Расширенный поиск

Постановление Администрации г. Смоленска от 21.04.1999 № 683

                  ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 21.04.99г. N 683

                    О мерах по улучшению наружного
                 рекламного оформления в г.Смоленске

     В целях упорядочения рекламы и повышения эффективности проводимой
работы   в   сфере   наружного   рекламного   оформления   в   городе,
руководствуясь статьей 36 Устава города-героя Смоленска,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить  "Нормы  и требования к средствам наружной рекламы и
условия их размещения на территории г.Смоленска" (приложение 1).

     2. Утвердить "Временное положение о порядке  размещения  наружной
рекламы на территории г.Смоленска" (приложение 2).

     3. Признать  утратившими  силу  постановление мэра г.Смоленска от
19.12.95 N 1049 "Об упорядочении размещения средств  наружной  рекламы
на   территории   г.Смоленска"  и  постановление  главы  администрации
г.Смоленска  от  05.05.98  N  656  "О  порядке  размещения   наглядной
политической рекламы на территории г.Смоленска".

     4. Управлению   жилищно-коммунального   хозяйства   администрации
города (Новиков Ю.П.) предоставить  в  течение  семи  дней  с  момента
вступления  в силу настоящего постановления в управление архитектуры и
градостроительства списки объектов наружной рекламы и имеющиеся  схемы
их размещения.

     5. Главам  администраций  районов:  Промышленного  Лебедеву С.А.,
Ленинского Карасеву В.И.,  Заднепровского Пупченкову  В.Е.  заключение
договоров  на  размещение  рекламы  прекратить,  в течение семи дней с
момента  вступления  в  силу  настоящего  постановления   передать   в
управление архитектуры и градостроительства ранее заключенные договора
и сведения об уплате по договорам по актам приемки-передачи.

     6. Владельцам  средств  наружной  рекламы  в  срок  до   01.06.99
оформить разрешительную документацию в соответствии с приложением N 2.

     7. Реклама,  не  прошедшая перерегистрацию до 01.08.99,  подлежит
демонтажу за счет владельца рекламы.

     8. Руководителям предприятий  МУП  "Смоленсктеплосеть"  Столярову
В.Е.,   МП   "Жилищник"   Тихонову  Д.П.,  Смоленского  муниципального
трамвайно-троллейбусного предприятия Курашину  В.А.,  МП  "Автоколонна
1308  Шаповалову  А.И.,  МП  "Горводоканал"  Боброву А.Е.  представить
тарифы за проведение  согласований  размещения  рекламы  на  объектах,
находящихся на балансе муниципальных предприятий.

     9. Управлению  по  экономике  (Акулова  Н.В.)  в  соответствии  с
Законом Российской Федерации "О местном  самоуправлении  в  Российской
Федерации" обеспечить утверждение тарифов муниципальных предприятий за
согласование  документации,  исходя  из  технически   и   экономически
обоснованных норм.

     10. Управлении по экономике и финансовому управлению (Фокин В.И.)
провести  анализ  финансовой  деятельности  и  рентабельности   работы
управления  архитектуры  и градостроительства по выполнению настоящего
постановления на 31.12.99.

     11. Финансовому  управлению  предусмотреть   выделение   денежных
средств  на  приобретение  компьютера  и  программы  для создания базы
данных  и  оперативного  контроля  наружной   рекламы   в   управлении
архитектуры и градостроительства.

     12. Управлению   муниципальной  службы  (Окунев  В.В.)  ввести  в
штатное расписание управления архитектуры и градостроительства единицу
на должность- главного-специалиста-главного бухгалтера.

     13.Раарешить управлению  архитектуры и градостроительства (Щевьев
А.П.) средства, получаемые за выдачу разрешений на размещение рекламы,
расходовать на содержание хозрасчетной группы по подготовке разрешений
на размещение рекламы.  Структура и  численность  хозрасчетной  группы
определяется  начальником управления архитектуры и градостроительства,
по  согласованию  с  заместителем  главы   администрации   города   по
строительству Потаповым В.Н.

     14. Управлению  делами  главы  администрации,города (Волков В.Ф.)
предусмотреть  закрепление  помещения  за  управлением  архитектуры  и
градостроительства для размещения хозрасчетной группы,  и изготовление
необходимых бланков согласно приложению 2.

     15. Пресс-службе администрации  города  обеспечить  размещение  в
средствах  массовой  информации  сообщения  о  "Нормах и требованиях к
средствам рекламы и условиях их размещения на территории г.Смоленска".

     16. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю  за
собой.

     И.А.Аверченков

                                                          Приложение 1
                                                       к постановлению
                                      главы администрации г. Смоленска
                                                   от 21.04.99г. N 683

                          НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ
              к средствам наружной рекламы и условия их
              размещения на территории города Смоленска

     Настоящие нормы и требования  разработаны  с  целью  упорядочения
процесса  размещения  и  функционирования  средств наружной рекламы на
территории г. Смоленска.
     Под основными  нормами  и  требованиями  имеются  ввиду  допуски,
ограничения и условия  размещения  различных  видов  рекламы  и  типов
средств наружной рекламы в г. Смоленске.
     Нормы и  требования,  предъявляемые  к   рекламе   на   городском
транспорте, такси, определяются отдельным документом.
     К средствам  наружной  рекламы   относятся   различные   носители
визуальных  сообщений,  рекламы  и  информации,  размещаемые в городе.
Непременным требованием к  рекламный  сообщениям  в  наружной  рекламе
является краткость и способность привлечь внимание.

                          ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

     1. Виды и типы рекламы.

     Городская наружная реклама делится на следующие виды:
     - престижная (корпоративная) реклама;
     - торговая реклама;
     - городская реклама;
     - частная реклама;
     - политическая реклама.
     Типы средств наружной рекламы различаются по размерам,  объемам и
месту расположения.
     1.1. Типы рекламных средств.
     1.1.1. Крышные  установки  -   различного   рода   объемные   или
плоскостные  установки,  расположенные  полностью  или  частично  выше
уровня карниза здания или на крыше.
     1.1.2. Отдельно   стоящие   щитовые  установки  -  двухсторонние,
односторонние плоскостные конструкции,  устанавливаемые на поверхности
земли, с фундаментной основой.
     1.1.3. Брандмауэрные панно -  установки,  размещаемые  на  глухих
торцах зданий и сооружений.
     1.1.4. Щитовые установки, размещаемые на временных или постоянных
ограждениях.
     1.1.5. Установки в виде объемно-пространственных объектов.
     1.1.6. Кронштейны,  устанавливаемые  на  мачтах-опорах городского
освещения и опорах Смоленского муниципального трамвайно-троллейбусного
предприятия (далее по тексту СПТТП),  на отдельно стоящих стойках,  на
стенах зданий перпендикулярно плоскости стен.
     1.1.7. Транспаранты-перетяжки    через   проезжую   часть   улиц,
выполняемые на мягкой основе; флаги фирм.
     1.1.8. Тумбы  -  отдельно  стоящие  объемные  конструкции  в виде
цилиндров, призм и др. форм.
     1.1.9. Щитовые   конструкции   над   проезжей  частью  дорог,  на
пролетных конструкциях мостов.
     1.1.10. Конструкции,  устанавливаемые  на остановочных павильонах
общественного транспорта.
     1.1.11. Рекламные   средства,   устанавливаемые  в  витринах,  по
профилю данного предприятия.
     1.1.12. Проекционные   установки  для  воспроизведения  рекламных
сообщений на плоскостях стен.

     1.2. Типы средств городской визуальной информации.

     1.2.1. Социальный плакат.
     1.2.2. Вывески   и  кронштейны,  устанавливаемые  над  входами  в
предприятия сферы услуг и прочих организаций.
     1.2.3. Средства рекламы, размещаемые в витринах - различного рода
информация и изображения по профилю предприятия, учреждения.
     1.2.4. Временные выносные рекламные средства (штендеры).
     1.2.5. Знаки уличного движения (знаки  государственной  инспекции
безопасности   дорожного   движения   -далее  ГИБДД)  -  любые  знаки,
узаконенные   Правилами   уличного   движения   или    иными    актами
соответствующих органов.

               2. Зоны рекламного контроля и категории
                  городских территорий.

     2.1. Вся  территория  города  разделяется  на   зоны   рекламного
контроля   и   категории  городских  территорий,  в  пределах  которых
действуют определенные требования к средствам наружной рекламы.

     2.2. Заповедная зона исторического ядра  города  составляет  зону
строгого  контроля  и  размещение  рекламы  в этой зоне допускается по
согласованию с Центром по охране и использованию памятников  истрии  и
культуры.

                   Категории городских территорий.

     1 категория   -   заповедная   зона  исторического  ядра  города,
утвержденная решением 10 сессии 1 созыва Смоленского городского Совета
от 51.07.97 N 87.

     2 категория   -   центральные  площади  и  основные  транспортные
магистрали, парки, скверы, мосты:

     - ул. Октябрьской революции.
     - пл. железнодорожного вокзала,
     - ул. Крупской, Тенишевой ( за пределами 1 категории)
     - пр-т Гагарина,
     - ул. Николаева,
     - ул. Кирова,
     - ул. Багратиона,
     - ул. Нормандия-Неман.
     - ул. Нахимова,
     - ул. Шевченко,
     - 12 лет Октября,
     - ул. Фрунзе.
     - ул. Кутузова.

