Расширенный поиск

Постановление Думы Смоленской области от 28.12.2001 № 455

                ПОСТАНОВЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                         от 28.12.2001 N 455

                Об информации администрации Смоленской
               области о выполнении решения Смоленской
                  областной Думы от 06.07.2000 N 199
                 "О мерах, принимаемых администрацией
            области по улучшению демографической ситуации"


     Заслушав информацию  администрации  Смоленской  области  о   ходе
выполнения  решения  Смоленской  областной Думы от 06.07.2000 N 199 "О
мерах, принимаемых администрацией области по улучшению демографической
ситуации",  областная  Дума  отмечает,  что  демографическая ситуация,
сложившаяся  в  Смоленской  области,  характеризуется   продолжающимся
процессом естественной убыли населения,  связанной с ростом смертности
и снижением рождаемости.
     Численность населения  области  перестала  увеличиваться  с  1996
года. Только за последние пять лет население области сократилось на 53
тысячи человек. К началу 2001 года численность смолян составила 1113,7
тысячи человек. За 2000 год в области жителей стало еще меньше на 14,5
тысячи (на 1,3 %).
     В истекшем году превышение умерших над родившимися  составило  на
Смоленщине   в   2,9  раза,  причем  в  сельской  местности  оно  было
значительно больше - в 4,2 раза.
     Естественная убыль   населения   в   прошлом   году   наблюдалась
повсеместно,  кроме  г.  Десногорска,  где  имел  место   естественный
прирост.  В  4-5  раз больше зарегистрировано в органах ЗАГСа умерших,
чем родившихся,  в 6 районах области:  в  Духовщинском  -  в  4  раза,
Монастырщинском - в 4,2 раза,  Демидовском - в 4,6 раза, Глинковском -
в 5 раз, Угранском - в 5,3 раза, Руднянском - в 5,6 раза.
     Низкий уровень рождаемости порождает серьезные проблемы.  Одна из
них  -  невозможность  обеспечить  простое  количественное   замещение
поколений   родителей  их  детьми.  Суммарный  показатель  рождаемости
(среднее число детей,  которое родит женщина  за  весь  репродуктивный
период)  в целом по области составляет 0,95,  что более чем вдвое ниже
черты (2,15) простого воспроизводства населения.
     Родившихся за 1996-2000 годы было в 2,6 раза меньше,  чем умерших
за этот же период.  Только за пять лет показатель  рождаемости  (число
родившихся  в  расчете  на  1000 человек населения) сократился с 7,6 в
1996 году до 6,8 в 2000  году,  т.е.  на  12  %,  а  общий  показатель
смертности за этот период увеличился с 16,7 до 19,3 или на 15,6 %.
     При незначительном увеличении рождаемости в 2000 году  в  области
происходит  дальнейший  рост  смертности  населения.  За  истекший год
смертность составила 19,3 умерших в расчете на 1000 жителей области  и
была наибольшей за последние пять лет.
     Показатели смертности (в расчете на 100000 населения) выросли  за
прошедший год, по сравнению с 1996 годом, практически по всем основным
причинам смерти, в том числе от инфекционных и паразитарных болезней -
на 28 %, из них от туберкулеза - на 27 %, болезней органов пищеварения
- на 11 %,  болезней системы кровообращения  -  на  15  %,  несчастных
случаев,  отравлений,  травм  -  на  33  %,  в  том числе от случайных
отравлений алкоголем - в 3,7 раза,  самоубийств - на 9 %, убийств - на
55 %.
     Увеличение младенческой смертности в 1996-1999 годах  (16,6  -  в
1996,  16,8  -  1997,  15,1  - 1998,  16,6 - 1999) сменилось некоторым
уменьшением ее в  2000  году  -  15,1.  В  причинах  смерти  младенцев
преобладают   состояния,   возникающие   на  первой  неделе  жизни,  и
врожденные аномалии,  т.е.  заболевания,  тесно связанные со здоровьем
матери.
     Определенное влияние  на  ситуацию   с   рождаемостью   оказывает
состояние  брачности  населения.  Число  зарегистрированных  браков за
истекший год увеличилось по сравнению с 1999 годом на 246 (на 4  %)  и
составило 6601.  Разводов оформлено 5142 - на 31 %  больше, чем в 1999
году.  На каждую 1000 браков в 2000 году приходилось 779  разводов,  в
1999 - 619 разводов.
     В возрастном  отношении  население  области  считается  "старым".
Количество  лиц  старше  трудоспособного  возраста в общей численности
населения составляло на начало 2000 года 23 %, детей и подростков - 18
%, лиц трудоспособного возраста - 59 %. Необходимо отметить, что лиц в
возрасте старше трудоспособного на 57,3 тысячи (на 28 %)  больше,  чем
детей и подростков в возрасте до 16 лет.
     Возросла демографическая нагрузка  на  трудоспособное  население.
Число  лиц нетрудоспособных возрастов в расчете на 1000 трудоспособных
на начало 2000 года составило 709,  из них 311 - детей и подростков до
16 лет и 398 - лиц старше трудоспособного возраста.
     Существенное влияние  на   формирование   численности   населения
оказывает миграция.
     Всего в область в 2000 году прибыло 19,7 тысячи человек, а выбыло
за ее пределы 20,1 тысячи.  Миграционная убыль составила 410 человек и
осталась на уровне  1999  года.  До  1999  года  внешняя  для  региона
миграция обеспечивала миграционный прирост населения и величина его до
1996 года была достаточной для того, чтобы компенсировать естественную
убыль населения.  Начиная с 1996 года, величина миграционного прироста
постепенно снижается. В 1996 году он составил - 4,7 %, в 1997 - 2,8 %,
1998 - 1,5 %,  а в 1999 и 2000 годах наблюдалась миграционная убыль на
0,4 тысячи человек в каждом году.
     В области   продолжает   увеличиваться  численность  населения  с
денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.  В  2000  году
доходы ниже прожиточного уровня имели 193,9 тысячи человек (17,1 %), а
на первое октября 2001 года - 227,8 тысячи человек (20,5 %).
     Демографический кризис,     который     развивается    на    фоне
социально-экономических    процессов,    усугубляется    стремительным
распространением  вредных  привычек (алкоголизм,  употребление табака,
наркомания) и социально опасных заболеваний (туберкулез,  гепатит  В),
пагубно  влияющих как на количественный,  так и на качественный состав
населения.
     В целях  стабилизации  и  последующего  улучшения демографической
обстановки  в  области,  целесообразно   разработать   и   внести   на
рассмотрение  областной  Думы  проекты областных законов "Об областном
государственном единовременном пособии  при  рождении  ребенка"  и  "О
некоторых вопросах семейной политики на территории Смоленской области"
(о системе патронажного воспитания). Смоленская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Рекомендовать  комитетам  областной  Думы   при   рассмотрении
бюджета  на очередной финансовый год,  иных нормативных правовых актов
давать оценку с точки зрения их возможного влияния на  демографическую
ситуацию   в   Смоленской   области.   Провести  оценку  эффективности
реализации  областных  целевых  программ  социальной   и   медицинской
направленности.

