Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Смоленской области от 07.05.2003 № 188-р/адм

                    АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                       Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 07.05.2003г. N 188-р/адм
г. Смоленск

      О Концепции развития лесного комплекса Смоленской области
                          на 2003-2005 годы

     1. Одобрить  Концепцию  развития  лесного  комплекса   Смоленской
области на 2003-2005 годы (далее - Концепция).
     2. Рекомендовать  органам  местного   самоуправления   Смоленской
области   учитывать   положения  указанной  Концепции  при  реализации
программ развития лесопромышленного комплекса.
     3. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Главы Администрации Смоленской области В.И.Северинова.

     Глава Администрации
     Смоленской области          В.Н.Маслов

                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Администрации
                                                    Смоленской области
                                           от 07.05.2003г. N 188-р/адм
                                                           г. Смоленск

                              КОНЦЕПЦИЯ
                      РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
                          СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
                         на 2003 - 2005 годы

                              г.Смоленск
                               2003 год

                         СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

     1. Современное  состояние  лесопромышленного комплекса Смоленской
области
     2. Лесосырьевые ресурсы Смоленской области
     3. Цели и задачи развития лесного комплекса
     4. Создание системы маркетинга лесопродукции
     5. Поэтапное развитие лесопромышленных предприятий
     6. Сохранение   и   повышение   экологической   ценности   лесных
территорий
     7. План  мероприятий  по  реализации  Концепции  развития лесного
комплекса

         1. Современное состояние лесопромышленного комплекса
                          Смоленской области

     Лесопромышленный комплекс    Смоленской    области    (далее    -
лесопромышленный     комплекс)      представляют      15      основных
лесозаготовительных  и  7  крупных  деревообрабатывающих  предприятий.
Кроме того,  в последние годы образовано около 200 малых  предприятий,
осуществляющих заготовку и переработку древесины. Рубки промежуточного
пользования   осуществляют   22   государственных   лесхоза   Главного
управления  природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по
Смоленской  области  и  22  лесхоза,   подведомственных   федеральному
государственному учреждению "Смоленское управление сельскими лесами".
     Начиная с  1999  года  в  лесопромышленном  производстве  области
наблюдался стабильный рост:
     - выпуск товарной продукции увеличился на 27,6%;
     - объем производства и переработки пиломатериалов - на 23,5%;
     - поступление налогов от деятельности лесопромышленного комплекса
возросло в 2,8 раза.
     В 2002 году  фактический  объем  заготовки  древесины  в  области
уменьшился  на  7%  и  составил  1145,6 тыс.  куб.  метров.  На рубках
главного пользования всеми лесопользователями заготовлено  294,6  тыс.
куб.  метров древесины,  что составляет 10,2%  от расчетной лесосеки и
65%  к уровню прошлого года.  На рубках промежуточного  пользования  и
прочих  рубках  лесхозами  Главного  управления  природных  ресурсов и
охраны  окружающей  среды  МПР  России   по   Смоленской   области   и
федерального   государственного   учреждения   "Смоленское  управление
сельскими лесами" заготовлено 851 тыс.  куб.  метров (109,6%  к уровню
2001  года),  в т.ч.  на сплошных санитарных рубках - 537,4 тыс.  куб.
метра (123,5% к уровню 2001года). Снижение процента освоения расчетной
лесосеки   и   увеличение   объемов   прочих   рубок  произошло  из-за
необходимости первоочередного проведения сплошных санитарных  рубок  в
засыхающих еловых насаждениях, поврежденных энтомовредителями.
     Недостаточное освоение расчетной  лесосеки  главного  пользования
обусловлено  низким качеством лесосечного фонда (более 80%- лиственные
породы),  его отдаленностью (необходимостью  строительства  лесовозных
дорог), высокой себестоимостью лесосечных работ и слабой (изношенность
средств       производства)       материально-технической        базой
лесозаготовительных предприятий.
     Из общего объема отпущенной в 2002 году древесины на корню  180,4
тыс.  куб. метров (79%) продано лесозаготовителям на лесных аукционах,
в том числе по хвойному хозяйству - 119,6 тыс. куб. метров (94%).
     Средняя стоимость   одного   обезличенного  кубометра  древесины,
проданного с аукционов, составила 91 рубль за 1 куб. метр, по хвойному
хозяйству - 104,3 рублей, по лиственному - 65,1 рублей за 1 куб. метр.
     Платежи за отпуск древесины на  корню  и  за  пользование  лесным
фондом составили 21,7 млн.  рублей,  из них 9 млн.  рублей поступило в
областной и 12,7 млн. рублей - в федеральный бюджеты.
     От деятельности  всех  лесозаготовительных и деревообрабатывающих
предприятий области в 2002 году поступило в  виде  налогов  73,8  млн.
рублей (108%),  (68,3 млн. рублей в 2001году), из них 36,7 млн. рублей
- в местные бюджеты.
     На 2,2 млн.  рублей (11%) увеличились суммы налогов,  поступивших
от деятельности мелких лесозаготовительных предприятий.  За 2002 год в
областной  бюджет  поступило  5,9  млн.  рублей  и 13,4 млн.  рублей в
бюджеты муниципальных образований Смоленской области.
     Деревообрабатывающие предприятия  (далее  - ДОКи) увеличили объем
товарной  продукции  на  30126  тыс.  рублей  или  на   51,6%,   объем
переработки пиломатериалов возрос на 17,2%.  Выпуск товарной продукции
в расчете на 1куб.  метр переработанных  пиломатериалов  составил  3,8
тыс. рублей и увеличился на 29% по сравнению с 2001 годом.
     Предприятия акционерного      общества       открытого       типа
"Смоленсклестоппром" снизили выпуск товарной продукции на 26%,  однако
производство пиломатериалов с 1  куб.  метра  заготовленной  древесины
увеличилось на 2,3% к уровню 2001года.
     Лесозаготовительные предприятия в целом за истекший год  улучшили
показатели  финансово-хозяйственной  деятельности:  произвели товарной
продукции на  сумму  66,2  млн.  рублей,  (увеличение  составило  2%);
изготовили 31,4 тыс.  куб.  метра пиломатериалов (увеличение составило
5%);  увеличилась выработка на 1 работающего  на  30%;  среднемесячная
заработная плата выросла на 34%,  но продолжает оставаться невысокой -
2191 рубль;  выпуск товарной  продукции  в  расчете  на  1  куб.  метр
заготовленной древесины увеличился на 2,7% и составил 372 рубля.
     Развитие лесопромышленного    комплекса    Смоленской     области
сдерживается:
     - недостаточным количеством предприятий по  глубокой  переработке
древесины;
     - низкой инвестиционной активностью;
     - сезонностью  лесозаготовок  и  необходимостью  создания  запаса
древесины на межсезонный период;
     - отсутствием    оборотных    средств    и   льгот   у   основных
лесозаготовителей;
     - недостаточным  бюджетным  финансированием  лесхозов федеральных
органов управления лесным хозяйством;
     - слабо развитой дорожной сетью в лесном фонде и др.

