Расширенный поиск
Закон Смоленской области от 07.10.1996 № 30-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ О Б Л А С Т Н О Й З А К О Н Утратил силу - Закон Смоленской области от 10.03.2000 г. N 5-З "О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" (В редакции Законов Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З; от 24.12.96 г. N 38-З; от 08.12.97 г. N 47-З; от 19.10.99 г. N 54-З) Принят Смоленской областной Думой 26 сентября 1996 года ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования Закона 1. Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, Устава и законодательства Смоленской области, гарантии избирательных прав граждан в Смоленской области при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно. 2. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, избираемых выборными органами местного самоуправления, а также порядок создания формируемых органов местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований. Статья 2. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, избираемых населением непосредственно, проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается. 2. Выборы глав муниципальных образований c числом жителей до 1 тыс.человек могут проводиться на сходах граждан. 3. Муниципальные образования не вправе вводить ограничения иэбирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на их территории, кроме предусмотренных Конституцией, федеральными законами, Уставом Смоленской области и областным законодательством. Статья 3. Избирательное право при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории муниципального образования, достигшие 18 лет, вправе избирать в органы или должностных лиц местного самоуправления. Граждане Российской Федерации, достигшие 21 года, вправе быть избранными в выборные органы или должностными лицами местного самоуправления. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) 2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются. 3. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, на день голосования отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Избирательная система при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления В Смоленской области выборы в органы местного самоуправления и должностных лиц осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства. (Статья в редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) Статья 5. Сроки полномочий и назначения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления Сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования. Дата выборов органов и должностных лиц местного самоуправления назначается представительным органом местного самоуправления. Дата первых выборов органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается Смоленской областной Думой. Статья 6. Финансирование выборов органов и должностных лиц местного самоуправления Подготовка и проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления финансируется за счет средств местных бюджетов соответствующих муниципальных образований. ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 7. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления образуются территориальными избирательными комиссиями на основании данных, представляемых руководителем организационно-распорядительного органа местного самоуправления. 2. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются территориальной избирательной комиссией и утверждаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Изменение границ избирательных округов после их установления не допускается. Границы избирательных округов и число избирателей в округе подлежат официальному опубликованию не позднее чем за 55 дней до дня выборов. 3. Число избирателей в различных избирательных округах должно быть по возможности равным. Допускается отклонение от среднего числа избирателей в округе не более 10 процентов. 4. Избирательный округ составляет единую территорию. Включение в избирательный округ не граничащих между собой территорий не допускается. 5. При выборах должностных лиц местного самоуправления избирательные округа образуются соответственно уровню проводимых выборов. (В редакции Закона Смоленской области от 08.12.97 г. N 47-З) Статья 8. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные участки. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. Избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее 45 дней до выборов главой муниципального образования по согласованию с территориальной избирательной комиссией. 3. Список избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов избирательных комиссий подлежит официальному опубликованию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 9. Списки избирателей 1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, проживающие на территории данного муниципального образования и обладающие на день голосования активным избирательным правом. 2. Руководитель организационно-распорядительного органа местного самоуправления обеспечивает учет избирателей на территории муниципального образования и передает избирательным комиссиям сведения об избирателях не позднее чем за 40 дней до дня выборов. 3. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией на основе предоставленных руководителем организационно-распорядительного органа местного самоуправления данных в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный в пункте 2 настоящей статьи. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 4. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. 6. Каждый избиратель, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день выборов немедленно, участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 10. Статус избирательных комиссий 1. Для организации и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 2. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, органами государственной власти и управления, общественными объединениями, учреждениями, организациями, находящимися и действующими на подведомственных территориях. 3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане, средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. Статья 11. Система избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляют следующие избирательные комиссии: избирательная комиссия Смоленской области; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии - избирательные комиссии муниципальных образований на территории которых проводятся выборы органов и должностных лиц местного самоуправления. 2. Окружная избирательная комиссия не образуется, когда территория избирательного участка больше или равна территории избирательного округа. Статья 12. Порядок формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Территориальные избирательные комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления формируются не позднее, чем за 60 дней до проведения выборов в количестве 6-12 членов. Состав территориальной избирательной комиссии утверждается представительным органом местного самоуправления из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями и собраниями граждан, проживающих в муниципальном образовании и обладающих избирательным правом, по месту работы, службы, учебы и жительства. Члены комиссии на первом заседании тайным голосованием избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. 2. Окружные и участковые избирательные комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления формируются не позднее, чем за 45 дней до проведения выборов в количестве 5-10 членов. Состав окружной и участковой избирательных комиссий утверждается представительным органом местного самоуправления из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями и собраниями граждан, проживающих в муниципальном образовании и обладающих избирательным правом, по месту работы, службы, учебы и жительства. Члены комиссий на первом заседании тайным голосованием избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. 3. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 4. Каждое избирательное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, и каждый кандидат по соответствующему округу вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования полных итогов выборов. Статья 13. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 2. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. 3. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Статья 14. Полномочия избирательной комиссии Смоленской области по вопросам выборов органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Избирательная комиссия Смоленской области по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления: дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий; в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные правовые акты по вопросам организации выборов; осуществляет контроль за законностью проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления; устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения. 2. Решения избирательной комиссии Смоленской области по вопросам выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы. Статья 15. Полномочия территориальной избирательной комиссии 1. Территориальная избирательная комиссия: дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение на территории муниципального образования; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца в случае, если не образуется окружная избирательная комиссия; руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов на территории муниципального образования; осуществляет контроль за законностью проведения выборов; распределяет средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование; решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования, в том числе, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных (участковых) избирательных комиссий; утверждает текст бюллетеня для голосования в случае, если не образуется окружная избирательная комиссия; устанавливает результаты голосования в целом по муниципальному образованию и публикует их в печати; устанавливает итоги выборов в органы и должностных лиц местного самоуправления и выдает избранным лицам удостоверения об избрании; организует при необходимости повторное голосование и повторные выборы; обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и организацией выборов, в архивы; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Полномочия территориальной избирательной комиссии сохраняются до назначения очередных выборов органов и должностных лиц местного самоуправления. Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Окружная избирательная комиссия: осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; утверждает текст бюллетеня для голосования; координирует деятельность участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия этих комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; контролирует размещение в округе предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом; устанавливает итоги голосования в округе, передает их в территориальную избирательную комиссию; обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и организацией выборов, в архивы; рассматривает жалобы (заявления) избирателей по вопросам подготовки и проведения выборов и принимает по ним решения; распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Окружные избирательные комиссии сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии. Статья 17. Полномочия участковой избирательной комиссии по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Участковая избирательная комиссия: оповещает население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; составляет список избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке, передает их в вышестоящую избирательную комиссию; обеспечивает передачу документов, связанных с проведением и организацией выборов, в архивы; рассматривает жалобы (заявления) избирателей по вопросам подготовки и проведения выборов и принимает по ним решения; распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному участку; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих итогов выборов. Статья 18. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от установленного числа членов комиссии с решающим голосом. 2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. 4. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются большинством голосов от общего установленного числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Эти решения избирательной комиссии подлежат опубликованию. 5. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. 6. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации. 7. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать заинтересованные стороны или их представители. 8. Протоколы заседаний и решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии или лицами их замещающими на соответствующем заседании. 9. По решениям избирательных комиссий председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены избирательных комиссий могут работать в комиссии с отрывом от основной работы. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий. Статья 19. Гласность при подготовке и проведении выборов 1. Подготовка и проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляются открыто и гласно. 2. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий, о списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов. 3. На всех заседаниях избирательных комиссий, связанных с выборами, вправе присутствовать представители избирательных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать доверенные лица кандидатов, наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами. Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном законом порядке. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны дать ответ по существу или отменить их в случае несоответствия действующему законодательству не позднее чем в трехдневный срок, а в день выборов немедленно. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 21. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления 1. Кандидат, должность которого или род занятий в соответствии с федеральным или областным законодательством несовместимы со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, дает письменное обязательство о прекращении в случае его избрания со- ответствующей деятельности. 2. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным. Статья 22. Право выдвижения кандидатов в органы и на занятие должностей выборных должностных лиц местного самоуправления 1. Кандидаты в выборные органы местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, на собраниях избирателей, избирательными объединениями (блоками). 2. Кандидаты на занятие должностей выборных должностных лиц местного самоуправления выдвигаются самостоятельно, на собраниях избирателей и избирательными объединениями (блоками). 3. Выдвижение кандидатов начинается с момента образования избирательных комиссий и заканчивается не позднее 30 дней до проведения выборов. 4.Абзац.(Исключен - Закон Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) Кандидатом может быть зарегистрирован гражданин в возрасте не моложе двадцати одного года. 5. Контроль за выдвижением кандидатов обеспечивает территориальная избирательная комиссия. Статья 23. Самостоятельное выдвижение кандидатов 1. Правом самостоятельного выдвижения в кандидаты при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления обладает каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший на день голосования 21 года. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) 2. При самостоятельном выдвижении в кандидаты гражданин обязан собрать подписи не менее 2% избирателей, проживающих в соответствующем округе, в подписных листах установленного образца (Приложение 1 к настоящему Закону). Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. 3. Об инициативе сбора подписей под заявлением о выдвижении гражданин письменно уведомляет территориальную или окружную избирательные комиссии. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) 4. Правом сбора подписей в поддержку кандидата обладает любой избиратель данного муниципального образования. Статья 24. Выдвижение кандидатов на собраниях избирателей 1. Выдвижение кандидатов может происходить на собраниях избирателей соответствующего округа. 2. По результатам проведения собрания в территориальную или окружную избирательные комиссии направляется протокол собрания с уведомлением о выдвижении кандидата и об инициативе сбора подписей под его заявлением о выдвижении. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) 3. Сбор подписей под заявлением о выдвижении осуществляется с соблюдением требований, установленных в статье 23 настоящего Закона. Статья 25. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения и блоки. Число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением в избирательном округе, не должно превышать числа депутатских мандатов в данном избирательном округе. 2. Избирательными объединениями при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления являются местные отделения зарегистрированных в установленном порядке общефедеральных и региональных общественных объединений, а также местные избирательные объединения. Избирательными блоками являются добровольные объединения 2-х или более избирательных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, для участия в выборах. Избирательные блоки обладают правами избирательного объединения и подлежат регистрации в территориальной избирательной комиссии в пятидневный срок после представления в территориальную избирательную комиссию протоколов и решений избирательных объединений о вхождении в избирательный блок и совместного решения избирательных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Входящие в избирательный блок объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. 3. Решения о выдвижении кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, принимаются на собраниях их местных отделений и на собраниях местных избирательных объединений. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. После выдвижения кандидатов избирательные объединения и избирательные блоки письменно уведомляют территориальную или окружную избирательные комиссии о начале сбора подписей в поддержку кандидатов. (Дополнен - Закон Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) 4. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений и блоков, собираются подписи не менее 2% избирателей, проживающих в соответствующем округе, в подписных листах установленного образца (Приложение 2 к настоящему Закону). Статья 26. Регистрация кандидатов 1. Кандидаты регистрируются окружной (территориальной) избирательной комиссией по их самостоятельному представлению, по представлению избирателей, избирательных объединений и блоков, выдвинувших кандидатов. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению или блоку, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или блоку, либо о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. 2. Инициаторы выдвижения кандидата, в том числе сам кандидат при самостоятельном выдвижении, вносят решение избирательного объединения (блока) о выдвижении этого кандидата по данному избирательному округу, подписные листы с количеством подписей в поддержку кандидата не менее установленного настоящим Законом количества, заявление кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, а также данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность, род занятий. Все необходимые документы вносятся в окружную (территориальную) избирательную комиссию не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная (территориальная) избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 3 дней регистрирует его. 3. Решение о регистрации кандидатов принимается при наличии протоколов о выдвижении кандидатов при выдвижении их на собраниях избирателей и избирательными объединениями и блоками, заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, подписных листов в поддержку кандидатов. При наличии в подписных листах двух или более подписей одного избирателя в поддержку одного кандидата засчитывается одна подпись. В случае сомнений членов избирательной комиссии в подлинности подписей в поддержку кандидата по решению комиссии может быть проведена выборочная или сплошная проверка подлинности подписей. В регистрации может быть отказано в случаях ненадлежащего оформления предоставляемых документов либо наличия в подписных листах подлинных подписей менее установленного настоящим Законом количества. В случае отказа зарегистрировать кандидата окружная (территориальная) избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату, его доверенному лицу или уполномоченному представителю избирательного объединения (блока) копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. 4. О регистрации кандидатов окружная (территориальная) избирательная комиссия составляет протокол. Все кандидаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего Закона, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в 3-дневный срок в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 5. Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. 6. Кандидат не может состоять в избирательной комиссии. Лицо, состоящее в одной из избирательных комиссий и выдвинутое кандидатом, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом. 7. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются (окружной) территориальной избирательной комиссией местным средствам массовой информации. 8. Каждому зарегистрированному кандидату окружная (территориальная) избирательная комиссия выдает удостоверение. 9. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. 10. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат или не будет зарегистрировано ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению окружной (территориальной) избирательной комиссии откладываются на 4 недели для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 27. Статус кандидатов 1. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, после регистрации на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. После регистрации кандидаты по их личному заявлению освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации его в качестве кандидата до момента опубликования результатов выборов. На период осуществления кандидатами пассивного избирательного права за ними сохраняется средний заработок по основному месту работы. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) 3. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 5. Кандидат не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования результатов выборов включительно. 6. Кандидаты со дня их регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право бесплатно пользоваться на территории муниципального образования, в органы местного самоуправления которого они баллотируются, любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. 7. Кандидат после регистрации не может быть без согласия прокурора соответствующего уровня привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 8. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых окружной (территориальной) избирательной комиссией. Доверенные лица должны отвечать требованиям, установленным статьей 3 настоящего Закона для кандидатов. Доверенные лица получают от окружной (территориальной) избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. С этой целью на указанный в части 2 настоящей статьи срок работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Оплата деятельности доверенных лиц может производиться из средств избирательных фондов. Кандидаты, избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную (территориальную) избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 9. Если кандидат в любое время до дня выборов снял свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), окружная (территориальная) избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную кампанию. 10. Избирательное объединение (блок) по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого выдвинутого им кандидата, и, если не истек установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на регистрацию новую кандидатуру. Избирательная комиссия в этом случае относит на счет данного избирательного объединения (блока) соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную агитацию. Информация о выбытии и (или) замене кандидата публикуется окружной (территориальной) избирательной комиссией не позднее 3 дней со дня выбытия или замены кандидата. ГЛАВА V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 28. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии немедленно по ее сформированию и распределяются ею между всеми нижестоящими избирательными комиссиями. 2. Участковые избирательные комиссии представляют вышестоящей избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных этой комиссии средств не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 3. Окружные избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных этой комиссии средств не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 4. Территориальная избирательная комиссия представляет представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее 30 дней после официального опубликования результатов выборов. Статья 29. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания 1. Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из: средств, выделенных кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию окружной (территориальной) избирательной комиссией; собственных средств кандидата; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 %, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. 4. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается избирательной комиссией Смоленской области. 5. Сумма собственных средств кандидата и пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда. Сумма пожертвований отдельного юридического лица не может превышать 50-кратного минимального размера оплаты труда. Общая сумма средств избирательного фонда кандидата не должна превышать 1000-кратного минимального размера оплаты труда. 6. Окружная (территориальная) избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом. Статья 30. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд, перечисляются на счета, которые открываются отделениями Сбербанка России на основе сообщений окружной (территориальной) избирательной комиссией после регистрации кандидатов. 2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам. 3. Порядок учета поступления и расходования средств избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией Смоленской области. 4. Кандидат не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязан представить в окружную (территориальную) избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Форма финансового отчета устанавливается избирательной комиссией Смоленской области. 5. Неизрасходованные денежные средства избирательных фондов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования. ГЛАВА VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 31. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки) имеют право на свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами и законодательством Смоленской области. 2. Граждане, общественные и избирательные объединения (блоки) вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. 3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение (блок) имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. 4. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 6. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 7. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Статья 32. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям (блокам) в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией. 2. Предвыборные мероприятия на улицах и площадях (митинги, демонстрации, шествия) организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. 4. Владельцы общественных помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию окружных (территориальных) избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 33. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 2. Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих вещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается окружной (территориальной) избирательной комиссией по согласованию со средствами информации. 3. Кандидат имеет право на основании заключенного с государственной или иной телерадиокомпанией договора получить за плату дополнительное эфирное время. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными. 4. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично за счет средств местных бюджетов, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов. 5. В случае отсутствия на территории муниципального образования муниципальных средств массовой информации, территориальная избирательная комиссия определяет официальный орган, обеспечивающий кандидатам равную возможность в проведении предвыборной агитации, за счет средств местных бюджетов. Статья 34. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Кандидаты, избирательные объединения (блоки), политические партии и иные общественные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Запрещается: - распространение анонимных агитационных материалов; - распространение заведомо ложных, позорящих кандидатов измышлений; - умышленное унижение чести и достоинства кандидатов. 3. Окружные (территориальные) избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. 4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме зданий и помещений, где размещаются избирательные комиссии и избирательные участки. Статья 35. Сроки проведения агитационной компании 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. 2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 3. В течение 3 дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. ГЛАВА VII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 36. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий местными органами самоуправления. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, местные органы самоуправления арендуют подходящие здания и помещения у иных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 37. Избирательный бюллетень 1. Текст избирательного бюллетеня утверждает окружная (территориальная) избирательная комиссия. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства и наименование избирательного объединения (блока), выдвинувшего кандидата. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени печатаются по решению территориальной избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до проведения выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых окружной избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных избирателей более чем на 0,5 %. Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов. По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных избирателей более чем на 0,5%. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов участковые избирательные комиссии по указанию окружной (территориальной) избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 38. Порядок голосования 1. Голосование на выборах органов и должностных лиц местного самоуправления проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов. В случае совмещения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления с выборами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Смоленской области время начала и окончания голосования устанавливается федеральными или областными законами, определяющими порядок проведения выборов соответственно федеральных или областных органов государственной власти. (Пункт в редакции Закона Смоленской области от 19.10.99 г. N 54-З) 2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (территориальной) избирательной комиссии за 15-4 дня до дня выборов или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной (территориальной) избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии. Проголосовавших таким образом избирателей, соответствующая комиссия отмечает в своем списке. 3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или иного документа удостоверяющего его личность. С согласия избирателя или по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или иного документа удостоверяющего его личность могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя. 5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене избиратель ставит какой-либо знак в квадрате, относящемся к кандидату, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. У участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. 10. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 39. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 3. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 4. Прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, без печати избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, по которым нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых знак (знаки) проставлен в большем числе квадратов, чем количество установленных для данного избирательного округа мандатов, либо не проставлен ни в одном из них. 5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол голосования, в котором указываются: число избирателей внесенных в список избирателей, включая избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число, избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней не содержащих отметок ни по одной из позиций); фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; Если в состав избирательного участка входит несколько избирательных округов, по каждому округу составляется отдельный протокол. (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) 6. Установление итогов голосования осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения (блоки). 7. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 8. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по ним решения избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списком членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 9. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в территориальную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней после официального объявления результатов выборов. Статья 40. Определение результатов выборов 1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий. Если окружные избирательные комиссии не формируются, соответствующий подсчет производится территориальной избирательной комиссией по каждому округу. 2. По результатам подсчета составляется протокол, в котором указываются: число участковых избирательных комиссий в округе; число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол; число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, дополнительно внесенных в список; (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;(Дополнена - Закон Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) число действительных избирательных бюллетеней; (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); (В редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; одно из следующих решений: а) о признании избранным в представительные органы местного самоуправления кандидата, получившего в одномандатном округе наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. О признании избранными в представительные органы местного самоуправления кандидатов, получивших в многомандатном округе наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. О признании избранным на должность выборного должностного лица местного самоуправления кандидата, который получил в одномандатном округе более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. О признании избранным кандидата, набравшего равное число голосов с другими кандидатами, но зарегистрированного ранее окружной или территориальной избирательными комиссиями; (Подпункт в редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) б) о признании выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; в) о признании выборов несостоявшимися, если: в выборах приняло участие меньше 25% зарегистрированных избирателей. 3. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 4. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. В случае если окружные избирательные комиссии не формируются, первый экземпляр протокола хранится в территориальной избирательной комиссии. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по ним решения избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола вместе со списком членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, передается в представительный орган муниципального образования. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 5. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на основании протоколов участковых комиссий определяются территориальной избирательной комиссией. Статья 41. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия в течение 3 дней по их получении определяет и направляет в средства массовой информации общие итоги выборов. 2. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, а также если окружные избирательные комиссии не образуются, итоги выборов устанавливаются территориальной избирательной комиссией по получении протоколов участковых избирательных комиссий. 3. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 4. Территориальная избирательная комиссия публикует полные данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий, на основании которых подводились результаты выборов, в течение месяца после окончания выборов. 5. Избирательные документы комиссий всех уровней по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления подлежит хранению. Избирательные бюллетени хранятся один год со дня голосования. Протоколы избирательных комиссий хранятся один год со дня объявления даты следующих выборов. Статья 42. Регистрация избранных лиц 1. Территориальная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного в органы местного самоуправления. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный в органы или на выборную должность местного самоуправления, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с его статусом выборного лица местного самоуправления. Данная норма не распространяется на глав администраций городов и районов области, чьи должностные полномочия заканчиваются в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. (Дополнен - Закон Смоленской области от 24.12.96 г. N 38-З) 2. Территориальная избирательная комиссия по выполнении избранным лицом требований части 1 настоящей статьи регистрирует его и производит выдачу удостоверения об избрании. ГЛАВА VIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 43. Оспаривание списков избирателей 1. Любой гражданин может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день выборов немедленно, участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном порядке. Статья 44. Оспаривание отказа от регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному им либо избирательным объединением (блоком) лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может являться только невыполнение требований законодательства о выборах Российской Федерации и Смоленской области. 2. Отказ в регистрации или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, кандидат или избирательное объединение (блок) могут обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в установленном порядке. Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства о выборах 1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным путем свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. 2. При нарушении кандидатом, избирательным объединением (блоком) настоящего Закона зарегистрировавшая его территориальная избирательная комиссия делает предупреждение, а при повторном нарушении может отменить решение о регистрации кандидата, о чем доводится до сведения избирателей. Глава IX. Повторные выборы, повторное голосование, выборы выбывших избранных лиц (Название Главы в редакции Закона Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) Статья 46. Повторные выборы органов и должностных лиц местного самоуправления 1. Повторные выборы проводятся в случаях: признания выборов в отдельных или во всех образованных избирательных округах недействительными; признания выборов в отдельных или во всех образованных избирательных округах несостоявшимися. Повторные выборы проводятся в соответствующих округах. 2. Решение о проведении повторных выборов принимает территориальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. 3. Сроки избирательных действий, установленные настоящим Законом, могут быть сокращены, но не более чем на треть. Статья 46.1. Повторное голосование В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления и ни один из них не был избран, территориальная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам на должность выборного должностного лица местного самоуправления по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее чем через 10 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего закона, за исключением требования, изложенного в подпункте в) части четырнадцатой пункта 2 статьи 40 настоящего закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения территориальной избирательной комиссией. Если до проведения повторного голосования остался один кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления, по решению территориальной избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым территориальная избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата. (Статья дополнена - Закон Смоленской области от 19.12.96 г. N 34-З) Статья 47. Проведение выборов на место выбывших членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления В случае отзыва отдельных членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения их полномочий, в соответствующих избирательных округах в 3-месячный срок с момента выбытия отдельных членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся новые выборы. Выборы назначаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 2 месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего Закона. В случае выбытия или досрочного прекращения полномочий членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий соответствующего выборного органа или должностного лица местного самоуправления выборы на место выбывшего лица не проводятся. В этом случае, если выборное должностное лицо являлось главой муниципального образования, его полномочия до очередных выборов исполняет заместитель главы муниципального образования; полномочия других выбывших выборных должностных лиц местного самоуправления исполняются лицом, назначенным в порядке, определяемом уставом муниципального образования. ГЛАВА X. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 48. Компетенция глав местного самоуправления до избрания представительных органов местного самоуправления Полномочия представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, изложенные в пункте 2 статьи 7 и пунктах 1 и 2 статьи 12 настоящего Закона до избрания представительных органов местного самоуправления исполняются соответствующими главами местного самоуправления (главами администраций городов и районов области). Статья 49. О вступлении закона в силу Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Глава администрации Смоленской области А.Е.Глушенков 7 октября 1996 г. N 30-З ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в (на должность) ____________________________________________________ (наименование органа, должности) по _______ избирательному округу ____________________________________, (номер) (фамилия, имя, отчество кандидата) __________________________________, родившегося "__"__________ 19__г., (должность, род занятий кандидата) проживающего в ____________________________________. (наименование населенного пункта) --------------------------------------------------------------------- NN ¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и номер¦ Подпись, п/п¦ отчество ¦рождения¦ места ¦паспорта или ¦ дата ¦ ¦ ¦ жительства ¦заменяющего ¦подписания ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦(прописью) ---+-------------+--------+----------------+-------------+----------- ---+-------------+--------+----------------+-------------+----------- ---+-------------+--------+----------------+-------------+----------- --------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю: _____________________________________ ______________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Кандидат: _______________________________________________________ (Фамилия,имя,отчество) (Подпись и дата) ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом от избирательного объединения (блока) "_______________________________" (его наименование) в (на должность) ____________________________________________________ (наименование органа, должности) по _______ избирательному округу ____________________________________, (номер) (фамилия, имя, отчество кандидата) ___________________________________, родившегося " "__________ 19__г., (должность, род занятий) проживающего в ____________________________________. (наименование населенного пункта) --------------------------------------------------------------------- NN ¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и номер¦ Подпись, п/п¦ отчество ¦рождения¦ места ¦паспорта или ¦ дата ¦ ¦ ¦ жительства ¦заменяющего ¦подписания ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦(прописью) ---+-------------+--------+----------------+-------------+----------- ---+-------------+--------+----------------+-------------+----------- ---+-------------+--------+----------------+-------------+----------- --------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю: _____________________________________ ______________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока): ______________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа) (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|