Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Смоленской области от 08.08.1994 № 325-р

 
                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                       Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 08.08.94г. N 325-р
г. Смоленск

            О предложениях по законопроекту "Об экстренных
            мерах  по  выходу  из экономического кризиса и
                предотвращению социальной катастрофы"

     Направляя Вам   на  заключение  проект  Федерального  закона  "Об
экстренных мерах по выходу из экономического кризиса и  предотвращению
социальной катастрофы". (Прилагается).
     Свои предложения  и  замечания  по  законопроекту  представить  в
комитет экономики областной администрации до 2С августа с.г..

     А.Глушенков

                                  Вносится депутатами Братищевым И.М.,
                                  Мартемьяновым B.C.,  Севенардом Ю.К.
                                                       (фракция КП РФ)

                                                                Проект

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

           Об экстренных мерах по выходу из экономического
           кризиса и предотвращению национальной катастрофы

     Проводимый в России  с  1992  года  социально-экономический  курс
поставил  страну на грань национальной катастрофы.  Национальный доход
России снизился почти  в  2  раза.  Практически  по  всем  показателям
производства,  его  эффективности,  уровню жизни большинства населения
Россия отброшена на 20-25 лет назад.  К концу 1994 года  кризис  может
стать  еще  более  глубоким  и  вызвать  непредсказуемые  социальные и
политические последствия.
     Социально-экономическая политика, основанная на неконституционной
(не по решению, принятому референдумом) приватизации "государственной"
(в  действительности  народной)  собственности  на  демонтаже  системы
государственного  управления   народным   хозяйством,   на   тотальной
либерализации,   сферы   обращения,   игнорирующей   реальные  условия
монополизированной дефицитной экономики,  привела  к  неконтролируемой
инфляции     и     экономическому    кризису,    который    становится
катастрофическим.  Попытка  форсированно  сформировать   новый   класс
частных  собственников,  который  принял  бы на себя роль организатора
производства,  провалилась.   Эта   политика   привела   на   деле   к
массированному расхищению народного богатства,  утечке его за границу,
формированию паразитического слоя,  который стремительно обогатился  и
продолжает  обогащаться  за  счет разрушающегося народного хозяйства и
показывает устойчивую  неспособность  выполнять  конструктивную  роль.
Продолжение  проводимой  политики  оставляет народное хозяйство страны
без действительного хозяина и ставит Россию перед угрозой  социального
взрыва,  хаоса,  разрухи  и  полуколониального  подчинения иностранным
державам и иностранному капиталу.
     Настоящий закон  определяет  систему  экстренных  мер по спасению
страны.  Положения ранее принятых законодательных и  иных  нормативных
актов,  противоречащих  настоящему  закону,  с  момента  его  принятия
утрачивают силу.

     РАЗДЕЛ 1.  Меры по защите общественной собственности и расширению
прав трудовых коллективов

     Статья 1.    Приватизация    государственных    и   муниципальных
предприятий

     Приостановить приватизацию   крупных   и   средних   предприятий.
Проверить  законность  всех  предшествующих  актов разгосударствления,
передачи и акционирования государственной собственности.  Аннулировать
те  из  них,  которые проводились с нарушением закона,  игнорированием
прав трудовых коллективов.
     Запретить приватизацию,   если  ее  осуществление  наносит  ущерб
имущественным и  социальным  правам  граждан,  нарушает  хозяйственные
права        трудовых        коллективов,        вызывает       распад
производственно-технологических комплексов.  Трудовые коллективы имеют
право  в таких случаях добиваться отмены по суду актов Госкомимущества
и других  государственных  органов,  совершенных  по  отношению  к  их
предприятиям.
     До утверждения  Государственной  Программы  разгосударствления  и
приватизации   Федеральным   Собранием   запретить   ипотеку   (залог)
предприятий, основных фондов и земли.

     Статья 2. Право выбора форм собственности и хозяйствования

     Приоритетное право выбора  форм  собственности  и  хозяйствования
предоставить  трудовым  коллективам.  Установить,  что  ведущей формой
разгосударствления является преобразование государственных предприятий
в  народные  предприятия.  Трудовой  коллектив имеет право приобретать
имущество предприятия в свою коллективную собственность,  в том  числе
на условиях аренды с правом выкупа.
     Запретить органам  административного  управления  (министерствам,
ведомствам,   администрациям   областей,  городов,  регионов  и  т.д.)
закрывать    экономически    состоятельные     предприятия,     фирмы,
научно-исследовательские  и  проектные институты,  обеспечивающие свое
существование собственными силами, иначе, как по решению суда.

     Статья 3. Самоуправляемые народные предприятия

     3.1. Самоуправляемые  народные  предприятия  создаются  на   базе
государственных и муниципальных предприятий в случаях,  когда за такое
преобразование проголосовало большинство членов трудового коллектива.
     3.2. Самоуправляемое  народное  предприятие  образуется  в  таких
случаях на условиях:
     1) Получения   государственного   и  муниципального  имущества  в
полномочное хозяйственное владение;
     2) Установление  полной  собственности  трудового  коллектива  на
произведенную продукцию и права распоряжения  основными  и  оборотными
фондами без уменьшения их стоимости;
     3) Внесения в государственный бюджет налогов и сборов в размерах,
установленных налоговым законодательством, с применением льгот на срок
до двух лет с момента их создания на уровне 70% налоговых ставок;
     4) Установление   субсидиарной   ответственности   каждого  члена
трудового коллектива по долгам народного предприятия;
     5) Установление  выборности  руководителя предприятия и наделение
его всеми необходимыми полномочиями с  приоритетом  решений  трудового
коллектива по основным вопросам деятельности народного предприятия;
     6) Признания  народных  предприятий   ведущей   формой   развития
преобразований государственной и муниципальной собственности;
     7) Установления в  качестве  особого  основания  для  прекращения
(ликвидации  и  реорганизации) самоуправляемого народного предприятия,
снижения его рентабельности до уровня,  необеспечивающего расширенного
воспроизводства,   если   это  не  связано  с  проводимой  структурной
политикой.

     Статья 4. Переоценка основных фондов предприятий

     Переоценить основные фонды всех предприятий  независимо  от  форм
собственности.     Для     акционированных    предприятий    сохранить
пропорционально установленным долям право собственности государства  и
трудовых   коллективов   на  соответствующие  части  основных  фондов.
Предложить  владельцам  приватизированных  предприятий  (физическим  и
юридическим  лицам)  выплатить  разницу  между уплаченной фактически и
переоцененной  балансовой   стоимостью   основных   средств   трудовым
коллективам предприятий,  а в соответствующей доле - и государству - в
течение 5 лет равными долями.  Установить,  что в случаях  непогашения
или  просрочки  задолженности  в  указанный срок имущество предприятия
переходит в  собственность  государства  и  передается  в  полномочное
хозяйственное ведение трудовым коллективам.

     Статья 5. Действие приватизационных чеков

     Продлить срок  действия  приватизационных  чеков на 1994-1995 гг.
Предоставить право  гражданам  -  владельцам  ваучеров,  вложить их  в
Сбербанк  в  качестве  именного  индивидуального  срочного  вклада (из
расчета  1  человек  -  1  приватизационный   чек   по   его   средней
переоцененной  стоимости  с  получением  гарантированных  государством
средних процентов.  Правительству - разработать порядок  переоценки  и
выплаты процентов по таким вкладам.