     3 категория -

     - ул. Румянцева,
     - ул. 25 Сентября,
     - ул. Рыленкова,
     - ул. Соболева (за пределами 1 категории),
     - Витебское шоссе (от городской черты),
     - ул. Лавочкина,
     - ул. Маршала Еременко.

     4 категория  включает  остальные  улицы  районного   и   местного
значения.

     2.4. При установке рекламы на пересечении улиц разных категорий в
расчет принимается высшая категория.  Данное правило  распространяется
также  на часть улицы до 100 метров более низкой категории,  с которой
визуально воспринимается реклама с улицы по более высокой категории.

          3. Требования, предъявляемые к размещению средств
             наружной рекламы.

     Изобразительная часть всех видов наружной рекламы согласовывается
управлением архитектуры и градостроительства (далее УАиГ).
     При размещении   рекламы,  выполненной  полиграфическим  способом
требуется согласование оригинал-макета.
     Материалы, используемые     при     изготовлении    всех    видов
наружно-рекламного  оформления  города,  должны  отвечать  современным
требованиям  качества,  монтаж  должен  проводиться  без отклонений от
утвержденной  проектной  документации,  рекламные  конструкции  должны
содержаться  в  надлежащем  состоянии  без  ухудшения внешнего вида на
протяжении всего периода эксплуатации.
     Размеры рекламного  изображения  на рекламных установках в городе
должны соответствовать единым стандартам ГОСТ 2.302-68.
     При проектировании,    изготовлении,   монтаже   и   эксплуатации
свето-технического оборудования рекламных объектов должны  выполняться
нормы и требования к свето-техническим и электрическим характеристикам
оборудования. (Приложение 1).
     При монтаже   и   эксплуатации   средств   наружной   рекламы  на
магистралях и улицах города должны соблюдаться требования отдела ГИБДД
УВД  Смоленской  области  по  размещению рекламных конструкций в целях
обеспечения безопасности дорожного движения (Приложение 2).

     3.1. Требования,  предъявляемые  к  размещению  средств  наружной
рекламы.

     3.1.1. Крышная реклама.
     Заявки на   размещение   крышной   установки   принимаются    для
согласования  только  при наличии эскизного проекта,  выполненного для
конкретного  заказчика.  Установки,   как   правило,   выполняются   с
применением   газосветных   волоконно-оптических   элементов   или   с
внутренним подсветом, в виде электронных табло и др. Установка крышной
рекламы-требует предварительного согласования с техническими службами,
жилищно-экпслуатационными организациями и балансодержателями.
     3.1.2. Отдельностоящая щитовая реклама.
     Шитовые отдельно стоящие установки,  как правило,  выполняются  в
двухстороннем  варианте.  В  случае заглубления фундаментных оснований
отдельно  стоящих  конструкций  необходимо  получить   разрешение   на
производство   земляных  работ  в  отделе  административно-технической
инспекции управления  жилищно-коммунального  хозяйства  (  далее  ОАТИ
УЖКХ) и на месте установки должны проводиться работы по восстановлению
зеленого покрова.  Допускается решение фундамента в  виде  цветника  и
скамеек.
     Для щитовой рекламы рекомендуется подсвет рекламного  изображения
в темное время суток.
     Как правило,  в зоне II рекламного контроля  применяются  щитовые
установки  с рекламоносителями следующих размеров:  1.2х1.8 м,  2х3 м,
3х4 м на высоте не ниже 2.0 и от  нижнего  края  щита  от  поверхности
земли.   На   отдельных   участках  крупных  транспортных  магистралей
допускаются рекламоносители размером до 5х6 м.
     Щитовые отдельно стоящие установки не могут эксплуатироваться без
рекламного изображения более двух недель.
     Если вновь  размещаемые отдельно стоящие установки расположены по
одной оси с существующими конструкциями,  расстояния  между  ними  для
форматов  3х6  м и 3х4 м должно быть не менее 100м,  для более крупных
форматов расстояние увеличивается до  200  м.  Для  формата  1х2  м  -
расстояние 30-50 м в зависимости от градостроительной ситуации.
     Для всех типов отдельно стоящих установок допускается  уменьшение
расстояния  между  ними  в  случае,  если  позволяет градостроительная
ситуация.
     3.1.3. Брандмауэрные панно.
     Наряду с конструкциями,  выполненными по индивидуальным проектам,
учитывающим  архитектурные  особенности зданий и сооружений,  возможно
применение типовых настенных щитов стандартных  размеров  со  сменными
изображениями. Рекомендуется подсветка в вечернее время.
     3.1.4. Щитовые рекламные конструкции,  размещаемые  на  временных
ограждениях строительных площадок.
     Необходимым условием для  размещения  установок  указанного  вида
является   архитектурное   единство   рекламоносителя   и  ограждения,
обеспечивающее цельность восприятия сооружения.
     3.1.5. Рекламные   установки   в   виде  объемно-пространственных
объектов.
     Выполняются исключительно  по индивидуальным проектам,  исходя из
архитектурных и градостроительных особенностей территорий.
     3.1.6. Кронштейны.
     Устанавливаются на зданиях,  мачтах-опорах освещения,  на  опорах
Смоленского  муниципального трамвайно-троллейбусного предприя тия и на
отдельных  стойках.  Кронштейны,  устанавливаемые  на   мачтах-опорах.
должны  располагаться  на  высоте не ниже 2,5 и от поверхности земли в
сторону тротуара.
     Установлены следующие    типовые    размеры    для   кронштейнов,
размещаемых на опорах:
     - для центральных улиц и площадей - не более 1,2м х1,8 и (h);
     - для  узких  улиц,  переулков:  не  более  0.8м  х1,2м  (h)   (в
вертикальной исполнении).
     Не допускается  размещение  на  одной  мачте-опоре  более  одного
кронштейна.  Не  допускается  размещение кронштейнов на одной опоре со
знаками ГИБДД и со знаками городской визуальной информации.  Рекламное
изображение на кронштейне не должно иметь сходство с дорожными знаками
ГИБДД;
     Кронштейны, устанавливаемые на зданиях, выполняются индивидуально
с учетом архитектурных особенностей зданий.
     3.1.7. Транспаранты   -   перетяжки   через  улицы,  флаги  фирм.
Выполняются на мягкой  основе  (ткань,  пленка  и  т.п.)  водостойкими
красками   с  рекламным  сообщением,  являются  кратковременным  видом
рекламы и вывешиваются на срок не более 10 дней. Расстояние между ними
- не менее 500 м.
     Флаги фирм с их символикой и текстами могут вывешиваться во время
проведения фирменных мероприятий.
     3.1.8. Тумбы и постеры.
     - отдельно стоящие объемные конструкции в виде цилиндров, призм и
др. форм.
     Предназначены для  размещения  на них рекламных или иных плакатов
используются в  пешеходных  зонах  улиц  и  площадей,  на  территориях
парков, выставочных комплексов, на разделительных полосах магистралей.
     На одной улице,  как  правило,  используются  конструкции  только
одного типа.
     К конструкциям, располагаемым непосредственно в пешеходной зоне к
их   техническому  и  эстетическому  уровню  предъявляются  повышенные
требования,  плакаты рекомендуется  защищать  стеклом  или  прозрачной
пленкой. Установки должны иметь внутренний или внешний подсвет.
     3.1.9. Щитовые   конструкции   над   проезжей  частью  дорог,  на
пролетных конструкциях мостов,  тоннелях должны быть  одного  размера,
если их число больше одного, и не иметь сходства со знаками ГИБДД.
     3.1.10. Рекламные  средства,  устанавливаемые  в  витринах  не по
профилю предприятия,  не должны  вводить  в  заблуждение  относительно
профиля данного предприятия.
     3.1.11. Рекламные   средства    на    павильонах    общественного
транспорта.  Размеры и особенности рекламных сообщений, размещаемых на
остановочных павильонах общественного транспорта,  определяются УАиГ и
согласовываются   отделом   ГИБДД   УВД   Смол.   области   и  отделом
муниципального транспорта.
     3.1.12. Изображения,  проецируемые  для воспроизведения рекламных
сообщений  на  плоскости   стен,   не   должны   ослеплять   водителей
транспортных средств.
     3.2. Требования,  предъявляемые к  размещению  средств  городской
визуальной информации.
     3.2.1. Вывески  и  кронштейны,  устанавливаемые  над  входами   в
предприятия сферы услуг и прочих организаций должны быть световыми или
с подсветкой.
     Вывески и  кронштейны  выполняются  по  индивидуальным  и типовым
проектам с привязкой к конкретным  архитектурным  объектам.  Все  виды
вывесок,   кронштейнов  размешаются  непосредственно  над  помещением,
занимаемым предприятием,  как  правило,  между  1-ым  и  2-ым  этажами
зданий.
     При разработке эскизных проектов  вывесок  и  кронштейнов  должны
максимально учитываться архитектурные особенности здания.
     Размеры кронштейнов не должны превышать установленных в п. 3.1.6.
     Вывески должны  иметь  тексты  в соответствии с Приложением 3.  В
связи с тем,  что данный тип рекламы носит информационный характер, на
вывеске  или  кронштейне  должен быть указан профиль предприятия и его
собственное название,  если оно  есть;  возможно  также  и  размещение
товарных знаков, эмблем и декоративных элементов.
     В текстах вывесок недопустимо использование различных сокращений.
Как  правило,  не  допускается  установка  на фасадах зданий щитов или
панелей с ассортиментом товаров или услуг.
     Информация о  принадлежности предприятия сферы услуг той или иной
головной организации,  ее юридический адрес и режим работы предприятия
располагаются на остеклении входных дверей или в витринах.
     Размещение на зданиях указателей предприятий сферы услуг, а также
фирм  и  организаций,  как правило,  не допускается.  В исключительных
случаях,  когда  предприятие  находится   вне   прямой   видимости   с
магистрали,  и  позволяют  архитектурные особенности зданий,  возможна
установка  указателя  в  виде  кронштейна.  Использование  табличек  и
стрелок-указателей на фасадах зданий недопустимо.
     3.2.2. Средства  рекламы,   размещаемые   в   витринах.   Витрины
предприятий сферы услуг должны в обязательном порядке подсвечиваться в
вечернее время и оформляться декоративными и  рекламно-художественными
элементами.
     3.2.3. Выносная  реклама  (штендеры)  должны   иметь   тексты   в
соответствии  с  Приложением 3.  Выносная реклама (штендеры) -средства
информации и рекламы,  которые могут выноситься в  пределы  пешеходной
зоны непосредственно напротив данного предприятия, в часы его работы в
пределах 1.5м от фасада здания,  но не мешать пешеходам. Общая площадь
выносной  рекламы  не  должна превышать 2 кв.  м.  Выносная реклама не
разрешается при ширине тротуара менее 2 м.
     3.2.4. Знаки уличного движения ( знаки ГИБДД) (Приложение 2).
     3.2.5. Система  городских  визуальных  коммуникаций  (таблички  с
указанием  названий  улиц и номеров домов,  указатели важных городских
объектов  и  территорий)  выполняются  из  долговечных  материалов  по
индивидуальным эскизам, могут иметь подсветку.
     3.3. Политическая реклама.
     3.3.1. На  эскизном  изображении политической рекламы должны быть
указаны сроки размещения рекламы.
     3.3.2. Сроки размещения политической рекламы не ведут к изменению
размеров платежей,  подлежащих выплате владельцем рекламно го средства
за разрешение, выдаваемое управлением архитектуры и градостроительства
в  соответствии  с  договором,  заключенный  с   собственником   места
нахождения рекламного средства.
     3.3.3. Вновь устанавливаемые стационарные рекламные носители  для
наглядной  политической рекламы размещаются в соответствии с настоящим
Постановлением.

