Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Смоленской области от 29.08.2001 № 559

                 ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 29.08.2001г. N 559
г. Смоленск

              Об утверждении областной целевой Программы
        "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
               помощи в Смоленской области на 2001 год"

     Во исполнение  закона  Российской  Федерации  "О  психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу  "Неотложные
меры  по совершенствованию психиатрической помощи в Смоленской области
на 2001 год" (далее - Программа).
     2. Главному  экономическому  управлению  администрации Смоленской
области (В.М.Камышев),  Главному финансовому управлению  администрации
Смоленской   области   (А.Е.Ященко)   включить  Программу  в  перечень
областных целевых программ.
     3. Главному   финансовому   управлению  администрации  Смоленской
области (А.Е.Ященко) обеспечить финансирование расходов из  областного
бюджета  за счет средств,  предусмотренных на 2001 год по разделу 1701
"Здравоохранение".
     4. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Главы администрации Смоленской области С.В.Горькова.

     И.о.Главы администрации
     области          С.В.Антуфьев

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                        постановлением
                                                   Главы администрации
                                                    Смоленской области
                                                 от 29.08.2001г. N 559

           ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО
              СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В
                   СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД"

                          ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

+----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование Программы           ¦Неотложные меры по                  ¦
¦                                 ¦совершенствованию                   ¦
¦                                 ¦психиатрической помощи в            ¦
¦                                 ¦Смоленской области на 20001 год     ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Основание для разработки         ¦законы Российской Федерации: "О     ¦
¦Программы                        ¦психиатрической помощи и            ¦
¦                                 ¦гарантии прав граждан при ее        ¦
¦                                 ¦оказании", "Основы                  ¦
¦                                 ¦законодательства Российской         ¦
¦                                 ¦Федерации об охране здоровья        ¦
¦                                 ¦граждан", Федеральный закон "О      ¦
¦                                 ¦государственной судебно-            ¦
¦                                 ¦экспертной деятельности в           ¦
¦                                 ¦Российской Федерации", Уголовный    ¦
¦                                 ¦кодекс Российской Федерации,        ¦
¦                                 ¦Постановление Правительства         ¦
¦                                 ¦Российской Федерации от             ¦
¦                                 ¦25.05.1994 № 522 "О мерах по        ¦
¦                                 ¦обеспечению медицинской помощью     ¦
¦                                 ¦и социальной защите лиц,            ¦
¦                                 ¦страдающих психическими             ¦
¦                                 ¦расстройствами"                     ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Заказчик Программы               ¦Комитет по здравоохранению          ¦
¦                                 ¦администрации Смоленской области    ¦
¦                                 ¦(далее - Комитет по                 ¦
¦                                 ¦здравоохранению)                    ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Основные разработчики Программы  ¦Комитет по здравоохранению и        ¦
¦                                 ¦Государственное учреждение          ¦
¦                                 ¦здравоохранения "Смоленская         ¦
¦                                 ¦областная клиническая               ¦
¦                                 ¦психиатрическая больница" (далее    ¦
¦                                 ¦- ГУЗ СОКПБ)                        ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Цели и основные задачи Программы ¦Предупреждение распространения      ¦
¦                                 ¦психических заболеваний на          ¦
¦                                 ¦территории Смоленской области;      ¦
¦                                 ¦снижение инвалидности от            ¦
¦                                 ¦психических заболеваний;            ¦
¦                                 ¦повышение объективности             ¦
¦                                 ¦экспертных выводов; повышение       ¦
¦                                 ¦эффективности принудительного       ¦
¦                                 ¦лечения и социально                 ¦
¦                                 ¦реабилитационных мероприятий;       ¦
¦                                 ¦открытие специализированных         ¦
¦                                 ¦отделений для принудительного       ¦
¦                                 ¦лечения женщин и больных, с         ¦
¦                                 ¦сопутствующими заболеваниями        ¦
¦                                 ¦(туберкулез, ВИЧ инфекция);         ¦
¦                                 ¦обеспечение своевременной           ¦
¦                                 ¦изоляции социально опасных          ¦
¦                                 ¦больных; развитие инфраструктуры    ¦
¦                                 ¦психиатрических учреждений;         ¦
¦                                 ¦улучшение лекарственного и          ¦
¦                                 ¦материально-технического            ¦
¦                                 ¦оснащения; создание областной       ¦
¦                                 ¦системы эпидемиологического         ¦
¦                                 ¦мониторинга психических             ¦
¦                                 ¦заболеваний                         ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Основные исполнители Программы   ¦Комитет по здравоохранению, ГУЗ     ¦
¦                                 ¦СОКПБ, Государственное управление   ¦
¦                                 ¦исполнения наказаний Министерства   ¦
¦                                 ¦юстиции Российской Федерации по     ¦
¦                                 ¦Смоленской области (далее - ГУИН    ¦
¦                                 ¦МЮ РФ), Центр государственного      ¦
¦                                 ¦санитарно-эпидемиологического       ¦
¦                                 ¦надзора Смоленской области (далее   ¦
¦                                 ¦-Центр госсанэпиднадзора),          ¦
¦                                 ¦Смоленский областной фонд           ¦
¦                                 ¦обязательного медицинского          ¦
¦                                 ¦страхования (далее - СОФОМС),       ¦
¦                                 ¦Государственное учреждение          ¦
¦                                 ¦"Управление капитального            ¦
¦                                 ¦строительства администрации         ¦
¦                                 ¦Смоленской области" (далее - УКС)   ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Срок реализации Программы        ¦2001 год                            ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Перечень основных мероприятий    ¦Развитие инфраструктуры             ¦
¦                                 ¦психиатрических учреждений;         ¦
¦                                 ¦обеспечение современного уровня     ¦
¦                                 ¦лечебной, диагностической и         ¦
¦                                 ¦реабилитационной помощи             ¦
¦                                 ¦психически больным; улучшение       ¦
¦                                 ¦материально-технической             ¦
¦                                 ¦оснащенности психиатрических        ¦
¦                                 ¦учреждений; обеспечение             ¦
¦                                 ¦своевременной изоляции социально    ¦
¦                                 ¦опасных больных; создание           ¦
¦                                 ¦областной системы мониторинга       ¦
¦                                 ¦заболеваемости психическими         ¦
¦                                 ¦болезнями                           ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Ожидаемые результаты             ¦Сдерживание темпа роста             ¦
¦                                 ¦психических заболеваний;            ¦
¦                                 ¦снижение инвалидности по            ¦
¦                                 ¦психическим заболеваниям;           ¦
¦                                 ¦сокращение числа общественно        ¦
¦                                 ¦опасных действий, совершаемых       ¦
¦                                 ¦психическими больными               ¦
+---------------------------------+------------------------------------¦
¦Система организации контроля за  ¦Контроль за реализацией             ¦
¦реализацией Программы            ¦Программы осуществляют ее           ¦
¦                                 ¦разработчики: Комитет по            ¦
¦                                 ¦здравоохранению и ГУЗ СОКПБ.        ¦
+----------------------------------------------------------------------+