     Статья 6. Права трудовых коллективов

     Установить, что  полномочия  трудовых  коллективов осуществляются
общими  собраниями  (конференциями)   трудовых   коллективов   и   его
представительными    органами    (советами,    трудовых   коллективов,
профсоюзными комитетами и другими).  По поручению трудовых коллективов
государственных   и   муниципальных  предприятий  их  представительным
органам предоставляется право:
     - рассматривать  и утверждать устав предприятия и вносимые в него
изменения;
     - определять   и   согласовывать   условия  контракта  при  найме
руководителя на конкурсной основе;
     - участвовать   в  разработке  перспективной  программы  развития
предприятия,  планов   его   деятельности,   реконструкции,   санации,
составлении  штатных  расписаний и должностных окладов,  других актов,
регламентирующих внутреннюю жизнь предприятия;
     - участвовать   в   определении   направлений   и  контролировать
использование доходов предприятия;
     - контролировать   деятельность   руководителя   и  администрации
предприятия.

     Статья 7. Земля и природные ресурсы в хозяйственном обороте

     Запретить куплю-продажу земли  (за  исключением  садово-огородных
участков, участков под домами и дачами, принадлежащими гражданам).
     Предоставлять землю для фермеров на основе аренды и  пожизненного
наследуемого  владения,  установив  справедливую  арендную  плату    и
необходимые льготы для развития индивидуальных крестьянских  хозяйств.
Восстановить  землепользование  колхозов,  совхозов  и государственных
сельскохозяйственных предприятий в границах - до 27 декабря 1991  года
за  исключением  тех  земель,  которые  были  переданы в установленном
законом порядке и размерах крестьянским индивидуальным хозяйствам.
     Установить, что  изменение их коллективной формы собственности на
любую иную форму допускается лишь по решениям  не  менее  двух  третей
членского состава этих организаций.
     Исключить передачу   в   частную   собственность   лесов,   недр,
естественных  водоемов,  иных  природных  ресурсов.  Предоставлять  их
только  во  владение  и  пользование   под   строгим   государственным
контролем,     не     допуская     нарушения     установленных    норм
природопользования, общественных интересов.
     Повысить ответственность за такие нарушения.

     РАЗДЕЛ 1.   Меры   по   стабилизации   производства  и  поддержке
товаропроизводителей

     Статья 8. План восстановления экономики России

     Правительству России представить до конца  1994  года  двухлетнюю
(на  1995-1996  гг.) Государственную программу (план) выхода России из
кризиса,    восстановления    экономики    и     социальной     сферы,
предусматривающую:
     - Восстановление объемов производства товаров  социально-бытового
назначения,  жизненно-важных  для  страны,  и  наукоемкой промышленной
продукции на уровне 1991 г.;
     - Восстановление   объемов   производства  зерна,  мяса,  молока,
картофеля,  продуктов их переработки и  др.  на  среднегодовом  уровне
1985-1990 гг.;
     - Восстановление  объемов  строительства   дешевого   жилья   для
малообеспеченных слоев граждан на уровне 1988-1989 гг.
     - Разработку  и  реализацию  программ  конверсии  и   структурной
перестройки  оборонной промышленности и базовых отраслей экономики при
сохранении достаточного военного потенциала страны  в  соответствии  с
оборонной доктриной России.
     - Восстановление научного и инженерно-конструкторского потенциала
страны   с   целью   достижения   конкурентоспособности  отечественной
продукции на внутреннем и мировом рынках по основным направлениям.
     Установить, что    укрупненные    показатели    межотраслевых   и
межрегиональных  поставок  конкретизируются  и   уточняются   в   ходе
заключения хозяйственных договоров.  При отсутствии взаимного согласия
между поставщиком и  потребителем  установленные  показатели  являются
обязательными для поставщиков продукции.
     Организацию межотраслевых и  межрегиональных  поставок  важнейших
видов   продукции   и  контроль  за  их  осуществлением  возложить  на
Росконтакт.

     Статья 9.  Меры   поддержки   государственных   и   муниципальных
предприятий

     В месячный     срок     погасить     задолженность    государства
государственным  и   муниципальным   предприятиям.   Списать   с   них
кредиторскую  и  дебиторскую задолженность и прокредитовать недостаток
оборотных средств в пределах норматива.

     Статья 10. Государственная поддержка агропромышленного комплекса

     Обеспечить государственную   поддержку   предприятий    сельского
хозяйства  вне  зависимости  от  их  форм  собственности.  Осуществить
гарантирование,          материально-техническое           обеспечение
сельскохозяйственных   предприятий,   их   льготное  финансирование  и
кредитование.  Расширить производство сельскохозяйственной техники для
фермерских   хозяйств.   Стимулировать  создание  и  развитие  крупных
агропромышленных и агроторговых фирм.  Восстановить  в  полном  объеме
государственную   поддержку  социального  обустройства  села  (дороги,
электрификация, газификация, телефонизация и т.п.).
     Впредь до   проведения  реформы  цен  и  устранения  сложившегося
дисбаланса  цен  на  сельскохозяйственную  и  промышленную   продукцию
установить    за    счет    средств    госбюджета    50%   скидку   на
материально-технические ресурсы для  сельскохозяйственных  предприятий
всех  форм  собственности  (сельскохозяйственную  технику,  горючие  и
смазочные материалы,  минеральные удобрения, средства защиты растений,
полимерные, лесные и строительные материалы, комбикорма).
     Правительству разработать и внести в Государственную Думу  проект
закона,   предусматривающего  комплекс  долговременных  мер  поддержки
агропромышленного комплекса.

     Статья 11. Чрезвычайные меры в зонах экономического бедствия

     Правительству разработать и представить  в  Государственную  Думу
проект  Закона  об  объявлении регионов городов,  районов,  населенных
пунктов,  сельских местностей,  отраслей, предприятий зонами (сферами)
экономического  бедствия.  Определить  дифференцированные  объективные
критерии  зон  (сфер)  экономического  бедствия  (угроза  голода   для
большинства  населения зоны,  многомесячная задержка выдачи нормальной
заработной  платы,  остановка  большинства  предприятий,  критический,
невосполнимый  спад  сельскохозяйственных и других жизненно важных для
страны приоритетных производств и  отраслей,  угроза  крупных  аварий,
экологических катастроф, эпидемий и т.д.).
     Предусматривать в  бюджете  Федерации,  начиная  с   1995   года,
создание   целевого   крупномасштабного   фонда  спасения  зон  (сфер)
экономического бедствия и направления его использования.

     Статья 12. Направление средств амортизации

     Установить, что  после  переоценки   основных   фондов   средства
амортизационного  фонда  остаются  в  полном распоряжении предприятий.
Средства амортизационного  фонда  могут  использоваться  предприятиями
исключительно    на    цели   прямого   инвестирования   (приобретение
оборудования,  проведение  строительно-монтажных  работ).  Запрещается
использование  средств  амортизационного фонда на приобретение акций и
других ценных бумаг.  Свободный остаток средств амортизационного фонда
предприятия    могут    передать    под    процент    для   инвестиций
Финансово-кредитным  учреждениям.  Инвестиционные  финансово-кредитные
учреждения  держат  эти  средства  на  специальном  счете  и  могут их
использовать также исключительно для кредитования прямых инвестиций.

