000г.   <О  Положении  о  заповедной  зоне  исторического  ярда
г.Смоленска (историко-культурной  заповедной  территории),  охраняемой
государством>  была подготовлена и одобрена межведомственной комиссией
(05.12.2001г.)   <Концепция    развития    туризма    в    г.Смоленске
2003-2007г.г.>.
     В течение отчетного периода комитетом разработаны  принципиальные
предложения   к  проекту  муниципальной  целевой  программы  <Развитие
туризма в городе-герое Смоленске 2003-2007г.г.>.
     Комитет постоянно  работает с турфирмами в обеспечении подготовки
и повышения квалификации кадров в сфере туризма  на  базе  Смоленского
Гуманитарного Университета, Института Сервиса.
     Комитет совместно  с   администрацией   города   Санкт-Петербурга
разрабатывает  школьно-молодежный  маршрут  <Санкт-Петербург - Псков -
Витебск - Смоленск - Москва - Санкт-Петербург>.
     Для осуществления  рекламно-  информационной деятельности комитет
занимался  поиском  и  подборкой  материалов,  посвященных   400-летию
Смоленской крепостной стены.  В итоге к юбилейным датам Смоленска были
изданы:
      Туристическая карта г. Смоленска;
      Книга Орловского <400 лет Смоленской крепостной стене>;
      Линогравюры - <Башни Смоленского кремля>;
      Буклет по Смоленской крепости;
      Репринтное издание <Древний Смоленск>.
     Комитетом была    издана    обновленная    туристическая    карта
города-героя  Смоленска с учетом изменения названия улиц и увеличением
плановой  застройки,  разработаны  методические   экскурсии   для   32
туристских  фирм  города  на  тему <Смоленская крепостная стена>,  три
маршрута пешеходные,  составлен полный перечень башен  и  ход  военных
событий,  связанных  с  ними.  Разработан  текст экскурсии <Смоленская
крепостная стена - 400 лет>.
     Комитет также  подготовил  и предлагает к изданию макет памятного
настенного календаря на 2003 год посвященного 1140-летию города.
     Уважаемые депутаты,  позвольте  коротко  обозначить  итоги работы
комитета за неполных полтора года.
Были разработаны, утверждены и подписаны проекты и соглашения в области
международных и межрегиональных отношений.
     В марте  2002г.  Подписано  Соглашение о сотрудничестве с районом
Варшава - Урсынов (Польша).
     Есть практический эффект от этого документа:
     - поступило  приглашение  о  принятии  на  отдых  в  Варшаву   40
смоленских  детей  в  период зимних каникул,  40 смоленских школьников
28-30 октября будут бесплатно приняты в Варшаве;
     - Комитетом  ведется работа по созданию Общества Дружбы <Смоленск
- Варшава (Урсынов)>, польской стороне передан проект Устава общества.
В  настоящее  время  ведется  работа  по  подготовке и проведению Дней
Польской культуры в связи с 10-летием Дома Польского  в  Смоленске.  В
апреле,
     Направлен проект Соглашения о сотрудничестве с городом-побратимом
Колорадо-Спрингс (США). Восстановлены, утраченные с 1998г. контакты:
     ведется переписка с мэром  города  Мэри  Лу  Мэйкпис,  состоялась
встреча с членом комитета городов-побратимов Ричардом Пэйном.
     Появились перспективы  в   расширении   сфер   сотрудничества   в
отношениях  с  нашим побратимом в Германии - городом Хагеном.  Комитет
вышел с предложением о заключении Соглашения  о  сотрудничестве  между
общественностью  и  властями  Смоленска  и  Хагена с целью дальнейшего
пользования возможностей каждой стороны,  поиска прибыльных  правлений
партнерства   для   развития   предприятий,  ведущих  деятельность  на
территории городов Смоленска и Хагена.
     Был разработан   и   направлен   в  город-побратим  Хаген  проект
Соглашения сотрудничестве.  13.05.2002г.  получен положительный ответ;
23   сентября   2002г.  состоялся  визит  заместителя  обербургомистра
г.Хагена Кристиана Шмидта.  По итогам визита  сейчас  идет  работа  по
обмену  информационными  материалами взаимовыгодного сотрудничества на
уровне промышленных предприятий и представителей смоленского  бизнеса.
В  настоящее время комитет ведет подготовку делегации города к участию
в  VII  Встрече  городов побратимов России  и  Германии,  организуемой