     Главный архитектор г. Смоленска         А.П.Шевьев

                                                          Приложение 1
                                    к нормам и требованиям к средствам
                                    наружной рекламы и условиям их
                                    размещения на территории города
                                    Смоленска

               НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К СВЕТО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
                   ОБОРУДОВАНИЮ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЕКТОВ

     1. Основным    нормируемым   параметром   является   освещенность
рекламной  поверхности  или  объекта  рекламы  (  в  случае   наружной
подсветки) или яркость поверхности ( в случае внутренней подсветки).
     С учетом  вида  рекламного  объекта   устанавливаются   следующие
значения освещенности (яркости):
     1.1. Для объектов,  указанных в п.п.  1.1.2, 1.1.4, 1.1.5. 1.1.6,
1.1.8, 1.1.9, 1.1.10, 1.1.11, 1.2.1. в случае внешней подсветки:
     - освещенность не менее 500 лк с неравномерностью  по  рекламному
полю не более 1,5;
     - в случае внутренней подсветки:
     - средняя яркость фона рекламной поверхности - не менее 100 кд/м2
неравномерностью по полю не более 1:3.
     1.2. Для  объектов  по  п.  1.1.3  в  случае наружной подсветки -
освещенность не менее 50 лк с неравномерностью не более

     2. Источники света,  используемые для целей  освещения  рекламных
объектов,  должны  обладать  высокой  световой  отдачей,  иметь индекс
цветопередачи не хуже 0,5  и  эксплуатироваться  в  широком  диапазоне
температур.
     Примечание: вынос кронштейнов  для  крепления  световых  приборов
должен быть не менее 0,8 м от освещаемой поверхности.

     3. Требования к безопасности.
     3.1. Для  освещения  рекламных  объектов  должны   использоваться
световые приборы промышленного изготовления, обеспечивающие выполнение
требований электро- и пожаробезопасности.
     3.2. Световые  приборы  рекламных  объектов  не  должны оказывать
слепящего действия на  водителей  транспортных  средств  и  пешеходов,
находящихся на проезжей части улицы.
     3.3. Крепление светового прибора должно обеспечивать его надежное
соединение  с  кронштейном  (щитом  и т.п.  ) и выдерживать ветровую и
снеговую нагрузки, случайные вибрационные и ударные воздействия.

     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

                                                          Приложение 2
                                                к нормам и требованиям
                                                  к средствам наружной
                                       рекламы и условия их размещения
                                        на территории города Смоленска

            Требования отдела ГИБДД УВД Смоленской области
              к размещению рекламных конструкций в целях
            обеспечения безопасности дорожного движения в
           соответствии с Федеральным Законом "О рекламе".
             Приказом Федеральной дорожной службы России.

                    Требования к наружной рекламе.

     Требования к наружной рекламе,  размещаемой у автомобильных дорог
и  городских  улиц  в  границах,  установлены  "Инструкцией  о порядке
согласования  распространения  наружной  рекламы  в  полосе  отвода  и
придорожной  зоне  автомобильных  дорог  и  на территориях городских и
сельских    поселений",     должны     соответствовать     требованиям
законодательства Российской Федерации.
     Запрещается распространение рекламы, затрудняющей оценку реальной
дорожно-транспортной обстановки и имеющей сходство С по внешнему виду,
изображению  или  звуковому   эффекту)   с   техническими   средствами
организации  дорожного  движения  и  специальными  сигналами,  а также
создающей впечатление нахождения на дороге пешеходов.
     Реклама, распространяемая  в границах полосы отвода и придорожных
зон  автомобильных  дорог  и  в  границах  "красных  линий"  городских
автомобильных  дорог  и  улиц  на  территориях  городских  и  сельских
населенных пунктов, не должна;
     - снижать безопасность дорожного движения;
     - ухудшать видимость на автомобильной дороге, ухудшать видимость,
затемнять  или  иным  образом  снижать  эффективность дорожных знаков,
указателей,  светофоров  и  иных  технических  средств   регулирования
дорожного движения;
     - ограничивать  видимость   в   направлении   движения,   боковую
видимость   и  видимость  технических  средств  организации  дорожного
движения или мешать их восприятию участниками движения;
     - вызывать  ослепление  участников  движения светом,  в том числе
отраженным;
     - при  расположении  на пролетных строениях инженерных сооружении
уменьшать их габариты;
     - располагаться  таким  образом,  чтобы  препятствовать  движению
пешеходов.

     Не следует располагать рекламу;
     - сбоку  от  дороги  на  расстоянии  ближе  5-х  метров от бровки
земляного полотна дороги;
     - на  разделительной  полосе,  если  расстояние от края рекламной
конструкции или опоры до края  проезжей  части  составляет  менее  2,5
метра;
     - путем нанесения ее краской на дорожных  сооружениях,  деревьях.
камнях или других природных объектах, а также на павильонах автобусных
остановок;
     - на  аварийно  опасных  участках  улично-дорожной  сети  (местах
концентрации дорожно-транспортных происшествий);
     - на железнодорожных переездах и в тоннелях, а также ближе от них
вне населенных пунктов 550 и и в населенных пунктах 50 м;
     - ближе 25м от остановок общественного транспорта;
     - на щитах с площадью более 2 кв.  и. в одном сечении с дорожными
знаками и светофорами:
     - вблизи   пересечений   в   пределах   треугольников   видимости
"транспорт-транспорт"    и    "транспорт-пешеход",    определяемых   в
соответствии с действующими нормами;
     - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600м;
     - на эстакадах,  мостах и  путепроводах  при  форматах  рекламных
щитов более 2 кв. м,
     Не допускается установка  над  автомобильной  дорогой,  городской
улицей в границах,  установленных Инструкцией, движущейся или мигающей
рекламы.  При внутреннем или наружном освещении реклама  должна  иметь
эффективный  экран,  предотвращающий попадание лучей на проезжую часть
либо ее участок,  при этом искусственное освещение должно иметь  такую
яркость,  которая  не  должна ослеплять водителя или ухудшать его поле
зрения  или  каким-либо  иным  способом  мешать  восприятию  водителем
дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.

     Наружная реклама  не  должна  издавать звуки,  которые могут быть
услышаны в  пределах  проезжей  части  автомобильной  дороги  лицом  с
нормальным слухом.