     Статья 13.  Монополия внешней торговли  и  защита  отечественного
производства

     На период  выхода из кризиса установить государственную монополию
внешней торговли на экспортно-импортные  операции  по  энергоресурсам,
черным  и  цветным  металлам,  лесоматериалам,  химическим материалам,
вооружениям  и  военной   технике,   сельскохозяйственной   продукции,
основным  потребительским товарам,  алкогольным напиткам,  драгоценным
металлам,  драгоценным  камням  и  изделиям  из   них.   Предусмотреть
непосредственное   участие  предприятий-производителей  экспортируемой
продукции в заключении внешнеторговых сделок.
     Ввести заградительные  таможенные пошлины на конкурирующий импорт
по  всем  товарам,  потребность  в  которых   может   быть   полностью
удовлетворена отечественным производством.

     Статья 14. Мероприятия по развитию ВПК и конверсии

     Правительству, начиная с 1995 года,  разрабатывать и представлять
для законодательного утверждения программу развития  ВПК  и  конверсии
оборонных отраслей с учетом поддержания необходимой обороноспособности
страны  и  новой  военной  доктрины.   В   программе   предусматривать
приоритетное   развитие  в  рамках  конверсии  производства  продукции
двойного назначения, а также создания современной техники и технологий
для гражданских отраслей экономики.
     При этом Правительством должен  быть  разработан  государственный
реестр   предприятий  ВПК.  Установить  государственную  монополию  на
производство,  продажу и закупку вооружений и военной техники, а также
на техническое содействие в этой сфере. Преобразовать все существующие
акционерные  общества  на  предприятиях  ВПК  в  акционерные  общества
закрытого типа.

     Статья 15. Развитие экономического Союза со странами СНГ

     Правительству Российской  Федерации  принять меры по укреплению и
развитию экономического союза  России  с  бывшими  республиками  СССР.
Создать  приоритетные условия для установления экономических связей со
странами ближнего зарубежья.  Стимулировать прямые  межреспубликанские
контакты   предприятий.   Последовательно   расширять  рублевую  зону.
Осуществлять совместную разработку годовых и среднесрочных прогнозов и
на   этой   основе   определять  систему  взаимных  межгосударственных
поставок, продукции и соответствующие цены.
     Рассматривать экономическую  интеграцию  как  первый  шаг на пути
последующей добровольной политической интеграции.

     РАЗДЕЛ 3.  Меры по  предотвращению  дальнейшего  снижения  уровня
жизни, восстановлению социальных гарантий и защите интеллектуального и
духовного потенциала страны

     Статья 16.  Правительству и субъектам Федерации реализовать пакет
социальных  мер,  направленных  на предотвращение дальнейшего снижения
уровня жизни населения:
     а) На   период   стабилизации  экономики  ввести  законодательное
утверждение прожиточного  минимума.  Привести  в  соответствие  с  ним
минимум заработной платы и пенсий.
     б) Ввести гарантированное обеспечение населения  товарами  первой
необходимости по доступным ценам.
     в) Немедленно погасить задолженность государства и предприятий по
выплатам заработной платы.
     г) Проиндексировать
вклады населения в Сбербанке на 1 января 1992
года  и  предусмотреть  поэтапное возвращение их населению в течение 5
лет с  оформлением  долговых  обязательств  государства  с  правом  их
наследования.
     д) Оформить обязательства государства с правом их наследования по
предоставлению  бесплатного  жилья семьям военнослужащих,  уволенных в
запас и отставку,  компенсациям в связи с потерей жилья и места работы
лицам, пострадавшим от аварии ЧАС.

     Статья 17. Социальные гарантии

     Восстановить социальные    гарантии    на    жилье,    бесплатное
образование,    бесплатную   квалифицированную   медицинскую   помощь,
социальную защиту детства, материнства, старости.
     Провести полную инвентаризацию жилого и нежилого фонда. Запретить
продажу   жилья   лицам,   имеющим  достаточную  обеспеченность  жилой
площадью.  Создать систему льготного кредитования  приобретения  жилья
для семей, нуждающихся и не имеющих достаточного уровня доходов. Остро
нуждающимся  и  малообеспеченным   семьям   гарантировать   бесплатное
предоставление жилья.
     Обеспечить жильем & течение 3-5  лет  депортированных  из  других
республик СНГ и зон национальных конфликтов.
     Правительству разработать и  реализовать  приоритетные  программы
обеспечения   населения  детским  питанием,  лекарствами,  медицинским
оборудованием и приборами.
     Передать профсоюзам здравницы,  курорты,  санатории, дома отдыха,
туристические базы, детские оздоровительные учреждения, летние лагеря.
Обеспечить  приоритетное  предоставление путевок во все эти учреждения
по доступным ценам  остро  нуждающимся  работникам,  а  также  имеющим
большой производственный стаж,  пенсионерам и инвалидам, многодетным и
малообеспеченным семьям, молодежи, студентам.

     Статья 18.  Правительству   разработать   меры   по   защите   от
окончательного разрушения отечественной науки и культуры,  образования
и  здравоохранения.  Перевести   учреждения   фундаментальной   науки,
основную  массу учреждений культуры,  образования,  здравоохранения на
полное бюджетное финансирование в объемах на уровне 1991 года. Поднять
уровень  заработной  платы  в этих сферах до уровня средней заработной
платы  в  промышленности.   Передать   все   учреждения   культуры   в
государственную    или    муниципальную    собственность.   Остановить
коммерциализацию  культуры.   Обеспечить   демонстрацию   в   театрах,
кинотеатрах,   по  телевидению  лучших  произведений  отечественной  и
мировой культуры.  Запретить издание и  воспроизведение  произведений,
проповедующих безнравственность и культ насилия.

     РАЗДЕЛ 4.  Меры  по борьбе с инфляцией,  нормализация положения в
финансово-кредитной сфере

     Статья 19. Регулирование цен на потребительские товары

     Правительству ввести с 1 октября 1994  года  предельные  оптовые,
розничные   и   закупочные   цены  на  основные  виды  промышленной  и
сельскохозяйственной   продукции,   потребительские   товары    первой
необходимости,  транспортные тарифы на уровне фактически сложившихся к
01 июля 1994 года.  Ввести экономические санкции, штрафы за превышение
предельных цен.
     Подготовить и   провести    реформу    цен,    согласованную    и
синхронизированную  с  денежной  реформой.  При проведении реформы цен
исходить из предельного уровня рентабельности 15% и предельного уровня
торговопосреднических наценок в размере 5%,  устранить дисбаланс между
ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
     В дальнейшем   по   мере   установления   материально-финансового
равновесия постепенно расширять круг свободных и договорных цен.

     Статья 20. Денежная реформа

     Правительству подготовить и осуществить с сентября 1994  года  до
декабря 1995 года социально ориентированную денежную реформу.
     Социально ориентированная денежная реформа должна предусматривать
постепенный, начиная с 1 января 1995 года ввод в параллельный оборот в
течение полутора лет  твердого  конвертируемого  рубля,  обеспеченного
нефтью,   газом,   золотом,   металлами,   лесом,   зерном  и  другими
ценообразующими ресурсами с  одновременным  созданием  инвестиционного
фонда.