     2. Предложить  администрации Смоленской области,  территориальным
органам федеральных органов исполнительной  власти,  органам  местного
самоуправления  принять  неотложные  меры  и  скоординировать усилия в
соответствии  с  Концепцией   демографического   развития   Российской
Федерации   на   период   до   2015   года,  одобренной  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р, федеральным
и  областным  законодательством,  обеспечить  в полной мере исполнение
федерального бюджета по федеральным целевым программам, реализуемым на
территории Смоленской области.

     3. Предложить администрации Смоленской области:
     3.1. В  проекте  областного  бюджета  на  2002  год предусмотреть
выделение необходимых финансовых средств  на  реализацию  приоритетных
направлений  государственной  демографической политики,  в том числе в
рамках областных целевых  программ.  Принять  дополнительные  меры  по
погашению   просроченной  задолженности  по  государственным  пособиям
гражданам, имеющим детей.
     3.2. Повысить эффективность использования  средств,  направляемых
на  финансирование  федеральных  целевых  программ по охране здоровья,
материнства и детства,  по профилактике  и  лечению  неинфекционных  и
инфекционных заболеваний (вирусные гепатиты, туберкулез, СПИД и др.).
     3.3. Разработать комплекс мер по решению социальных, материальных
и жилищных проблем молодых семей и молодежи,  организации их обучения,
занятости и отдыха, а также по формированию здорового образа жизни.
     3.4. Считать  одним  из  направлений  в решении проблем улучшения
демографической  ситуации   в   области   использование   миграционных
процессов, создание необходимых социально-бытовых условий для беженцев
и вынужденных переселенцев.
     3.5. Представлять   в  Смоленскую  областную  Думу  ежегодно  (не
позднее  1  апреля  года,   следующего   за   отчетным)   доклады   "О
демографической  ситуации в Смоленской области" и "О положении детей в
Смоленской области".


Председатель
областной Думы                                           В.И. Анисимов


Информация по документу
Читайте также