Расширенный поиск
Закон Смоленской области от 29.03.1996 № 6-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ З А К О Н Утратил силу - Закон Смоленской области от 04.01.2001 г. N 3-З О ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Закона Смоленской области от 17.07.2000 г. N 36-З) Принят Смоленской областной Думой 29 февраля 1996 г. Земля, недра, воды, растительный и животный мир Смоленской области используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения области. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи законодательства о природопользовании Задачей законодательства о природопользовании является регулирование отношений между органами государственного управления и контроля, органами местного самоуправления, владельцами и пользователями (в т.ч. арендаторами, заготовителями) природных ресурсов с целью создания условий для рационального, многоцелевого, пользования природными ресурсами, их воспроизводства, защиты и охраны. Статья 2. Система законодательства о природопользовании Отношения в сфере природопользования в Смоленской области регулируются федеральным законодательством, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов государственного управления области. Статья 3. Основные принципы природопользования При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, связанной с природопользованием, органы представительной (законодательной) и исполнительной власти области, местного самоуправления, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами: - приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизни, труда и отдыха; - научно обоснованным сочетанием экологических, санитарно-гигиенических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; - рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, научно-обоснованных потенциальных возможностей окружающей природной среды, а также необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; - соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; - платностью и лицензированием природопользования; - гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; - сотрудничеством с научными и специализированными организациями в области охраны окружающей природной среды; - международным сотрудничеством в вопросах природопользования и охраны окружающей среды; - недопустимостью совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды с деятельностью по хозяйственному использованию природных ресурсов, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством и иными правовыми актами; - разделением права пользования отдельным видом природных ресурсов от пользования землей и другими природными ресурсами. Статья 4. Объекты, на которые распространяется действие закона К объектам действия закона относятся: - растительный мир (лес, лекарственные растения, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды дикорастущих растений, техническое сырье, водная растительность, мох, лесная подстилка, корье и пр.); - животный мир (птицы, дикие охотничьи и другие животные, насекомые); рыбные запасы, а также иные биоресурсы (ракообразные, земноводные, моллюски, рептилии и пр.); - водные объекты (реки, озера, искусственные водоемы, болота, мелиоративные системы, ручьи, родники); - недра (полезные ископаемые); - подземные воды; - атмосферный воздух; - земли (почвы); - промышленные и иные отходы; - рекреационные ресурсы (культурно-исторические памятники, памятники природы, охраняемые территории, заповедники, национальные парки, заказники, курортные зоны, зоны отдыха, сады, парки, лесопарки, скверы, спортивно-оздоровительные комплексы, охотничьи угодья, рыболовные акватории, грязевые и минеральные источники). Статья 5. Виды природопользовательской деятельности К видам природопользовательской деятельности относятся: - любая деятельность, вызывающая загрязнение окружающей природной среды сбросами, выбросами загрязняющих веществ, размещение отходов в результате хозяйственной и иной деятельности; - промышленная заготовка древесины, живицы; - заготовка второстепенных лесных материалов (коры, бересты, сосновой и еловой лапки, березовых и иных веников, кроме получения их в процессе выполнения лесохозяйственных мероприятий); - побочное лесное пользование (промышленный сбор и заготовка дикорастущих плодов, грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, технического сырья, мха, подстилки, опавшего листа, древесных соков); - землепользование (в т.ч. для промышленных и сельскохозяйственных нужд); - размещение ульев, бортничество; - промысловая, спортивная и любительская охота, включая добычу полуводных животных; - промысловое, спортивное и любительское рыболовство; - водопользование (водоснабжение) для обеспечения водой населения области, осуществления производственной деятельности предприятий, организаций и сельскохозяйственных объектов, производственных объектов, а также для судоходства, выработки электроэнергии, рыбохозяйственных целей, добычи сапропеля и других полезных ископаемых; - использование недр с целью: геологического изучения; - добычи полезных ископаемых и эксплуатации подземных вод, в том числе использования отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств; - строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; - образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное и эстетическое, санитарно-оздоровительное значение; - сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; - использование и эксплуатация рекреационных ресурсов; - иные виды деятельности, приводящие к изменению существующего состояния окружающей среды. Статья 6. Основные понятия В настоящем законе Смоленской области используются понятия и