Международной  Ассоциацией  <Породненных городов> и Германо-Российским
Форумом.
     В сентябре 2002г. было:
     1. В рамках нового Договора о побратимстве с г.Тюль  (Франция)  в
настоящее  время  комитетом  проработан  вопрос о приеме в Смоленск на
стажировку  представителей  здравоохранения,  образования,  молодежных
структур города Тюля, и установлением связей между двумя медколледжами
Тюля и Смоленска.
     2. Также    в   сентябре   состоялось   подписание   Договора   о
сотрудничестве городов  Смоленск  и  Торговище  (Болгария),  по  этому
Договору  предусматривается  реализация  совместных  бизнес-проектов и
программ, открытие совместных предприятий.
     Комитет разрабатывал   планы   и   обеспечивал   мероприятия   по
протокольному  обслуживанию  находящихся  с  официальным   визитом   в
Смоленске следующих иностранных делегаций:
     1. 8-11 мая Болгария (дружеский визит),
     2. 4-6  июля  Польша  (ответный официальный визит),  делегация во
главе с бурмистром района Варшава-Урсынов Станиславом Фалиньски,
     3. 10-15  июля  Германия  (Дни Дружбы городов Смоленска и Хагена,
посвященные 15-летию партнерства двух городов).
     Комитетом также  были подготовлены официальные делегации в Польшу
(20-23 марта 2002г.) и Францию (9-11 сентября  с.г.),  направляемые  с
целью расширения сотрудничества.
     Комитетом систематически   проводится    работа    по    развитию
сотрудничества   с  Международной  Ассоциацией  <Породненные  Города>,
Белорусской ассоциацией <Породненные города> и другими  международными
организациями.  В  этой  связи были реализованы следующие практические
мероприятия:
     В январе  2002г.  -  работник  комитета был направлен в г.Москву,
МАПГ с целью установления деловых контактов  и  знакомства  с  работой
Ассоциации.
     В мае 2002г.  - Комитет принял участие в работе круглого стола по
теме  <Породненные  связи  -  фактор  устойчивого  развития  городов и
регионов>,  организованного  МАПГ  совместно  с   Китайским   народным
Обществом  дружбы  с  заграницей,  российским  Центром  международного
научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел
Российской Федерации (Росзарубежцентр).  В результате Смоленск получил
(25.07.2002г.) официальное предложение по  установлению  дружественных
отношений с городом Жичжао (Китай).
     В сентябре 2002г.  - Комитет принял  участие  в  Третьей  Встрече
городов побратимов России и Белоруссии в г.Витебске.
     Комитетом постоянно ведется работа по развитию  сотрудничества  с
городами-побратимами, а именно:
     - обеспечивается  деловая  переписка  руководства   администрации
города в сфере международных и межрегиональных контактов;
     - разрабатываются   предложения   о    проведении    мероприятий,
способствующих  расширению дружеских отношений (подготовлено Положение
и письма о  конкурсе  для  городов-побратимов  <Жизнь  моего  города>,
посвященного 1140-летию Смоленска);
     - на апрель 2003 года запланирован фестиваль  городов-побратимов,
посвященный Всемирному дню Породненных городов.
     С целью координации  зарубежных  связей  администрации  города  с
представителями  городов-побратимов,  международными  организациями  и
ассоциациями,  отдел международных и межрегиональных  связей  комитета
систематически  осуществляет  перевод  документов  и  корреспонденции,
поступающих из-за  рубежа,  обеспечивает  международную  переписку  на
иностранных языках.
     Так, только за 9 месяцев 2002 года было  переведено  70  писем  и
документов:
     - с английского - 23
     - на английский - 4
     - с французского - 11
     - на французский - 7
     - с немецкого- 17
     - на немецкий - 5
     - с польского - 3
     Штатные работники   комитета   владеют  немецким,  французским  и
английским языками.
     В настоящее   время   комитет  занимается  сбором  и  оформлением
информации  для  заключения  Договора  консульского   обслуживания   с
Министерством  иностранных  дел Российской Федерации,  что значительно
облегчит процедуру оформления документов,  дающих  право  получения  в
консульском учреждении Российской Федерации за рубежом визы для въезда
и выезда на территорию России.