     Статья 21. Упорядочение банковской деятельности

     Сосредоточить государственную             кредитно-инвестиционную
деятельность,  обращение средств государственного бюджета  и  валютные
операции  в  системе  государственного банка.  Запретить использование
иностранной  валюты  в  денежном  обращении   на   внутреннем   рынке.
Аннулировать  лицензии  коммерческих  банков  на  проведение  валютных
операций. Провести аудиторскую проверку государственных и коммерческих
банков.
     Запретить государственным банкам проведение  кредитных  и  других
операций без соответствующего оформления гарантий и страховок.
     Передать государственные акции и  другие  активы,  находящиеся  в
ведении  коммерческих  банков  внутри  страны и за рубежом,  в ведение
Государственного банка.
     На период выхода из кризиса направлять 50% депозитов коммерческих
банков в  государственный  инвестиционный  фонд  под  высокопроцентные
облигации в твердых рублях.
     Относить все убытки,  полученные в  результате  нарушений  правил
банковской   деятельности,   а   также  затраты  банков  не  связанные
непосредственно с проведением банковских операций на прибыль банков.
     Повысить деятельность  контрольных  функций  ЦБ  и казначейства в
осуществлении надзора и контроля за деятельностью  банковской  системы
эмиссии, обращения и ликвидности ценных бумаг на внутреннем рынке.

     Статья 22. Реформа налоговой системы

     Осуществить кардинальную реформу налоговой системы.
     В целях  стимулирования  повышения  эффективности   производства,
энерго-  и  ресурсосбережения,  повышения стабильности доходов бюджета
сбалансировать  налоги  на  результаты  производства  (НДС,  налог  на
прибыль  и  др.),  увеличив  долю платежей за ресурсы (основные фонды,
трудовые ресурсы,  рентные платежи за землю и недра и т.д.)  с  учетом
принятых в мировой практике. Уровень платежей за ресурсы устанавливать
на  основе  дифференцированных  стабильных  нормативов  на  пятилетний
период.    Ввести    дополнительное    прогрессивное   налогообложение
сверхвысоких доходов и особо крупного имущества физических лиц.

     Статья 23. Формирование бюджетов субъектами Российской Федерации

     Начиная с  1995  года  формировать  доходы  и  расходы   бюджетов
субъектов   Федерации   на   основе   нормативных   методов  с  учетом
особенностей  ресурсного  потенциала  и  структуры  экономики  каждого
региона.  На этой основе упорядочить взаимоотношение между федеральным
и  региональным  бюджетами,  предусматривать  необходимые  дотации  из
федерального  бюджета  регионам  Севера,  Дальнего  Востока  и  другим
регионам   Российской   Федерации   не   обеспечивающим    нормального
функционирования   и   социального   развития   за   счет  собственных
источников.

     Статья 24. Государственная монополия внешнего долга России

     Ввести государственную    монополию    на    все    операции    с
государственным внешним долгом России.
     Начиная с  1995  года  предусмотреть   обязательное   утверждение
Федеральным  Собранием  Российской Федерации валютного баланса по всем
источникам доходов и направлениям расходов.

     РАЗДЕЛ 5.  Меры  по  совершенствованию  работы   государственного
аппарата

     Статья 25. Сокращение аппарата управления

     Сократить, упорядочить   и   удешевить  государственный  аппарат.
Упразднить  Госкомитет  по  управлению   государственным   имуществом.
Госкомитет по промышленной политике,  Министерство по сотрудничеству с
государствами-участниками   МНГ,   передав   соответствующие   функции
Министерству экономики. Ликвидировать параллелизм функций, выполняемых
правительственными  органами  и  президентским  аппаратом.   Устранить
чрезмерный   разрыв   в  уровнях  зарплаты  работников  госаппарата  и
работников основных отраслей материального производства.

     Статья 26. Усиление государственного контроля

     Усилить системы государственного статистического учетах  контроля
и аудита.  Отменить положение о коммерческой тайне во взаимоотношениях
с органами государственного учета,  статистики  и  контроля.  Повысить
ответственность   за   своевременность   и   достоверность   данных  в
государственной   отчетности.   Предоставить   право   государственным
контрольным    органам    в    случае   непредставления   проверяемыми
предприятиями необходимой информации приостанавливать все операции  на
их банковских счетах, применять штрафные экономические санкции.

                                                            Приложение
                                                        к распоряжению
                                       заместителя главы администрации
                                                    Смоленской области
                                                 от 08.08.94г. N 325-р

                               ПЕРЕЧЕНЬ

          Законов  и  постановлений,   которые   необходимо
          разработать в развитие Закона об экстренных мерах
          по   выходу    из   экономического    кризиса   и
                 предотвращению социальной катастрофы

     1. Проект Закона "Об изменениях и дополнениях Конституции РФ",  в
котором предусмотреть уточнение статей Конституции о социальных правах
и   гарантиях   граждан   России,   о  правах  владения  (распоряжения
управления) государственной  собственностью,  о  полномочиях  местного
самоуправления.
     2. Проект  Закона  "О  расширении  прав  трудовых  коллективов  в
регулировании     производственно-хозяйственной     деятельности     и
распределения доходов предприятий".
     3. Проект Постановления "О мерах по стабилизации цен".
     4. Проект Постановления "О первоочередных  мерах  по  преодолению
малообеспеченности  населения  и  восстановлению  основных  социальных
гарантий".
     5. Проект   Закона   "О   основах   аграрной   политики   системе
государственной поддержки сельского хозяйства".
     6. Проект Закона "Об изменении системы налогообложения".
     7. Проект Закона "О банках и банковской деятельности".
     8. Проект Закона "О кредитно-финансовом регулировании".
     9. Проект Закона "О  борьбе  с  экономическими  преступлениями  и
коррупцией".
     10. Проект Постановления "О совершенствовании  структуры  органов
государственного управления экономикой".
     11. Проект Постановления "О мерах по  укреплению  государственной
валютной монополии".
     12. Проект Постановления "О мерах  по  усилению  государственного
регулирования внешней торговли".
     13. Проект Постановления "О первоочередных мерах  по  созданию  и
развитию экономического союза республик, входивших в состав СССР".
     14. Проект Закона "О защите духовных,  культурных и  нравственных
ценностей России".
     15. Проект   Закона   "О   системе   государственного   планового
регулирования экономики в условиях рынка".
     16. Проект Закона "Об иностранных инвестициях".
     17. Проект Закона "О государственной инвестиционной компании".
     18. Проект Закона "О финансово-промышленных группах".
     19. Проект Закона "О денежной реформе".
     20. Проект Закона "О курортах Российской Федерации".
     21. Проект   Закона  "О  детских  оздоровительных  учреждениях  и
здравницах".
     22.  Проект Закона "О самоуправляемых народных предприятиях".