              2. Лесосырьевые ресурсы Смоленской области

     Основой функционирования      и      перспективного      развития
лесопромышленного комплекса Смоленской  области  является  ее  большой
лесосырьевой потенциал.
     Запас спелых и перестойных насаждений составляет по состоянию  на
01  января 2003 года около 60 млн.  куб.  метров,  из них хвойных - 12
млн. куб. метров.
     Объем расчетной  лесосеки  (возможный  плановый  ежегодный отпуск
леса на корню) равен 2,7 млн. куб. метров.
     В лесном    фонде    среди    спелых    насаждений    преобладают
мягколиственные насаждения (80%  от расчетной лесосеки), в которых 41%
составляют   осиновые  древостои;  в  хвойных  насаждениях  около  60%
составляют древостои с наличием лишь 5-6 единиц хвойных деревьев.
Состояние  лесов  неудовлетворительное. Большинство осинников поражено 
стволовой   гнилью. В последние   годы наблюдается  очаговое  усыхание 
ельников в  результате  заселения их короедом-типографом, поражение их 
корневой губкой, вследствие  чего товарностьдревесины снижена.
     Такой состав  и  качество  лесосечного фонда обуславливают низкий
спрос и цену на древесину на корню.

           Характеристика лесного фонда Смоленской области

                         2.1. Общие сведения
+------------------------------------------------------------------------------------------+
¦               ¦Площадь земель лесного фонда (тыс.га)             ¦Запас (млн.            ¦
¦               ¦                                                  ¦куб.м)                 ¦
¦               +--------------------------------------------------+-----------------------¦
¦               ¦      ¦по группам   ¦       ¦ покрытые лесом      ¦       ¦в том          ¦
¦               ¦      ¦ лесов       ¦       ¦     земли           ¦       ¦числе          ¦
¦               ¦      +-------------¦       +---------------------¦       ¦спелые и       ¦
¦               ¦всего ¦      ¦      ¦       ¦      ¦              ¦общий  ¦перестой-      ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦лес-   ¦всего ¦в том         ¦       ¦ные            ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦ные    ¦      ¦числе         ¦       +---------------¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦зем-   ¦      ¦спелые и      ¦       ¦       ¦       ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦ли     ¦      ¦перестой-     ¦       ¦       ¦       ¦
¦               ¦      ¦ I    ¦  II  ¦       ¦      ¦ные           ¦       ¦всего  ¦ из    ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      +--------------¦       ¦       ¦ них   ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦всего ¦ из    ¦       ¦       ¦ хвой- ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦ них   ¦       ¦       ¦ ные   ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦ хвой- ¦       ¦       ¦       ¦
¦               ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦ ные   ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+------+------+------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------¦
¦1. Леса        ¦896,6 ¦262,4 ¦634,2 ¦847,8  ¦828,2 ¦185,9 ¦33,2   ¦161,78 ¦47,73  ¦9,56   ¦
¦Главного       ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦управления     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦природных      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦ресурсов и     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦охраны         ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦окружающей     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦среды МПР      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦России  по     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦Смоленской     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦области        ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+------+------+------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------¦
¦2. Сельские    ¦1109,6¦288,1 ¦821,5 ¦11043,3¦1092,5¦ 62,8 ¦ 3     ¦125,53 ¦10,98  ¦ 0,84  ¦
¦леса           ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+------+------+------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------¦
¦3. Леса        ¦ 0,5  ¦  -   ¦  0,5 ¦  0,5  ¦ 0,5  ¦  -   ¦   -   ¦ 0,05  ¦  -    ¦   -   ¦
