Расширенный поиск
Постановление Администрации Смоленской области от 28.06.2005 № 204АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28.06.2005г. N 204 г. Смоленск Об утверждении Методики расчета платежеспособности областного бюджета и Методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств В целях реализации областной целевой Программы реформирования региональных финансов Смоленской области до 2007 года, утвержденной распоряжением Администрации Смоленской области от 15.11.2004 N 1030-р/адм (в редакции распоряжений Администрации Смоленской области от 24.11.2004 N 1056-р/адм, от 21.06.2005 N 458-р/адм), Администрация Смоленской области постановляет: 1. Утвердить Методику расчета платежеспособности областного бюджета согласно приложению N 1. 2. Утвердить Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению N 2. Глава Администрации Смоленской области В.Н.Маслов Приложение N 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 28.06.2005г. N 204 МЕТОДИКА расчета платежеспособности областного бюджета 1. Общие положения 1.1. Методика расчета платежеспособности областного бюджета (далее - Методика) разработана в целях оценки способности областного бюджета полностью и в срок исполнять свои расходные и долговые обязательства. 1.2. В рамках настоящей Методики оцениваются следующие расходные и долговые обязательства Смоленской области (далее - расходные, долговые обязательства): - кредитные соглашения и договоры; - государственные займы Смоленской области, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; - договоры и соглашения о получении Смоленской областью бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - договоры о предоставлении государственных гарантий Смоленской области; - соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Смоленской области, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет; - просроченная кредиторская задолженность областных бюджетных учреждений. 1.3. Обязательства Смоленской области классифицируются как прямые и условные. 1.4. Прямые обязательства - обязательства, которые требуют выплат процентов и/или основной суммы кредитору в установленный срок. К прямым обязательствам относятся: - кредитные соглашения и договоры; - государственные займы Смоленской области, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; - договоры и соглашения о получении Смоленской областью бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - соглашения и договоры, заключенные от имени Смоленской области, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет; - просроченная кредиторская задолженность областных государственных учреждений. 1.5. Условные обязательства - обязательства по таким формам соглашений, договоров и прочих контрактов, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем лишь при наступлении заранее оговоренных событий. К условным обязательствам относятся гарантии и поручительства Администрации Смоленской области по обязательствам перед третьими лицами. 1.6. Временной интервал, по которому оценивается платежеспособность областного бюджета, состоит из: - фактического периода, включающего два предыдущих финансовых года и прошедшую часть текущего года для расчета некоторых показателей; - прогнозного периода - от начала текущего года до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения. Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды. 1.7. Виды заимствований классифицируются по целям их привлечения: - инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета; - заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности областного бюджета в текущий период, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств; - заимствования на покрытие кассовых разрывов - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов областного бюджета (далее также - заимствования). 1.8. Расчет платежеспособности областного бюджета проводится раз в год - при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год. Расчет платежеспособности областного бюджета может проводиться также при возникновении необходимости привлечения заимствований (предоставлении гарантий) в течение года, а также при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств. 1.9. В настоящей Методике предусматривается, что расчет платежеспособности областного бюджета осуществляется на основании двух прогнозов - оптимистического и консервативного - в соответствии с: - прогнозами основных макроэкономических показателей Смоленской области; - прогнозами основных показателей областного бюджета; - предположениями о графике платежей по долговым обязательствам Смоленской области; - предположениями о состоянии кредитного рынка, доступного для Администрации Смоленской области; - оценками возможных изменений стоимости заимствований (в случае наличия долговых обязательств с плавающей процентной ставкой). 1.10. В расчет оценки платежеспособности областного бюджета заложены следующие принципы: - текущие расходы областного бюджета должны покрываться доходами. Данный принцип должен соблюдаться для всех уровней платежеспособности выше критического; - новые заимствования должны привлекаться только для финансирования капитальных расходов. Данный принцип должен соблюдаться для абсолютного и нормального уровней платежеспособности. Для неустойчивого уровня платежеспособности допускается ограниченный объем рефинансирования долга. 1.11. Для оценки соблюдения указанных в пункте 1.8 настоящей Методики принципов используются понятия долговой емкости областного бюджета и доступной долговой емкости областного бюджета. 1.12. Долговая емкость областного бюджета (далее также - долговая емкость) - это превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых и условных обязательств в каждом периоде интервала расчета. 1.13. Доступная долговая емкость областного бюджета (далее также - доступная долговая емкость) определяется как разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и долговой емкостью в каждом периоде интервала расчета. Если значение доступной долговой емкости отрицательно, то оно показывает, какой объем заимствований для вынужденного рефинансирования долговых обязательств необходим. Если значение доступной долговой емкости положительно, то оно показывает, какой объем доходов областного бюджета остается после покрытия текущих расходов и расходов по погашению и обслуживанию долга, который может быть направлен: - на финансирование капитальных расходов за прошлые периоды (при предположении неизменности остатков областного бюджета и незначительности поступлений от продажи активов); - на финансирование капитальных расходов и досрочное погашение обязательств в текущем году с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет; - на финансирование капитальных расходов в последующие годы, досрочное погашение обязательств, а также на погашение и обслуживание новых заимствований. 