             Проект Закона и Пояснительную записку к нему
                             подготовили:

                    Депутаты Государственной Думы:

Братищев Игорь Михайлович, доктор экономических наук, профессор
Мартемьянов Валентин Семенович, доктор юридических наук, профессор
Севенард Юрий Константинович, доктор технических наук

                       Эксперты и консультанты

Глазырин Михаил Васильевич, доктор экономических наук, профессор
Клоцвог Феликс Наумович, доктор экономических наук, профессор
Курашвили Борис Павлович, доктор юридических наук
Крашенинников Сергей Николаевич, кандидат технических наук, с.н.с.
Маляров Олег Васильевич, доктор экономических наук
Маркин Юрий Павлович, доктор экономических наук, профессор
Осадчий Иван  Павлович,  координатор группы экспертов и консультантов,
доктор исторических наук, профессор
Орленко Леонид Петрович, доктор технических наук, профессор
Селезнев Александр Захарович, доктор экономических наук, профессор
Староверов Владимир Иванович, доктор философских наук, профессор
Хубиев Кайсын Азретович, доктор экономических наук, профессор

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         к проекту  федерального  закона  об экстренных мерах
         по выходу из экономического кризиса и предотвращению
                       национальной катастрофы

     1. Цели и структура закона

     Проект закона предусматривает взаимоувязанный комплекс экстренных
мер,  направленных на предотвращение национальной  катастрофы  России,
обеспечение  выхода  из  экономического и социального кризиса в сжатые
сроки. Разделы закона определяют:
     1) Экстренные  меры  в  сфере  приватизации и разгосударствления,
восстановления  справедливых  прав  собственности  народа  и  трудовых
коллективов.
     2) Первоочередные   и   неотложные   меры   по   стабилизации   и
восстановлению    производства,   оказанию   помощи   зонам   (сферам)
экономического бедствия, выводу экономики из кризиса.
     3) Меры  по  предотвращению  дальнейшего  снижения  уровня жизни,
восстановлению  социальных  гарантий  и  защите  интеллектуального   и
духовного потенциала страны.
     4) Меры по борьбе с инфляцией,  прекращению неплатежей и созданию
крупномасштабного инвестиционного фонда  реконструкции  и  структурной
перестройки экономики.
     5) Меры  по  совершенствованию  работы государственного аппарата,
повышению управляемости экономики в условиях рынка.
     Закон рассматривается  как  рамочный.   На   его   основе   и   в
соответствии  с  определяемыми  им положениями необходимо в кратчайшие
сроки подготовить ряд специальных законов  и  постановлений.  Перечень
наиболее важных из них дан в приложении.
     Основное внимание   в  законе  обращается  на  устранение  причин
разрушительных    результатов    проводимого     курса,     реализацию
принципиальных, адекватных условиям России и имеющемуся мировому опыту
подходов к преодолению искусственно созданных этим курсом трудностей и
проблем.   Определяются  источники  финансирования  и  инвестиций  для
реконструкции и структурной перестройки экономики.

     2. Коренные  причины  и  последствия  экономического  кризиса   и
надвигающейся национальной катастрофы

     Искусственность, неорганичность    сложившейся   катастрофической
ситуации видна достаточно хорошо.  Даже при высокой  доле  устаревшего
оборудования  и  других  основных  фондов  страна более 65 лет успешно
осуществляла реконструкции,  догоняла и  перегоняла  развитые  страны,
выдержала разруху,  горячие и холодные войны, запустила первый спутник
в космос,  построила Западно-Сибирский нефтегазовый  комплекс  и  БАМ,
вышла  на  2-е  место  в  мире по национальному доходу - и все это при
неуклонном,  пусть зачастую  медленном,  но  устойчивом  росте  уровня
жизни.  Конверсия  и  планомерная  структурная перестройка экономики в
направлении ее облегчения,  снижения ресурсо-  и  энергоемкости  могли
быть  мультипликатором  технического  перевооружения  и реконструкции,
дальнейшего  роста  производительности  труда  и  уровня   жизни   без
катастрофического спада.
     Обвальный кризис начался в  1992  г.,  когда  начала  проводиться
гайдаровская  реформа.  Ее суть и возможные последствия были скрыты от
народа,  а разрекламированные радужные  прогнозы  и  обещания  авторов
оказались блефом.
     В результате валовой продукт России снизился более чем в 2  раза.
Практически  по всем объемным и качественным показателям производства,
эффективности,  энергоемкости,   национального   дохода,   социального
обеспечения  Россия  отброшена  на  30-40  лет назад.  К концу 1994 г.
кризис может на 20-25%  стать более глубоким,  чем в  катастрофическую
"Великую Депрессию" 1929-1933 гг. в США.
     Вдвое сократились  инвестиции   в   промышленность   и   сельское
хозяйство.  Это закрывает им возможность выйти на мировой и внутренний
рынок  с  конкурентоспособной  продукцией.  Износ  основных  фондов  в
большинстве   отраслей   приблизился  к  60%.  Разрушается  научный  и
производственный потенциал России,  идет ее деиндустриализация. Страна
превращается в зависимый сырьевой придаток Запада.
     Останавливаются даже самые развитые отрасли и предприятия России,
включая многие из тех,  которые выпускали пользующуюся широким спросом
на внутреннем и мировом рынке продукцию,  в том числе нефть,  металлы,
станки и т.д.
     Явная и скрытая безработица с учетом вынужденных простоев доходит
до 60%. Уровень жизни основных категорий населения снизился на 45-60%,
многомесячные задержки заработной  'платы  ставят  миллионы  людей  на
грань голода.  Многие районы, города, населенные пункты фактически уже
стали зонами  экономического  и  социального  бедствия.  Отдаленные  и
приграничные  районы  России,  в  первую  очередь.  Дальний  Восток  и
Сахалин,  Курильские  острова,  Азиатские,  Южные  и  Западные  районы
(Калининград)  становятся  уязвимыми объектами экономической и военной
экспансии. Под угрозу поставлена обороноспособность страны.
     Основная причина   быстрого   скатывания  России  к  национальной
катастрофе - в существе проводимого курса на передачу  основной  массы
общенародной  собственности,  созданной многими десятилетиями упорного
труда, ценой огромных жертв и лишений, узкому кругу сверхбогатых людей
и иностранных собственников,  на перераспределение в их пользу доходов
и  контроля  над  экономикой.  Основными  инструментами  этого   курса
являются    приватизация   государственных   предприятий,   разрушение
коллективной  собственности,  протаскивание  свободной   купли-продажи
земли  и  сельскохозяйственных угодий.  В том же направлении действуют
демонтаж  системы  государственного  управления   экономикой,   запуск
стихийного   рыночного  механизма  со  свободными  несбалансированными
ценами и даже принятые монетаристкие методы борьбы с  инфляцией.  Этот
курс сопровождается отказом от поддержки отечественной промышленности,
ограничением ее Финансирования при одновременном широком  кредитовании
коммерческих и посреднических структур.
     Поэтому для  выхода  из  сложившейся  катастрофической   ситуации
необходимы  экстренные  меры  по  исправлению  перекосов  в породивших
кризис  отношениях  собственности,   финансах,   остановке   инфляции,
обеспечению   базовых   отраслей   инвестициями  для  реконструкции  и
структурной перестройки.
     Основа стабилизации  и  выхода  России  из  кризиса - эффективное
использование  имеющихся  трудовых,  материальных   и   энергетических
ресурсов, научного, природного и производственного потенциала страны.
     По этим критериям должны оцениваться результаты проводимого курса
и предлагаемые мероприятия по выходу из кризиса.