¦Министерства   ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦образования    ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦Российской     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦Федерации      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+------+------+------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------¦
¦4. Леса        ¦ 23   ¦ 8,3  ¦ 14,7 ¦ 19,0  ¦ 18,5 ¦  2   ¦ 1,2   ¦ 3,31  ¦ 0,54  ¦ 0,37  ¦
¦Министерства   ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦обороны        ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦Российской     ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦Федерации      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+------+------+------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------¦
¦5. Городские   ¦ 3,7  ¦ 3,6  ¦  0,1 ¦ 3,4   ¦  1,8 ¦  -   ¦   -   ¦ 0,69  ¦ 0,01  ¦   -   ¦
¦леса           ¦      ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------+------+------+------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------¦
¦    ИТОГО      ¦2033,4¦562,4 ¦1471  ¦ 1191  ¦1941,5¦ 250,7¦ 37,4  ¦ 291,36¦ 59,26 ¦ 10,77 ¦
+------------------------------------------------------------------------------------------+

     Процент лесистости Смоленской области - 41,2 %.
     Леса Главного управления природных ресурсов и  охраны  окружающей
среды МПР России по Смоленской области занимают 44 %  от общей площади
лесов Смоленской области с  запасом  спелой  и  перестойной  древесины
около  48  млн.  куб.  метров,  сельские  леса занимают 55 %  от общей
площади лесов с запасом спелой и перестойной древесины  10  млн.  куб.
метров.

       2.2.Распределение запасов древесины (в млн. куб. метров)
       в лесах Главного управления природных ресурсов и охраны
         окружающей среды МПР России по Смоленской области по
              преобладающим породам и группам возрастов
+--------------------------------------------------------------------------+
¦ Преобладающие     ¦ Общий   ¦     В том числе по группам возраста        ¦
¦древесные породы   ¦ запас   ¦                                            ¦
¦                   ¦насажде- ¦                                            ¦
¦                   ¦  ний    +--------------------------------------------¦
¦                   ¦         ¦ молодняки  ¦средне-¦приспе-¦спелые ¦в том  ¦
¦                   ¦         +------------¦возраст¦вающие ¦ и     ¦числе  ¦
¦                   ¦         ¦      ¦     ¦ные    ¦       ¦перес- ¦перес- ¦
¦                   ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦тойные ¦тойные ¦
+-------------------+---------+------+-----+-------+-------+-------+-------¦
¦1. Хвойные - всего ¦  60,55  ¦ 3,03 ¦10,11¦ 17,25 ¦  20,6 ¦ 9,56  ¦ 0,07  ¦
¦В том числе        ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦1.1. Сосна         ¦  18,91  ¦ 0,07 ¦1,31 ¦ 9,14  ¦ 6,01  ¦2,38   ¦0,05   ¦
¦1.2. Ель           ¦  41,61  ¦ 2,96 ¦ 8,8 ¦ 8,11  ¦14,56  ¦7,18   ¦0,02   ¦
¦2.                 ¦  0,45   ¦      ¦0,02 ¦ 0,25  ¦ 0,06  ¦0,12   ¦       ¦
¦Твердолиственные - ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦всего              ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦В том числе        ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦2.1. Дуб           ¦  0,17   ¦      ¦0,01 ¦ 0,1   ¦ 0,03  ¦0,03   ¦       ¦
¦высокоствольный    ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦2.2. Дуб           ¦   0,1   ¦      ¦     ¦ 0,04  ¦ 0,03  ¦0,03   ¦       ¦
¦низкоствольный     ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦2.3. Ясень         ¦  0,08   ¦      ¦0,01 ¦ 0,07  ¦       ¦       ¦       ¦
¦3. Мягколиственные ¦ 100,78  ¦ 0,23 ¦1,22 ¦36,28  ¦  25   ¦38,05  ¦10,41  ¦
¦- всего            ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦В том числе        ¦         ¦      ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦3.1. Береза        ¦  64,57  ¦ 0,17 ¦0,68 ¦30,77  ¦18,22  ¦14,73  ¦0,94   ¦
¦3.2. Осина         ¦  26,61  ¦ 0,05 ¦0,43 ¦  2    ¦ 3,5   ¦20,63  ¦9,36   ¦
¦3.3. Ольха серая   ¦  3,01   ¦ 0,01 ¦0,07 ¦ 0,68  ¦ 1,24  ¦1,01   ¦0,02   ¦
¦3.4. Ольха черная  ¦  6,09   ¦      ¦0,01 ¦ 2,36  ¦ 2,04  ¦1,68   ¦0,09   ¦
+-------------------+---------+------+-----+-------+-------+-------+-------¦
¦ИТОГО              ¦ 161,78  ¦ 3,26 ¦11,35¦ 53,78 ¦ 45,66 ¦47,73  ¦10,48  ¦
+--------------------------------------------------------------------------+