2. Порядок расчета платежеспособности областного бюджета 2.1. Процедура расчета уровня платежеспособности областного бюджета включает следующие этапы: - построение прогноза основных макроэкономических показателей Смоленской области на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогноз); - построение прогноза основных показателей областного бюджета на весь интервал расчета (оптимистический и консервативный прогноз); - построение графика платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств (оптимистический и консервативный прогноз); - расчет платежеспособности областного бюджета. 2.2. Построение прогноза основных макроэкономических показателей Смоленской области на весь интервал расчета осуществляется на основе среднесрочных макроэкономических прогнозов для Российской Федерации и Смоленской области, а также фактических значений макроэкономических показателей за предыдущие три года. Прогнозируются показатель валового регионального продукта (далее - ВРП), индекс потребительских цен (далее - инфляция) в Смоленской области. Для показателя ВРП прогнозируются номинальный объем, реальный рост/снижение ВРП и дефлятор ВРП. На ближайшие три года значения показателей ВРП и инфляции берутся из прогноза социально-экономического развития Смоленской области на соответствующий период. На период от четырех лет и до конца периода интервала расчета показатели ВРП и инфляции определяются на основании долгосрочных федеральных макроэкономических прогнозов и ориентиров по указанным показателям для Российской Федерации в целом. Для этого построенный прогноз показателей для Российской Федерации корректируется с учетом сопоставления динамики указанных показателей в Российской Федерации и Смоленской области по фактическим данным за предшествующие три года и прогнозных данных социально-экономического развития Российской Федерации и Смоленской области на ближайшие три года. Прогноз показателей на сроки, не охватываемые долгосрочными прогнозами Российской Федерации, осуществляется по тенденции. 2.3. Построение прогноза основных показателей областного бюджета осуществляется на весь период интервала расчета. Прогнозируются следующие основные показатели областного бюджета: - доходы областного бюджета; - безвозмездные перечисления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - текущие расходы областного бюджета. Значения указанных показателей на ближайшие три года определяются по перспективному финансовому плану Смоленской области. Прогноз значений указанных показателей областного бюджета строится на основе определенных в пункте 2.2 настоящей Методики прогнозов основных макроэкономических показателей, а также гипотез об изменении объема доходов бюджета относительно ВРП, структуры расходов, гипотез о распределении (изменении распределения) доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В итоге определяются оптимистический и консервативный показатели областного бюджета. 2.4. График обслуживания и погашения долговых обязательств Смоленской области составляется на основе данных об объеме и условиях привлечения существующих прямых и условных обязательств. Расчет суммарного объема платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам осуществляется по следующей формуле: L j j M k СГI = E (погашение + обслуживание ) + Е ожидаемый платеж , j=1 i i k=1 i где: СГI- суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам; i - порядковый номер года , i=1,:,N, где N - число лет в интервале расчета; j - порядковый номер прямого долгового обязательства, j=1,:,L, где L - количество прямых долговых обязательств; k - порядковый номер условного долгового обязательства, k=1,:,M, где M - количество условных долговых обязательств; j погашениеi - расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом году; j обслуживаниеi - расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом году; k ожидаемый платеж i - ожидаемый платеж по k-ому условному обязательству в i-ом году. Ожидаемый платеж вычисляется как произведение объема возможной выплаты по обязательству на оценку вероятности наступления гарантийного случая. Вероятность наступления гарантийного случая по условным обязательствам, предоставленным юридическим лицам, оценивается как доля условных обязательств, по которым наступил гарантийный случай, в общем объеме условных обязательств за последние два финансовых года. Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок в предыдущем периоде (предыдущих периодах), то при построении сводного графика обслуживания и погашения просроченных обязательств их исполнение относится на ближайший период. Набор суммарных объемов платежей по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемых платежей по условным обязательствам для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств, составляемый по формуле: СГ = {СГi}, i=1,...,N, где N - количество лет в интервале расчета. 3. Расчет платежеспособности областного бюджета 3.1. Значение уровня платежеспособности областного бюджета складывается из значения потенциальной платежеспособности областного бюджета и префикса, означающего ожидаемое отличие реальной платежеспособности от потенциальной платежеспособности (от условий платежеспособности). Потенциальная платежеспособность областного бюджета может принимать следующие значения: +------------------------------------------------------------------------+ ¦Обозна- ¦ Уровень ¦ Описание значения уровня потенциальной ¦ ¦чение ¦ потенциальной¦ платежеспособности областного бюджета ¦ ¦ ¦платежеспособ-¦ ¦ ¦ ¦ ности ¦ ¦ ¦ ¦ областного ¦ ¦ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦ +--------+--------------+------------------------------------------------¦ ¦ (А) ¦ абсолютный ¦областной бюджет способен обеспечивать¦ ¦ ¦ ¦финансирование текущих расходов, погашение¦ ¦ ¦ ¦долга и достаточно высокий уровень капитальных¦ ¦ ¦ ¦расходов с возможным привлечением новых¦ ¦ ¦ ¦заимствований при соблюдении соответствующих¦ ¦ ¦ ¦ограничений по долгу ¦ +--------+--------------+------------------------------------------------¦ ¦ (В) ¦ нормальный ¦областной бюджет способен обеспечивать¦ ¦ ¦ ¦финансирование текущих расходов, погашение¦ ¦ ¦ ¦долга и достаточный уровень капитальных¦ ¦ ¦ ¦расходов с возможным привлечением новых¦ ¦ ¦ ¦заимствований при соблюдении соответствующих¦ ¦ ¦ ¦ограничений по долгу ¦ +--------+--------------+------------------------------------------------¦ ¦ (С) ¦ неустойчивый ¦областной бюджет способен обеспечить¦ ¦ ¦ ¦финансирование текущих расходов, погашение¦ ¦ ¦ ¦долга и минимально необходимого уровня¦ ¦ ¦ ¦капитальных расходов с возможным привлечением¦ ¦ ¦ ¦новых заимствований при соблюдении¦ ¦ ¦ ¦соответствующих ограничений по долгу. Возможно¦ ¦ ¦ ¦проведение небольшого объема вынужденного¦ ¦ ¦ ¦рефинансирования ¦ +--------+--------------+------------------------------------------------¦ ¦ (D) ¦ кризисный ¦средств областного бюджета недостаточно для¦ ¦ ¦ ¦покрытия текущих расходов и/или погашения долга¦ ¦ ¦ ¦- долговая емкость и/или доступная долговая¦ ¦ ¦ ¦емкость отрицательна. ¦ ¦ ¦ ¦Невозможно доведение платежеспособности¦ ¦ ¦ ¦областного бюджета до более высокого уровня с¦ ¦ ¦ ¦помощью проведения операций резервирования,¦ ¦ ¦ ¦досрочного погашения или осуществления новых¦ ¦ ¦ ¦заимствований при соблюдении ограничений по¦ ¦ ¦ ¦долгу ¦ +------------------------------------------------------------------------+ К показателю потенциальной платежеспособности приставляется префикс, обозначающий ожидаемое отличие реальной платежеспособности областного бюджета относительно потенциальных условий. Префикс может принимать следующие значения: +------------------------------------------------------------------------+ ¦ +¦Реальная (фактическая) платежеспособность областного¦ ¦ ¦бюджета ожидается на более высоком уровне, чем¦ ¦ ¦потенциальная (расчетная, условная) ¦ +------------+-----------------------------------------------------------¦ ¦ -¦Фактическая платежеспособность областного бюджета¦ ¦ ¦ожидается на более низком уровне, чем потенциальная¦ ¦ ¦(расчетная, условная) ¦ +------------+-----------------------------------------------------------¦ ¦ 0¦Фактическая платежеспособность областного бюджета¦ ¦ ¦ожидается на таком же уровне, как и потенциальная¦ ¦ ¦(расчетная, условная) ¦ +------------------------------------------------------------------------+ Уровень платежеспособности областного бюджета определяется как агрегированный показатель следующих составляющих: а) показателя фактической платежной дисциплины областного бюджета, рассчитанного по фактическому периоду; б) показателя потенциальной платежеспособности областного бюджета, рассчитанного по фактическому и прогнозному периодам. 3.2. Расчет фактической платежной дисциплины областного бюджета производится следующим образом. Рассчитываются показатели уровня фактической платежной дисциплины, приведенные в приложении к настоящей Методике. Полученные значения по каждому показателю сопоставляются с уровнями фактической платежной дисциплины. Каждый показатель имеет статус: 1 - "ограничительный" и/или 2 - "расчетный". Если для показателя со статусом "1" выполняется соотношение, указанное в таблице приложения к настоящей Методике, для некоторого уровня фактической платежной дисциплины областного бюджета, то общий уровень фактической платежной дисциплины не может быть выше данного уровня. Для каждого показателя со статусом "2" сопоставляется балл (условная оценка): для абсолютного уровня - 4; для нормального - 3; неустойчивого - 2; кризисного - 1. Итоговый балл фактической платежной дисциплины областного бюджета рассчитывается путем взвешивания баллов показателей с учетом указанных в графе "Вес показателей" таблицы приложения к настоящей Методике показателей. Уровень фактической платежной дисциплины областного бюджета определяется по полученному итоговому баллу фактической платежной дисциплины областного бюджета с учетом ограничений, предусмотренных для областного бюджета показателей со статусом "1". 3.3. Определяются четыре возможных уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета: а) абсолютный уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов областного бюджета достаточно для покрытия текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточно высокого уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к абсолютному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу; б) нормальный уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения достаточного уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к нормальному уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу; в) неустойчивый уровень платежеспособности. Для каждого года прогнозного периода доходов областного бюджета достаточно для покрытия всех текущих расходов, погашения долга и обеспечения хотя бы минимального уровня капитальных расходов или возможно привести бюджетные и долговые показатели к неустойчивому уровню платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления значительного объема новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу; г) кризисный уровень платежеспособности. Доходов областного бюджета в каком-либо году прогнозного периода недостаточно для покрытия текущих расходов и/или погашения долга (долговая емкость бюджета и/или доступная долговая емкость отрицательна) и невозможно доведение бюджетных и долговых показателей до более высокого уровня платежеспособности за счет проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и осуществления новых заимствований при соблюдении ограничений по долгу. Уровень капитальных расходов определяется отношением объема капитальных расходов к доходам областного бюджета. Достаточность уровня капитальных расходов определяется следующими значениями: +---------------------------------------+ ¦Достаточно высокий уровень¦ > 15% ¦ ¦капитальных расходов ¦ ¦ +----------------------------+----------¦ ¦Достаточный уровень¦ 5 - 15 % ¦ ¦капитальных расходов ¦ ¦ +----------------------------+----------¦ ¦Минимальный уровень¦ 2 - 5 % ¦ ¦капитальных расходов ¦ ¦ +----------------------------+----------¦ ¦Уровень капитальных¦ < 2 % ¦ ¦расходов ниже минимального ¦ ¦ +---------------------------------------+ Данные значения могут корректироваться исходя из текущих и ожидаемых потребностей областного бюджета в капитальных расходах. Показатель потенциальной платежеспособности областного бюджета рассчитывается отдельно для консервативного и оптимистического прогнозов. Уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета определяется отдельно по фактическому и прогнозному периодам. 3.4. Для расчета потенциальной платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду вводится коэффициент платежеспособности областного бюджета, равный отношению суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к доходам областного бюджета: Yi = (ДДЕi+заимствованияi)/доходыi, где: i - порядковый номер года фактического периода, i=1,2; ДДЕ i - доступная долговая емкость областного бюджета в i-ом году; доходы i - доходы областного бюджета в i-ом году; заимствования i - объем заимствований областного бюджета в i-ом году. Указанное соотношение показывает, на каком уровне могут быть профинансированы капитальные расходы областного бюджета, осуществляемые как за счет доходов, так и за счет привлечения новых заимствований. Далее рассчитывается среднее значение коэффициента платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду по формуле: Y = (Y1+Y2)/2 По значению коэффициента платежеспособности областного бюджета определяется уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета в соответствии с таблицей: +-------------------------------------------------------------------------+ ¦ Значение коэффициента ¦ Уровень потенциальной платежеспособности ¦ ¦ платежеспособности ¦ областного бюджета ¦ ¦ областного бюджета ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------¦ ¦ ¦абсолютный¦нормальный¦неустойчивый¦ кризисный ¦ +--------------------------+----------+----------+------------+-----------¦ ¦Отношение суммы доступной¦ > 15% ¦ 5 - 15 % ¦ 2 - 5 % ¦ < 2% ¦ ¦долговой емкости и объема¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заимствований к доходам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------------+ Вышеприведенные уровни потенциальной платежеспособности областного бюджета соответствуют уровням капитальных расходов, определенным в пункте 3.3 настоящей Методики, поскольку коэффициент платежеспособности областного бюджета равен отношению капитальных расходов к доходам областного бюджета при условии неизменности остатков на счетах областного бюджета и незначительности поступлений в областной бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности. 