определения, которые означают: - окружающая среда (природная среда обитания) - природные компоненты: воздух, вода, почвы, недра, животный и растительный мир, пространство, памятники природы, ландшафты, рекреационные зоны и/или взаимодействие этих компонентов, а также другие материальные объекты, оказывающие или могущие оказывать влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека; - охрана окружающей среды - комплекс правовых, хозяйственных, социальных мер и мероприятий, направленных на обеспечение условий для сохранения и восстановления здоровья людей, растительного и животного мира, улучшения качества воздуха, воды, почв, ландшафта, рекреационных зон, сохранения объектов природного наследия (особо ценных природных объектов); - природные ресурсы - все природные блага, предназначенные для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей человека и общества; - природопользование - хозяйственная и иная (включая военную) деятельность, осуществляемая с использованием отдельных видов природных ресурсов, а также воздействие этой деятельности на окружающую среду; - природопользователь - инициатор/заказчик (хозяйствующий субъект, юридическое или физическое лицо), осуществляющий хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и/или при её осуществлении оказывается воздействие на окружающую среду; - экологические требования - нормы и правила в сфере развития природопользования и охраны окружающей среды, закрепленные в федеральном и областном законодательствах, а также в подзаконных и иных правовых актах, утвержденных в установленном порядке; - обосновывающая документация - подготовленная в установленном порядке документация (предплановая, предпроектная, проектная и другая), содержащая основные (принципиальные) проектные и иные решения по реализации намечаемой деятельности; - организация природопользования - экологические, санитарно-гигиенические, экономические, инженерные, технические и/или иные меры, обозначенные в планах, программах, прогнозах и направленные на рациональное использование одного или нескольких видов природных ресурсов; - благоприятная окружающая среда - среда, позволяющая сохранять, восстанавливать и укреплять здоровье населения, численность и видовой состав животного и растительного мира, а также вести эффективное и безопасное природопользование; - рекреационные ресурсы - часть природных ресурсов, обеспечивающих отдых, как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей; - специально уполномоченные государственные органы - государственные органы управления федерального подчинения, расположенные на территории области и выполняющие функции охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также регулирования использования отдельных видов природных ресурсов (перечень прилагается); - лицензия (в области охраны окружающей среды) - разрешение, выдаваемое специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления, на выемку, потребление, использование природных ресурсов, на выброс, сброс, размещение загрязняющих веществ, на способы контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов; - лимит (в области охраны окружающей среды) - предельное количество выемки, потребления, использования природных ресурсов, выброса, сброса, размещения загрязняющих веществ в окружающей природной среде. РАЗДЕЛ 2 УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 7. Государственное управление и регулирование природопользования 1. Государственное управление развитием природопользования осуществляется органами государственной власти области и местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом области, настоящим законом и другими областными законами. При подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности наряду с социально-экономическими интересами общества обеспечивается право граждан на благоприятную окружающую среду. 2. Функции государственного регулирования и управления природопользованием и охраны окружающей среды осуществляют органы представительной (законодательной) и исполнительной власти области, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления в пределах компетенции, установленной Положениями об этих органах. Статья 8. Компетенция Смоленской областной Думы в вопросах природопользования и охраны окружающей среды К компетенции Смоленской областной Думы в регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды относятся: - принятие законодательных актов по установлению порядка, норм и правил использования природных ресурсов области и охраны окружающей среды в пределах действующего федерального законодательства; - утверждение бюджетов экологического и иных целевых фондов по вопросам природопользования и отчетов об их исполнении; - объявление в пределах своей компетенции находящихся на территории области природных объектов, имеющих экологическую и научную ценность, охраняемыми памятниками природы, установление для них порядка охраны и использования; - установление в соответствии с федеральным законодательством порядка определения платы и её предельных размеров за пользование природными ресурсами, льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет; - утверждение областных экологических и природоохранных программ; - установление по представлению администрации области границ территорий с особым правовым режимом использования земель; - ратификация договоров о сотрудничестве с другими субъектами Российской Федерации, зарубежными странами в области природопользования; - осуществление в пределах своих полномочий и действующего законодательства других функций по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Статья 9. Компетенция администрации Смоленской