     Ежегодный прирост древесины - 3,5 млн. куб. метров.
     Средний возраст насаждений - 46 лет.

               2.3. Распределение лесосырьевых ресурсов
                    по районам Смоленской области

+-----------------------------------------------------------------------+
¦N  ¦ Наименование района  ¦  Ежегодная расчетная лесосека (тыс.куб.м)  ¦
¦п/п¦                      +--------------------------------------------¦
¦   ¦                      ¦главного      ¦промежуточного¦    всего     ¦
¦   ¦                      ¦пользования   ¦пользования   ¦              ¦
¦   ¦                      +--------------+--------------+--------------¦
¦   ¦                      ¦леса   ¦сельс-¦леса   ¦сельс-¦леса   ¦сельс-¦
¦   ¦                      ¦ГУПР по¦кие   ¦ГУПР по¦кие   ¦ГУПР по¦кие   ¦
¦   ¦                      ¦Смолен-¦леса  ¦Смолен-¦леса  ¦Смолен-¦леса  ¦
¦   ¦                      ¦ской   ¦      ¦ской   ¦      ¦ской   ¦      ¦
¦   ¦                      ¦области¦      ¦области¦      ¦области¦      ¦
+---+----------------------+-------+------+-------+------+-------+------¦
¦1. ¦ Велижский            ¦ 77,4  ¦ 10,8 ¦ 8,5   ¦ 0,6  ¦ 85,9  ¦ 11,4 ¦
¦2. ¦ Вяземский            ¦ 140,3 ¦ 22,4 ¦ 35,4  ¦ 3,5  ¦ 175,7 ¦ 25,9 ¦
¦3. ¦ Гагаринский          ¦ 189   ¦ 13,6 ¦ 4,7   ¦ 3,7  ¦ 193,7 ¦ 17,3 ¦
¦4. ¦ Глинковский          ¦ 38,6  ¦      ¦ 6,7   ¦      ¦  45,3 ¦      ¦
¦5. ¦ Демидовский          ¦ 73,7  ¦ 13,2 ¦ 14,4  ¦ 1,8  ¦ 88,1  ¦ 15   ¦
¦6. ¦ Дорогобужский        ¦ 74    ¦ 17,6 ¦ 5,5   ¦ 7,5  ¦ 79,5  ¦ 25,1 ¦
¦7. ¦ Духовщинский         ¦ 114,9 ¦ 52,8 ¦ 26,6  ¦ 3,7  ¦ 141,5 ¦ 56,5 ¦
¦8. ¦ Ельнинский           ¦ 64,1  ¦ 56,8 ¦ 4,6   ¦ 5,4  ¦ 68,7  ¦ 92,2 ¦
¦9. ¦ Ершичский            ¦ 44,4  ¦ 14,3 ¦ 6     ¦ 0,9  ¦ 50,4  ¦ 15,2 ¦
¦10.¦ Кардымовский         ¦ 18    ¦      ¦ 3,1   ¦      ¦ 21,1  ¦      ¦
¦11.¦ Краснинский          ¦ 13,8  ¦ 10   ¦ 5,8   ¦ 1    ¦ 19,6  ¦ 11   ¦
¦12.¦ Монастырщинский      ¦ 5,6   ¦      ¦ 2     ¦      ¦ 7,6   ¦      ¦
¦13.¦ Новодугинский        ¦ 155,3 ¦ 14,5 ¦ 27,6  ¦ 0,6  ¦ 182,9 ¦ 15,1 ¦
¦14.¦ Починковский         ¦ 25,2  ¦ 6,8  ¦ 2,4   ¦ 2,5  ¦ 27,6  ¦ 9,3  ¦
¦15.¦ Рославльский         ¦ 163   ¦ 10,4 ¦ 9,4   ¦ 5,3  ¦ 172,4 ¦ 15,7 ¦
¦16.¦ Руднянский           ¦ 26    ¦ 3,1  ¦ 12,2  ¦ 1,4  ¦ 38,2  ¦ 4,5  ¦
¦17.¦ Сафоновский          ¦ 108,2 ¦ 17   ¦ 5,9   ¦ 4,7  ¦ 114,1 ¦ 21,7 ¦
¦18.¦ Смоленский           ¦ 54,9  ¦ 2,9  ¦ 8,6   ¦ 0,5  ¦ 63,5  ¦ 3,4  ¦
¦19.¦ Сычевский            ¦ 136,3 ¦ 4,3  ¦ 15,8  ¦ 1    ¦ 152,1 ¦ 5,3  ¦
¦20.¦ Темкинский           ¦ 55,4  ¦ 5,5  ¦ 10,7  ¦ 1,2  ¦ 66,1  ¦ 6,7  ¦
¦21.¦ Угранский            ¦ 303   ¦ 13,5 ¦ 45,6  ¦ 2,5  ¦ 348,6 ¦ 16   ¦
¦22.¦ Хиславичский         ¦ 6     ¦      ¦ 2,9   ¦      ¦ 8,9   ¦      ¦
¦23.¦ Холм-Жирковский      ¦ 236   ¦      ¦ 13,3  ¦      ¦ 249,3 ¦      ¦
¦24.¦ Шумячский            ¦ 57,2  ¦ 31,2 ¦ 9,3   ¦ 12,6 ¦ 66,5  ¦ 43,8 ¦
¦25.¦ Ярцевский            ¦ 121,4 ¦ 49,9 ¦ 16,4  ¦ 4    ¦ 137,8 ¦ 53,9 ¦
+--------------------------+-------+------+-------+------+-------+------¦
¦ИТОГО                     ¦ 2301,7¦ 400,6¦ 303,4 ¦ 64,4 ¦ 2605,1¦ 465  ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