     Не рекомендуется     использование     рекламного    изображения,
включающего в себя движущиеся элементы,  особенно в случае,  если  вся
рекламная  информация  не  появляется целиком в одно время и тем самым
увеличивается время ее прочтения участниками дорожного движения.
     Размер щитов  наружной  рекламы не должен превышать:
     по длине 18 метров,
     по высоте 9 метров,
     по площади 100 кв. метров.

     Расстояние между щитами наружной рекламы,  расположенной на одной
стороне автомобильной дороги,  в пределах городским поселении не менее
75  метров,  при  их  размещении  на  осветительных  мачтах  и  опорах
контактной сети - не менее 40 м.
     Нижний край рекламного шита или крепящих его  конструкций  должны
располагаться на высоте не менее 4,5 метров от покрытия проезжей части
автомобильной дороги и улицы.
     Наружная реклама,  крепящие ее конструкции и фундаменты не должны
создавать препятствии для выполнения работ,  связанных  с  ремонтом  и
содержанием автомобильных дорог, ухудшать природный ландшафт и условия
водоотвода вдоль автомобильной дороги.
     Анкерное основание опор рекламных средств не должно выступать над
поверхностью тротуара городской улицы или обочины автомобильной дороги
более чем на 20 мм. Допускается увеличивать высоту анкерного основания
опор в случае размещения рекламы на тротуарах с  ограждением  бортовым
камнем   или   дорожными   ограждениями   1-ой  гриппы,  если  это  не
препятствует движению пешеходов.
     Конструкции рекламных  щитов,  узлы  их  крепления  и  фундаменты
должны   обладать   достаточной    прочностью,    проектироваться    и
изготавливаться в соответствии с требованиями действующих стандартов и
норм для подобного рода конструкций.
     Осветительные приборы    и    иное   электрооборудование   должно
соответствовать  требованиям  соответствующих  стандартов  и  норм   и
обеспечивать безопасность их эксплуатации.
     Расстояние, от рекламы до дорожных  знаков  и  светофоров  должно
быть  не  менее;  -  для улиц и дорог с разрешенной скоростью движения
более 60 км/час для форматов общей площадью более :  15 кв.м - - 100м,
6 кв. и. -60м. 2 кв.м. - 40 м;
     для улиц и дорог с разрешенной скоростью  движения  60  км/час  и
инее для Форматов общей площадью 15 кв. м. и более 60 м. 6 кв. м. - 40
м., 2кв. м. -25м.
     Удаление рекламного    устройства    от    линий   злектропередач
осветительной сети должно быть не менее 1м.
     При расположении  наружной  рекламы  на  разделительной  полосе в
случае,  если расстояние от края рекламного щита  до  кройки  проезжей
части равно или менее 4 м,  должны устанавливаться дорожные ограждения
1-й   группы,   предотвращающие   наезд   транспортных   средств    на
конструктивные элементы рекламы.
     Допускается размещение    рекламной    информации    на    знаках
индивидуального   проектирования  5.21,  и  5.27,  устанавливаемых  на
автомобильных  дорогах,  кроме  магистралей.  При  этом  должны   быть
выполнены следующие требования:
     - реклама  должна  изготавливаться  на  отдельном  щите,   ширина
которого   равна   ширине   знака  индивидуального  проектирования,  и
устанавливаться под знаком индивидуального проектирования;
     - высота шрифта рекламы не должна превышать высоту прописных букв
знака индивидуального проектирования,  отступление допускается  только
для официально зарегистрированных логотипов и торговых марок;
     - высота рекламной части на знаке зависит от общей высоты знака и
должна  составлять  не более 1/3 при высоте прописных букв 100мм,  1/4
при высоте прописных букв 150 мм,  1/5 при высоте прописных букв более
200 мм;
     - рекламные надписи выполняются на желтом фоне.
     Наружная реклама   должна   иметь  опрятный  вил  и  периодически
обслуживаться рекламораспространителем.

     Главный архитектор города         А.П.Щевьев

                                                          Приложение 3
                                    к нормам и требованиям к средствам
                                        наружной рекламы и условиям их
                                       размещения на территории города
                                                             Смоленска

                 ВЫВЕСКИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА УСЛУГ

     Цель, которую  преследует  владелец  вывески  предприятия  любого
типа, - обозначит место размещения, а также профиль предприятия. Текст
вывески должен акцентировать внимание на виде предлагаемых услуг, а не
на имени владельца или названии предприятия.
     Потребителя больше интересует, где купить продукты, лекарства или
одежду, чем какому АО или ТОО принадлежит тот или иной магазин, кафе и
т.п.  Исключением из этого правила,  в  очень  редких  случаях,  могут
служить  вывески фирм с мировой известностью,  знакомые потребителю во
всех странах  мира,  но  и  в  этом  случае  требуется  дополнительная
информация, рассчитанная на местный рынок.
     В понятие "вывеска" должны быть включены и рекламные  элементы  в
виде кронштейна, на которых обычно размещается товарный знак, эмблема,
декоративные элементы и дополнительная, короткая текстовая информация.
Кронштейны   могут   использоваться   как   самостоятельные   элементы
рекламного оформления магазина,  ресторана,  офиса фирмы и  т,  п.,  а
также  в  комплексе  с традиционными,  горизонтальными и вертикальными
вывесками.  Размещаются все виды вывесок и кронштейнов непосредственно
над помещением, занимаемым предприятием.
     Лишняя информация на вывеске,  а также всевозможные сокращения не
помогают,  а  только  вредят  ее  владельцу  и  путают  потенциального
покупателя и потребителя услуг.  Можно  привести  примеры  правильного
неправильного  подбора  информации  для  вывесок.  Правильно:  "Модная
одежда  "Наташа",  Кафе   "Аист",   "Ремонт   электронных   приборов",
"Автомобили "Волга".  Неправильно:  "Магазин ТОО "Людмила". "Колобок",
"Sоnу".
     Если рекламные   тексты,   размещаемые  в  витринах,  обезличены,
например:  "Одежда",  "Горячие  закуски",  "Магнитофоны",  то  это  не
является коммерческой информацией, в другом случае - "Сигареты "West",
"Кофеварки "МИКМА",  "Обмен валюты "Банк Менатеп"  представляют  собой
коммерческую    информацию,    подлежащую   оплате   по   утвержденным
администрацией тарифам.
     Все нетиповые   тексты,   размещаемые   на   рекламных   вывесках
предприятии сферы услуг,  утверждаются в установленном порядке отделом
рекламы и городской информации при УАиГ.
     Тексты вывесок   Российских    фирм,    предприятий,    компании,
объединении и организаций должны быть выполнены на Русском языке,  а в
случае,  если  указанные  предприятия   имеют   зарегистрированные   в
установленном  порядке  логотипы,  торговые  марки,  товарные  знаки и
названия в латинском и любом другом,  кроме русского,  написании,  они
могут  дополнительно  использоваться в оригинальном виде,  но при этом
они должны композиционно доминировать на вывеске. Например:
     "СПУТНИКОВЫЕ АНТЕННЫ "Сrosna".
     "РАДИОЭЛЕКТРОНИКА "Оrtex".
     Тексты вывесок   совместных    с    иностранными    предприятиями
организаций  должны  быть  выполнены  на  Русском языке и,  по желанию
иностранного партнера,  на языке страны им  представляемой,  при  этом
иностранные тексты не могут композиционно доминировать на вывеске.
     Тексты вывесок  иностранных  фирм,  компаний,  магазинов и т.  п.
могут быть выполнены на языке страны,  которую они  представляют.  при
этой требуется размещение дополнительной информации на русском языке в
обязательном порядке, например:
     1. "Reebok" - ( всемирно известная фирма-производитель спортивных
товаров) основная вывеска МАГАЗИНА,  а  поясняющий  текст  на  русском
языке  "Спортивная  одежда  и  обувь" может быть размещен как на самой
вывеске, так и на выносном кронштейне.
     2. "Коdak"  -  всемирно  известная  фирма,  торговый знак которой
зарегистрирован в России в 1926 году, имеет в ряде магазинов ОТДЕЛЫ по
продаже  своей продукции и вправе иметь свой торговый знак на вывесках
этих магазинов в оригинальном латинском написании с поясняющим текстом
на русском языке.
     3. Недопустимо размещать на вывеске иностранные тексты в  русской
транскрипции,  так  как  это  не  поможет потребителю,  не знакомому с
иностранный  языком,  понять  смысл  информации,   адресованной   ему.
Например,  неправильно:  "Queen оf Saba" - " Квин оФ Саба". Правильно:
"Quееn оf SаЬа". Модная одежда". "Царица Савская" или "Quееn оf SаЬа".
Одежда",
     4. Запрещается  использование   фирменных   товарных   знаков   и
логотипов  в  текстах  вывесок и оформлении витрин без соответствующих
разрешений фирм их владельцев.

     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

                                                        Приложение   2
                                                       к постановлению
                                      главы администрации г. Смоленска
                                                  от  21.04.99г. N 683

                        ВРЕМЕННОЕ   ПОЛОЖЕНИЕ
               о порядке размещения наружной рекламы на
                     территории города Смоленска

                         1. Общие положения.

