Расширенный поиск

Постановление Думы Смоленской области от 27.05.2004 № 179

                ПОСТАНОВЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
                         от 27.05.2004 N 179

                  Об обращении Амурского областного
             Совета народных депутатов в Государственную
                Думу Федерального Собрания Российской
                              Федерации

     Смоленская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Обращение Амурского  областного  Совета  народных   депутатов   в
Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской  Федерации о
необходимости  законодательного  регулирования   отдельных   вопросов,
связанных с деятельностью мировых судей, поддержать.

Председатель
областной Думы                                            В.И.Анисимов

                              ОБРАЩЕНИЕ
            Амурского областного Совета народных депутатов
             в Государственную Думу Федерального Собрания
                         Российской Федерации

     На протяжении    нескольких    лет    в    Российской   Федерации
последовательно проводится судебная  реформа.  Принятие  в  1996  году
Федерального  конституционного  закона  "О судебной системе Российской
Федерации" и в 1998 году  Федерального  закона  "О  мировых  судьях  в
Российской  Федерации"  явилось точкой отсчета появления в современной
России института мировых судей.
     Приближение суда  к  населению  и  обеспечение  доступа граждан к
правосудию,  сокращение весьма значительной нагрузки,  приходящейся на
федеральных   судей,   и   упрощение   судопроизводства  по  некоторым
категориям гражданских и  уголовных  дел  явились  главным  позитивным
итогом возрождения института мировых судей.
     Особенности правового   статуса   мировых   судей   обуславливают
специфику регулирования их деятельности.  Процесс формирования полного
массива нормативных правовых актов,  регулирующих деятельность мировых
судей, продолжается как на федеральном, так и на региональном уровнях.
     Отрицательное, по нашему мнению,  воздействие на  статус  мировых
судей  было оказано Федеральным законом "О мировых судьях в Российской
Федерации",  той частью, где он переложил осуществление финансирования
деятельности мировых судей на органы юстиции или органы исполнительной
власти субъектов  Российской  Федерации.  В  большинстве  регионов  на
уровне их администраций стали создаваться отделы (службы, управления),
на которые и было возложено исполнение указанных функций.  Проблема не
только в дотационности бюджетов многих субъектов Российской Федерации,
а во влиянии на мировых судьей и в особенности на работников аппаратов
мировых   судей,   которое   может   возникнуть   со  стороны  органов
государственной  власти   регионов.   Было   бы   логично   определить
федеральным  законом источником финансирования оплаты труда работников
аппаратов мировых судей федеральный бюджет,  а функции по  обеспечению
деятельности  мировых  судей  возложить  на  Судебный  департамент при
Верховном Суде Российской Федерации,  что  позволит  проводить  единую
кадровую,   организационную   и   техническую   политику  в  отношении
деятельности аппаратов всех судебных органов в Российской Федерации.
     Определенный Федеральным  законом  "О мировых судьях в Российской
Федерации"  единственный  критерий  создания   судебных   участков   -
численность  населения  не  позволяет  учитывать особенности отдельных
регионов (в первую  очередь  Сибири  и  Дальнего  Востока)  с  большой
протяженностью территории и низкой плотностью населения, в большинстве
районов  которых  между  населенным  пунктами  сезонно,  а  иногда   и
круглогодично отсутствует нормальное транспортное сообщение.  Особенно
этот недостаток обострился с момента введения в действие с 1 июля 2002
года    новых    Уголовно-процессуального   кодекса   и   Кодекса   об
административных правонарушениях Российской Федерации.  Очевидно,  что
одного  критерия  - численности населения недостаточно для обеспечения
реализации конституционного права граждан на доступ к правосудию. В то
же  время при установлении федеральным законодателем общей численности
мировых судей и количества судебных участков в конкретных регионах  не
было  учтено,  что  служебную  нагрузку  на одного судью определяет не
только,  а порой и не столько  количество  проживающих  на  конкретной