            1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

   Существенным  изменением государственной политики в отношении  лиц,
 страдающих  психическими  расстройствами,  явилось  принятие   закона
 Российской  Федерации  "О  психиатрической помощи  и  гарантиях  прав
 граждан при ее оказании", введенного в действие с 1 января 1993 года.
   Среди  прав,  предоставленных государством этой  категории  граждан
 России,   выделяются  бесплатные  права  на  получение   всех   видов
 психиатрической помощи и на социальную защиту.
   В  Смоленской области за последние годы отмечается увеличение числа
 лиц,   как   взрослых,   так   и   детей,   страдающих   психическими
 заболеваниями, в том числе среди них рост душевно больных инвалидов.
   В  конце  2000 года на диспансерном учете состояло 32798 психически
 больных.   Тенденция  роста  заболеваемости  сохраняется.  Количество
 первичных больных, взятых на учет, увеличилось с 3124 человек в  1991
 году  до 3613 человек в 2000 году. Значительно увеличилось количество
 психически  больных инвалидов, с 6171 человек в  1991  году  до  8655
 человек  в  2000 году, причем за счет инвалидов 1 и 2  групп.  И  это
 происходит  при постоянном снижении численности населения  области  с
 1161,3 тысяч человек в 1991 году до 1128,2 тысяч человек в 2000 году.