3.5. Для определения значения префикса показателя платежеспособности областного бюджета сравнивается полученный уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду и уровень фактической платежной дисциплины областного бюджета, рассчитанный в соответствии с пунктом 3.2 настоящей Методики. Если уровень платежной дисциплины областного бюджета ниже, чем уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета по фактическому периоду, префикс равен "-", т.е. платежеспособность областного бюджета сложится в прогнозном периоде на более низком уровне, чем расчетная потенциальная платежеспособность. Если уровень платежной дисциплины выше потенциальной платежеспособности областного бюджета, то префикс равен "+", т.е. реальная (фактическая) платежеспособность областного бюджета ожидается в прогнозном периоде на более высоком уровне, чем его расчетная потенциальная платежеспособность. Если уровень платежной дисциплины равен потенциальной платежеспособности областного бюджета, то префикс равен "0", т.е. реальная (фактическая) платежеспособность областного бюджета ожидается в прогнозном периоде на том же уровне, что и его расчетная потенциальная платежеспособность. 3.6. Для расчета потенциальной платежеспособности областного бюджета по прогнозному периоду вводится коэффициент платежеспособности (Y), равный отношению суммы доступной долговой емкости и объема заимствований к объему доходов областного бюджета для каждого года прогнозного периода: Yi = (ДДЕi+заимствованияi)/доходыi, где: i - порядковый номер года , i=1,:,N, где N - число лет в прогнозном периоде; ДДЕ i - доступная долговая емкость областного бюджета в i-ом году; доходы i - доходы областного бюджета в i-ом году; заимствования i - объем заимствований областного бюджета в i-ом году. Уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета в прогнозном периоде определяется как максимально достижимое значение коэффициента платежеспособности областного бюджета по всем годам прогнозного периода с учетом возможности проведения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований. Расчет потенциальной платежеспособности областного бюджета проводится в два этапа: - определение исходного уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета; - определение возможности повышения исходного уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета с помощью проведения операций резервирования, досрочного погашения и осуществления новых заимствований. 3.7. Исходный уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета определяется с помощью коэффициента исходной платежеспособности областного бюджета, равного отношению доступной долговой емкости к доходам для каждого года прогнозного периода: Yi=ДДЕi/доходыi, где: i - порядковый номер года , i=1,:,N, где N - число лет в прогнозном периоде; ДДЕi - доступная долговая емкость в i-ом году; доходыi - доходы областного бюджета в i-ом году. Для каждого года прогнозного периода по полученным значениям данного коэффициента определяется уровень исходной платежеспособности областного бюджета в текущем году в соответствии с таблицей: +--------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦ Уровень исходной потенциальной ¦ ¦ ¦ платежеспособности областного бюджета ¦ ¦ +-----------------------------------------------¦ ¦ ¦абсолютный¦нормальный¦неустойчивый¦ кризисный ¦ ¦ +----------+----------+------------+------------¦ ¦Отношение доступной ¦ > 15% ¦ 5 - 15 % ¦ 2 - 5 % ¦ < 2% ¦ ¦долговой емкости к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходам областного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------+ Если значения коэффициента исходной потенциальной платежеспособности областного бюджета соответствуют абсолютному уровню его платежеспособности для всех лет прогнозного периода, то общий уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета абсолютный. 3.8. Возможность повышения уровня потенциальной платежеспособности областного бюджета (далее - платежеспособность) осуществляется путем последовательного применения операций резервирования средств, досрочного погашения действующих долговых обязательств и привлечения новых заимствований с учетом результатов, полученных при расчете исходного уровня потенциальной платежеспособности. 3.9. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью резервирования средств осуществляется следующим образом. Проводится поиск двух соседних лет, для которых коэффициент исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется резервирование средств с первого года на второй в объеме, выравнивающем коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как уменьшение доходов областного бюджета в первом году и увеличение его доходов на эту же сумму во втором году. Причем каждый год может быть задействован в данной операции только один раз. 3.10. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью проведения досрочного погашения действующих долговых обязательств осуществляется следующим образом. Производится поиск двух лет (не обязательно соседних) начиная с текущего года, для которых значение коэффициента исходной платежеспособности в первом году выше, чем во втором. Осуществляется досрочное погашение действующих долговых обязательств на сумму, выравнивающую коэффициенты исходной платежеспособности для этих лет. Данная операция отражается в расчетах как корректировка графика платежей: удаляются досрочно погашенное обязательство (или его часть) и платежи по его обслуживанию (или их часть). 