 2.4. Особенности освоения лесосырьевых ресурсов в рыночных условиях

     1. В  последние  годы  сложилось  крайне   низкое   использование
расчетной лесосеки главного пользования,  в среднем 20 %, что приводит
к накоплению в лесном фонде спелой и перестойной древесины.
+----------------------------------------------------------+
¦Годы  ¦  Расчетная    ¦ Фактическая  ¦ % использования    ¦
¦      ¦  лесосека     ¦ рубка        ¦ расчетной лесосеки ¦
¦      ¦  (тыс.куб.м)  ¦ (тыс.куб.м)  ¦                    ¦
+------+---------------+--------------+--------------------¦
¦1999  ¦    2301,7     ¦   596        ¦       25           ¦
¦2000  ¦    2301,7     ¦   514        ¦       22           ¦
¦2001  ¦    2301,7     ¦   370,7      ¦       16           ¦
¦2002  ¦    2301,7     ¦   257        ¦       11           ¦
+----------------------------------------------------------+
     2. В   связи   с  низким  спросом  на  мягколиственную  древесину
наметилась тенденция к непропорциональному освоению лесосечного  фонда
и  обесцениванию лесного фонда,  что противоречит ст.  50 и 54 Лесного
кодекса Российской Федерации.
+--------------------------------------------------------------------+
¦Годы  ¦Расчетная лесосека¦ Фактическая рубка¦ % использо-¦% участия ¦
¦      ¦(тыс.куб.м.)      ¦ (тыс.куб.м)      ¦ вания      ¦хвойных   ¦
¦      +------------------+------------------¦ расчетной  ¦насаждений¦
¦      ¦всего  ¦в т.ч.    ¦ всего  ¦в т.ч.   ¦ лесосеки по¦в общем   ¦
¦      ¦       ¦по        ¦        ¦по       ¦ хвойному   ¦объеме    ¦
¦      ¦       ¦хвой-     ¦        ¦хвой-    ¦ хозяйству  ¦рубки     ¦
¦      ¦       ¦ному      ¦        ¦ному     ¦            ¦          ¦
¦      ¦       ¦хозяй-    ¦        ¦хозяй-   ¦            ¦          ¦
¦      ¦       ¦ству      ¦        ¦ству     ¦            ¦          ¦
+------+-------+----------+--------+---------+------------+----------¦
¦1999  ¦       ¦          ¦        ¦         ¦            ¦          ¦
¦год   ¦2301,7 ¦ 417,4    ¦  596   ¦  341,8  ¦  82        ¦   57     ¦
¦2000  ¦       ¦          ¦        ¦         ¦            ¦          ¦
¦год   ¦2301,7 ¦ 417,4    ¦  514   ¦  320,3  ¦  77        ¦   62     ¦
¦2001  ¦       ¦          ¦        ¦         ¦            ¦          ¦
¦год   ¦2301,7 ¦ 417,4    ¦  370,7 ¦  189,2  ¦  45        ¦   51     ¦
¦2002  ¦       ¦          ¦        ¦         ¦            ¦          ¦
¦год   ¦2301,7 ¦ 417,4    ¦  257   ¦  129,5  ¦  31        ¦   50     ¦
+--------------------------------------------------------------------+
     3. В  связи  с  тем,  что в первую очередь имеет сбыт древесина с
лесосек,  расположенных вблизи транспортных путей  общего  назначения,
снижается   доступность   лесного   фонда.   При  этом,  строительство
лесовозных дорог в необходимых объемах не ведется.
     4. Из-за  отсутствия  необходимых  финансовых  средств ухудшилась
техническая   оснащенность    основных    лесозаготовителей    области
(леспромхозов,   лесокомбинатов,   предприятий  акционерного  общества
открытого типа "Смоллестоппром"),  снижается доля их участия  в  общем
объеме лесозаготовок.
     Вместе с  тем  увеличивается  число   мелких   лесопользователей,
которые  в основном заинтересованы в краткосрочном пользовании и рубке
хвойных  насаждений,  что  приводит  к  нерациональному  использованию
расчетной лесосеки.
     5. Имеют  место  большие  объемы  льготного   (бесплатно   и   по
минимальным ставкам лесных податей) отпуска древесины на корню. В 2001
году бесплатно отпущено 25 тыс.  куб. метров древесины, в том числе по
хвойному хозяйству - 18,6 тыс.  куб.  метров или 74 % от общего объема
бесплатного  отпуска  древесины,  при  этом  отсутствуют   поступления
денежных  средств в бюджеты различных уровней.  По минимальным ставкам
лесных податей отпущено 33,1 тыс. куб. метров, в том числе по хвойному
хозяйству - 23,1 тыс. куб. метров или 70 %.
     6. Финансирование работ из областного бюджета по  воспроизводству
лесов (закладка и эксплуатация лесных питомников, посадка и дополнение
лесных культур,  уход за лесными культурами,  содействие естественному
возобновлению, другие лесовосстановительные мероприятия, а также рубки
ухода за молодняками) производится в пределах 20-30 %  от  нормативной
потребности.