области в вопросах природопользования и охраны окружающей среды Администрация Смоленской области в вопросах природопользования и охраны окружающей среды: - определяет основные направления природопользования, охраны окружающей среды и здоровья населения; - разрабатывает областные экологические и природоохранные программы, осуществляет их финансирование и материально-техническое обеспечение; - координирует деятельность специально уполномоченных государственных органов управления и контроля в области природопользования, охраны окружающей среды и здоровья населения; - ведет учет и оценку состояния природной среды, природных ресурсов, экологически вредных объектов, организует ведение кадастров и мониторингов; - организует за счет средств федерального, областного бюджетов или иных средств работы по прогнозированию санитарно-экологической ситуации и оздоровлению населения на экологически неблагополучных территориях; - запрещает строительство экологически вредных объектов; - организует особо охраняемые природные территории и памятники природы; - представляет в установленном действующим законодательством порядке право природопользователям на комплексное природопользование видами и объектами природных ресурсов, находящимися в областной собственности (заключает договоры); - устанавливает порядок выплаты компенсаций из бюджетных источников товаропроизводителям за снижение производства продукции в результате ограничения или запрещения применения общепринятых технологий производства продукции в зонах с особым режимом природопользования; - устанавливает дифференцированные ставки платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды; - обеспечивает планирование и контроль за использованием земель; - в установленном законодательством порядке предоставляет горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, устанавливает квоты на добычу полезных ископаемых, взимает платежи за право пользования недрами; - содействует осуществлению контроля за использованием и охраной почв, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории области; - предоставляет полностью или частично в пользование обособленные водные объекты, не находящиеся в муниципальной собственности; - участвует в планировании развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов, обеспечивает проведение мероприятий по охране и защите лесов; - осуществляет постоянный контроль за соблюдением установленных правил охоты и рыбной ловли; - организует строительство и реконструкцию объектов охраны природы, содействует проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся на территории области объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны; - организует за счет средств области или на хозрасчетных договорных началах работы по сбору и переработке промышленных и бытовых отходов; - осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, предусмотренные федеральным законодательством меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья; - организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды области; - обеспечивает население необходимой экологической информацией; - содействует разработке и выполнению программ экологического образования и воспитания населения; - участвует в международном сотрудничестве по вопросам природопользования и охраны окружающей среды; - осуществляет в пределах своих полномочий и действующего законодательства другие функции по вопросам природопользования и охране окружающей среды. Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды 1. К ведению органов местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды на территории местного самоуправления относится: - осуществление в соответствии с законодательством управления и контроля в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов; - определение основных направлений природопользования и охраны окружающей среды; - разработка и реализация экологических программ; - оценка состояния окружающей природной среды и учет природных ресурсов; - учет и оценка объемов промышленных и бытовых отходов; - планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных и оздоровительных мероприятий; - проведение мероприятий по охране окружающей среды; - обеспечение соблюдения правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и других видов природопользования; - координация природоохранной деятельности предприятий, учреждений, организаций, независимо от их форм собственности и подчинения; - согласование разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов; - организация проведения общественной экологической экспертизы проектов и строящихся объектов; - принятие в установленном порядке решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности предприятий и других объектов в случае нарушения ими требований природоохранительного законодательства; - организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий; - экологическое воспитание, образование, просвещение; - обеспечение населения необходимой экологической информацией; - получение в соответствии с законодательством платы от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования; - образование целевых внебюджетных фондов по вопросам природопользования в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Смоленской области; - решение в соответствии с законодательством других вопросов природопользования и охраны окружающей природной среды. 2. Компетенция органов местного самоуправления в регулировании лесных отношений устанавливается в соответствии с лесным законодательством. 