Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Смоленской области от 23.09.2014 № 1293-р/адмАДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 23.09.2014 N 1293-р/адм О Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области В целях активизации работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области (далее также - Концепция). 2. Определить Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять координацию работ по реализации Концепции. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области разработать планы мероприятий по реализации Концепции. Губернатор Смоленской области А.В. Островский УТВЕРЖДЕНА распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014 N 1293-р/адм КОНЦЕПЦИЯ развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области 1. Введение Сегодня вопрос важности духовно-нравственного развития и воспитания на основе национальных базовых ценностей и отечественных культурно-исторических традиций из разряда обсуждаемых перешел в разряд утвержденных на государственном уровне. Концептуальной основой духовно-нравственного развития служит программное заявление, сделанное Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года: "На протяжении только одного XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе". В этих условиях перед Россией стоит задача при сохранении своей целостности продолжить существование как своеобразной евразийской цивилизации. Значимость этой проблемы Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул в выступлении на заседании клуба "Валдай": "Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии - неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни ее граждан. Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны". Высказанная на государственном уровне позиция актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания личности как сложного, многопланового процесса, связанного с жизнью каждого человека во всей ее полноте и противоречивости и напрямую зависящего от семьи, общества, культуры в целом. Государственная политика в области образования ориентирована на формирование человека образованного, нравственного, инициативного, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Таким образом, система образования призвана стать важнейшим институтом формирования жизненных установок личности, воспитания российского гражданина. Огромным воспитательным потенциалом обладает культурно-образовательная среда Смоленской области, которая позволяет осмыслить имеющиеся культурные, духовные и политические традиции в реалиях современного мира. Сохранение традиций Смоленщины и внедрение необходимых новаций способствуют укреплению национальной и этнокультурной идентичности граждан, основанной на сохранении единства в многообразии. Система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи опирается на ряд важнейших особенностей Смоленской области. Смоленщина как "ключ", форпост России в западном регионе обладает уникальным культурным наследием, связанным с особой ролью православия в сохранении национальной идентичности. Исторический опыт создал предпосылки для межэтнического и межрелигиозного диалога в поликультурном обществе. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный пример выдающихся личностей - князей Бориса и Глеба, память о которых хранит Смоленщина, князей Романа и Давида Ростиславовичей, князя Г.А.Потемкина-Таврического, просветителя Авраамия Смоленского, русского зодчего Федора Коня, писателей А.С. Грибоедова, А.Т.Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова, мецената и деятеля культуры княгини М.К. Тенишевой, путешественников Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова, композиторов М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, первого космонавта Ю.А.Гагарина и многих других, кто принес славу России и Смоленщине. На Смоленщине находится более 4,5 тыс. памятников истории культуры. Особое место среди них занимают памятники архитектуры - церковь Петра и Павла (XII в.), церковь Архангела Михаила (XII в.), Смоленская крепостная стена (XVII в.), Смоленский Успенский кафедральный собор (XVII-XVIII вв.), Свято-Троицкий Болдинский монастырь (XVII в.), многочисленные памятники гражданской архитектуры XVIII-XIX вв., дворянские усадьбы, историко-архитектурный комплекс "Теремок" и другие. Огромное богатство составляют 42 природных памятника с жемчужиной Смоленской земли - озером Сапшо (национальный парк "Смоленское поозерье"). Созданы и продолжают пополняться музеи, экспозиции о наших знаменитых земляках, материалы которых являются мощным средством формирования у детей и молодежи базовых национальных ценностей, составляющих основу личности гражданина России. Цель настоящей Концепции - развитие системы духовно-нравственного воспитания, способствующей формированию внутренних структур личности и присвоению ею базовых национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области. Настоящая Концепция представляет собой ценностно-организационную основу взаимодействия образовательных организаций с другими субъектами культурно-образовательной среды Смоленской области - семьей, общественными и религиозными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Взаимодействие субъектов культурно-образовательной среды рассматривается как ведущее условие духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Нормативно-правовыми основами настоящей Концепции являются: - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"; - Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; - Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания"; - Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"; - федеральные государственные образовательные стандарты; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - постановление Администрации Смоленской области от 06.11.2012 N 850 "О региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"; - постановление Администрации Смоленской области от 29.11.2013 N 984 "Об утверждении областной государственной программы "Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области" на 2014-2018 годы"; - постановление Администрации Смоленской области от 28.02.2013 N 107 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Смоленской области"; - договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви; - соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви; - Концепция региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Смоленской области; - план мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви ("дорожная карта" на 2014-2015 годы). 2. Рабочий тезаурус настоящей Концепции Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. Понятие "духовность" производно от "духа". Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия - "материи". В педагогических исследованиях духовность рассматривается в трех аспектах: высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск нравственных абсолютов и идеалов; с теологической точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству). Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и деятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений. Национальное самосознание (идентичность) - обобщенное представление граждан о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма. Патриотизм - любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Культурно-образовательная среда - это сложное интегрированное понятие, включающее в себя совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные национально-культурные и исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, а также окружают, развивают и формируют личность. 