Расширенный поиск
Указ Губернатора Смоленской области от 21.04.2008 № 12У К А З ГУБЕРНАТОРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 21.04.2008 N 12 Об утверждении Концепции демографического развития Смоленской области на период до 2025 года Во исполнение посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и от 26 апреля 2007 года, а также в целях улучшения демографической ситуации в Смоленской области и консолидации усилий органов исполнительной власти Смоленской области по планированию и осуществлению мероприятий в сфере управления демографическим процессом п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографического развития Смоленской области на период до 2025 года (далее также - Концепция). 2. Органам исполнительной власти Смоленской области в своей деятельности по вопросам, касающимся демографического развития Смоленской области, руководствоваться положениями Концепции. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в своей деятельности по вопросам, касающимся демографического развития Смоленской области, руководствоваться положениями Концепции. 4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Губернатора Смоленской области О.В. Окуневу. С.В. Антуфьев УТВЕРЖДЕНА Указом Губернатора Смоленской области от 21.04.2008 N 12 КОНЦЕПЦИЯ демографического развития Смоленской области на период до 2025 года 1. Общие положения Концепция демографического развития Смоленской области на период до 2025 года учитывает особенности демографического развития Смоленской области и основывается на Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи, регулирование внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в Смоленской области. Концепция является основой для разработки программных мероприятий в сфере демографического развития Смоленской области, служит ориентиром для органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений, организаций и способствует объединению их усилий для решения проблем в указанной сфере. Концепция определяет цели, принципы, задачи и основные направления деятельности в сфере демографического развития Смоленской области на период до 2025 года. Реализация Концепции позволит улучшить демографическую ситуацию в Смоленской области, разработать механизм устойчивого демографического развития Смоленской области, реализовать приоритетные направления в указанной сфере и выработать научно обоснованную систему предотвращения демографических угроз устойчивому развитию Смоленской области. 2. Современная демографическая ситуация в Смоленской области и тенденции ее развития В Смоленской области, как и в целом в Российской Федерации, на протяжении последних лет наблюдается снижение численности населения за счет его естественной убыли и миграционного оттока. Переход к рыночным отношениям и экономические преобразования, сопровождавшиеся разрушением экономики, негативно повлияли на процессы воспроизводства населения. В последние годы Смоленская область ежегодно теряла около 13 тысяч человек. С 1992 года сокращение численности населения происходит из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. Уровень смертности в 2,5 раза превышает уровень рождаемости. Процесс демографического старения населения Смоленской области с каждым годом усиливается. Почти каждый четвертый житель Смоленщины находится в возрасте старше трудоспособного. Кроме того, в результате высокой смертности населения неуклонно снижается ожидаемая продолжительность жизни. В 1990 году для населения Смоленской области в целом она составляла 69,25 года, при этом у мужчин она была 63,36 года, а у женщин - 74,89 года. В 2006 году средний показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 63,01 года (у мужчин - 56,31 года, у женщин - 70,59 года), что на 3,6 года меньше, чем в среднем по России. В Смоленской области мужчины живут меньше на 5 лет, а женщины - на 3 года, чем в Центральном федеральном округе в целом. Вместе с тем в Смоленской области продолжает оставаться низким уровень рождаемости. Ежегодно рождается на 9 000 детей меньше, чем в середине 80-х годов XX века. Смоленская область по уровню рождаемости занимает 14-е место среди регионов Центрального федерального округа. Уровень рождаемости ниже только в Тамбовской, Рязанской, Воронежской и Тульской областях. Суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году составил 1,155 на одну женщину фертильного возраста (в 1990 году - 1,79). В целом в Российской Федерации этот коэффициент составляет 1,3 на одну женщину фертильного возраста. В связи с продолжающимся уменьшением доли детей в возрасте от 0 до 17 лет в общей численности населения Смоленской области с 20,2 процента в 2001 году до 16,9 процента в 2006 году низкий уровень рождаемости может сохраниться и в последующие годы. На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья населения, высокое число прерываний беременности (абортов). Одним из наиболее существенных проявлений демографического неблагополучия в Смоленской области является заметно прогрессирующий с 1990 года рост смертности населения. Общий показатель смертности почти в 1,37 раза выше, чем в среднем по России. Выше смертность только в Тульской и Тверской областях. Вместе с тем за последние три года в Смоленской области наметилась тенденция к снижению показателя общей смертности населения с 21,3 на 1 000 человек в 2004 году до 20,8 на 1 000 человек в 2006 году. За последние 15 лет в Смоленской области