3. Ведению органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (кроме обозначенных в п.1) подлежит: - участие в решении вопросов о предоставлении недр в пользование, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории и отводом земельных участков; - развитие материально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; - выдача в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; - приостановление работ по пользованию недрами на земельных участках в случае нарушения статьи 20 Закона РФ "О недрах"; - контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых; - введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде; - определение квоты на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности. 4. Ведению органов местного самоуправления в области использования и охраны обособленных водных объектов, находящихся в муниципальной собственности (кроме обозначенных в п.1) подлежит: - осуществление права собственника от имени муниципальных образований; - установление условий общего водопользования (определение мест, где запрещены заборы воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавсредствах, водопой скота), а также определение иных условий общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований по согласованию со специально уполномоченным территориальным государственным органом управления по использованию и охране водного фонда; - оповещение населения об условиях общего водопользования через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами. 5. Компетенция органов местного самоуправления в регулировании отношений землепользования устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Статья 11. Компетенция специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления Компетенция специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления, определяется федеральным законодательством. Статья 12. Подготовка решений о развитии природопользования 1. Подготовка решений о развитии природопользования состоит в поэтапной разработке документации, обосновывающей экономические, инженерные, технические, природоохранные и/или иные меры по реализации намечаемой деятельности. На каждом этапе подготовки обосновывающей документации любые решения принимаются с учетом выполнения экологических и санитарно-гигиенических требований федерального и областного законодательства. 2. Процедура разработки (или выбора) направлений деятельности в конкретной области государственной политики, осуществляемой на уровне концепций, планов, прогнозов, программ, а также порядок подготовки документации, обосновывающей развитие хозяйственной и иной деятельности, реализация которой требует использования земельного участка, включает выявление, анализ и сравнение будущих воздействий на окружающую среду, прогнозирование её изменений, а также учет экологических и связанных с ними экономических, социальных и других последствий осуществления намечаемой деятельности. Статья 13. Принятие решений о природопользовании 1. Решение о развитии природопользования принимается государственными и муниципальными исполнительными органами власти после согласования со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления, и другими сторонами, заинтересованными в возможных последствиях реализации намечаемой деятельности. 2. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти, принявшие решение о развитии природопользования, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления, обеспечивают выполнение и контролируют экологические требования, а также предъявляют при необходимости в процессе подготовки обосновывающей документации дополнительные экологические условия. Статья 14. Порядок предоставления права природопользования 1. Право пользования объектами природной среды в определенных границах и на определенный срок может быть предоставлено (передано) юридическим и физическим лицам по решению органа государственной власти, уполномоченного по закону осуществлять права их собственника от имени Российской Федерации и от имени Смоленской области. 2. Право юридического (физического) лица на осуществление природопользования документируется/удостоверяется: - лицензией на природопользование; - договором на природопользование. 3. Процедура получения и предоставления права на природопользование включает следующие последовательные этапы: - подачу юридическим (физическим) лицом в соответствующий орган исполнительной власти (государственной или муниципальной) заявки на природопользование по установленной форме; - выполнение органом исполнительной власти работы по согласованию заявленного природопользования с заинтересованными органами управления (государственными и муниципальными) и собственниками или пользователями земельных, водных, лесных угодий, а также по организации (при необходимости) экологической экспертизы и оценки воздействия этого природопользования на окружающую среду; - принятие органом исполнительной власти (с учетом результатов согласования, экспертиз и оценок воздействия) решения о предоставлении заявителю права природопользования или отказе ему в этом праве и направление соответствующему специально уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей природной среды поручения по оформлению и выдаче заявителю лицензии на природопользование; - оформление специально уполномоченным государственным органом лицензии на природопользование в соответствии с решением органа исполнительной власти и выдача ее заявителю; - заключение договора на природопользование между органом исполнительной власти и заявителем. 4. Юридические (физические) лица, ранее осуществлявшие природопользование на заявленной территории, имеют преимущественное право на его продолжение. 