     1.1. Настоящее    положение    разработано   в   соответствии   с
Федеральными Законами "О рекламе",  "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации".  "О  защите  прав
потребителей", "Кодексом РСФСР об административных правонарушениях".
     1.2. Право  на размещение рекламы на территории г.Смоленска имеют
любые юридические лица,  зарегистрированные на  территории  Российской
Федерации,  независимо от вида собственности и организационно-правовых
форм,  граждане Российской Федерации, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица,  зарегистрированные в
установленном  порядке  на  территории  города  Смоленска,   граждане,
проживающие  на территории города,  а также иностранные рекламодатели,
представляющие рекламу на территории города.
     1.3. Выдачу  разрешений  на  размещение наружной рекламы в городе
Смоленске,  согласование  мест  ее  размещения,  заключение  договоров
аренды  рекламного  пространства,  контроль за общей визуальной средой
города осуществляет управление  архитектуры  и  градостроительства  на
основе   анализа  градостроительной  ситуации  и  перспектив  развития
городских территорий,  в  соответствии  с  нормами  и  требованиями  к
средствам   наружной  рекламы  и  условиями  их  размещения  в  городе
Смоленске, "Правилами благоустройства города Смоленска".
     1.4. Проекты   всех   средств   наружного  оформления  и  рекламы
согласовываются   и   утверждаются   УАиГ,   а    при    необходимости
рассматриваются градостроительным советом.
     1.5. Содержание рекламы должно соответствовать требованиям  Указа
Президента    Российской   Федерации   "О   защите   потребителей   от
недобросовестной рекламы".
     1.6. Контроль   за   размещением   и   эксплуатацией   рекламного
пространства  города,  за  техническим   и   эстетическим   состоянием
рекламных    обьектов    осуществляют    управление    архитекторы   и
градостроительства администрации города, районные администрации, отдел
административно-технической инспекции.

                       2. Основные определения.

     Наружная реклама   -   все   виды   изобразительной  и  текстовой
информации о товарах,  различных услугах,  организациях, предприятиях,
фирмах и т.п.,  предназначенной для оповещения потребителей и создания
спроса популярности, размешенной на территории города, в том числе:
     а) "престижная (корпоративная) реклама" - реклама, представляющая
названия  и  торговые  марки  фирм,   компаний,   предприятий   и   их
объединений;
     б) "торговая реклама" - реклама товаров и услуг:
     в) "городская реклама" - реклама событий общегородского масштаба;
     г) "частная реклама" - реклама частных лиц;
     д) "политическая реклама" - реклама событий общегосударственного,
областного и местного значения.

     Рекламоносители -   физические   объекты,   предназначенные   для
размещения рекламных сообщений;
     Рекламные средства - различные типы рекламоносителей,  содержащие
рекламное сообщение;
     Рекламное место -  место  (здание,  сооружение,  участок  земли),
используемое для размещения на нем средств рекламы;
     Рекламодатель -  юридическое  или  физическое  лицо,   от   имени
которого осуществляется реклама.
     Заявитель -   юридическое   лицо,   претендующее   на   получение
рекламного  места  и  оформляющее разрешительные документы (в качестве
заявителя -может выступать рекламодатель).
     Рекламовладелец -   юридическое   лицо   или   физическое   лицо,
эксплуатирующее средство рекламы.
     Рекламное пространство    -    воздушное   пространство   города;
территория  поверхности  зданий,  сооружений,  транспортных   средств;
другие элементы городской среды, пригодные для размещения рекламы,

     К рекламе не относятся:
     1. Информационные вывески, размещаемые в помещениях, используемые
для реализации товаров; внутри общественного городского транспорта.
     2. Объявления органов государственной  власти,  органов  местного
самоуправления,   государственных   внебюджетных   Фондов,  содержащие
информацию в рамках возложенных на них функций.
     3. Предупреждающие  таблички,  содержащие сведения об ограничении
производства работ, передвижения и т.д. в связи с особенностями данной
территории или участка.

           3. Основные задачи размещения наружной рекламы.

     3.1. Формирование  городской среды в дизаинерском сопровождении с
помощью средств визуальных коммуникации.
     3.2. Содействие в рекламе продукции, товаров я услуг физическим и
юридическим лицам.
     3.3. Благоустройство   территории   города   и   его  праздничное
оформление.

     4. Состав разрешительной документации на размещение  рекламы
                              в городе.

     4.1. Размещение    наружной    рекламы   на   территории   города
осуществляется  при  наличии  оформленной  в   остановленном   порядке
разрешительной документации.
     4.2. В комплект разрешительной документации на размещение рекламы
входят:
     - заявка на рекламное место,  зарегистрованная в УАиГ (приложение
1);
     - паспорт рекламы (приложение 2);
     - проект рекламы, согласованный и утвержденный УАиГ;
     - разрешение и договор аренды рекламного пространства (приложение
3).

     4.3. Заявка на рекламное место должна содержать:
     - адрес заявляемого места;
     - тип рекламы;
     - заявляемый срок размещения рекламы на данном месте;
     - реквизиты заявителя.
     - сертификат качества на рекламируемый товар.

     4.4. Паспорт  рекламы  оформляется  УАиГ  и  содержит   следующие
сведения:
     - точный адрес рекламного места с конкретной привязкой  на  плане
города;
     - категория территории;
     - тип средства наружной рекламы, размещаемой на данном месте;
     - предполагаемый срок размещения рекламы на данном месте;
     - схема размещения рекламы (М1; 500);
     - особые условия;
     - перечень   организаций,   согласование  которых  требуется  для
оформления  разрешительной  документации  (указывается   для   каждого
конкретного места);
     - срок действия,
     4.4.1. Паспорта рекламы оформляются во всех случаях, кроне:
     - рекламы, размещаемой на городском транспорте;
     - рекламы,   размещаемой   в   виде   плакатов  и  объявлений  на
специальных рекламоносителях;
     - рекламы, размещаемой на воздухоплавательных средствах;
     - рекламы информационного характера  в  виде  вывесок,  надписей,
офисных табличек организаций и предприятий.

     4.5. Проект рекламы включает:
     - генплан участка с местом установки рекламы и благоустройством;
     - цветовой  эскиз  рекламы  в  масштабе  без  искажения размеров,
цветов, деталей композиции, шрифтов;
     - 2-3  эскиза (фотомонтажей),  показывающих рекламу на конкретном
рекламном месте в городской  среде  с  различных  ракурсов:  при  этом
изображение рекламы должно оставаться достаточно подробным;
     - проектно-конструкторскую разработку рекламоносителя.
     При сложной  композиции,  состоящей  из комплекса рекламных щитов
дополнительно представляется архитектурный проект  размещения  рекламы
благоустройства территории.
     Эскиз световых реклам (вывесок) выполняется в двух видах: дневной
и ночной с указанием цветности трубок.
     4.5.1 Проект  рекламы,  размещаемой  на   городском   транспорте,
включает  цветовой  эскиз  в  масштабе  и  эскиз размещения рекламы на
транспортном средстве.
     4.5.2. Проект   рекламы   является  авторским  и  разрабатывается
специализированными  проектными  организациями  (дизайн-студиями   или
архитектурными   мастерскими),   которые   несут   ответственность  за
профессиональность дизайнерских разработок.
     4.5.3. Проектные  организации и частные,  разрабатывающие проекты
рекламы,  должны иметь лицензию или сертификат на занятие  этим  видом
деятельности.
     4.5.4. Стилевое  решение  рекламы  должно  соответствовать  общей
концепции   рекламного   оформления   улицы,  площади,  архитектурного
ансамбля.
     4.5.5. Проект рекламы оформляется во всех случаях, кроме тиражной
рекламы,  выполненной   полиграфическим   способом,   где   необходимо
согласование оригинала макета.

     4.6. Разрешение   на   размещение   рекламы  оформляется  УАиГ  и
подписывается начальником УАиГ на все  типы  наружной  рекламы,  кроне
рекламы, размещаемой на городском транспорте.

     4.7. Размещение  рекламы в виде плакатов,  афиш,  а также частной
рекламы осуществляется на  специально  оборудованных  рекламоносителях
(тумбах,  стендах) через владельца рекламного средства.  В этом случае
комплект разрешительной документации  требуется  оформлять  только  на
указанное рекламное средство.

     4.8. При   размещении   в  городе  сетевых  рекламных  установок,
осуществляющих рекламные компании определенных фирм,  банков, товаров,
услуг  и  прочее,  заключается  договор  между администрацией города и
организацией размещающей сеть.

     4.9. Размещение  рекламы  на  памятниках   истории   и   культуры
допускается   только   при   согласовании   с   Центром  по  охране  и
использованию памятников истории и культуры.

          5. Порядок оформления разрешительной документации.

     5.1. Для получения разрешения на размещение наружной  рекламы  на
территории  города  Смоленска  заявитель обращается в УАиГ,  где имеет
право ознакомиться со следующей информацией:
     - занято  ли  конкретное  рекламное место установленным средством
рекламы или нет, если да, то на какой срок;
     - временные    ограничения   запрашиваемого   места   ввиду   его
использования для других целей;
     - заявлено ли по конкретному рекламному месту размещение рекламы,
и когда истекает срок действия разрешения или  договора  на  рекламное
место;
     - имеется ли на данное рекламное место паспорт.