значительно повысился уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. Этот показатель в 1990 году составлял 5,5 на 1 000 человек соответствующего пола и возраста, а в 2006 году - 10,5. В эти годы среди лиц, умерших в трудоспособном возрасте, мужчины составляли около 80 процентов. Рост смертности трудоспособного населения негативно сказывается не только на составе трудовых ресурсов, но и на соотношении трудоспособного населения к нетрудоспособному, на количестве заключаемых браков, а также влечет за собой экономический ущерб, повышение риска сиротства, нищеты, социальной ущербности детей и других членов семьи. Обращают на себя внимание показатели перинатальной и младенческой смертности. Несмотря на то, что в 2006 году показатель младенческой смертности уменьшился и составил 10,3 на 1 000 родившихся живыми (в 2005 году - 14,7), а показатель перинатальной смертности снизился с 14,1 в 2000 году до 9,5 в 2006 году. Уровень смертности населения обусловлен высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие). Вместе с тем уровень общей заболеваемости населения Смоленской области в период с 2004 по 2006 годы незначительно превышал уровень общей заболеваемости по Российской Федерации, что связано с улучшением диагностики заболеваний, проведением дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров населения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" (2005-2007 годы). Реальные денежные доходы населения Смоленской области существенно ниже не только общероссийских показателей, но и показателей по Центральному федеральному округу. По предварительным данным, в 2006 году 34,6 процента населения Смоленской области имели среднедушевой денежный доход в месяц свыше 7 000 рублей, 39 процентов населения - от 2 000 рублей до 5 000 рублей. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 19,7 процента. Кроме того, дифференциация населения Смоленской области по размеру среднедушевого денежного дохода весьма значительна: более 62 процентов населения имеют среднедушевой денежный доход ниже среднего показателя по Смоленской области, потребительские расходы наиболее обеспеченного населения Смоленской области в 6,9 раза превышают потребительские расходы наименее обеспеченного населения. Анализ возрастно-половой структуры населения Смоленской области на начало 2006 года свидетельствует о том, что она претерпела заметные изменения по сравнению с 1990 годом, особенно в возрастных группах старше 50 лет. Уменьшение населения в возрасте от 60 до 65 лет, вызванное "эхом" Великой Отечественной войны, явилось результатом уменьшения количества живущих сегодня 40-45-летних людей и количества 5-10-летних детей. Это привело к демографическому кризису. Увеличение численности граждан среднего возраста свидетельствует о невозможности радикального снижения смертности среди граждан старшего возраста, особенно среди мужчин старше 65 лет и женщин старше 70 лет, следовательно, сокращение населения Смоленской области за счет смертности - процесс необратимый и фактически неизбежный, негативные тенденции которого заметно изменятся лишь через 15 лет, когда пенсионного возраста достигнет группа людей, рожденных в конце 50-х годов, при условии соответствующего развития медицинского обслуживания населения. Спад рождаемости в группе "внуков войны" (1991-1996 годы) придется на период 2016-2021 годов, и тогда рождаемость достигнет абсолютного минимума за всю историю Смоленской области. Небольшой размер ежемесячного пособия на ребенка, низкая заработная плата, безработица, отсутствие мест в дошкольных учреждениях, неудовлетворительные жилищные условия формируют отрицательное отношение населения к созданию семьи и рождению детей. Требует совершенствования система государственных гарантий матери и ребенку, необходимо усилить меры социальной и материальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также многодетных семей. Необходимо обратить внимание на профилактику социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, а также разработать финансовые механизмы для реализации основных направлений семейной политики. Поддержка молодых семей в решении жилищных проблем позволит улучшить условия жизни наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации. Очевидно, что демографическую ситуацию в Смоленской области невозможно улучшить без привлечения трудовых мигрантов, способных компенсировать естественную убыль населения Смоленской области. Тенденции демографического развития Смоленской области свидетельствуют о вероятности сокращения к 2026 году трудовых ресурсов. Наиболее острая (без учета возможного миграционного притока) демографическая ситуация в Смоленской области будет наблюдаться в период с 2016 по 2025 годы, когда резко возрастет число пенсионеров и заметно сократится число детей, а численность и квалификация работников, вовлекаемых в производственный процесс, не позволят развивать наиболее эффективные отрасли экономики. В то же время некоторые демографические показатели свидетельствуют о возможности появления положительных тенденций в демографическом развитии Смоленской области при условии реализации мер, направленных на поддержку семей с детьми, укрепление здоровья населения, оптимизацию миграционных потоков. 3. Цели, задачи, принципы демографического развития Смоленской области на период до 2025 года Целями демографического развития Смоленской области на период до 2025 года являются: - стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 991-993 тыс. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 1 014 тыс. человек; - повышение качества жизни населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. Достижение целей демографического развития Смоленской области зависит от успешного поэтапного решения таких задач социально-экономического развития, направленных на стабилизацию демографической ситуации, обеспечение устойчивого поступательного развития социальных институтов, закрепление полученных положительных результатов во всех сферах жизни общества, как: - снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам; - интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения); - создание рынка доступного жилья; - создание гибкого рынка труда; - улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки. В основу демографического развития Смоленской области положены следующие принципы: - комплексность решения демографических задач, охватывающая все направления демографического развития (смертность, рождаемость, миграция) в их взаимосвязи; - концентрация на приоритетах: решение наиболее проблемных вопросов по каждому направлению демографического развития посредством применения эффективных механизмов их решения; - своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; - учет особенностей демографического развития Смоленской области и дифференцированный подход к разработке и реализации областных целевых программ в сфере демографического развития; - взаимодействие органов государственной власти Смоленской области с институтами гражданского общества; - координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти Смоленской области. 4. Основные направления демографического развития Смоленской области на период до 2025 года 4.1. Меры по улучшению здоровья граждан и снижению смертности населения в Смоленской области 4.1.1. Совершенствование правового регулирования в сфере здравоохранения, включая: - разработку и утверждение концепции развития здравоохранения Смоленской области; - установление мер социальной поддержки в виде оказания медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Смоленской области; - установление региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 4.1.2. Охрана здоровья детей и молодежи, включая: 1) снижение младенческой смертности посредством дополнительного обучения персонала родильных домов методам выхаживания недоношенных детей и детей, родившихся с тяжелыми патологиями, и проведения реанимационных мероприятий, совершенствования методов лечения детей младенческого возраста, проведения обследования новорожденных на предмет выявления наследственных заболеваний, обеспечения родильных домов современными медицинскими техническими средствами; 2) совершенствование системы педиатрической службы, в том числе в общеобразовательных и дошкольных учреждениях; 3) разработку и реализацию мер по профилактике детского травматизма; 4) расширение возрастных категорий детей, обеспечиваемых бесплатными лекарствами. 4.1.3. Укрепление здоровья населения Смоленской области и совершенствование системы оказания медицинской помощи, включая: 1) пропаганду здорового образа жизни, повышение у населения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду здорового питания; 2) совершенствование системы охраны труда посредством: - обеспечения охраны здоровья работников, занятых на вредных производствах и на производствах с тяжелыми условиями труда; - обеспечения реабилитации и социальной адаптации граждан, пострадавших в результате производственных травм и аварий на производстве; 3) совершенствование системы оказания медицинской помощи, обеспечивающей доступность услуг здравоохранения, и совершенствование системы информирования и обучения врачей первичного звена новым методам профилактики и укрепления здоровья. 4.1.4. Снижение уровня смертности от заболеваний и травм, включая: 1) проведение мероприятий по снижению уровня смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, обуславливающих наиболее существенный рост смертности; 2) профилактику заболеваемости ВИЧ-инфекцией; 3) принятие дополнительных мер по снижению уровня смертности от инфекционных и социально значимых заболеваний путем совершенствования системы иммунопрофилактики и проведения иных профилактических мероприятий, включая санитарно-просветительскую работу среди населения Смоленской области; 4) обеспечение снижения уровня смертности от травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий, посредством: - разработки и реализации мер по снижению травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий и обеспечения безопасности дорожного движения; - повышения качества и оперативности оказания первой медицинской помощи гражданам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; 5) проведение мероприятий по снижению смертности от отравлений, болезней органов дыхания, профессиональных заболеваний и суицидов. 