     Уважаемые депутаты!

     Комитет по международным и  межрегиональным  связям  осуществляет
свою   деятельность  в  соответствии  с  направлением  государственной
политики,  в соответствии  с  целевыми  установками  сформулированными
Президентом   в   своем   Послании  Федеральному  Собранию  Российской
Федерации,   решениями   Городского    Совета,    Постановлениями    и
Распоряжениями Главы Администрации г.Смоленска.
     В соответствии с этими принципиальными  установками,  Комитет  по
международным  и  межрегиональным  связям  видит  своими приоритетными
задачами'.
     - дальнейшее   развитие  дружественных  связей  с  муниципальными
образованиями и с партнерами в других странах;
     - создание   широкого  спектра  международного  сотрудничества  с
акцентом на  повышение  эффективности  взаимовыгодного  партнерства  в
экономической сфере;
     - восстановление   рабочих   контактов    с    городом-побратимом
Колорадо Спрингс (США);
     - Разработку концепции развития  межрегиональных  (международных)
породненных   связей   посредством  туристского  обмена  и  конкретных
мероприятий по ее реализации.
     - Реализацию    плана   первоочередных   мер   по   практическому
осуществлению концепции инфраструктуры туризма.
     Позвольте внести  предложения  по  совместной работе над проектом
муниципальной  целевой  программы  <Развитие  туризма  в  городе-герое
Смоленске   2003-2007   г.г.>,   где  реально  необходимо  проработать
перспективы развития инфраструктуры туризма,  опираясь на финансовые и
исторические возможности города. Позвольте обозначить только некоторые
возможные направления работы:
     1. Например,  мы  полагали  бы  реальным  одну из гостиниц города
сделать категорийной, т.е. хотя бы 3-х звездочной.
     2. Рассмотреть   возможности   создания   строительными   фирмами
мини - гостиниц.
     3. Подготовить   несколько   предприятий  общественного  питания,
которые были бы способны обслуживать уровень  международного  туризма.
Выполнение этих и других задач возможно при совместной работе комитета
с Федеральными структурами, структурными подразделениями администрации
города Смоленска, Городским Советом.

     Председатель комитета
     по международным и
     межрегиональным связям           В.А.Федоров

                              Концепция
     развития туризма в городе - герое Смоленске в 2003-2007 г.г.

     Концепция развития отрасли туризма в городе Смоленске  (далее  по
тексту   концепция)   направлена  на  создание  условий  для  развития
конкурентно  способного   рынка   туристических   услуг,   обеспечение
закрепленных  конституцией  РФ  прав  на отдых,  свободу передвижения,
восстановление и укрепление здоровья,  благоприятную окружающую среду,
удовлетворение   духовных  потребностей;  определяет  цели,  принципы,
приоритетные направления в области туризма,  способствующие увеличению
доходов  городского бюджета,  рациональному использованию природного и
культурно-исторического потенциала города;  повышению  качества  жизни
населения и приобщения к здоровому образу жизни.
     Стратегическими задачами концепции являются:
     - вопросы   сохранения   и   пропаганды   историко-культурного  и
природного наследия города-героя Смоленска;
     - содействие  формированию и реализации городской государственной
политики в сфере рекреационной деятельности, в вопросах использования,
распоряжения и владения туристическими ресурсами;
     - анализ  перспектив  развития   отрасли,   выяснение   факторов,
влияющих на развитие соответствующих тенденций;
     - анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в
определении   конкурентоспособности   продукции  на  разных  рынках  и
возможностей  для  повышения   результатов   работы   в   конкурентных
направлениях  при  соблюдении  оптимальных  стратегий  во  всех  видах
деятельности.

              1. Анализ состояния туризма в г.Смоленске.