территории граждан.  Зачастую существенное значение имеет насыщенность
территории производственными предприятиями,  а  также  учреждениями  и
организациями  торговли и сферы обслуживания.  Подобные обстоятельства
привели к  тому,  что,  например,  в  Амурской  области  на  отдельных
судебных  участках  нагрузка  по  рассмотрению  дел  на одного судью в
пять-семь раз превышает среднеобластные  показатели.  Такое  положение
сложилось в Шимановском и Зейском районах, в областном центре, а также
в некоторых других  районах  и  городах  области.  При  этом  изменить
границы   судебных   участков   на   региональном  уровне  практически
невозможно,  поскольку федеральный закон определил  минимальное  число
мировых   судей,   исходя  из  единственного  критерия  -  численности
населения на судебном участке.
     В рамках  проблем  подсудности существует острейшая необходимость
восполнения   пробела   в   законодательстве   Российской   Федерации,
связанного   с  тем,  что  не  определен  порядок  замещения  временно
отсутствующего (болезнь,  нахождение в отпуске и т.п.) мирового судьи.
Особо  остро  этот вопрос стоит там,  где судебный участок совпадает с
границами муниципального района, в котором имеется один мировой судья.
На сегодняшний день ни гражданское процессуальное законодательство, ни
уголовное процессуальное законодательство не содержат ответа на вопрос
о  том,  кто  должен  рассматривать судебные дела,  жалобы и заявления
физических и юридических лиц в период временного  отсутствия  мирового
судьи.       Согласно       Конституции      Российской      Федерации
уголовно-процессуальное и  гражданско-процессуальное  законодательство
находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Это устраняет
возможность правового регулирования вопросов замещения  мировых  судей
нормативными актами субъектов Российской Федерации.
     Ряд законодательных  (представительных)  органов  государственной
власти субъектов Российской Федерации обращался к Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации, предлагая варианты решения
вопроса   о   замещении   временно  отсутствующего  мирового  судьи  и
определения порядка передачи дел от одного мирового судьи  к  другому.
Тем   не   менее   до   сих   пор   отмеченный  пробел  в  федеральном
законодательстве не устранен.
     Еще одной   проблемой   является  разница  в  статусе  мировых  и
федеральных судей, которую фактически закрепляет законодательство. Это
определяется  отличиями в порядке и сроках назначения их на должность.
В ходе судебной реформы была проделана немалая  работа  по  укреплению
статуса судьи, усилению гарантий его независимости. Предусмотренное же
федеральным законодательством ограничение  полномочий  мирового  судьи
конкретным  сроком  как  при  первоначальном,  так  и  при последующем
назначении  оставляет  органам  власти   субъекта   Федерации   рычаги
воздействия  на  "неугодного"  судью.  Для  повышения статуса мирового
судьи,  а точнее для выравнивания его со статусом судей федеральных и,
в первую очередь,  для укрепления его независимости следует определить
федеральным  законом  гарантии  трудоустройства  мирового   судьи   по
истечении  срока  полномочий в случае неизбрания (неназначения) его на
новый срок.  Возможно предусмотреть  для  реализации  этого  положения
сохранение  за  ним  на период осуществления полномочий прежнего места
работы.
     Исходя из  вышеизложенного,  Амурский  областной  Совет  народных
депутатов обращается  в  Государственную  Думу  Федерального  Собрания
Российской    Федерации   с   предложением   рассмотреть   возможность
законодательного  регулирования  на   федеральном   уровне   следующих
вопросов:
     1) определения федерального бюджета как источника  финансирования
оплаты труда работников аппарата мирового судьи, в связи с чем отнести
работников  аппарата  мирового  судьи  к  федеральным  государственным
служащим;
     2) установления критериев формирования судебных участков  мировых
судей  с  учетом  территориальных  особенностей  субъектов  Российской
Федерации;
     3) урегулирования   порядка   замещения  временно  отсутствующего
мирового судьи;
     4) установления  гарантии  предоставления мировым судьям работы в
случае  неизбрания  (неназначения)  на  должность  мирового  судьи  на
очередной срок полномочий.



Информация по документу
Читайте также