4.1.5. Профилактика табакокурения, алкоголизма и потребления наркотических средств, включая: 1) обеспечение изготовления и распространения информационных материалов, направленных на профилактику употребления алкоголя и наркотических средств; 2) внедрение в образовательной среде инновационных технологий, способствующих ведению здорового образа жизни; 3) внедрение технологий раннего обнаружения случаев употребления алкоголя и наркотических средств учащимися и студентами; 4) совершенствование системы медико-социальной и психологической помощи лицам, имеющим алкогольную и наркотическую зависимость, и членам их семей посредством: - создания дополнительных амбулаторных и стационарных медико-реабилитационных отделений в наркологических и лечебно-реабилитационных учреждениях; - создания в учреждениях системы образования и социальной защиты населения подразделений, осуществляющих социальную реабилитацию лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость и прошедших соответствующее лечение; - развития сети учреждений консультативной и психологической помощи семьям лиц, в том числе несовершеннолетних, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость; - совершенствования системы подготовки и повышения квалификации специалистов учреждений, осуществляющих профилактику алкогольной и наркотической зависимости. 4.2. Меры по стимулированию рождаемости и поддержке семьи, материнства и детства в Смоленской области 4.2.1. Обеспечение в Смоленской области государственной поддержки семей, имеющих детей, включая: 1) совершенствование региональной системы дополнительных пособий и льгот семьям, имеющим детей; 2) реализацию мер по обеспечению детского и семейного отдыха и досуга, в том числе создание региональной системы обеспечения семейного отдыха и оздоровления для многодетных семей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; 3) развитие региональной системы профилактики семейного неблагополучия. 4.2.2. Укрепление репродуктивного здоровья населения и повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая: 1) развитие региональной системы профилактики и лечения бесплодия, обеспечение ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья; 2) повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов посредством: - разработки и реализации мер по улучшению диспансерного наблюдения, раннего выявления и профилактики осложнений здоровья женщины-матери и ее новорожденного ребенка; - внедрения современных перинатальных и родовспомогательных технологий; - развития системы оказания перинатальных услуг на территории Смоленской области; - создания мобильных (экстренных) бригад специалистов для оказания медицинской помощи роженицам в отдаленных сельских районах Смоленской области. 4.2.3. Создание системы обеспечения социально-психологической и информационной поддержки семей с детьми, включая: 1) реализацию мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей, пропаганду позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих детей, посредством: - принятия мер по защите детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью и развитию; - стимулирования семей к многодетности через учреждение региональных наград, осуществление материальных и иных поощрений многодетных родителей; - информирования населения, в том числе граждан, вступающих в брак, и молодых семей о социальных гарантиях, государственных пособиях, льготах и иных мерах социальной поддержки; 2) строительство детских и спортивных (дворовых) площадок в шаговой доступности от жилых микрорайонов и образовательных учреждений; 3) создание в Смоленской области временных групп для присмотра за детьми в торговых комплексах, центрах, досуговых учреждениях для взрослых; 4) поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Смоленской области по организации и проведению мероприятий, направленных на поддержку семей. 4.2.4. Поддержка семей, имеющих детей, в решении жилищных проблем, включая: 1) разработку нормативной правовой базы, обеспечивающей материальную поддержку семей в решении жилищных вопросов; 2) совершенствование системы государственных льгот для семей, имеющих детей; 3) разработку дополнительных мер по стимулированию семейного усадебного строительства. 4.2.5. Создание для женщин, имеющих малолетних детей, возможности выполнения трудовых и семейных обязанностей, включая: 1) разработку специальных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком; 2) разработку специальных программ трудоустройства безработных женщин, имеющих несовершеннолетних детей и являющихся единственным кормильцем в семье; 3) повышение доступности дошкольного образования посредством: - развития сети дошкольных образовательных учреждений, в том числе посредством развития негосударственных дошкольных образовательных учреждений; - совершенствования системы регулирования тарифов на услуги, оказываемые в дошкольных образовательных учреждениях; 4) организацию обучения лиц, нуждающихся в трудоустройстве, по программам профессиональной подготовки обслуживающего персонала для работы в государственных и негосударственных организациях, оказывающих услуги по воспитанию и уходу за детьми (гувернанток, сиделок, нянь). 4.2.6. Разработка и реализация дополнительных мер по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая: 1) совершенствование системы выявления, учета и работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; 2) обеспечение учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних оборудованием, компьютерной техникой и автотранспортом; 3) совершенствование системы выплаты пособий при усыновлении (удочерении) гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Смоленской области, детей при взятии ими детей под опеку (попечительство) или на патронатное воспитание. 