3.11. Возможность повышения уровня платежеспособности с помощью осуществления новых заимствований осуществляется следующим образом. Определяется минимальное значение коэффициента платежеспособности в прогнозном периоде. Задается уровень коэффициента платежеспособности на единицу выше, чем минимальное значение в прогнозном периоде (далее также - заданный уровень) и осуществляется доведение значений коэффициента платежеспособности по всем годам прогнозного периода до заданного уровня. Для этого определяется год (начиная со следующего года от даты расчета), для которого значение коэффициента платежеспособности ниже заданного уровня. Вычисляется объем заимствований (А), необходимый для доведения коэффициента платежеспособности в этом году до заданного уровня: А= (15%-Y)доходы, где: Y - значение коэффициента исходной платежеспособности в рассматриваемом году. Далее проводится попытка построения графика погашения данного заимствования. Погашение заимствования распределяется на срок, на который возможно привлечение новых заимствований с кредитного рынка в данном году. Распределение погашения заимствования производится по принципу максимально возможного выравнивания значения коэффициента платежеспособности. При этом на каждом этапе вычислений производится проверка соблюдения следующих ограничений, соответствующих уровням платежеспособности: +---------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦Уровень потенциальной платежеспособности¦ ¦ +-------------------------------- -------¦ ¦ ¦абсолют-й¦нормал-й ¦неустой-й¦кризис-й ¦ +----------------------------+---------+---------+---------+----------+ ¦ 1¦ 2¦ 3¦ 4¦ 5¦ +--------------------------------------------------------------------¦ ¦ Ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации ¦ +--------------------------------------------------------------------¦ ¦Отношение накопленного¦ < 100% ¦ >= 100% ¦ ¦объема основного долга к¦ ¦ ¦ ¦доходам областного бюджета¦ ¦ ¦ ¦за вычетом финансовой¦ ¦ ¦ ¦помощи из бюджетов других¦ ¦ ¦ ¦уровней бюджетной системы ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------------------------+---------¦ ¦Отношение объема расходов¦ < 15% ¦ >= 15 % ¦ ¦на обслуживание долга к¦ ¦ ¦ ¦расходам областного бюджета ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------------------------+---------¦ ¦Отношение дефицита¦ < 15% ¦ >= 15% ¦ ¦областного бюджета к¦ ¦ ¦ ¦доходам за вычетом¦ ¦ ¦ ¦финансовой помощи из¦ ¦ ¦ ¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------¦ ¦ Другие ограничения ¦ +--------------------------------------------------------------------¦ ¦Доля капитальных расходов,¦ < 60 % ¦ > 60% ¦ ¦финансируемых за счет¦ ¦ ¦ ¦заимствований ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-------------------+-------------------¦ ¦Отношение объема¦ -¦ 0 - 5 % ¦ > 5 % ¦ ¦рефинансирования долговых¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательств к доходам¦ ¦ ¦ ¦ ¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------------------------+---------¦ ¦Отношение объема¦ < 10 % ¦ > 10% ¦ ¦заимствований к доходам¦ ¦ ¦ ¦областного бюджета ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-----------------------------+---------¦ ¦Отношение выплат по¦ < 10 % ¦10 - 15 %¦ > 15 % ¦ ¦обслуживанию и погашению¦ ¦ ¦ ¦ ¦долга к доходам областного¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------+-------------------+---------+---------¦ ¦Отношение накопленного¦ < 60 % ¦60 - 100 ¦ > 100% ¦ ¦долга к доходам областного¦ ¦ % ¦ ¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------+ Если удалось построить график погашения для нового заимствования, аналогичная процедура проводится для следующих лет, имеющих коэффициент платежеспособности ниже заданного уровня. Если процесс построения новых заимствований не прерывается до конца прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности достижим. Затем производится аналогичный расчет для коэффициента платежеспособности на единицу выше заданного. Если процесс построения новых заимствований прерывается на каком-либо году прогнозного периода, то считается, что заданный уровень коэффициента платежеспособности недостижим. Максимально достижимый уровень платежеспособности определяется по значению предыдущего уровня коэффициента платежеспособности. Приложение к Методике расчета платежеспособности областного бюджета ПОКАЗАТЕЛИ фактической платежной дисциплины областного бюджета +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦ Уровень фактической платежной дисциплины ¦ Статус ¦ Вес ¦ ¦ ¦ ¦показателей¦показателей¦ ¦ ¦ ¦ *) ¦ ¦ ¦ +--------------------------------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦абсолютный¦нормальный¦неустойчивый¦кризисный¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦Ограничения Бюджетного кодекса Российской Федерации ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦1.¦Отношение накопленного¦ ¦ ¦ ¦ >= 100% ¦ 1¦ -¦ ¦ ¦объема основного долга к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходам областного бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за вычетом финансовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощи из бюджетов других¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровней бюджетной системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦максимальное значение по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦двум годам фактического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦периода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------------------------+----------+----------+------------+---------+-----------+-----------¦ ¦2.¦Отношение объема расходов¦ ¦ ¦ ¦ >= 15 % ¦ 1¦ -¦ ¦ ¦на обслуживание долга к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходам областного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета, максимальное¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦значение по двум годам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фактического периода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------------------------+----------+----------+------------+---------+-----------+-----------¦ ¦3.¦Отношение дефицита¦ ¦ ¦ ¦ >= 15% ¦ 1¦ -¦ ¦ ¦областного бюджета к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходам за вычетом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовой помощи из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федерального бюджета,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦максимальное значение по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦двум годам фактического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦периода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------------------------+----------+----------+------------+---------+-----------+-----------¦ ¦4.¦Объем доходов областного¦ ¦ ¦ ¦ <= 0 ¦ 1¦ -¦ ¦ ¦бюджета за вычетом текущих¦ ¦ ¦ ¦ рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходов областного бюджета¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(долговая емкость),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦минимальное значение по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦двум годам фактического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦периода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------+-----------+-----------¦ ¦Наличие и динамика просроченных долговых обязательств ¦ ¦ 40% ¦ +----------------------------------------------------------------------------+-----------+-----------¦ ¦1.¦Наличие случаев¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 50%¦ ¦ ¦несвоевременного выполнения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательств по выплате¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основного долга Отношение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объема просроченных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долговых обязательств к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объему годовых расходов, в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среднем за последние 2 года¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и истекший период текущего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------------------------+----------+----------+----------------------+-----------+-----------¦ ¦2.