     3. Меры  по  защите  общественной собственности и расширению прав
трудовых коллективов

     Как показал  двухлетний  опыт,   фанатично   осуществляемая   так
называемая "народная приватизация" на практике:
     - ведет к расхищению общенародного достояния;
     - не  обеспечивает  поступлений  в  бюджет,  хоть в какой-то мере
соизмеримых с  огромными  масштабами  приватизируемой  государственной
собственности;
     - отвлекает капитал от производительных вложений на спекулятивные
сделки с ценными бумагами;
     - не   обеспечивает   приток   в   приватизируемые    предприятия
современных технологий и оборудования;
     - разрушает      сложившиеся      производственно-технологические
комплексы;
     - дезорганизует  производственный   процесс,   отвлекая   энергию
трудовых  коллективов  на  участие  в навязываемых им приватизационных
сделках и порождаемых ими конфликтах;
     - нарушает  законные  права  трудовых  коллективов,  превращая их
членов в бесправных наемных работников;
     - сопровождается     криминализацией    процесса    приватизации,
использованием ее для "отмывания" преступно нажитых  денег,  переходом
значительной части экономики под контроль мафиозных структур;
     - предоставляет  привилегии  и  льготы   иностранному   капиталу,
позволяющие   ему   устанавливать   контроль   над  ключевыми  сферами
экономики, устранять конкурирующие производства.
     Предотвращение национальной  катастрофы,  обеспечение условий для
выхода  из   кризиса   и   осуществления   прогрессивных   структурных
преобразований   требует  экстренных  комплексных  мер  по  пересмотру
нынешнего курса приватизации, ликвидации его губительных последствий и
перехода к качественно иной реформе отношений собственности.
     Надо обеспечить реальную демократию в сфере производства - основу
власти  большинства  и  в  интересах  большинства над собственностью и
экономикой в целом.
     Необходимое предварительное  условие и отправной пункт этих мер -
приостановка приватизации.  Следует проверить все предшествующие  акты
приватизации, аннулировать проведенные с нарушением законов, наносящие
ущерб  справедливым  имущественным  и   социальным   правам   граждан,
хозяйственным   интересам   трудовых  коллективов,  вызывающие  распад
производственно-технологических комплексов.
     Ключевой элемент устранения отрицательных последствий проводимого
курса приватизации,  реализации подлинно демократических принципов при
реформе  отношений  собственности  -  восстановление и расширение прав
трудовых  коллективов  на   предприятиях.   Формирование   эффективных
представительных  органов  трудовых коллективов для осуществления прав
собственности,  управления и контроля над  администрацией  предприятий
призвано:
     - предотвратить   криминализацию   процесса   разгосударствления,
которая не может быть устранена одними правоохранительными органами;
     - обеспечить справедливое распределение доходов предприятий;
     - создать  максимальную заинтересованность работников в повышении
эффективности производства;
     - повысить   "выживаемость"  предприятий,  создать  благоприятные
условия   для   реконструкции,   модернизации   и   перепрофилирования
предприятий, предотвращения массовых банкротств и безработицы;
     - содействовать формированию конкурентной рыночной среды;
     - заложить основы подлинно демократического предпринимательства;
     - гарантировать  российский  контроль    над    предприятиями.
     Последовательной формой   реализации   демократических  принципов
разгосударствления и формирования отношений собственности и управления
предприятиями,  базирующейся на мировом опыте и специфических условиях
России,  является передача их  в  полномочное  хозяйственное  владение
трудовых   коллективов   (с   образованием   самоуправляемых  народных
предприятий),  а также создание коллективных предприятий,  в том числе
на  условиях  аренды  с правом выкупа.  В том же направлении действует
укрепление, расширение и консолидация акционерной собственности членов
трудовых   коллективов  в  акционерных  компаниях  с  передачей  ее  в
доверительное    управление    представительным    органам    трудовых
коллективов.
     В ходе приватизации произошла,  по-существу,  незаконная передача
за   бесценок   общенародной  собственности  имевшим  крупные  теневые
капиталы лицам. Она не обеспечила ни поступлений в бюджет, ни реальных
инвестиционных ресурсов предприятиям.
     Публичные заявления руководителей Госкомимущества о "справедливом
разделе"  государственной  собственности  с  помощью ваучеров являются
преступным обманом народа,  поскольку на деле дивиденды  по  ваучерным
акциям   большинства  наших  убыточных  предприятий  будут  мизерными.
Целесообразно предоставить государственные гарантии  получения  дохода
на  ваучерные  акции  как  на государственные ценные бумаги работникам
бюджетной сферы и другим желающим.  Поэтому в законе предусматривается
право  их  владельцев  вложить  их  в  Сбербанк  в  качестве  именного
индивидуального срочного вклада из расчета 1  человек  -  1  ваучер  с
получением гарантированных государством средних процентов.
     Экстренные меры    необходимы    также     для     предотвращения
разрушительных  последствий,  к  которым ведет нынешний курс в области
отношений собственности  в  сельском  хозяйстве.  Право  купли-продажи
земли   чревато   ее  превращением  в  объект  спекуляции,  выведением
значительных массивов из  сельскохозяйственного  оборота,  отвлечением
значительной  части  дефицитного  капитала на ее покупку,  сокращающим
инвестиционный  потенциал   производительных   вложений   в   сельское
хозяйство.
     Формируются паразитические        земельные         собственники,
эксплуатирующие     сельскохозяйственных     производителей.    Паевая
собственность членов реорганизуемых колхозов и совхозов  в  натуре,  в
конкретных  участках  земли  и  средствах производства,  в сочетании с
правом   свободного   выхода    чревато    нарушением    севооборотов,
фрагментацией   сельскохозяйственных   земель   и  разрушением  единых
сельскохозяйственных  комплексов.   Все   это   ведет   к   сокращению
сельскохозяйственного производства.
     Поэтому целесообразно  разрешать  куплю-продажу  земли  лишь  для
садово-огородных  участков.  Фермерам  она  должна  предоставляться на
основе  пожизненного  наследуемого  владения.  Нужны  также  меры   по
возвращению в сельскохозяйственный оборот сельскохозяйственных земель,
используемых ее новыми владельцами не по назначению.

     4. Меры по стабилизации  и  восстановлению  производства,  помощи
зонам (сферам) экономического бедствия