                        ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

+--------------------------------------------------------------------------------------+
¦   ¦               ¦   1991 год     ¦  1994 год       ¦  1997 год     ¦ 2000 год      ¦
¦   ¦               +----------------+-----------------+---------------+---------------¦
¦ N ¦               ¦ Всего ¦ На 10  ¦ Всего ¦ На 10   ¦ Всего¦ На 10  ¦ Всего ¦На 10  ¦
¦п/п¦               ¦ боль- ¦ тысяч  ¦ боль- ¦ тысяч   ¦ боль-¦ тысяч  ¦ боль- ¦тысяч  ¦
¦   ¦               ¦ ных   ¦ населе-¦ ных   ¦ населе- ¦ ных  ¦ населе-¦ ных   ¦населе-¦
¦   ¦               ¦       ¦ ния    ¦       ¦ ния     ¦      ¦ ния    ¦       ¦ния    ¦
+---+---------------+-------+--------+-------+---------+------+--------+-------+-------¦
¦1. ¦Состояло на    ¦ 30546 ¦ 263,7  ¦ 37759 ¦ 325,4   ¦ 35923¦ 307,7  ¦ 35837 ¦ 317,6 ¦          ¦
¦   ¦учете больных  ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
+---+---------------+-------+--------+-------+---------+------+--------+-------+-------¦
¦2. ¦Взято на учет  ¦ 3947  ¦        ¦ 7878  ¦         ¦ 4547 ¦        ¦ 3845  ¦       ¦
¦   ¦больных        ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
+---+---------------+-------+--------+-------+---------+------+--------+-------+-------¦
¦3. ¦Заболеваемость ¦ 3124  ¦ 27     ¦ 5908  ¦ 50,9    ¦ 4120 ¦ 35,3   ¦ 3613  ¦ 32    ¦
¦   ¦взрослого      ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
¦   ¦населения      ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
+---+---------------+-------+--------+-------+---------+------+--------+-------+-------¦
¦4. ¦Заболеваемость ¦ 280   ¦ 37,8   ¦ 585   ¦ 32,8    ¦ 361  ¦ 71     ¦ 354   ¦ 70,8  ¦
¦   ¦подростков     ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
+---+---------------+-------+--------+-------+---------+------+--------+-------+-------¦
¦5  ¦Заболеваемость ¦ 1390  ¦ 39,5   ¦ 3210  ¦ 20,2    ¦ 1821 ¦ 83,5   ¦ 1013  ¦ 54,3  ¦
¦   ¦детей          ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
+---+---------------+-------+--------+-------+---------+------+--------+-------+-------¦
¦6. ¦Количество     ¦ 6171  ¦        ¦ 6890  ¦         ¦ 8190 ¦        ¦ 8655  ¦       ¦
¦   ¦инвалидов по   ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
¦   ¦психическим    ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
¦   ¦заболеваниям   ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
+---+---------------+-------+--------+-------+---------+------+--------+-------+-------¦
¦7. ¦Инвалидность,  ¦ 265   ¦        ¦ 587   ¦         ¦ 655  ¦        ¦ 483   ¦       ¦
¦   ¦установленная  ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
¦   ¦впервые        ¦       ¦        ¦       ¦         ¦      ¦        ¦       ¦       ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------+