5. Рассмотрение заявки и принятие решения по ней осуществляется органом исполнительной власти не позднее чем в месячный срок. 6. Отказ в праве на природопользование может быть обжалован заявителем в судебном порядке. Статья 15. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) 1. Подготовка и принятие решений по развитию хозяйственной и иной деятельности не могут осуществляться без оценки воздействия на окружающую среду (ОВОСа),направленной на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических, санитарно-гигиенических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации. 2. ОВОС организуется инициатором/заказчиком хозяйственной и иной деятельности, осуществляется и контролируется разработчиком обосновывающей документации, органами государственной власти управления и контроля, общественными объединениями и организациями. РАЗДЕЛ 3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАВА 1. НОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 16. Нормативы качества компонентов природной среды 1. Нормирование качества компонентов природной среды осуществляется путем установления количественных и качественных ограничений (нормативов качества) на характеристики их состава и свойств. Нормативы качества устанавливаются с учетом здоровья населения, природно-климатических условий и особенностей природного объекта. 2. Нормативы качества компонентов природной среды используются при: - планировании социально-экономического, территориального и отраслевого развития; - планировании и реализации мероприятий по оздоровлению окружающей среды; - установлении правил ведения текущей хозяйственной и иной деятельности; - установлении нормативов воздействий хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды; - планировании мероприятий по компенсации ущерба здоровью населения в связи с экологическим неблагополучием территории. Статья 17. Нормативы природопользования Нормативы природопользования устанавливаются в виде: - отраслевых поресурсных нормативов природопользования, представляющих собой удельные величины использования, изъятия природного ресурса на единицу производимой продукции; - территориальных поресурсных нормативов рационального природопользования, представляющих собой суммарные величины использования, изъятия отдельных видов природных ресурсов всеми хозяйствующими субъектами на конкретной территории. Статья 18. Нормативы воздействия на окружающую среду 1. Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливаются в виде: - территориальных природоохранных нормативов воздействия, представляющих собой величины совокупного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; - отраслевых природоохранных нормативов воздействия, представляющих собой удельные величины образования веществ и энергии на единицу продукции; - предельно допустимых величин поступления вещества и/или энергии в окружающую среду от источника воздействия, в том числе: - выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности; - размещения отходов в окружающей среде; - уровней шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; - предельно допустимых норм нагрузки на окружающую природную среду с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению. 2. Не допускается установление менее жестких, чем федеральные, отраслевых и территориальных поресурсных нормативов природопользования и природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду. ГЛАВА 2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 19. Выдача лицензий на природопользование 1. В случае принятия решения о реализации намечаемой деятельности по природопользованию её инициатор/заказчик получает лицензию (разрешение). 2. Лицензия на комплексное природопользование выдается специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды при наличии лицензий на пользование теми видами природных ресурсов, которые необходимы для осуществления намечаемой деятельности. Лицензии на конкретный вид использования (изъятия) природных ресурсов выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления по согласованию со специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. 3. Лицензия на пользование природными ресурсами с указанной целью (лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром, рыбными запасами, рекреационными территориями, побочными пользованиями и другие) выдается на определенный срок только с определением экологических требований и условий. Полнота учета экологических условий и требований в обосновании деятельности, осуществляемой на основании лицензии, определяется государственной экологической экспертизой. 4. Все виды использования природных ресурсов осуществляются на условиях, определенных в договоре на природопользование. 5. В случае нарушения природопользователем условий природопользования, включая экологические требования, действие лицензии приостанавливается или аннулируется в установленном порядке. 6. Порядок выдачи, приостановки действия и аннулирования лицензий на природопользование регулируется действующим законодательством. Статья 20. Договорное регулирование природопользования 1. Договор на природопользование заключается между природопользователем и органом исполнительной власти на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на использование природных ресурсов. 2. В договоре на использование природных ресурсов: - закрепляется право инициатора/заказчика на рациональное, неистощительное природопользование; - устанавливаются размеры платежей за природопользование, за воздействие на окружающую среду, порядок внесения платежей; - определяется перечень, объемы и сроки выполнения природоохранных мероприятий, осуществляемых природопользователем; - устанавливаются другие условия пользования, не противоречащие действующему законодательству. 