     Важная составляющая   проводимого   курса   -   демонтаж  системы
государственного  контроля   и   регулирования   экономики.   Очевидно
негативное,    катастрофическое    воздействие    стихийного    рынка,
освобождения цен,  инфляции и неплатежей на производство за  прошедшие
два   года.   Однако,   даже  самые  ревностные  сторонники  принятого
экономического курса не могут также ничего позитивного  предложить  на
ближайшую и долгосрочную перспективу.  В опубликованном докладе группы
правительственных   экспертов   под  руководством    проф.   Е.Г.Ясина
"Российские  реформы  на пороге нового этапа" к спаду промышленности к
концу 1993 г.  - на 45-50%  нам прогнозируют в 1994 г.  дополнительное
снижение  на 15-18%.  Стабилизации удастся достичь по расчетам авторов
после 1996-1997 гг.,  а подъема - в начале XXI века (стр. 13). Уровень
жизни в 1994 г. дополнительно снизится от 3-5 до 15-17%.
     Это -  фактическое   признание   принципиальной   неэффективности
стихийного рынка при всех предлагаемых вариантах улучшения проводимого
курса.
     Выход -  в  закреплении  как основы государственной экономической
политики рационального сочетания плана и рынка.
     Надо полностью  использовать  апробированные  в  отечественной  и
мировой практике плановые и рыночные рычаги для  мобилизации  резервов
производственного   потенциала,  конверсии  и  структурной перестройки
экономики  в  целях  выхода  из  кризиса  и  повышения  уровня   жизни
большинства народа.
     В противовес проводимому курсу.  Закон об экстренных мерах ставит
во  главу  угла  планомерное  поддержание,  расширение  и модернизацию
производства как стержень выхода из кризиса в сочетании с регулируемым
рынком   и   восстановлением   социальных  прав  и  жизненного  уровня
населения.
     В проекте  Закона предусматривается разработка и реализация плана
восстановления экономики России,  хотя и с достаточно  скромными  (для
первого этапа стабилизации) индикативными ориентирами.
     Наряду с разработкой и реализацией планов и  программ  выхода  из
кризиса  необходимы  экстренные  меры по предотвращению экономического
спада,  за которым начинаются необратимые разрушения  производственной
базы.
     Индикативными критериями необходимости таких  мер  могут  служить
дополнительное  падение производства более чем на 10%  к июлю 1994 г.,
рост  месячных  темпов  инфляции  более   чем   на   12%,   увеличение
безработицы, разрастание зон (сфер) экономического бедствия и т.п.
     В качестве   экстренных  оперативных  мер  могут  рассматриваться
временное,  сроком  до  3-х  месяцев,  замораживание  цен  с  жесткими
штрафными   санкциями   за   их   превышение,   более  гибкий  перевод
предприятий,  отраслей,  зон  и  сфер  экономического   бедствия   под
государственную  опеку с оказанием плановой помощи в снабжении и сбыте
продукции на контрактной основе,  предоставлением налоговых  и  других
льгот и т.д.
     Фактически требуют  государственной  опеки  и поддержки более 50%
предприятий базовых отраслей экономики.  Это - объективная предпосылка
формирования   государственной   системы  сбалансированного  планового
управления,  перепрофилированием и реконструкцией  таких  предприятий,
ориентированной на постепенное полномасштабную их адаптацию к рынку.
     Необходимо принять  все  меры  к   предотвращению   неоправданных
массовых     банкротств     предприятий,    ведущих    к    разрушению
производственного  и   трудового   потенциала,   нарастанию   открытой
безработицы,  социальному взрыву.  Трудовые коллективы должны получить
право брать под  свой  контроль  неплатежеспособные  предприятия.  Это
повысит  их  жизнеспособность,  возможности  санации,  реконструкции и
перепрофилирования с помощью государства.
     Исходя из  этого,  целесообразно  рассмотреть вопрос о расширении
функций Министерства экономики Российской Федерации. Желательно, чтобы
оно   занималось   не  только  макроэкономическим  прогнозированием  и
реформой,  но и активно координировало  межотраслевые  взаимодействия,
реконструкцию отраслей и предприятий для вывода экономики России,  зон
(сфер) экономического бедствия из кризиса.

     5. Меры  по  борьбе  с  инфляцией,   нормализации   положения   в
финансово-кредитной сфере

     В условиях любой современной экономики основная проблема развития
и структурной перестройки - где взять деньги,  инвестиции, ресурсы для
осуществления необходимых преобразований.
     В дореформенной России практически  с  30-х  годов  эта  проблема
решалась  за  счет разделения наличного и безналичного рубля.  Твердый
безналичный рубль при всех его недостатках обеспечивал высокие  объемы
инвестиций      и      капитального     строительства,     потребности
военно-промышленного комплекса и обороны.
     Стабильность наличного  рубля поддерживалась жестким ограничением
фонда  заработной  платы,  сбалансированного  с  массой   потребляемых
товаров  и  ценами.  Практически достаточная дифференциация заработной
платы обеспечивала перелив рабочей силы в приоритетные отрасли.
     Разгосударствливание и  приватизация,  освобождение  цен  сломали
барьер  между  наличным  и  безналичным  рублем.   С   одной   стороны
хозяйственно-самостоятельные    предприятия    получили    возможность
массового перевода безналичных денег  в  заработную  плату.  Это  дало
огромный  толчок инфляции.  С другой стороны,  инфляция съела денежные
накопления населения в  сберкассах  и  домашнем  хранении.  Тем  самым
производство  лишилось  одного  из важнейших источников инвестирования
для развития и реконструкции, которым являются сбережения населения.
     Применяемое в ходе реализуемого экономического курса инфляционное
(финансирование социальной сферы,  пенсионеров, оборонных расходов при
дефиците  налоговых  поступлений,  крупной теневой экономике и жесткой
кредитно-финансовой политике в отношении предприятий  успешно  служит,
по-существу,  только одной главной цели авторов реформ.  Оно позволяет
перекачать инфляционный налог на  большинство  населения,  предприятия
через   практически   неограниченные  коммерческие,  посреднические  и
банковские надбавки в  руки  узкого  круга  сверхбогатых  лиц.  Именно
инфляционный   налог   на   разоряемые   государственные  предприятия,
производящие основную массу продукции,  и нищающее население,  которое
заставляют  покупать  низкокачественную  продовольственную иностранную
продукцию,  главный  источник  тысячекратного  роста  богатства  новых
"эффективных" собственников.
     В проекте Закона предлагается  качественно  другой  путь  решения
финансовых  проблем реконструкции и структурной перестройки экономики.
Он определяется комплексной денежной реформой с постепенным, в течение
1,5-3  лет  ввозом  в  параллельный  оборот  твердого рубля,  реформой
кредитно-финансовой, банковской и налоговой систем.
     Необходимо использовать отечественный и мировой опыт:
     - России 1922-1924 гг. по вводу в  параллельный  оборот  твердого
рубля - червонца,  обеспечивавшегося золотом и инвалютой не менее, чем
на 25%, со стабилизацией цен и остановкой инфляции;
     - Германии 1923-1924 гг. по вводу в оборот твердой рентной марки,
обеспечивающейся основными фондами и другим недвижимым имуществом;
     - США  по  выходу  из  кризиса  "Великой Депрессии" 1929-1933 гг.
путем кейнсианского усиления государственного  регулирования  рыночной
экономики,   использования   трудового  потенциала  для  реконструкции
инфраструктуры,  промышленности и сельского хозяйства, ограничивающего
банковского законодательства, насыщения внутреннего рынка;
     Ввести налоговые  санкции,  штрафы  и   др.   за   необоснованное
завышение   внутренних   цен   по   сравнению   с   директивными   или
декларированными государством,  занижение (демпинг) экспортных цен  по
сравнению с мировыми.
     Ввести налоговые и другие льготы для отечественных  и  зарубежных
инвесторов,  создающих  рабочие  места в зонах (сферах) экономического
бедствия, участвующих в программах выхода их из кризиса.