             3. Цели и задачи развития лесного комплекса

     Целями развития  лесного комплекса и совершенствования управления
лесным фондом,  и не входящими в лесной фонд лесами, является создание
условий,  обеспечивающих устойчивое управление лесами,  при соблюдении
требований непрерывного,  рационального и неистощительного пользования
лесным  фондом,  повышение  доходов  от использования лесных ресурсов,
своевременное и  качественное  воспроизводство  лесов,  сохранение  их
ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического
разнообразия.
        
     Для достижения поставленных  целей  необходимо  решить  следующие
задачи:
     - повышение интенсивности и качества ведения лесного хозяйства  с
учетом экологических и экономических факторов;
     - стабилизация и улучшение  работы  действующих  лесопромышленных
предприятий, создание новых производств по переработке древесины;
     - урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не
входящие  в  лесной  фонд,  и древесно-кустарниковую растительность на
землях других категорий,  а также совершенствование системы управления
лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд;
     - обеспечение дальнейшего совершенствования и  развития  рыночных
отношений в лесопользовании;
     - совершенствование экономического механизма в лесном  секторе  в
целях  увеличения  лесного  дохода  и  введения в действие эффективной
системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;
     На первом   этапе   (2003-2005   годы)   необходимо  сформировать
эффективную структуру  по  управлению  лесным  фондом,  находящимся  в
федеральной    собственности,    осуществить    разработку   новых   и
совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих
лесные  отношения,  обеспечить  условия  дальнейшего развития рыночных
отношений в лесопользовании.
     Необходимо усовершенствовать   порядок   предоставления  участков
лесного фонда в долгосрочное  и  краткосрочное  пользование,  а  также
механизм,  обеспечивающий  покрытие убытков лесного хозяйства в случае
невыполнения лесозаготовителями мероприятий по восстановлению  леса  и
несоблюдения ими требований лесного законодательства.
     Приоритетными направлениями в  сфере  арендных  отношений  должны
являться:
     - переход к предоставлению участков лесного  фонда  в  аренду  на
срок до 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов;
     - повышение  роли  и  ответственности  арендаторов   в   вопросах
улучшения   состояния,   воспроизводства,  охраны  и  защиты  лесов  и
выполнения  лесохозяйственных  работ  на   участках   лесного   фонда,
переданных в аренду для заготовки древесины;
     - преимущественное право предоставления участков лесного фонда  в
аренду    лесопользователям,   осуществляющим   глубокую   переработку
заготовленной древесины и реализацию конечной продукции.
     Развивая арендные отношения,  необходимо усовершенствовать методы
определения  расчетной  лесосеки  главного  пользования  и   нормативы
промежуточного  пользования лесом.  Для решения этих задач потребуется
выделять экономически доступные участки  лесного  фонда  и  лесов,  не
входящих  в  лесной фонд,  исходя из рыночных цен на лесную продукцию,
затрат на лесовосстановление, заготовку и транспортировку продукции.
     При передаче  участков  лесного фонда в краткосрочное пользование
необходимо соблюдать два основных принципа:  максимальное  поступление
денежных  средств  в  бюджет  и  пропорциональность освоения расчетной
лесосеки по хвойному и мягколиственному хозяйствам.
     Первоочередной задачей  по  стабилизации работы лесопромышленного
комплекса в настоящее  время  является  его  финансовое  оздоровление.
Учитывая    нынешнее   производственно-техническое   и   экономическое
состояние отраслевых  предприятий,  а  также  ограниченные  финансовые
возможности  государственной  поддержки,  предлагается  обеспечить  их
выход из финансового кризиса за счет следующих мер:
     1. Реструктуризации  кредиторской  задолженности  по  платежам  в
федеральный  бюджет  в  соответствии  с  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  3 сентября 99г.  N 1002 <О порядке и сроках
проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц
по  налогам  и  сборам,  а  также задолженности по начисленным пеням и
штрафам перед федеральным бюджетом>.
     2. Регулирования     кредиторской    задолженности    предприятий
лесопромышленного  комплекса  по  платежам  в   областной   бюджет   в
соответствии  с нормативными правовыми актами Администрации Смоленской
области и Смоленской областной Думы.
     3. Принятия  в  установленном порядке соответствующих нормативных
правовых актов:
     - о   финансировании   затрат  на  создание  межсезонных  запасов
древесины (кредитование);
     - о  приобретении  лесозаготовительными  предприятиями техники по
лизингу;
     - о    внесении    лесозаготовителями,   зарегистрированными   на
территории Смоленской  области,  лесных  податей  в  областной  бюджет
частями по установленным срокам;
     - о  создании   областного   фонда   развития   лесопромышленного
комплекса   за   счет  средств,  поступающих  в  областной  бюджет  от
лесопользования;
     - об  установлении ежегодного областного заказа на лесопродукцию,
включая дрова,  в счет  текущих  платежей  и  налогов,  зачисляемых  в
областной бюджет, и др.
     4. Содействия освоению расчетной  лесосеки  главного  пользования
специализированными предприятиями-лесозаготовителями (леспромхозами) и
наращивания   объемов   переработки   местными   деревообрабатывающими
предприятиями.
     5. Недопущения выбытия действующих лесопромышленных  предприятий,
а  также  создания новых деревообрабатывающих производств с внедрением
современных технологий обработки древесины.
     6. Удовлетворения    потребностей    области   в   лесопродукции,
обеспечения рационального  использования  лесного  потенциала  районов
области   за   счет  увеличения  объемов  переработки  круглого  леса,
вовлечения в производство низкокачественной и лиственной древесины.
     7. Создания   благоприятных   условий   для   увеличения  объемов
заготовки  и   переработки   древесины   и   вложения   инвестиций   в
лесозаготовительное и деревообрабатывающее производство.
     8. Разработки  с  привлечением   специализированной   организации
(научно-исследовательского      института)      программы     развития
лесопромышленного комплекса области на условиях  получения  инвестиций
под ее реализацию.
     9. Упорядочения  использования  лесосырьевых  ресурсов   сельских
лесов.
     10. Разработки схемы транспортного освоения лесосырьевых ресурсов
с  учетом программы дорожного строительства Смоленской области до 2005
года.

            4. Создание системы маркетинга  лесопродукции

     В настоящее  время  каждое  предприятие  самостоятельно   или   с
привлечением  посредников  решает проблемы реализации своей продукции.
Из-за разобщенности предприятия  не  имеют  достоверной  информации  о
конъюнктуре   внутреннего   и  внешнего  рынка  и  несут  значительные
экономические потери.
     Необходимо создать     территориальную    маркетинговую    службу
лесопромышленного комплекса Смоленской области  на  базе  действующего
лесопромышленного  предприятия.  Территориальная  маркетинговая служба
должна выполнять следующие основные функции:
     - изучение конъюнктуры спроса на лесную продукцию на российском и
зарубежном рынках;
     - разработку  прогнозов и предложений по возможным объемам продаж
и   производству   продукции   различной   номенклатуры    с    учетом
платежеспособности спроса;
     - организацию сертификации продукции;
     - обеспечение    предприятий-учредителей   нормативно-технической
информационной  базой,  в  том  числе  государственными   техническими
стандартами на продукцию, пользующуюся спросом;
     - выполнение посреднических  услуг  по  сбыту  и  транспортировке
продукции и др.