3. По ходатайству природопользователя в случаях выполнения им природоохранных мероприятий, предусмотренных договором на использование природных ресурсов, он может быть освобожден (полностью или частично) от платежей за воздействие на окружающую среду. Решение об освобождении от платежей принимается органом исполнительной власти области по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и органами местного самоуправления. 4. Контроль за выполнением условий договора на использование природных ресурсов осуществляют: орган исполнительной власти области, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления и органы местного самоуправления. ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 21. Методы экономического регулирования природопользования 1. Экономическое регулирование в области природопользования осуществляется с целью формирования у инициатора/заказчика хозяйственной и иной деятельности экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства. 2.Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется посредством: - лимитирования природопользования; - платы за природпользование; - экономического стимулирования хозяйственной и иной деятельности, выполняемой с учетом экологических требований; - экологического страхования; - экологического аудирования; - формирования экологических и иных целевых фондов по вопросам природопользования. 3. Законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами Смоленской области могут быть установлены другие методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Статья 22. Лимитирование природопользования 1. Текущая хозяйственная и иная деятельность (природопользование) ограничивается с помощью лимитов и нормативов на природопользование, специально устанавливаемых хозяйствующим субъектам на: - использование, изъятие отдельных видов природных ресурсов; - величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения в ней отходов производства и потребления; - величины иных вредных физических воздействий. 2. Лимиты на природопользование устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления. 3. Порядок установления и применения лимитов на природопользование определяется действующим законодательством. Статья 23. Экологические и иные целевые фонды по вопросам природопользования 1. Экологические и иные целевые фонды по вопросам природопользования создаются для восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда здоровью населения и природной среде, выполнения научных исследований, организации экологического воспитания и образования населения и решения других природоохранительных задач. 2. Запрещается нецелевое расходование средств фондов. Статья 24. Плата за природопользование 1. Плата за природопользование включает плату за: - использование (изъятие) природных ресурсов; - воздействие на окружающую среду. 2. Плата за использование (изъятие) природных ресурсов взимается: - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; - за сверхлимитное и нерациональное использование (изъятие) природных ресурсов; - на воспроизводство природных ресурсов. 3. Плата за воздействие на окружающую среду взимается за: - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов; - выбросы, сбросы (Пункт дополнен - Закон Смоленской области от 17.07.2000 г. N 36-З)загрязн3ющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия сверх установленных лимитов. 4. Средства, образующиеся за счет платы за загрязнение окружающей среды и другие вредные воздействия на неё, направляются хозяйствующими субъектами в экологический и иные целевые фонды по вопросам природопользования. 5. Средства экологического и иных целевых фондов по вопросам природопользования используются на охрану окружающей среды и здоровья населения в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Смоленской области. 6. Средства, образующиеся за счет платы, взимаемой на воспроизводство природных ресурсов, направляются на восстановление природных ресурсов. Статья 25. Экономическое стимулирование природопользования и охраны окружающей среды 1. Экономическое стимулирование ведения хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований федерального и областного законодательства осуществляется путем: - установления налоговых, кредитных и иных льгот, предоставляемых природопользователям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим малоотходные технологии и безотходные производства, использующим вторичные материальные ресурсы, ресурсосберегающие технологии, нетрадиционные виды энергии; - освобождения от налогообложения экологических и иных целевых фондов по вопросам природопользования; - передачи части средств фондов на договор 7. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов осуществляется природопользователями в соответствии с федеральным законодательством. (Пункт дополнен - Закон Смоленской области от 17.07.2000 г. N 36-З)ных условиях под процентные займы субъектам хозяйствования для реализации мер по гарантированному снижению уровня неблагоприятного воздействия на окружающую среду в соответствии с положениями об экологических и иных целевых фондах по вопросам природопользования; - установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; - применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги); - введения специального налогообложения экологически опасной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасной технологии; - применения льготного кредитования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, осуществляющих свою деятельность с соблюдением экологических требований федерального и областного законодательства; - формирования рынка работ (услуг) природоохранного назначения; возмещение вреда, причиненного окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц, жизни и здоровью граждан экологическими правонарушениями; - применения штрафных санкций к нарушителям природоохранительного законодательства. 