     5.2. Если  заявленное  место  свободно,  то  заявитель   получает
возможность оформить заявку на рекламное место (приложение 1).
     5.2.1. УАиГ может отказать в приеме заявки  в  случае  отсутствия
необходимых  сведений  о  рекламном  месте и средстве рекламы.  В этом
случае  вопрос  о   возможности   размещения   рекламы   и   ее   типе
прорабатывается  сотрудниками  отдела  с  выездом  на место для оценки
визуальной среды и градостроительной ситуации.
     Заявитель может      предоставить     дополнительные     сведения
самостоятельно в виде фотографий  предполагаемого  места  установки  и
прочих материалов.
     5.2.2. К заявке  прикладывается  копия  платежного  документа  об
оплате разрешения на размещение рекламы.
     5.2.3. В случае принятия заявки,  она  регистрируется  в  журнале
заявок, и с этого момента рекламное место считается зарезервированным.

     5.3. В  течение месяца после регистрации заявки заявитель готовит
проект рекламы и представляет его  на  утверждение  в  УАиГ,  Если  по
истечении  месяца проект на согласование не представляется,  то заявка
аннулируется и рекламное место считается свободным.
     5.3.1. Обоснованный  отказ  от  согласования выдается заявителю в
случаях;
     - непрофессионально выполненного проекта;
     - несоответствия  предлагаемых  средств  рекламы   и   ее   типов
окружающей застройке и визуальной городской среде;
     - наличия ограничений,  связанных  с  зонами  особого  рекламного
контроля.
     5.3.2. С  момента  выдачи  отказа,  рекламное   место   считается
свободным  и  может  быть  использовано  другим  заявителем  на  общих
основаниях.
     5.3.3. В  спорных  случаях  УАиГ  может  рекомендовать  заявителю
проведение экспертизы за счет заявителя.
     5.5.4. В    случае    представления   на   согласование   проекта
комплексного  размещения  рекламных  средств  на  достаточно  обширной
территории УАиГ вправе выставить проект на градостроительный Совет или
художественно-экспертный Совет администрации города.
     5.3.5. В  случае  непредставления  заявителем в обозначенный в п.
5.5 срок проекта,  а также обоснованного отказа УАиГ оплата за  выдачи
разрешения возврату не подлежит.

     5.4. После получения заявителем согласования проекта рекламы УАиГ
в 10-дневный срок оформляется паспорт рекламы места,  где  указывается
перечень   организаций,  чье  согласование  необходимо  для  получения
разрешения на размещение рекламы,
     5.4.1. Заявитель  согласовывает паспорт рекламы с организациями и
получает необходимые техусловия.
     Оплату согласований производит заявитель.

     5.5. По  предоставлению  согласованного  паспорта  УАиГ оформляет
разрешение на размещение рекламы и заключает договор аренды рекламного
пространства (типовая форма приложения N 3,4).
     5.5.1. Администрация города не имеет права выдавать разрешение на
размещение   рекламы  на  объектах,  не  находящихся  в  муниципальной
собственности,   без    письменного    согласия    собственника    или
представляющих его интересы организации или лиц.
     5.5.2. Собственники объектов не имеют права размещать рекламы без
оформления в установленном порядке разрешения.
     5.5.3. Принадлежность   объектов   устанавливается   по    данным
информационной  базы  Комитета  по  управлению  городским имуществом и
областного бюро технической инвентаризации.
     5.5.4. Заявителю   предоставляется  право  в  срок,  указанный  в
разрешении,  разместить  рекламу  в  согласованном  месте   в   полном
соответствии с утвержденным проектом.
     5.5.6. Крупные виды рекламы а также средства рекламы, размещаемые
в   наиболее   ценных  в  градостроительном  отношении  местах,  после
выполнения их в натуре подлежат приемке УАиГ,  о чем делается  отметка
на бланке разрешения.
     5.5.7. Срок действия договора не может превышать  срока  действия
разрешения на размещение рекламы.
     5.5.8. На средства городской  визуальной  информации  договор  не
заключается.
     5.5.9. Размер  арендной   платы   за   использование   рекламного
пространства города определяется разделом 8 настоящего положения.
     5.5.10. По окончании срока  действия  разрешения  при  выполнении
условий договора аренды рекламного пространства и настоящего Положения
разрешение  может  быть  продлено,  а  договор  -   пролонгирован   по
соглашению сторон.
     5.5.11. Срок  действия  разрешения  и  договора  составляет  один
календарный  год.  В  случае  изготовления  рекламы  из  недолговечных
материалов разрешение выдается временно на меньший  срок.  На  рекламу
информационного характера в виде вывесок,  надписей,  офисных табличек
разрешение выдается сроком на 5 года.
     5.5.12. Если  в  течение  двух недель с момента выдачи разрешения
договор аренды рекламного пространства не подписывается заявителем, то
выданное разрешение аннулируется, рекламное место считается свободным,
оплата за выданное разрешение заявителю не возвращается.

     5.6. Если   в   процессе   изготовления   рекламы   или   монтажа
рекламоносителя возникает необходимость внести некоторые изменения, то
разрешение на размещение рекламы и договор подлежат переоформлению.

        6. Принципы регулирования размещения средств рекламы.

     6.1. В городе согласно "Норм и требований  к  средствам  наружной
рекламы  и  условии  их  размещения  на  территории города" выделяются
различные зоны,  для  которых  действуют  дифференцированные  нормы  и
требования  по  согласованию  проектов  рекламы,  а  также применяются
дифференцированные тарифы арендной платы за  использование  рекламного
пространства.
     6.2. УАиГ    разрабатывает    предложения    по   изменению   зон
регулирования.  включая  или  исключая  из  них  территории,   здания,
сооружения и иные объекты,  исходя из архитектурной, градостроительной
и  художественной  целесобразности,  а  также  по   морально-этическим
соображениям.
     6.3. На  территориях  категории 1,2 для оформления разрешения для
размещения рекламы требуется согласование разрешительной  документации
начальником УАиГ.

              7. Эксплуатация средств рекламы, контроль
                 за размещением и содержанием.

     7.1. Установка средств рекламного оформления на улицах,  площадях
и   тротуарах   города,   разделительных   полосах,  в  полосе  отвода
магистралей,  не  имеющих  застройки,  должна   обеспечивать   условия
безопасного  движения  транспорта  и  пешеходов,  а  также возможность
сборки и содержания дорожных покрытий.
     7.2. Установка  рекламных  носителей,  связанная  с производством
земляных работ,  производится на основании  ордера,  выдаваемого  ОАТИ
УЖКХ.
     7.3. Рекламовладельцы осуществляют эксплуатацию средств  рекламы,
поддерживая их внешний вид в надлежащем состоянии.
     7.4. Ответственность   за   техническое   состояние   в    период
эксплуатации  за  безопасность крепления конструкций,  за изготовление
рекламы в натуре в полном соответствии с утвержденным  проектом  несут
рекламовладельцы.
     7.5. Рекламовладелец обязан  разместить  на  рекламной  установке
свою маркировку с реквизитами, номер разрешения на размещение рекламы,
номер своего телефона.  Отсутствие маркировки может служить основанием
демонтажа рекламы как бесхозного имущества,  без принятия претензий со
стороны ее владельца.
     7.6. Любые  надписи  на  иностранной  языке,  предназначенные для
личного  ознакомления  и  размещения  в  общественных  местах,  должны
сопровождаться  переводом  на  государственный  язык России,  при этом
надпись на государственном языке России выполняется буквами,  имеющими
размеры не меньше размеров букв иностранного языка.
     Исключение допускается только для  логотипов  всемирно  известных
фирм, официально зарегистрированных в Российской Федерации.
     7.7. Реклаповладельцы,  независимо от ведомственной подчиненности
и  форм  собственности,  обязаны по требованию соответствующих органов
производить замену,  ремонт,  окраску  элементов  рекламы,  нарушающих
эстетику городских пространств.
     7.3. В случае  нарушения  рекламовладельцем  правил  установки  и
содержания  рекламы  УАиГ,  ОАТИ УЖКХ,  районные администрации,  отдел
ГИБДД УВД Смоленской области готовят протоколы  по  фактам  выявленных
нарушений и передают их рекламовладельцу и в административные комиссии
районов города.
     7.9. Реклама,    установленная    самовольно,    без   оформления
соответствующих разрешений,  демонтируется без  выдачи  дополнительных
предписаний,  с  последующим возмещением затрат со стороны нарушителя.
При этом демонтированные  рекламные  средства  возврату  владельцу  не
подлежат.
     7.10. При демонтаже рекламного  средства  рекламовладелец  обязан
устранить   дефекты,   возникшие   в   связи   с  его  установкой  или
эксплуатацией,и привести рекламное место в первоначальный вид.

         8. Плата за выдачу разрешении на размещение рекламы.