     6. Меры  по  рационализации  политики  в  отношении   привлечения
иностранного капитала

     Проводимый курс  отводит  иностранному  капиталу  роль  одного из
"стратегических" инвесторов и собственников и стремится  привлечь  его
любой  ценой  - прежде всего путем продажи за бесценок государственной
собственности,  фактического отказа от целенаправленного регулирования
отраслевых    направлений   иностранных   инвестиций,   предоставления
иностранному капиталу приоритета в получении льгот.
     На практике  это  ведет  к  концентрации иностранных инвестиций в
топливно-сырьевых отраслях и торгово-финансовых сферах, обеспечиваюших
превращение  России  в  сырьевой  придаток  и рынок сбыта промышленных
товаров западных  стран.  Одновременно  иностранный  капитал  получает
возможность устанавливать контроль над предприятиями,  не предоставляя
им ни современного оборудования, ни передовой технологии, использовать
этот   контроль  для  ограничения  их  свободы  действий  и  даже  для
разрушения конкурирующих  с  зарубежной  промышленностью  производств.
Наконец,  такая  политика открывает возможность для перекачки капитала
из России за границу;  в  частности,  во  многих  случаях  репатриация
прибылей намного превышает первоначальные иностранные инвестиции.
     Политика привлечения иностранного капитала должна быть  подчинена
общей   стратегии   преодоления   кризиса,  осуществления  структурной
модернизации,   обеспечения    экономической    самостоятельности    и
политического   суверенитета.   В   соответствии  с  такой  стратегией
необходимо:
     - определить   перечни   отраслей   и   производств,   в  которые
целесообразно  привлекать  иностранные  инвестиции  и  технологию  для
модернизации, технического перевооружения и реконструкции предприятий;
     - ограничить  иностранные   инвестиции   в   кредитно-финансовой,
страховой  и  банковской сферах,  социально-бытовом обслуживании и тех
отраслях материального производства,  развитие и модернизация  которых
могут быть обеспечены собственными силами;
     - запретить    приобретение    в    собственность    иностранными
юридическими и физическими лицами, а также их коммерческими агентами и
доверенными лицами:
     а) земли,    сельскохозяйственных    и   лесных   угодий,   недр,
рыбохозяйственных и морских участков экономической зоны, рекреационных
зон отдыха и других природных ресурсов России;
     б) предприятий        топливно-энергетического         комплекса,
железнодорожного транспорта, оборонной промышленности;
     в) пакетов акций и ценных бумаг,  позволяющих установить контроль
над   ключевыми   предприятиями   базовых   отраслей   экономики   (по
специальному списку);
     - не  допускать  иностранных  юридических  и  физических лиц,  их
коммерческих  агентов  к  операциям   на   фондовых   биржах   страны,
позволяющим  приобретать контроль над предприятиями без предоставления
инвестиций, оборудования, новых технологий в ущерб интересам населения
и предприятий России;
     - запретить  иностранным  банкам  и  кредитно-финансовым  фирмам,
компаниям, промышленным и другим предприятиям:
     а) привлечение депозитов российских физических и юридических лиц;
     б)  размещение в России иностранных акций и ценных бумаг;
     в) бестоварный трансферт за границу рублей и иностранной валюты;
     г) другие   операции,  позволяющие  осуществить  крупномасштабный
вывоз российских финансовых ресурсов за границу;
     - регулировать  на  период выхода из экономического кризиса вывоз
прибылей и репатриацию капитала из России  в  пределах  положительного
сальдо валютного баланса по конкретным инвестиционным проектам.

     7. Меры  по  предотвращению  дальнейшего  снижения  уровня жизни,
восстановлению  социальных  гарантий,   защите   интеллектуального   и
духовного потенциала страны

     Проводимый с   1992   г.   курс   изначально   предусматривал   и
действительно ведет к резкому падению жизненного  уровня  большинства,
лишению  населения  ключевых  социальных  гарантий,  массовой открытой
безработице.
     Предлагаемый закон  направлен  на  предотвращение  безработицы  и
дальнейшего  снижения  жизненного  уровня  населения,   восстановление
социальных гарантий.
     Экономическую базу для достижения  этих  целей  должны  составить
предусмотренные  в  нем  меры  демократизации отношений собственности,
поддержания   и   развития   производства,   мероприятий    в    сфере
ценообразования и кредита.
     Одной из ключевых задач является предотвращение массовой открытой
безработицы путем поддержания производства, предотвращения банкротств,
перехода на сокращенную рабочую  неделю  с  использованием  свободного
времени  для  переквалификации  и  обучения,  организации экономически
эффективных общественных работ и т.д.
     Необходимо защитить от разрушения отечественную науку и культуру,
образование и здравоохранение.
     Требуется восстановить   уровень   материального   и  финансового
обеспечения высшего  и  специального  среднего  образования,  повысить
оплату профессорско-преподавательского и научного персонала, стипендии
студентам.  Нужно поднять уровень заработной платы в  этих  сферах  до
уровня средней заработной платы в промышленности.
     Особенно важно  -  остановить  коммерциализацию  культуры.  Нужно
выделять   не   менее   70%  прокатного  времени  для  демонстрации  в
кинотеатрах, по телевидению, в видеосалонах произведений отечественной
культуры.    Запретить   представление   произведений,   проповедующих
безнравственность,  культ силы и насилия.  Требуются срочные  меры  по
усилению  ответственности  за  расхищение и вывоз культурных ценностей
России за границу. Предотвратить явную и скрытую реституцию культурных
ценностей,  компенсирующих потери страны в Великую Отечественную Войну
1941-1945 гг.

     8. Заключение

     Пора официально поставить диагноз:  ни рынок,  ни  монетаристские
методы  денежного регулирования (в узком их понимании) не эффективны в
условиях концентрированной монополизированной экономики  России  с  ее
разнообразными    природноклиматическими    условиями,   -   огромными
пространствами,  и,  несмотря  на  это,  теснейшими  межотраслевыми  и
региональными связями, в том числе со странами СНГ и восточной Европы.
На  деле  Россия  -  ядро  единого  народнохозяйственного   организма.
Стихийный рынок - инструмент его развала и разобщения. Он режет страну
по  живому.  Более  25%  экономического  спада  в  России  обусловлено
разрывом   взаимосвязей   с  Украиной  и  Белоруссией,  Казахстаном  и
Азербайджаном, Арменией и Узбекистаном.
     Предусматриваемые проектом  Закона  экстренные  меры по выходу из
кризиса будут  способствовать  восстановлению  единого  экономического
пространства, укреплению России.

             Проект Закона и Пояснительную записку к нему
                             подготовили:

                    Депутаты Государственной Думы:

Братишев Игорь Михайлович, доктор экономических наук, профессор
Мартемьянов Валентин Семенович, доктор юридических наук, профессор
Севенард Юрий Константинович, доктор технических наук

                       Эксперты и консультанты

Глазырин Михаил Васильевич, доктор экономических наук, профессор
Клоцвог Феликс  Наумович,  доктор  экономических  наук,  профессор
Курашвили Борис Павлович, доктор юридических наук
Крашенинников Сергей Николаевич, кандидат технических наук, с.н.с.
Маляров Олег Васильевич, доктор экономических наук
Маркин Юрий Павлович, доктор экономических наук, профессор
Осадчий  Иван  Павлович,   координатор    группы    экспертов    и
консультантов, доктор исторических наук, профессор
Орленко Леонид Петрович, доктор технических наук, профессор
Селезнев Александр Захарович, доктор экономических наук, профессор
Староверов Владимир Иванович, доктор философских наук, профессор
Хубиев Кайсын Аэретович, доктор экономических наук, профессор


Информация по документу
Читайте также