2. Порядок экономического стимулирования охраны окружающей среды определяется федеральным законодательством и правовыми актами органов государственной власти области. ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 26. Целевые программы по рациональному использованию природных ресурсов и охране здоровья населения 1. В целях обеспечения государственной поддержки осуществления мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и здоровья населения разрабатываются и реализуются целевые программы на федеральном и областном уровнях. 2. Заказчиками государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды могут быть администрация области, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления. 3. Порядок разработки и реализации государственных целевых программ по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и здоровья населения областного значения устанавливается администрацией области. Статья 27. Финансирование государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды 1. Финансирование государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и здоровья населения может производиться за счет: - целевых средств федерального бюджета; - средств областного и местного бюджетов; - средств предприятий и их отраслевых объединений; - средств экологических и иных целевых фондов по вопросам природопользования; - средств фондов экологического страхования; - кредитов банков; - добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан; - средств, поступающих из других источников финансирования. 2. Финансирование целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, охране и восстановлению здоровья населения в областном и местных бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами. 3. Контроль за использованием бюджетных финансовых средств, средств экологических и иных целевых фондов по вопросам природопользования на реализацию государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды и здоровья населения осуществляется органами государственной власти области совместно с органами федерального казначейства, финансовыми органами, аппаратом контрольно-ревизионного управления министерства финансов Российской Федерации по Смоленской области и привлечением аудиторских фирм. 4. Порядок финансирования государственных целевых программ областного значения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и здоровья населения устанавливается администрацией области и утверждается областной Думой. РАЗДЕЛ 4. ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 28. Законодательная инициатива принятия нормативных правовых актов регулирования природопользования Законодательной инициативой принятия нормативных правовых актов регулирования природопользования Смоленской области обладают постоянные комиссии и депутаты областной Думы, глава администрация области, прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда. Статья 29. Платное природопользование на территории области 1. Нормативное правовое регулирование платного природопользования в Смоленской области осуществляется соответствующими нормативными актами. 2. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется администрацией области и утверждается областной Думой. 3. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов. 4. В случае принятия иного, чем в настоящем Законе, федерального законодательства о природопользовании Смоленская областная Дума вносит соответствующие изменения в областное законодательство в установленном порядке. РАЗДЕЛ 5. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 30. Разрешение споров 1. Споры, возникающие в сфере природопользования, разрешаются судами общей юрисдикции, арбитражными судами. 2. В отдельных случаях разногласия и споры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Смоленской области, а также между органами государственной власти области и других субъектов Российской Федерации разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 85 Конституции Российской Федерации. РАЗДЕЛ 6. Статья 31. Ответственность за нарушения законодательства в сфере природопользования Юридические и физические лица, виновные в нарушении требований федерального законодательства о природопользовании и охране окружающей среды и настоящего Закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 32. Введение в действие закона, внесение в него изменений и дополнений 1. Областной Закон "О природопользовании в Смоленской области" вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Изменения и дополнения в настоящий Закон вносятся в порядке, установленном Регламентом Смоленской области областной Думы. Глава администрации Смоленской области А.Е.Глушенков 29 марта 1996 г. N 6-З Приложение П Е Р Е Ч Е Н Ь специально уполномоченных государственных органов, выполняющих функции охраны окружающей среды и природных ресурсов и регулирования использования отдельных видов природных ресурсов 1. Смоленский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов. 2. Смоленский областной комитет по земельным ресурсам и землеустройству. 3. Смоленское управление лесами. 4. Смоленское территориальное управление геологии и использования недр. 5. Комитет по водному хозяйству Смоленской области. 6. Государственная инспекция рыбоохраны по Смоленской области. 7. Управление охотничьего хозяйства Смоленской области. 8. Смоленский областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|