     В условиях рыночной экономики лица с психической патологией стали
совершенно  не нужны производству.  Они увольняются в первую очередь и
испытывают наибольшие  трудности  в  трудоустройстве,в  связи  с  чем,
значительно   выросло   обращение   их   за   помощью,  соответственно
увеличилось количество трудовых экспертиз. В 1991 году произведено 137
экспертиз,  в 2000 году - 1563 экспертизы.  Большинство экспертируемых
граждан направлены в Медико-социальную  экспертную  комиссию  Главного
управления  труда  и  социального  развития  администрации  Смоленской
области для решения вопроса инвалидности по психическому заболеванию.
     Увеличилось число    больных   с   психическими   расстройствами,
утративших социальные связи и жилье.
     В последнее   время   резко   возросло   количество   больных   с
алкогольными психозами (с 894 в 1991 году до 2116 в 2000  году),  а  у
детей   и   подростков   саморазрушающее  поведение  носит  угрожающий
характер,   постоянно   омолаживаясь.   Заболеваемость    психическими
расстройствами у мальчиков в 2,  17 раза превышает заболеваемость, чем
у  девочек,  что  является  тревожным  фактором  в  плане  перспективы
развития области.
     Увеличивается количество   призывников,   госпитализируемых    на
обследование  в  областную  клиническую  психиатрическую  больницу для
решения вопроса о годности к воинской службе и признанных негодными  к
несению   воинской   службы  по  причине  наличия  у  них  психических
расстройств.  21 процент призывников признаются негодными к  службе  в
мирное  время.  В  1991  году  в областную клиническую психиатрическую
больницу поступило 4283 человека,  из них 212 призывников. В 2001 году
госпитализировано уже 5615 человек, из них 1610 призывников.
     Остро стоит проблема суицидов,  их рост и омоложение -  более  30
случаев на 100 тысяч населения,  тогда как в мире эта цифра составляет
18 случаев на это же количество населения.
     Увеличение преступности   в   целом   ведет   и   к    увеличению
судебнопсихиатрических,  психологических,  наркологических  экспертиз.
Если в 1991 году проведено 322 экспертизы,  то  за  2000  год  -  1266
экспертиз.
     Увеличивается количество  судебных споров по имущественным делам,
в связи с чем растет количество экспертиз по гражданским делам,  в том
числе и посмертных экспертиз.
     Вместе с    тем,    состояние    материально-технической     базы
психиатрической  службы  существенно не меняется в течение многих лет.
Новое  строительство  не  ведется,  здания  и   сооружения   постройки
дореволюционного  периода  разрушаются,  что  может  стать причиной их
закрытия для приема больных.
     Оснащение учреждений   медицинским   оборудованием   и  снабжение
лекарственными  препаратами  продолжает  оставаться  на  очень  низком
уровне,  стоимость  медкомплектов  в  койко-дне 3-4 рубля при норме 80
рублей.  Существующий  объем  финансирования  и  размеры,   занимаемых
площадей  психиатрической службы исключают обеспечение психиатрических
подразделений современной  аппаратурой  для  обследования,  лечения  и
обслуживания   пациентов,  а  также  не  удовлетворяют  потребность  в
достаточном лекарственном обеспечении,  в том числе льготной категории
душевно  больных.  В  связи  с  недостатком  финансирования  деньги на
бесплатное лечение не направляются.

                      2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     Целями настоящей Программы являются:
     - снижение    числа    больных    с   тяжелыми   психиатрическими
заболеваниями;
     - уменьшение  числа  психически больных-инвалидов I и II групп за
счет использования комплекса мер и лечения в полном объеме;
     - оказание           дифференцированной          психиатрической,
психотерапевтической и психологической помощи детям и подросткам;
     - развитие   профилактического   направления   по  предотвращению
возникновения  психических  заболеваний  среди  населения   Смоленской
области;
     - проведение   реабилитации  и  социальной  адаптации  больных  с
психическими расстройствами.
     Для реализации  указанных  целей,  выполнения  законов Российской
Федерации   и   приказов   Министерства   здравоохранения   Российской
Федерации,     касающихся     оказания     психиатрической     помощи,
предусматривается решение следующих задач:
     - расширение  амбулаторно-поликлинического  звена психиатрической
службы;
     - проведение           компьютеризации           диагностических,
организационноконсультативных      и      информационно-статистических
подразделений психиатрической службы;
     - обеспечение   постоянного   и   в   достаточном    ассортименте
поступления психотропных препаратов в психиатрические учреждения;
     - укрепление материально-технической базы психиатрической  службы
за   счет   проведения   работ   по   строительству,  реконструкции  и
капитальному ремонту психиатрических учреждений;
     - улучшение  профессиональной  подготовки  врачей-психиатров и их
постдипломного образования;
     - обеспечение стабильного финансирования психиатрической службы.