¦Наличие случаев¦ ¦ ¦ 0-1% > 1 % ¦ 1,2¦ 10%¦ ¦ ¦несвоевременного выполнения¦ ¦ ¦ расходов расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательств по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживанию долга.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Отношение объема¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦просроченных платежей к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объему расходов, в среднем¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за последние 2 года и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦истекший период текущего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------+-----------+-----------¦ ¦Наличие и динамика просроченной кредиторской задолженности ¦ ¦ 40% ¦ +----------------------------------------------------------------------------+-----------+-----------¦ ¦3.¦Отношение накопленной¦ < 2,5% ¦ 2,5 - 7 %¦ 7 - 10 % ¦ > 10% ¦ 2¦ 50%¦ ¦ ¦просроченной кредиторской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦задолженности к доходам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета на начало текущего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года по отношению к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦плановым доходам бюджета на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущий год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------------------------+----------+----------+------------+---------+-----------+-----------¦ ¦4.¦Прирост просроченной¦ <= 0 % ¦ 0 - 2 % ¦ 2 - 5 % ¦ > 5% ¦ 2¦ 50%¦ ¦ ¦кредиторской задолженности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к непроцентным расходам за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦последние два года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------+------------+---------+-----------+-----------¦ ¦Качество условных долговых обязательств ¦ ¦ ¦ ¦ 20% ¦ +-----------------------------------------------------+------------+---------+-----------+-----------¦ ¦5.¦Доля условных долговых¦ < 10% ¦ 10-20 % ¦ 20-50 % ¦ >50% ¦ 2¦ 70%¦ ¦ ¦обязательств, по которым¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наступили гарантийные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦случаи (по сумме), в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среднем за последние два¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------------------------+----------+----------+------------+---------+-----------+-----------¦ ¦6.¦Доля условных долговых¦ < 10% ¦ 10-20 % ¦ 20-50 % ¦ >50% ¦ 2¦ 30%¦ ¦ ¦обязательств, по которым¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наступили гарантийные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦случаи (по числу гарантий,)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в среднем за последние два¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ *) 1 - ограничительный; 2 - расчетный Приложение N 2 к постановлению Администрации Смоленской области от 28.06.2005г. N 204 МЕТОДИКА расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств 1. Общие положения 1.1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) определяет объемы возможных заимствований, не нарушающих заданный уровень платежеспособности областного бюджета. 1.2. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее также - объем заимствований) основан на Методике оценки платежеспособности областного бюджета (приложение N 1 к настоящему постановлению). 1.3. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств проводится раз в год при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год. Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при планировании привлечения новых заимствований. 1.4. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства Смоленской области. Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды. 1.5. В настоящей Методике рассматриваются следующие виды заимствований, классифицированные по целям их проведения: - инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета; - рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующих обязательств Смоленской области. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих обязательств. 2. Порядок расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств 2.1. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств в данном году определяется на основании: а) ограничений областного бюджета, задаваемых уровнями платежеспособности областного бюджета; б) условий возможных заимствований на кредитном рынке для Администрации Смоленской области; в) потребностей в заимствованиях, в том числе: - на инвестиционные расходы; - на рефинансирование действующих долговых обязательств. 2.2. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности областного бюджета, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности областного бюджета. Расчет осуществляется для всех уровней платежеспособности, равных и более низких, чем текущее значение платежеспособности областного бюджета. Расчет производится в соответствии с Методикой расчета платежеспособности областного бюджета согласно приложению N 1 к настоящему постановлению. Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения. Расчет производится исходя из принципа максимально возможного выравнивания коэффициента платежеспособности, определяемого как отношение суммы доступной долговой емкости и заимствований к доходам областного бюджета. Результатом указанного расчета являются: - рассчитанные объемы возможных заимствований, соответствующие уровню платежеспособности областного бюджета; - соответствующие графики погашения указанных объемов заимствований. 2.3. Определение условий привлечения заимствований для Администрации Смоленской области проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного привлечения средств. Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов: - по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории Смоленской области; - по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы; - на основе опроса кредитных учреждений о возможных условиях привлечения кредитов. Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Возможные условия эмиссии региональных облигаций Смоленской области определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Смоленской области. Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов. 2.4. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств. Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей. 2.5. Для определения потребности в вынужденном рефинансировании проводится расчет значений показателей согласно приложению N 1 к настоящей Методике. Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают установленных для них пороговых значений, то вынужденного рефинансирования существующих долговых обязательств проводить не требуется. Если в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования обязательств. 2.6. Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводятся следующие расчеты: а) определение критических периодов. Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2" - рекомендуемый. Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса: "1" - период, в котором требуется провести обязательное рефинансирование; "2" - период, в котором рекомендуется провести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей; б) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений. Определяются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование. Для каждого критического периода и для каждого отобранного обязательства проверяется, приведет ли исключение данного обязательства (или его части) к устранению критичности значения показателей. В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде перестанут находиться в критическом диапазоне. Отбор начинается с обязательств, имеющих наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем. Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования; в) определение объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования. Для каждого выбранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, определяется стоимость его досрочного выкупа: - для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, предшествующий дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги; - для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного выкупа, стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора. В случае если такие параметры не заданы, цена выкупа оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но не выплаченных на текущий момент процентных платежей; - в других случаях стоимость выкупа оценивается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но невыплаченных процентных платежей. Более точно стоимость выкупа определяется в процессе переговоров с кредиторами. Суммарный объем стоимости выкупа всех долговых обязательств, приводящих к нарушению пороговых значений критериев, является объемом требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования. 2.7. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств. Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований для Администрации Смоленской области. Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений. Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (но тем не менее удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к приведенной стоимости платежей по выплате основного долга. Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше, чем значение объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно. 2.8. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется Администрацией Смоленской области. Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании. Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты. Определяется объем доходов областного бюджета, который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году. Объем доходов областного бюджета, направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами областного бюджета, текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в областной бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности. Разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов областного бюджета представляет собой объем средств, требуемый для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях. 2.9. Если возможности областного бюджета в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше, чем потребности в заимствованиях, производится заимствование в объемах потребностей. Если возможности областного бюджета ниже, чем его потребности, полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и, по остаточному принципу, потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании. 2.10. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа: - проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов; - выбор заемных финансовых инструментов. Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается следующая информация: процентная ставка и правила ее изменения (в случае плавающих ставок); условия погашения (в частности, возможность досрочного погашения); возможный объем заимствований. Выбор конкретных финансовых инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов: - величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения; - соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения; - стоимости финансовых инструментов. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований. Приведенная стоимость государственного долга Смоленской области по каждому долговому обязательству рассчитывается согласно приложению N 2 к настоящей Методике Приложение N 1 к Методике расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств ПОКАЗАТЕЛИ, на основании которых принимается решение о вынужденном рефинансировании действующих долговых обязательств Смоленской области +-------------------------------------------------------------------------+ ¦ N ¦ Наименование ¦ Диапазон¦ Статус ¦ Описание значения ¦ ¦п/п¦ ¦критичес-¦ критерия ¦ показателей ¦ ¦ ¦ ¦ких значе¦(1-обяза- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ний пока-¦тельный, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зателей ¦2-рекомен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дуемый) ¦ ¦ +-----------------------------+---------+---------------------------------¦ ¦ 1¦ 2¦ 3¦ 4¦ 5¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦ Показатели - требования Бюджетного кодекса Российской Федерации ¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦1.¦Отношение накопленного¦ >= 100% ¦ 1¦объем государственного¦ ¦ ¦объема основного долга к¦ ¦ ¦долга субъекта¦ ¦ ¦доходам областного¦ ¦ ¦Российской Федерации¦ ¦ ¦бюджета за вычетом¦ ¦ ¦(далее - РФ) не должен¦ ¦ ¦финансовой помощи из¦ ¦ ¦превышать объем¦ ¦ ¦бюджетов других уровней¦ ¦ ¦доходов его бюджета¦ ¦ ¦бюджетной системы¦ ¦ ¦без учета финансовой¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦помощи из бюджетов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦других уровней¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетной системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(ст. 107 Бюджетного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кодекса Российской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации (далее - БК¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ) ¦ +--+--------------------------+---------+---------+-----------------------¦ ¦2.¦Отношение объема расходов¦ >= 15 % ¦ 1¦предельный объем¦ ¦ ¦на обслуживание¦ ¦ ¦расходов на¦ ¦ ¦государственного долга¦ ¦ ¦обслуживание ¦ ¦ ¦Смоленской области к¦ ¦ ¦государственного долга¦ ¦ ¦расходам областного¦ ¦ ¦субъекта Российской¦ ¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦Федерации не должен¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦превышать 15 процентов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объема расходов его¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета (ст. 111 БК РФ)¦ +--+--------------------------+---------+---------+-----------------------¦ ¦3.