3. Методологическая основа, подходы и принципы настоящей Концепции Методологической основой настоящей Концепции является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания с целью формирования духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области. Ведущими подходами к развитию воспитания в региональной системе образования являются следующие: - аксиологический подход. Рассматривает личность как уникальную ценностную систему, имеющую возможность самоопределения и самоактуализации. Основой взаимодействия педагогов и воспитанников являются ценности, определяющие цели, содержание и способы деятельности; - деятельностный подход. Определяет возможность личностного развития воспитанника в деятельности, субъектом которой он становится; - системный подход. Предполагает рассмотрение компонентов воспитания во взаимосвязи и целостности; - компетентностный подход. Акцентирует внимание на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих возможность их успешной социализации; - культурологический подход. Ориентирует педагога на приобщение обучающихся к общечеловеческой культуре через освоение ценностей национальной культуры и национальных традиций; - краеведческий подход. Требует формирования знаний об истории, культуре, природе и экономике своей местности, закладывает основы формирования личностных качеств, предполагает активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах; - средовый подход. Рассматривает процесс развития личности воспитанника в зависимости от условий культурно-образовательной среды и предполагает систему действий, которые обеспечивают превращение среды в средство диагностики и проектирования воспитания образовательного результата; - синергетический подход. Рассматривает процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах. Полноценная реализация указанных подходов возможна при соблюдении следующих принципов: - принцип непрерывности и преемственности в воспитании. Указывает на целостность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), выявление приоритетов воспитания и учет полученных раннее результатов при организации воспитательной деятельности на каждой последующей ступени образовательного процесса, на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических региональных и российских ценностей и традиций; - принцип системности. Требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного "перетекания" одних воспитывающих дел в другие; - принцип культуросообразности воспитания. Предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Смоленской области, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни региона; - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Требует выстраивать процесс воспитания на каждой отдельной ступени образования и в его целостности с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка; - принцип инклюзивности воспитания. Предполагает ориентацию на все социальные категории воспитанников и обучающихся: инклюзивный характер воспитания позволит каждому человеку равноправно участвовать в социальной жизни; - принцип государственно-общественного управления воспитанием. Предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения; - принцип социального партнерства в воспитании. Ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества. Соответствие организации духовно-нравственного воспитания данным принципам должно стать основой стратегии развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области. 4. Этапы реализации настоящей Концепции На 1-м этапе (2014 год) реализации настоящей Концепции предусматривается: - выявление опыта взаимодействия субъектов культурно-образовательной среды Смоленской области в контексте духовно-нравственного воспитания; - обобщение опыта реализации образовательными организациями Смоленской области учебных курсов "Основы православной культуры", "Азбука Смоленского края", "История православной культуры земли Смоленской" и "Основы религиозных культур и светской этики". На 2-м этапе (2015 год) реализации настоящей Концепции предусматривается: - разработка региональных проектов и программ в области духовно-нравственного воспитания, программ воспитания и социализации детей, подростков в образовательных организациях Смоленской области; - разработка и апробация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов; - обобщение промежуточных результатов, полученных в ходе реализации настоящей Концепции, в том числе опыта взаимодействия образовательных и религиозных организаций, учреждений культуры и спорта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. На 3-м этапе (2016-2017 годы) реализации настоящей Концепции предусматривается: - освоение образовательными организациями программ духовно-нравственного воспитания, оценка эффективности промежуточных результатов их реализации; - публичное обсуждение опыта реализации настоящей Концепции с представителями органов исполнительной власти Смоленской области, педагогической общественностью, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации. На 4-м этапе (2018 год) реализации настоящей Концепции предусматривается обобщение и распространение опыта по развитию системы духовно-нравственного воспитания личности в культурно-образовательной среде Смоленской области. 5. Развитие культурно-образовательной среды Смоленской области Содержание направлений деятельности по реализации настоящей Концепции базируется на идее интеграции наследия, традиций и инноваций, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Направление 1. Культурно-исторические традиции - основа духовно-нравственного развития личности гражданина России. Цель: осуществление конструктивного взаимодействия образовательных организаций с институтами гражданского общества и учреждениями культуры, спорта, основанного на культурно-исторических традициях Смоленской области. Составляющие: - культурное наследие земли Смоленской; - детские и молодежные общественные организации, патриотические объединения; - социальные, культурологические проекты и программы. Направление 2. Интеграция ценностей светского и религиозного образования. Цель: осуществление паритетного взаимодействия образовательных организаций с религиозными организациями, основанного на духовных идеалах и традиционных моральных нормах. Составляющие: - духовные традиции как основа нравственного воспитания личности; - региональная система духовного просвещения и образования; - интеграция программ светского и религиозного образования. Направление 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание - сфера педагогической ответственности. Цель: профессиональная подготовка кадров к реализации концептуальных основ духовно-нравственного воспитания; осуществление общественного участия в процессе духовно-нравственного воспитания. Составляющие: - региональный компонент в системе духовно-нравственного образования; - научно-методическое сопровождение духовно-нравственного образования; - религиозные программы и проекты духовно-нравственного воспитания. Направление 4. Семья как первооснова Отечества. Цель: педагогическая поддержка семьи по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания личности. Составляющие: - социальная поддержка семьи и детства (региональные программы и проекты); - повышение педагогической культуры родителей; - воспитание основ семейной культуры. 6. Заключение В новых социокультурных условиях общество и государство нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизни человека, государства, общества. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей и молодежи должно осуществляться на основе системной, целенаправленной и согласованной деятельности органов государственной власти, общественных и религиозных организаций. Система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области является ключевым фактором становления и развития личности гражданина страны, носителя базовых национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|