4.3. Меры по регулированию объемов замещающей миграции в соответствии с потребностями демографического развития Смоленской области 4.3.1. Совершенствование миграционной политики на территории Смоленской области, включая: 1) реализацию мероприятий по привлечению в Смоленскую область соотечественников из-за рубежа; 2) определение экономически обоснованной потребности Смоленской области в привлечении трудовых мигрантов; 3) проведение на территории Смоленской области мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению незаконной миграции; 4) разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на оптимальное расселение мигрантов на территории Смоленской области; 5) формирование системы мероприятий, направленных на привлечение трудовых мигрантов и на обеспечение их жильем и объектами социальной инфраструктуры. 4.3.2. Регулирование внутренних миграционных потоков и распределение населения, проживающего на территории Смоленской области, включая: 1) разработку и реализацию системы мер по оптимальному заселению территории Смоленской области с целью обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований Смоленской области; 2) повышение уровня миграционной привлекательности территорий Смоленской области посредством: - разработки и реализации областной целевой программы развития муниципальных образований Смоленской области (малых городов, сельских населенных пунктов) и привлечения в них молодых специалистов; - разработки мероприятий, направленных на осуществление малоэтажного строительства в сельских населенных пунктах. 5. Информационное обеспечение реализации Концепции Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование статистических данных, итогов переписей населения и данных социологических исследований. Необходимо обеспечить информационную поддержку мероприятий, реализуемых по приоритетным направлениям демографического развития Смоленской области. Следует разработать нормативную правовую базу для проведения информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей двух и более детей. 6. Механизмы реализации Концепции Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем: - дальнейшего совершенствования областного законодательства; - объединения усилий и координации действий органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений и организаций; - разработки и реализации областных целевых и муниципальных программ в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на решение задач, поставленных в Концепции; - включения мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, в программу социально-экономического развития Смоленской области; - учета приоритетных направлений демографического развития Смоленской области при формировании областного бюджета, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в Смоленской области, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели; - постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики; - развития научных исследований в сфере народонаселения. 7. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2008-2010 годы) необходимо обеспечить стабилизацию демографической ситуации путем повышения уровня рождаемости, продолжительности жизни населения, снижения уровня смертности, в том числе младенческой и материнской, комплексной поддержки семьи, материнства и детства, повышения миграционной привлекательности Смоленской области, снижения миграционного оттока. Для этого предполагается осуществить мероприятия по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей. Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также по повышению миграционной привлекательности Смоленской области. На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Для этого необходимо: обеспечить устойчивое поступательное развитие всех социальных институтов, развитие социальной инфраструктуры, доступность и высокое качество основных социальных благ (медицинского обслуживания, общего образования, пенсионного обеспечения, адресных форм социальной поддержки населения и иных социальных благ), активизацию строительства жилья, доступного для широких слоев населения. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. По итогам реализации второго этапа к 2016 году предполагается: - стабилизировать численность населения на уровне 991-993 тыс. человек; - увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; - увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; - уменьшить отток населения за пределы Смоленской области, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечить на этой основе миграционный прирост. На третьем этапе (2016-2025 годы) необходимо закрепить полученные положительные результаты во всех сферах жизни общества: реальное повышение качества жизни населения, приближение основных медико-демографических показателей к уровню показателей по Российской Федерации, создание устойчивого среднего класса, охватывающего, как минимум, половину всего населения Смоленской области. В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Смоленскую область иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году предполагается: - обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 1 014 тыс. человек; - увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; - увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; - обеспечить миграционный прирост населения. По мере изменения общественных взглядов, развития законодательной базы, экономических возможностей Смоленской области по удовлетворению насущных потребностей населения Концепция подлежит уточнению и дополнению. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|