     Туристический потенциал  Смоленска  исключительно  высок.  В  его
основе лежат такие факторы,  как большое количество памятников истории
и культуры, многие из которых являются уникальными (например Успенский
кафедральный  собор,  Смоленская  крепостная стена и т.д.);  красота и
многообразие   природных   ландшафтов;   сравнительно    благоприятная
экологическая среда; выгодное транспортное и геополитическое положение
по отношению к крупнейшим центрам Российской  Федерации  и  Республики
Беларусь, способным генерировать сюда туристические потоки.
     В настоящее  время   в   Смоленске   туристическую   деятельность
осуществляют  34 туристических предприятия.  Все они в большей степени
ориентированы на продажу турпродукта международного выездного  туризма
московских и белорусских туроператоров. Организацией собственных туров
по местному региону,  различными видами туризма в той  или  иной  мере
занимаются  6  турфирм,  а совсем узкую специализацию по перечисленным
направлениям не имеет  ни  одно  туристическое  предприятие.  Основная
причина  -  в низкой рентабельности внутреннего туризма в силу слабо -
развитой  материальной  базы,  отсутствие  <цивилизованных>  отношений
среди   партнеров   смоленского   туристического  рынка  и  отсутствия
Муниципального Унитарного Туристического предприятия, которое работало
бы только на город.
     Прежде вся отрасль туризма и культуры в стране носила  социальный
характер   и   полностью  финансировалась  из  бюджета  государства  и
общественных организаций.   С начала перестройки произошел резкий спад
объемов  развития  отрасли,  не в последнюю очередь связанный с крахом
профсоюзного  туризма,  а  также  из-за  отказа  многих   промышленных
предприятий от содержания объектов инфраструктуры отдыха и спорта.
     Темпы проводимых в России социально-экономических  преобразований
значительно  опережают темпы формирования адекватной законодательной и
нормативно-правовой базы отрасли,  что привело к снижению возможностей
государственного   регулирования  и  внебюджетного  финансирования.  В
1996г.  Федеральным законом <Об основах туристической  деятельности  в
Российской  Федерации>  определены принципы государственной политики в
области туризма.  Областной закон  <О  туристической  деятельности  на
территории  Смоленской  области>  от  07.06.1999г.  N  370,  городские
законодательные акты и  программы  по  развитию  и  поддержке  туризма
(решения  Смоленского  городского  Совета N 87 от 31.07.97.,  N 549 от
30.06.2000 г.  <О  положении  в  заповедной  зоне  исторического  ядра
г.Смоленска  (Историко-культурной  заповедной территории),  охраняемой
государством>)  не  работают.  Анализ  настоящего   и   потенциального
туристического предложения включает:
     - существующее предложение: доступность (транспорт), оборудование
(размещение,   обслуживание   и   рекреационная  деятельность),  общее
представление о городе и регионе;
     - потенциальное  предложение:  привлекательны  аспекты  природной
среды (пейзажи,  озера,  флора),  привлекательные  аспекты  культурной
жизни    (археология,    традиции,   фольклор,   народные   промыслы),
туристическую  деятельность  (спорт,  досуг,  курорты   и   культурные
мероприятия);
     - в  результате  приватизации  в  государственной   собственности
практически  не осталось предприятий туризма и отдыха,  осуществляющих
свою деятельность  по  приему  и  размещению  туристов  на  территории
города.  Не  ведется  строительство новых объектов и реконструкция уже
существующих;
     - отсутствие     стратегических,     концептуальных     подходов,
несовершенство    существующей    законодательной    базы    вынуждает
руководителей  учреждений сферы туризма,  физической культуры и спорта
выживать  самостоятельно,  применяя  различные   формы   деятельности,
зачастую  не  способствующие  городской индустрии отдыха;  большинство
перешли  на  хозрасчетную  деятельность,   которая   не   подвергается
надлежащему профессиональному контролю;
     - в городе и области, как и в России в целом, процветает выездной
туризм.  Въездной туризм,  напротив,  переживает не лучшие времена. За
последние десять лет число иностранных посетителей  уменьшилось  более
чем  в три раза.  Главная задача развития въездного туризма - создание
современной инфраструктуры,  отвечающей  международным  стандартам,  в
ближайшие годы не представляется возможным для реализации без широкого
привлечения российских и иностранных инвестиций.  В условиях  снижения
уровня жизни, при постоянном росте цен на путевки и сокращении дотаций
на них, большинство жителей города Смоленска не в состоянии оплачивать
туристические расходы.
     Анализ туристического спроса включает деятельный  разбор  каждого
национального  и  международного  туристического  потока  по следующим
признакам:
     - объемы, сезонный характер, динамика;
     - социально-экономические характеристики;
     - мотивировки;
     - продолжительность пребывания;
     - транспортные средства;
     - размещение;
     - организация.
     На базе анализа статистических данных и результатов опроса  можно
подготовить прогноз:
     - количественного характера (количество прибытии и расходы);
     - качественного   характера   (типы  продукта,  продолжительность
пребывания, обслуживание).
     Вместе с  тем,  в  последние  годы наблюдается рост общественного
интереса к туризму и частичная активизация внебюджетных источников  их
поддержки.  Неизменно  высоким  спросом  пользуется  отдых  на  озерах
национального природного  парка  <Смоленское  поозерье>,  зона  отдыха
<Красный   бор>,   посещение  особо  охраняемых  территорий,  филиалов
музея-заповедника:    <Фленово>,    усадьба     княгини     Тенишевой,
<Новоспасское> родовое поместье Глинки, <Хмелита>, усадьба Грибоедова.
     Несмотря на  отдельные  признаки  стабилизации  и  предпосылки  к
движению  вперед,  рекреационная  отрасль  переживает  глубокий  спад.
Преодоление указанных  негативных  тенденций  предполагает  дальнейшую
активизацию  государственной  политики,  создание  и совершенствование
правовых,  организационных и экономических основ  управления  с  целью
поддержки и развития туризма и отдыха в г.Смоленске.