     Реализация программы    значительно    повлияет    на   повышение
эффективности лечения больных с психическими расстройствами и  улучшит
условия их пребывания в стационарах.
     Опыт применения  психотропных  препаратов  нового  поколения   на
этапах    "диспансер-стационар-диспансер"    показывает,    что    при
использовании     таких     препаратов     уменьшается      количество
госпитализируемых    больных,    число    повторных    госпитализаций,
длительность пребывания больного в стационаре сокращается в среднем со
60  суток  до  40.  Уменьшение времени пребывания больных в стационаре
позволит уменьшить в 10 раз затраты на лечение и  в  6  раз  на  общее
содержание одного больного.
     Учитывая большую социальную значимость психиатрической  службы  и
то,  что  контингенты  душевно больных являются самыми незащищенными и
потенциально опасными для  общества,  психиатрическую  службу  следует
считать  приоритетной  из-за  ее  прямого  влияния  на  инфраструктуру
Смоленской области и состояние ее социальной безопасности.

                  3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

+--------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦      Наименование    ¦       Объемы       ¦     Источники      ¦
¦п/п¦       Программы      ¦   финансирования на¦    финансирования  ¦
¦   ¦                      ¦   2001 год (тысяч  ¦                    ¦
¦   ¦                      ¦     рублей)        ¦                    ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦1  ¦          2           ¦        3           ¦          4         ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦1. ¦Продолжение ремонта   ¦       1000         ¦    областной бюджет¦
¦   ¦и реконструкции       ¦                    ¦        СОФОМС      ¦
¦   ¦лечебного корпуса N   ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦60 ГУЗ СОКПБ          ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦(приемное,1-ое,2-ое   ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦ отделения).          ¦                    ¦                    ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦2. ¦Продолжение           ¦         300        ¦    областной бюджет¦
¦   ¦строительства         ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦ограждения            ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦территории больницы   ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦ГУЗ СОКПБ             ¦                    ¦                    ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦3. ¦Подготовка систем     ¦        300         ¦    областной бюджет¦
¦   ¦теплоснабжения ГУЗ    ¦                    ¦        СОФОМС      ¦
¦   ¦СОКПБ к работе в      ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦зимних условиях       ¦                    ¦                    ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦4. ¦Медикаментозное       ¦        1200        ¦    областной бюджет¦
¦   ¦обеспечение           ¦                    ¦        СОФОМС      ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦5. ¦Медицинское           ¦        1500        ¦    областной бюджет¦
¦   ¦оборудование          ¦                    ¦        СОФОМС      ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦6. ¦Твердый и мягкий      ¦        1000        ¦    областной бюджет¦
¦   ¦инвентарь             ¦                    ¦        СОФОМС      ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦7. ¦Компьютерное и        ¦        500         ¦    областной бюджет¦
¦   ¦программное           ¦                    ¦        СОФОМС      ¦
¦   ¦обеспечение           ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦психологических       ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦исследований,         ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦организационно-       ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦методической работы,  ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦управленческой        ¦                    ¦                    ¦
¦   ¦деятельности          ¦                    ¦                    ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦8. ¦Автомобильный         ¦        300         ¦    областной бюджет¦
¦   ¦транспорт             ¦                    ¦        СОФОМС      ¦
+---+----------------------+--------------------+--------------------¦
¦9. ¦Строительство         ¦        500         ¦    областной бюджет¦
¦   ¦пищеблока             ¦                    ¦                    ¦
+--------------------------------------------------------------------+

     Общий объем финансирования в 2001 году - 6600 тысяч рублей в  том
числе:
     областной бюджет - 3700 тысяч рублей
     СОФОМС - 2900 тысяч рублей

            4. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ
                         РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Заказчиком Программы   является   Комитет   по   здравоохранению.
Разработчиками  Программы  -  Комитет  по здравоохранению и ГУЗ СОКПБ.
Исполнители Программы - заинтересованные органы исполнительной  власти
и организации по вопросам, отнесенным к их компетенции.
     Заказчик обеспечивает в  ходе  реализации  Программы  координацию
деятельности исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное
использование  ассигнований  и  выполнения   намеченных   мероприятий,
формирует  совместно  с  исполнителями  Программы  свободную бюджетную
заявку,  предусматривая в ней объемы ассигнований на  последовательную
поэтапную реализацию мероприятий Программы.
     На заседаниях коллегии Комитета по здравоохранению  администрации
Смоленской   области   рассматриваются   вопросы   о  ходе  реализации
программных  мероприятий  и  эффективности  использования   финансовых
средств.


Информация по документу
Читайте также