          5. Поэтапное развитие лесопромышленных предприятий

     Вопросы наращивания  объемов  выпуска  продукции  должны решаться
поэтапно.
     На первом этапе (2003-2005 годы) предлагается:
     - осуществить  меры   по   предотвращению   выбытия   действующих
производственных мощностей;
     - снижение затрат на производство лесопродукции;
     - реструктуризация задолженности в лесопромышленном комплексе;
     - создание системы маркетинга лесопродукции;
     - осуществление мер по финансовому оздоровлению предприятий;
     - закрепление кадров и повышение их квалификации.
     В этот  период  целесообразно  принять комплекс организационных и
технологических мер по:
     - снижению       затратности       производства,       сбережению
топливно-энергетических и лесосырьевых ресурсов;
     - повышению качества продукции;
     - усилению мотивации к производительному труду работающих за счет
прогрессивной   и   своевременно   выплачиваемой  заработной  платы  и
улучшения условий труда;
     - совершенствованию форм и методов организации работ и устранения
простоев по организационным причинам;
     - экономии     затрат     путем     интенсивного    использования
технологического оборудования, снижению сезонности лесозаготовительных
работ.
     Увеличение выпуска качественной и  конкурентоспособной  продукции
предлагается  решить  за  счет  более  широкого применения современных
технологий,  строительства  дорог  круглогодового  действия,   лучшего
использования низкосортной древесины и отходов лесозаготовок.
     Особое внимание  обратить   на   осуществление   технического   и
технологического перевооружения отрасли, увеличение доли лесопиления в
общем объеме товарной продукции.
     Основные направления     по     техническому    совершенствованию
лесопромышленного комплекса области:
+--------------------------------------------------------------------+
¦N  ¦                                                                ¦
¦п/п¦        Н А И М Е Н О В А Н И Е  Т Е Х Н О Л О Г И Й            ¦
+---+----------------------------------------------------------------¦
¦1. ¦ Внедрение сортиментной технологии вывозки древесины на рубках  ¦
¦   ¦ главного и промежуточного пользования с использованием новой   ¦
¦   ¦ техники                                                        ¦
¦2. ¦ Развитие традиционной технологии заготовки хлыстов с           ¦
¦   ¦ применением новой прогрессивной техники (валочно-пакетирующих  ¦
¦   ¦ машин легкого типа, колесных тракторов и др.)                  ¦
¦3. ¦ Внедрение комплексов подвижных машин для первичной обработки   ¦
¦   ¦ леса на нижних складах (сучкорезно-раскряжевочные и            ¦
¦   ¦ сортировочно-пакетирующие линии)                               ¦
¦4. ¦ Строительство дорог круглогодового действия для обеспечения    ¦
¦   ¦ ритмичности  лесозаготовительных и лесохозяйственных работ     ¦
¦5. ¦ Реконструкция и техническое перевооружение цехов по            ¦
¦   ¦ производству пиломатериалов с использованием прогрессивных     ¦
¦   ¦ технологий                                                     ¦
¦6. ¦ Камерная сушка пиломатериалов                                  ¦
+--------------------------------------------------------------------+

  6. Сохранение и повышение экологической ценности лесных территорий

     Леса - уникальное природное достояние.  Они развивались в течении
тысячелетий  и являются местом обитания различных растений и животных.
Леса играют важную роль в сохранении климата и несут защитные функции:
охраняют водные ресурсы,  обеспечивают устойчивое состояние окружающей
среды, сводят к минимуму различные повреждения почвы.
     Деятельность предприятий  лесопромышленного  комплекса  влияет на
состояние лесного фонда:  практика широкого применения сплошных  рубок
леса,   использование   тяжелой  лесозаготовительной  техники  нередко
приводит к  преждевременному  истощению  лесных  ресурсов,  затрудняет
процессы лесовосстановления, создает очаги вредителей и болезней леса,
увеличивает    пожароопасность,    разрушает    сложившиеся     лесные
биогеоценозы.

     В целях  снижения вредного воздействия хозяйственной деятельности
предприятий   лесопромышленного   комплекса   на   окружающую    среду
предлагается осуществлять мероприятия,  представленные в нижеследующей
таблице.
+--------------------------------------------------------------------+
¦N  ¦                               ¦                                ¦
¦п/п¦  СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ       ¦     ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ  ¦
+---+-------------------------------+--------------------------------¦
¦1. ¦ Повышение экологической       ¦снижение повреждения почвенного ¦
¦   ¦ безопасности  лесозаготовок на¦покрова до 6% (против обычного  ¦
¦   ¦ основе внедрения сортиментной ¦40%). Сохранение подроста до 60%¦
¦   ¦ технологии                    ¦                                ¦
¦2. ¦ Проведение повсеместно        ¦                                ¦
¦   ¦ несплошных рубок, отдавая     ¦                                ¦
¦   ¦ предпочтение выборочным и     ¦                                ¦
¦   ¦ постепенным рубкам            ¦          - " -                 ¦
¦3. ¦ Использование повсеместно     ¦улучшение качества              ¦
¦   ¦ природощадящей лесозагото-    ¦лесовосстановления              ¦
¦   ¦ вительной техники на базе     ¦                                ¦
¦   ¦ колесных тракторов при        ¦                                ¦
¦   ¦ хлыстовой трелевке леса       ¦                                ¦
¦4. ¦ Усиление контроля органов     ¦увеличение поступлений          ¦
¦   ¦ лесного хозяйства за          ¦доходов в областной бюджет      ¦
¦   ¦ соблюдением правил            ¦                                ¦
¦   ¦ лесопользования               ¦                                ¦
+--------------------------------------------------------------------+


Информация по документу
Читайте также