            2. Основные направления развития и приоритеты.

     Государственное регулирование   в   области   туризма   и  отдыха
осуществляется с целью содействия созданию  регионального  отраслевого
комплекса, способного обеспечить:
     - широкие возможности для удовлетворения потребностей большинства
населения   области,   города,   жителей   других  регионов  России  и
иностранных граждан в отдыхе, оздоровлении;
     - защиту прав потребителей туристических услуг;
     - повышение доходов местного бюджета.
     Развитие рекреационной   отрасли  предполагается  осуществлять  в
области туризма и отдыха:
     - поддержка  организационных  структур,  способствующих  развитию
массовых и самостоятельных видов туризма и отдыха;
     - содействие  развитию  туристическо-экскурсионной деятельности в
выходные и праздничные дни;
     - создание условий для отдыха населения в городских рекреационных
зонах в свободное от работы время;
     - содействие    развитию    массового   спортивного,   школьного,
молодежного туризма;
     - развитие  молодежных  связей  и обмен молодежными,  культурными
организациями;
     - освоение рекреационных и туристических ресурсов НПП <Смоленское
поозерье>;
     - заключение  договоров между городами побратимами об организации
отдыха детей и молодежи;
     - организация паломнических поездок.
     Приоритетными направлениями    государственного     регулирования
рекреационной    деятельности    являются    поддержка    и   развитие
внутригородского, областного, самодеятельного, социального и въездного
видов туризма, экскурсионной работы.

                3. Основные меры по развитию отрасли.

     В условиях современных социально- экономических преобразований, с
учетом развития рыночных отношений  необходимо  предусмотреть  систему
мер по поддержке развития туристического бизнеса:
     - совершенствование  нормативно   правовой   базы   туристической
отрасли;
     - составление   реестра   рекреационных   ресурсов   и   кадастра
рекреационных территорий;
     - подготовка соглашений по разграничению полномочий  и  предметов
ведения  в  сфере  туризма  и отдыха,  а также по вопросу эксплуатации
рекреационных  природных  ресурсов  между  администрацией   Смоленской
области и администрацией г.Смоленска;
     - заключение  договора  администрации   города   и   области   по
делегированию полномочий в сфере туризма и отдыха;
     - разработку  и  реализацию  программ  детского  отдыха  и   иных
социальных видов туризма;
     - содействие развитию на территории города индустрии туризма;
     - создание   оздоровительно-туристических  баз  города  в  других
регионах России и за рубежом;
     - развитие   системы  туристического  образования,  подготовки  и
переподготовки кадров;  поддержка средств массовой информации и других
мер, способствующих популяризации здорового образа жизни.

     Достигнуть должного эффекта позволит:
     - удовлетворить потребности населения в  активном  и  полноценном
отдыхе,  укреплении  здоровья,  приобщении к культурным и историческим
ценностям;
     - повысить   уровень   культуры   граждан,   снизить   количество
правонарушений (алкоголизма и наркомании) за счет изменения  интересов
и увлечений жителей города;
     - сохранить,  возродить и рационально  использовать  материальную
базу, культурно-исторический и природный потенциал города;
     - сформировать   современный    туристический    рынок    города,
построенный  на  принципе  экономической  эффективности и интенсивного
развития;
     - сформировать   благоприятный   имидж   города,   повысить   его
туристскую  и  инвестиционную  привлекательность  для   российских   и
иностранных предприятий и граждан;
     - увеличить  объем  туристических  услуг,   оказываемых   жителям
города, российским и иностранным гражданам;
     - оказать стимулирующее воздействие на развитие смежных  отраслей
(торговля,   транспорт,  связь,  строительство,  производство  товаров
народного потребления и др.);
     - увеличить поступления в бюджет от туристической деятельности;
     - создать новые рабочие  места  в  сфере  туризма  и  сопряженных
отраслях;
     - расширить  единое  справочно-информационное  пространство   для
жителей и гостей города.
     В режиме наибольшего благоприятствования нуждаются  туристические
фирмы,  работающие  на  прием  в  г.Смоленске  туристов  из  различных
регионов России и зарубежных стран. Именно благодаря деятельности этих
фирм   обеспечивается   поступление   в  бюджет  денежных  средств  от
туристическо- экскурсионной деятельности.