     8.1. Плата за выдачу разрешении не размещение  рекламы  в  городе
исчисляется в минимальных размерах оплаты труда (далее МРОТ), вносится
на спецсчет УАиГ и направляется на содержание хозрасчетной  группы  по
развитию   и   контролю   рекламной  деятельности  в  г.  Смоленске  и
составляет:
     - за выдачи разрешения               -   6,5.
     - для иногородних                    -  13,0.
     - за переоформление разрешения       -   3.25
     - за выдачу копий                    -   1.0.
     8.2. Сумма  арендной  платы в месяц по договору аренды рекламного
пространства определяется исходя из:
     - типа средства рекламы (параметр Т)
     - площади рекламного изображения (параметр S)
     - месторасположения рекламы (К)
     путем перемножения значений параметров  (Приложение 4).
     8.3. С   владельцев   средств   городской  визуальной  информации
арендная плата за эксплуатацию рекламного пространства не взимается.
     8.4. Средства,   взимаемые  за  аренду  рекламного  пространства,
распределяются следующим образом:
     - 90 % зачисляются в городской бюджет,
     - 10 %  зачисляются на спецсчет УАиГ и направляются на разработку
градостроительной   документации  (гл.ХIV,  ст.  68  Градостроительный
кодекс Российской Федерации).

               9. Льготы по оплате размещения рекламы.
     9.1. Для   учреждений   здравоохранения,  образования,  культуры,
физкультуры и спорта.  Всероссийского общества глухих.  Всероссийского
общества  слепых.  Всероссийского общества инвалидов,  противопожарной
охраны и органов охраны общественного  порядка  выдача  разрешении  на
размещение рекламы собственной продукции ( работ,  услуг) производится
бесплатно и арендная плата за эксплуатацию рекламного пространства  не
взимается.

     9.2. Для   промышленных   предприятии,  расположенных  в  городе.
рекламирующих продукцию собственного производства, при расчете размера
арендной  платы  за  эксплуатацию  рекламного пространства применяется
понижающий коэффициент О,5.

     9.5. Дополнительные  льготы  предоставляются  через  комиссию  по
разработке предложений о предоставлении арендных и налоговых льгот.

     Главный архитектор города Смоленска         А.П.Щевьев

                                                          Приложение 1
                                                к временному положению
                              о порядке размещения наружной рекламы на
                                           территории города Смоленска

                                ЗАЯВКА
                          на рекламное место

Регистрационный N ___________   Дата регистрации ____________
Адрес р/места _____________________________________________________
Сроки эксплуатации р/места с _________ по ______________
Тип                                       р/средства

                         Реквизиты заявителя:

Наименование организации_____________________________________________

Юридический адрес __________________________________________________
Ф, И. О, директора __________________________________________________
Телефон _________

                          Заключение УАиГ :
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________


Дата ____________                              Подпись



     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

                                                          Приложение 2
                                                к временному положению
                                 о порядке размещения наружной рекламы
                                        на территории города Смоленска


                               ПАСПОРТ
                               рекламы

N ________                              от ____________

Адрес р/места______________________________________________________

                                Схема
                       привязки на плане города

+-------------------------------------------------------------------+
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
¦                                                                   ¦
+-------------------------------------------------------------------+
Категория территории ______________________


     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

Тип рекламы ________________________________________________________

                       Схема размещения рекламы
+--------------------------------------------------------------------+
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
¦                                                                    ¦
+--------------------------------------------------------------------+

     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

                         Технические условия
  ___________________________________________________________________
  ___________________________________________________________________
  ___________________________________________________________________
  ___________________________________________________________________
  ___________________________________________________________________
  ___________________________________________________________________
                            Особые условия
  ____________________________________________________________________
  ____________________________________________________________________
  ____________________________________________________________________
  ____________________________________________________________________

  Срок эксплуатации рекламы с ___________ по_________________

     Главный архитектоо г. Смоленска         А.П.Щевьев

                          Лист согласований
 +-------------------------------------------------------------------+
 ¦ Балансодержатель строения,      ¦       Управление жилищно-       ¦
 ¦ сооружения                      ¦      коммунального хозяйства    ¦
 +---------------------------------+---------------------------------¦
 ¦ Отдел ГИБДД УВД Смоленской      ¦      Собственники инженерных    ¦
 ¦ области                         ¦      коммуникаций               ¦
 +---------------------------------+---------------------------------¦
 ¦ Центр по охране и использова-   ¦      Отдел лицензирования       ¦
 ¦ нию памятников истории и        ¦      и координации деятельности ¦
 ¦ культуры                        ¦      коммерческих структур      ¦
 +---------------------------------+---------------------------------¦
 ¦ Землепользователь               ¦      Управление архитектуры и   ¦
 ¦                                 ¦      градостроительства         ¦
 +---------------------------------+---------------------------------¦
 ¦ Юридическое управление          ¦       Администрация района      ¦
 ¦ администрации города            ¦                                 ¦
 ¦                                 ¦                                 ¦
 +-------------------------------------------------------------------+

     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

              ОРГАНЫ, СОГЛАСУЮЩИЕ РАЗМЕЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
                        РЕКЛАМЫ В Г.СМОЛЕНСКЕ

     1.Балансодержатель строения,    сооружения    -     согласовывает
размещение  рекламы  на  объекте,  устройство крепежных элементов,  их
эксплуатацию.
     2. Землепользователь  -  согласовывает место установки рекламного
средства и условия по его эксплуатации.
     3. Собственники    инженерных    коммуникаций   -   согласовывают
нормативные требования по установке рекламного средства,  связанные  с
земляными и подземными работами.
     4. Отдел ГИБДД УВД Смоленской области - согласовывает  размещение
наружной   рекламы  на  улично-дорожной  сети,  осуществляет  контроль
технического состояния средств рекламы,  при появлении  обстоятельств,
делающих  невозможным  нахождение  рекламного средства в согласованном
ранее месте, передает информацию в УАиГ.
     5. ОАТИ  УЖКХ  выдает  разрешение на производство земляных работ,
ведет контроль за размещением средств наружной рекламы.
     6. Центр  по охране и использованию памятников истории и культуры
согласовывает размещение рекламы в историческом ядре города и в 1 и  2
зонах рекламного контроля.
     7. Юридическое  управление  администрации  города   согласовывает
соответствие  отраженной  в  рекламе  информации  учредительным и иным
документом владельца рекламного средства.
     8. Отдел  лицензирования  и координации деятельности коммерческих
стриктур  согласовывает   наличие   и   содержание   необходимом   для
потребителя информации на средствах рекламы.
     9. Управление архитектуры и градостроительства осуществляет общее
градостроительное     и    архитектурно-художественное    руководство,
организует  разработку  концепций  оформления,  согласовывает  проекты
рекламно-художественного     оформления,     выдает     разрешительную
документацию,  проводит   контроль   установленной   рекламы,   выдает
предписания по демонтажу средств рекламы или изменению внешнего вида.
     10. Администрация района согласовывает размещение на закрепленной
территории,   участвует  в  разработке  концепций  оформления  района,
принимает меры административного воздействия к нарушителям.
     11. В    период   проведения   предвыборной   компании   эскизное
изображение  политической  рекламы  дополнительно  согласовывается   с
избирательной комиссией.

     Главный архитектор г. Смоленска         А.П.Щевьев

                                                          Приложение 3
                                                к временному положению
                                 о порядке размещения наружной рекламы
                                        на территории города Смоленска

                    Администрация города Смоленска
             Управление архитектуры и градостроительства

                           РАЗРЕШЕНИЕ N ___

Выдано _______________________________________________________________
       (наименование организации, юридический адрес, р/с
      _______________________________________________________________
          и банковские реквизиты)
в лице______________________________________________________________

на установку _____________________________________________________
                (вид и тип рекламы)
размером _______________________на период_____________________________

по адресу_____________________________________________________________
      с точной привязкой на генплане города согласно паспорту рекламы.

Проект рекламы разработан________________________________________
                           ( наименование проектной организации)
Срок остановки рекламы ___________________________________________
Сумма денежных средств за выдачи разрешения составляет
______________________________________________________________________
              (сумма прописью)

Разрешение продлено по "___"_______________199___г,

Дата выдачи разрешения
"____"__________199___г.

С правилами установки
и содержания рекламы                Начальник УАиГ
ознакомлен и согласен
_________________________         _____________________________
(подпись, печать)                        (подпись, печать)

     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

                                                         Приложение  4
                                                к временному положению
                                         о порядке размещения наружной
                                     рекламы на территории г.Смоленска

                          ДОГОВОР   N _____
                    аренды рекламного пространства
                           города Смоленска

г. Смоленск                                       "__" _____199__ г.

     Администрация города    Смоленска,    именуемая    в   дальнейшем
Арендодатель,   в   лице   начальника   управления    архитектуры    и
градостроительства  Шевьева  А.П.,  действующая  на  основании с одной
стороны,     и     ___________________________________________________
_____________________________________________,  именуемое в дальнейшем
Арендатор,    действующее     на     основании     ___________________
___________________________________,   с   другой  стороны,  заключили
настоящий договор о нижеследующем:

                         1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

     Предметом настоящего   договора   является   право   эксплуатации
рекламного  пространств  города  Смоленска  с целью размещения средств
наружной рекламы в соответствии с разрешением N ___ от "__"____  199__
г.

                          2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     2.1. По  всем  вопросам,  не предусмотренным настоящим договором,
стороны руководствуются Временным  положением  "О  порядке  размещения
наружной   рекламы   на  территории  города  Смоленска",  "Пра  вилами
благоустройства города Смоленска" и действующим законодательством.