¦Отношение дефицита¦ >= 15% ¦ 1¦размер дефицита¦ ¦ ¦областного бюджета к его¦ ¦ ¦бюджета субъекта РФ не¦ ¦ ¦доходам за вычетом¦ ¦ ¦может превышать 15%¦ ¦ ¦финансовой помощи из¦ ¦ ¦объема его доходов без¦ ¦ ¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦учета финансовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощи из федерального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета. Предельный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦размер дефицита¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета субъекта РФ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦может превышать это¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ограничение, но не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более чем на величину¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поступлений в его¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет от продажи¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦имущества (ст. 92 БК¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ) ¦ +--+--------------------------+---------+---------+-----------------------¦ ¦4.¦Объем доходов областного¦ <= 0 ¦ 1¦текущие расходы не¦ ¦ ¦бюджета за вычетом¦ рублей ¦ ¦могут превышать объем¦ ¦ ¦текущих расходов бюджета¦ ¦ ¦доходов бюджета¦ ¦ ¦(долговая емкость) ¦ ¦ ¦субъекта РФ (ст.92 БК¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦РФ) ¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦ Показатели платежеспособности бюджета ¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦5.¦Доступная долговая¦ < 0 ¦ 1¦остаток средств после¦ ¦ ¦емкость бюджета ¦ рублей ¦ ¦покрытия всех¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательных расходов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и расходов на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживание и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦погашение существующих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долговых обязательств ¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦ Показатели долговой нагрузки на бюджет ¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦6.¦Отношение выплат по¦ > 15 % ¦ 2¦показывает процент¦ ¦ ¦обслуживанию и погашению¦ ¦ ¦доходов бюджета¦ ¦ ¦долга за период к доходам¦ ¦ ¦субъекта РФ,¦ ¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦отвлеченных на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦погашение и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживание долговых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательств ¦ +--+--------------------------+---------+---------¦ ¦ ¦7.¦Отношение выплат по¦ > 25 % ¦ 2¦ ¦ ¦ ¦обслуживанию и погашению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долга за период к доходам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета за вычетом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовой помощи из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------¦ ¦ ¦8.¦Отношение накопленного¦ > 60% ¦ 2¦ограничение на объем¦ ¦ ¦объема основного долга к¦ ¦ ¦накопленного долга по¦ ¦ ¦доходам областного бюджета¦ ¦ ¦отношению к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственным доходам ¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦Показатели краткосрочной ликвидности и равномерности распределения¦ ¦долгового бремени ¦ +-------------------------------------------------------------------------¦ ¦9.¦Удельный вес долговых¦ > 30 % ¦ 2¦показывает долю¦ ¦ ¦обязательств, срок¦ ¦ ¦краткосрочных ¦ ¦ ¦погашения которых¦ ¦ ¦обязательств в¦ ¦ ¦наступает в текущем году,¦ ¦ ¦структуре долга и¦ ¦ ¦в объеме долговых¦ ¦ ¦равномерность ¦ ¦ ¦обязательств, срок¦ ¦ ¦распределения ¦ ¦ ¦погашения которых¦ ¦ ¦долгового бремени¦ ¦ ¦наступает в течение¦ ¦ ¦(выявляет "пики"¦ ¦ ¦ближайших четырех лет¦ ¦ ¦выплат по долговым¦ ¦ ¦(при условии, что¦ ¦ ¦обязательствам) ¦ ¦ ¦значение долговой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нагрузки (отношение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выплат по долговым¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательствам к доходам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в текущем году) > 8 %) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------------+ Приложение N 2 к Методике расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств ПОРЯДОК расчета приведенной стоимости государственного долга Смоленской области 1. Под приведенной стоимостью государственного долга Смоленской области подразумевается сумма приведенных стоимостей всех выплат, осуществляемых по обслуживанию и погашению основной суммы долга. 2. Под приведенной стоимостью выплаты понимается ее дисконтированная стоимость, рассчитанная с учетом срока осуществления этой выплаты и заданной ставки дисконтирования. 3. Под ставкой дисконтирования понимается процентная ставка, используемая при расчете приведенной стоимости выплат. 4. В качестве ставки дисконтирования может использоваться ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Значение ставки рефинансирования на дату проведения расчета определяется из официальных данных, публикуемых на сайте Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru). 5. Приведенная стоимость долга по обязательствам на дату расчета определяется по следующей формуле: n PV(D) = E PV(Рtj), j=1 где: D - суммарный объем выплат по долговым обязательствам Смоленской области; PV(D) - приведенная стоимость выплат по погашению и обслуживанию долга Смоленской области; PV(Рtj) - приведенная стоимость выплаты Ptj по обслуживанию или погашению долга Смоленской области, осуществляемая на дату tj; n - количество дней, на которые приходятся выплаты по погашению и обслуживанию долга в соответствии со сводным графиком платежей; t0 - дата проведения расчета приведенной стоимости долга; tj - дата j-й по счету выплаты; (tj-to) - число дней от даты расчета до даты выплаты tj; Ptj - объем выплат по обслуживанию и погашению долга, приходящихся на дату tj. Текущая приведенная стоимость выплаты Ptj для прямых долговых обязательств рассчитывается по формуле: Ptj PV(Рtj) = ------------------ (1+r)[(tj-to)/365] Приведенная стоимость выплаты Ptj для условных долговых обязательств рассчитывается по формуле: Ptj PV(Рtj) = ------------------*Pj, (1+r)[(tj-to)/365] где: Pj - прогнозная вероятность наступления гарантийного случая по условному обязательству. Вероятность наступления гарантийного случая по условным обязательствам, предоставленным юридическим лицам, оценивается как доля условных обязательств, по которым наступил гарантийный случай, в общем объеме условных обязательств за последние два финансовых года. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|