                       4. Организационные меры.

     Реализация настоящей  концепции   предполагается   комитетом   по
международным   и   межрегиональным   связям,   отделом   по  развитию
туристического  комплекса  администрации  города-героя  Смоленска  при
поддержке и взаимодействии с заинтересованными организациями.
     На муниципальной основе,  с областным и  международным  участием,
дополнительно   должны   быть   сформированы   отраслевые   механизмы,
обеспечивающие:

     В области экономики и развития:
     - объединение финансовых и материальных ресурсов государственных,
муниципальных,  банковских, производственных и коммерческих структур в
целях   содействия   реализации   программ  развития  туризма  и  иных
направлений рекреационной деятельности;
     - строительство,  реконструкцию,  ввод в действие, последующую их
эксплуатацию и финансирование на территории области, в регионах России
и  за  рубежом  оздоровительных  туристических  объектов и комплексов,
частных гостиниц.

     В области финансов:
     - консолидацию  финансовых  средств,  направляемых на поддержку и
развитие туризма  и  отдыха  из  бюджетных  и  внебюджетных  программ,
научных   исследований   и  иных  предложений  в  сфере  туристической
деятельности;
     - содействие привлечению инвестиций,  в том числе иностранных,  в
развитие сферы туризма.

     В области государственного регулирования:
     - разработку  основ  муниципальной,  государственной  политики  в
сфере туризма, эксплуатации рекреационных ресурсов;
     - разработку   и  совершенствование  городского  (муниципального)
законодательства в этой сфере;
     - экспертизу и корректировку проектов городских нормативных актов
и программ развития туризма;
     - оценку  и  анализ  состояния  отрасли,  контроль за исполнением
управленческих решений.

                       5. Этапы преобразований

     Концепция рассчитана на период до 2007 года.
     Первым этапом -2003 г., предусмотрено:
     - разработать Муниципальную целевую программу <Развитие туризма в
городе герое Смоленске  на  2003-2007  г.г.>,  в  которую  войдут  уже
действующие элементы положения <О заповедной зоне  исторического  ядра
г.Смоленска (историко-культурной территории) охраняемой государством>;
     - разработка   и   внедрение   совместно   с    заинтересованными
организациями  целевых  программ  развития туризма для отдельных групп
населения:
     <Подготовка и      переподготовка      специалистов     отрасли>,
<Информационно-образовательная  и   пропагандистская    деятельность>,
<Развитие     туристической    индустрии>,    <Строительство    новой,
совершенствование   уже   имеющейся   материальной   базы    туризма>,
<Детско-юношеский туризм>,  <Студенческий туризм>, <Туризм для людей с
ограниченными возможностями передвижения>.
     Вторым этапом, до 2004-2005 г.г.:
     - разработка  и  реализация  системы   программных   мероприятий,
направленных   на   формирование   нормативно-правовой  базы  развития
туризма;
     - разработка механизмов муниципального регулирования;
     - совершенствование социально-экономических отношений  в  отрасли
туризма и отдыха;
     - расширение направленной рекламной деятельности;
     - разработка  механизмов  по  привлечению  в отрасль внебюджетных
инвестиций. Третий этап до 2007 г. спланирован как период:
     - расширение   механизмов   финансирования,   взаимодействие   на
муниципальном, областном и федеральном уровнях;
     - оптимизация системы управления отраслью;
     - полной реализации  муниципальной  целевой  программы  <Развитие
туризма в городе-герое Смоленске 2003-2007 г.г.>

     Председатель комитета по международным
     И межрегиональным связям           Федоров В.А.

     Исп.Барзунов
     Начальник отдела развития
     туристического комплекса


Информация по документу
Читайте также