     2.2. Споры,  возникающие  при  исполнении  настоящего   договора,
разрешаются  по  соглашению  сторон,  а  при  недостижении  согласия -
арбитражным судом.

                        3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

     3.1. Арендодатель обязуется:

     3.1.1. Предоставить место  для  размещения  рекламы  (  установки
рекламоносителя),   в   соответствии   с  Паспортом  рекламы  N___  от
"___"_____199__ г.
     3.1.2. В  течение  всего  срока  эксплуатации  рекламного   места
сохранять   всю   разрешительную   документацию   и   обеспечивать  ее
конфиденциальность  (кроме   запросов   со   стороны   Государственной
налоговой инспекции и других государственных контролирующия органов).
     3.1.3. В  случае возникновения необкодипости досрочного демонтажа
средства рекламы со стороны Арендодателя возместить полностью расходы,
связанные с проведением работ по демонтажу.
     3.1.4. Пролонгировать договор,  в случае безусловного  выполнения
Арендатором  всех условий настоящего договора и при отсутствии причин,
не позволяющих в дальнейшем эксплуатировать данное рекламное место.
     3.1.5. В  случае,  если  рекламное  место  станет непригодным для
дальнейшей эксплуатации по независящим от Арендатора  обстоятельствам,
предоставить  другое  равноценное место,  а оплаченные к этому моменту
денежные  средства  засчитать  в  качестве  оплаты  за  выдачу  нового
разрешения на размещение рекламы на новом месте.

     3.2. Арендатор обязуется:

     3.2.1. Установить  и  эксплуатировать средства наружной рекламы в
строгом соответствии с разрешительной документацией.
     3.2.2. Разместить  на  рекламной  конструкции  свою  маркировки с
реквизитами, номер разрешения на размещения рекламы.
     3.2.3. Следить за техническим состоянием рекламы,  производить за
свой  счет обслуживание рекламоносителя,  поддерживать ее в надлежащем
состоянии,  в случае порчи либо ухудшения  внешнего  вида  производить
ремонт  в  течение  3-х суток со дня обнаружения дефекта или получения
уведомления со стороны контролирующих органов.
     3.2.4. По завершении срока действия договора  в  10-дневный  срок
произвести  работы  по  демонтажу  средств наружной рекламы и привести
поверхность   непосредственно   прилегающего   участка    или    места
расположения рекламы в благоустроенный вид.
     3.2.5. Не передавать в поднаем рекламное место третьим лицам.
     3.2.6. Вносить   арендную   плату   за   эксплуатацию  рекламного
пространства в  размере,  сроки  и  порядке,  установленные  настоящим
договором.

                   4. ПЛАТЕЖИ И РАСЧЕТЫ ПО ДОГОВОРУ

     4.1. Размер    арендной    платы   за   эксплуатацию   рекламного
пространства устанавливается на срок действия договора (на один год) и
составляет_______________________________________________________________
________________________________рублей   без  учета  НДС  (  расчет  в
приложении к договору).

     4.2. За  аренду  рекламного  пространства Арендатор перечисляет в
городской бюджет  на  р/счет  40204810800000010010  ИНН  6730010605  в
Головной  РКЦ  ГУ  ЦБ РФ г.  Смоленска ежеквартально _________________
_____________________________________________________ рублей без учета
НДС.  Налог  на добавленную стоимость рассчитывается и перечисляется в
соответствующий бюджет Арендатором самостоятельно.

     4.3. Срок внесения ежеквартального платежа - не позднее  десятого
числа первого месяца текущего квартала.
     4.4. Копии  платежных  поручений,  подтверждающих   перечисление,
представляются     Арендатором     в    управление    архитектуры    и
градостроительства в течение пяти дней со дня установленного в п.  4.3
дого вора срока.
     4.5. В  случае  изменения  в  течение  срока  действия   договора
минимального  месячного размера оплаты труда перерасчет суммы арендной
платы производит Арендодатель.
     Доплата за   текущий   квартал   (  в  случае  ее  возникновения)
производится  Арендатором  при  внесении  очередного   ежеквартального
платежа.

                      5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

     5.1. Стороны    носит   ответственность   за   выполнение   своих
обязательств в соответствии с действующим законодательством.
     5.2. За нарушение сроков перечисления денежных средств по п. 4. 3
начисляется пеня в размере 0.5%  от просроченной суммы за каждый  день
просрочки.
     5.3. За невыполнение предусмотренных в п.п.  3.2.1, 3.2.2, 3.2.3,
3.2,5,    3,2.6    обязательств   разрешение,   выданное   Арендатору,
аннулируется,  договор расторгается и Арендатор уплачивает неустойки в
размере 10% годовой суммы арендной платы.

                      6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

     6.1. Настоящий   договор  заключен  на  один  календарный  год  и
вступает в силу  с  момента  его  подписания  обеими  сторонами,  Срок
действия  с  "___" ________ 199___ г.  по "___"__________199___ г.  По
истечении срока действия договора разрешение,  выданное на  размещение
рекламы аннулируется.
     6.2. Если Арендатор желает продлить срок действия договора, то за
месяц  до  окончания  срока его действия Арендатор должен известить об
этом Арендодателя.  При согласии Арендодателя на пролонгацию  договора
разрешение на размещение рекламы переоформляется,  (взимается плата за
переоформление).
     6.3. Договор   может   быть   расторгнутый  досрочно  по  желанию
Арендатора,  при этом остаток  внесенных  в  бюджет  денежных  средств
возврати не подлежит.

                          7. ОСОБЫЕ  УСЛОВИЯ

     7.1. Расходы   арендатора   на  проведение  работ  по  частичному
благоустройству  рекламного  места,  осуществляемые   по   собственной
инициативе не являются основанием для снижения размера арендной платы.

               8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

     Арендодатель:
     Управление архитектуры и градостроительства администрации  города
Смоленска
     адрес ул. Октябрьской революции, д. 1/2
     р/счет 40204810800000010010  ГРКЦ  ГУ ЦБ РФ по Смоленской области
Смоленск,  инн  6730010605,  БИК  046614001  получатель  -  Финансовое
управление администрации города Смоленска
Арендатор:
     адрес ____________________________________________________
     р/счет _________________________________________________

                            ПОДПИСИ СТОРОН
     Арендодатель                                      Арендатор

     Начальник управления                  _____________________
     архитектуры и градостроительства        (должность)
      ____________                         _______________
      (Ф. И. О.)                                ( Ф. И. О.)
     _______________                       _______________
      (подпись)                               (подпись)


     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

                                                          Приложение 5
                                                к временному положению
                                 о порядке размещения наружной рекламы
                                        на территории города Смоленска

                               ЗНАЧЕНИЯ

                 параметра типа средства рекламы (Т)
                за 1 м2 в месяц в минимальных размерах
                            оплаты труда:

     1. Газосветные, световые рекламные установки
        на стенах зданий, крышные установки             -   0,2

     2. Настенные щитовые установки                     -   0.5

     3. Отдельностоящие рекламные установки             -   0,5

     4. Щитовые установки на временных и постоянных
        ограждениях, ограждениях строительных площадок  -   0,2

     5. Брандмауэрные установки                         -   0,4

     6. Объемно-пространственные установки              -   0,5

     7. Кронштейны                                      -   0,55

     8. Рекламные тумбы                                 -   0,5

     9. Реклама на киосках, остановочных павильонах     -   0,4

     10. Реклама в подземных и надземных переходах       -   0,55

     11. Транспаранты-перетяжки на мягкой основе
        ( единовременно)                                 -   0,55

     12. Стационарная реклама над проезжей частью дорог  -   0,7

     13. Кронштейны на путепроводах                      -   0,65

     14. Реклама в витринах предприятий                  -   0.4

     15. Флаги фирм                                      -   0,5

     16. Реклама на городском общественном транспорте    -   1.0

     17. Нетрадиционные установки рекламы (за сутки)     -   0,5

     - коэффициент месторасположения рекламы ( К) не применяется.

             ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ РЕКЛАМЫ

     Категории городских территорий - К
     1 категория                          - 1,5
     2 категория                          - 1,5
     3 категория                          - 1.2
     4 категория                          - 1.1

     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев

                                                            Приложение
                                                     к договору аренды
                                          N_____от "__ "_____199____г.


                                РАСЧЕТ
                        годовой арендной платы
                   и суммы ежеквартального платежа

     Значения исходных параметров:
     Тип рекламы Т =
     Площадь рекламного изображения S =
     Месторасположения рекламы К =
     Размер минимальной месячной оплаты труда, остановленный действую-
щим законодательством на момент заключения договора - 85,49 руб.

     Годовая сумма арендной платы А = 12 * 83,49 *Т*S*К
                                  A=

Ежеквартальный платеж ____________________________________________ руб.

Расчет произвел __________________________________ __________________
                      ( должность)                    ( подпись)
                ______________________________________________________
                                     (Ф. И. О. )

     Арендодатель                            Арендатор

     Начальник управления                   _________________
     архитектуры и градостроительства        (должность)
     _____________                          _________________
     ( Ф. И. О.)                                  ( Ф. И. О.)
     ______________                         _________________
      ( подпись)                                ( подпись)


     Главный архитектор г.Смоленска         А.П.Щевьев


Информация по документу
Читайте также